Как влияют уровень притязаний и призвание на профессиональную карьеру

Обновлено: 02.07.2024

\u0427\u0442\u043e \u0432\u043b\u0438\u044f\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u043a\u0430\u0440\u044c\u0435\u0440\u0443? \u0421\u0430\u043c\u044b\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e\u0439 \u0438 \u0432\u0435\u0440\u043d\u044b\u0439 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442 \u2013 \u0441\u0430\u043c \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a. \u0415\u0441\u043b\u0438 \u043a\u043e\u043d\u043a\u0440\u0435\u0442\u043d\u0435\u0435, \u0442\u043e \u0443\u0440\u043e\u0432\u0435\u043d\u044c \u0435\u0433\u043e \u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u0439, \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043a \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u044e, \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0438 \u0438\u043d\u0438\u0446\u0438\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c, \u0443\u043c\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0432 \u043d\u0443\u0436\u043d\u043e\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0432 \u043d\u0443\u0436\u043d\u043e\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435. \u0410 \u0442\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u0434\u0430\u0432\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0438\u043c\u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u044b \u0432\u043b\u0438\u044f\u044e\u0449\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u043a\u0430\u0440\u044c\u0435\u0440\u0443\u00a0\u043f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435.

\u00a01) \u0423\u0441\u043f\u0435\u0445. \u0410 \u043f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0431\u044b \u0438 \u043d\u0435\u0442? \u0412\u0435\u0437\u0435\u043d\u0438\u0435, \u0444\u043e\u0440\u0442\u0443\u043d\u0430, \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0441\u043a\u043b\u043e\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0441\u0443\u0434\u044c\u0431\u044b, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u0445\u043e\u0442\u0438\u0442\u0435. \u0412\u0441\u0435 \u044d\u0442\u043e \u043d\u0435\u043f\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u0438\u0441\u0443\u0442\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0434\u043b\u044f \u0442\u043e\u0433\u043e, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043a\u0430\u0440\u044c\u0435\u0440\u0430 \u043f\u043e\u0448\u043b\u0430 \u0432 \u0433\u043e\u0440\u0443. \u041d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043c\u0435\u043d\u0435\u0434\u0436\u0435\u0440\u044b \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0435\u0433\u043e \u0437\u0432\u0435\u043d\u0430 \u0434\u043e\u043b\u0433\u043e \u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u043f\u043e \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u0432\u0435\u0434\u044c\u043c\u0430\u043c \u0438 \u0448\u0430\u043c\u0430\u043d\u0430\u043c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u0441\u043d\u044f\u0442\u044c \u0432\u0435\u043d\u0435\u0446 \u043d\u0435\u0443\u0434\u0430\u0447\u043b\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0434\u043e\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438, \u043d\u0430\u043a\u043e\u043d\u0435\u0446, \u0434\u043e \u043c\u0435\u043d\u0435\u0434\u0436\u0435\u0440\u0430 \u0432\u044b\u0441\u0448\u0435\u0433\u043e \u0437\u0432\u0435\u043d\u0430.\u00a0

2) \u0423\u043f\u043e\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e. \u0422\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u043a\u0430\u043a\u0438\u0435-\u0442\u043e \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u043d\u044b\u0435 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u043a\u0438, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0443 \u0434\u043e\u0431\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0446\u0435\u043b\u0438 \u0432\u043e \u0447\u0442\u043e \u0431\u044b \u0442\u043e \u043d\u0438 \u0441\u0442\u0430\u043b\u043e. \u0425\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c \u043f\u043e \u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0430\u043c \u0432\u0440\u0430\u0433\u043e\u0432 \u043d\u0435\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0432\u043e, \u043a\u043e\u043d\u0435\u0447\u043d\u043e, \u043d\u043e \u043b\u0443\u0447\u0448\u0435, \u0447\u0435\u043c \u043f\u043e \u0431\u0430\u0431\u043a\u0430\u043c-\u0433\u0430\u0434\u0430\u043b\u043a\u0430\u043c, \u0441\u043d\u0438\u043c\u0430\u044e\u0449\u0438\u043c \u043f\u043e\u0440\u0447\u0443 \u0438 \u043f\u0440\u0438\u0432\u043b\u0435\u043a\u0430\u044e\u0449\u0438\u043c \u0443\u0434\u0430\u0447\u0443.

3) \u0417\u043d\u0430\u043d\u0438\u044f. \u041a\u0442\u043e \u0432\u043b\u0430\u0434\u0435\u0435\u0442 \u0438\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u0435\u0439, \u0442\u043e\u0442 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442 \u043c\u0438\u0440\u043e\u043c. \u0422\u0443\u0442 \u043d\u0430\u0434\u043e \u0434\u043e\u0431\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e \u0438\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u0435\u0439 \u043c\u0430\u043b\u043e \u0432\u043b\u0430\u0434\u0435\u0442\u044c, \u043d\u0430\u0434\u043e \u0435\u0439 \u0435\u0449\u0435 \u0441\u0443\u043c\u0435\u0442\u044c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u044c\u043d\u043e \u0432\u043e\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f. \u0410 \u0434\u043b\u044f \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u043c \u043f\u043e\u043d\u0430\u0434\u043e\u0431\u0438\u0442\u0441\u044f \u0441\u0430\u043c\u043e\u0443\u0432\u0435\u0440\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c.

4) \u0423\u0432\u0435\u0440\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0432 \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0438\u043b\u0430\u0445, \u043e\u043d\u0430 \u0436\u0435 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0443\u0432\u0435\u0440\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c. \u0425\u043e\u0442\u044f \u0438\u043d\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u044f\u0442, \u0447\u0442\u043e \u044d\u0442\u043e \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0435 \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f, \u044f \u0441 \u044d\u0442\u0438\u043c \u043d\u0435 \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0448\u0443\u0441\u044c. \u041a\u0430\u043a \u0431\u044b \u0442\u0430\u043c \u043d\u0438 \u0431\u044b\u043b\u043e, \u0447\u0430\u0441\u0442\u043e \u044d\u0442\u043e \u043a\u043b\u044e\u0447 \u043a \u0443\u0441\u043f\u0435\u0445\u0443. \u041f\u043e\u043a\u0430 \u0443\u043c\u043d\u044b\u0435 \u043a\u043e\u043b\u043b\u0435\u0433\u0438 \u043f\u0440\u044f\u0447\u0443\u0442 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u044b \u0432 \u043f\u0435\u0441\u043e\u043a \u043f\u043e\u0434 \u0432\u0441\u0435\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u043c \u0443\u0436\u0430\u0441 \u0432 \u0438\u0445 \u0441\u0435\u0440\u0434\u0446\u0430 \u0432\u0437\u0433\u043b\u044f\u0434\u043e\u043c \u0433\u0440\u043e\u0437\u043d\u043e\u0433\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f, \u0441\u0430\u043c\u043e\u0443\u0432\u0435\u0440\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043c\u0430\u043b\u044b\u0439, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0437\u043d\u0430\u0435\u0442, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0430 \u0441\u0432\u0435\u0442\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0445 \u0443\u043c\u043d\u0435\u0435, \u0432\u0441\u0435\u0445 \u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0432\u0435\u0439 \u0438 \u0431\u0435\u043b\u0435\u0435, \u0441\u0443\u043c\u0435\u0435\u0442 \u0432\u043d\u0435\u0434\u0440\u0438\u0442\u044c \u044d\u0442\u0443 \u043c\u044b\u0441\u043b\u044c \u0432 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u0430. \u0421\u0430\u043c\u043e\u0443\u0432\u0435\u0440\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0447\u0430\u0441\u0442\u043e \u0437\u0430\u043c\u0435\u043d\u044f\u044e\u0442 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0443 \u0432\u0441\u0435 \u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u044b \u0432\u043b\u0438\u044f\u044e\u0449\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u043a\u0430\u0440\u044c\u0435\u0440\u0443. \u041a\u0430\u043a \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442\u0441\u044f, \u043b\u044e\u0431\u0438 \u0441\u0435\u0431\u044f, \u0447\u0438\u0445\u0430\u0439 \u043d\u0430 \u0432\u0441\u0435\u0445 \u0438 \u0432 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u0436\u0434\u0435\u0442 \u0442\u0435\u0431\u044f \u0443\u0441\u043f\u0435\u0445.

5) \u0427\u0435\u0441\u0442\u043e\u043b\u044e\u0431\u0438\u0435. \u0415\u0441\u043b\u0438 \u043e\u043d\u043e \u0438\u0434\u0435\u0442 \u0440\u0443\u043a\u0430 \u043e\u0431 \u0440\u0443\u043a\u0443 \u0441 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0443\u0432\u0435\u0440\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e, \u0442\u043e \u0443 \u043a\u0430\u0440\u044c\u0435\u0440\u044b \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u043d\u0435\u0442 \u0448\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432 \u2013 \u0442\u0430\u043a\u043e\u0433\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a\u0430 \u043d\u0438\u0447\u0442\u043e \u043d\u0435 \u043e\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0442.

\u041d\u0430 \u0441\u0430\u043c\u043e\u043c \u0434\u0435\u043b\u0435, \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0446\u0435\u043b\u0430\u044f \u043d\u0430\u0443\u043a\u0430, \u0438\u0437\u0443\u0447\u0430\u044e\u0449\u0430\u044f \u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u044b \u0432\u043b\u0438\u044f\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u043a\u0430\u0440\u044c\u0435\u0440\u0443. \u0415\u0441\u043b\u0438 \u043a\u043e\u0440\u043e\u0442\u043a\u043e, \u0442\u043e \u043e\u043d\u0438 \u0434\u0435\u043b\u044f\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430 \u0432\u043d\u0435\u0448\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u0438\u0435, \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435, \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0438 \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435, \u043a\u0440\u0430\u0442\u043a\u043e\u0441\u0440\u043e\u0447\u043d\u044b\u0435 \u0438 \u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u043d\u044b\u0435. \u041d\u043e \u0432\u0441\u0435 \u044d\u0442\u043e \u043d\u0443\u0434\u043d\u043e \u0438 \u0434\u0430\u043b\u0435\u043a\u043e \u043d\u0435 \u0442\u0430\u043a \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043d\u043e.\u00a0

Карьера — быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия. Французское слово карьера вошло в русский язык в 30—40 гг. XIX в. как конкурент слова поприще.

Профессиональная карьера — это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Профессиональная карьера тесно связана с профессиональным становлением и мастерством. Кроме того, в содержание профессиональной карьеры включается более высокая (адекватная) оплата труда, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, общественная оценка трудовых заслуг, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Различают вертикальную и горизонтальную карьеру. Первая из них — это должностной рост, продвижение по служебной лестнице, а вторая — рост профессионального мастерства. Следует помнить, что если есть мастерство, то должность приложится. Для карьеры важно бывает не только добиться определенной должности, но и удержать ее.

Карьеру следует отличать от карьеризма, под которым понимается получение материальных благ, выгод, власти, наград явно незаслуженным или нечестным образом (например, с помощью взяток, лести, обмана, подкупа, шантажа и т.п.).

Профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии и профессиональная подготовка являются первым этапом профессиональной карьеры. На профессиональную карьеру человека большое влияние оказывает уровень притязаний, т. е. уровень поставленной человеком цели или очередного достижения.

Уровень притязаний может быть заниженный, завышенный или реалистичный. Заниженный или завышенный уровень притязаний проявляется в выборе слишком легких или слишком трудных целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах и т.п. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью. Влияние уровня притязаний на профессиональную карьеру человека представлено в таблице.


Уровень притязаний

Карьера

Заниженный

Не будет большого роста вертикальной карьеры(повышения в должности)

Завышенный

Не будет большого роста горизонтальной карьеры(повышения мастерства

Реалистичный

Будет обеспечен рост вертикальной и горизонтальной карьеры

Несомненно влияние призвания на профессиональную карьеру. Призвание — высший уровень профессиональной пригодности, который выражается в полном соответствии человека требованиям профессиональной деятельности. Труд по призванию помимо внешних достижений дает и внутреннее чувство удовлетворения результатом и самим процессом деятельности.

При каких основных условиях возникает призвание?

Во-первых, надо знать мир профессий, избираемую профессию, а для этого профессию надо изучить не только теоретически, но и практически. На основе этого возникает предметное сознание.

Благодаря единству предметного сознания и профессионального самосознания, возникает призвание. Влияние призвания на профессиональную карьеру выражается в следующем:

человек показывает высокие результаты труда;

быстро растет профессиональное мастерство, человек становится мастером своего дела;

соответственно он получает большую оплату своего труда, другие социальные льготы;

у человека возникает чувство удовлетворения результатом своего труда и самоуважение.

Успех профессиональной карьеры зависит от многих факторов: личностных, служебно-производственных, социально-экономических. Эту зависимость можно представить в виде таблицы (см. с. 177). Но прежде всего в профессиональной карьере нужно опираться на свои способности и возможности. Например, карьера предпринимателя, возможна для тех, кто не боится риска и ответственности за взятое на себя дело. Для других вполне подойдет карьера служащего, хотя и она не исключает профессионального роста и не сводится только к отбыванию на службе положенного времени. В любой карьере существует фактор риска, но риск не страшен для тех, кто полагается на себя и верит в свои возможности.


Группы факторов

Содержание

Личностные

Профессиональное самоопределение, уровень притязаний, призвание, пол, возраст, образование, стаж работы, профессиональная компетентность, мастерство

Служебно-производственные

Отрасль, продукция, территориальное расположение, рентабельность, масштабы предприятия, производственные функции

Социально-Экономический

Спрос и предложения на рынке труда, конъюнктура, уровень оплаты труда, материальное стимулирование, социальная защита

Профессиональную карьеру можно и нужно планировать. Карьера связана с социальным статусом, поэтому в план следует включать также и вопросы социально-экономического порядка. Структура плана профессиональной карьеры может включать в себя следующие пункты:

смысл и цель жизни;

планируемая профессия (основной и запасные варианты);

предполагаемое образование (содержание и уровень);

профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);

предполагаемые должность и пост;

желаемый размер оплаты;

место проживания, жилищные условия. Со временем план профессиональной карьеры будет уточняться и конкретизироваться.

1. Что следует понимать под профессиональной карьерой?

2. Чем отличается карьера от карьеризма?

3. Как влияют уровень притязаний и призвание на профессиональную карьеру?

4. Охарактеризуйте другие факторы, влияющие на карьеру.

5. Назовите структурные компоненты плана профессиональной карьеры.

Практическая работа: Составьте план своей будущей профессиональной карьеры.

Тема: Технология трудоустройства

Зачем мне нужна работа? Почему именно эта работа?

Аргументированный ответ (для поддержания жизни, для пропитания, для свободы, для общения, для влияния и власти и т.д.)

Ответив на этот вопрос, вы сможете четче представить себе, то с чего и следует начинать в поиске работы, те приоритеты, которые являются для вас главными и решающими при выборе нового места работы в организации.

Организация поиска работы включает не только определение тех мест, где вам смогут подыскать приемлемый вариант работы, но также методы и способы, с помощью которых вы сможете осуществлять этот процесс, выбирая приемлемые варианты, рассматривая их с разных сторон, учитывая фактор времени.

Способы поиска работы:


  • самостоятельный, когда поиск работы осуществляется непосредственно вами самостоятельно, на основе информации из СМИ, включая Интернет, от родственников или друзей, а также в результате стечения обстоятельств;

  • заказной, когда поиск работы осуществляется каким-либо центром занятости на коммерческой основе, биржей труда по определенным заказчиком условиям;

  • комбинированный, когда поиск работы проводится параллельно в двух направлениях, как самостоятельно, так и на основе заказа с привлечением какого-либо центра занятости. Такой подход существенно ускоряет решение данного вопроса и позволяет через сравнение выбирать наиболее приемлемый вариант.

План поиска работы - это перечень очередности выполнения определенных действий, чтобы достичь поставленной цели, то есть устроиться на работу.

План означает, что прежде всего надо решить по какой специальности трудоустраиваться; в какую организацию трудоустраиваться по этой специальности, а если нет на примете такой, то устраиваться туда, куда возьмут; о приоритетах в условиях работы.


  • уровень заработной платы (должен быть – такой, указать сумму…)

  • характер или сложность исполняемой работы (указать какая работа…)

  • должность (указать должность…)

  • местоположение организации

  • отношения в коллективе (обозначить их для себя…)

  • отношение с непосредственным руководителем (обозначить, как они представляются вам…)

  1. Никто Вам ничего не должен, в том числе и дать работу. За получение работы нужно бороться.

  2. Различие между везунчиком и неудачником определяется тем, как они сами ведут свои дела, а не какими-то внешними факторами вроде кризиса на рынке труда.

  3. Чем больше времени Вы потратите на определение того, чем Вы выделяетесь из массы других, которые могли бы выполнять ту же работу, тем выше Ваши шансы.

  4. Ни в коем случае не принимайте решений, исходя только из того, что доступно. Со всей настойчивостью стремитесь именно к той работе, которую Вы больше всего хотите.

  5. Если Вы определили для себя, какую работу ищете, объясните это всем. Чем больше глаз и ушей помогает Вам, тем лучше.

  6. Организации стремятся набирать победителей: преподносите себя как подарок судьбы их фирмам.

  7. Оставшись без работы, занимайтесь поисками нового места 40 и более часов в неделю. Хорошую работу имеет тот, кто умеет ее упорно искать.

  8. Настройтесь на то, что ВЫ можете получить сотни отказов. Это нормально. При правильном настрое очередной отказ не будет выбивать Вас из колеи и в какой-то из следующих попыток. Вы добьетесь успеха.

1. Постановка цели (Какую работу и где хочу получить?)

2. Исследование рынка труда (покупка газеты работа, интернет, поиск через знакомых и т.д.)

3. Информирование потенциальных работодателей о себе (телефонные переговоры,


составление и рассылка резюме, посещение работодателей и др.)

4. Собеседование (анкета, резюме, биография)

Выполните практическую работу, составьте резюме, автобиоргафию.

Официальное оформление, социальное страхование. Оплата от 35 000 рублей. Возможна работа вахтовым методом.

Семейное положение: холост

вид деятельности, выполняемые виды работ.


Я, Сергей Иванович Васильев, родился 12 апреля 1974 года в г. Красный Лиман Донецкой области (Украина).

Мать – Васильева Татьяна Степановна, 1951 года рождения, украинка, имеет высшее педагогическое образование, работала педагогом (воспитателем в детском саду, затем школьным учителем), пенсионер. Проживает по адресу: г. Красный Лиман Донецкой обл., ул. Железнодорожная, 123.

Отец – Васильев Иван Сергеевич, 1950 года рождения, русский, рабочий со средним техническим образованием, работал машинистом электровоза, пенсионер. Сейчас проживает по адресу: г. Лозовая Харьковской обл., ул. Рылеева, 47.

В 1981 году пошел в 1 класс Краснолиманской средней школы № 3 в родном городе Красный Лиман, а в 1989 году получил неполное среднее образование и поступил в Донецкий экономический техникум на специальность техник-технолог, который успешно окончил в 1993 году.

С 1993 по 1995 год – служба в армии (ракетные войска, старший сержант запаса).

В 1995 году поступил в Славянский педагогический институт, и в 1999 году получил диплом специалиста по специальности преподаватель физики и математики.

В 2004 году поступил в Криворожский экономический институт (на заочное отделение), который окончил в 2009 году, получив диплом экономиста (бакалавр)

С 1999 года началась моя трудовая карьера с должности учителя математики и физкультуры в сельской школе.

Хобби – спорт и велотуризм. Имею второй взрослый разряд по легкой атлетике и коричневый пояс по рукопашному бою. Неоднократно занимал призовые места в различных соревнованиях по легкой атлетике. Регулярно занимаюсь в тренажерном зале и езжу на велосипеде на длинные дистанции.

Паспорт ВН №234567, выдан Краснолиманским ГО УВД Украины в Донецкой области 18 октября 1998 года.


Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Профессиональная карьера: актуальные проблемы и методология исследования

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессиональная карьера как социально-психологический феномен предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Профессиональная карьера: актуальные проблемы и методология исследования

1.1. Профессиональная карьера как предмет исследования

При втором плане анализа, в предельном масштабе карьеру можно рассматривать как феномен, проявляющийся в профессиональной деятельности у человека зрелого возраста. Этот феномен имеет и свои латентные фазы, становление которых происходит уже в детском и юношеском возрасте человека, а также не менее важные фазы, проявляющиеся уже после завершения им активной карьеры. Эти посткарьерные фазы во многом обуславливают дальнейшую жизнь, самовосприятие и самоотношение человека, состояние его физического, психического и духовного здоровья, его последующее участие или неучастие в социальной жизни, его способность и готовность принимать и осваивать новые социальные роли — наставника, инструктора, эксперта и т. п. Есть основания связывать моменты зарождения и становления феномена не с актуальными, проявляющимися в активной профессиональной деятельности человека, а именно с латентными, предкарьерными фазами [1] , а инволюцию феномена — с посткарьерными.

Дальнейшим углублением в понимании содержания феномена будет выявление связей карьеры с жизнью человека в целом. Если первоначально содержание карьеры связывалось исключительно с должностным продвижением и профессиональным ростом, то позже — с успешностью человека в жизни, с полнотой его самореализации в ее разных сферах, сочетаемые с позитивными и нежелательными изменениями его личностных черт и его качеств как субъекта труда. В более широком плане карьеру можно рассматривать как процесс реализации человеком себя, своих возможностей средствами и в условиях активной профессиональной деятельности. Если первоначально доминирующими выступали организационноцентрированный и профессиоцентрированный подходы в понимании карьеры, ориентированные на изучение механизмов и создание технологий рациональной расстановки персонала, согласно актуальным и перспективным задачам организации, ориентированные на профессиональную подготовку, перемещения и управление карьерной мотивацией сотрудников, то в конце ХХ в. ведущими становятся субъектоцентрированный и личностноцентрированный подходы, ориентированные на развитие качеств человека как субъекта труда и как сотрудника данной организации с ее специфической субкультурой. Происходит и отход от первоначальных простых, однонаправленных и жестких схем оценки карьеры. В предмет исследований вводят изменения человека как личности и как субъекта на протяжении его трудовой жизни.

Прекращение профессиональной деятельности — выход в отставку по состоянию здоровья или по возрасту является критическим, переломным этапом в жизни человека и переживается им как стресс (Здоровая личность, 2013; Психология здоровья, 2003; Психологическое обеспечение…, 2010; Стамбулова, 1999; и др.). Важными факторами успешной карьеры и сохранения профессионального здоровья людей выступают субкультура организаций, особенности профессиональной деятельности, организация труда, должностная позиция и социальный статус человека. Так, например, отмечается, что деятельность менеджеров и руководителей характеризуется частыми стрессами, связанными с необходимостью оперировать большим количеством информации, что управленческая деятельность сопряжена с постоянной ответственностью за результаты работы групп людей, с конфликтами с подчиненными и вышестоящими руководителями, с ненормированным рабочим днем и др.

1.2. Пространство и время в жизнедеятельности организации

В исследованиях последних лет профессиональное становление человека как субъекта и личности объясняется как индивидуально-своеобразный процесс, как процесс самодетерминации, как активное взаимодействие человека и социальной среды (Arthur, 1994; Belbin, 1981; Hall, 1993; Hall, Mirvis, 1995; McCall, 1976; Mintzberg, 1973; Mitchell, Jones, Krumboltz, 1979; Noe, Noe, Bachuber, 1990; и др.). Но культура каждого конкретного предприятия уникальна. В конструктивных подходах ставится вопрос не о плохих или хороших типах культуры, а о культурах, соответствующих или не соответствующих концепции организации, более или менее соответствующих личностным особенностям конкретных работников.

В другой известной концепции Д. Денисона (Denison, Mishra, 1995; Fey, Denison, 2003) также выделяются четыре базовых фактора культуры организаций: 1) вовлеченность — ориентация руководства компании делегировать функции и обязанности, предпочитать командную работу, делать упор на развитие персонала, на повышение вовлеченности людей в процессы принятия решений; 2) согласованность — стиль руководства, способствующий интеграции и координации деятельности подразделений, а также формирующий общие ценности и правила (достижение консенсуса по ключевым вопросам и т. п.); 3) адаптивность — ориентацию компании на клиента, на оправданные риски, на необходимость учиться на систематические изменения; 4) миссия — определенность формулирования предназначения деятельности компании и основных направлений ее развития, выделение стратегических целей и главных задач, формулирование долгосрочных планов.

Можно предполагать, что разные типы корпоративной культуры оказывают весомое влияние или даже предопределяют варианты и динамику карьеры сотрудников, возможности успешного продвижения в компании лиц с разными индивидуальными особенностями.

Следуя установленной логике развития организации, в практике управления ею на разных стадиях должны поддерживаться следующие приоритеты менеджмента: 1) производить и продавать больше; 2) повышать эффективность операций; 3) расширять рынки; 4) повышать консолидацию организации; 5) активно решать проблем и делать инновации. Наиболее оптимальными для разных стадий являются и разные типы организационной структуры: 1) неформальная 2) централизованная и функциональная; 3) децентрализованная и построенная по географическому признаку; 4) линейно-штабная; 5) матрица команд.

Однако чаще специалисты выделяют три — пять стадий. Согласно Л. Грейнеру, как выше отмечалось, организации переживают пять стадий эволюции; согласно модели К. Смита, Т. Митчела, Ч. Саммера (Smith, Mitchell, Summer, 1985) — три: основание, стремительный рост, зрелость; по К. Кэмерону и Д. Веттону (Cameron, Whetten, 1981), четыре: творческая (предпринимательская), стадия коллективизма и формулирования миссии, стадия формализации и усиления контроля, стадия структурных проработок и усовершенствований; по Д. Лестеру с соавт. (Lester, Parnell, Carraher, 2003) пять: существование, выживание, успех, обновление, упадок.

Г. Липпитт (Lippitt, 1969) выделяет шесть стадий и шесть типичных критических ситуаций на каждой стадии жизненного цикла организации: 1) запуск предприятия (стадия появления организации) сопряжена с кризисом способности и готовности приносить в жертву человеческие и финансовые ресурсы для запуска проекта; 2) выживание (стадия становления) — жертвы человеческих и финансовых ресурсов для сохранения компании; 3) достижение стабильности (стадия развития) — готовность и способность выстроить формальную структуру организации, обеспечить дисциплину и т. п.; 4) гордость и репутация (стадия развития) — способность и желание бороться с внешними угрозами (за положение на рынке, репутацию организации и др.); 5) формирование уникальности (стадия зрелости) — готовность к изменениям в структуре и в процессах управления, обеспечивающих уникальность организации; 6) вклад в развитие общества (стадия зрелости) — готовность использовать свои ресурсы для улучшения качества жизни сотрудников, организации, общества, нации.

Например, согласно К. Смиту с соавт. (Smith, Mitchell, Summer, 1985), циклы в развитии описываются так. Начальная стадия: еще нет четкой формальной структуры; небольшая компания молода, ее становление отличает непостоянный, но возрастающий темп развития, неформальное общение и тесное взаимодействие сотрудников (тет-а-тет). На начальной стадии выдвигаются короткие и частные планы действий в конкретной ситуации; решения принимаются посредством личных суждений; среди топ-менеджеров работают универсалы, специализирующиеся на разных сферах; система поощрений за активность, преданность и работу персональная и субъективная. Со временем организация становится старше и крупнее, с высоким темпом роста; вторую стадию отличает формирование четкой централизованной формальной структуры; преобладает формальное общение сотрудников, внедрено планирование бюджета; решения принимаются профессиональными управленцами, использующими аналитические методы для принятия решений; в компании работают компетентные топ-менеджеры и специалисты; изменяется система вознаграждений — она систематическая, не персональная, ориентированная на ранее утвержденные критерии успешности деятельности и принятые стандарты вознаграждения. При благополучном прохождении второй стадии организация в этом бизнесе уже одна из самых старых и крупных, но с медленным и замедляющимся темпом роста. На следующей стадии — зрелости опять происходят качественные и масштабные изменения: децентрализуется прежняя формальная структура управления; среди сотрудников доминирует формальное общение; принимаются пятилетние планы, планирование осуществляется посредством правил и нормативно-правовых актов; решения принимаются профессиональными управленцами посредством переговоров; топ-менеджеры — стратеги; система поощрений максимально объективная и не персональная.

Читайте также: