Как впервые появилось экологическое право

Обновлено: 28.06.2024

В науке экологического права развитие рассматриваемой отрасли принято делить на три периода: до1917г., советский период и современный.

Период до 1917 г. В средневековой Руси охрана природных ресурсов осуществлялась через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. В "Русской правде" 1016г., например, предусматривалась охрана общинной собственности, включавшей в себя, среди прочего, лесные массивы и собственности князя, запрещала кражу дров, предусматривала штраф за порчу дупла, наполненного сотами с медом.

Соборное уложение 1649г. рассматривало ловлю рыбы в чужом пруду, бобров и выдр как кражу имущества и предусматривало наказание в первый раз - битье батогами, во второй - кнутом, в третий - отрезание уха. Широко применялась смертная казнь.

С XVII века, когда появилась потребность в регулировании не только добычи объектов животного мира, но и их сохранения, стали регламентироваться способы добычи, и размеры добываемых видов. Также было введено ограничение права собственности на природные объекты и права пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц. Так, Петр I запрещал своими указами уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными.

Если требования по природопользованию и охране объектов живой природы осуществлялись изначально в рамках института права собственности, то требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным.

Советский период. В социалистической России право в области природопользования и охраны окружающей среды развивалось главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, ее недрам, водам, лесам, атмосферному воздуху, животному миру.

В начале 20-х гг. ХХ века был принят ряд законов и директив Правительства, включая:

Земельный кодекс РСФСР 1922г.;

Лесной кодекс РСФСР 1923г.;

декрет СНК РСФСР "О недрах земли" 1920г.;

постановление ЦИК И СНК СССР "Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР" 1924г.;

декрет СНК РСФСР "Об охоте" 1920г.;

декрет СНК РСФСР "Об охране памятников природы, садов и парков" 1921г.;

декрет СНК РСФСР "О санитарной охране жилищ"1919г. и др.

Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Только в 70-е гг. XX века применительно к водам и в 80-е гг. применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.

Именно в этот период формируется основной массив природоресурсного законодательства (1970-1982гг.), в который вошли:

Земельный кодекс РСФСР 1970г.;

Водный кодекс РСФСР 1972г.;

Кодекс РСФСР о недрах 1976г.;

Лесной кодекс РСФСР 1978г.;

Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" 1982г.

Закон РСФСР "Об охране и использовании животного мира" 1982г.

Основное внимание в природоресурсном законодательстве уделялось регулированию использования земель, вод, лесов, других природных ресурсов. За исключением Закона "Об охране атмосферного воздуха", отношения по охране соответствующего природного объекта от загрязнения регулировались фрагментарно. Это объясняется отчасти тем, что в конце 60-х - начале 70-х гг., во время разработки и принятия перечисленных законов, проблема охраны окружающей среды от загрязнения в России не была достаточно осознана высшими органами государства и КПСС, которые, в принципе, отрицали возможность существования при социализме антагонистических противоречий между обществом и природой, а следовательно, и необходимость целенаправленной государственной природоохранной политики.

Правда, 27 октября 1960г. был принят Закон РСФСР "Об охране природы в РСФСР", который содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира. Однако заметной роли в регулировании природопользования и охраны природы этот закон не сыграл. Он не содержал эффективных природоохранных мер, механизма обеспечения их выполнения и не предусматривал мер юридической ответственности за нарушение собственных положений.

В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде постановлений Правительства СССР и РСФСР, ведомственных правил и инструкций.

Забота об охране природы и лучшем использовании природных ресурсов была признана на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972г. одной из важнейших государственных задач. При этом мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов поручалось разработать Правительству СССР. Эти мероприятия впоследствии были предусмотрены не в законах, а в совместном Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов" от 29 декабря 1972г. Наряду с требованиями о развитии экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, с другими мерами это Постановление предусмотрело необходимость обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим представительным органом, становился юридически обязательным.

1 декабря 1978г. было принято еще одно совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР - "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов". С учетом роли, которая отводилась планированию как одному из главных инструментов регулирования общественного развития, с целью его совершенствования. Постановление предусматривало новую форму предпланового документа - территориальную комплексную схему охраны природы.

В конце 80-х гг. ЦК КПСС и Правительство СССР поняли, что основными причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране являлись слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного управления в этой сфере, "остаточный" принцип финансирования природоохранительной деятельности, отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. 7 января 1988г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление "О коренной перестройке дела охраны природы в стране".

Среди директив принятых этим Постановлением наиболее важными являются:

консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы (на основе подразделений природоресурсных министерств и ведомств, которые дублировали друг друга);

совершенствование экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств (прежде всего путем регулирования платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды);

подготовка проекта Закона СССР "Об охране природы".

В этом же году было принято решение о всеобщей экологической "паспортизации" предприятий промышленности и сельского хозяйства.

По причине распада, осуществить указанные директивы в рамках Советского Союза не удалось. Считается, что основным общим недостатком российского законодательства в социалистический период помимо существенных пробелов было отсутствие в нем "работающего" механизма обеспечения реализации норм.

Современный период России. На современном этапе, начало которого совпадает с началом 90-х гг., экологическое право развивается с учетом следующих факторов:

кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды;

дефектов, фрагментарности и пробельности существующего экологического законодательства;

перехода на рыночные отношения в экономике и, как следствие, перемещения центра тяжести с государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на рыночные инструменты решения экологических проблем;

перспектив создания правового и социального государства;

мирового опыта в регулировании взаимоотношений общества и природы посредством внутреннего и международного экологического права.

При этом обращает на себя внимание предлагаемое официальными лицами определение государственной экологической политики России: "это деятельность направленная на создание системы институтов и осуществление мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы. Государственная экологическая политика должна быть основана на каких-то принципах. С одной стороны, на научных экологических принципах, а с другой стороны, на практике государственного управления, на практике социально-экономического развития России"5.

Такое определение государственной экологической политики позволило некоторым депутатам Государственной Думы назвать ее "антиэкологической", а ученым обратить внимание на нежелание российских законодателей должным образом учитывать опыт мирового сообщества, в частности, нормы международного экологического права.

Доказательством последнего могут служить следующие принципы, лежащие в основе формирования государственной экологической политики России:

принцип необходимости охраны окружающей природной среды как принцип политики;

принцип неистощительного использования и восстановления природных ресурсов;

принцип предосторожности, из которого вытекает обязательность экологической экспертизы;

принцип сохранения биологического разнообразия;

принцип независимости государственного контроля за природопользованием;

принцип воспитания экологического мировоззрения.

Не вдаваясь в содержание каждого из этих принципов и их достаточность, отметим их очевидное расхождение с теми специальными принципами, которые существуют в международном экологическом праве6.

История развития правового регулирования экологических отношений наглядно показывает совершенствование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, закрепляет систему взглядов, идей о бережном отношении к природным богатствам. Одновременно анализ правовых норм по охране окружающей среды и природопользования на протяжении всей истории права России, круг конкретных проблем, решаемых на отдельных этапах истории, приводят к осознанию постепенного усиления воздействия общества на окружающую среду, которое в настоящее время значительно возросло.

Правовое регулирование экологических отношений имеет большую историю, зарождаясь на самых ранних стадиях существования русского государства и права. Весь период правового регу­лирования экологических отношений можно разделить на досоветский, советский и современный. Нам кажется такое деление более приемлемым с точки зрения права, хотя есть и другие классифи­кации этапов исторического развития экологического права.

Досоветский период можно рассматривать с эпохи Древнерусского государства. Вопросы охраны и использования отдельных природных ресурсов затрагивались только в связи с необхо­димостью защиты собственности и, прежде всего, княжеской. Русская Правда (в целом ее созда­ние относится разными исследователями ко времени от середины XI в. до 30-х годов XII в.), в ст. 32 устанавливает штраф за уничтожение или повреждение борти. Русская Правда содержит нормы по защите бобров (ст. 69, 70).

В период XV–XVI вв. охрана объектов природы также связана, прежде всего, с рассмотре­нием их как объектов собственности. Статьи 61-63 Судебника 1497 г. гласят, что за уничтожение межевых знаков, запашку чужой земли устанавливается ответственность в виде битья кнутом и денежного штрафа.

В связи со значимостью природных ресурсов для интересов государства помещикам запреща­лось рубить деревья отдельных видов, осуществлять промысел некоторых ценных пород рыб.

Можно сделать вывод, что в рамках рассматриваемого этапа оформилась и получила развитие еще одна тенденция, в соответствии с которой важность природных ресурсов для интересов госу­дарства или общества диктовала установление некоторых особенностей в их использовании (введение ограничений для собственников природных ресурсов, запрет использования отдельных природных ресурсов частными лицами, поощрение государством разработки полезных ископае­мых и т.д.).

В XIX в. систематизируются и рассматриваются случаи ответственности за нарушение уста­новленных требований по соблюдению правового режима природных ресурсов и поддержанию качества окружающей среды в целом. Совершенствуется система государственных органов, осуществляющих управление в сфере природопользования; определяются их полномочия и функ­ции в отношении природных ресурсов. Крестьянская реформа 1861 г. также затронула вопросы использования природных ресурсов. Происходил учет некоторых природных ресурсов, необходи­мость которого была продиктована все той же тенденцией защиты прав собственника.

Таким образом, несмотря на то, что в России того времени не было отдельной отрасли зако­нодательства, регулирующей отношения по природопользованию и охране окружающей среды, существовал целый комплекс соответствующих правовых норм в разных отраслях законода­тельства. Система санкций была достаточно хорошо развита. Наибольшее количество таких норм содержится в административном и уголовном законодательстве, а также в санитарном, горном законодательстве, законодательстве о промышленности и строительстве.

Например, статьи 340, 342 Врачебного устава (1905 г.) объявили источники минеральных вод общественно значимыми. Для их охраны предусматривалось создание округов с ограниченным режимом хозяйственной деятельности (ст. 343).

Согласно Строительному уставу (1900 г.) требовалось соблюдение расстояний между промышленными предприятиями и другими постройками (ст. 1075). При нарушении этого требо­вания виновные подвергались денежному взысканию не свыше ста рублей, промышленное заве­дение закрывалось, кроме того, предписывалось возместить причиненный вред.

В первые годы советской власти была создана основа для эколого-правового регулирования отношений природопользования, но она не имела целостного характера, основное внимание уде­лялось правовому обеспечению использования отдельных разрозненных объектов. Однако, уже тогда стала прослеживаться тенденция, направленная на бережное использование природных объектов. Например, согласно ст. 61 Земельного кодекса РСФСР (1922 г.) землепользователи, ведущие хищническое, истощающее землю хозяйство, могли быть лишены этих земель на опреде­ленный срок.

Но так как главными были экономические интересы, производительные силы размещались по экономическим зонам, а основным объектом правового регулирования была земля, то другие при­родные компоненты брались под защиту закона лишь в той степени, в какой это было экономиче­ски выгодно государству.

Второй этап советского периода характеризуется формированием природоохранительного законодательства (в связи с принятием с 1957 г. по 1963 г. всеми республиками СССР законов об охране природы).

Данная дифференциация правового регулирования тормозила развитие целостной экологиче­ской системы страны. Поэтому возникла необходимость в объединении разрозненных отраслей права (земельного, горного, лесного и др.) в интегрированную отрасль – природоресурсовое право.

Современный период развития российского экологического законодательства можно разде­лить на два этапа – до 1995 г. и начиная с 1995 г. Первый характеризуется обновлением основных наиболее важных актов, например, законодательства о недрах, о земле, о социальной защите граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Одновременно началась разработка проектов законов об экологической экспертизе, использовании атомной энергии, отхо­дах. Кроме того, было решено заменить действующие кодексы (Уголовный, Водный, Лесной, Земельный и др.). Важным этапом в совершенствовании экологического законодательства явля­ется принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ, которая в статьях 42 и 58 закрепила объектом своего регулирования охрану окружающей среды в целом, а не только природной среды, как было до этого. В этом законе впервые появились нормы об экологических правах человека на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ некоторые вопросы правового регулирования охраны окружающей среды отнесены к исключительной компетенции РФ. Согласно ст. 72 Консти­туции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности особо охраняемых природных территорий, земельное и другое природоресурсовое законо­дательство, законодательство об охране окружающей среды и защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Второму этапу, продолжающемуся и сейчас, свойственно интенсивное развитие экологиче­ского законодательства, нацеленность на максимально возможное устранение пробелов. Так, в 1997 г. приняты законы о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, о безопас­ности гидротехнических сооружений, в 1998 г. – об отходах производства и потребления, в 1999 г. – об охране атмосферного воздуха, в 2000 г. – о карантине растений; о земельном кадастре, в 2001 г. – о землеустройстве, в 2002 г. - об охране окружающей среды.

Предложенная периодизация истории развития правового регулирования экологических отношений не является строгой и абсолютной. Выявленные особенности, выраженные во взаимо­связи всех природных компонентов, во взаимозависимости регулирования отношений по охране окружающей среды и природопользованию, еще раз подтверждают обоснованность современного подхода ученых к решению экологических проблем. Закономерности развития правового регули­рования экологических отношений в истории права России позволяют сделать вывод о существо­вании объективной основы для формирования экологического законодательства как законода­тельства, регулирующего отношения по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности, по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

В настоящей статье раскрываются предмет и методы экологического права, история становления и развития в российском законодательстве, а также рассматриваются вопросы соотношения с другими отраслями права.

Понятие, предмет и методы экологического права

Предметом, рассматриваемой отрасли права, являются правоотношения, которые возникают в сфере охраны и эксплуатации природных ресурсов в области взаимодействия человеческого общества и окружающей природной среды. Такие отношения называются экологическими.

Выделяются следующие главные черты таких отношений:

  • 1. Соответствуют конкретной исторической обстановке, сложившейся в настоящее время, в связи с использованием природных ресурсов.
  • 2. Связаны с деятельностью общества по производству материальных благ с потреблением природных ресурсов.
  • 3. Присущ особый субъектный состав.

Одной из сторон правоотношений всегда будет являться государство, контролирующее и регулирующее надлежащее применение ресурсов природы, выступая от имени РФ.

Методы экологического права представляют собой систему приемов и способов регулирования общественных отношений охраняющих окружающую среду, а также по надлежащему применению и использованию природных ресурсов. В науке выделены несколько методов.

  • 1. Экологизация. Данный метод заключается в общеэкологическом подходе ко всем явлениям общественного устройства. Охрана окружающей среды – это главное предназначение экологического права и она проникает во все институты правоотношений общества и человека.
  • 2. Гражданско- и административно-правовые методы. Первый основан на равенстве сторон, свободе договора, неприкосновенности частной собственности, судебной защите нарушенных прав. Административно-правовой метод базируется на властных началах для обеспечения порядка управления, поэтому исходит из принципа власти-подчинения. Одна сторона здесь представлена органом власти, которая изъявляет свою волю в виде предписания, дозволения или запрета.
  • 3. Общенаучные методы: прогностический – позволяет получить истинные научно обоснованные знания об охраняемых экологическим правом отношениях и будущего совершенствования экологического права; историко-правовой метод опирается на исторические сведения об экологическом праве, о его происхождении и формировании.

Возникновение и развитие экологического права

Становление и развитие российского экологического права условно делится на несколько этапов.

Соотношение экологического права с другими отраслями права

Стоит отметить, что положения экологического права являются базовыми, с учетом этих норм проходит экологизация положений других отраслей права, которые каким-либо образом влияют на общество и природу. Несмотря на то, что рассматриваемая отрасль права относится к гражданско-правовым отраслям, для нее большую роль играют и публично-правовые отрасли.

Экологическое право тесно соотносится с конституционным в вопросах разграничения полномочий государственных органов власти и власти субъектов РФ, а также установления основ правового статуса человека и гражданина в области природоохраны и надлежащего пользования природными ресурсами.

По вопросам, которые относятся к сфере деятельности местного самоуправления, экологическое право граничит с муниципальным.

Административная ответственность за нарушение природоохранных правил устанавливается административным правом.

Положения трудового законодательства устанавливают дисциплинарную и материальную ответственность за совершение правонарушений в сфере экологических правоотношений, а основания наступления ответственности за экологические преступления, в свою очередь, закреплены в уголовном праве.

Гражданское право соотносятся с экологическим в вопросах возникновения, изменения и прекращения прав собственности и иных вещных прав объекты окружающей среды и ее ресурсы. Также сюда относятся вопросы, которые связаны с гражданско-правовой ответственностью за причинение ущерба природной среде и человеческому здоровью.

Следующей смежной отраслью является земельное право. Экологическое право регулирует отношения, связанные с охраной и надлежащей эксплуатацией земель, отнесенных к ведению самостоятельной отрасли - земельное право.

Наконец, международное право граничит с экологическим по вопросам международного сотрудничества стран по решению глобальных экологических проблем.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Читайте также: