Информационно правовая культура как составляющая информационной культуры

Обновлено: 02.07.2024

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КРИТЕРИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ


Аннотация
В статье рассматривается информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования.

INFORMATION CULTURE AS A CRITERION FOR INFORMATIZATION OF HIGHER EDUCATION IN MODERN CONDITIONS OF REFORMING

Elistratova N.N.
Ryazan Higher Airborne Command School (vi) VUNTS NE "Combined Military Academy of the Russian Armed Forces'
candidate of pedagogical sciences, associate professor of humanities and science education


Abstract
In the article the information culture as a criterion for Informatization of higher education in modern conditions of reform.

В условиях информационного общества закономерно и появление нового типа культуры – информационной культуры. Некоторые ученые отождествляют с компьютерной грамотностью и вкладывают в понимание данного типа культуры именно такое значение. Однако компьютерная грамотность – это лишь приобретенные навыки работы с новыми компьютерными технологиями. Информационная культура – это гораздо более масштабное явление. Поэтому вопросы развития информационной культуры общества как необходимого условия его устойчивого и безопасного развития в принципиально новой высокоавтоматизированной и чрезвычайно насыщенной информационной среде находятся сегодня в центре внимания не только государственной политики всех стран мирового сообщества, но также и многих международных организаций. Примерами таких организаций являются ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЮНЕП. Вопросы развития информационной культуры общества в последние годы все чаще находят свое отражение в докладах, программных документах и рекомендациях ЮНЕСКО, посвященных перспективам направления развития образования для XXI века.

Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие:

- система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей;

- информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации;

- демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации;

- развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники (телевизоров, персональных компьютеров, радиотелефонов и т.п.).

Информационная культура, подобно интеллектуальной культуре, присутствует во всех видах культуры, имеет разные уровни проявления – на уровне общества, определенных социальных групп и конкретной личности. Она состоит из компонентов, имеющих разное функциональное назначение. В структуру информационной культуры входят элементы следующих культур:

а) коммуникативной (культуры общения);

б) лексической (языковой, культуры письматации);

г) интеллектуальной (культуры научного исследования и умственного труда);

д) информационно-технологической (культуры использования современных информационных технологий);

ж) мировоззренческой и нравственной.

Одним из оснований классификации информационной культуры является выделение ее видов. Будучи связанными с профессионализацией, виды информационной культуры оттеняют степень компетентности пользователей информации. Отсюда логично вытекают следующие ее виды:

1) информационная культура пользователей с общей подготовленностью (студенты);

2) информационная культура специалистов различных профилей (представители профессий);

3) информационная культура специалистов-информаторов (сферы деятельности – научная, образовательная, средств массовой информации и т.д.).

Таким образом, информационная культура – слагаемая культуры любой общности и индивида, характеризующая осознание ими информации как ценности, их стремление и умение искать и находить, получать и перерабатывать, основывать на ней свою целесообразную деятельность и передавать ее, а также делиться с другими приобретенным опытом в данной области.

Формирование информационной культуры личности как составляющей части общей культуры рассматривается в различных плоскостях – мировоззренческой, морально-этической, психологической, социальной, технологической, др.

В мировоззренческой плоскости информационная культура развивается путем осознания закономерностей распространения информации в обществе, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.

Формирование информационной культуры в морально-этической плоскости подразумевает воспитание личной ответственности за распространение информации, а также выработку у личности культуры производства и потребления информации.

В психологической плоскости информационная культура личности заключается в развитии оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватного поведения личности, формирования умения действовать в условиях избыточной или недостаточной информации, оценивать качественную ее сторону, отбирать достоверную информацию.

В концентрированном виде проблематика информационной культуры как комплексного научного направления стала обозначаться лишь в 70–80-е годы XX века в связи с тенденциями технологизации общества, с внедрением и использованием компьютерных средств связи во все сферы жизнедеятельности. Эти разработки подготовили почву для выделения проблематики информационной культуры, позволили сформулировать базовые концепции, подходы, основные положения, терминологию.

Степень научной разработанности проблемы определяет наличие множества исследований в этой области со стороны отечественных и зарубежных ученых. Проблемы информации, информатизации, информационной культуры активно разрабатываются на протяжении полувека как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В общенаучном плане информационную культуру рассматривали такие ученые, как Д. Адам, Д.И. Блюменау, Н. Винер, А.Д. Урсул и др.

Особенно активно в течение последних десятилетий велась разработка проблем, связанных с феноменом информационной культуры с позиций философского, педагогического, психологического и других подходов. Различные аспекты этой проблемы разрабатывали. О.В. Артюшкин, А.А. Витухновская, М.Г. Вохрышева, Н.И. Гендина, А.А. Гречихин, М.Я. Дворкина, Н.Б. Зиновьева, Ю.С. Зубов, В.Е. Леончиков, Э.П. Семенюк, Н.А. Федотов и др.

Особое внимание в последние годы все больше уделяется проблемам развития информационной культуры в контексте высшего образования. Профилированное знание о формировании информационной культуры в системе высшего профессионального образования раскрыто в трудах Н.И. Гендиной, А.Г. Гука, Е.Н. Лапинковой, Г.Б. Паршуковой и др. Социально-педагогические и психологические аспекты процесса формирования важнейших компонентов информационной культуры в образовательном контексте – как в личностном, так и в специально-профессиональном отношениях – поднимаются в работах М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, Н.Б. Зиновьевой, Н.В. Лопатиной и др.

Данные работы носят преимущественно педагогический характер, акцентируя внимание на анализе содержания и организации учебного процесса для формирования информационной культуры, на роли разных учебных дисциплин.

Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, способных к постоянному повышению личных профессиональных качеств путем изучения и применения новых знаний, превращается в ведущий фактор образовательной политики.

Информационная компетентность специалистов предполагает их способность эффективно использовать средства информатизации и новые информационные технологии для решения практических задач.

Развитая информационная культура специалиста предполагает не только способность ориентироваться в новом информационном пространстве, но и умение использовать его возможности в своей профессиональной деятельности. Решение этой проблемы требует модернизации существующей системы высшего образования.

Несмотря на стремительность развития процесса информатизации, одной из главных причин отставания образовательной системы от достижений технического прогресса является недостаточно высокий уровень личной информационной культуры большей части педагогов высшей школы. В формировании информационной культуры студентов преобладает прагматичный подход, который проявляется в том, что получаемые знания воспринимаются только в плане их конкретного практического применения в учебной или профессиональной деятельности. Такое ограниченное понимание целей и задач воспитания информационной культуры личности мешает целостному ее формированию и не способствует выработке правильных представлений об информационной картине мира. Проблема формирования информационной культуры личности зачастую сводится к задаче курса информатики, не распространяясь на другие дисциплины, особенно гуманитарные, поэтому целостность процесса формирования необходимых информационных качеств будущего специалиста отсутствует. Но процесс развития информационной культуры не прекращается с выпуском их из учебного заведения, не ограничивается рамками системы повышения квалификации, он представляет собой непрерывное развитие и саморазвитие профессионала на протяжении всей его многолетней деятельности. И это связано с все возрастающим потенциалом информационных ресурсов.

Б ольшое значение в формировании информационной культуры имеют компьютерные технологии как прогрессивный метод обучения. Информационная культура – это проникновение в суть процессов обработки информации, предполагающий умение правильно воспринимать различную информацию, выделяя в ней главное, применять различные виды формализации информации, широко использовать математическое и информационное моделирование для изучения различных объектов и явлений, разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их на ПК, анализировать полученные результаты, проводить вычислительные эксперименты для проверки правильности построенных моделей.

Информационная культура личности имеет ряд составляющих: информационную активность, развитую информационную мотивацию, познавательную, читательскую активность, усвоение навыков информационной деятельности, поисковое поведение, степень осознания собственных информационных потребностей, включенность в коммуникативный процесс. Эти структурные части информационной культуры базируются на совокупности личностных качеств, среди которых выделяются следующие:

- интеллектуально-познавательные , дающие возможность воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности;

- мотивационные, характеризующие мотивы и цели, определяющие направленность информационной активности;

- эмоционально- волевые , определяющие результативность информационной деятельности;

- коммуникативные, характеризующие нормы общения и обмена информацией.

Понятие информационная культура имеет сложную структуру, включающую множество компонентов в зависимости от профессиональной ориентации специалистов.

В информационной культуре личности мы выделяем три основных компонента:

- когнитивный (знания и умения);

- эмоционально-ценностный (установки, оценки, отношения);

- действенно-практический (реальное и потенциальное использование знаний и умений).

Информационная культура представляет собой способность общества эффективно применять информационные ресурсы и инструменты информационных коммуникаций, а также использовать прогрессивные ведущие результаты и достижения в сфере развития средств информатизации для этих целей.

Существует несколько определений вышеуказанного термина:

  • информационная культура – это совокупность знаний, которыми обладает человек, и умение их использовать на практике для решения определенных задач;
  • информационная культура – это отдельная область культуры, которая связана с функционированием информации в обществе и образованием информационных качеств конкретной личности;
  • информационная культура – это конкретный уровень формирования информационных процессов, уровень создания, сбора, переработки и хранения информации, степень удовлетворения в определенной мере потребностей человека в информационном общении;
  • информационная культура – это качественный показатель жизнедеятельности конкретного человека в сфере получения, передачи, хранения и применения информации, где основными являются духовные общечеловеческие ценности;
  • информационная культура – это определенный уровень знаний, который предоставляет возможность человеку свободно без препятствий ориентироваться в пространстве информации, принимать активное участие в его формировании и всеми методами способствовать информационному взаимодействию.

Некоторые специалисты считают, что информационная культура отлично характеризует уровни развития определенного общества, конкретной нации или народности, а также специфических сфер деятельности таких, как, например, культура искусства, быта или труда.

История информационной культуры

Специалисты отмечают, что информационная культура на уровне общества проявилась в пяти информационных революциях:

  • открытие языка;
  • находка письменности;
  • основание книгопечатания;
  • изобретение электричества;
  • применения компьютерных технологий.

Современная информационная культура соединяет в себе все свои предшествующие формы. Она выступает в качестве предмета, результата и средства социальной активности, хорошо отражает характер и уровень человеческой практической деятельности.

Классификация информационной культуры

классификация информационной культуры

В соответствии с областями информативной деятельности информационная культура делится на:

  • технологическую;
  • организационно-производственную;
  • управленческую;
  • научно-познавательную;
  • информационную культуру словесного общения.

Критерии информационной культуры человека

критерии информационной культуры

Специалисты называют следующие признаки информационной культуры человека:

  • умение адекватно выражать свою потребность в конкретной информации;
  • способность перерабатывать полученную информацию и создавать новую;
  • эффективно осуществлять поиск необходимых данных;
  • умение вести индивидуальные поисковые информационные системы;
  • способность адекватно оценивать информацию;
  • умение правильно отбирать необходимые данные;
  • способность к компьютерной грамотности и информационному общению.

Критерии информационной культуры являются отличными показателями уровня развития специфических инструментов для освоения разных объектов отражения. Эти критерии являются, в первую очередь, критериями познания социальной и природной действительности.

Краткий итог

Информационная культура совершенно не сводится к разрозненным знаниям и умениям работы за компьютером. Она предполагает информативную направленность целостной личности, которая обладает мотивацией к применению и усвоению новых данных. Информационная культура, по мнению специалистов, рассматривается как одна из граней личностного развития. Это путь универсализации качеств человека.

Овладение информационной культурой способствует реальному пониманию человеком своего места, себя и своей роли в этом мире. Специалисты утверждают, для того, чтобы сформировать хорошей уровень информационной культуры, особого значения нужно придать именно образованию. Последнее должно способствовать формированию нового специалиста информационного общества, который обладает следующими навыками: выделения значимой информации, дифференциации данных, выработки критериев оценки информации, умело использовать ее.

Работа за компьютером

Стремительный рост информационных ресурсов становится причиной повышения роли информационной культуры в жизни общества. Изучим, что означает данная категория, как она выражается, в чем ее важность сегодня в мире.

Что такое информационная культура?

Информационная культура — совокупность умений и навыков грамотного взаимодействия с информационными технологиями и данными, а так же умение воспользоваться необходимыми ресурсами и новейшими техническими средствами для получения информации, её обработки и систематизации.

В узком смысле под данной категорией понимается качество информационного общения людей, уровень развития информационной сферы жизни общества. Информационная культура включает себя познания наук, позволяющих добиться развития информационной составляющей, совершенствования и адаптации её к определенной сфере жизни.

Примеры информационной культуры

Для эффективного использования ежедневных потоков информации современному человеку жизненно важно овладеть информационной культурой. Для более углубленного понимания вопроса, рассмотрим примеры информационной культура. В частности, она может проявляться в:

  • в определенных умениях грамотного применения технических устройств;
  • в умении воспользоваться в своей работе компьютерной информационной технологией, а так же имеющимися на компьютере программами;
  • в способности получать сведения из разнообразных источников, (например, из печатных изданий), предоставлять их в понятном виде, результативно ими воспользоваться;
  • во владении навыками анализа обработки информации;
  • в способности работать с любыми данными;
  • в познании специфики потоков информации в различных сферах жизни;

Виды информационной культуры

Выделяются следующие виды информационной культуры:

Информационная культура — органический синтез информации и культуры. Обе категории можно рассматривать в качестве взаимно пересекающихся сфер, образующих пространство, которое можно назвать информационной культурой.

Овладение информационной культурой

В информационном обществе изучать информационную культуру нужно с раннего детства. В школах и институтах для этого обеспечивается максимальный доступ к информационным ресурсам, которые нужны для осуществления деятельности в изучаемой области. Качество учебы во многом зависит от степени освоенных навыков в сфере основных информационных технологий при решении традиционных задач выбранной сферы деятельности.

Информационная культура включает в себя познания наук, позволяющих развивать и адаптировать к определенному виду деятельности имеющуюся информацию.Обязательный атрибут информационной культуры – знание современных информационных технологий, умение использовать их для выполнения как однообразных действий как в автоматическом режиме, так и в нестандартных ситуациях.

Изучение информационной культурой помогает человеку по-настоящему осознать свое предназначение в данном мире. Эксперты придерживаются мнения, что для достижения высокого уровня информационной культуры не требуется делать акцент на запоминании информации. Важнее помогать создавать для информационного общества нового специалиста, владеющего определенными умениями: находить важную информацию, формировать критерии для анализа данных, правильно ими пользоваться.

Значение информационной культуры

Во время информационной деятельности люди улучшают культуру обращения с данными, способы их получения, обработки, хранения, оперативного предоставления. Большую значимость играет именно своевременная выдача информации. Сегодня различные сведения в обществе быстро становятся неактуальными. Они демонстрируют ускорение социальной жизни, развитие науки и промышленной сферы, техники, методов коммуникации. Ценная сегодня информация завтра может потерять свою значимость. Оперативное предоставление сведений позволяет увеличить их актуальность, важность на практике.

Развитие информационной культуры позволяет сформировать в обществе определенные группы людей, имеющих на духовном уровне единое понимание проблем, решением которых они занимаются. Информационная культура органически входит в жизнь общественности, позволяет ей выйти на качественно новый уровень, являясь основой для преобразования различных сфер жизни, добавляет совершенно новые черты в жизненные образы людей.

Информационная культура — это не только наличие различных познаний и умений работать с компьютером. Это информативная направленность человека, у которого есть мотивация использовать актуальные данные, изучать и запоминать их. Информационная культура – грань личностного развития.

Заключение

Информация и культура – два феномена, обладающих многими общими свойствами. Среди них глобальность, универсальность, представляющих собой существование связей с разными формами жизнедеятельности человека. Указанные две категории распространены в каждом направлении человеческой деятельности, придают ей креативный характер и многие другие черты. Существование информации и культуры подразумевает наличие между ними взаимной связи: осуществление культурных процессов происходит через информационные. И наоборот. Культура способна результативно повлиять на человека, общественность только через механизм сбора и распространения сведений о наличной среде, где она распространена, самой культуре.

Основы информационной культуры

Историческая концепция

Изобретение письменности

  1. Появление языка и членораздельной человеческой речи, ускорившее развитие процессов абстрактного мышления, коммуникативной, познавательной и интеллектуальной деятельности.
  2. Изобретение письменности, которая дала возможность фиксировать знания на материальном носителе, обеспечила их сохранность, накопление и распространение.
  3. Изобретение книгопечатания — быстрого, качественного и массового средства хранения и тиражирования информации. Высшей точкой развития периода стало появление печатных СМИ.
  4. Четвёртая началась в XIX веке с изобретением новых средств общественной коммуникации — радио, телефона и телевидения, объединивших человечество в общем мировом информационном пространстве.
  5. Пятая революция началась в 50-е годы XX века с использованием цифровых информационно-вычислительных средств, давших человеку возможность кардинально нового способа использования информационных ресурсов и использования их в своей интеллектуальной деятельности.
  6. Современный этап характеризуется как шестая информационная или социотехническая революция. Её результатом должен стать переход человечества к новой форме цивилизации — информационному обществу, основным производственным ресурсом которого станут знания и информация.

Признанием процесса стало провозглашение в 2006 году Генеральной ассамблеей ООН Международного дня информационного общества, отмечаемого ежегодно 17 мая.

Факторы современного развития

Для обозначения новой общественной формы применяется множество терминов и определений, большинство из которых базируется на единой системе признаков, характеристик и критериев процесса информатизации. Учёные выделяют несколько признаков внедрения новой формации:

Роботизация на производстве

  1. Сокращение числа работников, занятых в промышленном производстве и сельском хозяйстве.
  2. Рост эффективности производства за счёт применения передовых технологий, роботизации и повышения квалификации работающих.
  3. Увеличение количества свободного времени граждан для досуга, отдыха, культурного развития и самообразования.
  4. Возможность экономического прорыва для стран с низким уровнем природных ресурсов на основе развития наукоёмких и высокотехнологических производств, свидетельством могут послужить Голландия, Тайвань и Сингапур.
  5. Необходимость внедрения новых функций государственного управления — власти информации и интеллекта, которые должны распространить своё влияние и на существующие традиционные функции законодательной, исполнительной, судебной и других видов власти.

В качестве инструмента для развития такого общества исследователи выделяют комплекс взаимосвязанных и практически реализуемых факторов:

 свобода информации

Последний из факторов вводит в действие понятие информационной культуры, которое включает в себя комплекс необходимых теоретических знаний и практических навыков по работе с информацией.

Культура информационного общества

Работа на компьютере

Информологический подход к рассмотрению понятия был характерен для 80−90-х годов прошлого века и связывал его с умениями и навыками оперирования информацией. Упор делался на теоретические, технические и организационные аспекты информационных процессов. Без него и сегодня невозможно дальнейшее движение в сторону новой инфраструктуры общества. Всё большее количество профессий требует не только навыков работы с текстовыми и графическими редакторами, табличными базами данных, офисными программами и приложениями, но и глубокого знания основ информатики и программирования, устройства и принципа работы чипа, процессора, элементов коммутационной сети.

В начале XX века с помощью социологических и психологических тестов и опросов было подтверждено, что процесс потребления и переработки информации напрямую влияет на процесс личностного развития. На первое место вышел культурологический подход, в котором понятие информационной культуры трактуется как одно из проявлений общей культуры человека.

Правовое регулирование

Информационное обслуживание граждан

На основе общеевропейской инициативы национальные программы разработаны в Германии, Великобритании, Франции, Италии и в других стран Европы.

Читайте также: