Как уволить заведующего отделением в больнице

Обновлено: 04.07.2024

Вы можете скачать должностную инструкцию заведующего медицинским пунктом бесплатно.
Должностные обязанности заведующего медицинским пунктом.

________________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование учреждения, его ________________________

организационно- правовая форма) (директор; иное лицо

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ЗАВЕДУЮЩЕГО МЕДИЦИНСКИМ ПУНКТОМ

I. Общие положения

1.2. На должность заведующего медицинским пунктом назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело" или "Сестринское дело".

1.3. Назначение на должность заведующего медицинским пунктом и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения здравоохранения.

1.4. Заведующий медицинским пунктом подчиняется непосредственно _____________________

(заведующему отделением, заместителю главного врача)

1.5. Заведующий медицинским пунктом должен знать:

- законы Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;

- действующие нормативно - методические документы, регламентирующие деятельность медицинских учреждений;

- основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, службы медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологической службы, лекарственного обеспечения населения и ЛПУ;

- правила оказания неотложной медицинской помощи;

- этиологию, клиническую симптоматику, патогенез, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний;

- теоретические основы, принципы и методы диспансеризации;

- основы социальной гигиены, организации и экономики здравоохранения, медицинской этики и деонтологии;

- основы санитарного просвещения;

- основы экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы;

- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты;

- основы трудового законодательства Российской Федерации

- правила внутреннего трудового распорядка;

1.6. Во время отсутствия заведующего медицинским пунктом (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности в установленном порядке исполняет назначаемое лицо, несущее полную ответственность за их надлежащее исполнение.

II. Должностные обязанности

Заведующий медицинским пунктом:

2.1. Организовывает лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую работу.

2.2. Составляет и представляет на утверждение план работы медицинского пункта в установленном порядке.

2.3. Руководит работой персонала медицинского пункта.

2.4. Оказывает доврачебную и первую неотложную медицинскую помощь, с последующим вызовом врача к этому больному

2.5. Выполняет врачебные назначения.

2.6. Участвует в диспансеризации населения.

2.7. Проводит простейшие лабораторные исследования; лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры;

2.8. Обследует в пределах своей компетенции и профессиональных прав прикрепленный контингент, устанавливает диагнозы, назначает и проводит лечение, выполняет медицинские манипуляции и профилактическую работу.

2.9. Выдает документы медицинского характера в установленном порядке.

2.10. Ведёт контроль за соблюдением правил техники безопасности и охраны труда нижестоящим медицинским персоналом.

2.11. Своевременно и квалифицированно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения

2.12. Соблюдает правила внутреннего распорядка.

2.13. Соблюдает правила требования охраны труда, производственной санитарии и техники безопасности

2.14. Своевременно и квалифицированно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения

2.15. Соблюдает правила внутреннего распорядка.

2.16. Соблюдает правила требования охраны труда, производственной санитарии и техники безопасности

Заведующий медицинским пунктом имеет право:

3.1. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам своей трудовой деятельности.

3.2. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.3. Получать информацию от специалистов предприятия, необходимую для эффективного выполнения своих должностных обязательств.

3.4. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории.

3.5. Принимать участие в работе совещаний, научно-практических конференций и секций по вопросам, относящимся к своей профессиональной деятельности.

3.6. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации

I V . Ответственность

Заведующий медицинским пунктом несет ответственность:

4.1. За надлежащее и своевременное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией

4.2. За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.

4.3. За обеспечение соблюдения подчиненными ему работниками своих обязанностей.

4.4. За несоблюдение правил внутреннего порядка и правил техники безопасности.

За совершенные в процессе проведения лечебных мероприятий правонарушения или бездействие; за ошибки в процессе осуществления своей деятельности, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни пациента; а также за нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов заведующий медицинским пунктом может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

В бюджетных организациях здравоохранения (далее — организация здравоохранения) часто возникает необходимость поручать работникам дополнительную работу. При этом варианты организации труда могут быть разные: в частности, работа сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, сверхурочная работа, совмещение, совместительство, дежурство. Рассмотрим их подробнее.

Работа сверх продолжительности рабочего времени

Медицинские работники (далее — медработники) могут выполнять работу сверх продолжительности рабочего времени по основной работе (далее — работа СПРВ). Эта особенность их труда определена Минздравом .

Обратите внимание!
Продолжительность работы СПРВ не должна превышать 900 часов в год .

Работа СПРВ связана:

— с организацией и оказанием медицинской помощи;

— обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения;

— проведением медицинской экспертизы.

Обратите внимание!

По общему правилу, работу СПРВ могут выполнять медработники, то есть лица с высшим или средним специальным медобразованием (например, врач-терапевт, медицинская сестра) .

Вместе с тем некоторые другие категории работников здравоохранения также могут работать сверх продолжительности рабочего времени по основной работе. К ним относятся лица, которые не имеют медобразования, но обеспечивают оказание медицинской помощи, в том числе:

— инструкторы-методисты физической реабилитации;

— иные работники, которые выполняют функции по уходу за пациентами, оказывают помощь медработникам в проведении медицинских процедур и других лечебных мероприятиях .

Работа СПРВ может выполняться как по той же должности (профессии), по которой с работником заключен трудовой договор по основной работе, так и по другой должности (профессии).

Пример 1
Врач-терапевт участковый работает сверх продолжительности рабочего времени по основной работе по должности врача-терапевта участкового не более 900 часов в год.
Пример 2
Заведующий педиатрическим отделением — врач-педиатр работает сверх продолжительности рабочего времени по основной работе по должности врача-педиатра не более 450 часов в год.

Работа СПРВ оплачивается за фактически отработанное время на основании табеля использования рабочего времени .

Сверхурочная работа

Сверхурочная работа выполняется работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной ПВТР или графиком работы (сменности) .

Обратите внимание!

Как правило, для привлечения работника к сверхурочной работе необходимо его согласие .

В некоторых случаях, например, для оказания скорой медицинской помощи, на сверхурочную работу согласие работника не требуется , за исключением некоторых категорий работников, в частности :

— женщин, имеющих детей от 3 до 14 лет (детей-инвалидов — до 18 лет);

— инвалидов в случае, когда такие работы им не запрещены индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

На заметку
Отдельные категории работников не допускаются к сверхурочным работам (в частности, беременные женщины, женщины, имеющие детей до 3 лет, и др.) .

По общему правилу, работник не может выполнять сверхурочную работу более 10 часов в рабочую неделю и 180 часов в год. Ежедневная работа с учетом сверхурочной не должна превышать 12 часов . Наниматель ведет учет сверхурочных работ, например, в табеле использования рабочего времени .

За сверхурочную работу наниматель выплачивает работнику доплату или с его согласия предоставляет другой неоплачиваемый день отдыха в порядке, установленном законодательством .

Дополнительная работа в течение рабочего дня (смены)

Работник может выполнять в той же организации здравоохранения наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника. При этом дополнительная работа выполняется работником в течение рабочего дня (рабочей смены) по основной работе . Отметим, что в такой ситуации требуется согласие работника .

На заметку
За совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника производится доплата в размере до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ .

Пример 3
Санитарке педиатрического отделения устанавливается доплата за расширение зоны обслуживания в размере 25% от тарифной ставки санитарки педиатрического отделения.

Обратите внимание!

По общему правилу, руководителям организаций здравоохранения и их заместителям (далее — руководитель) не устанавливаются доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника .

Руководителю выплачивается доплата в размере до 25% оклада врача-специалиста (провизора, фармацевта), если одновременно выполняются условия :

— наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), руководитель выполняет дополнительную работу по должности врача-специалиста (провизора, фармацевта);

— руководитель дополнительно работает в организации здравоохранения, в штате которой он состоит;

— дополнительная работа выполняется в течение рабочего дня по основной работе.

Внутреннее совместительство

В организации здравоохранения работники могут дополнительно работать также на условиях внутреннего совместительства. В этом случае оплачиваемая работа выполняется в свободное от основной работы время в той же организации здравоохранения. При этом с внутренним совместителем заключается другой трудовой договор .

Дежурство на дому

Для обеспечения оказания экстренной медицинской помощи медработники могут привлекаться к дежурствам на дому в нерабочее время (далее — дежурство). Такая форма работы используется, если организовать рабочий процесс иным способом невозможно, например, по причине дефицита кадров в организации здравоохранения .

Пример 5
Врач-специалист, который дежурит на дому, в течение определенного времени находится дома в ожидании вызова на работу.

На заметку
Для привлечения работника к дежурству требуется его согласие .

Планировать дежурства медработников на дому целесообразно в отдельном графике, а учет такой работы вести в табеле учета фактического времени дежурств .

Обратите внимание!
Врачам, среднему медперсоналу за дежурства, в том числе в выходные и праздничные дни, производится доплата из расчета 50% оклада за фактическое время дежурства .

Руководитель медицинской организации без медицинского образования фото

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:

Эффективность деятельности медицинской организации во многом зависит от качества принимаемых управленческих решений. Для формирования управленческого потенциала отрасли сегодня необходимо предусмотреть единую систему специальной подготовки и допуска к рынку труда в сфере здравоохранения руководителей всех компетенций, востребованных в медицинских организациях. Особое значение в формировании управленческого потенциала имеют критерии отбора управленцев с немедицинским образованием в руководящий состав медицинской организации.

Сегодня существует профстандарт специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, но в нем не отражены те должности, которые предусмотрены в Едином квалификационном справочнике.

Требования к уровню образования директора медицинской организации

Требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего (экономического, юридического) образования, специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Медицина нуждается в специалистах с немедицинским образованием

Кроме того, анализ деятельности медицинских организаций на современном этапе развития здравоохранения в Российской Федерации, проведенный экспертами, участвующими в разработке проекта стандарта, показал, что спектр востребованных трудовых функций для привлечения специалистов с немедицинским образования предполагает расширение перечня должностей в медицинской организации,

Руководитель медицинской организации - кто это?

Цель профессиональной деятельности руководителя медицинской организации: обеспечение деятельности медицинской организации.

Стандарт профессиональной деятельности руководителя медицинской организации даст представление гражданам-получателям медицинских услуг об обязанностях соответствующих работников медицинских организаций по отношению к пациентам и их законным представителям.

Самим руководителям медицинских организаций профессиональный стандарт обеспечит понимание квалификационных требований и алгоритма профессиональной деятельности, необходимых для выполнения трудовой деятельности в сфере руководства медицинской организации в зависимости от должности и условий работы, что позволит определять набор навыков и умений для выполнения той или иной трудовой функции и профессионально реализовать обоснованные действия.

Профессиональный стандарт может применяться работодателями для контроля деятельности работников с целью повышения эффективности их труда, управления персоналом. Профессиональный стандарт может быть использован для планирования и организации мероприятий по профессиональному развитию работников, например:

для разработки индивидуального плана профессионального развития и карьерного роста работников;

для проведения оценки деятельности персонала в целях оптимизации использования потенциала работников;

для организации повышения квалификации работников.

Разработанные на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих должностные инструкции могут быть уточнены с учетом профессиональных стандартов.

Основные задачи руководителя медицинской организации

Профессиональная деятельность таких специалистов предполагает решение множества организационно-управленческих задач: администрирование, анализ показателей общественного здоровья для выявления потребности населения в медицинской помощи на основе статистической информации всех уровней, выявление тенденций динамики показателей деятельности медицинской организации, принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, управление финансовым и юридическим блоком в медицинской организации и, наконец, общее руководство медицинской организацией, в части блока трудовых функций, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, но напрямую не затрагивающих лечебный процесс.

квалификационные требования к руководителю медицинской организации.jpg

Так, за рубежом многие образовательные программы строятся на развитии дуальных компетенций: с одной стороны менеджера общего профиля, сведущего в области статистики и количественного анализа, с другой – специалиста в сфере здравоохранения, хорошо осведомленного в вопросах общественного здоровья, структуры, организации и финансирования системы здравоохранения, знающего проблемы и требования общества, национальное законодательство и этические нормы.

Некоторые зарубежные университеты предлагают программы магистратуры по деловому администрированию именно в сфере администрирования здравоохранением Master of Business (Health) Administration (MBus(Hlth)). А при получении степени магистра в области государственного управления, что является необходимым условием для работы в правительственных структурах, выпускники могут фокусироваться на работе в различных секторах общественной жизни, в т.ч. в здравоохранении или общественном здоровье.

Руководитель медорганизации без медицинского образования

В связи с этим возникла необходимость разработать отдельный профессиональный стандарт, описывающий требования к руководителям медицинских организаций.

Трудовые функции руководителя медицинской организации

На основе этих функций и выделяются должности: мененджер по качеству, финансовый директор и т.д.

В основу распределения трудовых функций и трудовых действий положен компетентностный подход, когда ведущим критерием подбора и расстановки кадров является не владение теоретическими знаниями, а умение применить их для решения практической задачи обеспечения качества и безопасности в сфере здравоохранения с учетом специфики деятельности конкретной медицинской организации.

Выполнение обобщенной трудовой функции В предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

Выполнение обобщенной трудовой функции C предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

Выполнение обобщенной трудовой функции D предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

Выполнение обобщенной трудовой функции F предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

Основанием для такого подхода к структурированию документа стал анализ необходимых трудовых функций в медицинской организации на современном этапе, которые могут реализовать специалисты с немедицинским образованием.

Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений

Высококвалифицированные администраторы с более широким кругом системных задач приходят в медицинских организациях на смену регистраторам, функции которых полностью переходят в автоматизированный режим.

Передача таких функций как управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных, менеджмент процессов прикрепления-открепления пациентов к медицинской организации, управление документооборотом медицинской организации специалистам с немедицинским образованием, позволит перераспределить нагрузку на медицинский персонал, что особенно важно в условиях недостатка врачей и медицинского персонала в медицинских организациях.

Менеджер по качеству и безопасности деятельности медицинской организации

Медицинская организация – это социально-техническая и экономическая отраслевая единица, ориентированная на обеспечение качества медицинских услуг, которая выполняет задачу удовлетворения их спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск, в условиях внешних и внутренних ограничений, обусловленных задачами здравоохранения в целом.

Исходя из данного определения видно, что обеспечение качества медицинских услуг –это мультисекторальная функция, которая включает не только саму медицинскую помощь, но и ее хозяйственное, техногенное, экономическое и административное сопровождение. И рассматривать подходы к управлению качеством необходимо системно.

В Российской Федерации после обучения по программам подготовки специалистов в области управления качеством не предусмотрено отдельное изучение специфики отрасли здравоохранения. В связи с чем в проекте стандарта предусмотрено требование к образованию и обучению, наличие дополнительного профессионального образования в виде специальной подготовки в области организации здравоохранения.

Менеджер по качеству в медицинской организации

В настоящем проекте стандарта управление качеством медицинской помощи будет идти через внедрение системы менеджмента качества и отработку стандартных операционных процедур для каждого этапа ее оказания, включая внедрение инновационного медицинского оборудования и процедуры эффективного межведомственного взаимодействия при оказании медицинской помощи

Развитие этого направления требуют аккумуляции в единую систему управления качеством и безопасностью медицинской помощи.

акция бесплатные баллы НМО для врачей.jpg

Подготовленные кадры, способные реализовывать межсекторальное взаимодействие специалистов, обеспечивающих оказания медицинской помощи, будут замыкать на себе организационное и методическое руководство по обеспечению качества и безопасности медицинской помощи.

Организационно-управленческая деятельность в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи включает в себя, в том числе, трудовые действия по разработке системы менеджмента качества и положений о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения

Профилактика неинфекционных заболеваний и укрепление здоровья населения являются приоритетными стратегическими направлениями государственной политики в РФ в области охраны здоровья нации.

Организация профилактики в Российской Федерации в настоящее время базируется на реализации популяционной стратегии, стратегии высокого риска и стратегии вторичной профилактики. На практике выявляется значительный дефицит популяционной составляющей. Низкая активность первичного звена здравоохранения в этом направлении обусловлена загруженностью врачей.

Однако, к сожалению, пока в Российской Федерации не существовало профессионального стандарта для должностей, требующих данный уровень образования. В связи с этим у выпускников данной инновационной образовательной программы возникают серьезные проблемы с трудоустройством, хотя потребность в таких специалистах на федеральном, региональном и местном уровнях очень высокая.

Важнейшей составляющей для функционирования популяционного компонента профилактики в успешных проектах, опыт которых накоплен с середины прошлого века, является межсекторальное взаимодействие, которое, в соответствии с приказом Минздрава России от 30.09.2015 № 683 н осуществляется с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями.

Чем должны заниматься менеджеры по профилактике и укреплению здоровья населения?

Таким образом, уполномоченные по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения с базовым высшим немедицинским образованием могут осуществлять следующие трудовые действия (которые в настоящее время либо отсутствуют, либо возложены на врачебно-сестринский персонал):

1. В центрах медицинской профилактики (субъект РФ) и в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:

оценка и прогноз состояния здоровья населения, его детерминант и факторов риска, факторов, способствующих укреплению здоровья;

мониторирование состояния здоровья населения и факторов риска основных заболеваний;

организация и проведение профилактических мероприятий и программ;

организация межсекторального взаимодействия на уровне субъекта РФ по проблемам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;

организация межсекторального взаимодействия на территории прикрепления медицинской организации - координация взаимодействия между организациями (управами, школами, предприятиями, ЦСО, ДК и т.д.);

координация взаимодействия между министерствами и ведомствами, организация крупных популяционные мероприятий;

определение и отстаивание приоритетов в укреплении здоровья и профилактике заболеваний;

поиск и критический анализ профессиональной информации с помощью современных информационных технологий в международных базах данных;

организация и проведение научно-практических исследований по проблемам общественного здоровья;

составление аналитических отчетов и подготовка презентационных материалов по проблемам состояния здоровья населения и приоритетам профилактики и укрепления здоровья;

организация школ здоровья и школ для больных основными заболеваниями;

планирование, организация и координация реализации коммуникативных программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья и оценка их эффективности;

организация массовых акций, направленных на формирование здорового образа жизни населения;

формирование эффективных партнерских отношений с участниками коммуникативной программы на различных уровнях управления, с представителями различных слоев населения, в том числе и группами риска;

формирование межсекторальной команды для реализации коммуникативной программы;

планирование и реализация информационно-образовательных кампаний с привлечением средств массовой информации.

2. В страховых медицинских организациях

  • организация и проведение коммуникативных компаний по информирование пациентов об услугах профилактического характера;

Менеджер по экономике и финансам: Управление финансово-экономической сферой медицинской организации

При разработке возможных наименований должностей использовались данные квалификационных характеристик, других нормативных правовых актов.

Баллы НМО для неврологов кардиологов терапевтов курс.jpg

Управление медицинской организацией

В тоже время Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" в лицензионных требованиях, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия) определяет наличие у руководителя медицинской организации - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".

Несмотря на указанные законодательные коллизии в современных условиях возрастает роль экономических и юридических знаний в практике руководителя медицинской организации.

Руководитель медицинской организации с немедицинским образованием реализует управленческие функции, связанные со стратегическим планированием организационного развития, обеспечением и внутренним контролем процессов административной и финансово-хозяйственной деятельности. Это в свою очередь позволяет системно выстраивать управленческую вертикаль медицинской организации и обеспечивать эффективность управленческой деятельности, и соответственно профессиональной специализации разделять трудовые функции и действия руководства, и обеспечивать системность и преемственность управленческих решений.

Читайте также: