Как выглядел иешуа га ноцри во время допроса

Обновлено: 04.03.2024

Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, за свою жизнь привык командовать и управлять, выносить приговоры и принимать самые разнообразные решения, пусть даже и жестокие, и бесчеловечные. Он постоянно чувствует себя одиноким, ведь у него есть лишь один верный друг — его пёс. Однако встреча с Иешуа перевернула жизнь прокуратора, заставив усомниться практически во всём.

Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого является Иисус Христос, предстал перед Понтием Пилатом в качестве преступника. Говорили, что он подговаривал людей к восстанию, однако на самом деле Иешуа просто разговаривал с ними. После нескольких минут общения с Га-Ноцри прокуратор осознал, что перед ним стоит необыкновенный человек. Необычайно умный, тонкий и глубокий, Иешуа замечал то, чего не замечали другие, чего не замечал и сам Понтий Пилат. Возникало ощущение, что в душе Иешуа царила гармония, о которой Пилату можно было только мечтать в перерывах между мучительной головной болью, терзающей его уже много лет. Однако прокуратор Иудеи испугался. Испугался необычного человека, испугался осуждения со стороны своего народа, банально испугался поступить не так, как ожидают другие люди — и приговорил невиновного Иешуа к казни.

После данного решения, которое с течением времени оказалось поистине судьбоносным, изменилось всё. Умирая, Иешуа сказал, что трусость — это самый страшный порок, и Понтий Пилат полностью осознал и прочувствовал это. На протяжении очень долгого промежутка времени он страдал и терзался тяжёлыми мыслями, но осознав свой грех и раскаявшись, Пилат обрёл покой и вновь встретился с Иешуа, на этот раз — в другом мире и без дальнейшего расставания.

2 вариант

Центральной в романе М.А.Булгакова является тема добра и зла. Многие моменты затронуты писателем философски, так как он стремится к тому, чтобы дать читателю возможность самому сделать выводы о событиях, разворачивающихся в произведении. Так, мысли и поступки героев Ершалаимских глав романа, прокуратора иудеи Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, являются особенно удивительными и интересными.

Остаток жизни Понтий Пилат проводит, раскаиваясь в своём грехе. В финале произведения Иешуа Га-Ноцри прощает прокуратора, дарует ему вечную свободу. Теперь ничего не мешает им продолжать свой разговор, о чём несчастный прокуратор грезил столько лет.

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: история отношений

Иешуа — милосердный человек с собственным мировоззрением. Многие исследователи творчества Булгакова говорят, что прототипом стал Иисус Христос. Однако Иешуа не описан как божественное явление. Это обычный человек.

Понтий Пилат – прокуратор Иудеи. И Иешуа предстает перед ним в качестве преступника. Его судили за заговор. Будто бы Иешуа подговаривал всех к восстанию.

При разговоре героев у прокуратора сильно болит голова. Поэтому он не был заинтересован говорить с преступником. Но чем дальше, тем больше Понтий Пилат проникается к Иешуа, чувствуя к нему огромный интерес. Прокуратом смятен, когда Иешуа избавляет его от головной боли.

Иешуа Га-Ноцри не понимает насилия, но всегда готов к всепрощению. Несмотря на все пройденные трудности и испытания, он искренне улыбается и рад жизни. Он никого не винит в своей смерти.

Иешуа считает всех людей добрыми, он верит в духовную силу человека. Даже Марк Крысобой для него хороший человек. Пилат же утверждает, что все люди по природе своей злы и лживы.

Понтий Пилат – вершитель судеб – по-настоящему одинок. Единственный его друг – верный пес.
Поэтому для героя встреча с Иешуа является переворотной. Он задумывается о тех мыслях, которые проповедовал Иешуа. Он хочет спасти героя, он ищет различные варианты для этого. Однако боязнь ответственности мешает Понтию что-то сделать для философа.

Иешуа мог бы сказать неправду, чтобы защитить свою жизнь. Но он не привык лгать и не делает этого согласно своим принципам.

Понтий Пилат проявляет трусость, когда отправляет Иешуа на казнь, и позже ему приходится раскаяться за это. Перед казнью Га-Ноцри утверждает, что главный человеческий порок – трусость. Пилат осознает, что поступил неправильно. Совесть мучает его. Он хочет оправдаться перед философом и главное перед собой и приказывает убить Иуду, предавшего Иешуа. Однако это не приносит утешения. Прокуратор искренне желает оказать помощь ученику Га-Ноцри, Левию Матвею. И тот действительно видит, как меняются поступки Понтия Пилата. То есть Иешуа Га-Ноцри смог изменить, сделать добрее хотя бы одного человека. Пилат поверил арестанту, понял его мировоззрение.

Образы Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри совершенно не похожи друг на друга. Суровый и могущественный прокуратор и нищий философ. Не смотря на это, они находят друг в друге хороших собеседников.

Жить с угрызениями совести придётся прокуратору всегда, он никогда не избавиться от раскаяния.

Все люди совершают ошибки. Но необходимо извлекать из них уроки и стремиться к высокому – вот, что хотел сказать Булгаков.

Иешуа прощает Понтия Пилата. Только после освобождения пойдут они вместе по дороге вечности, чтобы продолжить свой разговор. И в этом другом мире они обретают покой и вечность для рассуждений.


Две башни

мастер и маргарита иешуа га ноцри

Первая история происходит в современной для Булгакова Москве, а события второй – в древнем Ершалаиме, где встречаются Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. Читая роман, сложно поверить, что две эти диаметрально противоположные новеллы создал один человек. События в Москве описываются живым языком, которому не чужды нотки комизма, сплетен, чертовщины и фамильярщины. Но когда речь заходит об Ершалаиме, художественный стиль произведения резко меняется на строгий и торжественный:

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Две эти части должны показать читателю, в каком состоянии находится нравственность и как она изменилась за последние 2000 лет. Исходя из этого замысла автора и будем рассматривать образ Иешуа Га-Ноцри.

Учение

Иешуа прибыл в этот мир в начале эры христианства и проповедовал простое учение о добре. Только его современники еще не были готовы к принятию новых истин. Иешуа Га-Ноцри приговорили к смертной казни – позорному распятию на столбе, которое предназначалось для опасных преступников.

Люди всегда боялись того, чего не мог постигнуть их разум, и за эту невежественность поплатился жизнью ни в чем не повинный человек.

Евангелие от…

Изначально считалось, что Иешуа Га-Ноцри и Иисус – это один и тот же человек, вот только автор хотел сказать совсем не это. Образ Иешуа не соответствует ни одному христианскому канону. Этот персонаж включает в себя множество религиозных, исторических, этических, психологических и философских характеристик, но все же остается простым человеком.

михаил афанасьевич булгаков

Несоответствия

Такими несоответствиями автор всячески пытается подчеркнуть, что Иешуа Га-Ноцри – это в первую очередь человек, который смог найти в самом себе психологическую и нравственную опору, и он оставался верен своим убеждениям до самого конца.

Внешний вид

иешуа га ноцри образ

Иешуа не был божественно невозмутим, как и все люди, он чувствовал страх перед Пилатом и Марком Крысобоем. Он даже не догадывался о своем (возможно, божественном) происхождении и поступал так же, как и обычные люди.

Божественность присутствует

В произведении много внимания уделяется человеческим качествам героя, но при всем этом автор не забывает о его божественном происхождении. В конце романа именно Иешуа становится олицетворением той силы, что сказала Воланду даровать Мастеру покой. И вместе с этим автор не желает воспринимать этого персонажа прообразом Христа. Именно поэтому характеристика Иешуа Га-Ноцри такая неоднозначная: одни говорят, что его прототипом был Сын Божий, другие уверяют, что он был простым человеком с хорошим образованием, а третьи считают, что он был слегка не в себе.

В свою очередь автор отстаивает мнение о том, что Иешуа сосредоточил в себе образ нравственного закона, который вступает в конфликт с юридическим правом.

Нравственная истина

понтий пилат и иешуа

Сам Булгаков не был глубоко религиозным человеком, он не ходил в церковь и перед смертью даже отказался от соборования, но и атеизм он не приветствовал. Он считал, что новая эра в ХХ веке – это время самоспасения и самоуправления, которое когда-то явилось миру в Иисусе. Автор считал, что такой акт способен спасти Россию в ХХ столетии. Можно сказать, что Булгаков хотел, чтобы люди верили в Бога, но не слепо следовали всему, что написано в Евангелие.

Даже в романе он открыто заявляет, что Евангелие – это выдумка. Иешуа оценивает Левия Матвея (он же евангелист, который известен всем) такими словами:

Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет, но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент!

Сам Иешуа опровергает достоверность свидетельствования Евангелия. И в этом его взгляды едины с Воландом:

Уж кто-кто, - обращается Воланд к Берлиозу, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в Евангелиях, не происходило на самом деле никогда.

Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат

Особое место в романе занимают отношения Иешуа с Пилатом. Именно последнему Иешуа сказал, что всякая власть – это насилие над людьми, и однажды придет время, когда не останется никакой власти, кроме царства истины и справедливости. Пилат почувствовал в словах арестанта толику правды, но все же не может его отпустить, боясь за свою карьеру. Обстоятельства давили на него, и он подписал безродному философу смертный приговор, о котором сильно жалел.

Позже Пилат пытается искупить свою вину и просит священника отпустить в честь праздника именно этого осужденного. Но его затея не увенчалась успехом, поэтому он приказал своим слугам прекратить страдания приговоренного и лично распорядился, чтобы убили Иуду.

понтий пилат на балконе

Знакомимся ближе

Полностью понять булгаковского героя можно только обратив внимание на диалог Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. Именно из него можно узнать, откуда был Иешуа родом, насколько он был образован и как относится к окружающим.

Иешуа – всего лишь персонифицированный образ морально-философских представлений человечества. Поэтому не удивительно, что в романе отсутствует описание этого человека, есть только упоминание о том, как он одет и что на лице есть синяк и ссадины.

Еще из диалога с Понтием Пилатом можно узнать, что Иешуа одинок:

И, что странно, в этом высказывании нет ничего, что бы могло прозвучать как жалоба на одиночество. Иешуа не нуждается в сострадании, он не чувствует себя сиротой или каким-то ущербным. Он самодостаточен, перед ним весь мир, и он открыт для него. Немного сложно понять цельность Иешуа, он равен себе самому и всему миру, что вобрал в себя. Он не прячется в колоритном многоголосии ролей и масок, он свободен от всего этого.

распятые злодеи

Сила Иешуа Га-Ноцри настолько огромная, что поначалу ее принимают за слабость и безволие. Но он не так прост: Воланд чувствует себя с ним на равных. Булгаковский персонаж является ярким примером идеи богочеловека.

Бродячий философ силен своей непоколебимой верой в добро, и эту веру не может отнять у него ни страх наказания, ни видимая несправедливость. Его вера существует вопреки всему. В этом герое автор видит не только проповедника-реформатора, но и воплощение свободной духовной деятельности.

Образованность

В романе Иешуа Га-Ноцри обладает развитой интуицией и интеллектом, что позволяет ему угадывать будущее, причем не просто возможные события в ближайшие несколько дней. Иешуа способен угадать судьбу своего учения, которое уже сейчас неверно излагается Левием Матвеем. Этот человек настолько внутренне свободен, что даже понимая, что ему грозит смертная казнь, он считает своим долгом сказать римскому наместнику о его скудной жизни.

иешуа га ноцри характеристика

Главная сила Иешуа – в открытости и непосредственности, он постоянно находится в таком состоянии, что в любой момент готов пойти навстречу. Он открыт для этого мира, поэтому понимает каждого человека, с которым его сталкивает судьба:

Беда в том, - продолжал никем не останавливаемый связанный, - что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей.

Открытость и замкнутость в мире Булгакова - это два полюса добра и зла. Добро всегда движется навстречу, а замкнутость открывает путь для зла. Для Иешуа истина – это то, что есть на самом деле, преодоление условностей, освобождение от этикета и догм.

Трагедия

Трагедия истории Иешуа Га-Ноцри состоит в том, что его учение не было востребовано. Люди попросту были не готовы принять его истину. И герой даже опасается, что его слова будут поняты неправильно, и путаница будет длиться очень долго. Но Иешуа не отрекся от своих идей, он - символ человечности и стойкости.

Трагедию своего персонажа в современном мире переживает Мастер. Можно даже сказать, что Иешуа Га-Ноцри и Мастер в чем-то похожи. Ни один из них не отказался от своих идей, и оба поплатились за них жизнью.

Смерть Иешуа была предсказуемой, и ее трагизм автор подчеркивает с помощью грозы, которая заканчивает сюжетную линию и современной истории:

Тьма. Пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Опустилась с неба бездна. Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма.

Нравственность

Со смертью главного героя во тьму погрузился не только Ершалаим. Нравственность его горожан оставляла желать лучшего. Многие жители с интересом наблюдали за пыткой. Они не испугались ни адской жары, ни дальней дороги: казнь – это ведь так интересно. И примерно такая же ситуация происходит спустя 2000 лет, когда народ страстно желает посетить скандальное выступление Воланда.

Смотря на то, как ведут себя люди, Сатана делает следующие выводы:

. они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны. ну что, и милосердие иногда стучится в их сердца.

Иешуа – это не меркнущий, но всеми забытый свет, на котором исчезают тени. Он является воплощением добра и любви, обычным человеком, который, несмотря на все страдания, все же верит в мир и людей. Иешуа Га-Ноцри – это могущественные силы добра в человеческом облике, но даже на них можно повлиять.

крест и тучи

На протяжении всего романа автор проводит четкую грань между сферами влияния Иешуа и Воланда, но, с другой стороны, сложно не заметить единство их противоположностей. Конечно, во многих ситуациях Воланд выглядит намного значимее, чем Иешуа, но эти властители света и тьмы равны между собой. И благодаря этому равенству в мире существует гармония, ведь если бы не было кого-то одного, то существование другого было бы бессмысленным. Тот покой, которым наградили Мастера, это своего рода соглашение между двумя могущественными силами, и к этому решению подвигает две великие силы обычная человеческая любовь, которая рассматривается в романе как наивысшая ценность.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Ершалаимские главы в романе М.А. Булгакова

произведения. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе

Урок литературы в 11 класс е

Учитель русского языка и литературы

Харченко Людмила Александровна

Троицко-Харцызск

Цель урока: выявление библейских мотивов в романе, сравнение библейского сюжнта и романа; формирование у учащихся своего видения нравственно- философской проблематики романа; развитие умения решать основной философско-нравственный вопрос об истине через анализ булгаковской трактовки евангельского сюжета.

Задачи урока:

- через анализ содержания отдельных глав произведения рассмотреть нравственно-филосовские проблемы романа;

- рассмотреть новаторство Булгакова в изображении библейского сюжета;

- развивать умение анализировать текст художественного произведения в единстве формы и содержания; развивать творческое воображение и ассоциацио-логическое мышления учащихся;

- воспитать такие нравственные качества личности, как умение любить и сострадать; уяснить нравственные уроки, главные ценности, о которых говорит писатель: ценность человеческой личности, ответственность человека перед Богом и совестью за свои поступки.

Методы, применяемые на уроке:

Формы работы:

Средства обучения:

- текст художественного произведения;

- иллюстрации к роману;

- фрагменты одноимённого фильма Владимира Бортко.

Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков.

І . Организационный момент

ІІ . Мотивация познавательной деятельности

Определение своеобразия жанра и композиции: роман в романе.

Беседа по вопросам.

- К какой сюжетной линии романа они имеют отношение? (К библейской); к каким главам? (ершалаимским).

ІІІ. Определение темы, определение задач урока.

(Учащиеся определяют тему урока).

Постановка проблемного вопрос а

- Итак, нам предстоит ответить на вопрос: почему так сурово был наказан прокуратор Иудеи Понтий Пилат? Какую роль в романе играют главы, посвященные Пилату и Иешуа Га-Ноцри?

І V . Анализ содержания романа

4.1 . Знакомство с героями ершалаимских глав.

Запишите действующих лиц, с которыми вы встречаетесь в этих главах.

- Почему Понтий Пилат – главный герой этих глав?

- Роман, принадлежащий перу Мастера, - это тот стержень, на котором держится всё произведение. В его основу положены определённые главы Нового Завета. Но расхождения художественного произведения с богословским текстом очевидно. Давайте мы найдём эти расхождения. От Вас никто не требует точного знания Библии, эти сведения вы получите. От вас требуется знание текста.

4.2. Работа с таблицей (Приложение 2) .

- У вас на столах имеются карточки с таблицей, две графы которой заполнены, ваша задача – заполнить третью графу.

(Все участники команды работают на одном листе бумаги с таблицей, по очереди вписывая по одному пункту).

4.3. Работа с главами романа (Приложение 3).

- Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа? Откройте предложенные главы романа, внимательно просмотрите их и ответьте на вопросы.

V . Анализ второй главы романа

5.1. Беседа по вопросам. Работа в парах

1. Вспомните, что является одним из основных способов раскрытия характера героя; в нём автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица. (Литературный портрет).

2. Посмотрим, какими предстают перед читателем два героя – Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью пятый прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки. Найдите во второй главе портретное описание Иешуа и Понтия Пилата. Сделайте вывод. (Самостоятельная работа).

3. Как портрет раскрывает характеры героев? Сравнивая портреты, подумайте, какой приём используется автором? (Работа в группах).

Вывод. Прием, используемый автором, – антитеза.

4. Но сейчас Пилат страдает от головной боли. И о его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к одной детали его портрета. Какой? (Глазам).

Второй прием, раскрывающий характер героя. Художественная деталь, как вы понимаете, играет огромную роль в произведении. Проследите по тексту, выделяя ключевые слова, как меняются глаза Понтия Пилата (Работа с текстом).

Вопросы к классу:

2. Боится ли Иешуа Понтия Пилата? (Нет. Он без страха будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он боится опять пережить физическую боль (по приказу прокуратора Крысобой бил его).

3. Высокие обязанности прокуратора заставляют Пилата, мучающегося мигренью, вести допрос. В чем Синедрион обвиняет Иешуа? (Подстрекательство к разрушению ершалаимского храма).

5.2. Просмотр кадра из фильма В. Бортко.

На вопрос о том, что такое истина, искали и ищут ответ и писатели, и философы, и художники. Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину (Пьер Безухов, Андрей Болконский, Родион Раскольников, Александр Андреевич Чацкий).

5.3. Работа в тетрадях.

- А что истина, по вашему мнению? Запишите свой ответ.

Как же Иешуа отвечает на вопрос о том, что такое истина?

5.5. Беседа по содержанию произведения.

2. Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний?

(Понтий Пилат принимает решение в пользу Иешуа после его признаний, он решает объвить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора).

3. В какой момент изменится настроение Понтия Пилата? Почему он будет вынужден отказываться от своего первоначального решения?

4. Перед какой нравственной проблемы встаёт Пилат, увидев лица Иешуа и Тиберия? (Понтий Пилат встаёт перед выбором, спасити ни в чём не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить своё положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью).

6. Почему прокуратор хочет спасти Иешуа? (Пилат ничего так не желает, как быть рядом с Иешуа, говорить с ним и слушать его. Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он одинок. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом, поэтому Пилат решает спасти Иешуа от казни.)

7. Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден? (Компромисс для Иешуа невозможен. Пойти на компромисс – значит пойти против истины. Истина для него оказывается дороже жизни.)

10. Как он ведёт себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? (Когда казнь уже предотвратить невозможно, он стремится прекратить страдания Иешуа: после пяти часов крестных мук Пилат дарует Иешуа лёгкую смерть, приказывает совершить погребение тел, казнённых в тайне. Санкционирует убийство предавшего его Иуды: эту обязанность возлагает на Афрания. Подбрасывает деньги Каифе. Однако все эти попытки не позволяют Пилату искупить вину, очистить совесть.)

12. В чем заключается наказание Понтия Пилата? Как воспринимает герой свое наказание? (Наказание Пилата – в его бессмертии. Герой ненавидит свое бессметрие, ибо это бессметрие предателя.)

- Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

- В начале урока мы оствили без ответа вопрос: почему прокуратор Иудеи, а не Га-Ноцри, - главный герой для самого автора? Почему? (С образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, поднятых в романе.)

- Перечислим проблемы и запишем в тетрадь, так как они будут решаться содержанием всего романа:

1. Проблема личного выбора.

2. Проблема ответственности за содеянное.

3. Проблема власти.

4. Проблема веры и безверия.

5. Проблема истины (что такое истина?).

6. Проблема смысла жизни, человеческого существования.

7. Проблема верности и предательства.

8. Проблема добра и зла.

9. Проблема милосердия и всепрощения.

- Добро и зло не только у Булгакова, а вообще в мире находится в постоянной борьбе, в постоянном противостоянии. И мне хотелось бы в этой связи привести слова Бориса Пастернака:

«Верю, я придет пора,

Силу подлости и злобы

VI . Подведение итогов урока.

6.1. Заполнение листа самооценивания на уроке:

Знание содержание романа (домашнее задание).

Работа в команде.

Работа с текстом. Ответы на вопросы.

Участие в диалоге.

6.2. Рефлексия.

Роман посвящен вечным проблемам, они существуют и в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно.

Запишем выводы по первой сюжетной линии романа: Иешуа не Иисус Христос, он сын человеческий, несущий идеалы добра, сострадания, истины и внутренней свободы. Главный герой – Понтий Пилат, с образом которого связана проблема ответственности за свои поступки. Самый большой порок – трусость.


Я была бы не столь однозначна ни с той, ни с другой точкой зрения. Особенно учитывая тот факт, что рядом с Мессией любой грешный человек выглядел бы чем-то вроде карикатуры. Кого ни поставь. Потому что Он не только Человек, но Бог и Воплощенное Совершенство. Кто сравнится даже теоретически?

Чтобы понять Иешуа и посмотреть на него без стереотипов, надо как раз не поверить Воланду и не отождествлять Га-Ноцри со Христом. Посмотреть на него как на обычного человека. Или даже как на "юродивого" Бога ради. Ведь Пилат юродство Иешуа как раз и отмечает: "Разве я похож на юного бродячего юродивого, которого сегодня казнят?". Прав ли он при этом?

50 оттенков юродства
Пилат прав, но только, так сказать, по форме. Для него, человека системы с мышлением военного, каких-то "оттенков юродства" не существовало. Он, эдакая "дубина правосудия", абсолютно ничего не понимал в духовных вопросах, да и понимать особо не хотел. Потому Иешуа с его "все люди добрые" временами кажется Пилату мальчиком, наивным дурачком.


В то время как Га-Ноцри, как мне кажется, прекрасно осознает намерения окружающих (А ты бы меня отпустил, игемон, неожиданно попросил арестант, и голос его стал тревожен, я вижу, что меня хотят убить).

Иешуа действительно прозорлив, что видно со сцены с мигренью. Да, он мог догадаться по жестам Пилата, что тому больно и он хочет позвать собаку, чтобы чем-то успокоиться. Но знать, что голова пройдет в следующий миг, мог только человек с даром от Бога. Даром прозорливости, которому обычно сопутствует мудрость.

Для меня лично нет сомнений в том, что поведение Иешуа — именно мнимое юродство, провокация в хорошем смысле слова. Когда он говорит обо всех людях, как о "добрых", то имеет ввиду их предназначение (в христианстве Промысел ко спасению). Вряд ли, допустим, Марк Крысобой ребенком мечтал быть озлобленным уродом. В том смысле, в котором Иешуа говорит это, он логичен и прав. Но только Пилату понадобились тысячелетия на пустынной "Луне" перед лужей кровавого вина, чтобы дойти хоть немного до разности смыслов.

Диалог Га-Ноцри и Пилата на лунной дорожке тоже, в общем-то, о контексте.


— Боги, боги, — говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, — какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, — тут лицо его из надменного превращается в умоляющее, — ведь её не было! Молю тебя, скажи, не было?

Если воспринимать разговор чисто фактологически, формально, то Иешуа кажется натуральным лжецом. Как факт казнь ведь, безусловно, совершилась. Ну а если подумать, о чем на самом деле спрашивает Пилат? Ведь они уже в вечности, после смерти. Оба об этом знают. Пилат даже убедился, что никаких античных богов за гробом в действительности нет, никто из римского пантеона не явился выручать его из тысячелетнего заточения.

И с учетом нетелесности вопрос бывшего игемона можно трактовать как: подтверди мне, пожалуйста, что пошлая казнь тебя не уничтожила, что рядом действительно ты. Иешуа это подтверждает. На уровне бессмертной души, в отличие от тела, казней действительно не бывает.

Провокация "овцы"
Если присмотреться к поведению Иешуа, то странный, юродский, провоцирующий "эпатаж" со скрытым смыслом был очень типичен для пророков израильских и "сынов пророческих". Вспомним хотя бы, как "театрально" пророк Агав сообщает о будущих злоключениях апостола Павла: "взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников" (Деян. 21:11).

Зачем этот "спектакль", почему Агав просто не сказал, что Павел окажется в заточении? Затем, что пророчеством нужно проникнуться. Потому пророк всегда говорит со своей "целевой аудиторией" на языке, который способен ее пронять. Даже если спустя века со стороны этот язык кажется странным и нелепым.

Иешуа провоцирует и меняет своей юродивой псевдонаивностью всех: Левия Матвея, Пилата, даже Иуду из Кириафа. Он, кажется, из тех, о ком метко выразился Парфён Рогожин в "Идиоте": "Будешь стыдиться, Ганька! Будешь каяться, что такую овцу обидел!". Пророческая роль Га-Ноцри — та самая "овца". Левий, Пилат, Иуда как бы поочередно выступают в роли "Ганек", обижающих "овцу". И кого-то последствия этой самой роли превозносят до покаяния, а кто-то погибает от проявленного ею зла. Вполне жизненно с т. з. христианства.

Неизвестный праведник
На Христа Га-Ноцри, конечно же не тянет. Но на кого-нибудь из святых, особенно ветхозаветных, вполне. И если представить его одним из пророков, то даже в эпизоде с пергаментом нет ничего кощунственного:

— Повторяю тебе, но в последний раз: перестань притворяться сумасшедшим, разбойник, — произнес Пилат мягко и монотонно, — за тобою записано немного, но записанного достаточно, чтобы тебя повесить.

— Нет, нет, игемон, весь напрягаясь в желании убедить, заговорил арестованный, — ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал.

Мы верим в том, что ученики Христа писали богодухновенно, поэтому сомнений в подлинности Библии у нас нет. А что можно сказать, например, об учениках величайшего из пророков — Иоанна Крестителя? То, что среди них были разные люди. Некоторые внаглую заявлялись ко Христу с претензией на недержание поста Его учениками (Мф. 9:14). Хотя, казалось бы, какое им до этого дело. Других Предтеча был вынужден отправлять к Иисусу, чтобы Он самолично подтвердил им Свою Божественность (Мф. 11:2-3). Сам прекрасно зная ответ на их вопрос, но, видимо, не будучи в состоянии развеять их же сомнения.

Булгаковский Левий очень даже похож на одного из таких Иоанновых учеников. Гиперкритичный, мятежный, вечно в каких-то терзаниях. И вообще склонный к претензиям в адрес окружающего мира и людей, да.

А само взаимодействие Иешуа Га-Ноцри с Пилатом, всё вот это кроткое, но резкое обличение правителя, довольно жесткая внутренняя борьба "владыки" при принятии решения о казни или помиловании напомнили мне кое-что из Библии. Но отнюдь не диалог Господа с Пилатом, когда Мессия с ним, по большому счету, и не говорит. Мне кажется, примерно так могли бы общаться Иоанн Креститель с Иродом Великим, когда пророк уже был заточен в темницу. И об утрате этого общения навсегда, наверное, и загрустил Ирод, когда Иродиада попросила у него голову Предтечи.

Каждый христианин прекрасно знает, что святых на небе намного больше, чем известных нам через святки. И, возможно, существовал не один похожий на Иешуа подвижник времени перехода из Ветхого Завета в Новый. Судьба которого сложилась примерно так же. И даже имя его могло быть похожим.

Неудавшееся замещение
Что получается из сказанного выше? Воланд берет историю некоего реально существовавшего праведника, который для далекого уже от церкви советского интеллигента прямо неотличим от Иисуса. Даже для людей с поверхностной интуицией вроде Берлиоза. И подсовывает ее как "истинное Евангелие". То есть вроде бы и лжет, и говорит правду одновременно, но только подает эту самую правду в выгодном для себя свете.


В современном мире такой трюк тоже широко используется. Например, одна небезызвестная секта с успехом выдает за Христа Архангела Михаила. Вряд ли к радости последнего. А булгаковский дьявол, предположим, проделывает тот же финт с малоизвестным или неизвестным подвижником Га-Ноцри.

Начиная описывать историю Иешуа, Мастер как творец неминуемо соприкасается с самим Га-Ноцри. Так же, как авторы акафистов наверняка чувствовали благодать, исходящую от тех, кому акафисты посвящались. Иешуа видит этого человека, тонкого, ранимого, талантливого. И.. находящегося в лапах сатаны. Что он хочет сделать как подвижник? То же, что и все святые, — помочь.

И помогает, как может. Да, Христос с дьяволом бы не миндальничал, это точно. А вот некоторые святые, как ни странно, говорили с падшими духами вполне себе вежливо и спокойно. Диакон Андрей Кураев считает, что Иешуа, дескать, просит у Воланда милости, как "создание у создателя". Такую точку зрения он озвучил в своей книге "Мастер и Маргарита: за Христа или против". Когда-то она мне больше импонировала, но теперь не согласна. Иешуа именно что просит не потому, что он якобы ставит себя ниже Воланда.

Просто он настолько выше тьмы, чист духовно, что даже с бесом говорит с позиции света, добра. Как Макарий Египетский спокойно общался с падшими душами, "не переходя на личности". Да и не только он, в патериках много таких случаев описано. Иешуа Воланд бы никак не задел. А вот Левия Матвея (не путать со святым апостолом Матфеем) он таки жестко троллит. Потому что "глина" прилипла не только к хитону бывшего сборщика податей, но и к его внутреннему миру. Левий всё еще слишком осуждающий резонер, чтобы обрести стойкий иммунитет к силам зла.

Я думаю, что Иешуа вымолил у Творца для Мастера тот "кусочек рая", который писатель смог вместить в силу своей поврежденности. И сатане это очень даже не понравилось, как по мне.

Передай, что будет сделано,ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул:И покинь меня немедленно.

Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже,в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.

Психует ведь). И глаз, видите ли, вспыхивает, и "убирайся немедленно". Еще как психует! А бесить беса способны далеко не грешники. Как раз наоборот.

Такая версия ответа на вопрос, кем является Иешуа Га-Ноцри, импонирует мне куда больше, чем высказывание диакона Андрея Кураева, что он "морок". А как думаете вы?

Иешуа га ноцри кто это

История создания

Булгаков очень тщательно прорабатывал роман и много времени проводил за изучением разных книг. Вопреки распространенному мнению, прообразом Иешуа стал не Иисус Христос. Если внимательно изучить произведение Михаила Афанасьевича, то можно заметить ряд расхождений с евангельским текстом:

Иешуа га ноцри характеристика

  1. Иешуа появился на свет в Гамале, в то время как Христос родился в Вифлееме. Га-Ноцри человек неизвестного происхождения, предположительно, его отец был сирийцем.
  2. Иешуа не имел учеников, а Левия Матвея он не признает и считает опасным.
  3. В город Га-Ноцри вошел как обычный человек, никем не замеченный.
  4. На казнь Иешуа доставили в повозке, а Иисуса заставили нести крест к Голгофе.

Герой Булгакова отличался не только биографией. У него было особое мировоззрение. Понтий Пилат определил Га-Ноцри как философа. Иешуа рассказывал, что все люди добры по природе своей. Даже Марк Крысобой таковым является, но некоторые личности всего лишь несчастливы, и поэтому они совершают плохие поступки.

Булгаков не стремился очернить Евангелие. Он только хотел очистить его от недостоверных событий. Поэтому Берлиоз говорит, что рассказ Воланда интересен, но он имеет расхождения с библейскими текстами.

Краткая биография

Возраст Иешуа в романе 27 лет, он не имел постоянно жилища и предпочитал странствовать. Его точное происхождение неизвестно, и он сам не помнил своих родителей. Га-Ноцри — это только прозвище, которое было дано ему другими людьми.

За столько лет юноша не обзавелся друзьями или учениками. Единственным его последователем стал Левий Матвей, но Га-Ноцри не признавал его: бывший сборщик податей больше вредит, чем помогает. Он искажает его учение.

Иешуа и понтий пилат

О жизни странствующего философа мало что известно. Он не успел совершить чудес или великих поступков. К прокурору Иудеи он попал в неприглядном виде. О его внешности известно следующее:

  • носит старый и разорванный хитон;
  • голова укрыта белой повязкой;
  • на лице ссадины, а на глазу синяк.

Иешуа вел проповедь в городе и за это его арестовали. Люди посчитали, что он призывает к свержению кесаря. Прокуратор быстро понял, что обвинения пустые, но изменить ситуацию не смог. Иешуа отказался отвергать собственные убеждения. В итоге его приговорили к смертной казни.

Га-Ноцри распяли на Лысой Горе рядом с другими разбойниками. Все что смог сделать прокуратор — это приказать быстро заколоть странствующего философа. После Пилат велел похоронить тело.

В конце романа Иешуа добивается у Воланда прощения для прокуратора Иудеи и просит устроить судьбу Мастера и Маргариты. Повелитель сил тьмы послушался и все исполнил.

Роль персонажа

Иешуа — один из центральных персонажей романа Булгакова. Через него писатель высказывал важную мысль: добро есть в сердце каждого человека. Традиционные евангельские тексты показывали иную точку зрения. Так, Иисус рассказывал, что в сердце человека есть добро и зло.

Иешуа га ноцри

Га-Ноцри не совершил ни малейшего зла за свою жизнь. Перед смертью он простил всех, даже Понтия Пилата. Иешуа не осуждает прокуратора за трусость. Именно это дает ему возможность уйти чистым.

Странствующий философ отличался наблюдательностью и проницательностью. При первой встрече с Пилатом Иешуа говорит, что у того болит голова и он хочет погладить собаку. В этом не было никакого волшебства. Га-Ноцри заметил движения руки и едва заметную гримасу боли на лице Пилата.

Если провести сравнение двух миров, ершалаимского и московского, то можно заметить множество похожих моментов:

  1. Га-Ноцри и Мастер имеют аналогичную судьбу.
  2. Левий Матвей и Иван Бездомный являются учениками.
  3. Иуда из Кириафа и Алоизий Могарыч предатели.

Роль Га-Ноцри в романе достаточна важна — он воплощает любовь. Ничто не смогло ожесточить его сердце, заставить отказаться от убеждений. Даже после казни он остался верен своей философии. Именно так должны люди относится к миру.

Читайте также: