Как в 1с закрыть взносы на капитальный ремонт

Обновлено: 25.06.2024

Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Пошаговый алгоритм:

Шаг 1. Провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в очной, очной-заочной или заочной форме, а также оформить данное решение протоколом общего собрания

1) Инициировать собрание собственников помещений в многоквартирном доме, где инициатором может выступать: любой собственник помещения в многоквартирном доме или инициативная группа таких собственников.

2) Полномочными представителями интересов города Москвы, как собственника помещений в многоквартирных домах, являются Государственные казенные учреждения города Москвы инженерные службы (ГКУ ИС) соответствующих районов города Москвы.

3) Собственники помещений в многоквартирном доме, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом (ТСЖ, ЖСК, Управляющая организация), для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

4) При получении письменного обращения от собственников помещений в многоквартирном доме организация, осуществляющая управление многоквартирным домом (ТСЖ, ЖСК, Управляющая организация), обязана в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).

(Порядок проведения собрания закреплен в ст.44-48 ЖК РФ).

Необходимо учитывать:

Проведение собрания собственников помещений в многоквартирном доме в очной форме.

1) Собрание проводится при совместном присутствии собственников помещений в многоквартирном доме или инициативной группы для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосовании.

2) Участники собрания проходят регистрацию, которая фиксируется в реестре и прилагается к Протоколу собрания. (Образец реестра регистрации в приложении).

3) Решения общего собрания собственников помещений принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Количество голосов определяется исходя из общей площади помещения собственника, то есть, чем большей площадью помещений в многоквартирном доме владеет собственник, тем больше у него голосов на собрании.

4) Учет голосов по вопросам повестки дня ведется и подписывается председателем и секретарем собрания, а также членами счетной комиссии (при ее наличии) и фиксируется в протоколе общего собрания.

5) Решения общего собрания оформляются протоколом. В целях обеспечения реализации решений общего собрания, рекомендуется составлять протокол в срок не позднее трех дней со дня проведения общего собрания.

Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в очной – заочной или заочной форме (ст.47-47.1 Жилищного кодекса РФ)

Составить протокол решения общего собрания собственников помещений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта (приложение 4е, 5е и 6е к Методическим рекомендациям).

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

1) решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете;

2) решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора;

3) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Протокол общего собрания собственников помещений должен быть оформлен в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 №44/пр.

В случае, если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предоставлены и не возвращены кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности (ч.2 ст.173 Жилищного кодекса РФ).

Шаг 2. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора направляется владельцу специального счета в течение 5 рабочих дней после его принятия.

Такое решение вступает в силу через 1 месяца после направления владельцу специального счета решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Шаг 3. Владелец специального счета направляет решение собственников помещений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы.

Шаг 4. Владелец специального счета в течение 5 дней после вступления в силу решения собственников помещений перечисляет средства фонда капитального ремонта на счет регионального оператора.

Средства фонда капитального ремонта в учете НКО: версия Минфина.

Напомним, что ранее на страницах журнала уже были рассмотрены принципы учета капитального ремонта у управляющих МКД, если фонд формируется на специальном счете [1] . Эксперт обосновала точку зрения, согласно которой денежные средства, находящиеся на специальном счете, следует рассматривать как актив владельца данного счета, управляющего МКД (ТСЖ, УК), несмотря на то что права на такие денежные средства принадлежат собственникам

помещений в МКД в силу ч. 1 ст. 35.1 ЖК РФ. Безусловно, данный вывод – результат профессионального суждения, поэтому он может быть оспорен. На основе тех же норм законодательных актов другие специалисты делают противоположные выводы (см. таблицу на стр.).

Минфин не проводит такой детальный анализ, а между делом по ходу рассмотрения общих вопросов формирования тех или иных показателей отчетности некоммерческих организаций (НКО) дает определенные рекомендации.

Денежные средства на специальном счете принесут организации экономические выгоды в будущем

Денежные средства на спецсчете будут направлены на погашение обязательства управляющего МКД (владельца спецсчета) по договорам на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, договорам кредита или займа на капитальный ремонт, заключенным на основании решений общих собраний собственников (погашение обязательства организации – один из вариантов получения экономических выгод)

Собственники помещений могут выбрать любого подрядчика, который получит денежные средства со спецсчета и прибыль от выполненного капитального ремонта (это необязательно будет управляющий МКД, он же владелец спецсчета). К моменту проведения ремонта собственники могут изменить как владельца спецсчета, так и способ формирования фонда капитального ремонта. Таким образом, нет уверенности в получении прибыли (экономической выгоды) владельцем специального счета

Организация имеет контроль над денежными средствами на специальном счете

Владелец спецсчета имеет возможность ограничивать доступ иных лиц к экономическим выгодам, поскольку капитальный ремонт будет проводиться только с участием управляющего МКД (как минимум в роли организатора). Кроме того, именно владелец спецсчета составляет платежные поручения на перечисление денежных средств со специального счета (пусть и при соблюдении определенных условий)

Владельцу спецсчета отводится лишь техническая функция по составлению платежных поручений, тогда как решение о перечислении денежных средств со спецсчета принимает общее собрание собственников помещений

Кому адресованы рекомендации чиновников?

Обратим внимание на важный момент. Отдельные положения Информации № ПЗ-1/2015 адресованы:

  • некоммерческой организации, формирующей в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п. 9, 22);
  • некоммерческой организации, аккумулирующей денежные средства на специальном счете, предназначенном для сбора и перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с ЖК РФ (п. 11);
  • некоммерческой организации, обязанной в целях контроля за формированием фонда капитального ремонта представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, установленные ЖК РФ, сведения… (п. 39).

расходы на капитальный ремонт

Среди НКО, которые могут подходить под указанные требования, есть как региональный оператор (НКО, создаваемая субъектом РФ в организационно-правовой форме фонда для выполнения функций, указанных в ст. 180 ЖК РФ, в том числе для выполнения функций владельца спецсчета), так и управляющие МКД, ТСЖ, ЖК, выступающие в качестве владельца спецсчета (п. 1, 2 ч. 2 ст. 175 ЖК РФ). Строго говоря, в Жилищном кодексе указано, что фонд капитального ремонта формируют собственники помещений в МКД (см., например, ч. 2 ст. 172 ЖК РФ), а не какие‑либо некоммерческие организации. Формулировка, избранная в п. 9, 22 Информации № ПЗ-1/2015, носит обывательский характер, но ее, пожалуй, невозможно толковать двояко: здесь имеется в виду организация, на счете или специальном счете которой формируется фонд капитального ремонта. Аккумулировать денежные средства на специальном счете могут также региональный оператор и ТСЖ (ЖК).

Те же самые лица обязаны представлять в органы ГЖН сведения в целях контроля за формированием фонда (ч. 2, 3 ст. 172 ЖК РФ).

Пойдем по порядку, помня, что все рекомендации, данные ниже, адресованы, в частности, ТСЖ (ЖК), управляющим МКД и выбранным в качестве владельца специального счета для формирования фонда капитального ремонта.

Начисление платежей собственников в фонд (счет 76).

Обратим внимание на то, что Минфин рекомендует начислять дебиторскую задолженность на суммы не только взносов на капитальный ремонт, но и пеней. Вместе с тем сделать это можно только после возникновения уверенности в получении экономических выгод, в частности, когда должник признал задолженность либо вступило в силу решение суда о взыскании пеней с должника (либо пени внесены на специальный счет). Признавать пени на конец каждого месяца одновременно с начислением очередного взноса на капитальный ремонт преждевременно [2] .

Денежные средства на специальном счете (счет 55).

А вот в отношении денежных средств на специальном счете, права на которые принадлежат собственникам помещений в МКД, рекомендации Минфина однозначны: они должны учитываться на балансе организации – владельца спецсчета, причем в отчетности их отражают обособленно от других денежных средств.

Средства целевого финансирования (счет 86).

Действительно, в силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют:

  • взносы на капремонт, уплаченные собственниками помещений в МКД (поскольку Минфин выше рекомендовал отражать в составе дебиторской задолженности начисленные взносы на капитальный ремонт, в качестве целевых средств также показывают начисленные, а не только фактически поступившие суммы);
  • пени, уплаченные собственниками помещений в МКД в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;
  • проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.

Специально для владельцев специальных счетов Минфин выпустил несколько разъяснений о том, что все перечисленные суммы не подлежат обложению налогом на прибыль (письма от 02.09.2015 № 03‑03‑05/50618, от 15.07.2015 № 03‑03‑РЗ/40671) [3] .

  • взносы собственников помещений на капитальный ремонт общего имущества в МКД;
  • пени, уплаченные собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (п. 28 Информации № ПЗ-1/2015).

При этом средства, формирующие в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в МКД, прямо названы иными поступлениями, предназначенными для обеспечения уставной деятельности НКО, и должны отражаться в отчете о целевом использовании средств в виде отдельной статьи отчета по причине существенности (п. 32 Информации № ПЗ-1/2015).

Расходы на капитальный ремонт.

Повторим, что финансисты называют взносы собственников помещений в МКД на капитальный ремонт, а также уплаченные ими пени поступлениями на обеспечение уставной деятельности НКО (в целях составления отчета о целевом использовании средств) и целевыми средствами (в целях составления бухгалтерского баланса). В свою очередь, данные о целевом использовании средств, полученных НКО для обеспечения ее уставной деятельности, в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов (бюджетом, финансовым планом) этой организации раскрываются в отчете о целевом использовании средств (п. 26 Информации № ПЗ-1/2015). Отсюда казался бы очевидным вывод, что расходы на капитальный ремонт за счет средств фонда следует рассматривать как использование целевых средств и показывать в соответствующем отчете.

учет капитального ремонта

Поэтому неожиданными выглядят рекомендации из п. 22 Информации № ПЗ-1/2015. Они сводятся к тому, что в сведениях о доходах и расходах, раскрываемых в составе приложений к бухгалтерскому балансу, обособленно раскрываются расходы по оплате услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также связанные с уплатой процентов за пользование кредитами, займами, оплатой расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам со специального счета организации, формирующей в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. То есть взносы на капитальный ремонт, а также пени должников и проценты банка не учитываются в составе доходов от приносящей доход деятельности, а расходы за счет этих средств признаются именно расходами. Представляется, что в таких выводах нарушена логика.

Особые пояснения к бухгалтерской отчетности.

Общее правило гласит, что организация включает в отчетность дополнительные показатели и пояснения, если при ее составлении выявлена недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Интересующим нас НКО Минфин рекомендует (см. п. 39 Информации № ПЗ-1/2015) раскрывать в отдельном отчете о формировании и использовании фонда капитального ремонта сведения о поступлении взносов на капремонт, размере остатка средств на спецсчете, которые организация обязана подавать в орган госжилнадзора. Представляется вполне допустимым прилагать к бухгалтерской отчетности такой отчет именно в той форме, по какой НКО отчитывается перед жилищной инспекцией.

Из информационных материалов Минфина ТСЖ (ЖК), выступающие в роли владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в МКД, могут сделать такие выводы:

  • денежные средства на специальном счете отражаются на балансе ТСЖ (ЖК), хотя права на них принадлежат собственникам помещений в МКД (это заключение полностью применимо и к УК, выбранной в качестве владельца спецсчета);
  • в бухгалтерском учете следует начислять дебиторскую задолженность по взносам на капитальный ремонт;
  • взносы на капитальный ремонт, а также пени принимаются к учету в составе средств целевого финансирования, а проценты, начисленные банком на остаток денежных средств, формируют доходы, хотя в балансе присоединяются к целевым средствам (фонд капитального ремонта показывают обособленно);
  • Минфин рекомендует отражать расходы на капитальный ремонт как расходы, связанные с приносящей доход деятельностью. Оценить эту рекомендацию и решить, следовать ли ей, нужно, опираясь на собственное профессиональное суждение.


Своевременное проведение ремонтов является одним из условий нормального функционирования объекта основных средств. При единовременном списании расходов на проведение капитального ремонта на себестоимость продукции предприятие сталкивается с проблемой резкого увеличения затрат текущего периода. Однако, факт проведения ремонта при прочих равных обстоятельствах не может рассматриваться в качестве объективной причины роста себестоимости продукции, выпуск которой производится в периоде проведения указанных мероприятий, поскольку данные расходы обуславливают получение экономических выгод в течение определенного периода в будущем.

В отечественной практике учета данные расходы включатся в себестоимость готовой продукции в периоде их осуществления. Указанный подход является традиционным. Кроме того, в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н, расходы на ремонты, технические осмотры и поддержание основных средств в работоспособном состоянии подлежат отражению в составе затрат на производство.

С другой стороны, расходы на капитальный ремонт, производимые организациями с периодичностью более года и являющиеся существенными по стоимости, отвечают критерию признания актива, поскольку обуславливают поступление экономических выгод в организацию в течение периода до следующего капитального ремонта и технического осмотра (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, п. 19 ПБУ 10/99).

Таким образом, в случае, если период списания расходов по капитальному ремонту на затраты был определен неверно, он подлежит уточнению, при этом подлежит корректировке оставшаяся сумма расходов или величина расходов, подлежащая списанию на затраты.

Решение

1. Расходы на проведение капитальных ремонтов основных средств, имеющих существенную стоимость и проводимые с периодичностью свыше 12 месяцев (далее — капитальные ремонты), классифицировать в качестве внеоборотных активов, связанных с основными средствами. Критерий существенности проводимых ремонтов устанавливается экономическим субъектом самостоятельно в учетной политике.

2. В частности, уровень существенности может быть установлен:

  • в процентной доле затрат на капитальный ремонт к первоначальной стоимости ремонтируемого объекта основных средств,
  • в процентной доле затрат на капитальный ремонт к первоначальной, либо остаточной (балансовой) стоимости соответствующей группы основных средств,
  • в виде стоимостного критерия, определяемого для однородной группы основных средств.

4. Списание стоимости капитальных ремонтов на затраты необходимо производить в течение срока, равного межремонтному периоду. Срок списания затрат на капитальный ремонт не может превышать оставшегося срока полезного использования основного средства. При выбытии объекта основных средств в результате продажи или ликвидации оставшаяся часть стоимости капитального ремонта, относящаяся к данному объекту, не списанная на затраты, подлежит единовременному признанию в качестве расходов текущего отчетного периода. В случае, если капитальный ремонт относится ко всему оставшемуся сроку полезного использования основного средства, то списание стоимости капитального ремонта производится исходя из оставшегося срока полезного использования основного средства.

5. Период списания стоимости капитальных ремонтов на затраты устанавливается экономическим субъектом самостоятельно исходя из планов проведения капитальных ремонтов по объектам основных средств, на основании данных соответствующих служб экономического субъекта (например, ответственных за использование и техническое состояние основного средства). Срок списания стоимости капитального ремонта может быть также определен исходя из нормативного срока проведения капитального ремонта, установленного действующим законодательством (например, Ростехнадзором).

6. При изменении планов проведения капитального ремонта по объектам основных средств оставшаяся сумма расходов на капитальный ремонт по данным объектам списывается на затраты в течение нового оставшегося срока до следующего капитального ремонта.

7. В случае если при проведении капитального ремонта объектов основных средств в учете и отчетности продолжают числиться суммы по предыдущему аналогичному капитальному ремонту этих основных средств, указанные суммы подлежат единовременному списанию на расходы текущего отчетного периода.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Органы ГЖН проверяют не только, как компании управляют домами и содержат общее имущество собственников, но и как они формируют фонды капремонта и проводят его в МКД. По материалам региональной ГЖИ рассказываем о том, какие нарушения чаще всего совершают владельцы спецсчетов и как делать правильно в соответствии с законодательством.

Нарушения в работе владельцев спецсчетов на капремонт органы ГЖН фиксируют при проверках

Органы Госжилнадзора периодически составляют отчёты по результатам контрольных мероприятий. В том числе они обобщают нарушения, выявленные в ходе проверок. В докладе ведомства из Удмуртии приведён список наиболее частых нарушений, которые допускают владельцы специальных счетов и региональные операторы по капремонту.

Поэтому органы ГЖН в зависимости от выбранного собственниками способа формирования фонда капремонта проверяют работу либо регоператора, либо владельца спецсчёта. Сегодня поговорим о наиболее частых нарушениях в работе владельцев спецсчетов.

Судебная практика по капремонту: как расходовать деньги со спецсчёта

Нарушение 1: нецелевое использование средств фонда капремонта

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 175 ЖК РФ, владельцем спецчёта может быть управляющая домом организация, ТСЖ, кооператив, а также регоператор. К основным нарушениям, которые органы ГЖН фиксируют в их работе, можно отнести нарушение требований к сохранности фонда капремонта и нецелевое его использование.

Сбор взносов на капитальный ремонт проводится только на специальный счёт, открытый в целях формирования фонда капремонта общего имущества одного конкретного многоквартирного дома (ч. 4 ст. 175 ЖК РФ). Взносы имеют целевое назначение: потратить их можно только на цели, перечисленные в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ.

В том числе суд не может обратить на них взыскание иных долгов по обязательствам владельца счёта: только если подрядчики по капремонту не получили средства по договору и взыскивают их в судебном порядке (ч. 6 ст. 175 ЖК РФ). Также эти средства неприкосновенны в случае, если владелец спецсчёта признан банкротом.

Как не допустить нарушения: не используйте средства капремонта ни на что, кроме самого капремонта, оплату услуг подрядчиков, погашение кредитов и займов, взятых для проведения работ. Не оплачивайте этими деньгами текущий ремонт или, например, комиссию за обработку банком взносов от собственников.

Нарушение 2: отсутствие решения ОСС или недобор кворума голосов на собрании

Второе нарушение, которое часто допускают владельцы спецсчёта, – проведение капремонта общего имущества в МКД в отсутствие решения общего собрания собственников МКД, либо в отсутствие кворума.

Принятие решений о капитальном ремонте МКД и об использовании фонда капитального ремонта входит в компетенцию общего собрания собственников (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Без ОСС владелец спецсчёта не может тратить накопленные на спецсчёте средства.

Кворум в не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников в доме нужен для установления размера взноса на капремонт, больше минимального, для решения взять кредит или займ (п. п. 1.1–1, 1.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

  • утвердить перечень работ и услуг, сроки, смету, подрядчика;
  • определить порядок предоставления платёжных документов на оплату взносов на капремонт;
  • выбрать кредитную организацию для открытия спецсчёта, утвердить текст договора с такой организацией.

Как не допустить нарушения: чётко следуйте процедуре организации капремонте и проведения ОСС, внимательно подходите к подсчёту кворума. Рекомендуем проводить собрание в очно-заочной форме, чтобы точно добрать кворум, если на очной части будет присутствовать мало собственников.

Что делать УО, чтобы собрать кворум на общем собрании собственников

Нарушение 3: невыполнение требований по передаче документов на спецсчёт при выборе его нового владельца

Третье нарушение, которое допускают владельцы спецсчетов, – не перечисляют денежные средства со специального счёта и не передают документацию новому владельцу счёта либо регоператору. Эти действия нужно предпринять, например, если собственники выбрали новую УО или организовали ТСЖ для управления домом, расторгнув договор управления. Или если УО лишена лицензии, и дом исключён из реестра лицензий.

В последнем случае решение о новом владельце спецсчёта или об изменении способа формирования фонда капремонта собственники должны принять на ОСС не позднее двух месяцев с даты, когда прежняя УО или ТСЖ прекратили управлять домом (ч. 8 ст. 175 ЖК РФ). До этого момента бывший владелец обязан обеспечить надлежащее исполнение всех взятых обязательств по кредитному договору (ч. 11 ст. 175 ЖК РФ).

В течение трёх дней с момента назначения нового владельца бывшая УО или ТСЖ обязаны передать ему документы, связанные со спецсчётом, в том числе кредитные договоры (ч. 12 ст. 175 ЖК РФ). Новая УО или ТСЖ должны такие документы принять. После этого к новому владельцу спецсчёта переходят все права и обязанности прежнего владельца (ч. 10 ст. 175 ЖК РФ).

Нарушение 4: непредоставление отчётности по состоянию спецсчёта в орган ГЖН

Последнее нарушение, которое часто совершают владельцы спецсчетов на капремонт, – несвоевременно предоставляют или вовсе не предоставляют сведения в орган ГЖН об открытии счёта. Также УО и ТСЖ не сообщают ведомству о состоянии счёта, начислениях взносов, уже потраченных на капремонт суммах, о кредитных договорах на проведение капремонта.

  • начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт и поступивших в фонд,
  • израсходованных на капремонт со спецсчёта,
  • оставшихся на счёте на дату отчёта,

а также сведения о заключении договора займа и, или кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров (ч. 3 ст. 172 ЖК РФ).

  • ежемесячно в срок до 25-го числа месяца, следующего за истёкшим, направляются данные о поступлении взносов от собственников;
  • ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным, направляются сведения о сумме остатка средств на спецсчёте.

Как не допустить нарушения: изучите требования региональных актов к отчётности, которую вы должны предоставлять в орган ГЖН как владелец спецсчёта, в каком объёме, в какие сроки. Возможно, в регионе приняты утверждённые шаблоны: используйте их во избежание санкций со стороны надзорного ведомства. Составьте график предоставления отчёта и назначьте ответственного за направление информации сотрудника.

Когда и как владельцу спецсчёта на капремонт направлять отчёт в ГЖИ

Наши рекомендации для всех владельцев спецсчетов

  1. Тщательно изучите федеральные и региональные требования по ведению спецсчёта.
  2. Назначьте ответственного сотрудника, который будет следить за соблюдением этих требований, сроков и необходимых процедур.
  3. Если орган ГЖН при проверке зафиксировал нарушение, которое вы не совершали, – отстаивайте свои права с помощью претензий и иска в суд.

На следующей неделе мы сделаем обзор нарушений, которые допускают регоператоры по капремонту, и дадим советы, как УО и ТСЖ работать с ними на пользу собственников помещений в доме.

Также вы можете прислать нам готовый материал для публикации и стать нашим автором: для этого нужно сделать четыре простых шага.

К обычным коммунальным платежам, которые уплачивают собственники квартир, с недавних пор добавились взносы в фонд капитального ремонта. Некоторая путаница в понятиях приводит к тому, что часть жильцов считает эти расходы не обязательными, и уклоняется от перечисления ежемесячных платежей в ФКР. Этот материал – подробная инструкция о том, как не платить за капремонт и не нарваться на штрафы.

kak-ne-platit-za-kapremont-zakonno-instruktsiya

Взносы на капремонт – законодательство

Какие работы включаются в перечень региональных программ по капремонту:

  • ремонт общедомовых помещений и оборудования – подвалов, чердаков, крыш, лифтов;
  • обновление фасадов;
  • реставрация фундамента;
  • реконструкция коммунальных систем – канализации, водоснабжения, отопления и освещения.

Минимальный размер платежа рассчитывается исходя из нормы за 1 кв.м. жилья и определяется местным законодательством. По заявлению домовладельцев он может быть увеличен (при желании их ускорить сбор необходимых средств). Жильцы, игнорирующие свою обязанность по уплате взносов в ФКР, рискуют в итоге получить судебное уведомление на оплату задолженности и начисленных на нее пени.

kak-ne-platit-za-kapremont-zakonno-instruktsiya

Жилищный Кодекс выделяет несколько категорий жилья, собственники которых освобождены от этой дополнительной нагрузки:

  • дома, находящиеся в муниципальной собственности – обязанность по проведению капитальных ремонтов в этой ситуации ложится на муниципального собственника;
  • аварийные дома – даже если жильцы платили взносы в ФКР, с момента составления акта о непригодности здания для проживания, они освобождаются от этой обязанности, а внесенные ими средства подлежат возврату;
  • дома, земля под которыми подлежит изъятию для муниципальных нужд.

Нужно ли платить за капремонт жителям новостроек? Законодательство разрешает новоселам не делать взнос в ФКР течение определенного периода времени. Точный срок определяют местные власти – как правило, он не превышает пяти лет. Однако не запрещено и обратное: члены ТСЖ могут в добровольном порядке аккумулировать средства на будущие ремонты на своем спецсчете у регионального оператора.

Тем, кто хочет знать, как не платить за капремонт законно, инструкция в следующем разделе поможет определить, имеется ли право на льготу.

kak-ne-platit-za-kapremont-zakonno-instruktsiya

Кто имеет право не платить в ФКР

Некоторые категории граждан имеют льготы и субсидии по коммунальным платежам. Взносы в ФКР на капитальной ремонт не стали исключением. Региональные власти имеют право самостоятельно определять перечень тех лиц, которые освобождается от них полностью или частично:

  • Неработающие пенсионеры. Основное условие – проживание в собственном жилье в одиночестве, либо с таким же пенсионером. При этом для достигших 70-летнего возраста предусмотрена льгота в 50%, а для перешагнувшие 80-летний рубеж – в 100%.
  • Инвалиды 1 и 2 группы, родители детей-инвалидов. Эти категории граждан имеют право на снижение взноса в ФКР вполовину. Уточнять все условия нужно в органах местной власти. Эта льгота касается семей или граждан, доход которых ограничен рамками прожиточного минимума или МРОТ.
  • Участники ВОВ, ветераны труда, блокадники. Применение льготы также может зависеть от дохода.
  • Многодетные, малообеспеченные семьи, матери-одиночки. Условия получения льготы и имеющиеся ограничения нужно уточнять в органах социальной защиты.

Важно! Чтобы воспользоваться своими правами и не платить взносы в ФКР, необходимо подать заявление на имя регионального оператора и в местную администрацию, так как данная льгота носит заявительный характер. Кроме того, в некоторых областях даже все граждане обязаны полностью оплачивать квитанции от ФКР, а перечисленная льготниками сумма приходит на их личный счет в банке в виде специальной субсидии.

Можно ли не платить за капремонт без вышеперечисленных оснований? Нет, категории граждан, не вошедшие в перечень льготников, не могут отказаться от взносов на капитальный ремонт законно. Попытка сэкономить в итоге приведет к дополнительным расходам на оплату пени и штрафов.

kak-ne-platit-za-kapremont-zakonno-instruktsiya

Другие способы законно сэкономить

Однако снизить текущие расходы на платежи в ФКР вполне возможно. Если жители дома входят в ТСЖ или объединяться в инициативную группу, они могут:

  • заключить договор на размещение на фасадах дома рекламных баннеров, сдать сторонним организациям часть общедомовых площадей – полученные средства могут быть использованы для оплаты взносов в ФКР при условии, что они аккумулируются на специальном счете;
  • организовать необходимый ремонт своими силами – с привлечением подрядной организации. В таком случае сумму, эквивалентную потраченной, вносить в ФКР не придется при условии включения выполненных работ в перспективный план. При этом необходимо согласовать проведение ремонта с региональным оператором;
  • при наличии половины минимальной суммы на счете по местному стандарту, утвержденному властями платежи на капитальный ремонт можно приостановить.

Физические лица, сдающие квартиры по договору найма, могут уменьшить свои расходы на взносы в ФКР, договорившись об их уплате с арендатором. Однако нужно понимать, что официально такой пункт в условиях сделки фигурировать не может, поскольку уплачивать взносы обязан собственник жилья.

Читайте также: