Как выбрать учителя начальных классов для ребенка через госуслуги

Обновлено: 07.07.2024

С 1 апреля запись в 1-й класс впервые пройдет по всей стране по новым правилам. Как рассказали "РГ" в министерстве просвещения, раньше зачисление в первые классы сопровождалось большими стрессами для родителей. Накануне объявленной даты люди занимали очереди и даже ночевали у порога школы, чтобы успеть записаться в числе первых и гарантированно получить место в выбранной образовательной организации.

Чтобы облегчить этот процесс, сделать его максимально комфортным, справедливым и прозрачным, Минпросвещения разработало новый порядок, который впервые будет воплощен в жизнь в этом году, сообщает пресс-служба ведомства.

- Поступление ребенка в первый класс - важное событие. В этом году в порядок приема внесены изменения, по которым, например, дети имеют право преимущественного приема в те школы, в которых обучаются их братья или сестры. Это сильно упростит жизнь многих семей, - прокомментировал министр просвещения России Сергей Кравцов.

Что изменилось в этом году?

Теперь прием детей в первый класс будет проходить в два этапа.

Первый этап - с 1 апреля до 30 июня. Он предназначен для детей, имеющих первоочередное или преимущественное право зачисления в школы, а также для детей, которые живут на закрепленной территории, то есть в том же районе, где находится школа. Внеочередное право (для детей прокуроров, судей и следователей) действует только для школ с интернатами.

Второй этап - с 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября. Он предназначен для детей, не проживающих на закрепленной территории. То есть в течение этого этапа можно подать заявление в школы другого района. Отправлять заявление в школу другого района раньше начала второго этапа бессмысленно, поскольку его не примут.

- Очередность подачи заявления на первом этапе не имеет значения, поэтому никакого ажиотажа родители могут не опасаться. Мест для детей, имеющих внеочередное, первоочередное или преимущественное право зачисления в школы, а также для детей, которые живут на закрепленной территории, должно хватить во всех школах. На втором этапе детей зачисляют на свободные места, - рассказали "РГ" в ведомстве. - На официальном сайте ближайшей школы родители могут удостовериться, прикреплен ли к ней их дом. Не позднее 26 марта эта информация должна быть опубликована на официальных сайтах образовательных организаций. Там же родители смогут найти подробную информацию о новых правилах приема.

Кто может подать заявление на первом этапе?

1. Дети, проживающие на закрепленной территории, то есть рядом со школой (узнать, относится ли ваш дом к конкретной школе, можно на официальном сайте учебного заведения).

2. Дети, имеющие первоочередное право в соответствии с законодательством:

- дети сотрудника полиции, в том числе погибшего (умершего) вследствие увечья или иного заболевания, полученного в период службы;

- дети гражданина, уволенного из полиции по состоянию здоровья либо умершего от таких заболеваний в течение года после оставления службы;

- дети, находящиеся на иждивении сотрудника полиции;

- дети сотрудника (в том числе умершего или погибшего), имеющего специальные звания и проходящего службу в учреждениях ФСИН, МЧС, органах наркоконтроля, ФТС;

- дети сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

- дети военнослужащих по месту жительства их семей;

- дети военнослужащих при изменении места службы, дети граждан, проходящих службу по контракту, а также при увольнении со службы по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с оргштатными изменениями - в школы, ближайшие к новому месту службы или месту жительства.

3. Дети, имеющие преимущественное право - те, чьи старшие братья и (или) сестры уже учатся в этой школе.

4. Внеочередное право (для детей прокуроров, судей и следователей) действует только для школ с интернатами.

Кто может подать заявление на втором этапе?

Сколько лет должно быть ребенку?

Принимаются в первые классы дети в возрасте от 6,5 до 8 лет. По заявлению родителей учредитель образовательной организации может разрешить прием ребенка в более раннем или более позднем возрасте.

Правила приема в школу для детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированным образовательным программам только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Как подать заявление?

Для того, чтобы максимально упростить процесс подачи документов, ввели несколько равноправных вариантов:

  • - лично;
  • - по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • - по электронной почте школы;
  • - через официальный сайт школы;
  • - с помощью сервисов государственных или муниципальных услуг.

Как подать заявление на портале "Госуслуги"?

Подать заявление для зачисления в 1-й класс можно через портал "Госуслуги". Порядок действий:

Если вы записывали ребенка в первом этапе, то результат будет известен не раньше 3 июля, поскольку сначала школа собирает все заявления, а потом издает приказы. Если заявление подавали во втором этапе, то результат станет известен не ранее, чем через 3 рабочих дня.

Если у ребенка есть льготы, то можно подать заявление в любую школу города?

Нет, ребенок будет иметь первоочередное право зачисления в 1 класс только по месту жительства.

Какие документы потребуются для зачисления в первый класс?

Паспорт или иной документ, подтверждающий личность, к примеру, временное удостоверение личности, выдаваемое на период оформления паспорта.

Свидетельство о рождении ребенка.

На первом этапе - документ, подтверждающий проживание будущего первоклассника на закрепленной территории.

В отдельных случаях могут понадобиться:

Документ, подтверждающий льготу (если она есть).

Разрешение комиссии о приеме в первый класс образовательной организации ребенка возрастом менее шести с половиной лет или более восьми лет.

Документы, подтверждающие ваше законное право представителя ребенка (например, решение органа опеки).

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Документ, подтверждающий право ребенка на пребывание в России.

Документы к заявлению необходимо прикрепить в отсканированном виде - при подаче документов через портал Госуслуг, в копиях с предъявлением оригиналов - при выборе иных способов подачи заявления.

Что нужно указать в заявлении о приеме в школу?

- Фамилию, имя, отчество ребенка и родителя;

- дату рождения ребенка;

- адрес места жительства или адрес места пребывания ребенка и родителя;

- адрес электронной почты, номер телефона родителя;

- сведения о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема;

- согласие родителя или поступающего на обработку персональных данных.

Что делать, если в приеме отказали?

В приеме государственная школа может отказать только в случае, если свободные места закончились. В этом случае местные органы управления образованием должны помочь родителям устроить ребенка в другую школу. При распределении закрепленных территорий учитывается количество проживающих там детей, поэтому отказ в приеме на первом этапе маловероятен, подчеркивают в министерстве просвещения.

Смогут ли отказать в приеме ребенку, чей старший брат или сестра уже учится в этой образовательной организации?

Одно из самых ожидаемых новшеств: теперь не могут отказать в приеме ребенку, чей старший брат или сестра уже учится в этой образовательной организации, как, к сожалению, случалось раньше, поэтому родителям приходилось водить детей в разные школы. Это правило не зависит от территории, где проживают дети, но есть нюанс - дети должны жить в одной семье и иметь общее место жительства.

Есть ли ошибки в понимании нового порядка приема детей?

1. Некоторые люди думают, что количество льготников слишком велико, поэтому в школах не хватит мест тем детям, которые живут рядом. На самом деле детей льготных категорий не так много, они не повлияют существенно на ситуацию с набором в 1 класс.

2. Говорят, что все льготные категории введены в этом году. На самом деле просто собраны воедино нормативные акты, принятые с 1998 по 2012 годы.

3. Родители опасаются, что все места в выбранных школах займут дети прокуроров, судей и следователей, которые имеют право внеочередного приёма. На самом деле они смогут воспользоваться своими льготами только поступая в школы, имеющие интернат - на обычные школы эти льготы не распространяются.

4. Многие думают, что все дети, имеющие первоочередное право поступления, выберут лучшую школу города, и там не останется мест для остальных. На самом деле право первоочередного поступления распространяется лишь на школы по месту жительства этих детей.

Где можно ознакомиться с новым порядком приема детей?

С приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 г. № 458, которым утвержден новый Порядок приема детей на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования можно ознакомиться здесь.

Ирина Владимировна Курбатова, директор МАОУ "Центр образования 13 им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова" (Тамбов):

"Новый порядок приема в школу - более социализирован. У нас в Тамбове желающих поступить в первый класс в некоторых районах намного больше, чем имеется мест. Поэтому бывали случаи, когда родителям приходилось водить старших и младших детей в разные школы. Сейчас такие ситуации будут исключены. Во-вторых, увеличенный срок приема документов снимает тот нездоровый ажиотаж, которым сопровождался этот процесс до сих пор. Родители могут не спешить, и подать заявление в удобное время. В-третьих, расширен спектр вариантов обращений и учтены все нюансы. Те родители, у которых нет доступа к интернету, могут подать заявление лично. Мамам и папам со сложным графиком работы проще будет сделать все удаленно, не выходя из дома или офиса. В-четвертых, выигрывают сотрудники школ, которым не придётся работать круглосуточно - выделенный период времени достаточен, чтобы спокойно выполнить все предусмотренные процедуры".

Фото: iStock

Валентина Александровна Афонская, лицей №121 (Республика Татарстан):

"Родителям не стоит волноваться по поводу нового порядка приема в школы, поскольку теперь все правила понятны и очень четко прописаны. Сейчас постановления исполнительных комитетов уже размещены на официальных сайтах образовательных организаций, и родители смогут проверить, к какой школе прикреплен их дом. Хочу обратить внимание на такой аспект: если родители подают заявление с помощью интернета, то потом они должны будут предоставить в школу оригиналы документов. В случае, если папы и мамы дали недостоверные сведения, то школа вправе отказать заявителям. Разумеется, ребенку предоставят возможность учиться, но не факт, что в той школе, куда хотели отдать его родители. Поэтому призываю всех пап и мам внимательно отнестись к заполнению анкет".

Дмитрий Анатольевич Гладышев, директор МАОУ СШ №59 "Перспектива" (Липецк):

"Раньше мы начинали принимать заявления в школу с 1 февраля, по новым правилам - с 1 апреля до 30 июня. Я считаю эту дату более адекватной. С одной стороны, у школы достаточно времени, чтобы провести процедуру приёма в школу. С другой стороны, родители к этому сроку уже принципиально сделают свой выбор, и их планы уже станут более определенными. Все-таки с февраля многое может измениться - люди могут переехать в другое место, например".

Ирина Викторовна Ильичева, директор школы №1409 (Москва):

"У нас и раньше этот процесс был хорошо отлажен, поскольку в Москве создана единая образовательная среда: ребенок поступает в дошкольные группы образовательного комплекса и потом переводится в начальную школу по заявлению родителей. Но новый порядок зачисления в образовательные организации стал еще удобнее. Тот факт, что подать заявление можно разными способами, облегчает жизнь родителей".

Было общешкольное собрание,директор представил нам учителей которые будут обучать наших детей и сказал, что к какому учителю они сами запишут ребенка, у такого они и будут заниматься.Из четырех учителей, только двое внушают доверие.

В любом случае — Вы можете кого-то выбрать. Но совсем не факт что учить будет именно этот педагог.

Я понимаю что школа нанимает учителей, но когда директор представил нам их, сказал, что у одной из них из них был большой перерыв в работе учителем (4 года), она пришла из детского сада. А хотелось бы опытного педагога а не опытного воспитателя. Второй учитель только выпустил моих племянниц- (очень хорошо ее знаю лично), и очень не хочется попасть к ней. А получается что выбора родители не имеют, остается школа в другом районе?

Наталья! Родители выбора (юридически) не имеют — Вам нравиться один учитель, другому родителю — другой. Поэтому в итоге школа как работодатель решает, кому отдать соответствующую педагогическую нагрузку. это не означает, что родители вообще не могут повлиять на вопрос об учителе — могут. Для этого в образовательных организациях создаются советы родителей обучающихся — но это мнение должно быть большинства родителей… Ниже привел и выделил соответствующие нормы закона.

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

От выбранного подхода к воспитанию и обучению первоклассников со стороны учителя зависит не только заинтересованность детей в учебе, но и их эмоциональное состояние. По этой причине, чтобы избежать возникновения потенциальных проблем, необходимо серьезно подойти к вопросу поиска первого в жизни ребенка педагога.

Как подобрать учителя первокласснику?

Активная подготовка ребенка к первому в его жизни звонку обычно начинается задолго до зачисления в школу. Одним из самых важных вопросов на этом этапе является выбор не столько учебного заведения, сколько учителя. Если место учебы для многих родителей вполне очевидно, так как в районе проживания чаще всего функционирует не более 3 школ, то выбор педагога может озадачить не на шутку.

Первый учитель имеет очень большое значение для дальнейшего развития и успеваемости ребенка. Он задает ритм, закладывает основу и формирует первое впечатление, сопровождающее первоклассника на протяжении всего периода обучения.


Как родители учителей выбирают: популярные способы поиска и распространенные ошибки

Многие родители стремятся отдать ребенка в сильную школу независимо от того, кто станет его первым наставником, ведь по логике в таком месте все учителя – первоклассные педагоги. Опираясь на это, мамы и папы готовы возить школьника на другой конец города, преодолевать множество препятствий, не думая о том, насколько комфортно маленький ученик будет чувствовать себя в классе. Несмотря на вполне понятное желание обеспечить ребенка хорошим образованием, такой подход не всегда приводит к положительным результатам.

Большинство школ имеют одинаковые учебные планы для начальных классов, за исключением некоторых отличий и возможного присутствия дополнительных предметов. Поэтому гнаться за престижным учебным заведением первые 3 года не имеет смысла. Вместо этого следует обратить внимание на то, какая атмосфера будет окружать ребенка.

Другую категорию семей составляют те, кто всецело полагается на решение руководства школы. Современная система образования приучила родителей к тому, что детей зачисляют в те классы, в которых есть свободные места, а их пожелания не принимаются к сведению. В действительности, это не совсем так. За исключением случаев, когда класс, в который хотят отдать ребенка, переполнен, распределение проводится с учетом предпочтений родителей. Другое дело, что многие просто не знают, по каким критериям выбирать учителя, либо же считают, что принципиальная разница между учителями в стенах одного заведения отсутствует.

Многие школы устраивают собрания для родителей будущих первоклассников. Они подготавливают презентации, рассказывают об учебной программе, особенностях школы, педагогическом составе. Такой подход заслуживает внимания, но, как и в предыдущем случае, требует личного знакомства с учителем, поскольку красивая реклама не всегда соответствует действительности.


Как не обжечься и сделать правильный выбор?

Существует несколько критериев, которые имеют большое значение при выборе первого учителя :

  • п одход к учебному процессу;
  • эмоциональный фон;
  • атмосфера в классе.

Некоторые родители считают, что возраст и опыт учителя определяют уровень знаний, которым он может обеспечить ребенка. Несмотря на то, что эти два фактора все же имеют определенное влияние, умение заинтересовать и стимулировать развитие школьника не приходит с возрастом. Используемый в учебном процессе подход должен воодушевлять. Ребенок проявляет интерес к учебе, если видит, что учитель искренне заинтересован в своем предмете. Определить заинтересованного в своей работе педагога достаточного легко. Он фанат своего дела, если:

  • в классе поощряется творчество, индивидуальная и групповая работа,
  • для изложения материала используются различные модели, демонстрации, интересные материалы,
  • на уроках присутствует двигательная активность и другие виды деятельности.

Благоприятный эмоциональный фон положительно влияет на учебу. Дети, которые чувствуют себя спокойно в классе, способны лучше концентрироваться. Уважительное отношение учителя к ребенку, умение выслушать и спокойно без криков и раздражения реагировать на различные ситуации формирует эффективную коммуникацию.

Первокласснику проще настроиться на учебу, если выдвигаемые к нему требования простые, четкие и последовательные. При наличии нормальной атмосферы в классе ученики знают распорядок и воспринимают присутствие педагога, не как грядущую опасность, а как возможность узнать что-то новое, получить помощь в сложном вопросе.

Чтобы понять, насколько тот или иной учитель соответствует ожиданиям, родителям следует посетить один или несколько уроков. В каждом классе с большей долей вероятности найдется ученик, характер которого будет максимально похож на характер вашего ребенка. Наблюдая за ним и его отношениями с учителем, можно получить представление о том, как будет чувствовать себя ребенок в этом классе. Кроме того, нет ничего плохого в разговоре со старшими детьми, которые поделятся своими впечатлениями. Для исключения любых постановочных уроков родители могут постоять под кабинетом во время занятия и послушать, какая атмосфера царит в классе.

После личной беседы с учителем нужно познакомить его с будущим первоклассником и посмотреть, как ребенок отнесется к нему, насколько спокойным будет их общение, какие останутся впечатления. Настоящий педагог никогда не откажется от встречи с малышом. Это позволяет построить доверительные отношения и подготовиться к дальнейшему взаимодействию. Если ребенок посещает какие-либо подготовительные кружки, можно договориться с учителем, чтобы он позанимался с ним. Это поможет всем сторонам поближе познакомиться.


Очень важно давать право выбора детям и учитывать их мнения. Хотя ребенок не в состоянии полностью осознать значимость образования и множество других нюансов, он лучше кого-либо другого сможет понять, насколько ему комфортно находиться с тем или иным педагогом. Дети очень хорошо чувствуют отношение окружающих к ним и, в отличие от взрослых, руководствуются своими эмоциями и ощущениями. Безразличие и малейший признак личной неприязни, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка, могут поставить крест на желании учиться и даже посещать занятия, будь то престижная, дорогая гимназия или простая школа.

Доверяйте чувствам детей и не упускайте возможности знакомиться с учителями заблаговременно, и тогда учеба будет приносить только положительные эмоции.


Поступление ребёнка в школу – это одновременно радостный и тревожный этап в жизни каждого родителя. И если радость – состояние эфемерное, то тревоги вполне реальны. В каком возрасте отдавать ребёнка в школу? Как правильно выбрать учебное заведение? Есть нужные и ненужные справки? Обязательно ли ходить на подготовительные курсы? Как понять, что ребёнок готов к обучению? Это далеко не полный перечень вопросов, волнующих родителей. Попробуем разобраться.


Содержание:

Выбор учебного заведения


Подавать документы в первую попавшуюся школу – сомнительное решение. От вашего выбора будет зависеть, где и в каких условиях ребёнок проведёт значительную часть жизни. Поэтому предварительно стоит оценить школу с объективной точки зрения.

Критерии оценки учебного заведения:

Возможности ребёнка

Многие дети уже в 4-5 лет проявляют сильную тягу к каким-то наукам. Возможно, ваш ребёнок в будущем станет великим ученым, и чтобы не загубить его талант, стоит поступить в школу с определённым уклоном. Сегодня практически в каждом городе России есть специализированные лицеи и гимназии, предлагающие углублённые программы. Если же ваш ребёнок проявляет общий интерес ко всем направлениям обучения или часто болеет, то лучше выбрать обычную школу. В таких учебных заведениях умеренный уровень нагрузки.

Учитель начальных классов

Первые годы обучения ребёнок будет контактировать в основном с одним педагогом. Важно, чтобы они легко нашли общий язык и подружились. Постарайтесь заранее пообщаться и составить личное мнение о всех учителях, в классы которых идёт набор.

Местоположение учебного заведения

Пешая доступность – приоритет для любой школы. Подумайте, сможет ли ребёнок сам добираться до места учебы. Также учтите, безопасный ли маршрут: сколько дорог на пути до школы, есть ли там светофоры и пешеходные переходы.

Школа внутри

Проверьте, есть ли пост охраны и оснащённый медпункт. Спросите, что предлагают в столовой. Узнайте, сколько туалетов на этажах, закрывающиеся ли там кабинки, есть ли средства гигиены и мыло. Посмотрите, предусмотрены ли лавочки для отдыха детей на переменах. Постарайтесь узнать всю эту информацию не со слов других людей, а лично. Родитель вправе знать об условиях, в которых предстоит учиться его ребёнку.

Источниками сведений об учебных заведениях могут служить отзывы выпускников, мнения знакомых, чьи дети учатся в этих школах в данный момент. Бесценной возможностью для знакомства с условиями обучения станет посещение праздника открытых дверей. Многие учреждения организуют их осенью или зимой. Не поленитесь и сходите. Так вы сможете всесторонне рассмотреть то место, где будет учиться ваш ребёнок.

Подготовка детей к поступлению в школу – с чего начать?


До нового учебного года ещё много времени. Однако подумать о подготовке детей нужно уже сейчас, иначе будет поздно.

Важно! Школа вправе отказать в зачислении ребёнка младше 6,5 лет.

«6,8 или 7,8? Мы всё откладывали это решение, думали, у нас есть время до конца весны. Но нет, оказывается дни открытых дверей в школах и приём заявлений на поступление в первый класс начались уже с 1-го февраля.

Определение школьного возраста зависит от уровня развития и подготовки конкретного ребёнка. Поэтому решение придётся принимать исключительно самим родителям. Если дошкольник испытывает трудности с усидчивостью, внимательностью и терпением, то можно отложить поступление на год, посвятив время подготовке.

Считается, что дети, ходившие в детсад, лучше готовы к школе.

Что говорят психологи по поводу возраста поступления?


Однозначного мнения на этот счёт у профессионалов нет. Однако большинство психологов считают, что со школьной программой справится и шестилетка, и семилетка. Главное, чтобы у ребёнка не было когнитивных нарушений.

Мама Светлана:

Как понять готовность ребёнка к школе?

Поступая в 1 класс, ребёнок знает:

  • своё ФИО, имена родителей, страну и город проживания;
  • популярные и народные сказки;
  • цифры 0-9, считать наоборот, сравнивать, проводить подсчеты в рамках 10;
  • алфавит;
  • простые геометрические фигуры.

У будущего первоклассника хорошо развита речь и мелкая моторика рук.

Мой ребёнок точно не готов, что делать?

Заняться подготовкой. Общие необходимые знания и умения ребёнок получит в детском саду. Этого хватит, чтобы в первом классе не возникало проблем с обучением. Ещё лучше подготовить ребёнка удастся на специальных курсах.

Спрашивать ли у ребёнка его мнение?

Спрашивать, но учитывать, что дети пока не в состоянии самостоятельно принимать решения. Правильнее регулярно обсуждать с ребёнком инициативу поступления в школу, следить за его реакцией.

Поступление в 1 класс – это сложная задача в любом возрасте. Рекомендация для родителей одна: не торопиться и прислушиваться к ребёнку. Некоторые дети готовы учиться уже в 6,2, о чём не стесняются настойчиво напоминать взрослым. Другие чувствуют себя неуверенно даже в 7, поэтому им нужно помочь – поддержать и всесторонне подготовить.

Мама Кристина:

Порядок действий

Поступление в школу – тягомотная процедура. Редкому родителю удаётся легко устроить ребёнка в интересующее учебное заведение. Во избежание всевозможных трудностей, внимательно ознакомьтесь с основными правилами и требованиями.

Перечень необходимых документов


Полный список необходимых документов выглядит так:

  • заявление, которое оформляется в школе;
  • свидетельство о рождении ребёнка;
  • паспорт родителя или законного представителя;
  • свидетельство о прописке (постоянной или временной);
  • страховой полис;
  • медкарта с прививочным сертификатом.

Количество копий документов лучше уточнить прямо в школе. Ещё могут попросить принести цветные фотографии ребёнка в формате 3х4 для создания его личной карточки в базе учебного заведения.

Что делать с медкартой?

Оформление медкарты – настоящая головная боль. Если ребёнок посещает районный сад, то сложностей не возникнет. В мае в детсады приезжает комиссия, тестирует детей и заполняет карточку. Остаётся только заверить документ у своего педиатра и главного врача. В противном случае карточку придётся оформить лично в детской больнице по месту регистрации или в любом частном центре.

В обычной поликлинике всё сделают бесплатно, но сам процесс займет уйму времени. Сначала нужно сходить к педиатру, взять направления к узким специалистам, записаться к ним на приём. Очередь может быть сформирована на месяц вперёд, поэтому стоит запастись терпением. После прохождения всех специалистов нужно вернуться к педиатру, а затем посетить главврача.

Что делать с прививочным сертификатом?

Запланированную вакцинацию лучше провести прямо при оформлении карты. Также стоит попросить у иммунолога персональный график, который после отнести медработнику в школу. Если вы не делаете прививок, то должны составить отказ, который вклеивают в карту.

Когда, как и куда подавать документы


В районных школах документы принимаются с 1 февраля до 30 июня (1 июля). За этот период формируется список, среди которых окажутся только дети, живущие в закреплённом за школой районе города.

Когда все дети с регистрацией будут зачислены, начинается приём заявлений для остальных (с 1 июля по 5 сентября).

Подать заявление в школу можно 3 способами:

Последний вариант – самый простой и удобный. Родителям не придётся обивать пороги, всё можно сделать онлайн.

  • ФИО, дата рождения, серию и номер паспорта, адрес регистрации и СНИЛС для родителя;
  • ФИО, дата рождения, пол, сведения из свидетельства о рождении и адрес регистрации для ребёнка.

Если всё сделано правильно, в личном кабинете появится информация о сроках, в которые нужно посетить выбранную школу.

Во сколько школ можно подавать?

Максимум в 3. Среди них обязательно должна быть та, за которой вы закреплены по прописке. Подавая заявления сразу в несколько заведений, не забудьте про сроки. По месту регистрации нужно пройти запись до 30 июня, в остальные школы можно обращаться с 1 июля.

Важно! Если ребёнка зачислили по прописке, но вы хотите отдать его на образование в другую школу, то не забудьте отозвать своё заявление.

Школа и прописка: что ещё нужно знать?


При рассмотрении заявлений первыми зачисляются дети, закреплённые за школой по месту регистрации. Дети с пропиской в других районах могут быть приняты в учебное заведение лишь в том случае, если после первого этапа приёма остались свободные места.

Дошкольники с временной и постоянной регистрацией имеют равные права при поступлении. Такие же возможности имеют и дети без прописки, но на практике руководство школы не пойдет на уступки и не примет ребёнка без регистрации. Временное свидетельство можно взять в ФМС.

Когда могут отказать?

Есть всего 3 ситуации:

  1. В школе не хватило места. Такое встречается редко, связано с тем, что количество детей с правом первоочередного приёма превышает возможности учебного учреждения.
  2. Были пропущены сроки подачи документов. Лучше подавать заявление вовремя, в противном случае придётся ждать до будущего набора.
  3. Проблемы со здоровьем ребёнка. Если школа не в состоянии обеспечить особые условия, которых требует физическое состояние ученика, то может отказать в зачислении.

Для детей с проблемами со здоровьем существуют специальные учебные заведения. Порядок поступления и зачисления в такие школы отличается от стандартной процедуры, поэтому все подробности нужно заранее уточнять у администрации заведения.

Ответы педагога и психолога на популярные вопросы родителей


Проще всего – обратиться в конкретное учреждение. Обычно распределение ведётся по территориальному признаку, то есть за учебным заведением закрепляются дети, живущие по ближайшим адресам. Также уточнить данную информацию можно в районной администрации, на сайте города или школы.

Знайте свои права и изучайте закон. В законе написано, что приоритетное право на зачисление в школу имеют дети по прописке, далее – братья и сестры тех, которые уже ходят в школу, отдельная категория – льготники. Если места еще остались, то вас примут, независимо от того, где вы прописаны. Самое главное – ваше фактическое место проживани я.

Для подтверждения места фактического проживания ребёнка нужно предъявить документ о постоянной или временной регистрации. Постоянная регистрация – это прописка. Она не имеет никаких сроков давности. Временная регистрация – это документ, который выдают в отделе ФМС. Его нужно получать, если ребёнок более 90 дней находится не в том месте, где прописан. Также временную регистрацию можно оформить в съёмном жилье. Максимальный срок действия документа 5 лет.

Отсутствие документов о регистрации по месту жительства не может стать причиной отказа в приёме в государственную школу, так как это противоречит законодательству об образовании.

Все психологи рекомендуют ориентироваться не на возраст ребёнка, а на его готовность. В интернете есть тесты, по которым легко определить, готов ваш сын идти в школу или нет. Не слушайте никого в таких вопросах, вы – родитель, и вам нести ответственность за своего ребёнка. Насчёт страшилок про армию. Почитайте закон: существует отсрочка для выпускников школ, которая действует до 1 октября года окончания школы.

По своему опыту скажу, у меня трое детей. Нужно смотреть по готовности ребёнка. Если дочка ваша действительно готова идти в первый класс, то смело отправляйте. Не нужно терять этот год. Придёт потом в 7 и 3 в школу, а ей уже скучно будет, она все это проходила, читать и писать умеет, что ей там делать? Мотивации не будет. Сходите на собеседование в школу всей семьей, возьмите мужа с собой. Пусть он посмотрит и убедится, что его дочь готова идти в 1 класс.

Льготные условия

Вне очереди в школу зачисляются дети:

  • сотрудников МВД, полиции и приравненных к ним органам;
  • военнослужащих по месту проживания их семей;
  • чьи родители получили травмы и были уволены из-за невозможности продолжать службу или погибли при исполнении военных или полицейских обязанностей.

Заявления по льготам принимаются с 15 декабря. В этом случае к общему пакету документов нужно приложить справку, подтверждающую статус учащегося.

Про поступление второго ребёнка

Президент РФ подписал закон, согласно которому первоочередное право на зачисление в школу получат те дети, чьи старшие братья/сестры уже там учатся. При таком формате поступления прописка учитываться не будет.

Важно! Родственных связей между детьми мало. Нужно, чтобы учащийся и поступающий жили вместе. Если после развода один ребёнок живет с папой, а второй с мамой, то зачисление пройдет на общих условиях.

Про подготовительные занятия и курсы


О нулевом классе или подготовительных курсах слышал практически каждый родитель. Нужно ли записываться? Ответьте на 3 вопроса:

  1. Ходит ли ребёнок в детсад?
  2. Есть ли учитель, к которому стоит записываться на курсы?
  3. Насколько ребёнок готов к школе?

Дети, которые посещают детсад, быстро схватывают новую информацию и не испытывают больших трудностей с внимательностью. Они могут поступать в школу без посещения курсов.

При выборе курсов оптимальным решением станет хождение к специалисту, который затем станет официальным первым учителем в школе. Это позволит ребёнку привыкнуть не только к учебной обстановке, но и к педагогу.

Записаться на подготовительные курсы можно прямо в школах или же в частных организациях.

Мама Елена:

Первый раз в первый класс – подводим итоги


Поступление в школу – вызов для родителей. Чтобы подготовиться должным способом, нужно:

  1. Выбрать одно или несколько учебных заведений, руководствуясь личным впечатлением и условиями внутри учреждения.
  2. Убедиться в том, что ребёнок готов к новому этапу. Как минимум ему должно быть 6,5-8 лет, как максимум – он должен быть физически, эмоционально и психически подготовлен.

Сегодня родителям не обязательно обивать пороги школ. Достаточно подать заявление онлайн в срок с 1 февраля по 30 июня (для школ по прописке) или с 1 июля по 5 сентября (для остальных случаев). С 15 декабря начинается прием детей, имеющих льготы.

Читайте также: