Что не относится к формам права

Обновлено: 17.06.2024

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования.

Формы права - это способ выражения вовне юридических правил поведения; это исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий:

Под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), категория "правовая форма" используется прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием - многообразными общественными отношениями.

Формы права - лишь специфические "резервуары" (С.С. Алексеев), в которых содержатся нормы права; форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":

  1. названные понятия тождественны;
  2. понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

  • источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
  • источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
  • источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права .

Виды формы права:

  1. правовой обычай; (НПА) государственных органов; (НПА) общественных организаций (с санкции государства);
  2. правовой (нормативный) договор;
  3. прецедент.

Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота).

Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.

Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз). В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера . Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда.

Важнейший признак права заключается в его формальной определенности. Правовые нормы обязательно должны относиться к определенным объектам, быть включены в те или иные формы, которые представляют собой способ их существования, формы жизни. Без перечисленного правовые нормы не способны выполнять задачи в области регулирования отношений в обществе.

Форма права представлена способом выражения государственной воли, являясь юридическими правилами поведения.

  • материальный смысл (материальные условия общественной жизни, потребности и интересы человека, формы собственности и др.);
  • идеологический смысл (соответствующие правовые учения и доктрины, правосознание и др.);
  • формально-юридический смысл в виде формы права.

Состав форм права

Основные формы права включают в себя:

  • нормативный акт в виде правового акта, в содержание которого включены правовые нормы. Он регулирует определенные отношения в обществе. Примерами может быть Конституция, закон, подзаконный акт и др.;
  • правовой обычай в форме исторически сложившихся правил поведения, которые включены в сознание людей и вошли в привычку в процессе многократного использования. Приводят к правовым последствиям;
  • юридический прецедент в виде судебного или административного решения по конкретным юридическим делам, которым придается сила правовых норм и которым руководствуются в ходе разрешения похожих дел (преимущественно распространен в государствах семьи общего права, включая США, Великобританию, Канаду и др.);
  • нормативный договор в форме соглашения, которое заключают правотворческие субъекты. В его результате появляется новая правовая норма.

В условиях современности значение нормативных договоров в нашей стране существенно возрастает. Они все более широко распространены в различных отраслях права, включая конституционную, трудовую, гражданскую, административную и др.

Важно отличие нормативного договора с одной стороны, от просто договора, а с другой стороны, от нормативно-правового акта.

В отличие от простых договоров в виде сделок нормативные договоры не обладают индивидуально-разовым характером. Если два предприятия заключают определенную сделку, то они не формируют новую правовую норму, поскольку она уже содержится в ГК РФ. Участники, которые заключают нормативный договор, формируют новые правила поведения в виде новой нормы права, выступая субъектами правотворчества.

Нормативные договора отличаются от нормативных актов, которые принимают государственные органы. Такие договора являются результатом соглашений равноправных субъектов по поводу деятельности, которая представляет их общий интерес.

Система нормативных актов РФ

В практическом использовании часто можно столкнуться со смешанными актами, когда они одновременно включают нормы права и определенные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

Важнейшим признаком дифференциации всех нормативных источников является принадлежность к определенной отрасли права, включая конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное и др. Другим основанием считается классификация нормативных актов в соответствии с субъектами их издания, что разделяет их на акты органов государства; акты общественных организаций, санкционированные государством; акты органов самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления.

К рассматриваемой классификации относятся и более конкретизированные разделения актов по издавшим их органам (например, акт парламента, муниципалитета, правительства, министерств и др.).

Центральное и главное направление подразделения нормативных актов заключается в их иерархической структуре. В соответствии с данной классификацией основной критерий отнесения нормативного акта к определенному типу состоит в его юридической силе, которая указывает место акта, его роль, верховенство или подчиненность. Она зависит от положения и значения органа, издающего акт, от его конституционных компетенций и полномочий, которыми он наделяется по действующим законодательным актам.

Для общего построения системы законотворчества в любой стране характерна классификация на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

источники и формы российского права

Источники и формы российского права — немного теории

Источник права

Один из маститых исследователей права М.Н. Марченко отмечает 1 множественность значений термина. Значения различаются по смыслу, нас же интересует, без какого-либо сомнения, именно юридический аспект. На исторической и философской сторонах останавливаться не будем, несмотря на объективную их неразрывность.

Юридическая сущность источника права выражается в физическом закреплении воли господствующего сегмента общества. Под господствующим сегментом нужно понимать некое большинство, определяющее модель поведения (нормы) для всех членов. О принципах очерчения границ этого гипотетического общества пока говорить не будем, они могут быть весьма разнообразны. Под подобным обществом привычно называют государство. Тут мнение большинства, например, в представительной демократии, выражается лицами, представляющими такое большинство.

Но вернёмся к источникам. Ими непосредственно могут быть:

  • законы, иные нормативно-правовые акты органов государств
  • договоры, в т.ч., международные
  • решения судов (т.н. прецедент)
  • правовые обычаи, сложившиеся в обществе
  • священные книги и писания
  • иные

Список источников права весьма обширен и разнообразен. Тут важно понимать, что для различных систем права характерны и разные источники. К примеру, священные книги не используются в праве светских государств.

Форма права

Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В. 2 . В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.

Источники российского права

Итак, источниками, а значит и формами права в современной России являются:

Конституция России

Основной закон обладает в РФ наивысшей юридической силой. КРФ не может противоречить ни один закон, ни одна норма. Исследованием возможных несоответствий занимается специальный суд — Конституционный. Главный закон страны относится тем временем, к нормативно-правовым актам. Конституция консолидирует в себе все основы общественных отношений в государстве.

Законы

В России существует несколько видов законов. Перечислим их виды и основные отличительные признаки.

Федеральные конституционные законы

ФКЗ принимаются по вопросам, которые прямо указаны в Конституции. Например, закон о Конституционном суде РФ, кстати, первый подобный закон, принятый в новейшей истории России. К слову, принятию ФКЗ о КС РФ воспротивились 32 парламентария из 369. Однако, это не помешало его появлению. Действуют ФКЗ на всей территории России.

Федеральный закон

Принимается по тем вопросам, которыми ведает Федерация. Разграничение ведания осуществляет Конституция, либо прямое указание в законе, например, N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Действует на всей территории РФ.

Конституция (устав) субъекта Федерации

Регионы имеют свои основные законы. Это Конституции Республик и уставы остальных регионов. Свои уставы имеют области, города федзначения, края, автономные округа и Еврейская автономная область. Не могут противоречить Основному закону РФ, что, однако, не всегда соблюдается. Например, Конституция Татарстана, в которой глава региона именуется Президентом, а не главой республики.

Конституция позволяет народу РФ также создавать нормы путём референдума. Референдум некоторые исследователи считают отделенным источником права. Однако, правотворцем в данном случае является не народ. Люди лишь принимают решение быть той или иной норме в РФ или не быть. На референдум выносятся, соответственно, важнейшие вопросы государственного устройства.

Конституционные законы субъектов

Принимаются в рамках конституций республик. В качестве примера — КЗ республики Алтай 14 февраля 2001 года N 20-12. Им изменена первая статья ОЗ, в вопросе, касающемся суверенитета Республики. Или КЗ республики Тыва, которым сформированы положения о Правительстве субъекта под № 95 ВХ-1 от 31.12.2003 г. Также предполагают референдум по острейшим вопросам региона.

Указы, распоряжения Президента

Глава государства обладает правом на издание в рамках своей компетенции актов — указов и распоряжений. Указ носит бóльшую нормативность, распоряжения часто издаются по каким-то оперативным вопросам. Кроме того, указ может и не содержать каких-либо норм, например, указ о награждении. В каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально.

Распоряжения и постановления Правительства

В случае и актами Правительства разделение чуть более заметно. Постановления — это сугубо нормы, распоряжения — нет. Последние также призваны решать текущие вопросы. Территория действия — Федерация.

Указы, распоряжения глав, постановления и распоряжения правительств субъектов

В целом, похоже на указанные выше НПА и ненормативные ПА, но действующие на территории соответствующих регионов РФ.

Акты органов местной власти

Международные договоры России

Ратифицированные российским парламентом, такие договоры становятся нормами. Исполнение их на территории РФ обязательно, за некоторым исключением. Исключения стали возможны после принятия в 2020 г. поправок в Основной закон России.

Судебные решения

Решения российских судов не являются в прямом смысле источниками права. Подобный подход обусловлен сложившейся в нашей стране правовой системой. В противовес англо-саксонской, прецедентно-ориентированной, российская Фемида оценивает каждый конкретный случай. Разговоры о прецеденте в РФ идут довольно давно. К слову, в этом отношении были приняты некоторые шаги всё в этом же 2020 году.

Речь идёт о прорывных в этом вопросе Постановлениях ВС РФ №№ 12 и 13, принятых 30.06.2020 г. В них Верховный суд указал на необходимость проверять соответствие выводов нижестоящих судов позициям ВС и сохранившим силу ВАС РФ. Т.е., суд, принимая решение должен сопоставить свои выводы с имеющимся по сходным правоотношениям выводами высших судов. Назвать это прецедентом в чистом виде пока нельзя, но движение в эту сторону явно обозначено.

Таким образом, в ближайшей перспективе судебное решение как источник права российское общество вряд-ли получит. Однако, особняком стоят решения Конституционного суда.

КС РФ в правотворчестве принимает пусть и не непосредственное, но участие. В частности, по решению этого суда могут быть изменены, добавлены, а также прекращены нормы. В силу своих полномочий суд может указать законодателю на изменения, которые необходимо внести в законодательство.

Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования.

Различают четыре основных вида источников (норм) права:

  1. Правовой обычай.
  2. Судебный прецедент.
  3. Нормативный правовой акт.
  4. Нормативный договор.

С некоторой долей условности к источникам права можно отнести юридическую доктрину, в некоторых правовых системах источником права являются религиозные произведения или даже "революционное правосознание", в Древнем Риме источником права были ответы и сочинения юристов.

2. Правовой обычай

Обычай является одним из самых старых видов социальных ном. Вообще обычай - правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, после установления юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. Как источники право обычаи имели большое распространение в древности и в средние века, но и в настоящее время они не утратили своего значения в некоторых странах.

В России правовой обычай широкого распространения не имеет, однако его применение не исключается. Статья 5 Гражданского кодекса РФ предусматривает применение обычаев делового оборота (обычай делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе).

3. Судебный прецедент

Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила (некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же.

Судебный прецедент в настоящее время широко применяется в Великобритании и некоторых других странах, относящихся к англосаксонской правовой семье. В России и других странах, относящихся к романо-германской правовой семье, судебный прецедент не рассматривается как источник права.

4. Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативный правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативный правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники).

Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты . Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. Законы и подзаконные акты

Закон - нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой.

Среди законов выделяют:

  • основные - Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу;
  • конституционные - принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения;
  • кодифицированные - сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений;
  • текущие - принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества.

В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы - федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ - федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.




Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т.п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.

6. Нормативные договоры

Источником права в России являются также нормативные договоры. Самым распространённым видом нормативных договоров являются международные договоры, в различных правовых системах присутствуют и иные нормативные договоры. Согласно статье 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, причём если международным договором РФ установлены иные правила (нормы), чем предусмотренные законом, то применяются правила (нормы) международного договора.

Порядок заключения, ратификации и применения международных договоров установлен Конституцией РФ и Федеральным законом "О международных договорах РФ" (1995). Источниками права являются также Федеративный договор, иные договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (внутрифедеративные договора и соглашения недопустимо путать с международными договорами РФ), коллективные трудовые соглашения.

Нормативно-правовые акты: понятие, виды. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Например, УК РФ был принят в мае 1996 г., а в силу вступил с 1 января 1997 г.

Другие правила вступления в юридическую силу нормативных актов указаны на рис. 19.


Рис. 19. Действие нормативного акта во времени

Нормативные акты (или отдельные правовые нормы) прекращают свое действие по следующим основаниям:

Следует отметить, что действие нормативного акта во времени связано еще с такими понятиями, как обратная сила закона и переживание закона.

Обратная сила закона (ретроактивность) — распространение действия норм данного закона на действия, события, возникшие до его вступления в юридическую силу.

В юридической науке и практике существует общее правило: закон обратной силы не имеет.

Однако в нем имеются и исключения:

  • закон, отменяющий и смягчающий юридическую ответственность, имеет обратную силу. Так, уголовный закон, смягчающий наказание, имеет обратную силу. Здесь обратная сила закона основывается на принципе гуманизма;
  • в самом законе говорится о том, что его нормы имеют обратную силу.

Переживание закона (ультраактивность) — продолжение действия норм закона после его отмены. Возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенный период действие норм старого закона.

Читайте также: