Как уволить гражданина белоруссии

Обновлено: 07.07.2024

Инспектор отдела по гражданству и миграции администрации Центрального района г.Минска капитан милиции Астрейко Кристина Валерьевна напоминает иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, о соблюдении Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь и о последствиях их несоблюдения.

Статьей 57 Закона определены основания, по которым иностранцу, получившему разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, такое разрешение по решению органа внутренних дел может быть аннулировано:

  • разрешениена постоянное проживание, выданное иностранцу, может быть аннулировано, если:

установлены основания, предусмотренные абзацами четвертым, пятым или десятым части первой статьи 30 настоящего Закона;

иностранец получил разрешение на постоянное проживание в иностранном государстве;

утрачены основания, по которым было принято решение о выдаче иностранцу разрешения на постоянное проживание, за исключением случаев, если иностранец находился в Республике Беларусь на законных основаниях в течение последних семи лет непрерывно;

иностранец пребывал за пределами Республики Беларусь более ста восьмидесяти трех суток в календарном году;

иностранец и члены его семьи (супруг (супруга), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), старше восемнадцати лет, не состоящие в браке, подопечные), постоянно проживающие в Республике Беларусь, не имеют законного источника получения доходов, обеспечивающих ему и членам его семьи прожиточный минимум, установленный в Республике Беларусь, в течение последних шести месяцев;

иностранец более одного года не имеет действительного вида на жительство;

  • разрешениена постоянное проживание, выданное иностранцу, аннулируется:

если установлены основания, предусмотренные абзацами вторым - пятым части второй статьи 30 настоящего Закона;

если брак, заключенный иностранцем с гражданином Республики Беларусь или иностранцем, постоянно проживающими в Республике Беларусь, и послуживший основанием для выдачи разрешения на постоянное проживание, признан в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, недействительным;

в случае выявления, что при представлении в соответствующие государственные органы Республики Беларусь документов, необходимых для принятия решения о выдаче ему разрешения на постоянное проживание, иностранец сообщил ложные сведения, представил документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;

если иностранец выехал или выезжает из Республики Беларусь в иностранное государство на постоянное проживание;

в случае депортации или высылки иностранца;

если иностранец приобрел гражданство Республики Беларусь.

Аннулирование разрешения на постоянное проживание влечет за собой сокращение срока действия визы, выданной иностранцу, или ее аннулирование и (или) изъятие вида на жительство.

В случае, если разрешение на постоянное проживание, выданное иностранцу, аннулировано и не имеется других законных оснований для его пребывания в Республике Беларусь, иностранец обязан выехать из Республики Беларусь в течение одного месяца со дня его уведомления о принятом решении об аннулировании разрешения на постоянное проживание, если иной срок выезда не установлен законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими особенности правового положения иностранцев, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, а также иностранцев, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита, убежище или временная защита в Республике Беларусь.

Иностранец, у которого аннулировано разрешение на постоянное проживание по основаниям, предусмотренным частью первой и абзацами вторым - пятым части второй настоящей статьи, обязан в течение пяти суток со дня его уведомления о принятом решении об аннулировании разрешения на постоянное проживание зарегистрироваться в органе регистрации по месту фактического временного пребывания.

Обращаем Ваше внимание, что допущение иностранцем правонарушений против общественного порядка и нравственности (нарушение статей 9.1, 9.3, 10.5, 17.1, 17.3, 17.4, 17.5 и 18.16 КоАП Республики Беларусь является основанием для высылки из Республики Беларусь в интересах общественного порядка в соответствии с частью первой статьи 65 Закона.

Также разъясняем, что частью 1 статьи 23.53 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за проживание без регистрации по месту жительства или по месту пребывания, когда регистрация по месту пребывания является обязательной, а частью 3 указанной статьи предусмотрена административная ответственность за проживание без документов, удостоверяющих личность, либо по недействительным документам, удостоверяющим личность.

Одновременно рекомендуем заблаговременно обращаться в подразделение по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту жительства по вопросу обмена вида на жительство (в соответствии с законодательством Республики Беларусь иностранец вправе менее чем за шесть месяцев до истечения срока действия вида на жительство обратиться для его обмена).

Напоминаем Вам о необходимости соблюдения мер предосторожности, сохранности имущества и личной безопасности. По вопросу написания заявления на оборудование квартиры охранной сигнализацией Вы можете обратиться в районный отдел по гражданству и миграции в г.Минске.

Если в отношении Вас совершены противоправные действия, Вы можете обратиться за помощью в РУВД г.Минска по месту жительства (тел. 288 02 02), дежурную службу ГУВД Мингорисполкома. Круглосуточный телефон дежурной части ГУВД 327 02 21 или 102.

Выражаем надежду, что представленная информация предостережет Вас от совершения проступков, в результате которых может быть аннулировано разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, с последующим возможным выездом и запретом на въезд в Республику Беларусь.


Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Как принять на работу гражданина Беларуси? Какие документы, куда и в какие сроки подавать?

ОТВЕТ

  1. Принимать на работу граждан Республики Беларусь по трудовому договору нужно так же, как и российских граждан, с учетом некоторых особенностей.
  2. При заключении трудового договора с гражданином Белоруссии уведомлять территориальный орган МВД России не требуется.

Однако данная позиция может вызвать претензии со стороны контролирующих органов и, возможно, ее придется доказывать в суде.

Поэтому рекомендуем уведомить территориальный орган МВД России (Управление по вопросам миграции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при ГУ МВД по Санкт-Петербургу) о заключении с гражданином Беларуси трудового договора (договора гражданско-правового характера) не позднее трех рабочих дней с даты его заключения.

Если организация не является принимающей стороной для иностранного работника (не предоставляет ему помещение для проживания), то в ее обязанности входит только представление уведомления о заключении трудового договора (договора гражданско-правового характера) с иностранным гражданином.

ОБОСНОВАНИЕ

1. В отношении граждан Республики Беларусь не применяется действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы. Они имеют равные с гражданами России права, касающиеся, например, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда, других аспектов трудовых отношений, получения медицинской помощи и иных социальных гарантий. Такие выводы следуют из содержания абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, ст. ст. 7, 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998, п. 5 ст. 14, абз. 15 ст. 18 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999.

При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. 65 ТК РФ, должен предъявить работодателю, в частности, следующие документы:

Обратите внимание, если гражданин Беларуси имеет статус временно или постоянно проживающего в РФ, то дополнительно он должен предъявить:

  • разрешение на временное проживание в РФ - при приеме на работу временно проживающего в РФ иностранного гражданина (абз. 4 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);
  • вид на жительство - при приеме на работу постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина (абз. 5 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

Отметим, что работодатель не вправе требовать от лица, поступающего на работу, документы, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).

При приеме на работу трудовой договор с гражданином Беларуси заключается в том же порядке, что и с работником-гражданином РФ.

Трудовой договор должен содержать все необходимые сведения и обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ.

Кроме того, в трудовой договор необходимо включить следующие сведения и условия:

  • для иностранцев, временно проживающих на территории России - сведения о разрешении на временное проживание в России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 3 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);
  • для иностранцев, постоянно проживающих на территории России - сведения о виде на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).

Трудовой договор с иностранцем может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно. При этом срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Это указано в ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ.

2. В силу нормы п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее – Закон № 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Какие-либо исключения из данного правила для граждан Республики Беларусь Законом N 115-ФЗ не установлены.

ФМС России в Письме от 02.04.2015 N МС-3/18223 разъясняла, что норма п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, в том числе иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов.

Вместе с тем п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 предусмотрено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется.

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, согласно позиции Верховного Суда РФ работодателям (заказчикам услуг) при заключении (расторжении, прекращении) трудового (гражданско-правового) договора с гражданином Беларуси не нужно уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

Следовательно, при заключении трудовых договоров с гражданами Белоруссии уведомлять территориальный орган МВД России не требуется. Но в связи с тем, что из нормы п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, которой установлена обязанность работодателя уведомлять территориальный орган МВД России о заключении с иностранным гражданином трудового договора, отсутствует исключение для граждан Республики Беларусь, и ранее УФМС России по г. Москве в Письме от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н указала, что о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии следует уведомлять органы ФМС России, и нет других официальных разъяснений уполномоченного органа по рассматриваемому вопросу в 2019 году, то данная позиция может вызвать претензии со стороны контролирующих органов и, возможно, ее придется доказывать в суде.

Чтобы избежать привлечения к ответственности по ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ, рекомендуем уведомить территориальный орган МВД России (Управление по вопросам миграции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при ГУ МВД по Санкт-Петербургу) о заключении с гражданином Беларуси трудового договора или гражданско-правового договора не позднее трех рабочих дней с даты его заключения.


Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Прекращение трудового договора с работником возможно по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее - ТК), и законодательными актами.

2) истечение срока действия срочного трудового договора, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

3) расторжение трудового договора по желанию (статья 40 ТК), или по требованию работника (статья 41 ТК), или по инициативе нанимателя (статья 42 ТК);

4) перевод работника, с его согласия, к другому нанимателю или переход на выборную должность служащего;

5) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и (или) реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации, сдачей имущественного комплекса организации в аренду или передачей в доверительное управление акций (долей в уставном фонде) организации;

Согласно статье 47 ТК трудовой договор с некоторыми категориями работников может быть прекращен в случаях:

1) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации (ее обособленного подразделения), его заместителями, главным бухгалтером и его заместителями, в том числе сокрытия руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечения без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения;

1-1) смены собственника имущества организации, сдачи имущественного комплекса организации в аренду или передачи в доверительное управление акций (долей в уставном фонде) организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера - часть вторая статьи 36);

1-2) нарушения руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий;

2) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя;

3) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

5) неподписания работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;

5-1) нарушения работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершения правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения;

6) неподписания работником, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим доступ к коммерческой тайне, обязательства о неразглашении коммерческой тайны либо разглашения коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ;

7) возникновения (установления) обстоятельств, препятствующих осуществлению педагогической деятельности или педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта в соответствии с законодательными актами;

8) отказа в соответствии с законодательными актами в предоставлении допуска к государственным секретам работнику, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим такой допуск, а равно отказа такого работника от предоставления ему допуска к государственным секретам либо прекращения в соответствии с законодательными актами допуска к государственным секретам такого работника, когда прекращение его допуска к государственным секретам является препятствием для продолжения им работы по занимаемой должности служащего;

9) неисполнения, ненадлежащего или несвоевременного исполнения должностным лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль (надзор), предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятия мер по устранению указанных в них нарушений.

Трудовой договор с работниками организаций физической культуры и спорта, участвующими в спортивной подготовке спортсмена, расторгается в случае их спортивной дисквалификации за допинг в спорте.

Статьей 257 ТК предусмотрены дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации.

Так, трудовой договор с руководителем организации может быть также прекращен по следующим основаниям:

2) принятие собственником имущества организации или уполномоченным им органом соответствующего решения о прекращении трудового договора.

- спортивной дисквалификации спортсмена на срок шесть и более месяцев, за исключением спортивной дисквалификации за допинг в спорте;

- недостижения определенных спортивных результатов при условиях, что достижение этих результатов было предусмотрено трудовым договором и спортсмену были созданы нанимателем необходимые условия для их достижения.

6.1. неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание;

прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;

иное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с настоящим Декретом и иными законодательными актами;

6.3. вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

6.4. совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя;

6.5. совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

6.8. причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда;

6.9. сокрытие руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения;

6.10. нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий;

6.11. неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан и юридических лиц;

6.13. неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений;

6.14. неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений;

6.15. нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;

6.20. лишение судом государственного служащего права занимать государственную должность в течение определенного времени;

6.21. представление государственным служащим заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;

6.22. непредставление государственным служащим декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

6.24. виновные деяния, которые в соответствии с законодательными актами о прохождении военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля явились основанием для увольнения с военной службы (службы).

Увольнение по некоторым основаниям должно производиться с соблюдением установленного законодательством порядка, в ином случае это может повлечь признание увольнения незаконным.

Для отдельных категорий работников установлены дополнительные гарантии при расторжении трудового договора:

статьей 268 ТК – для беременных женщин, женщин, имеющих детей, одиноких родителей при заключении и прекращении трудового договора;

Порядок увольнения по определенным основаниям или в отношении определенных категорий работников (например, согласование увольнения, уведомление об увольнении и др.) может быть также установлен другими нормативными правовыми актами.

- пунктом 7 Декрета № 5 – при увольнении по основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения;

В соответствии со статьей 77 ТК при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя на день увольнения (кроме выплат, установленных системами оплаты труда, размер которых определяется по результатам работы за месяц или иной отчетный период), производятся не позднее дня увольнения. Если работник в день увольнения не работал или если трудовой договор с предварительным испытанием расторгается в день истечения срока предварительного испытания, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее дня, следующего за днем предъявления работником требования о расчете.

В случае спора о размерах выплат, причитающихся работнику при увольнении, наниматель обязан в вышеуказанный срок выплатить не оспариваемую работником сумму.

В день увольнения наниматель, в частности, выплачивает работнику заработную плату, денежную компенсацию за неиспользованный трудовой отпуск (статья 179 ТК), выходное пособие, предусмотренное законодательством, локальным правовым актом.

Не могут быть оспариваемыми те суммы, право на которые установлено законодательством. Например, в соответствии со статьей 48 ТК при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников наниматель должен выплатить выходное пособие – не менее трех среднемесячных заработков.

Одним из примеров оспариваемой суммы может являться сумма, которую наниматель удерживает из заработной платы работника, однако работник с таким удержанием не согласен. Вместе с тем в данном случае нанимателю следует выплатить в день увольнения не оспариваемую сумму, то есть сумму за вычетом этого удержания.

В случае невыплаты по вине нанимателя в сроки, установленные частью первой статьи 77 ТК, причитающихся при увольнении сумм выплат работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день их задержки, а в случае невыплаты части суммы - пропорционально невыплаченным при расчете денежным суммам.

Выходное пособие выплачивается в случаях, предусмотренных ТК и иными актами законодательства, коллективным договором, соглашением.

При расторжении трудового договора, за исключением контракта, в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка.

При прекращении трудового договора по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 42 ТК, работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее трех среднемесячных заработков.

При прекращении трудового договора по основаниям, указанным в пункте 5 части второй статьи 35, пунктах 3 и 4 статьи 42, пунктах 1, 2 и 8 статьи 44 ТК, работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При этом в случае прекращения трудового договора по основанию, указанному в пункте 5 части второй статьи 35 ТК (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда), по причине установления неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.

При расторжении трудового договора с руководителем организации, его заместителем и главным бухгалтером по основанию, указанному в пункте 1-1 части первой статьи 47 ТК, новый собственник, арендатор имущественного комплекса организации или лицо, которому в доверительное управление переданы акции (доли в уставном фонде) организации, обязаны выплатить указанным работникам выходное пособие в размере не менее трех среднемесячных заработков.

Размер пособия может быть увеличен в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, нанимателем.

Выдача трудовой книжки. При увольнении трудовая книжка выдается работнику в день увольнения (в последний день работы) с внесенной в нее записью об увольнении.

Если работник отсутствует на работе в день увольнения или отказывается от получения трудовой книжки, наниматель в этот же день направляет ему заказное письмо с уведомлением о вручении о необходимости явиться за получением трудовой книжки.

При наличии письменного заявления работника о направлении трудовой книжки по почте наниматель не позднее следующего дня после получения такого заявления направляет трудовую книжку по указанному в заявлении адресу.

В случаях, когда работник отказывается сам получить трудовую книжку, например, он считает, что наниматель его незаконно уволил, несмотря на заказное письмо с уведомлением о необходимости получения трудовой книжки, не является за ней и не выразил желания на пересылку ее по почте, наниматель не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

В случае отказа работника от получения трудовой книжки нанимателем оформляется акт с указанием присутствующих при этом свидетелей.

В соответствии со статьей 79 ТК при задержке выдачи трудовой книжки по вине нанимателя работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула, и дата увольнения при этом изменяется на день выдачи трудовой книжки.

Аватар автора Демченко Алина

По закону, когда работодатель принимает на работу иностранца или прекращает с ним работу, он должен подать в МВД уведомление о приеме иностранца на работу или расторжении с ним трудового договора. (п. 8 ст. 13 ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ). В противном случае работодатель будет наказан за административное правонарушение. Однако подавать уведомления нужно не по всем иностранцам.

Работодатель не подал уведомление об увольнении белоруса

В ходе плановой проверки МВД выяснилось, что генеральный директор организации не уведомил МВД о том, что прекратил работу с иностранным работником, гражданином Беларуси.

Неподача уведомления или подача не вовремя – это административное правонарушение ч. 3 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ и влечет за собой:

  • для юридических лиц - штраф от 400 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности организации до 90 суток;
  • для должностных лиц - штраф от 35 000 до 70 000 рублей.

Как правило, МВД выписывает штраф на организацию за подобные нарушения, но в этот раз штраф был выписан непосредственно на директора и составлял 35 000 рублей. Директор не согласился и отправился в суд, чтобы обжаловать решение МВД.

Штраф за белоруса – справедливо или нет

Штраф уведомления по иностранцам

С одной стороны, существует основной закон, который описывает правила пребывания и работы иностранцев в РФ. Это Федеральный Закон от 25.07.2002 №115-ФЗ. Согласно этому закону работодатель обязан уведомлять МВД о трудоустройстве иностранца.

С другой стороны, между РФ и Беларусью существует соглашение – Договор от 08.12.1999 "О создании Союзного государства", согласно которому граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства - участника.

Это означает, что на граждан Белоруссии не распространяются требования и ограничения, которые установлены для иностранных граждан, если только они не прописаны отдельно.

Об этом же сказано в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 г №4. По этому Решению подавать уведомления в МВД по гражданам Белоруссии не нужно, а штрафовать работодателя, который не подал уведомление о расторжении или приеме белоруса, нельзя.

Чему учит ситуация

В данном случае постановление на штраф не зря выписано именно на директора, а не на организацию. Тот факт, что уведомления по белорусам подавать не следует, должен быть известен любому инспектору МВД. Поэтому скорее всего штраф выписан с надеждой, что из-за такой суммы никто не станет затевать длительную судебную тяжбу. И в нашей практике есть случаи, когда работодатели оплачивали необоснованные штрафы, просто чтобы "не связываться".

Но для миграционного специалиста важно не только знать свои обязанности, но и уметь отстаивать свои права. В том числе и право не подавать уведомления по белорусам. Если у миграционного специалиста нет таких навыков или в компании такого специалиста нет совсем, то советуем передать ведение иностранных сотрудников экспертам. Например, в наше миграционное сопровождение входит присутствие миграционного адвоката на всех проверках МВД в компании клиента, а также обжалование штрафа в суде, если его все же выписали.

Об НДФЛ и страховых взносах при выплате российской организацией гражданину Республики Беларусь вознаграждения по трудовому договору о дистанционной работе на территории Республики Беларусь.

При работе с иностранцами следует учитывать множество не только российских законов и актов, но и международные договора. Рассмотрим, как это отразилось на медицинских полисах для иностранцев.

Правда, у белорусов нет документов, подтверждающих дату въезда в РФ, ведь при пересечении российско-белорусской границы штамп погранслужбы не ставится, а миграционные карты белорусы не заполняют. В этом случае ориентиром могут служить железнодорожные, авиа- или автобусные билеты. Но мы советуем отталкиваться от даты заключения трудового договора. По крайней мере, проверяющие из органа ФМС будут ориентироваться именно на нее.

Работники-белорусы: памятка для работодателей

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Возникает вопрос: здесь имеются в виду трудовые договоры, заключенные лишь с конкретным работодателем? Или для целей исчисления взносов должен учитываться весь период работы временно пребывающего иностранца в РФ в текущем календарном году?

Особая ситуация – удаленная работа, когда белорусский гражданин не покидает свою страну. Если вы нанимаете сотрудника на удаленную работу, информировать об этом Главное управление по вопросам миграции МВД России (ст. 20 Закона от 18 июля 2021 г. No 109-ФЗ и письмо от 25 ноября 2021 г. No 20/16199) не нужно.

Однако Верховный суд признал штраф незаконным. Он сослался на решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4. В пункте 1 этого документа сказано следующее: действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется. Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, и других вопросах трудовых отношений. Из упомянутого документа следует, что в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в России, и их работодателей, положения Закона № 115-ФЗ не применяются. Следовательно, даже если работодатель не уведомил ФМС о приеме на работу гражданина Белоруссии, это не является основанием для штрафа, предусмотренного статьей 18.15 КоАП РФ.

Документы гражданина Белоруссии

У трудоустройства в РФ граждан Белоруссии в 2021 году есть свои особенности. Чтобы избежать сложностей, воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией с учетом изменений 2021 года. К ней также прилагается заполненный бланк уведомления МВД и образец трудового договора

Безвизовый режим пребывания в РФ – для граждан следующих стран: Белоруссия, Южная Осетия, Абхазия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина, Узбекистан. Визовый режим пребывания в РФ – для граждан всех остальных стран.

Как оформить иностранца на работу и не получить штраф – пошаговая инструкция

  1. Обратиться в кадровое агентство аутстаффинга.
  2. Предоставить документы на сотрудников.
  3. Заключить договор о предоставлении труда персонала.
  4. Беззаботно пользоваться трудом мигрантов без рисков, ответственности и штрафов.

Способы оформления мигрантов на работу

Важно! Заработная плата сотрудника должна быть не ниже среднеотраслевой ставки или установленного в регионе минимума (МЗП). Для Санкт-Петербурга в 2021 году МЗП составляет 18 000 рублей в месяц при полной занятости.

Уведомить УФМС РФ есть возможность лично при предоставлении извещения стандартного образца либо через Почту России. В организации такими вопросами занимается юридическая или кадровая служба, либо представитель по доверенности в случае привлечения для исполнения обязанности посредника.

Нужно ли гражданину Белоруссии разрешение на работу в России (Москве)

Российскому работодателю достаточно подать уведомление о принятии на работу белоруса. На руках у него или работодателя должен остаться корешек извещения, который при необходимости предъявляется миграционной службе по запросу или в связи с проверкой. Если иностранец устроился на работу ранее в другое предприятие, то нужно запросить у него уведомление с отметкой миграционной службы. При его отсутствии или заверениях о наличии, лучше проверить сведения во избежание административного разбирательства и наложении крупного штрафа, который в 2021 году составляет:

Список бумаг для оформления на работу белоруса в РФ в 2021 году

  • для работодателей со статусом индивидуального предпринимателя – от 400 000 до 500 000 руб., в зависимости от вины ответственного лица;
  • на руководителя компании, не оформившего извещение в надлежащий срок, – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на юридическое лицо, не подавшее вовремя извещение в УФМС – от 400 000 до 800 000 руб. в отношении каждого иностранца.

В отдельных случаях, если данные требования имеются по должности, представляются дополнительные документы – справка из медицинского учреждения о состоянии здоровья или об отсутствии судимости. Гражданин должен предоставить документ об отсутствии судимости и уголовного преследования в Беларуси.

Документы, выданные белорусскими учебными заведениями, действительны в России. Для ряда специальностей установлено требование о необходимости признания иностранного образования и квалификации. Подтверждение требуется для медицинских, педагогических работников, юристов и других специальностей.

Оформление трудового договора

До направления уведомления необходимо выяснить, допускается ли иной способ представления уведомления, кроме личного. В ряде городов уведомления по почте не принимаются. После подачи уведомления на руках остается отрывной корешок, подтверждающий исполнение государственных обязанностей. Дополнительные уведомления, например, в случае предоставления отпуска без содержания сроком более месяца, в миграционную службу не представляются.

Уведомление о прибытии иностранца

Из данного положения следует, что российские компании могут принимать на работу граждан из Белоруссии, Казахстана и Армении без учета допустимой доли иностранцев. Напомним, что на 2021 год допустимая доля иностранных работников, используемых работодателями при осуществлении определенных видов экономической деятельности, установлена постановлением Правительства РФ от 19.12.14 № 1420. Так, например, в компании, занимающейся розничной торговлей алкогольными напитками, иностранцев может быть не более 15% от общей численности работников.

Иностранным гражданам патенты выдаются на срок от 1 до 12 месяцев. Если действие разрешения закончилось, работодатель должен отстранить подчиненного от работы на месяц: это время дается ему для оформления нового патента. Без предоставления времени сотрудника уволить нельзя.

  • наименование ближайшего ФМС, куда будет направлен документ;
  • статус организации;
  • реквизиты предприятия;
  • полные данные сотрудника;
  • наименование документа, дающего право человеку осуществлять трудовую деятельность;
  • наименование профессии человека;
  • документ, который был заключен при трудоустройстве;
  • дату увольнения и причину, по которой оно произошло.

По инициативе работодателя

  • Если у работника окончена временная регистрация, в поле с датой расторжения договора ставится дата окончания регистрации.
  • Уведомление направляется, если работник сам решил расторгнуть договор, закончился срок действия патента или регистрации иностранца в РФ, либо при досрочном прекращении соглашения из-за несоответствия сотрудника занимаемой должности.
  • В документе обязательно указывается полная информация о работнике и работодателе.
  • Извещение заполняется с указанием реквизитов документа, на основании которого иностранец осуществляет трудовую деятельность.

— смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

Начнём с наиболее привилегированных категорий иностранных работников, к которым относятся постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане (с видом на жительство в РФ), временно проживающие на территории РФ (с разрешением на временное проживание) и граждане, прибывшие из стран иностранных государств ‒ членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан).

Снятие с миграционного учёта

Работодателю иностранного работника также необходимо знать о снятия с миграционного учета уволившегося иностранца, если он был поставлен на учёт по месту пребывания по адресу организации-работодателя. Эта норма применяется с недавних пор в отношении работодателя принимающей стороны и установлена Федеральным законом от 29.07.2021 № 257-ФЗ (вступил в силу 10.08.2021).

Порядок Увольнения Гражданина Белоруссии 2021

Согласно части четвертой статьи 19 Трудового кодекса в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. В связи с этим в данном случае статья 32 Трудового кодекса не применяется.

Материалы по теме

Не подписание такого обязательства имеет правовые последствия в виде отказа в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождения государственного должностного лица от занимаемой должности служащего.

Существует точка зрения, подтвержденная постановлением Верховного суда о том, что миграционную службу можно не уведомлять о приеме белорусса. Однако контролирующие органы скорее всего признают такие действия ошибочными и наложат огромный штраф (до 800000 рублей) за несоблюдение законодательства.

Прием на работу белорусса в 2021 году

Ситуация, когда сотрудник принят в российскую организацию, работает удаленно и находится в стране проживания, нестандартная. Она регулируется статьей 20 закона №109-ФЗ от 18.07.2021 года и письмом №20/16199 от 25.11.20216 года. В соответствии с действующими нормативными актами, подавать сведения в отношении таких работников не требуется.

Оформление договора при приеме на работу

Работники, которые приезжают работать в Россию из Белоруссии, зачастую устраиваются на должности, связанные с интеллектуальной деятельностью. Кроме этого белорусские граждане часто открывают на территории нашей страны собственный бизнес.

Читайте также: