Как в политологии называется признание народом законности политической власти готовность подчиняться

Обновлено: 13.06.2024

8 декабря 1991 года был подписан договор об образовании СНГ в составе России, Белоруссии, Украины

агитация - способ одностороннего информирования, контроля за людьми и придания их политическим действиям строгой социальной направленности.

Американский ученый Самуэль Хантингтон утверждает, что в настоящее время большое влияние на международные отношения имеетцивилизационный фактор, причем со временем это влияние будет увеличиваться.

Анализ политической ситуации является составной частью политической стратегии и политической тактики – двух видов деятельности, направленных на достижение краткосрочных и долгосрочных целей.

Аннексией называется насильственное и противоправное присоединение одним государством территории или части территории другого государства.

Антрепренерский способ рекрутирования политической элиты (лидеров) представляет собой по преимуществу способдемократического отбора, в том числе с использованием процедуры выборов.

Ассимиляцией называют слияние и поглощение группы меньшинства с доминирующей культурой.

Бихевиорализм – основывается на изучении политического поведения, использовании количественных методов. Институционализм – направлен на наблюдение, описаниеи анализ политических структур, их свойств и взаимосвязей, то есть преметом исследования являются политические институты. Системный подход – рассматривает политику как целостный, сложный феномен, саморегулирующийся и находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Бихевиористский анализ предполагает концентрирование внимания, прежде всего, на поведении отдельного индивида или группы.

Бихевиористский подход в политологии обращает основное внимание на поведение человека в сфере политики, изучая его стимулы и реакции в процессе политических взаимодействий.

В данной цитате объектом критики К.Н.Леонтьева является либерализм

В дуалистической монархии монарх наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями. Кроме того, монарх сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска.

В европейской научной традиции на изучение политики значительно повлияла юриспруденция

В западной концепции гражданского общества, берущей начало в творчестве Джона Локка, гражданское общество рассматривается неразрывно с идеей толерантности

В истории политической мысли встречаются как сторонники, так и противники той или иной формы правления. Сторонниками демократического правления являются Роберт Даль, Аренд Лейпхарт.

В истории политической мысли встречаются как сторонники, так и противники той или иной формы правления. Сторонниками демократического правления являются Даль и Лейпхарт.

В Италии до 1993 года в парламенте было представлено восемь партий. По классификации Джованни Сартори, такая партийная система называется системой крайнего плюрализма

В концепции идеального государства Платона предполагалось наличие следующих сословий правители-философы, войны, производители.

В математическом моделировании часто используется метод дедукции, с помощью которого на основании общих утверждений и при соблюдении правил логического вывода строится заключение о конкретном явлении.

В мировой политической науке под прикладной политологией понимается реализация трех направлений: политического анализа, политического дизайна (или проектирования), политического менеджмента.

В научный аппарат политической науки входит модель - схема, образ, изображение или описание явления или процесса, аналог реальности.

В общественно-политической мысли России в 30-40 годы Х1Х века основные дискуссии о пути развития российского государства были между славянофилами и западниками.

В общественно-политическом учении конфуцианства сложилась концепция государства, основанная на патерналистском и патриархальном видении государства.

В основе аккумуляционной модели социализации лежит утверждение о том, что способность вырабатывать суждения о политике осуществляется путем накопления познавательных единиц вне связи между информацией и психологическими установками, обусловленными в том числе возрастными особенностями ребенка.

В отечественной общественно-политической мысли в Х1Х веке сложилось три основных направления. Установите соответствия между направлениями общественно-политической мысли и их представителями: консервативное: К.П.Победоносцев и Л.А.Тихомиров. либеральное: П.Н.Милюков и Б.Н.Чичерин. радикальное: П.А.Кропоткин и П.Л.Лавров.

В отличие от восточных норм и традиций для политической культуры Запада свойственна ориентация на главенство законов и конституции

В отличие от морфологического типа сравнения субстанциальное сравнение не только сопоставляет формы, но и предполагает анализ их содержимого.

В отличие от теоретической политологии субъектами прикладной политологии являются в основном аналитики, работающие в специализированных центрах

В отличие от теории политики, придерживающейся причинно-следственного подхода, политический анализ и прогнозирование рассматривает политические явления, придерживаясь телеологического подхода.

В переходных обществах массовая политическая культура носит обычно фрагментированный, а не гомогенный характер.

В переходных обществах типичным конфликтом является кризис идентичности, свидетельствующий о поиске широкими слоями населения базовых духовных ориентиров, определяющих осознание людьми своего места в обществе, связей с государством.

В политических конфликтах с нулевой суммой позиции сторон противоположны, отчего победа одной из них оборачивается поражением другой.

В политической конфликтологии выработаны ненасильственные стратегии разрешения этнополитических конфликтов: консоциации, синкретизма, децентрализации.

В политической теории Шарля-Луи-Монтескье раскрываются теории разделения властей и правового государства.

В последнем проекте идеального государства Платон основную ставку делает на законы

В рамках политической социологии микросоциологический подход исследует конкретные политические структуры как социальные организации, типы руководства, способы урегулирования конфликтов.

В Российской Федерации импичмент- процедура выдвижения обвинения против Президента РФ и процедура отстранения Президента от должности Федеральным собранием РФ, которое регулируется нормами Конституции РФ.

В РФ импичмент – процедура отстранения Президента от должности Федеральным Собранием РФ и процедура выдвижения обвинения против Президента РФ, которое регулируется нормами Конституции РФ.

В США, Великобритании, Канаде установилась двухпартийная модель политической системы.

В типологизацию лидерства по способу легитимации власти, предложенную М. Вебером, входит легальное (бюрократическое) лидерство.

В традиционном понимании национальный интерес связан, прежде всего, с достижением такой цели, как существование нации в качестве свободного и независимого государства

В указанном фрагменте описываются процессы демократизации и либерализации.

В унитарном государстве административные единицы не обладают дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого. Например, такими государствами являются Великобритания, Франция, Испания, Дания.

В харизматических партиях люди объединяются вокруг лидера

В ходе политического анализа за этапом моделирования проблемы следует этап составления программы исследования

В целях безопасности после вооруженных конфликтов международным соглашениям или договором часто устанавливается демилитаризация, которая означает запрет какому-либо государству иметь вооруженные силы, военную промышленность, режим определенной территории, запрещающий ее использование в военных целях в мирное время.

Важнейшей функцией политической коммуникации является распространение и передача политической информации в рамках политической системы

Важнейший фактор глобализации – это новые технологии, которые усиливают тенденцию к открытости межгосударственных границ.

Важным фактором развития собственно политического знания стала особая организация, называемая древнегреческим полисом

Ведущими представителями современной французской социальной политологии являются Раймон Арон и Морис Дюверже

Ведущими учеными-специалистами в области сравнительной политологии являются Габриэль Алмонд и Сидней Верба

Вид власти, влияние индивида (института), обусловленное добровольным признанием другими чьего-то права вводить нормы и установления либо распоряжаться, рассчитывая на повиновение, называется авторитетом

Власть политического лидера, основанная на законе или иных правовых нормах, относится к рационально-легальному типу легитимности.

Власть, которая имеет полную независимость во внутренних делах и внешних сношениях, называется суверенной.

Внедрение системного подхода в политологические исследования связывают с именами Т. Парсона и Д. Истона

Военно-политическим союзом государств, созданным в 1949 г. для обеспечения коллективной безопасности стран-участниц, являетсяОрганизация Североатлантического договора

Возникновение джерримандеризма (избирательной географии, или избирательной геометрии) обусловили выборность высших должностных лиц, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система в один тур.

Воспринятые индивидом нормативные представления, выражающие положительную или отрицательную значимость явлений, идей, установок, являющиеся целями его политических действий и основных средств их достижения, называются ценностными ориентациями личности

Всеобщая декларация прав человека определила политические и гражданские права: на жизнь, равную защиту законом, свободу перемещения и выбора места жительства, свободу собраний, свободу мысли, свободу совести и др.

Всеобщая деклорация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948 года

Вследствие использования агитации и пропаганды коммуникации вырождаются в индоктринацию, то есть стиль общения, игнорирующий свободу человека и его право на выработку собственных политических убеждений.

Вторая волна глобализации, проявившаяся в 90-е годы ХХ века, связана с либерализацией

Выборы считаются равными и всеобщими, когда в них участвуют все граждане, достигшие установленного законом возраста участвовать в выборах, и каждый избиратель обладает правом только одного голоса, имеющего равную силу с голосами всех остальных избирателей.

Гарольд Лассуэлл использовал метод контент-анализа.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), направленное на обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений, в 1995 году было заменено Всемирной торговой организацией (ВТО)

Геноцид является формой дискриминации, направленное на намеренное систематическое уничтожение представителей определенной этнической, социальной или религиозной группы.

Геополитическая теория современного американского политолога Иммануила Валлерстайна, основанная на ряде марксистских положений, будущее мира связывает с развитием мировой капиталистической системы

Гильдейский способ рекрутирования политической элиты (лидеров) является закрытым способом отбора руководящих кадров.

Главная особенность избирательных технологий– нацеленность на включение социально-психологических механизмов, регулирующих поведение избирателей, обращение к убеждениям граждан, их ценностным ориентациям, интересам, настроениям, устремлениям и чаяниям.

Глобальная проблема, которую впервые поставил в XIX веке английский экономист Томас Роберт Мальтус, связана с ускоренным ростом населения планеты

Государство, в котором правительство ответственно перед парламентом, является парламентской монархией или парламентской республикой

Гражданское общество формируется на основе развития горизонтальных связей и взаимоотношений и выступает в форме активности различных организаций и объединений граждан.

Гражданское общество является признаком демократического политического режима.

Для анализа мотивов политического поведения в психологии выделяются 4 ключевых мотива: власть, контроль, а также аффилиация и достижение.

Должностное лицо, являющееся членом правительства и не руководящее министерствами, но выполняющее отдельные поручения премьер-министра и имеющее право решающего голоса на заседаниях правительства, называется министром без портфеля

Жестокое, агрессивное поведение в политике часто вызывает апатию, регрессию, подчинение и избегание, что не присуще таким формам проявления человеческой активности, как разумная активность и навыки.

Задачей прикладной политологии является формулирование конкретных рекомендаций к принятию политических решений, исходя из реальной ситуации

Заинтересованность и активность граждан в политическом участии характеризует партиципаторную политическую культуру.

Законы и закономерности становления, развития и функционирования политической власти и политической системы – это предмет политологии.

Зародыш будущего строя А.И.Герцен видел в русской крестьянской общине.

Значительное влияние на формирование политической концепции Фомы Аквинского оказало учение Аристотеля

Значительный вклад в исследование направления в политической психологии, посвященного феномену толпы, внесли зарубежные исследователи Гюстав Лебон и Габриэль Тард

Значительный вклад в исследование направления в политической психологии, посвященного феномену толпы, внесли исследователи Лебон, Тард.

Значительный вклад в развитие западноевропейской политической мысли Нового времени внесли Шарль Фурье и Джон Роулз

Значительный вклад в развитие западноевропейской политической мысли нового времени внесли Констан, Милль

Идеалисты (Д. Перкинс, Т. Мюррей и др.) рассматривали мировую политику с помощью правовых и этических категорий, ориентируясь на создание нормативных моделей мировых политических отношений.

Идеи А.И.Герцена относятся к таким течениям русской общественной мысли, как русский социализм и западничество.

Идею активного участия всех граждан в управлении государством не разделяют сторонники элитистских теорий

Идея о том, что государство есть высшая форма человеческого общения, принадлежит Аристотелю

Иммануил Кант является приверженцем теорий либерализма и правового государства.

Интегративная функция политики имеет своей целью обеспечение единства и сплоченности людей в рамках политической системы.

Исторически первой формой познания политики является ее религиозно-мифологическая трактовка

Отношения власти в обществе очень многообразны, изменчивы, зачастую очень незаметны, относительны. Для того, чтобы упорядочить эти отношения, стабилизировать власть в обществе, сделать ее способной к выполнению возлагаемых на нее функций, власть должна быть закреплена в форме политического господства.

Господство неразрывно связано с властью; господство есть форма общественной организации власти. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются.

Господство как институировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Отношение граждан к власти определяется таким понятием как легитимность. Легитимность власти – это положительная оценка, принятие населением власти, признание им ее права управлять и согласие подчиняться.Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является наилучшим для данной страны, с консенсусом в области системополагающих политических ценностей.

Легитимность власти следует отличать от ее легальности. Это два близкие, но не тождественные понятия. Легитимность носит оценочный, этический и политический характер, а легальность – юридический и этически нейтральный.

Любая власть, издающая законы, даже самые непопулярные, и обеспечивающая их осуществление – легальна. В то же время она может быть нелегитимной, т.е. не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только нелегитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес М.Вебер. Он, в частности, выделил три типа легитимности власти, отражающих особенности мотивов подчинения.

1) Традиционная легитимность. Она приобретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М.Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственной монархии, подкрепляющей авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2) Харизматическая легитимность(от греческогоблагодать, дар божий). Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, который иногда даже обожествляется; создается культ его личности. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институт власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3) Легальная или рационально-правовая легитимность.Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам (персональная легитимность).

В современной политологии к трем, ставшим уже классическими, типам легитимности добавлены и другие. Один из них – идеологическая легитимность.Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обеспечивает соответствие власти интересам народа, нации, класса. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология, и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.

Идеологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, она – однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.

Идеологическая и любая другая легитимность власти постепенно ослабевает, если не подкрепляется ее реальной эффективностью. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею тех функций и ожиданий (экспектаций), которые возлагает на нее большинство населения и прежде всего наиболее влиятельные политические и экономические слои – элита.В современных условиях легитимность на основе эффективности – в конечном счете решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гражданами. И рационально-правовая, и харизматическая, и другие типы легитимности связаны с надеждой населения на эффективность власти, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности (например, в Чили, Южной Корее, Бразилии и других странах), впоследствии в значительной мере приобрели ее, благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.

В наше время большое количество государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий наиболее остро он проявлялся в формах политической нестабильности, частых государственных переворотов. В последнее время проблема легитимности власти крайне актуальна и для большинства посткоммунистических стран. Неспособность правящих в них режимов вывести страны из кризиса подрывают доверие населения к рационально-правовым способам легитимности.

Как легитимность власти, так и весь политический процесс в целом прямо зависят от субъектов политики, о которых речь пойдет в следующих темах.

Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых:

"власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т. д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику, все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ.

Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

2. Общество и власть.

Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у политической власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев политическая власть может образоваться в результате свобод­ных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны. Трагедии, тесно увязанные с установлением власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народных масс держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными госу­дарствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика известна под понятием "легитимность" (от лат. legitimus - законный). Сразу надо сказать, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о право­вом, юридическом закреплении политической власти в соответ­ствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностыо политической власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное призна­ние ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

Понятие "легитимность власти" впервые было введе­но крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же по­казал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил три основных источника (основа­ния) законности, правомерности политической власти. Во - первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во - вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Харизма (от греч. harisma) означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, кото­рые обнаруживает в себе лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя. В - третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально - правовую основу. Эта власть призна­ется народом потому, что она опирается на рациональные, призна­ваемые им законы.

Такая дифференциация нам говорит об очень многом. Так можно перефразировать известную поговорку в такой вид: "Скажи Мне, какой тип легитимности власти в данной стране, и я скажу тебе об уровне ее экономического и политического развития, о господствующем в ней политическом режиме, о целях, которые ставит политическая власть, и даже о "продолжительности ее жизни". По крайней мере, можно точности сказать, будет эта власть долговременной или кратко­временной и прогнозировать будет ли она воспринята народом.

Очень хорошо заметно, что первые два из названных типов легитимности политической власти - традиционный и харизматический - характерны для государств в которых слаборазвита полити­ческая система. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты очень слабо. Если в таких странах высокий эконо­мический уровень, то это как правило не результат закономерных процессов, а следствие особых каких нибудь обстоятельств (например, богатство энерго­носителей в таких странах, как Арабские Эмираты, Кувейт, и др.). По форме правления - это чаще всего монархи либо политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами. Что же касается третьего из названных типов легитимности политической власти, то есть рационально - правовая власть, что характерно для государств с высокоразвитой политической системой.

Далее идет, традиционный и рационально - правовой типы леги­тимности власти более долговременны. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия. Например, легитимность королевской власти Великобритании столь прочна, что и в настоящее время (несмотря на все скандалы, которые происходили там в последние годы) в соответствии с данными, полученными в январе 1995г., 36% опрошенных британцев твердо заявили, что поддерживают монархию; 34% сообщили, что не настаивают на упразднении монархии, потому что она все же лучше, чем тот неизвестный пока строй, который придет ей на смену. И только 28% опрошенных англичан твердо выступили за ликвидацию института монархии". (Известия от 11 января 1995 года)

Легитимность власти, основанная на рационально - правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает осно­вание для прогноза ее долговременности. Этому способствует то, что данная форма характерна для политической власти в государ­ствах с современными демократическими политическими режима­ми, с высоким уровнем развития политической и экономической си­стем, отличающихся политической и экономической стабильностью. В качестве примера можно сказать о президентской власти в США.

А вот харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политического лидера все меняется. Есть и другие причины. Данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее становление связано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен — революций, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей "поднять", мобилизовать, повести за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в обществе порядки, преодолеть общественную инерцию. Для выполнения целей, поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие своему лидеру. Относительная (в масштабах истории) кратковременность, основанная на харизме власти, определяется и теми средствами, которыми она пользуется. Это стремление лидера к единоличной власти, всемерное поддержание культа его личности, пресечение всех демократических форм в развитии общества, постоянный поиск "врагов народа", физические расправы и т.д. Очевидно, что рано или поздно все эти проявления харизматической легитимности осознаются народом как проявление далеко не лучшей (из известных цивилизации) формы политической власти.

Легитимность политической власти является обстоятель­ством, которому придается большое значение. Практика пока­зывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти обставляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стиму­лировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политиче­ский режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель. Недавние события в России дают пример легитимации политической власти: после событий октября 1993 г. создание новой системы власти сопровождалось принятием новой Конституции, проведением референдума, выборами в Федеральное собрание. С помощью этих средств новая власть осуществляла процесс своей легитимации, т.е. обретения поддерж­ки и доверия народа.

В легитимации политической власти большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации отмечается, что Президент Российской Федерации является ее гарантом и, следовательно, он является гарантом легитимности.

Существенное значение для укрепления доверия к власти со стороны народа имеют такие средства, как различного рода ритуа­лы, символика, использование традиций. Как пример привержен­ности традициям и ритуалам можно привести английскую полити­ческую систему. В современной России стала традиционной клятва государственных деятелей на Конституции.

С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти. Например, большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.

Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ.

Легитимность власти (от лат. legitimus - законный) - признание сложившегося порядка осуществления политической власти в обществе как естественного, нормального, правильного, законного.

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие.

Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующему позитивному праву. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти.

Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам.

Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т. д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Легитимность власти

Термин "легитимность" возник в начале 19-го века во Франции и выражал стремление восстановить власть короля, как единственно законную, легитимную в отличие от узурпированной власти Б. Наполеона. (Кстати, в те времена в России Наполеона называли узурпатором). [1]

Легитимность представляет собой форму поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления, либо государством в целом, либо его отдельными структурами.

Средневековые учения о власти обосновывали феодальную иерархию и правомерность господства церкви, превращение ее догматов в политические аксиомы, приравнивание библейских текстов к законам.

Идея законопослушания, безоговорочного подчинения власти красной нитью проходит через богословские учения Средневековья.

Ф. Аквинский - крупнейший представитель средневековой мысли, призывает граждан к законопослушанию, к повиновению государственной власти. Но если власть приобретена и используется в нарушение божественной воли, то этой власти можно не повиноваться. Более того, народ имеет право на открытое неповиновение, восстание, если правитель недостойный, злоупотребляет властью или узурпирует ее.

Английский богослов и юрист И. Солсберийский (12 в.) считал убийство тирана правомерным и богоугодным делом.

Требование легитимности власти, возникшее как реакция против насильственной смены власти и насильственной перекройки государственных границ, в наши дня является обязательным признаком цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.

Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим людям. Но легитимность не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, анархисты.

Легитимность не означает также, что все граждане поддерживают данную власть. В обществе всегда есть критики власти, несогласное меньшинство.

Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества. Такое возможно при согласии с данной властью и при развитой культуре законопослушания.

Что может служить первичным критерием легитимности?

Существуют два подхода к определению первичного критерия легитимности.

Либерально-демократический. Сторонники этой позиции считают легитимной только власть, сформированную в результате демократических процедур.

Прагматический, или политического реализма. Представители этого подхода считают, что главное не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе и поддерживать стабильность. Если в результате революции или переворота устанавливается власть, способная поддерживать порядок, стабильность, то такую власть можно признать, считают сторонники политического реализма. Так было в СССР после Октябрьской революции, с хунтой Пиночета в Чили и т.п.

Признаками легитимности власти служат следующие:

убеждение народа, подданных, граждан в правомерности данной власти, данного строя;

свобода выражения гражданами своей воли.

Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у политической власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев политическая власть может образоваться в результате свобод­ных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны. Трагедии, тесно увязанные с установлением власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народными массами держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными госу­дарствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика известна под понятием "легитимность" (от лат. legitimus - законный). Сразу надо сказать, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о право­вом, юридическом закреплении политической власти в соответ­ствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное призна­ние ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

В одних политических системах власть может быть легальной и не легитимной, как, например, при правлении метрополий и колониальных государствах, в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в-третьих, — и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах.

В истории политической мысли высказывалось немало разноречивых взглядов относительно самой возможности легитимации власти. Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в человеческом обществе наличествуют некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это дает гражданам возможность поддерживать власть.

В то же время немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности. Так, по мнению австрийского учёного Г. Кельсена, человеческое знание и интересы крайне релятивны, а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти. Вместе с тем сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функционировании политического режима.

Иной подход еще в XVIII в. предложил английский мыслитель Э. Берк, который разделил теоретические и практические аспекты легитимности. Легитимность он анализировал не саму по себе, а связывал её только с конкретным режимом, с конкретными гражданами. По его мнению, только положительный опыт и привычка населения могут привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворяла бы интересы граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие условия должны формироваться, накапливаться эволюционно, препятствуя сознательному конструированию легитимности.[2]

В настоящее время в политической науке принято более конкретно подходить к понятию легитимности, фиксируя значительно более широкий круг её источников и форм. Так, в качестве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.

Население, как уже отмечалось, может поддерживать правителей и тогда, когда они плохо управляют государством. В силу этого такая легитимность может формироваться даже в условиях снижения эффективности правления. Поэтому при такой форме легитимности в главу угла ставится не зависящая от формально-правовых установлений реальная расположенность и комплиментарность граждан к существующему режиму,

В то же время легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Такая легитимность, базируемая уже на праве граждан выполнять свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отношений с государством. Она непосредственно зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения.

Для формирования такой легитимности громадное значение приобретают институциональные и коммуникативные ресурсы государства. Правда, подобные формы легитимности нередко оборачиваю излишней юридизацией, позволяющей в конечном счете считать любое институционально и законодательно оформленное правление узаконенным правом властей на применение принуждения. Таким образом, легитимность по сути отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованностью государственной власти и закрепленностью ее существования в обществе.

Легитимность может формироваться и внешними политическим и центрами — дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей государств, в условиях международных конфликтов.

Категория легитимности применима и для характеристики самих политиков, различных институтов, норм и отдельных органов государства.

Иными словами, и внутри государства различные политические субъекты могут обладать разным характером и иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Например, институт президента Югославии пользовался широкой поддержкой внутри страны, но решительно осуждался на международной арене, где многие страны признают Милошевича военным преступником. Или, наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения. Так, население может поддерживать парламент и протестовать против деятельности правительства, а может поддерживать президента и негативно относиться к деятельности правительственных органов. Таким образом, легитимность может обладать различной интенсивностью, давая возможность устанавливать иерархические связи между отдельными политиками и органами власти.

Типы легитимности власти

Немецкий политолог и социолог М. Вебер выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.

Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Виды традиционной власти: геронтократия (власть старейшин); патриархальная (власть племенных вождей); патримониальная (власть монарха, которая может быть освящена религиозными нормами); султанизм, где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений (древние восточные деспотии); власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую эпоху, а в современном обществе проявляется в таких явлениях, как верность присяге, кодекс чести и др.

Харизматическая легитимность (с греч. charisme - божественная благодать) основана на вере в руководителя, вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся личные качества: мудрость, святость, героизм. Подобной властью обладают религиозные пророки, революционные и тоталитарные вожди. Харизматическая легитимность строится на безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.

Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы.

Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер. Так, английский исследователь Д. Хелд наряду с уже известными нам типами легитимности предлагает говорить о таких её видах, как:

- легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления;

- прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ;

- нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью;

- и наконец, высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов.

Некоторые ученые выделяют также идеологический тип легитимности, провоцирующей поддержку властей со стороны общественного мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами. Выделяют и патриотический тип легитимности, при котором высшим критерием поддержки властей признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику.

Следует особо сказать об идеологической легитимности. В истории классовых государств всегда при­давалось существенное, а нередко первостепенное значение идеологическому узаконению существую­щих политических режимов. Идеологическая леги­тимация власти — историческая реальность, кото­рую невозможно отрицать, как было бы нелепо иг­норировать стремление власти к самоутверждению посредством самооправдания. Известно, что монар­хи стремились обосновать свое право на господство, используя религиозное суеверие и прочие идеологические иллюзии, и психологические стереотипы. Иные властители, как, например, Екатерина III, пытались поставить на службу господствующей власти идеи французских просветителей, а прусский монарх философию Гегеля.

О роли идеологической легитимности убедительно писал Токвиль в 30-х гг. XIX в. В политических целях, в образе мыслей и убеждений в отношении государства и управления он видел источник пови­новения и согласия. Без такого всеобщего убежде­ния ни одно общество не может процветать, скажем больше — существовать, ибо без идей, которых при­держиваются вес, невозможны совместные действия, а без совместных действий могут быть люди, но не может быть никакого социального организма. Для существования общества необходимо, чтобы опреде­ленные идеи овладели умами всех его граждан и спло­тили их. Цивилизованные правящие элиты в наше время достаточно хорошо усвоили то, что писал Токвиль, а позже — неоднократно подчеркивали теоретики мар­ксизма. В настоящее время для обеспечения идео­логической легитимности своего господства элиты ис­пользуют мощь научно-технических и информацион­ных средств, образуя и поддерживая индустрию идей.

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.

Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.

Признаками падения легитимности власти являются:

-Рост степени принуждения;

-Ограничение прав и свобод;

-Запрещение политических партий и независимой прессы;

-Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;

-Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) – наиболее существенные показатель делегитимизации власти;

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.

Предпосылками поддержания легитимности власти являются:

1. Совершенствование законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями.

2. Создание такой политической системы, легитимность которой основана на традициях населения, и потому не только более стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан.

3. Личные харизматические черты политического лидера.

4. Успешное осуществление государственной политики, поддержание законности и правопорядка.

Заключение

Список использованной литературы:

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Читайте также: