Как выглядит свидетельство о государственной регистрации ип

Обновлено: 30.06.2024

Что это за документ, и как получить лист записи? Разберемся в этом вопросе подробнее.

Когда выдают лист записи ЕГРИП

Первый раз лист записи ЕГРИП выдают сразу после регистрации индивидуального предпринимателя. Именно этот документ подтверждает, что гражданин получил статус субъекта предпринимательской деятельности и вправе заниматься бизнесом.

Лист записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей заменил собой свидетельство о регистрации ИП, которое выдавалось до 2017 года. Но хотя свидетельства больше не выдаются, они не утратили своей юридической силы.

ИФНС направляет лист записи на четвертый рабочий день после приема заявления на регистрацию ИП. Документ приходит на электронный ящик заявителя, поэтому будьте внимательны и проверяйте почту. Если вы хотите получить лист записи не только электронно, но и на бумаге, для этого надо заранее сделать отметку на последнем листе заявления Р21001.

Кроме того, лист записи из реестра направляется в ответ на другие заявления предпринимателя. Например, при смене кодов видов деятельности по ОКВЭД, когда подается форма Р24001. Также лист записи подтверждает факт прекращения предпринимательской деятельности, если ИП подал заявление Р26001.

Как выглядит лист записи ЕГРИП

Лист записи ЕГРИП оформляется на бланке, утвержденном Приказом ФНС России от 06.11.2020 N ЕД-7-14/794@. Другое его название – форма № Р60009. Это простой документ, который подтверждает, что в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении ИП внесена определенная запись.

Лист ЕГРИП, стр.1

Лист ЕГРИП, стр.2

Лист ЕГРИП, стр.3

Лист ЕГРИП, стр.4

Образец листа записи ЕГРИП при регистрации ИП

Первый раз запись подтверждает, что физическое лицо получило статус индивидуального предпринимателя. Если подается форма Р24001, то запись подтверждает, что внесены изменения в сведения об индивидуальном предпринимателе. Когда же ИП закрывается, в реестр вносится запись о том, человек прекратил предпринимательскую деятельность.

Кроме причины внесения записи, в документ вносят ее регистрационный номер, дату, орган выдачи, имя и подпись ответственного лица.

Что такое выписка из ЕГРИП

Итак, мы разобрались, что лист записи ЕГРИП выдается в качестве подтверждения какого-то регистрационного действия. Кроме того, существует выписка из реестра, которая включает в себя все записи, сделанные в отношении конкретного предпринимателя. То есть выписка из ЕГРИП – это более полный документ, чем отдельный лист записи.

Выписка нужна во многих случаях: при заключении сделок, участии в торгах, открытии расчетного счета, получении государственной субсидии, обращении в арбитражный суд, оформлении ЭЦП и др. Причем представить надо актуальную выписку, обычно выданную не более месяца назад.

Если контрагент или другое заинтересованное лицо запрашивает у вас документ из реестра, уточните, что именно требуется: первый лист записи или сведения из ЕГРИП на самую позднюю дату.

Дело в том, что чаще всего имеется в виду именно последняя выписка со всеми сведениями. Ведь по листу записи, выданному при регистрации ИП, непонятно, продолжает человек вести деятельность или уже прекратил ее. А у предпринимателей, вставших на учет до 2017 года, первого листа записи в принципе нет, ведь тогда вместо него выдавалось свидетельство о регистрации ИП.

Как получить сведения из ЕГРИП

На вопрос, как получить лист записи из ЕГРИП, мы уже ответили. Документ приходит на электронный ящик в ответ на заявление, поданное на регистрацию ИП, а также при изменении сведений о предпринимателе или закрытии бизнеса.

Что касается выписки из реестра, то есть полной истории деятельности ИП, то ее всегда можно запросить в налоговой инспекции. Если контрагента или банк устраивает электронная выписка из ЕГРИП, то ее можно получить через личный кабинет индивидуального предпринимателя на сайте ФНС.

как получить выписку егрип

Заявление направляется бесплатно, а срок ответа составляет не более одного рабочего дня со дня регистрации запроса.

Кроме того, существует бесплатный сервис ФНС, где сведения из реестра предоставляются сразу онлайн.

Итоги

Лист записи ЕГРИП подтверждает отдельные регистрационные действия в отношении конкретного предпринимателя. При этом в реестре сохраняются все записи за период деятельности ИП.

В большинстве случаев контрагенты и другие лица хотят получить именно полную выписку из реестра, а не лист записи ЕГРИП по одной ситуации. Будьте внимательны, это разные документы.

Выписку из ЕГРИП выдает налоговая инспекция. Выписка в электронном виде бесплатная, а за бумажную придется заплатить пошлину. Получить сведения из реестра можно как в отношении себя, так и по другому индивидуальному предпринимателю.

Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — документ, отражающий важный реквизит ИП — ОГРНИП. Ранее оно выдавалось всем ИП, но с 01.01.2017 вступил в силу приказ ФНС № ММВ-7–14/[email protected], которым ставшие привычным свидетельства были отменены. Сейчас на руки бизнесмену выдаётся лист записи из Единого государственного реестра (ЕГРИП). Рассмотрим эту новеллу подробнее.

Общие положения

Для ведения предпринимательской деятельности без создания юридического лица и на законных основаниях гражданину следует зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Без этой регистрации всякая деловая активность физического лица будет являться нелегальной и подлежит пресечению. Подтверждение разрешения на занятие индивидуальным бизнесом до 01.01.2017 фиксировалось свидетельством о регистрации.

Свидетельство о государственной регистрации ИП

Ранее ИП после постановки на учёт в налоговом органе выдавалось свидетельство о государственной регистрации

В настоящее время свидетельство как для частного предпринимателя, так и в отношении компании аннулировано. Но это совсем не означает, что отменяется сама регистрация. Просто одним из бланков строгой отчётности в области постановки на учёт предпринимателя стало меньше.

Отмена свидетельства о регистрации является ещё одним шагом на пути перехода к документообороту между предпринимателем и фискальными органами в электронном виде. Однако пока обычные документы на бумажной основе полностью ликвидировать невозможно.

Вместо свидетельства о регистрации на руки выдаётся уже ранее существовавший бланк выписки из Единого государственного реестра — лист записи ЕГРИП по форме 60009.

Выписка из ЕГРИП в настоящее время выдаётся ИП вместо аннулированного свидетельства о регистрации

Поэтапная процедура регистрации ИП

Выделяются три основных способа регистрации ИП:

  1. Самостоятельное оформление документов непосредственно в помещении налоговой инспекции.
  2. Саморегистрация путём посылки документов почтой.
  3. По интернету на сайте ФНС.
  4. Обращение за помощью в регистрации к посторонней коммерческой организации.

Самостоятельная регистрация обойдётся значительно дешевле, чем помощь профессионального регистратора, но займёт намного больше времени. В стоимость самостоятельной регистрации официально входит только цена государственной пошлины, составляющая 800 рублей. Конечно, потраченные предпринимателем на это мероприятие время, усилия, расходы на транспорт, канцелярские и другие расходы, как всегда, не учитываются.

А также не учитываются затраты на изготовление печати и открытие счёта в банке, так как они не являются обязательными — можно работать без печати и банковского счёта.

Стоимость регистрации при помощи сторонней организации обойдётся предпринимателю дороже. Конечно, если она будет заключаться только в предоставлении отдельных юридических справок, то можно ограничиться суммой в 100–200 рублей. Но обычно организация принимает на себя обязательства осуществить полное оформление документов и пройти все бюрократические процедуры. Такая услуга обойдётся будущему предпринимателю в сумму от двух до пяти тысяч рублей. Для гарантированного обеспечения регистрации ИП этот пункт должен быть обязательно зафиксирован в соглашении между гражданином и фирмой, оказывающей такую услугу.

деньги

Первый тест на умение распоряжаться деньгами и временем предприниматель сдаёт в тот момент, когда принимает решение о способе регистрации своего бизнеса

Подготовка необходимой документации

Начальным этапом самостоятельной регистрации физического лица в качестве ИП является сбор необходимых документов. Их перечень довольно прост:

  • Заявление о государственной регистрации.
  • Квитанция на оплату государственной пошлины.
  • Заявление о переходе на одну из систем налогообложения:
    • упрощённую (УСН);
    • единый налог на вменённый доход (ЕНВД);
    • общую систему (ОСНО).

    Заявление о государственной регистрации ИП составляется по форме Р21001.

    Заполнение этого бланка требует внимательности. Для корректного оформления документа необходимо тщательно изучить все требования, прописанные в приложении № 20 приказа ФНС № ММВ-7–6/[email protected] от 25.01.2012. При заполнении граф печатным образом применяется шрифт Courier New размером 18 пикселей. При заполнении вручную используется ручка с пастой и чернилами чёрного цвета, а записи делаются только печатными заглавными буквами.

    В заявлении заполняются страницы 1,2 и листы А, Б. Наиболее сложным является заполнение листа А, в котором указываются коды экономической деятельности по ОКВЭД.

    Образец заполнения листа А бланка Р21001

    На листе А заявления указываются коды экономической деятельности

    Количество кодов не ограничивается. На странице А есть графы для 14 кодов, но не запрещается делать её продолжение. При этом нужно записать не менее четырёх знаков кода.

    Иногда при составлении заявления, возникает вопрос, где взять ИНН. Проще всего свой индивидуальный налоговый номер (ИНН) узнать на сайте ФНС. Для этого там существует специальная форма: заполнив её, можно получить ИНН немедленно.

    Форма определения ИНН на сайте ФНС

    Для того чтобы узнать свой ИНН, достаточно заполнить специальную форму на сайте ФНС

    Аналогичным образом на том же сайте ФНС можно оформить квитанцию для оплаты государственной пошлины на регистрацию ИП.

    Оплатить госпошлину несложно в отделении любого банка или с помощью сторонней коммерческой организации. При заполнении бланка квитанции вручную необходимо узнать реквизиты конкретной ИФНС, в которой будет проводиться регистрация.

    Подача пакета документов на регистрацию

    Оформление регистрации нового ИП проводит региональная налоговая инспекция, обслуживающая район по месту жительства гражданина, указанному в его паспорте. Если имеется только временная прописка, то документы на регистрацию подаются в специальные регистрирующие налоговые инспекции, обычно расположенные в крупных городах. Например, в Москве документы принимаются в ИФНС № 46, расположенной по адресу: 125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3, стр.2.

    Подавать документы можно:

    • в электронном виде, через онлайн-сервис ФНС;
    • по почте;
    • самостоятельно в налоговый орган;
    • непосредственно в налоговую инспекцию через доверенное лицо.

    При передаче документов лично работнику налогового органа заявление подписывается в присутствии последнего.

    После передачи в налоговый орган документов лично или через посредника работник налоговой инспекции выдаёт расписку об их получении с обязательным входящим номером и штампом.

    Получение документов

    По истечении трёхдневного срока от даты подачи документов необходимо вновь обратиться в налоговую инспекцию за получением регистрационных документов. Выдача этих документов осуществляется согласно полученной расписке или доверенности на их получение, если за документами приходит доверенная особа.

    В пакет разрешительных регистрационных документов входят:

    • лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме № Р60009;
    • свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе.

    Содержание регистрационных документов

    После отмены свидетельства о регистрации основным документом, свидетельствующим о регистрации нового бизнесмена, является лист записи в ЕГРИП.

    Образец записи Единого реестра индивидуальных предпринимателей (форма № Р600090

    Лист записи ЕГРИП является основным документов выдаваемым ИП после его регистрации в налоговых органах

    В этом документе в качестве основного идентификатора ИП вписан Основной государственный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), присваивающийся ИП раз и навсегда. Этот номер не может быть изменён.

    Идентификатор ОГРНИП имеет пятнадцать цифр, каждая из которых включает часть информации о бизнесмене. Структура кода:

    • В начале номера ставится цифра 3, если номер является основным, или цифра 4, когда он дополнительный.
    • Вторая и третья цифры обозначают год регистрации.
    • Четвёртый и пятый знаки фиксируют код региона, в котором расположена налоговая инспекция, осуществившая регистрацию.
    • Шестой и седьмой номер указывают на код самой ИФНС, в которой прошла регистрация ИП.
    • Далее число, зафиксированное в знаках от восьмого до четырнадцатого включительно, показывает порядковый номер записи в ЕГРИП.
    • И, наконец, пятнадцатая цифра вычисляется путём деления числа их четырнадцати цифр, которое сформировалось перед ней, на число 13. Но при этом на пятнадцатое место вписывается не само число, которое, естественно, будет не целым, а дробным, а цифра младшего разряда числа остатка, полученного от деления.

    В результате, во-первых, достигается уникальность номера ОГРНИП, а во-вторых — возможность проверки номера на его подлинность.

    Если у вас с математикой не очень хорошие отношения, то подлинность идентификатора ОГРНИП можно проверить бесплатно, введя его номер на специализированных сайтах.

    Однако для проверки подлинности проще воспользоваться следующим алгоритмом вычислений, выполняемых самостоятельно:

    1. Четырнадцать знаков номера разделить на 13 и округлить результат до целого числа.
    2. Полученное число умножить на 13.
    3. От исходного числа из четырнадцати знаков отнять число, полученное в результате второго действия.

    Число, полученное после произведённого вычитания, должно быть равно пятнадцатому знаку идентификатора.

    калькулятор

    Дружите с математикой, и тогда проверка подлинности идентификатора ОГРНИП будет для вас простым делом

    Вторым документом, выдаваемым после регистрации, является свидетельство о постановке на учёт. Начиная с января 2017 года вопрос выдачи свидетельства о постановке на учёт тоже значительно упростился:

    • теперь этот документ оформляется не на бланке строгой отчётности, а на обычном листе бумаги А4;
    • формуляр о постановке на учёт сейчас можно получить не только в ИФНС, зарегистрировавшей ИП, но и в ином налоговом органе.

    Видео: изменения в законодательстве о регистрации юридических лиц и ИП

    Сегодня законодательно отменён такой привычный всем документ, как свидетельство о регистрации ИП. Теперь вместо свидетельства о регистрации ИП выдаётся Лист записи единого реестра, являющийся отныне основным юридическим удостоверением предпринимателя. Порядок оформления регистрации физического лица в качестве ИП также претерпел незначительные изменения.

    Фасахова Елена

    Ведущий юрист. Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 200-46-92 (Бесплатная горячая линия).

    Это быстро и бесплатно!

    Сегодня ни один новый предприниматель не получает на руки бумажное свидетельство о регистрации своего ИП. Ведь такой документ отменили еще в 2017 г. Теперь ФНС выдает заявителю лист записи ЕГРИП. В итоге лица, ставшие ИП до 2017 г. и после, вправе использовать реквизиты из первого или из второго документов. Нужно ли сегодня получать свидетельство о государственной регистрации ИП и чем оно отличается от листа записи ЕГРИП, рассказано ниже в статье.

    Нужно ли свидетельство о гос. регистрации ИП

    Сегодня при госрегистрации ИП в ИФНС ни одному начинающему бизнесмену не выдается бумажное свидетельство. Ведь оно было отменено еще в начале 2017 г. Теперь налоговики выдают физлицам лист записи ЕГРИП. Причем он оформляется и:

    1. При изменении сведений о своей предпринимательской деятельности.
    2. После закрытия ИП.

    Однако, несмотря на эти изменения в законодательстве РФ, бумажные свидетельства, оформленные до начала 2017 г., все равно считаются действительными.

    Когда и почему отменили свидетельства о регистрации ИП

    До 2017 г. начинающему бизнесмену выдавалось свидетельство по форме № Р61003. Оно было отменено с 1 января 2017 г. и было заменено листом записи ЕГРИП. Это было сделано по разным причинам.

    Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя

    Так, бумажные свидетельства о госрегистрации ИП были отменены по следующим причинам:

    1. Чтобы уменьшить расходы ФНС на изготовление спец. бланков. Ведь свидетельство оформлялось на защищенном спец. бланке. Также, на этом документе проставлялась удостоверяющая печать (гербовая). В итоге это приводило к доп. расходам ФНС, которые приходилось покрывать из федерального бюджета.
    2. Защищенные бланки требовали контроля их оформления и соблюдения особых условий хранения, что заметно тормозило процесс постановки гражданина на учет в качестве ИП. Теперь справки для ИП оформляются быстрее. Ведь листы о регистрации ИП формируются в pdf-формате и высылаются на e-mail ИП, а не изготавливаются на спец. бланке, как это было раньше.
    3. Сегодня многие российские госреестры ведутся онлайн (через интернет). В итоге чтобы, например, провести сделку со своим контрагентом, ИП нужно получить выписку из Единого госреестра ИП (ЕГРИП), в котором будут отражены последние данные по проверяемому лицу. Так, выписка ЕГРИП помогает проверить своего контрагента на добросовестность. Ведь получение свежих данных из госреестра позволяет бизнесмену убедиться в том, что предъявленное контрагентом свидетельство ИП на самом деле является действительным на данный момент.

    Также, согласно Приказу ФНС РФ № ММВ-7-14/481 от 12 сентября 2016 г. и Информации с сайта налоговой от 09 января 2017 г., главной причиной отказа государства от оформления бумажных свидетельств является повышение эффективности работы налоговой (так, при электронном взаимодействии инспекции ФНС и физлиц, которые хотят стать ИП). Иными словами, чем меньше справок нужно выдавать для открытия ИП, тем быстрее проходит сама процедура регистрации нового предпринимателя.

    Переход на электронный документооборот

    Свидетельства на открытие своего ИП можно было получить вплоть до начала 2017 г. Затем, были введены листы записи ЕГРИП. Причем с начала 2017 г. до конца апреля 2018 г. такие листы можно было получить только в бумажной форме. Однако, 30 октября 2017 г. Законом РФ № 312-ФЗ были внесены поправки в Закон РФ № 129-ФЗ о госрегистрации ИП и юрлиц.

    Так, по Информации с сайта ФНС от 28 апреля 2018 г., начиная с 29 апреля 2018 г. ФНС взяла курс на сокращение бумажного документооборота. Теперь, в соответствии с Законом РФ № 312-ФЗ, лист записи стали выдавать в электронной форме, а не на бумаге.

    Ольга Гаврилова

    Стаж работы в качестве адвоката — 21 год. С 2015 г. является экспертом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончарова А.Н.

    Иными словами, теперь после успешной госрегистрации ИП на e-mail гражданина, прописанный в заявлении на открытие своего ИП, приходит письмо с листом записи в pdf-формате. Причем, отдельно идти в налоговую за получением такого документа на бумаге уже не нужно.

    Повсеместное внедрение электронного документооборота значительно упрощает бизнесменам жизнь. Так, он выгоден по деньгам и существенно экономит время.

    Однако, ИП вправе, кроме pdf-файла, получить на руки ещё и бумажный лист. Для этого ему следует обратиться в ИФНС с соответствующим запросом.

    Сегодня законодательством РФ не установлено отдельной формы запроса на выдачу бумажного листа ЕГРИП. В данном вопросе ИП не нужно находить отдельный бланк запроса. При этом ему следует руководствоваться Письмом межрайонной ИФНС РФ № 15-18/04830з@ от 21 мая 2018 г. Так, согласно абз. 2 п. 3 ст. 11 Закона РФ № 129-ФЗ, налоговая может подготовить бумажный документ по соответствующему запросу от ИП.

    Какой документ теперь выдают

    Бумажные свидетельства о гос. регистрации ИП изготавливались на спец. бланках. Так, на них была гербовая печать. Начиная с 2017 г. ФНС прекратила оформлять свидетельство.

    Вместо свидетельства о регистрации ИП налоговая теперь оформляет лист записи ЕГРИП, который заполняется по форме № Р60009. Ее можно взять из Приложения № 2 к Приказу ФНС РФ № ЕД-7-14/794@ от 6 ноября 2020 г. Причем Приказ № ЕД-7-14/794@ вступил в законную силу недавно (с 11 января 2021 г.).

    Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя

    Однако, несмотря на различия во внешнем виде, оба приведенных документа с правовой точки зрения являются абсолютно равнозначными. То есть, форма № Р60009 имеет такую же законную силу, как и ранее оформляемое свидетельство.



    Как получить справку об отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

    Отличия свидетельства ИП и листа записи ЕГРИП

    Свидетельство по форме № Р61003 и лист записи по форме № Р60009 имеют определенные различия. Чтобы найти их, надо посмотреть, какие реквизиты в этих документах подлежат обязательному заполнению.

    Так, в свидетельстве о гос. регистрации ИП указаны:

    • Ф. И. О. физического лица-ИП;
    • название, серия и номер;
    • дата регистрации физлица ИФНС в качестве ИП; день добавления данных об ИП в госреестр;
    • название ИФНС, которая расположена по адресу прописки ИП;
    • основной рег. номер ИП (данные берутся из свидетельства ОГРНИП);
    • занимаемая должность и личная подпись налоговика, оформившего свидетельство;
    • печать.

    По своему содержанию лист по форме No Р60009 похож на свидетельство. Так, в данном листе прописывается:

    • рег. номер ОГРНИП;
    • Ф. И. О. и пол ИП (главы крестьянского хозяйства, фермера);
    • сведения об ИНН, гражданстве и прописке ИП;
    • дата добавления записи о предпринимателе в ЕГРИП;
    • фраза о внесении с госреестр записи о получении физлицом статуса ИП;
    • рег. номер (ГРНИП);
    • полное название и адрес ИФНС, оформившей документ;
    • дата составления документа;
    • фамилия (инициалы), занимаемая должность и личная подпись инспектора ФНС, оформившего документ.

    В итоге оба документа содержат примерно одни и те же сведения:

    1. Факт добавления в госреестр записи о получении заявителем статуса ИП.
    2. Рег. номер (ОГРНИП).
    3. День добавления записи о предпринимателе в ЕГРИП;
    4. Информацию об инспекции, которая зарегистрировала новое ИП.
    5. Подпись и инициалы налоговика.

    Однако, судя по тому, как выглядят формы свидетельства о регистрации ИП и листа записи, в листе данные об ИП представлены немного в другой форме. Так, сведения о прописке и получении физлицом статуса ИП здесь указываются в отдельной таблице. Более того, в листе отдельно указывается и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а в свидетельстве — серия и порядковый номер бланка.

    Также, лист записи ЕГРИП имеет некоторые отличия и от выписки из гос. реестра. Ведь в листе содержится и подтверждается информация только о постановке ИП на учет. Выписка же содержит все данные об ИП, начиная с момента его открытия.

    Сегодня у контрагентов бизнесмена, вставшего на учет в ИФНС после 1 января 2017 г., возникает немало вопросов при совершении сделок с ним. Ведь ИП занимается бизнесом на основании не привычного для всех бумажного свидетельства, а какого-то листа записи.

    В письме российского Минфина № 03-07-09/25676 от 27 апреля 2017 г. уже рассматривался вопрос об оформлении счет-фактуры, в которой раньше нужно было указывать только номер бумажного свидетельства.

    Из ответа Минфина РФ следует, что свидетельство по форме № Р61003 и лист по форме № Р60009 являются равнозначной по юридической силе документацией. Ведь они содержат данные о:

    • дате добавления записи об ИП в госреестр;
    • ИФНС, оформившем документ;
    • рег. номере (ОГРНИП).

    В итоге при наличии только лишь одного листа записи ЕГРИП начинающий бизнесмен вправе вести свой бизнес. Ведь его деятельность при этом является законной.

    В итоге для бизнесменов, ставших на налоговый учет до 2017 г. в счет-фактуру вносятся реквизиты бумажного свидетельства, а для физлиц, открывшим ИП с 2017 г., — дата и номер листа записи.

    Таким образом, если на руках у ИП еще осталось бумажное свидетельство о госрегистрации ИП, ничего страшного в этом нет. Ведь такой документ раньше оформлялся на спец. бланке, имеющим соответствующий номер и серию. В итоге свидетельство о государственной регистрации физлица в качестве индивидуального предпринимателя имеет законную силу, то есть, продолжает действовать и по сей день.

    Просто с 2017 г. факт госрегистрации гражданина в качестве ИП стал подтверждаться иной справкой — листом записи. Причем с мая 2018 г. такой лист отправляется на электронную почту предпринимателя (в pdf-формате).

    При желании гражданину может быть выдан и бумажный вариант листа. Для этого бизнесмену надо обратиться в налоговую по адресу прописки с соответствующим письменным запросом. В итоге при совершении сделок в договора, счет-фактуры и иные акты с контрагентами ИП разрешается вносить как реквизиты своего Свидетельства (форма № Р61003), так и сведения об ИП из листа по форме № Р60009. Это зависит от того, какой из документов есть на руках.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 8 (800) 200-46-92 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) Это быстро и бесплатно!

    Проживание в правовом государстве обязует граждан соблюдать законы, платить налоги и вести соответствующую документацию. Каждому, кто решил заняться коммерческой деятельностью, надо прежде всего получить документы, которые позволят заниматься ею законно. Первое, что должны сделать владельцы малого бизнеса — получить свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.


    Что такое свидетельство ИП

    Данный документ представляет собой специальный бланк государственного образца, который выдается предпринимателю по окончанию оформления в Федеральной налоговой службе и передаче его данных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

    Он содержит всю необходимую информацию для осуществления коммерческой деятельности на законных основаниях.

    • Паспортные данные предпринимателя;
    • Дату регистрации;
    • Название инстанции, которая выдала документ;
    • Индивидуальный номер.

    Обратите внимание! Специальный индивидуальный номер, прописанный в данном документе, присваивается предпринимателю в соответствии с ЕГРИП.

    Для чего нужно свидетельство о госрегистрации ИП

    Номер, прописанный на данном документе, представляет собой главный реквизит будущего предпринимателя. Именно он в дальнейшем фигурирует во всей текущей документации, которую требуется вести для осуществления законной коммерческой деятельности. Этот номер называется код ОГРИП.

    Стоит отметить, что код ОГРИП не просто случайный набор цифр. Первые пять носят информационный характер.

    • Первая — указывает на регистрационную запись, в соответствии с которой код присвоен.
    • Вторая и третья — отражает дату внесения соответствующей записи в реестр.
    • Четвертая и пятая — указывают на регион, к которому экономически относится предприниматель.

    Заключение сделок и договоров без наличия свидетельства ип невозможно, также, как и открытие счета в банке и прием на работу наемных работников.

    Развитие бизнеса невозможно без сотрудничества с другими организациями и предпринимателями. Те, кто ведет дела честно, откажутся работать с предпринимателем, который не имеет соответствующих документов.

    Ведение бизнеса без оформления соответствующих документов, влечет за собой тяжелые последствия. Предприниматели, ведущие бизнес незаконно, могут понести не только административное наказание, но и уголовное. Органы налоговой службы через суд имеют право взыскать с владельца незаконного бизнеса сумму, равную сумме неуплаченных им налогов за все время ведения коммерческой деятельности. Также за уклонение от уплаты налогов и ведение теневого бизнеса предусмотрены штрафы.

    Важно! Если доход от ведения такого бизнеса от 1,5 до 6 миллионов рублей, весьма вероятно, что возмещением материального ущерба государству не обойтись. В таком случае предприниматель понесет уголовную ответственность.

    Где получить свидетельство о регистрации ИП

    До начала коммерческой деятельности предприниматель должен обратиться в ФНС для постановки на учет и получения соответствующих документов. Именно ФНС является государственной инстанцией, которая выдает свидетельство о регистрации физического лица в качестве ИП.

    Не в каждом отделении налоговой службы данное свидетельство возможно получить. Официальный сервис налоговой службы поможет в этом вопросе. После введения личных данных в специальную форму предприниматель получит информацию о том, в какое именно отделение следует обратиться.

    Для регистрации понадобятся следующие документы:

    • копия паспорта;
    • квитанция об уплате госпошлины;
    • заполненное заявление о регистрации по форме Р21001.

    Регистрировать ИП следует только по месту постоянного проживания. Место регистрации предпринимателя должно совпадать с соответствующей информацией, указанной в его паспорте. Нередко случается так, что место постоянного проживания гражданина не совпадает с местом его регистрации, прописанной в паспорте. Это не значит, что для оформления необходимых документов надо ехать на родину. Есть возможность получить свидетельство о предпринимательской деятельности онлайн либо по почте.

    Обратите внимание! Для получения свидетельства онлайн требуется наличие электронной подписи.

    В случае отсутствия таковой все документы могут быть отправлены по почте. Далее налоговая служба в письменном виде пришлет приглашение, в котором будет указано, в каком отделении налоговой следует забрать свидетельство.

    Важно! Обязательно надо взять с собой паспорт и квитанцию об уплате госпошлины.

    Также возможно оформить свидетельство о регистрации ИП в Многофункциональном центре. Здесь есть как свои плюсы, так и минусы.

    • электронная очередь;
    • грамотное обслуживание;
    • быстрое оформление;
    • удобное время приема.
    • недостаточная квалификация специалистов;
    • плохая скоординированность работ;
    • недоработки сайта.

    Список документов для получения свидетельства ИП в МФЦ такой же, как и для ФНС.

    Еще один вариант получить свидетельство индивидуального предпринимателя — через портал Госуслуг. Это довольно просто и дает возможность сэкономить массу времени. Для этого требуется иметь учетную запись на портале и электронную подпись. Перечень необходимых документов ничем не отличается от того, который требуют другие инстанции.

    Главное знать первые несколько шагов:


    Госуслуги шаг 1


    Госуслуги шаг 2


    Госуслуги шаг 3


    Госуслуги шаг 4

    Далее все будет просто и понятно. Требуется заполнить форму Р21001 и ввести личные данные. Дальнейшие шаги система подскажет сама.

    Выдают ли сейчас свидетельство о регистрации ИП?

    В 2016 году, а точнее 12 сентября, был издан указ, который отменил выдачу свидетельства ИП. После того, как указ вступил в силу в январе 2017 года, бланки прежнего образца для предпринимателей больше не выдаются. Целью принятия такого решение стало улучшение качества взаимодействия физ и юрлиц с органами ФНС. Сокращение масштабов бумажной волокиты значительно ускорило процесс получения свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ип. Взамен свидетельства прошлого образца начали выдавать лист записи ЕГРИП.


    Лист записи ЕГРИП

    Чтобы понять разницу между этими двумя документами, следует еще раз вспомнить свидетельство о регистрации ип, как выглядит оно и какую информацию содержит.

    Обратите внимание! В том случае, если свидетельство о регистрации ип утеряно, не стоит паниковать! Дубликат документа в таком же виде на цветном бланке с голограммой уже не выдают, но это не страшно. Для продолжения ведения коммерческой деятельности достаточно взять выписку ЕГРИП. Такая справка включает все, прописанные ранее, данные, а также номер ОГРНИП.

    Выписка может быть получена двумя способами:

    • в соответствующем отделении ФНС;
    • на сайте ФНС.

    Перед обращением в орган налоговой службы, следует подготовить заявление в 2х экземплярах, написанное в произвольной форме, а также оплаченную квитанцию об оплате госпошлины.

    Еще проще получить такую справку непосредственно на сайте налоговой службы. Последовательность действий такова:

    В итоге в перечне заказов появиться требуемая выписка.

    Свидетельство о регистрации ИП — как оно выглядит.

    Прежде всего данный документ представляет собой специальный бланк государственного образца, а не просто лист А4. Он выполнен из специальной бумаги с голограммой, что практически полностью исключает вероятность подделки.


    Свидетельство о регистрации

    Не менее важно то, какая информация прописана в данном документе. Прежде всего, это личные данные предпринимателя и его личный номер. Также указывается орган, выдавший свидетельство и дата регистрации этого документа.

    Стоит отметить, что этот документ предприниматель всегда должен был иметь при себе, что повышало вероятность его порчи. Замена испорченного документа требовала повторного обращения в ФНС. При этом госоргану налоговой службы требовалось предоставить причины, по которым свидетельство должно быть выдано повторно. А главное привести доводы того, что порча документа не была произведена умышлено.

    В чем отличие старого и нового документа

    Как было сказано выше, в соответствии с приказом, вступившим в силу в 2017году, предпринимателям не выдают свидетельство ип. Взамен этого документа выдается лист регистрации ЕГРИП. Чтобы сравнить эти два документа следует уточнить, что же из себя представляет этот новый документ.

    Лист регистрации ЕГРИП это обычный лист бумаги формата А4. Он содержит информацию о деятельности предпринимателя и индивидуальный код ОГРНИП. Также в документе указан орган, которым он был выдан. На документе обязательно наличие печати, а также подписи и инициалов должностного лица, выдавшего его.

    В отличие от свидетельства о регистрации, лист записи не содержит личных данных о предпринимателе. В нем указывается только вид осуществляемой коммерческой деятельности.

    С одной стороны тот факт, что бланк государственного образца заменили на обычный лист бумаги, позволяет экономить затраты государственного бюджета на печать листов с голограммой на специальной бумаге. Но с другой стороны это увеличивает вероятность документа оказаться поддельным.

    Информацию, содержащуюся в листе о регистрации, возможно изменять. В случае, если предприниматель сменил род деятельности, либо хочет включить новый в свою деятельность, ему стоит обратиться в органы налоговой службы. Соответствующие изменения обязательно должны быть отображены на листе записи ЕГРИП. Также это касается смены фамилии либо места проживания.

    Важно! В случае изменения каких — либо важных пунктов в листе ЕГРИП ФНС выдает новый лист с внесенными в него новыми сведениями.

    Свидетельство о регистрации ИП и его юридическая сила

    После вступления в силу приказа об отмене выдачи свидетельств о регистрации ИП многие предприниматели забеспокоились. Возник вопрос, не надо ли переоформлять документ и имеет ли он прежнюю юридическую силу?

    Документ, выданный до 2017 года, не подлежит замене и не теряет своей юридической силы. Единственным нюансом является то, что при оформлении сделки следует также вносить номер и серию бланка, которые содержаться в свидетельстве индивидуального предпринимателя.

    Таким образом, свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя старого образца на сегодняшний день не потеряло юридической силы. Этот документ — основное подтверждение законной деятельности предпринимателя. Код ОГРНИП, прописанный в нем, также должен присутствовать во всей текущей документации.

    Свидетельство о госрегистрации ИП обладает юридической силой до тех пор, пока предприниматель сам не решит прекратить свою коммерческую деятельность. Исключением является только тот случай, когда свидетельство было оформлено по месту временной регистрации. В этом случае срок действия документа истекает одновременно с окончанием срока регистрации.

    Обратите внимание! Получение свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя обязательно для всех граждан, которые осуществляют коммерческую деятельность. С 2017 года свидетельства в бумажном виде на цветных бланках не выдаются. Вместо этого выдается лист записи ЕГРИП, который имеет ту же юридическую силу.

    Несмотря на нововведения, владельцам свидетельства о предпринимательской деятельности старого образца не стоит переживать. Этот документ не теряет свою юридическую силу вплоть до того времени, когда предприниматель сам решит прекратить коммерческую деятельность. В случае утери свидетельства, выданного до 2017 года, не стоит паниковать. Достаточно взять выписку ЕГРИП в отделении ФНС либо на сайте.

    Читайте также: