Как вступить в брак в кане

Обновлено: 04.07.2024

Я из России он из Канады. Я немогу вьехать в Канаду отказ в визе. Где нам заключить брак чтоб он был признан в Канаде? Можно в Дании?Слышала что там все очень просто. Или обязательно в России?

Здравствуйте, рекомендовал бы вам регистрировать брак в РФ. Здесь вы будете максимально защищены. И как показывает практика, с иностранцем лучше заключайте брачный договор

1. Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации.
2. Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 настоящего Кодекса в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

1. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, не имевших совместного места жительства, определяются на территории Российской Федерации законодательством Российской Федерации.
2. При заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, могут избрать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или по соглашению об уплате алиментов. В случае, если супруги не избрали подлежащее применению законодательство, к брачному договору или к их соглашению об уплате алиментов применяются положения пункта 1 настоящей статьи.

Согласно ст.156 СК РФ форма и порядок заключения брака на территории РФ определяются законодательством РФ вне зависимости от гражданства лиц, вступающих в брак. Браки в России заключаются в органах записи актов гражданского состояния. При этом обязательно соблюдение ст.14 СК РФ, в частности, подтверждение брачной правоспособности, то есть подтверждение того, что ни одно из лиц, заключающих брак, не состоит в другом браке. А также должны отсутствовать другие препятствия для заключения брака.

При этом к иностранному гражданину применяется законодательство государства, гражданином которого он является, например, более высокий брачный возраст, обязательное согласие родителей или разрешение компетентного органа.

В том случае, когда законодательство иностранного государства требует получения от компетентного органа специального разрешения, а иностранный гражданин его не имеет, орган загса при приеме заявления разъясняет будущим супругам, что их брак может быть признан недействительным в стране, гражданином которой является иностранец, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако если заявители настаивают на регистрации брака, этот брак регистрируется, а в записи акта о заключении брака делается отметка о том, что лица, вступающие в брак, ознакомлены с действующим в соответствующем государстве порядком и условиями вступления в брак с иностранцами.

Поэтому перед заключением брака необходимо выяснить условия вступления в брак в государстве, гражданином которой является иностранец.

Если у иностранца несколько гражданств или нет гражданства, то возможны следующие ситуации.

  1. У иностранного гражданина есть российское гражданство. В этом случае будут применяться нормы только российского законодательства и иностранное гражданство не принимается во внимание.
  2. Иностранный гражданин является гражданином нескольких стран. В этом случае применяется законодательство одной из стран по выбору самого гражданина.
  3. Лицо без гражданства (апатрид). В этом случае применяться будет законодательство страны постоянного проживания. Если лицо постоянно проживает на территории РФ, то условия вступления в брак — по правилам СК РФ.

Документы, которые надо предоставить иностранному гражданину:

Все документы составляются на русском языке или легализуются. Порядок составления и заверения документов зависит от страны гражданства.

Марина, если у вас остались вопросы, задавайте, с радостью отвечу. Также вы можете написать мне в чате и заказать персональную консультацию или подготовку документа по вашему вопросу. Всего доброго!

Первым необходимым условием заключения брака является его регистрация в органах записи актов гражданского состояния.

Вторым необходимым условием для заключения брака, предусмотренным СК РФ, является взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак. Не допускается заключение брака по принуждению. Выбор супруга должен зависеть только от волеизъявления лица, желающего вступить в брак, и никто, включая близких родственников, не вправе запрещать брак или понуждать к его заключению. Таким образом, брак должен быть добровольным. Помимо этого, согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, должно быть взаимным.

Для заключения брака необходимо достижение лицами, желающими вступить в брак, брачного возраста — третье необходимое условие для заключения брака. СК РФ устанавливает общее правило, что брачный возраст наступает в восемнадцать лет. Снижение брачного возраста до шестнадцати лет допускается только с разрешения органов опеки и попечительства (органов местного самоуправления) и только при наличии двух обязательных факторов. Для этого необходимы: наличие уважительных причин (насколько эти причины уважительны — оценивают органы опеки и попечительства), и просьба несовершеннолетних лиц, желающих вступить в брак, к органам опеки и попечительства разрешить им вступить в брак.

Как заключается брак, порядок заключения брака

Подача заявления в органы записи актов гражданского состояния не имеет правовых последствий, и любое из лиц, подавших такое заявление, вправе до истечения месяца отказаться от вступления в брак.

При наличии особых обстоятельств, к числу которых закон относит беременность, рождение ребенка, непосредственную угрозу жизни одной из сторон, брак может быть заключен в день подачи заявления. В указанных случаях лица, вступающие в брак, могут выбирать по своему усмотрению: просить о сокращении срока регистрации брака или о регистрации брака в день подачи заявления — в зависимости от того, что им удобнее.

Особые обстоятельства, равно как и уважительные причины, должны быть подтверждены соответствующими документами, которыми могут быть, например, медицинское свидетельство (в случае доказывания фактов беременности или рождения ребенка) или другие документы.

Личные права и обязанности супругов

К личным правам и обязанностям супругов СК относит свободу выбора супругами рода занятий, профессии, места пребывания и жительства и некоторые другие права, а также обязанности супругов по отношению друг к другу. Положение о равенстве супругов в семье направлено на обеспечение и является продолжением конституционных норм, определяющих основы правового статуса в РФ: о равных правах и свободах мужчины и женщины и равных возможностях их реализации, о свободе выбора каждым гражданином места своего пребывания и жительства, рода деятельности и профессии, о заботе и воспитании детей как равных правах и обязанностях обоих родителей, о недопустимости отмены и умаления этих прав и свобод граждан. В соответствии с конституционными нормами СК РФ закрепляет за супругами право на свободу в выборе занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Эти права супругов тесно связаны с личностью каждого из супругов, и они не могут быть отменены или ограничены путем заключения соглашения между супругами. Если такие условия включены в брачный договор, они являются ничтожными, т. е. не имеющими никакой правовой силы. Обычно выбор занятий и профессии супругами согласовывается исходя в первую очередь из интересов семьи, но реализация данного права в жизни может быть причиной семейного конфликта, распада семьи и развода.

Место жительства и совместное проживание супругов

Следует отметить, что, хотя каждому из супругов предоставляется возможность самостоятельно определять для себя место жительства, СК РФ все же отдает приоритет совместному проживанию супругов, о чем свидетельствует общая направленность его норм. Вопрос о месте жительства супругов должен решаться по их взаимному согласию. Совместное жительство супругов, особенно в тех случаях, когда в семье есть дети, является важнейшим условием ее прочности, и в этих целях оно обеспечивается законом. Так, супруги пользуются равными правами, вытекающими из договора социального найма жилого помещения, супруг приобретает право пользования жилым помещением и в тех случаях, когда вселяется на жилую площадь супруга — собственника данного жилого помещения. Однако, когда совместное проживание по каким-либо причинам невозможно, закон исходит из свободного решения каждым из супругов вопроса о раздельном проживании.

Равенство супругов

В семейной жизни ни один из супругов не может пользоваться какими-либо преимущественными правами по сравнению с другим, поэтому закон устанавливает, что вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы семейной жизни решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Более того, семейным законодательством устанавливается, что супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, а также обязаны содействовать укреплению семьи и ее благополучию, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Это означает, что оба супруга должны не только стремиться в меру своих сил и возможностей содействовать материальному благополучию семьи, но и создавать в ней благоприятную атмосферу, способствовать всестороннему духовному, нравственному и физическому развитию всех членов семьи, особенно несовершеннолетних детей.

Принцип равенства супругов в семье отражается и в положении законодательства о личных правах и обязанностях супругов, в соответствии с которым супруги по своему желанию выбирают фамилию при заключении брака одного из них в качестве общей фамилии либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию. Как правило, супруги принимают общую фамилию. Общая фамилия подчеркивает общность интересов всех членов семьи и облегчает реализацию прав и обязанностей супругами, родителями и детьми.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Недопустимость вступления в брак лицами уже состоящими в браке и брак между близкими родственниками

Допускается ли брак с некровными родственниками

СК РФ не содержит запрета на браки сводных братьев и сестер, т. е. вообще не имеющих ни одного общего родителя.

Также не препятствует заключению брака боковое родство более отдаленных степеней, например двоюродное родство. Близкие родственные отношения являются препятствием к браку независимо от того, подтверждены они каким-либо документом или нет. Поэтому внебрачное, т. е. юридически не оформленное, родство будет в равной степени препятствовать заключению брака. Запрет браков между близкими родственниками (кровосмесительных браков) существует во всех цивилизованных государствах и объясняется как физиологическими, так и моральными соображениями. Не допускается брак между усыновителями и усыновленными. Отношения, возникающие в связи с усыновлением, приравниваются к отношениям, существующим между родственниками по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ), поэтому в СК исходя из соображений морально-этического характера предусмотрен запрет также и на заключение брака между усыновителем и усыновленным. Этот запрет не распространяется на брак родственника усыновителя и усыновленного: такие лица вправе вступить в брак с усыновителем либо с усыновленным. В то же время кровное родство усыновленного с его биологическими родственниками остается препятствием к заключению брака между этими лицами.

Недееспособность и психическое расстройство как препятствие к вступлению в брак

Не допускается заключение брака между лицами, одно из которых признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть признано судом недееспособным, если в силу психического расстройства оно не в состоянии понимать значения своих действий и руководить ими. Такое лицо не может проявить сознательной воли при вступлении в брак, и это является основанием к запрещению заключения брака.

Таким образом, для препятствия к заключению брака необходимо наличие двух факторов:

1) наличие психического расстройства (заболевания), подтвержденного медицинскими документами;

2) решение суда об установлении недееспособности.

Недееспособность лица должна быть установлена до регистрации брака. В противном случае она не может быть признана препятствием к браку, и, соответственно, брак не может быть признан впоследствии недействительным по этому основанию.

Пожалуйста какие документы нужны для оформления брака канадца с москвичкой. Какоц ЗАГС оформляет их. Спасибо.

Ответы на вопрос:

Статья 156 Семейного кодекса РФ устанавливает следующие нормы:

Если вступающие в брак являются гражданами иностранных государств, то к каждому из них применяются нормы законодательства того государства, гражданами которого они являются.

Если один из вступающих в брак – гражданин РФ, то к процедуре заключения брака применяется законодательство Российской Федерации.

При наличии у вступающих в брак нескольких гражданств, предоставляется право выбора, законодательство какой страны будет применяться.

какие документы нужны для оформления брака канадца с москвичкой. Какой ЗАГС оформляет их.?

Согласно ст. 156 СК РФ, заключение брака гражданина Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству России, не влечет за собой изменения гражданства. и также другого

Вы подавая заявления на регистрацию брака в ЗАГС им, дополнительно к документам подаваемым гражданами РФ, необходимо предъявить его сотрудникам следующие документы:

нотариально заверенный перевод паспорта;

документы, подтверждающие расторжение предыдущего брак (для состоявших в браке ранее);

нотариально заверенный перевод этих документов;

справка об условиях вступления в брак (справка о семейном положении в соответствии со статьей 156 семейного кодекса РФ);

виза, разрешающая ему пребывание на территории Российский Федерации (для тех стран с которыми у нашей страны действует визовый режим).

Регистрацию заключения брака с иностранным гр.

в Москве производит Дворец бракосочетания № 4.

Согласно ст. 156 СК РФ условия заключения брака с иностранными гражданами на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака. Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства. Так например при заключении брака российского гражданина с гражданкой Франции в отношении последней должны быть соблюдены требования французского законодательства о брачном возрасте, препятствиях к браку, а в отношении российского гражданина - требования статьи 12-15 Семейного Кодекса РФ. Несмотря на то, что в России брачный возраст как для мужчины, так и для женщины установлен 18 лет, во Франции для женщины он равен 15 годам, для мужчины 18 лет. Таким образом при отсутствии препятствий, предусмотренных статьей 14 Семейного Кодекса РФ, брак 15 - летней француженки и 18 - летнего россиянина может быть заключен. Также данным пунктом предусмотрено, что при заключении брака наряду с применением национального законодательства лиц, вступающих в брак, относительно условий заключения брака должны также соблюдаться и требования российского законодательства в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака, установленных статьей 14 Семейного Кодекса РФ. На территории России не допускается заключение брака между:

- близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

- усыновителями и усыновленными;

- лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Выполнение требований данной статьи для лиц вступающих в брак на территории Российской Федерации является обязательным. Именно поэтому иностранный гражданин при подаче заявления о вступлении в брак должен представить справку, выданную компетентным государственным органом или консульством государства, гражданином которого он является, подтверждающую, что он в браке не состоит и легализованную в установленном порядке. Лицо без гражданства представляет аналогичную справку, выданную компетентным государственным органом страны его постоянного проживания.

Пункт 3 статьи 156 Семейного Кодекса РФ дает ответ на вопрос: законодательство какого государства должно применяться к условиям заключения брака лица, имеющего несколько гражданств? Решение этого вопроса напрямую зависит от наличия в числе этих гражданств гражданства Российской Федерации: если одно из гражданств - российское, применению подлежит российское законодательство без каких-либо оговорок. Ссылка российского гражданина на наличие у него наряду с гражданством Российской Федерации гражданства иностранного государства не имеет юридического значения и не должна приниматься во внимание. При наличии двух (нескольких) гражданств, ни одно из которых не является российским, пункт 3 данной статьи предоставляет право выбора применимого законодательства самому обладателю гражданств нескольких иностранных государств. Лицо не обязано обосновывать свой выбор, однако его выбор ограничен законодательством только тех государств, гражданином которых он является.

Условия заключения брака на территории Российской Федерации лица без гражданства в соответствии с пунктом 4 статьи 156 Семейного Кодекса РФ могут определяться законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства. Если лицо без гражданства постоянно проживает в Российской Федерации, то условия вступления в брак будут для него определяться по российскому законодательству, в частности статьями 12-15 Семейного Кодекса РФ.

При приеме заявления о государственной регистрации заключения брака с участием иностранных граждан или лиц без гражданства в орган ЗАГС должны быть предъявлены:

1. Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства (паспорт иностранного гражданина, удостоверение личности, разрешение на временное проживание лица без гражданства,выданное органами внутренних дел сроком до 3-х лет, вид на жительство лица без гражданства, выданное органами внутренних дел, сроком на 5 лет с правом продления каждые 5 лет и др.)

2. Документ (свидетельство, справка , выписка из реестра и др.), выданный компетентным государственным органом или посольством (консульством) государства, гражданином которого он является, подтверждающий, что он в браке не состоит и препятствий к заключению брака не имеет, легализованный в установленном порядке, лицо без гражданства представляет аналогичную справку, выданную компетентным органом страны его постоянного проживания (аффидевит).

3. Документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо ранее состояло в браке.

4. Миграционная карта, также миграционный талон регистрации по месту пребывания, в котором указан срок пребывания и адрес. Виза предъявляется иностранными гражданами, для которых Российской Федерацией установлен визовый режим въезда на территорию РФ. В визе указана цель визита ( по приглашению либо частный визит). Граждане Республик Украина и Белоруссия прибывшие на территорию России с частным визитом могут находится на территории РФ без регистрации (граждане Украины до 90 дней, граждане Белоруссии до 30 дней).

В соответствии с Семейным кодексом РФ форма и порядок заключения брака на территории РФ независимо от гражданства лиц, желающих вступить в брак, определяются законодательством РФ. Это означает, что брак должен заключаться в органах записи актов гражданского состояния (далее – органы ЗАГС) в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Поэтому брак, заключенный по какому-либо религиозному обряду, не будет иметь юридической силы на территории РФ.


ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ

Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис). [1]

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало — в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.

Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

Такой взгляд на брак слова Божия отражен и в первых трех молитвах в последовании венчания.

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5—6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании — Еф. зач. 230).

Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22—26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и высокого взаимного уважения (без последнего и не может быть любви).

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные — это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.

Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.

В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви.

В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства — в шестьдесят крат. Третья — браком сочетанных, — если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.

Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием — претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны — вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.

В настоящее время в чинопоследование брака входит обручение и венчание. В древности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским;

он совершался торжественно, в присутствии многих (до 10-ти) свидетелей, которые скрепляли брачный контракт; последний представлял собою официальный документ, определявший взаимоотношения между брачующимися. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, а жених дарил невесте кольцо. Только в X—XI в. обручение начало совершаться в церкви как обязательный церковный обряд с соответствующими молитвословиями.

Чинопоследование христианского брака, особенно в обряде обручения, образовалось под влиянием еврейских брачных церемоний. И в молитвах христианского брака имеются многие ссылки на ветхозаветный еврейский обряд.

В XVI в. чинопоследование брака на Руси достигло полного развития и заключало в себе все то, что мы имеем в нашем современном чине.

Чинопоследование брака положено всегда совершать в храме, и притом самым приличным временем для совершения брака указывается время после литургии.

Каждый брак полагается совершать отдельно, а не вместе несколько браков.

Чинопоследование брака состоит из: 1) чина обручения и 2) последования венчания и разрешения венцов, т. е. совершения собственно таинства.

Для обручения священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря чрез царские врата. Он выносит с собой в предшествии светильника крест и Евангелие и полагает их на аналое среди храма. Крест, Евангелие и свеча служат знаками невидимого присутствия Христа Спасителя.

Священник (трижды) благословляет крестообразно сперва жениха, а потом невесту зажженною свечой, которую потом вручает каждому, показывая тем, что в браке преподается свет благодати совершаемого таинства и что для вступления в брак необходима чистота жизни, сияющая светом добродетели, почему зажженные свечи не даются второбрачным как уже не девственным.

Потом (по Уставу) священник кадит их крестовидно [11] , указывая на молитву и преподание благословения Божия, символом которых служит фимиам, как средство к отражению всего враждебного чистоте брака. (В настоящее время каждение жениха и невесты пред обручением не совершается.)

После ектении священник вслух читает две молитвы, в которых испрашивается обручающимся благословение Божие, единомыслие, мирная и непорочная жизнь и проч. При этом воспоминается брак Исаака и Ревекки как образец девства и непорочности для брачующихся. В это время диакон идет в алтарь и приносит с престола перстни.

Священник, взяв сперва золотой перстень, трижды осеняет жениха на его главе, произнося (трижды):

После этого кольца трижды переменяются, и, таким образом, перстень невесты остается как залог у жениха, а перстень жениха — у невесты.

Вручением перстней священник напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза. Происходящая затем троекратная перемена перстней указывает на взаимное согласие, которое должно быть всегда между супругами, а совершение ее восприемником или кем-либо из родственников показывает, что на взаимное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или родственников.

Возложив перстни на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. aёёabоna — залог, ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14), подобно тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение перстней благословением небесным, сообразно с силою, явленною перстнем в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни.

Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно.

Потом он спрашивает жениха и невесту, имеют ли они благое непринужденное взаимное согласие и крепкое намерение вступить в брак и не обещались ли они другому лицу. [13]

После положительного ответа брачующихся о добровольном вступлении их в брак совершается венчание, состоящее из великой ектении, молитв, возложения венцов, чтения слова Божия, питья общей чаши и хождения вокруг аналоя.

После ектении священник читает три молитвы о сочетающихся браком, в которых молит Господа благословить настоящий брак, подобно тому как Он благословил браки ветхозаветных праведников, — даровать сочетающимся мир, долгоденствие, целомудрие и друг ко другу любовь, и сподобить их видеть чада чад и исполнить дом их пшеницы, вина и елея.

По окончании молитв священник, приняв венцы, поочередно осеняет ими крестообразно жениха и невесту (давая целовать самый венец) и возлагает на их главы как знамение и награду сохраненной ими чистоты и целомудрия до самого брака [14] , а также как знак брачного соединения и власти над будущим потомством.

При этом священник произносит каждому из брачующихся:

После возложения венцов священник трижды благословляет жениха и невесту вместе обычным иерейским благословением, произнося:

установление и знаменование брака, а во втором (Ин. 2,

1—11) — повествованием о посещении Иисусом Христом брака в Кане Галилейской и о претворении там воды в вино показывается богоугодность христианского брака и присутствие в нем благословения и благодати Божией.

Преподав общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных, покрыв их епитрахилью, как бы связав их руки пред Богом, знаменуя тем их соединение во Христе, а также то, что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви, и обводит новобрачных троекратно вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие. Это хождение образом круга вообще означает духовную радость и торжество брачующихся (и Церкви) о совершающемся таинстве и выражение их твердого обета, данного пред Церковью, вечно и верно хранить свой супружеский союз. Обхождение совершается три раза — во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета.

После троекратного обхождения священник снимает венцы с новобрачных и при этом говорит каждому из них особые приветствия, в которых желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей. Затем он читает две молитвы, в которых просит Бога благословить сочетавшихся браком и ниспослать им блага земные и небесные. [15]

После этого обычно следует многолетствование, иногда предваряемое кратким молебном, и поздравление новобрачных.

Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь

Последование о второбрачных в основном подобно тому, которое совершается над вступающими в первый брак, но излагается короче.

При венчании второбрачных:

не поется 127-й псалом;

брачующиеся не вопрошаются о добровольном их вступлении в брак;

молитвы 1-я и 2-я на венчании другие (покаянные).

Но этот обычай не соблюдается ни в Константинопольской Церкви, ни в Русской, как заметил Никита, митрополит Ираклийский, в ответе епископу Константину, а потому венцы возлагаются и на второбрачных в знамение соединения и власти над будущим потомством.

Дни, в которые не совершается венчание:

Накануне среды и пятницы в течение всего года.

Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).

В Рождественский пост и святки: с 15 (28) ноября по 6 (19) января.

От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.

В Успенский пост.

Накануне и в самые дни: Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября.

[2] Св. Василий Великий. К Амфилохию, прав. 4.

[3] Апост. прав. 17; свт. Василия Великого пр. 12; свт. Григорий Богослов. Ересь. 59, 6 и др.

[4] Свт. Григорий Богослов. Слово 37.

[5] Апостольские постановления. Кн. VI, гл. 16 и 27.

[6] Последование чина венчания: 1-я, 2-я и 3-я молитвы венчания.

[7] Молитва 1-я и 2-я венчания и прошения на сугубой ектении.

[8] Побеги, молодые ветви.

[11] Т. е. при каждении назнаменует крест кадилом; так совершалось в древности каждение кадилом, которое было не на цепочке, а на особом держателе.

[12] Обряд, когда жених и невеста с зажженными свечами торжественно вводятся священником из притвора в храм, в общем напоминает собою то торжественное отведение женихом или его друзьями невесты в свой дом, которое, наряду с обручением, составляло самую суть брачного обряда в ветхозаветной религии и в римской религии. Здесь же смысл тот, что Церковь предлагает жениху ранее своего дома отвести невесту в дом Божий, чтобы получить ее из рук Божиих.

[14] Св. Иоанн Златоуст. Письмо к Вигилию.

[16] На отпусте священник напоминает новобрачным богоугодность брака (указание на брак в Кане Галилейской), святое назначение семейной жизни, проникнутой попечениями о спасении людей (воспоминанием святых равноапостольных Константина и Елены как распространителей правоверия) и назначение брака в сохранении целомудрия, чистоты и добродетельной жизни (воспоминанием великомученика Прокопия, научившего двенадцать жен от брачных одежд и радостей идти на мученическую смерть за веру Христову с веселием и радостию, как на брачный пир).

[17] Молитва 1-я и 2-я по обручении второбрачных.

[18] В Требнике нет указаний благословлять второбрачных свечами. Но по существующей практике пред обручением им дают зажженные свечи, которые означают свет благодати совершаемого таинства и теплоту молитвенных чувств брачующихся (Пособие по Уставу Никольского и Церк. Вестн. 1889 г .).

Читайте также: