Коррупция негативно влияет на правопорядок воздействует на него как дестабилизирующий фактор

Обновлено: 25.06.2024


В настоящей работе будет рассмотрена коррупция как социальное явление, причины коррупции и ее последствия.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, юридическая ответственность.

Коррупция определяется в учебной и научной литературе как социальный феномен, характеризующийся взяточничеством — коррупцией государственные и другие служащие, их прием материалов и нематериальные выгоды и выгоды для действий, которые могут быть осуществляется с использованием официального статуса этих лиц, С этим связан статус власти, возможности, связи.

Общепризнанным является тот факт, что коррупция — чрезвычайно опасное социально-правое явление, которое негативно влияет на устойчивость политической ситуации в стране, экономическое развитие, дестабилизирует общественный правопорядок, существенно снижает авторитет государственной власти, создает напряженность в обществе и в своих наиболее масштабных проявлениях представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Несмотря на то, что коррупция подрывает основы государственности, на протяжении столетий она является неотъемлемым негативным признаком самого государства.

Коррупция как социальное явление

Коррупцией считается- злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. [8]

Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.

Общее покровительство на службе может включать, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, чрезвычайное необоснованное продвижение по службе или другие действия, в которых нет необходимости. Попустительство на службе должно включать, например, непринятие должностным лицом мер за бездействие или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, несправедливый ответ на его противоправные действия.

Злоупотребление — использование коррумпированным должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) или явно выходящим за пределы своих полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстных или иных личных интересов и влекут за собой существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Коммерческий подкуп cхож по своему составу с дачей взятки и получением взятки.

Различие состоит в том, что при коммерческом подкупе имущественные блага вручаются лицу, которое занимает руководящие должности в негосударственной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Третья причина коррупции — это низкий уровень демократии и политической конкуренции. Если чиновник не боится потерять свое место (этот страх обеспечивается текучестью и выборами), он не боится совершить коррупционное преступление.

Отсутствие неотвратимости наказания косвенно связано с четвертой причиной коррупции — непрозрачностью государственной системы. Это высокий уровень секретности в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, непрозрачность законодательной системы, слабая кадровая политика государства, позволяющая распространять синекуру и возможность карьерного роста независимо от фактической производительности сотрудников.

Пятая причина — сложность и громоздкость бюрократического аппарата. Это является основанием для появления множества бюрократических процедур, затрудняющих отслеживание коррупционных преступлений.

  1. Антикоррупционная политика в Российской Федерации

У любого государства есть свои функции, которые отражают основные задачи и направления его деятельности, т. е. Содержательно конкретизируют значение государства как формы организации общества. Некоторые функции государства, например, функции обороны, национальной безопасности, поддержания (охраны) общественного порядка, являются традиционными, так как необходимость их выполнения служила основной причиной возникновения государства как исторического категория. Они и по сей день остаются типичными для современной государственности.

Основными нормативными актами, которыми регламентируется данный правовой вопрос являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, нормативно правовые акты иных федеральных органов государственной власти.

Опасность коррупции состоит в следующем.

Коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться. Вот почему все более естественным для любого государства становится осуществление постоянной антикоррупционной политики. Лишь эта стратегия представляется единственно эффективной в нынешних условиях. При этом она не противопоставляется применению правового государственного принуждения к коррупционерам. Наоборот, это принуждение становится более эффективным, поскольку встраивается в общую систему антикоррупционного сдерживания.

В частности, проводя антикоррупционную политику, государство и общество могут видеть слабые стороны полицейских, контрольных и судебных механизмов и корректировать эти механизмы, а главное — минимизировать коррупцию в самих юрисдикциях.

Антикоррупционная политика — это разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества в рамках принятых данным государством основ конституционного строя с целью устранения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни . [6]

Чтобы лучше понять то или иное явление, тот или иной процесс, необходимо рассмотреть, из каких составных частей, элементов формируется это явление (процесс). Это особенно актуально для новых категорий, вводимых в научный и практический обиход, таких как антикоррупционная политика. [2]

Основными направлениями антикоррупционной политики являются:

– более сбалансированная система сдержек и противовесов между основными институтами власти;

– упорядочение системы, структуры и функций органов исполнительной власти;

– изменение принципов государственной (прежде всего, публичной гражданской) службы и контроль за имущественным положением представителей власти;

– создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств;

– укрепление судебной власти;

– совершенствование правоохранительной системы и полицейской деятельности (деятельности спецслужб);

– координация антикоррупционной политики.

Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционная политика, коррупция, причина коррупции, заработная плата, коммерческий подкуп, международная безопасность, отсутствие неотвратимости наказания, государственная власть, исполнительная власть, Российская Федерация.

Читайте также: