Как зарегистрировать по месту жительства недееспособного

Обновлено: 28.06.2024

от 4 декабря 2013 года N 380-р

В целях организации работы государственных стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Учреждения), и органов опеки и попечительства внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, в отношении недееспособных граждан, помещенных под надзор в Учреждения:

1.1. Методические рекомендации по организации временной передачи недееспособных граждан, находящихся в организациях, оказывающих социальные услуги, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, согласно приложению N 1.

1.2. Форму заявления о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи недееспособного гражданина в семью согласно приложению N 2.

1.3. Форму акта обследования условий жизни гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, согласно приложению N 3.

1.4. Форму заключения о возможности временной передачи недееспособного гражданина в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, согласно приложению N 4.

1.5. Форму заявления гражданина, выразившего желание временно принять в свою семью совершеннолетнего недееспособного гражданина, согласно приложению N 5.

1.6. Форму журнала учета временной передачи недееспособных граждан в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, согласно приложению N 6.

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга А.Б.Любимова.

Председатель Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
А.Н.Ржаненков

Приложение N 1
к распоряжению Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
от 4 декабря 2013 года N 380-р

Методические рекомендации по организации временной передачи недееспособных граждан, находящихся в организациях, оказывающих социальные услуги, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации

1. Настоящие методические рекомендации разработаны Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет) и направлены на организацию работы организаций, оказывающих социальные услуги - Санкт-Петербургских государственных бюджетных (автономных) стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении Комитета (далее - Учреждения), и органов опеки и попечительства органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, наделенных отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по опеке и попечительству (далее - органы опеки и попечительства), в части вопросов, касающихся защиты прав и законных интересов недееспособных граждан, помещенных под надзор в данные Учреждения (далее - недееспособные граждане).

Согласно статье 32 Гражданского кодекса Российской Федерации опека устанавливается над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, для защиты их прав и законных интересов.

На основании части 2 статьи 1 Федерального закона положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные граждане.

Статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки над гражданином. Если лицу, нуждающемуся в опеке, в течение месяца не назначен опекун, исполнение обязанностей опекуна временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Недееспособным гражданам, помещенным под надзор в Учреждения, опекуны не назначаются. Исполнение обязанностей опекуна возлагается на Учреждение.

Целью подготовки настоящих методических рекомендаций является определение единых требований к порядку, условиям временной передачи недееспособных граждан в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (далее - граждане).

2. Учреждения вправе осуществлять временную передачу недееспособных граждан в семьи граждан (на период выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством). Временная передача недееспособных граждан в семьи граждан не является формой их устройства и осуществляется в интересах недееспособных граждан в целях улучшения качества их жизни, наиболее полного удовлетворения их жизненных, эмоциональных, психологических потребностей, обеспечения наиболее полной социально- психологической адаптации к жизни вне Учреждения, организацию отдыха и досуга.

3. Временная передача недееспособных граждан в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей Учреждения по оказанию социальных услуг недееспособным гражданам, а также защите их прав и законных интересов.

4. Срок временного пребывания недееспособного гражданина в семье гражданина не может превышать один месяц.

При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации продолжительностью более одного месяца, прохождение курса лечения и иные случаи, предусмотренные действующим законодательством) срок временного пребывания недееспособного гражданина в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения Учреждения, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов недееспособного гражданина и направлено на реализацию его жизненных интересов. При этом непрерывный срок временного пребывания недееспособного гражданина в семье гражданина не может превышать три месяца и не чаще одного раза в течение календарного года.

Длительность, периоды и конкретные сроки (в течение календарного года) пребывания недееспособного гражданина в семье гражданина определяются Учреждением, по согласованию с гражданином с учетом обеспечения непрерывности процессов обучения, лечения или реабилитации (социальной, медицинской, психологической, педагогической) недееспособного гражданина.

5. При принятии решения о временной передачи недееспособного гражданина в семью гражданина, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание самого недееспособного гражданина, на основании заключения врача Учреждения о возможности выбытия.

Выявление пожелания недееспособного гражданина в форме письменного опроса проводится с учетом его возможностей сотрудником социальной службы Учреждения в обстановке, исключающей влияние на недееспособного гражданина заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле недееспособного гражданина.

Пожелания недееспособного гражданина могут быть написаны им лично.

6. Временная передача недееспособных граждан может осуществляться в семьи граждан, за исключением:

а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

в) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

г) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;

д) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

7. Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи недееспособного гражданина в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи недееспособного гражданина в семью по форме согласно приложению N 2 к распоряжению Комитета "Об утверждении Методических рекомендаций по организации временной передачи недееспособных граждан, находящихся в организациях, оказывающих социальные услуги, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" (далее - распоряжение). К заявлению прилагаются следующие документы:

а) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации) и его копия;

б) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие обстоятельств, указанных в подпункте "в" пункта 6 настоящих Методических рекомендаций;

в) выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;

г) справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, указанных в подпункте "г" пункта 6 настоящих Методических рекомендаций, либо медицинское заключение по форме 164/у-96, выданное лечебно- профилактическим учреждением.

8. Документ, указанный в подпункте "б" пункта 7 настоящих Методических рекомендаций, принимается органом опеки и попечительства в течение 1 года с даты выдачи, документ, указанный в подпункте "г", - в течение 6 месяцев с даты выдачи.

Гражданин вправе представить иные документы, подтверждающие наличие у него необходимых знаний и навыков по обеспечению недееспособных граждан уходом и лечением, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители.

9. Орган опеки и попечительства в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций:

проводит проверку представленных документов и устанавливает отсутствие обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящих Методических рекомендаций;

проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина по форме согласно приложению N 3 к распоряжению (далее - акт);

оформляет заключение о возможности/об отказе во временной передаче недееспособного гражданина в семью гражданина (далее - заключение) по форме согласно приложению N 4 к распоряжению. Заключение действительно в течение трех лет со дня его подписания.

Повторное обращение гражданина по вопросу выдачи заключения допускается после устранения им причин, явившихся основанием для отказа во временной передаче.

10. В случае если при проведении обследования условий жизни гражданина выявлены обстоятельства, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью недееспособного гражданина, его физическому и нравственному развитию либо нарушают или могут нарушать его права и охраняемые законом интересы, орган опеки и попечительства вправе дополнительно в письменной форме запросить у гражданина:

а) копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности гражданина на жилое помещение, в котором будет временно находиться недееспособный гражданин;

б) справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у совместно проживающих с гражданином членов его семьи инфекционных заболеваний в открытой форме, психических расстройств и расстройств поведения до прекращения диспансерного наблюдения. Вместо справки члены семьи гражданина могут представить медицинское заключение по форме 164/у-96, выданное лечебно-профилактическим учреждением. Указанные документы принимаются органом опеки и попечительства в течение 6 месяцев с даты их выдачи.

11. В случае если жилое помещение по месту жительства гражданина не является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо пребывание недееспособного гражданина в указанном жилом помещении создает угрозу его здоровью, физическому состоянию, орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина вправе оформить заключение о возможности временной передачи недееспособного гражданина гражданину без пребывания в указанном жилом помещении. При этом гражданин может:

брать недееспособного гражданина в дневные часы в соответствии с распорядком дня Учреждения;

выехать с недееспособным гражданином на отдых (оздоровление) с размещением на территории объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения с предъявлением туристической путевки в Учреждение;

пребывать с недееспособным гражданином в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина.

12. В случае если жилое помещение, в котором будет временно находиться недееспособный гражданин, не является местом жительства гражданина, орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина направляет в орган опеки и попечительства по месту пребывания гражданина либо выдает на руки гражданину запрос об оформлении акта по месту его пребывания.

13. Орган опеки и попечительства по месту пребывания гражданина на основании запроса, указанного в пункте 12 настоящих Методических рекомендаций, проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт по месту его пребывания.

14. Акт по месту пребывания оформляется в 3-х экземплярах, один из которых направляется гражданину не позднее трех рабочих дней с даты подписания, второй передается в орган опеки и попечительства, направивший запрос, или выдается на руки гражданину для передачи в орган опеки и попечительства по месту жительства, третий хранится в органе опеки и попечительства по месту пребывания гражданина.

15. Срок оформления органом опеки и попечительства по месту жительства гражданина заключения, установленный пунктом 9 настоящих Методических рекомендаций, может быть продлен до получения органом опеки и попечительства документов, указанных в пунктах 10 и 13 настоящих Методических рекомендаций, но не более чем на семь рабочих дней.

16. Документы, указанные в абзаце третьем и четвертом пункта 9 и пункте 11 настоящих Методических рекомендаций, оформляются в 2-х экземплярах, один из которых выдается на руки гражданину не позднее трех рабочих дней со дня их подписания, а второй хранится в органе опеки и попечительства.

17. Вместе с заключением гражданину возвращаются документы, указанные в пунктах 7 и 10 настоящих Методических рекомендаций, и разъясняется порядок обжалования соответствующего заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

18. В Учреждение представляются следующие документы:

а) заявление гражданина, выразившего желание временно принять в свою семью совершеннолетнего недееспособного гражданина, по форме согласно приложению N 5 к распоряжению;

б) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации) и его копия;

г) согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста, членов его семьи на временную передачу недееспособного гражданина в семью гражданина, выраженное в письменной форме.

19. Учреждение на основании документов, представленных гражданином в соответствии с пунктом 18 настоящих Методических рекомендаций, осуществляет регистрацию заявления гражданина и организует работу по принятию решения о возможности временной передачи недееспособного гражданина в семью гражданина.

20. Решение о возможности временной передачи недееспособного гражданина в семью гражданина принимается руководителем Учреждения, с учетом следующих обстоятельств:

а) наличие между гражданином, членами его семьи и недееспособным гражданином родственных отношений;

б) сложившиеся взаимоотношения между недееспособным гражданином и гражданином (членами его семьи);

в) предыдущий опыт общения гражданина с недееспособным гражданином либо опыт временного пребывания в семье гражданина других недееспособных граждан.

21. Передача недееспособного гражданина в семью гражданина не допускается, если:

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ И НЕ ПОЛНОСТЬЮ ДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.

Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

Гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Совершать другие сделки он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. Попечитель получает и расходует заработок, пенсию и иные доходы гражданина, ограниченного судом в дееспособности, в интересах подопечного с разрешения органа опеки и попечительства.

Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности.

На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Опека над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, устанавливается органами опеки и попечительства (ст. 32 ГК РФ).

Опекунами над недееспособным совершеннолетним гражданином могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане, не лишенные родительских прав и не имеющие на момент установления опеки судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (п. 2 ст. 35 ГК РФ).

Чтобы установить опеку над совершеннолетним недееспособным гражданином, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте документы для обращения в органы опеки и попечительства

Для установления опеки над совершеннолетним недееспособным гражданином его близкими родственниками (родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, внуки), с которыми указанный гражданин проживал совместно не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, необходимо подготовить следующие документы (п. 4(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 927):

  • заявление о назначении опекуном;
  • копия паспорта;
  • документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным;
  • копию свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
  • выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном; (справки ф. 7,9, правоустанавливающие документы на жилое помещение);
  • справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выдаваемая органами внутренних дел; (можно получить через МФЦ)
  • справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выдаваемая соответствующими уполномоченными органами (запрашивается органом опеки и попечительства);
  • справка, подтверждающая получение пенсии, выдаваемая территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации или иными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, - в отношении гражданина, выразившего желание стать опекуном, являющегося пенсионером;
  • заключение органов опеки и попечительства об отсутствии фактов ненадлежащего обращения близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, с совершеннолетним подопечным в период до достижения им возраста 18 лет в случае, если опека или попечительство устанавливаются в связи с достижением совершеннолетия. Межведомственный запрос не направляется в случае, если орган опеки и попечительства располагает указанными сведениями.

Иным гражданам, выразившим желание стать опекунами, необходимо подготовить следующие документы (п. 4 Правил):

    о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа;
  • копия паспорта;
  • справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения);
  • медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном (форма 164-У);
  • копию свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
  • выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном; (справки ф. 7,9, правоустанавливающие документы на жилое помещение);
  • справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выдаваемая органами внутренних дел; (можно получить через МФЦ)
  • справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выдаваемая соответствующими уполномоченными органами (запрашивается органом опеки и попечительства);
  • документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки (при наличии).

Справка. Подготовка гражданина, выразившего желание стать опекуном

Подготовка гражданина, выразившего желание стать опекуном, осуществляется органом опеки и попечительства по установленной примерной программе бесплатно и включает (п. 14 Правил; Примерная программа, утв. Приказом Минтруда России от 12.02.2020 N 58н):

· ознакомление с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством РФ и законодательством соответствующего субъекта РФ;

· посещение обучающих семинаров и тренинговых занятий по вопросам психологии и основам медицинских знаний;

· обеспечение психологического обследования для оценки психологической готовности исполнять обязанности опекуна - с согласия потенциального опекуна;

  • автобиографию;
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна).

Справка с места работы или иной документ, подтверждающий доходы опекуна, принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья - в течение трех месяцев со дня его выдачи (п. 6 Правил).

Для оформления личного дела подопечного недееспособного (при установлении опеки) необходимы будут также следующие документы:

Шаг 2. Представьте документы в орган опеки и попечительства

Документы представляются в орган опеки и попечительства по месту жительства будущего опекуна вместе с предъявлением паспорта РФ (п. п. 4, 5 Правил).

Шаг 3. Получите в органе опеки и попечительства акт об обследовании

Шаг 4. Получите в органе опеки и попечительства решение о возможности быть опекуном

Орган опеки и попечительства через 15 дней после представления заявителем вышеперечисленных документов и акта об обследовании принимает решение о назначении заявителя опекуном либо выдает заключение о возможности заявителя быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном (п. 9 Правил).

В акте органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном может быть указан срок действия его полномочий, определяемый конкретным периодом или указанием на наступление определенного события (разд. IV Руководства по соблюдению обязательных требований в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных граждан, утв. Рострудом).

Заключение о возможности заявителя быть опекуном действительно в течение двух лет со дня его выдачи (п. 11 Правил).

Заключение органа опеки и попечительства является основанием для получения заявителем направления на посещение совершеннолетнего подопечного.

Заявителю может быть отказано в назначении его опекуном с указанием причин отказа. В этом случае возвращаются все представленные им документы и разъясняется порядок обжалования решения об отказе в назначении опекуном (абз. 5 п. 9 Правил).

Когда назначается предварительная опека?

В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе назначить предварительную опеку и временного опекуна.

Что для этого требуется?

Опекуном или попечителем может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин. Установление предварительной опеки или попечительства допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни.

Какие права и обязанности временного опекуна или попечителя?

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

Сколько может длиться предварительная опека или попечительство?

Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения шести месяцев со дня установления предварительной опеки, временный опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев.

Куда надо обращаться для установления предварительной опеки или попечительства?

Для установления предварительной опеки и попечительства необходимо обращаться в орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина, которому требуется опекун.

Контроль за деятельностью опекуна

В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов или попечителей орган опеки и попечительства по месту жительства совершеннолетних подопечных проводит плановые и внеплановые проверки:

При установлении опеки или попечительства посторонними гражданами над совершеннолетними подопечными плановые проверки проводятся:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя.

При установлении опеки или попечительства над совершеннолетним подопечным его близким родственником из числа родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, детей и внуков, которые постоянно совместно с ним проживали не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, плановые проверки проводятся в виде посещения совершеннолетнего подопечного:

а) 1 раз в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя;

б) 1 раз в 3 года в течение последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя.

Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.

В случае если действия опекуна или попечителя осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному состоянию совершеннолетнего подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки:

а) принимает акт об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну или попечителю;

б) осуществляет меры по временному устройству совершеннолетнего недееспособного гражданина (при необходимости);

в) принимает решение о помещении совершеннолетнего недееспособного гражданина под надзор в медицинскую организацию или в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме.

При смене совершеннолетним подопечным места жительства орган опеки и попечительства по старому месту жительства совершеннолетнего подопечного направляет его личное дело в течение 3 дней со дня получения соответствующей информации от опекуна или попечителя в орган опеки и попечительства по новому месту жительства совершеннолетнего подопечного. Орган опеки и попечительства по новому месту жительства совершеннолетнего подопечного не позднее дня, следующего за днем получения личного дела совершеннолетнего подопечного, обязан поставить совершеннолетнего подопечного на учет в установленном порядке.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Имущественные права недееспособных граждан

Имущественные права недееспособных граждан

Фундаментальным правом, содержащимся в Конституции Российской Федерации, является положение ч. 2 ст. 35, согласно которому гражданин наделяется правом иметь имущество в собственности, то есть владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Обозначенное правило уточняется в ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (далее – ГК РФ), посвященной праву собственности.

Говоря о физических лицах в качестве обладателей вышеобозначенных прав, следует указать на лицо, которое не входит в привычный круг субъектов гражданского оборота, обладает специфическим правовым статусом, который предусматривает наличие у данного лица некоторых особенностей при реализации им права собственности. Таковым субъектом является подопечный.

В силу ст. 21 ГК РФ дееспособность – это способность физического лица самостоятельно реализовывать свои права, а также приобретать и нести обязанности. Дееспособность в полном объеме наступает по достижении гражданином совершеннолетия, то есть 18 лет.

До этого возраста граждане обладают частичной дееспособностью, например, подростки от 14 до 18 лет согласно ст. 26 ГК РФ уже могут совершать различные сделки, но только с согласия или последующего одобрения родителей. Имущественную ответственность за последствия таких сделок они несут самостоятельно в соответствии с законом.

Однако достижение совершеннолетия – далеко не всегда гарантия обретения полной дееспособности. В силу ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.

В целом все обязанности опекунов в отношении имущества подопечных можно свести к трем наиболее общим: заботиться о переданном им имуществе как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости этого имущества и способствовать извлечению из него доходов.

Правовое регулирование действий опекунов в отношении имущества подопечных, в принципе, есть установление порядка реализации этих обязанностей на практике, которое в основном сводится к установлению дополнительных требований и ограничений.

Можно пояснить, что основной причиной такого законодательного подхода является недееспособность собственника имущества, что не только лишает его возможности самостоятельно осуществлять свои правомочия собственника, но и контролировать, как эти правомочия осуществляют другие лица. Поэтому максимальную защиту имущественных прав недееспособных обеспечивает закон через уполномоченные органы, преимущественно – органы опеки и попечительства.

Итак, первое ограничение, которое вводит законодатель: ни сам опекун, ни его супруг или близкие родственники не могут совершать сделки с подопечным, кроме дарения или иной безвозмездной передачи подопечному своего имущества.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, а также сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, в том числе других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Из трех правомочий собственника у недееспособного гражданина есть только право владения и пользования своим имуществом. Право распоряжения имуществом подопечного принадлежит опекуну, но в объеме, ограниченном законом.

Вердикт законодателя звучит категорично: недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению. Отступление от этого запрета допустимо только в следующих случаях:

– принудительное обращение взыскания на имущество, в том числе если имущество является предметом залога;

– отчуждение по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

– отчуждение по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

– отчуждение жилого помещения или его части при перемене места жительства подопечного;

– отчуждение недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого опять же требуют интересы подопечного.

Все вышеуказанные правила распространяются и при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка.

Во всех перечисленных случаях распоряжение допустимо только с разрешения органа опеки и только в целях увеличения имущественной массы недееспособного гражданина, сохранности его имущества.

Кроме того, согласие органов опеки и попечительства понадобится не только при отчуждении имущества недееспособного, но и в случае отчуждения жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц.

На сегодняшний день в целях защиты прав и законных интересов недееспособных, сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению. Речь идет не только о сделках по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, но и об иных сделках по отчуждению недвижимости указанными гражданами.

Кроме того, важным элементом гражданской правоспособности является возможность наследовать и завещать имущество. В наследственных правоотношениях недееспособные граждане могут выступать в качестве наследодателя и наследника. В качестве наследодателя может выступать любое физическое лицо, в том числе недееспособное (ограниченно дееспособное) и несовершеннолетнее. Это обусловлено тем, что основанием наследования является не волеизъявление, а факт смерти человека. Вместе с тем следует иметь в виду, что недееспособные граждане могут выступать в качестве наследодателей только при наследовании по закону, поскольку завещательной дееспособностью они не обладают.

Весомую роль в защите имущественных прав недееспособных законодатель отводит органам, осуществляющим государственную регистрацию прав. Согласно ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при наличии у органа государственной регистрации сведений о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными, а также сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, записи об этом вносятся в Единый государственный реестр прав.

Подача заявлений на государственную регистрацию осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 г. № 789.

От имени физических лиц подачу заявлений на государственную регистрацию прав осуществляют:

– законные представители (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет;

– опекуны недееспособных граждан;

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может подать заявление о предоставлении государственной услуги самостоятельно (без согласия законных представителей).

Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

Содержание

Что такое прописка

На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе. Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки. Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.

Отличие постоянной регистрации от временной

Постоянная регистрация — это регистрация по месту жительства. Местом жительства могут быть собственный дом или квартира, оформленные в собственность, купленные или полученные в наследство. Также это жилье, которое оформлено по договору социального найма. Штамп о постоянной регистрации ставится в паспорт. Она действует бессрочно, пока человек сам не пожелает сняться с регистрационного учета в связи с переездом или другими причинами. Также его могут выписать по решению суда, например, если человека признали безвестно отсутствующим.

Зачем нужна постоянная регистрация

Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.

Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.

Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.

Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится проголосовать на выборах или заключать договоры. Мало кто решится заключать договор с лицом без определенного места жительства или пребывания, поскольку повышаются риски исполнения обязательств перед второй стороной, например банком. Без регистрации сложнее зарегистрировать ИП или юридическое лицо.

Где можно оформить регистрацию

Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях). Нельзя оформить постоянную прописку в апартаментах, поскольку они относятся к нежилым помещениям. В апартаментах можно оформить только временную регистрацию. Это одна из причин постоянных дискуссий вокруг статуса апартаментов.

Ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.

А вот временная регистрация возможна не только в квартирах и домах, но и гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).

Постоянная регистрация на даче

С 1 января 2019 года стало возможным зарегистрироваться на даче. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности. В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей. В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.

На дачу нужно оформить технический паспорт БТИ, после чего она переоформляется в индивидуальный жилой дом, ему должен быть присвоен почтовый адрес (иначе регистрация по месту жительства будет невозможна). Перевести дачу (после соблюдения всех перечисленных условий) в индивидуальный жилой дом получится, если он не расположен на землях, где запрещено жилищное строительство. Это могут быть земли особо охраняемых территорий, водного и лесного фонда и т. д.

Перевод дачи в жилой дом, помимо прописки, дает и ряд других преимуществ будущему владельцу. Во-первых, собственник сможет получить имущественный налоговый вычет, что возможно только при приобретении жилой недвижимости. Во-вторых, он сможет оформить местный тариф на электричество, который намного ниже (примерно на 30%), чем в городе. В-третьих, жилой статус дома может обеспечить ему более высокую цену при продаже.

Можно ли жить без постоянной прописки

По закону, если место жительства меняется, в течение семи дней нужно прописаться по новому адресу. Но ситуации, когда у человека нет постоянной прописки, возможны. Например, если он продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.

Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.

Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Постоянная регистрация: риски для собственника

Законодательством предусмотрена ответственность за такие действия. За фиктивную прописку собственник может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.15.2 КоАП РФ или к уголовной согласно ст. 322.2 УК РФ.

Как прописаться в квартире

Подать документы для регистрации по месту жительства можно несколькими способами:

· в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.

Список документов:

· заявление, подписанное вами или собственником помещения;

· документ о праве собственности на жилье: по желанию, но лучше его предоставить;

· документ, который подтверждает основание для вселения, если нет права собственности: договор найма, решение суда;

· согласие совершеннолетних пользователей помещения, наймодателя, других собственников;

· акт о назначении опекуна или попечителя, если они есть.

Документ, который подтверждает снятие с регистрации по прежнему месту жительства, не нужен. Регистрацию по предыдущему адресу снимают автоматически при оформлении новой.

Как сняться с постоянной регистрации

Данная процедура необходима, когда человек переезжает на новое место жительства, покупает квартиру или уезжает из России. Сняться с регистрационного учета можно, обратившись с заявлением лично или подав документы в ближайший МФЦ. Причем сняться с учета можно не только по месту прописки, но и в любом регионе России. Государство оказывает данную услугу бесплатно, назначая штрафы только в тех случаях, когда была просрочена регистрация на старом месте жительства (по временной регистрации).

При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно. Достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение.

В случае если у человека есть несовершеннолетние дети, то они снимаются автоматически с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если новое место жительство неизвестно, то можно снять несовершеннолетнего с учета в общем порядке.

Читайте также: