Каким термином в исламе обозначаются правовые школы

Обновлено: 25.06.2024

Словарь со списком исламских терминов,слов в алфавитном порядке с арабского и тюркского языков
с переводом их смыслов и значений,часто применяемые в исламской литературе и в повседневной жизни мусульман.

А

Ада́б – воспитанность, нравственность;исламский этикет.
Азан — призыв на молитву.
Адат – обычай, обычное.
Акы́да -вероубеждение, вера .
Алим — знающий, ученый.
Алла́х — Бог,Всевышний
Аср — послеполуденное время. Время чтения намаза аср.
Аура́т -части тела у мужчин и у женщин, подлежащих сокрытию от чужих взлядов.
Ахляк (ахлак) — нравственность, исламская этика(адабы).
Акшам/Акшам намаз — вечерний намаз, намаз магриб.
Аят (айат) -стих Священного Корана.( значение с арабского -знамение).
Аят уль-Курси- “Аят Трона”, 255 аят суры “Бакара” (2:255)
Алиды – прямые потомки пророка Мухаммеда от брака его дочери Фатимы и его двоюродного брата Али.

Б

Баб – дверь, врата
Баракя́т (баракат,барака)- божественное благословение, благодеяние, достаток.
Бурак — сокровенное животное, напоминающее крылатого коня, на котором Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, совершил свое ночное путешествие (ми’радж) из Мекки в Иерусалим и возвышение на седьмое небо.
Бурда – плащ пророка.
В

Ваджиб (важиб) — необходимое,обязательное действие.
Вали-покровитель, защитник.
Витр — нечетный, название необязательной ночной молитвы.
Вуду́ — совершение омовения (неполное, малое)
Везир, визирь – министр.

Г
Гусль (гусуль)- совершение полного омовения.
Гяур – неверный, немусульманин.
Газв – набег.

Д

Даи – миссионер, проповедник.
Да’ват (да’ва, дават)-призыв к Исламу.
Даджаль, ад-Даджжаль- антихрист, обманщик.
Джамаат (джама’ат)-коллектив, общество, группа людей, община мусульман.
Джамаат намаз — коллективный намаз.
Джаннат(Жаннат)- Рай.
Джаханнам- ад
Джахилия -невежество, язычество.
Джинн-Незримые в общем разумные сущности, живущие параллельно с нами.
Джуз- часть, доля. Под джузом подразумевают одну из 30-ти частей Корана.
Джума (джум’а, жомга)- пятница;намаз джума.
Дин-религия,вера.
Дуа (дуга, ду’а)-Мольба, молитва.
Дунья- материальный мир

З

Закя́т- мусульманский налог.
Забу́р- Священное Писание(Псалтырь), ниспосланное Дауду (Давиду).
Зикр- поминание, поминание Аллаха.
Зульм-притеснение, несправедливость, гнет.
Захир – буквальное толкование.

И

Ибада (‘ибадат)- обязательства,наивысшая степень поклонения, служения.
Иблис — дьявол,имя сатаны.
Ид (‘ид) [عِيد араб.] В переводе с арабского “праздник”
Ид уль-Адха (‘ид аль Адха)-праздник жертвоприношения(Курбам байрам).
Ид уль-Фитр (‘ид аль фитр) — праздник разговения (Ураза байрам).
Икамат (Икама)-призыв к обязательной молитве.
Икенде намаз (Экинди намаз)- послеполуденный намаз, намаз аср.
Имам(Мулла)-стоящий впереди, предводитель, глава общины.
Има́н -вера человека.
Инджиль (Инжил)- Священное Писание(Евангелие, Новый Завет) ниспосланное Исе ибн Марьям (Иисусу).
Иртенге намаз -утренний намаз, намаз фаджр.
Иснад – перечисление имен передатчиков хадиса.
Ихcа́н — претворение, совесть.
Ифтар -разговение после времени дневного поста.
Иша (‘иша) [عِشَاءٌ араб.] В переводе: сумерки, вечер. См. намаз Иша.
Ихрам – одежда паломника.
Изар – кусок ткани, покрывающий бедра в одежде паломника.

К

Кадар – предопределение.
Кади – судья,правовед в Исламе.
Калам – мусульманское богословие.
Каа́ба (Кя’аба) -храм единобожия.
Кадр (Ка́дар)-один из столпов веры.
Кафир(Кяфир) – неверный, немусульманин.
Катиб – писец, секретарь
Кита́б — книга, писание.
Кора́н (Кур’а́н, Аль-Куран)-Священная мусульманская книга, Слово Аллаха. Коран делится на 114 сур (глав),
суры делятся на аяты.
Кудси — священный.
Курба́н байра́м — праздник жертвоприношения(Ид-аль-Адха).
Кыя́м (киям) -стояние(положение человека в намазе).
Куфр – неверие, безбожие.

Л

Лазим – связывающие действия (по законам шариата).
Ляйля́т уль-Кадр (Лейлатуль-Кадр, Лайлат уль-Ка́дар)- ночь предопределения, ночь могущества.

М

Маджнун – одержимый.
Магриб — закат,заход;намаз магриб(вечерний намаз).
Мазха́б — путь,юридическая школа, богословско-правовая школа(по шариату).
Макрух -нежелательные действия,предосудительное действие (по шариату).
Масджид – мечеть.
Матн – текст хадиса.
Махр – калым,плата (за невесту).
Минбар- возвышенность.
Мубах — дозволенное действие (по шариату)
Муджахид (моджахед, муджахад)-Усидчивый перед Всевышним, также человек, участвующий в джихаде.
Мукалляф- мусульманин(ка), способный отвечать за свои поступки,человек в здравом рассудке.
Мустахаб-действия, за исполнение которых верующий получает савваб.
Мусульма́нин (Муслим) — человек, придерживающийся исламской религиозной доктрины.
Му’мин (Мумин)-верующий.
Мунафик – лицемер.
Мунзир – предостерегающий.
Муэдзин — человек, провозглашающий азан (икамат).
Михраб – ниша в мечети (показывающая местонахождение кыблы)
Муфтий – мусульманское высшее духовное лицо.
Мушрик – сторонник многобожия.

Н

Наиб – заместитель, представитель.
Нама́з– религиозное богослужение, особый вид мусульманской молитвы,выражающее покорность Единому Богу.
Намаз аср (намаз аль-аср)-предвечерний (послеполуденный) намаз.
Намаз джума (намаз джум’а, жомга)- Пятничный намаз зухр.
Намаз зухр (намаз аз-зухр)-дневной (полуденный) намаз.
Намаз иша (намаз аль-иша)-Ночной намаз.
Намаз магриб (намаз аль-магриб)-вечерний намаз.
Намаз фаджр (намаз аль-фаджр)- утренний намаз.
Нас– люди. 114 (последняя) сура Корана.
Нафид – действенный поступок (по шариату).

О
Өйлә намаз (иля, кюн орта намаз) — дневной намаз, намаз зухр.
Омейяды – богатейший купеческий род Мекки.

Р

Расул – посланник, посол.
Рака’ат (ракаат, ракят, ракагат)-цикл определенных повторяющихся действий в намазе
Рамада́н (Рамазан) -девятый месяц по мусульманскому календарю.
Риба -оостовщичество, одалживание денег под процент(по шариату – это самый тяжкий грех/харам.
Ридо (рида, риза)-довольство тем, что ниспосылает Аллах, будь то добро или зло.
Рисала – послание, трактат.
Руку́’(руку)- поясной поклон(положение молящегося в намазе).

С

Саваб (савваб, сауаб)-награда; благостное воздаяние, вознаграждение от Всевышнего.
Садака – милостыня.
Саджжада(намазлык)-молитвенный коврик,коврик для намаза
Салят (ас-салят, ас-салат)- намаз.
Саха́б- сподвижник(соратник) Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Сахих- здоровый, сильный.
Сира-Жизнеописание пророка Мухаммада.
Сират – мост в рай.
Сифат – атрибуты.
Суджуд- земной поклон(положений молящегося в намазе).
Су́нна (сунна́т)- дела, высказывания, характер.
Су́ра-глава Священного Корана.
Сухур-время до рассвета, когда мусульмане принимают пищу перед наступлением времени поста.
Суф – шерстяной плащ.

Т

Таравих-перерыв, отдых.
Тасаввуф-суфизм.
Тарих- история.
Таурат (Таура, Таврот)-Священное писание(Тора,Ветхий Завет), ниспосланное Моисею.
Тафси́р-толкование.
Тахара(Тахарат) – очищение.

У

Укуба – наказание (по шариату).
Улем(ы) –ученые (богословы и правоведы)
У́мма-мусульманское сообщество, община.
Умра – малое паломничество.
Ушр – десятина (поземельная подать, взимавшаяся с мусульман).

Ф
Фаджр -рассвет, утренняя заря.
Фалак (Фаляк)-заря, рассвет. Название 113 суры Корана
Фард (фарз)- обязательное(религиозное предписание в шариате).
Факих – правовед.
Фикх-правильное понимание, разумение.
Фи́тна- Смута, раздор, испытания

Х

Хабус – категория имущества.
Хиджаб- мусульманская женская одежда;преграда, завеса.
Хиджра – переселение Пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (622 г.) – начало мусульманской эры.
Хутба-проповедь имама-хатыба в мечети.
Хадж-паломничество в Мекку к Каабе и горе Арафат ;совершение,намерение.
Хадис- история, рассказ.
Хадас – малая или случайная нечистота.
Хадд – один из видов наказания за преступление (по шариату)
Хак (хакк)-правда, истина
Харам-грех;запретное.

Ш

Шариат-законы Ислама, мусульманское право.
Шахада — свидетельство.
Шавваль- Десятый месяц по мусульманскому календарю.
Шайтан -сатана, дьявол, черт.
Шахид- свидетель, мученик

словарь исламских терминов

Разное

Представляем к вашему вниманию небольшой словарь исламских терминов и понятий. По мере возможности список будет дополняться.

Аят – стих Корана.

Байрам – праздник.

Вакуф – движимое и недвижимое имущество, все подаренное мечетям, медресе и другим религиозным организациям Ислама с благотворительной целью.

Векиль – представитель, доверенный, при дворе государя, сановник.

Джибрил (Джабраил) – архангел, который нисходил по воле Аллаха к Мухаммеду и другим пророкам с откровениями.

Джихад – (буквально — рвение) в Исламе означает борьбу за веру.

Динар – золотая монета.

Дирхем – серебряная монета.

Иблис – (шайтан) дьявол, сатана в Исламе.

Ислам – одна из трех мировых религий, последователи которой называют себя мусульманами.

Кааба – почитаемый мусульманами храм в Мекке, главная святыня мусульман, место паломничества.

Калам – перо, обычно заостренная камышовая палочка.

Коран – священная кгага .мусульман.

Мавлид – мусульманский праздник, отмечаемый в честь дня рождения пророка Мухаммеда (мир ему).

Медина – второй священный город мусульман, где находится могила Мухаммеда (мир ему). Как и Мекка, является объектом паломничества.

Мекка – самый главный священный город всех мусульман. Является родиной пророка Мухаммеда (мир ему).

Мектеб – начальная школа в Исламе, которая раньше имела религиозный характер.

Мечеть – молитвенное и в то же время общественное здание в Исламе.

Минбар – кафедра, возвышение в мечети, откуда говорится проповедь в пятницу и праздники Ураза и Курбан байрам.

Минарет – высокая башня, которая сконструирована на крыше здания мечети или отдельно рядом, откуда муэдзин кричит азан, возвещая мусульманам о наступлении времени намаза.

Мирадж – знаменательная дата в Исламе, посвященная памяти чудесного перенесения пророка Мухаммеда (мир ему) из Мекки в Иерусалим, а также вознесение его на небеса.

Михраб – ниша в мечети, которая расположена на стороне киблы (Мекки), молитвенного обращения мусульман во время поклонения.

Муаллим – преподаватель исламских дисциплин или просто учитель.

Мулла – мусульманское духовное лицо.

Муфтий – высшее духовное лицо у мусульман, которое имеет право выносить самостоятельные решения по религиозным и религиозно-юридическим вопросам.

Муэдзин – низшее духовное лицо у мусульман, в его обязанности входит провозглашение азана (призыв к молитве) с минарета мечети.

Навруз – немусульманский праздник, не имеет отношения к Исламу. Отмечается многими народами Востока и поэтому некоторые по ошибке считают его мусульманским праздником. Навруз имеет зороастрийские корни (древняя религия огнепоклонников), отмечается в день весеннего равноденствия и праздник Нового года в земледельческом солнечном календаре.

Пост – полное воздержание от приема пищи, питья и половых сношений в светлое время суток, от начала рассвета до заката. В основном держат в месяц Рамадан, однако есть и желательные посты, которые можно держать в определенные дни.

Пророки – (в иудаизме, христианстве и исламе) религиозно-политические деятели, ораторы, Божьи посланники.

Сура – глава Корана.

Хадж – (араб) паломничество мусульман в Мекку и ее окрестности.

Хаджи -мусульманин, совершивший паломничество в Мекку.

Халифат — наименование феодального государства, в котором халиф одновременно являлся светским самодержцем и мусульманским первосвященником.

Шайтан – сатана, бес.

Шариат – мусульманское законодательство.

Шииты – последователи шиитского направления ислама, распространенного в основном в Иране и Ираке. Шииты наряду с пророком Мухаммедом почитают халифа Али, а первых трех халифов суннитского ислама считают узурпаторами. Священными городами шиитского ислама являются Неджеф и Кербела в Ираке, Мешхед и Кум в Иране.

В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет. В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников - мюридов. С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией. Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле посредника между людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей Баба - Мирза Хусейн Али, принявший прозвище "Бехаулла", существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке. Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе - шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

11.Суннизм и шиизм – две основные ветви ислама.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

تخطيط كلمة الإسلام.jpg

Ислам

Приверженцев ислама называют классический арабский . В мире на данный момент насчитывается, по разным оценкам, от около 1,2 [3] -1,3 [4] до 1,57 млрд. [5] мусульман (то есть 22,74 % [6] . Исламские уммы охватывают более 120 стран, в основном [7] в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке, из которых в 35 составляют большинство населения, а в 28 странах являются государственной религией — Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и другие [8] .

Содержание

История ислама

Исторически с началом III века основным центром экономической и религиозной жизни арабов стала Мекка, область которой почиталась заповедной, где нельзя было убивать и оскорблять. Здесь находился [10] .

Проповедь Мухаммеда

Распространение ислама

К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское Византией и Египет, завершившийся его завоеванием. После убийства двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али в Дамаск. В ходе дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее — в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В Пиренейский полуостров, однако при дальнейшем продвижении по Европе на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье и остановили своё продвижение вглубь Европы.

Осада Белграда . Турецкая миниатюра.

В VIII—IX веке в исламе возникло мистическое течение — суфизм.

В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами.

К началу X века от Арабского халифата откололись Северная Африка, Пиренейский полуостров и восточные территории от Ирана до Индии [15] .

Тяжёлые испытания выпали на долю ислама в XIII веке в связи с среднеазиатские мусульманские государства и положившим конец существованию Арабского халифата. Но монгольские завоеватели уже во второй половине XIII века приняли ислам, а в XIV веке их держава прекратила существование.

В XV веке реконкиста привела к падению мусульманских государств на Пиренейском полуострове, но в то же время возникла могущественная Османская империя, под влиянием которой в период расцвета в XVI—XVII веках оказалась территория включающая Малую Азию (Анатолию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы [16] .

К концу XIX века в исламе наметились две тенденции — [17] .

К концу XIX в. почти все мусульманские страны были превращены либо в колонии европейских стран, либо в зависимые от них государства. Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама, процесс которой занял почти весь ХХ век. Возник политический ислам ( [18] .

Учение

Аллах

Сущность Аллаха

Согласно Корану, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Наделил всё алгоритмической составляющей, организовал все процессы и события. Он может управлять всем и изменять в любой момент времени всё, что создал. Аллах с точки зрения всех верующих мусульман единственный творец и повелитель всех форм живого и неживого, всех явлений и законов природы.

Всё в мироздании с точки зрения ислама совершается только по воле Аллаха, так как только он обладает абсолютной волей и могуществом и ничто не происходит без его ведома. Согласно взглядам верующих-мусульман Аллах видит и слышит всё непостижимым для человека образом, и невозможно скрыть что-либо от его взора. Кроме Аллаха, с позиции мусульманской веры, других богов не существует, и единственным объектом для служения и поклонения является только он. В Коране высказано, что только служение Аллаху возвышает человека, освобождает его от рабства и преклонения перед различными мифическими образами, силами природы или другими людьми. Все иные культы, суеверия, поклонение стихиям и мифическим персонажам с мусульманской точки зрения — тягчайшие грехи перед Аллахом, которые он прощает лишь при искреннем раскаянии [22] .

Коран

Первая [23] Самая объёмная вторая [23]

Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий значительные отличия от предыдущих Законов, что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений.

Мы каждому из вас предначертали

Устав (для жизни) и дорогу (к свету).

И если бы желал Господь,
Он сделал бы вас всех одним народом,
Но (волею Своей Он хочет) испытать вас
(на верность в соблюдении того), что Он вам даровал.

Стремитесь же опередить друг друга в сотворении благого,
К Аллаху — возвращение вас всех,
Тогда Он ясно вам покажет
Всё то, в чём расходились вы! [27]

Мухаммед

араб. محمد ‎‎; ок. 8 июня Откровение снизошло к Мухаммеду, когда ему было 40 лет. Речения, которые ему сообщал согласно преданию архангел Мекки. Мухаммед активно выступал против суеверий, критиковал язычество. Язычники, защищая свои обычаи, оскорбляли мусульман и насмехались над ними, преследовали их, пытали и даже убивали. После этого мусульмане решили переселиться из Мекки в [28] .

Столпы веры

  • Вера в Аллаха — творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.
  • Вера в ангелов. Ангелы — существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли [30] .
  • Вера в Торы), Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных книг, кроме Корана, искажены.
  • Вера в пророков (посланников) божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммед.
  • Вера в воскрешение , Божий Суд, наличие рая .
  • Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего ( Столпы ислама

    Ислам как образ жизни

Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество.

Личность

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность [34] . Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) [35] [36] , алкоголь и любые наркотики [37] . Запрещены азартные игры [38] .

Семья

Заключение брака в мечети, Казахстан

Семья в исламе — это основная ячейка общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно ( [14] Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырёх женщин [14] [39] . Мусульмане понимают многоженство как систему защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остаётся без средств к существованию, законный брак даёт ей любовь, опеку и уверенность в будущем. Если у мусульманина несколько жён, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую-нибудь из них.

Мужчина обязан заботиться о содержании семьи. Женщина включена в число наследников, может раздельно владеть своим имуществом, самостоятельно совершать торговые и финансовые сделки. [14]

Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей. [источник не указан 2547 дней]

Мораль

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:

  • Правдивость (ас-сидк).
  • Надёжность и верность (аль-амана).
  • Искренность (аль-ихлас).
  • Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
  • Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
  • Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
  • Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
  • Скромность (аль-хайя).
  • Достоинство и самоуважение (аль-изза).
  • Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
  • Желание посвятить всё своё время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
  • Щедрость (аль-джуд валь-карам).
  • Терпение (ас-сабр).
  • Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
  • Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф). Файл:Istiqlal Mosque Eid ul Fitr Jamaah 4.JPG

Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.

Взаимоотношения между людьми

Люди Писания

Мечеть

Мечеть (араб. مسجد ‎‎ — место поклонения‎) — сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также Ислам по странам

Процент мусульманского населения в странах мира

Основные статьи: Ислам по странам , См. также: [3] -1,3 [4] до 1,57 [5] мусульман (то есть 22,74 % [6] . миллиарда человек. Исламские уммы охватывают более 120 стран, в основном [7] в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке, из которых в 35 составляют большинство населения, а в 28 странах являются государственной религией — Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и другие. [42] Только 18 % мусульман живут в арабских странах.

В Китайской Народной Республике ислам исповедуют от 20 до 30 миллионов человек (1,8% населения). [43]

Увеличение численности мусульман в Западной Европе происходит в основном за счёт Французские статистические органы склонны считать, что в Европе каждый год обращается в ислам не меньше 50 тыс. человек. В США число новообращенных в ислам растёт гораздо быстрее при более скромных масштабах мусульманской иммиграции. По данным Американского мусульманского альянса , ежегодно в ислам обращается 135 тыс. человек, в основном [44] .

Исламское право

араб. شريعة ‎‎ — (правильный) путь, образ действия‎) — многозначный термин: свод Божественных повелений и запретов; Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Моисей). Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял предыдущий, но основные положения сохранялись — старые Законы включались в новые и обогащались новыми положениями. Последний Закон — Шариат Мухаммеда — отменил все предыдущие и останется единственно истинным до дня Страшного Суда.

В соответствии с ниспосланными Аллахом Откровениями, все практические предписания Шариата можно разделить на три категории:

    относящиеся к служению. Непосредственные акты поклонения: молитва, пост, паломничество и т. д., а также любые действия, одобряемые Им ( Теория равенства

Отношение к рабству

продажа рабов на рынке в Йемене

Принявший ислам — часто освобождался от рабства [47] . Отпуск рабов на волю рассматривается как богоугодное дело. Мусульман мог отпустить верующих рабов на свободу в качестве наказания за свои проступки. При этом он должен был наделить их письменной отпускной грамотой, также выдать часть своего имущества. Мухаммед не отменял рабство, но старался смягчить напряжённость в обществе и привлекал к исламу невольников. [48]

Во всех современных странах с преобладающим мусульманским населением рабство официально запрещено светским законом — [источник не указан 3385 дней]

Различные течения в исламе

Карта распространения мазхабов.

Основная статья: VII века в результате политической борьбы, когда в Усмана ибн Аффана халифом был избран зять Мухаммеда [52] Подозревая халифа Али в причастности к убийству халифа Усмана, наместник Сирии битва при Саффине . Во время Сиффинской битвы, когда силы Муавии были на исходе, он пошёл на хитрость, вынудив Али ибн Абу Талиба остановить битву и начать мирные переговоры. Нерешительность Али вызвала возмущение среди его сторонников, и 12 тысяч воинов покинули армию Али, впоследствии обосновавшись в Ираке. Воинов, покинувших Али после битвы при Сиффине стали называть араб. خوارج ‎‎ — выступившие, покинувшие) [53]
В 661 году праведный халиф Али ибн Абу Талиб был смертельно ранен хариджитом Ибн Мульджамом, после чего большинство мусульман признала халифом Муавию, но часть мусульман осталась верна Али и посчитала, что власть в Халифате должна принадлежать его потомкам. Так мусульмане разделились на суннитов (араб. أهل السنة والجماعة ‎‎ — ахлю-суннат ва-ль-джама’ах), признавших законной власть Муавии и араб. شيعة ‎‎ — ши’а), которые до сих пор считают, что власть в халифате должна принадлежать только потомкам Али ( [54] ) и представлены в большинстве исламских стран (страны Ближнего Востока, Северной Африки, Центральной и Южной Азии и т. д.). Основной отличительной чертой суннитов является приверженность в правовых вопросах одной из четырёх общепризнанных суннитских правовых школ ( Саудовская Аравия, Катар, Кувейт и ОАЭ) и [55]

Прочие течения и секты

Помимо трёх основных исламских конфессий существует течения, сохраняющие принадлежность к исламу, каковым является — Файл:Touba3.jpg

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена к учебнику "Светскость и основы религиоведения". В ней представлены направления в исламе и понятия мазхаб. Можно использовать как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Основные направления ислама. План Шариат. Предпосылки зарождения суфизма. Основные правовые школы в исламе. Мазхаб.

Основные направления ислама.

Предпосылки зарождения суфизма.

Основные правовые школы в исламе.



Основные направления в исламе Сунны Пророка 4 школы (мазхабы) Сунны Пророка 4 школы (мазхабы) Сунниты Сторонник, помощник, группа халиф Али ибн Абу Талиба Сторонник, помощник, группа халиф Али ибн Абу Талиба Шииты

Основные направления в исламе

  • Сунны Пророка 4 школы (мазхабы)
  • Сунны Пророка
  • 4 школы (мазхабы)
  • Сторонник, помощник, группа халиф Али ибн Абу Талиба
  • Сторонник, помощник, группа
  • халиф Али ибн Абу Талиба

Основные направления ислама. Суннитское направление . Следование по пути , приложенному пророком Мухаммедом ,мусульмане называют сунной . Мусульман ,которые в каждом деле берут за основу сунны Пророка , называют суннитами. 90% мусульман всего мира придерживаются суннитского направления . Следуя учению шариата , сунниты делятся на четыре правовые школы - ханафитская , шафиитская , маликитская и ханбалитская .

Основные направления ислама. Суннитское направление . Следование по пути , приложенному пророком Мухаммедом ,мусульмане называют сунной . Мусульман ,которые в каждом деле берут за основу сунны Пророка , называют суннитами. 90% мусульман всего мира придерживаются суннитского направления . Следуя учению шариата , сунниты делятся на четыре правовые школы - ханафитская , шафиитская , маликитская и ханбалитская .

Шииты. Шииты - отличительной чертой шиитов является то, что они не принимают других халифов, кроме Ал ибн Абу Талиб.Встречаются также шииты ,считающие Абу Талип пророком.

Шииты - отличительной чертой шиитов является то, что они не принимают других халифов, кроме Ал ибн Абу Талиб.Встречаются также шииты ,считающие Абу Талип пророком.

Шариат свобода законов , указаный , решений ,основных на Коране и сунне которые обязоны выполнять и сохранять мусульмане всего мира

свобода законов , указаный , решений ,основных на Коране и сунне которые обязоны выполнять и сохранять мусульмане всего мира


Основные правовые школы в исламе

Основные правовые школы в исламе

  • Послераспространения ислама по всему миру, чтобы сохранить основы веры, социальные законы Арабского халифата должны были основываться на принципах шариата. Благодаря хадисам Пророка и установкам сподвижников шариат был претворен в жизнь и записана бумаги.
  • Исламский шариат стал независимой, самостоятельной наукой благодаря компоновке хадисов, разбор общественных, политических, социальных, торговых взаимоотношений, опираясь на Коран и сунны.

Исламский шариат, основанный на канонах Корана и сунны состоит из четырех частей:

это богословско-правовая школа в исламе. Во время формирования шариата появилось четыре правовые школы (мазхабы) в сунитском исламе: ханафиты, маликиты, шафииты и ханболиты.

Имена имамов мазхабов

Имена имамов мазхабов

Предпосылки зарождения суфизма.

Предпосылки зарождения суфизма.

ИмАхмедом был написан труд Китаб аль-зухд.

Он ставил после себя труды:7-томник о шариате Китаб аль-умм сборник хадисов Ихтиллаф аль хадис об основах религии Рисала фи илм аль-усул

  • Ахмед бин Ханбал
  • Ахмед бин Ханбал
  • Абу Ханифа ан-Нугман ибн сабит.
  • Абу Ханифа ан-Нугман ибн сабит.
  • Расскажите о ценностях ислама ?
  • Какие культуры исламских центров вы знаете ?
  • Какой вклад в развитие человеческой цивилизации внес ислам?
  • Что вы знаете о шариате ?
  • Что такое мазхаб?
  • Какие мусульманские праздники отмечают в Казахстане?


-75%

Читайте также: