Что значит уподобление христианина не рабу а сыну и наследнику

Обновлено: 01.05.2024

Итак, наши критики правы – мы очень удобная религия для государства. Поэтому христианство и созидало великие империи. Ибо только православные рабы способны на великий подвиг самопожертвования во время войны и мира. Даже СССР смог восстановиться в пределах Российской империи, только благодаря потенциалу рабской психологии, еще по инерции сохранявшейся от Православия на подсознательном уровне в русском народе.

Но человек эпохи всеобщего потребления не способен на великодержавность своих предков, так как в государстве видит не образ Царства Небесного, а гаранта реализации своих потребительских прав на свободу, равенство и братство. Государство для него тем милее, чем более оно позволяет ему удовлетворять свой потребительский спрос и чем менее связывает его обязанностями и ограничениями. Не сильной армией ныне определяется благополучие государства, а количеством банков с низкой кредитной ставкой и маленькими налогами. Интересы государства – это не интересы человека потребителя. Государство для него – необходимое зло. Необходимое – потому что дает пенсию и социальные льготы. Зло – потому что забирает кровное его – налоги и коммунальные платежи. Ресурсы и средства производства в сознании потребителя принадлежит народу (т.е. ему), а государство паразитирует на всем этом. У человека- потребителя нет патриотизма по отношению к государству. То, что называется сегодня патриотизмом, – это форма без содержания. Наш патриотизм нынче приятен и не напряжен. Нас объединяет в патриотическом порыве не общность истории и происхождения и, тем более, не государство и вера. Всё это нас скорее разъединяет. Нас объединяют спортивные зрелища и телевизор. Патриотичным у нас считается болеть за свою футбольную команду или переживать за выступления нашей сборной на Олимпийских играх. Легко и приятно быть патриотом, сидя с бутылкой пива и поп-кормом у телевизора или на трибунах стадиона.

Единственное, где человек потребления готов рисковать, жертвовать и убивать – это в борьбе с врагами своего светлого комфортабельного будущего. Ради этого толпа обывателей готова даже стать революционерами, хотя и революции в обществе потребления совершаются исключительно за деньги и за обещания доступности еще больших благ. Украинцы ради обещанного европейского рая скакали в революционном угаре на майдане и расстреливали мирное население на Донбассе. В России грозят национальной революцией и громят нацменов из-за страха, что они забирают рабочие места.

Для этого достаточно посмотреть на наше отношение к властям – от начальника на работе до Президента в миру или от священника до Патриарха в Церкви. Оно сугубо потребительское. Везде мы ропщем, везде мы недовольны, везде мы обижены. Если евангельский Царь считается со своими рабами, как со своими должниками, то мы предъявляем счета властям, как бесконечно нам обязанным своей властью.

Рабское сознание дает возможность нам правильно относиться и к часам Патриарха (если таковые вообще существовали), и к дорогим иномаркам священноначалия. Для раба престиж Господина – это его личный престиж. Для христианина должно быть унизительным, что у архиерея машина хуже, чем у светских правителей. Лучше ходить самому пешком, чем видеть Предстоятеля Церкви ездящим на трамвае (как, например, ныне почивший Патриарх Сербский Павел). О горе Сербии! О унижение для всего Православия, когда князь Церкви страны, именующей себя православной, пользуется общественным транспортом. Суть доступности Патриарха и вообще архиереев не в том, что его можно подкараулить по дороге в храм или лично написать письмо на его электронный ящик, а в возможности участия в архиерейском Богослужении, где епископ возносит за всех нас свои молитвы.

Таким должно быть наше отношение к властям, если мы христиане; так мы должны мыслить, ибо так вели себя и мыслили истинные рабы Божии святые угодники, на которых мы призваны равняться. Именно в оскудении рабства Божия причина упадка нашей личной веры и религиозности нашего народа. Отсюда так много разочарований и безответных молитв. Отсюда так мало чудес и много лжестарцев…

Но разве не было патриархов и царей еретиков, архиерейских лжесоборов, безбожных современных правителей, как, например, сейчас на Украине? Конечно были, есть и будут. Как к ним относиться и им рабски повиноваться, мы можем видеть на примере житий мучеников. Они занимали различные социальные статусы в империи – от раба до военачальника и сенатора – и добросовестно исполняли свои общественные обязанности, почитая власть каждый на своем месте. Но это длилось до тех пор, пока повеления начальствующих над ними не касались вопросов их веры. Тогда они отбрасывали все свои статусы и привилегии и шли на мученичество, обличая безбожие царей и властителей. Так и мы должны слушаться и почитать наших начальствующих, правителей, священноначалие до тех пор, пока их повеления нас не склоняют к отступничеству, ереси и греху. Потому что мы, как рабы Божии, проявляем послушание властям ради Бога, а не ради самих властей.

Но загвоздка еще заключается в том, что наша вера – это не законническая религия. Каким властям мы должны быть покорны, а каким нет, определяет Бог. А Его волю может ведать только тот, кто совершенно не имеет своей воли, тот, кто стал истинным рабом Бога. Почему, например, с гитлеровскими властями, открывающими храмы, следовало бороться, а атеистическую советскую власть защищать на фронтах ценой своей жизни? Ведь большевистская власть тоже была оккупантом, свергнувшим богопоставленную царскую власть? Ответ может быть только в извещении Божием, который могут ощутить лишь рабы Бога. Тогда еще не совсем потухла в русском народе Божья искра, и православные по зову совести, забыв кровные обиды, причиненные им от советской власти, стали сражаться за СССР как за самодержавную Россию.

Но современные христиане не в состоянии услышать голос Божий. Потому что они ищут не Божьего, они ищут своего. Кого нынче не хватает в Церкви? Тех, кто готов слушаться. Послушание – это добродетель рабов, которая дает возможность услышать Бога. Поэтому за истину может бороться только раб, всей жизнью отрекающийся от себя. Мы же считаем, что, прочитав несколько святоотеческих книг, становимся способными распознавать истину своим своевольным непослушным умом. На деле же часто оказывается, что мы защищаем лишь свое высокоумие, прикрытое святыми Отцами, как сектанты прикрываются Библией.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

И.Крамской. Христос в пустыне. Картина 1872 года.

Подумалось, а почему называя себя "рабами Божьими", в молитве "Отце наш", мы обращаемся к Богу как к Отцу?

Странно? Так мы - это рабы хозяина мира - Бога или все же Его . дети, в сакральной реальности молитвы Господней?

Я в постах Кому нужны рабы... и Кому нужны рабы. Ч II уже рассматривал этот вопрос, но скорее, как альтернативный взгляд на традиционное понимание этих сакральных взаимоотношений (человека и Бога).

По сути, сегодня вопрос ставится в принципиально иной плоскости и иной исторической ретроспекции.

Итак, попробую разобраться (хотя не претендую на окончательность решения этой проблемы, тем паче, что древняя традиция (имеющая под собой вполне рациональное объяснение) - намного сильнее здравого и смысла ), тем более, что некоторые древние словосочетания Церкви, становятся настолько аутентичными для их "носителей" (инсталлируются в ментальность), что просто теряют свою историческую ретроспективность (а в действительности, просто теряют смысл того, что они означали в прошлом).

Понятно, что в силу элементарного консерватизма и определенной архаичности религиозных форм божественного ведения + культовой практике, возникло интеллектуальной противостояние между мыслителями Просвещения и клерикалами. Нужно чётко осознавать, что тогда было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО клерикальное общество + мировоззрение, определяющая абсолютно все формы и смыслы человеческой жизнедеятельности, элементарного быта. Закономерно, что князья Церкви (как правило, самые могущественные и богатые люди того времени), увидели в этом движении не только посягательство на "богоустановленный", многовековой миропорядок + личный кошелёк, но и интеллектуальный соблазн в поднятие Человека на "олимпийский" пьедестал. Над второй темой, задумывались наиболее мощные интеллектуалы Церкви. Исторически их опасения сбылись с . абсолютной точностью (но это, другая тема).

"Раб Божий"

Это принципиальный момент. Если позволите, Бог говорит с людьми того рабовладельческого времени, когда иная смысловая вербализация была бы просто не понята. Как не было бы понятно, обращение современного проповедника к современным же людям (предположим, не явившегося ещё миру Христа) со словами: "Слушайте меня! Рабы . ". В этом есть рациональное зерно. Вспомните, как агрессивно (в мировоззренческом плане) были встречены простые Смыслы деятелей Эпох гуманизма и просвещения и вы все поймете. Сейчас, это несколько трудно осознать, что над этими простыми и теперь уже самоочевидными словами: о значение и смысле человека, билось столько лбов Да и потом, Христос распялся за человека! Человек - ценность в очах Божиих. Причем, настолько серьёзная, что не обошлось без пролития божественной крови.

Итак, мы можем сделать несколько предварительных выводов (понятно, что зилотствующим, эти выводы весьма не понравятся, но я уже писал выше о фундаментальной неспособности некоторых человеков к здравому смыслу + увидеть . Историю) о том, что:

а) словосочетание "раб Божий" - употреблялось в рабовладельческий перид (архаичный), как понятное для уха тогдашнего человека.

б) словосочетание "раб Божий" - аутентично только для рабовладельческого строя и его социально-правовой системы.

в) сегодняшнее употребления словосочетание "раб Божий" - дань традиции не имеющей реальной социокультурной и государственно-правовой почвы. Это даже не символ, поскольку символ все же отражает скрытую за ним реальность.

г) поскольку в современном мире, рабство имеет крайне негативную, демоническо-смысловую коннотацию, его употребление (пусть и под "благочестивой" крышей "божественной" традиции) может быть: 1) аутентичным только для последователей рабовладельческой ментальности; 2) упразнено, за неимением социокультурной почвы + общесоциальной ментальной моделью современного человека.

(продолжение следует . )

P/S.


В православном понимании спасение человека состоит как бы из трёх ступеней. Это: искупление, освящение, обожение. Этим этапам духовного роста соответствуют три различных добродетели - вера, надежда, любовь. А так же три различных состояния человека по отношению к Богу: раб, наемник, сын.

Рассмотрим эти три ступени подробно.

Первая ступень - искупление. Искупление осуществляется Кровью Агнца Божия, Кровью Господа Иисуса Христа. В Библии говорится, что после грехопадения наших прародителей Господь сделал им кожанные одежды (Быт. 3, 21). По толкованию святых отцов, это означает, что тогда была принесена первая кровная жертва, пролита первая жертвенная кровь, которая прообразовывала собой грядущее искупление человечества Кровью Сына Божия. И люди оделись в кожанные шкуры принесенных в жертву животных в знак постоянного напоминания, прежде всего, о грядущей жертве. Этапу искупления соответствует библейская добродетель - вера. "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть." (Евр. 11, 6). Так сказано в Писании. И этой ступени соответствует, в свою очередь, "социальное" положение, описанное в Библии, - раб. Раб не надеется на награду. Приходящий к Богу грешник надеется только на милость. Можно сказать, что весь протестантский мир в своих умствованиях остановился только на этом уровне, хотя по-настоящему протестанты даже и на эту ступень не поднялись, а только ещё более удалились от тайны Искупления. Для них искупление через веру и есть самое главное в спасении. "Только верой спасается человек", - учил ересиарх Мартин Лютер. (Кстати, если следовать этой порочной логике, то должны спастись и бесы. Ведь сказано же в Писании: "И бесы веруют, и трепещут" (Иак. 2, 19). Впрочем, это - тема для другого разговора.)

Вторая ступень - освящение. В Библии говориться: "Ибо воля Божия есть освящение ваше" (1Фес. 4, 3). Этой ступени соответствует другая библейская добродетель - надежда. Человек не просто верит, он надеется, он опирается на плоды своей веры, той веры, которая ". есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1). Это, прежде всего, труд, это образ жизни. Человек здесь - наемный работник. Достигая в своей деятельной вере некоего совершенства, он уже может опираться на то, чего достиг своими молитвами, постом и добрыми делами. На этой ступени и остановилась католическая сотериология.

Третья ступень в деле спасения - обожение, понятие, известное только православному восточному христианскому богословию. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос говорит: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48). Мы можем рассуждать с вами, в чем заключается, например, совершенство Моисея: он не воровал, не прелюбодействовал, был праведен, благочестив. Но когда нас призывают к совершенству Бога?! В чем оно заключается? Мы не знаем, что и сказать в ответ, а Господь призывает нас быть такими! В Библии сказано: "Бог есть любовь" (1Ин. 4, 8). Любовь и является мистическим вхождением в жизнь Святой Троицы. Этой ступени спасения соответствует уже не "социальное", а приближенное, "семейное", родственное отношение человека к Богу - сын.

Итак, спасение - это восхождение в благодати по ступеням: раб, наемник, сын через добродетели веры, надежды, любви. Ни один православный человек не может сказать о себе: "я спасен". Спасение - это дело всей его жизни.

Мы никогда не понимали спасения так, как этому учат на протестантском (рационалистическом) или католическом (схоластическом) уровне. Спасение - это не только отказ от пьянства, наркотиков, внешнее участие в жизни прихода, молитвы, соблюдение постов. Спасение - это нечно значительно большее. Мы слышали, каким был первый человек до грехопадения, к каким высотам призвал его Господь, и видим, как низко он пал. Но мы знаем также, что есть второй Адам (1Кор. 15; 45, 47-49) - Господь Иисус Христос; знаем, зачем пришел сын Божий в этот мир. Он пришел, чтобы возродить человечество, явить начало новой жизни, даровать нам новую природу. Он пришел, чтобы нас возвести на Небеса. Все мы в той или иной степени знаем, что нуждаемся в благодатном спасении. Каждый из нас чувствует и осознает необходимость изменения. Каждой клеткой своего тела человек ощущает, что он нуждается в переменах. Нынешнее наше состояние не устраивает никого! А если бы кто и сказал, что "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды", то дело Церкви - показать, что таковой "несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг" (Откр. 3, 17). Слово Божие учит нас: "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5, 12). Да, мы действительно все умерли в Адаме, но нам, по милости Божией, надлежит воскреснуть во Христе!

Наследник Божий через Иисуса Христа

Из проповедей

Попытки соблюдать Божий закон, то есть спасение по делам, говорят о том, что вы не понимаете его значение. Обратимся к Писанию и ответим на вопрос: кто наследник Божий через Иисуса Христа? Разве тот, кто соблюдает Божий закон?

(Рим 6:11) Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха , живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

(Рим 7:6) Мы умерли для закона .

Ты уже не раб, но сын, а значит наследник Божий

Все водимые Духом Божьим суть сыны Божьи Наследник Божий через Иисуса Христа

Во всех сферах нашей жизни как родителей, как супругов, как бизнесменов, как служителей Церкви, во всем, что мы делаем, во всех наших отношениях, нам нужно водительство Духа Святого.

Зачастую Бог направляет нас не голосом, хотя у Него есть голос.

Дух Бога говорит нашему духу — именно так Он и ведёт нас.

Сыны — взрослые дети.

Взрослый сын рассчитывает на водительство Духом Святым.

В Ветхом Завете люди были ведомы лишь законами и правилами, а мы ведомы Духом. Дух Святой никогда не побудит вас нарушить десять заповедей. Дух будет побуждать вас исполнять ещё больше.

В нас живёт Дух Сына Божьего

(Рим 8:16) Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.

То, что Дух Святой говорит нашему духу, это всегда некое действие.

Если вы ничего не делаете, то и говорить не о чём. Бог не дает никаких указаний, когда вы бездействуете. Он говорит, когда вы делаете шаг.

Точно так же, когда вы воспитываете детей, вы знаете, что делать и когда.

О детях и наказании

Есть времена, когда вы не наказываете своих детей, но ощущаете внутри себя отчаяние, в вас нет мира — значит их всё-таки нужно наказать.

Давид никогда не наказывал своего сына Адонию.

(3Цар 1:5-6) Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царём. И завёл себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов. Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив и родился ему после Авессалома.

Дети Самуила также были необузданны.

Пророк Самуил и его негодные дети

(1Цар 8:3) Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно.

И дети Илии поступали неправильно.

(1Цар 2:12) Сыновья же Илии были люди негодные; они не знали Господа.

Все эти дети погибли. Детей необходимо наказывать. Если они сворачивают с пути, им важно знать, что вы неравнодушны. Им нужно знать, что вы запрещаете что-то из-за любви к ним.

Дети будут знать, что вы их любите.

Самый главный принцип — это любовь.

Когда вы говорите правильные вещи, к вам приходит мир.

Дети Божьи ведомы не философией, не прочитанной книгой, не словами каких-то людей, не правилами и предписаниями о браке. Нет, дети Божьи ведомы Духом.

Прежде, чем вы что-то подпишете или что-то приобретёте, молитесь и просите Бога вести вас.

Каким образом Он вас поведёт? Свидетельством Духа.

Как Дух Святой вёл Апостола Павла

Однажды, Апостол Павел собирался пойти в Вифанию, однако Дух Святой не допустил его.

(Деян 16:6) Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии.

Он попытался пойти в другое место, и также Дух Святой не допустил его. Затем, Господь направил его с помощью сверхъестественного видения.

Когда Дух Святой запрещал, Павел всегда чувствовал это. Павел писал, что служит Богу своим духом.

Вы тоже сможете чувствовать присутствие Духа Святого. Вы знаете внутри себя, что вы дитя Божие.

Агарь и Сарра

(Гал 4:21-22) Желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сыновей, одного от рабы, а другого от свободной.

Измаил — рождён от служанки Агарь.

Исаак — рождён от законной жены Сарры.

Одного от рабы, а другого от свободной. Который от рабы — был рождён по плоти в человеческих стараниях, в попытках самостоятельно осуществить Божие обетование.

Измаил был рожден по плоти в результате человеческих усилий.

Наследник Божий через Иисуса Христа

Наследник Божий через Иисуса Христа

Авраам в свои восемьдесят пять лет еще мог иметь детей. Он смог зачать Измаила, переспав с рабыней Агарь по совету своей жены Сарры. Сарра сказала, что Бог не даёт ей детей, и направила мужа к своей служанке, чтобы попытаться обрести наследника с её помощью. Авраам послушался. Это были человеческие усилия. В то время Авраам был еще в репродуктивном возрасте.

(Гал 4:23) Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.

Исаак родился, когда Авраам и Сарра не могли иметь детей естественным образом.

Сарра и Агарь — символы двух заветов

(Гал 4:24) В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь.

Агарь — представляет гору Синай, где были получены десять заповедей. Все законы пришли с горы Синай. В результате люди получили закон, который поработил их, заключил в оковы.

(Гал 4:25) И бо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве.

Люди под законом ещё в детстве. Они стремятся к тому, что было в прошлом и потому отпадают от благодати. Павел писал, что это рабство.

Сарра — символизирует Небесный Иерусалим.

(Гал 4:26) А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.

Сарра — матерь всем нам

(Ис 54:1) Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь.

(Гал 4:27) Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.

Только жители Израиля исполняли закон. Теперь дети благодати живут по всему миру: и Иудеи и язычники, из всех племен и из всех языков и народов мира.

(Гал 4:28) Мы, братия, дети обетования по Исааку.

Мы не можем сами родиться свыше, не можем спасти сами себя. Бог сделал то, что не мог сделать человек. Невозможное человеку, возможно, Богу. Мы рождены свыше.

Исаак родился не от усилий человека, а по Божьему обетованию. Бог обещал его рождение.

Но как тогда, рождённый по плоти Измаил гнал рождённого по духу, так и ныне. Измаил, как плод человеческих усилий, гнал ребёнка по обетованию.

Разве сегодня не так?

Те, кто под законом стремятся преследовать тех, кто под благодатью.

Они будут говорить, что вы не почитаете Божий закон и его заповеди.

(Гал 4:29) Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.

Пророк Авраам

Патриарх Авраам.

Дети же обетования никогда не преследуют детей закона.

Кто был отцом Измаила?

Кто был отцом Исаака?

У обоих один отец, но разные матери.

Мы сыновья и дочери Сарры.

(Гал 4:30) Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

Наследие получает тот, кто под благодатью, потому что он водимый Духом Святым. А кто под законом, тот раб, и наследником быть не может.

Читайте также: