Как урегулировать спор в досудебном порядке с банком

Обновлено: 18.05.2024

22 июня 2021 года Пленум Верховного Суда РФ утвердил Постановление о некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Верховный Суд выпустил официальные разъяснения правил досудебного урегулирования споров в целях единообразного применения судами положений законодательства и закрепления многолетней судебной практики. В Постановлении не предусмотрены принципиально новые изменения, но отражена актуальная судебная практика с учетом сложившихся обычаев делового оборота. Так, например, Верховный Суд допустил направление претензии через электронную почту, социальные сети или мессенджеры, представление скриншотов в качестве доказательства направления претензии, замену претензионной формы на медиацию и многое другое.

Какие альтернативные формы досудебного урегулирования спора можно применять?

Верховный Суд указал на то, что досудебный порядок может быть реализован в разных формах: посредством процедуры, осуществляемой сторонами спора самостоятельно (переговоры, претензионный порядок) или с привлечением третьих лиц (медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), а также путем обращения в органы власти в административном порядке.

Обязательный досудебный порядок в виде направления претензии может быть заменен сторонами на другую процедуру, в том числе на переговоры или медиацию, даже в случае, если стороны не согласовали такой порядок до возникновения спора.

Кто и в какой форме должен доказать соблюдение досудебного порядка?

Верховный Суд напомнил, что бремя доказывания направления претензии лежит на истце, но ответчик может доказывать, что истец направлял ему иную документацию.

Доказать направление претензии через Интернет можно, в том числе с помощью скриншотов, содержащих адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, и точное время ее получения. Подтвердить проведение примирительных процедур в виде переговоров и медиации можно, предоставив суду протокол разногласий, заявление об отказе от продолжения медиации и другое.

В случае если к исковому заявлению не будут приложены подтверждающие документы, оно подлежит возвращению. Исковое заявление также будет возвращено, если ко дню подачи иска не истек срок досудебного урегулирования и отсутствует ответ ответчика на претензию.

Кто из участвующих в деле лиц должен соблюдать претензионный порядок?

В случае если в споре участвуют несколько истцов и/или ответчиков, то:

каждый истец, требование которого можно рассмотреть отдельно от требований других истцов, обязан соблюсти досудебный порядок.

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, освобождены от обязанности соблюдения досудебного порядка, как и ответчик при предъявлении истцу встречного иска. В случае если досудебный порядок соблюден правопредшественником или в отношении правопредшественника, то повторное соблюдение такого порядка по этому же спору не требуется.

Возможны ли ошибки при указании в претензии суммы требований?

Если истец указал в претензии на конкретный спор, но суммы основного долга, неустойки, процентов не совпадают с суммами, указанными в поданном в последующем иске, досудебный порядок будет считаться соблюденным. В случае если в претензии указана только сумма основного долга, а требование заявлено о взыскании как долга, так и неустойки, то досудебный порядок также будет считаться соблюденным.

Однако если претензия и иск содержат требование только о взыскании основного долга и требование о взыскании неустойки истцом в суде не заявлялось, то для целей взыскания неустойки в отдельном процессе истцу необходимо соблюсти досудебный порядок прежде, чем обратиться в суд. Аналогичные правила применяются в том числе при взыскании процентов, предусмотренных статьями 317, 395 ГК РФ.

Когда ответчику следует заявить о несоблюдении досудебного порядка?

Ответчик может ходатайствовать перед судом об оставлении иска без рассмотрения из-за несоблюдения истцом обязательного досудебного порядка не позднее дня представления ответчиком своих первых возражений по существу спора.

Ходатайство ответчика будет удовлетворено, если оно подано во время рассмотрения в суде первой инстанции и:

истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный законом или договором;

ответчик выразил намерение урегулировать спор;

на момент подачи ходатайства не истек установленный законом или договором срок досудебного урегулирования и отсутствует ответ на претензию либо иной документ, подтверждающий соблюдение такого урегулирования.

Комментарий

Верховный Суд, учитывая многолетнюю судебную практику, тенденции и специфику современной цифровой коммуникации в бизнес-среде, предоставил сторонам спора возможность использовать новые способы для мирного разрешения конфликтов вне зала суда.

При этом выводы Верховного Суда играют важную роль для формирования единого подхода судей при разрешении вопросов, связанных с соблюдением досудебного порядка, особенно в части его доказывания.

Мы рекомендуем нашим клиентам обратить внимание на вышеизложенное и учитывать это при разработке своих судебных стратегий для разрешения споров.

Для получения дополнительной информации свяжитесь, пожалуйста, с экспертами CMS Russia Сергеем Юрьевым, Татьяной Свиридовой, Анастасией Ентяковой или вашим постоянным контактом в CMS Russia.

Яндекс хорошее место

Нашими специалистами был успешно урегулирован спор в досудебном порядке по вопросу нарушения качества обслуживания.

  • ООО "Британи"
  • Салон красоты "Сона"
  • Косметологическая клиника "Beauty Trend"
  • Массажный салон "Тайландика"

Красота и здоровье

Адвокатами нашей компании было успешно заключено добровольное досудебное соглашение по урегулированию земельного спора.

  • "Клиника доктора Осиповой"
  • "СМ-Клиника"
  • Медицинский центр "Синопсис"
  • Лечебный центр "Возрождение"

Медицина и здравоохранение

Нашими специалистами оказана действенная помощь и защита прав своих клиентов при урегулировании различных споров.

  • ООО "АльпМонтажСтрой"
  • АГ "Строй Альянс"
  • ООО "ФС-Групп"
  • ООО "ЛегионСтройГрупп"

Строительство и ЖКХ

Нашими адвокатами оказано грамотное представление интересов клиента в разрешении спора по договору.

СМИ

Благодарности наших клиентов

Досудебное урегулирование споров Ведение переговоров, составление и заключение соглашения о досудебном урегулировании спора

Процедура разрешения конфликтных ситуаций и проблем в юриспруденции состоит из двух этапов:

  • урегулирование споров до передачи дела в суд;
  • разрешение конфликтов в судебном порядке.

Практически любая спорная ситуация, связанная с применением нормативно-правовых актов, может быть решена без передачи дела на рассмотрение в судебные органы. Тем не менее, ряд обстоятельств не дает возможности добиться урегулирования конфликта в досудебном порядке:

  • участие в спорном правоотношении государственных и муниципальных органов. Это характерно для налоговых правоотношений с участием налоговых органов;
  • противоположная точка зрения сторон на возможность урегулирования разногласий. Данная ситуация характерна для спора в гражданском процессе;
  • отсутствие необходимых познаний в области права. В этом случае правовая безграмотность не позволяет сторонам конфликта найти и применить норму законодательства, способную разрешить их спор без вмешательства суда (урегулирование).

Добиться, чтобы стороны подписали досудебное соглашение, урегулировали свой конфликт мирным путем – задача, посильная только квалифицированному юристу.

Досудебное урегулирование спора в гражданском процессе

Досудебное разрешение конфликтов может применяться практически для любой категории спорных ситуаций и конфликтов:

  • досудебное разрешение (урегулирование) налоговых конфликтов с участием налоговых органов;
  • досудебное урегулирование спора в гражданском процессе;
  • заключение мирового соглашения на досудебной стадии в трудовых конфликтах.

Досудебное урегулирование спора в гражданском процессе может осуществляться следующими способами:

  • претензионная работа специалиста юридической компании в гражданском споре на досудебном этапе. При возникновении спора, вытекающего из условий договора или сделки, обоснованная претензия поможет сторонам прийти к взаимному соглашению о порядке урегулирования спора. Потенциальная судебная тяжба влечет не только потерю времени, но и существенные финансовые затраты, поэтому аргументированная претензия позволит снять большинство спорных вопросов на стадии переговоров или переписки между сторонами;
  • посреднические услуги. Досудебное урегулирование спора в гражданском процессе может осуществляться путем участия профессионального юриста в качестве посредника между конфликтующими сторонами. Данная функция осуществляется посредством подготовки и проведения переговоров между конфликтующими сторонами с участием юриста-посредника;
  • подача жалоб. В ряде случаев подача жалобы в уполномоченные органы поможет довести досудебное разрешение спора в гражданском процессе до необходимого результата. На практике, именно подача жалобы по делам о защите прав потребителя позволяет эффективно урегулировать спор между потребителем и продавцом (исполнителем).

Досудебное урегулирование налоговых споров

Процессуальные акты налоговых органов по итогам налоговых проверок также могут быть урегулированы в досудебном порядке. При наличии спора с участием налоговых органов досудебное решение конфликта посредством проведения переговоров невозможно, так как регламент налоговых органов не предусматривает подобных налоговых процедур.

Досудебное разрешение налоговых споров подразумевает следующие способы взаимодействия налогоплательщика, его представителя (юриста) и сотрудников налоговых органов:

  • возражения на акты налоговых проверок, проводимых сотрудниками налоговых органов;
  • жалобы на процессуальные акты налоговых органов (решения налоговых органов, постановления налоговых органов, требования налоговых органов), которые подаются в адрес вышестоящего сотрудника налоговых инспекций ФНС.

Досудебное урегулирование налоговых споров является обязательной процедурой только в отношении налоговых решений, вынесенных по итогам выездных и камеральных проверок сотрудниками территориальных налоговых органов. Без ее соблюдения обжалование решений налоговых органов и действий налоговых органов в судебном порядке невозможно. Такое требование предусмотрено законодательством РФ с 2009 года.

Досудебное урегулирование налоговых споров по обязательной процедуре реализуется посредством подачи жалобы на процессуальные акты налоговых органов, вынесенные по итогам проведения налоговых проверок. Жалоба подается в адрес вышестоящих должностных лиц налоговых органов.

Обязательное досудебное урегулирование споров

Обязательное урегулирование споров до суда предусмотрено нормативно-правовыми актами ряда отраслей права. Особое значение процедура обязательного досудебного разрешения спора (его урегулирование) имеет в налоговых правоотношениях.

Процедура обжалования действий налоговых органов и актов налоговых органов до суда имеет ряд несомненных преимуществ:

  • подача жалобы на решения налоговых органов в ряде случаев значительно сокращает общий срок урегулирования спора, ведь досудебное рассмотрение дела в суде может затянуться на месяцы, и даже годы. Для процедуры обжалования налоговых актов сотрудников налоговых органов предусмотрены жесткие сроки, не превышающие двух месяцев с момента подачи жалобы в адрес вышестоящих налоговых органов:
  • обжалование действий налоговых органов может осуществляться самим налогоплательщиком и не влечет никаких дополнительных затрат;
  • регламент обжалования действий налоговых органов и решений налоговых органов постоянно упрощается в интересах соблюдения и защита прав налогоплательщиков;
  • обжалование действий налоговых органов и решений налоговых органов позволяет значительно отложить по времени срок вступления в силу процессуальных решений налоговых органов. На период обжалования решения налоговых органов не подлежат принудительному исполнению, что позволяет временно избежать наступления штрафных санкций по итогам камеральных налоговых проверок и выездных налоговых проверок.

Рассмотрение жалоб на действия налоговых органов и решения налоговых органов по итогам налоговых проверок осуществляется на основании материалов проверки, при этом по итогам рассмотрения жалоб налогоплательщик не может быть подвергнут более суровому наказанию.

Итогом рассмотрения жалобы на действия налоговых органов и решений налоговых органов по итогам налоговых проверок может быть:

  • удовлетворение жалоба на действия налоговых органов и решений налоговых органов;
  • отказ в удовлетворении жалобы на действия налоговых органов и решений налоговых органов.

Во втором случае у налогоплательщика возникает право на обжалование решений налоговых органов в судебном порядке.

Досудебное урегулирование трудовых споров

Досудебное урегулирование трудовых споров также может являться обязательной процедурой в случаях, если на предприятии создана и действует комиссия по трудовым спорам. Если подобная комиссия сформирована, рассмотрение трудовых конфликтов проводится этим органов на основании заявления работника. Данная процедура относиться только к процедуре урегулирования индивидуальных трудовых конфликтов. Для рассмотрения трудовых конфликтов в комиссии по трудовым разногласиям работник подает в ее адрес заявление с изложение сути спора или оснований возникновения трудовых конфликтов с работодателем.

Если комиссия по трудовым спорам в течение десяти дней не приступила к рассмотрению трудовых споров работника, у него возникает право на обращение в суд с исковым заявлением о решении трудовых споров.

Комиссия по трудовым спорам может выносить решения по сути трудовых конфликтных ситуаций, которое может впоследствии обжаловать в судебном порядке обеими сторонами трудовых конфликтов.

Досудебное урегулирование трудовых споров может заключаться в переговорах между работодателем и представителями трудовых коллективов. Данные случаи характерны в случае возникновения коллективных трудовых споров. Решение трудовых конфликтов в таком порядке осуществляется путем проведения коллективных переговоров с участием обеих сторон трудовых правоотношений.

Соглашение о досудебном урегулировании спора

Соглашение заключается между сторонами конфликта по итогам переговоров, рассмотрения жалоб и претензий, а также в случае признания правомерности требований второй стороны.

Подобные соглашения получили наибольшее распространение при разрешении конфликтных ситуаций в гражданском праве, когда стороны имеют возможность решать споры без участия государственных органов. Согласительные процедуры приводят к подписанию взаимовыгодного соглашения между сторонами в гражданском споре, которое позволяет существенно сэкономить средства на возможное ведение судебного процесса. Неисполнение условий досудебного соглашения в гражданском процессе оставляет за сторонами право на обращение в судебные органы для защиты своих прав и интересов в гражданском споре.

В урегулировании спора и налоговых разногласиях заключение такого соглашения невозможно, регламент работы налоговых органов не предусматривает подобных процедур. Даже если налоговый орган признает правоту налогоплательщика при рассмотрении жалобы, у него существует возможность отменить акт нижестоящих налоговых органов без заключения соглашения о мирном решении спора.

При рассмотрении трудовых конфликтов заключение такого соглашения допускается, однако на практике его можно достичь только при урегулировании коллективных трудовых споров. Проведение коллективных переговоров подразумевает согласование условий коллективного договора, которые редко становятся предметом судебного разбирательства.


Претензионный порядок в договоре - образец формулировки приведен в статье - позволяет сторонам соглашения самостоятельно установить правила разрешения спора в досудебном порядке, а также сделать досудебный порядок обязательным. Прочитав статью, вы узнаете, зачем прописывать в договоре обязанность урегулировать спор до суда и что будет, если претензионный порядок не прописан.

Зачем прописывать претензионный порядок урегулирования споров в договоре

По общему правилу досудебный порядок урегулирования спора соблюдать не нужно. Однако если такой порядок предусмотрен законом или договором, придется перед обращением в суд писать досудебную претензию.

Например, с иском в арбитражный суд по многим категориям споров можно обращаться только в том случае, если претензия не была удовлетворена или была проигнорирована ответчиком в течение 30 календарных дней с момента направления (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Однако существует множество категорий споров, которые не нужно урегулировать досудебно, с помощью претензии. Когда претензионный порядок по закону необязателен, рекомендуется прописать обязанность по его соблюдению в договоре. Это нужно сделать до его заключения — проект документа согласуют и подпишут обе стороны, после чего он приобретет юридическую силу.

Обязательность соблюдения досудебного порядка даст дополнительную возможность урегулировать спор миром. Второе важное последствие — затягивание процесса судебного взыскания, так как перед обращением в суд истцу нужно будет ждать целый месяц с момента направления претензии будущему ответчику.

Пишем претензию

Договор, в котором прописан претензионный порядок урегулирования споров, может содержать следующую информацию:

  • срок для направления претензии;
  • срок ответа на претензию;
  • порядок расчета размера штрафных санкций;
  • последствия, наступающие в случае отказа от добровольного удовлетворения требований.

Образец формулировки

Формулировка, описывающая претензионный порядок урегулирования спора, может быть любой. Например:

  • Стороны договорились разрешать все разногласия, связанные с исполнением настоящего договора, путем предъявления досудебной претензии.
  • Претензия должна содержать:
  • наименование контрагента;
  • обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, со ссылками на соответствующие статьи договора и нормативных правовых актов;
  • указание о предполагаемом способе исполнения обязательств;
  • расчет суммы требований по претензии и номер счета, на который должны быть перечислены денежные средства;
  • срок исполнения обязательств контрагентом и/или срок ответа на претензию, который не может превышать ___ дней с даты, когда обязательство контрагента должно было быть исполнено, если иной срок не предусмотрен договором или законодательством Российской Федерации;
  • информацию о мерах, которые будут приняты в случае отклонения претензии (приостановка исполнения обязательств потерпевшей стороной, обращение в суд);
  • дату и регистрационный номер претензии;
  • подпись уполномоченного лица;
  • перечень прилагаемых документов.
    • Претензионный порядок включает:

    Претензия может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

    Заинтересованная Сторона вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

    При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки потерпевшая сторона вправе предъявить иск в суд.

    Что если в договоре не будет условия о досудебном урегулировании

    Если в договоре не будет условия о досудебном урегулировании конфликта, стороны должны руководствоваться положениями законодательства. Например, если закон не предусматривает необходимости досудебного урегулирования спора, то истец сразу сможет обратиться в суд. Если же по закону досудебное урегулирование обязательно, как в приведенном выше примере, то придется сначала писать претензию.

    При этом даже если условия о претензионном порядке нет, договор будет действительным, а исполнение его условий — обязательным для сторон.

    Итоги

    Стороны договора вправе самостоятельно прописать необходимость претензионного порядка разрешения спора и условия направления претензии и дачи на нее ответа. Если такие условия не указаны, нужно руководствоваться требованиями закона. Если досудебный порядок обязателен по закону, написать претензию перед обращением в суд придется. Иначе суд не станет рассматривать иск.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


    Большинство из нас активно пользуется услугами банков и приобретает их продукты. Наверняка у вас есть дебетовая или кредитная карты, расчетный счет или страховка, оформленная кредитором. Но что же делать, если вас не устраивает качество услуг или их исполнение? В этой статье мы расскажем вам о том, какие могут быть причины для спора с кредитором и как их урегулировать.

    Основания для возникновения

    Между потребителем и банком могут быть споры, которые, как правило, связаны с нарушениями условий договора обслуживания. Не выплатили полагающиеся проценты по вкладу, не вернули деньги или навязали дополнительные расходы? Все это повод для спора, урегулировать который можно несколькими способами.

    Разногласия по кредитным вопросам

    Одна из распространенных причин для спора между банком и заемщиком – это кредит. Причем инициатором разбирательства может стать как потребитель, так и сам кредитор, если клиент перестал исполнять свои обязательства. Кредитные споры с банком могут возникнуть по следующим причинам:

    • Заемщик не исполняет свои обязательства, перестав вносить платежи по займу;
    • Компания навязывает дополнительные услуги, незаконно удерживает деньги со счета;
    • Компания предъявила новые условия договора и требования, о которых заемщик ранее не знал;
    • После заявления потребителя банк не расторгает договор кредитования или страхования.

    Если вы заинтересовались вопросом, что делать, если банк подал в суд за неуплату кредита, советуем ознакомиться с этим материалом.

    Дополнительной причиной для спора может стать кредит, который не был погашен заемщиком. Возможно, клиент накопил задолженность и банк выставил требование о погашении комиссий, пеней, штрафов.

    Один из поводов для спора или судебного разбирательства – взыскание кредита. Как правило, должник при этом не согласен с требованиями компании о выплате большой суммы неустойки и погашении всей суммы займа сразу.

    Немало споров по кредиту связано с навязыванием банком страховки, которая по закону является добровольной. Однако, большинство компаний отказывают клиентам в выдаче займа без оформления страхового договора.

    Но, согласно указанию Центрального Банка РФ № 4500-У, заемщик имеет право отказаться от страховки в течение двух недель с момента ее оформления. И отказ кредитора в расторжении страхового договора – это еще один повод для спора.

    Способы урегулирования

    Споры с банком – неприятный процесс, однако, свои права нужно отстаивать, не отпуская ситуацию на самотек. Решить спор, например, о невыплате кредита или снижении неустойки по задолженности, заемщик может двумя способами: мирно и через суд. Что именно следует делать?

    Мирный путь

    Первый способ решения любого вопроса – досудебный, который включает в себя попытку мирного урегулирования конфликта между сторонами. Как правило, до суда дела доходят редко, поскольку кредитору невыгодно подавать иск и решать спор в таком порядке.

    При споре с банком потребителю нужно написать претензию в адрес руководства организации со своими требованиями, например, о снижении неустойки или пересмотре графика платежей. Ответить на заявление кредитор должен в течение 10 дней.

    Претензия подается в виде простого заявления, в котором указываются основания обращения и требования заявителя. Документ необходимо составить в двух экземплярах и одну копию заверить в банке. На ней должна быть отметка о том, что компания получила заявление от заемщика.

    Мирный способ решения спора по кредиту выгоден для сторон. Должнику не стоит избегать банка. Обратитесь к кредитору, и вы сможете получить выгодные условия для погашения долга. Аналогично решаются и другие споры.

    Судебный процесс

    При невозможности мирного урегулирования конфликта остается единственный вариант решения спора – обращение в суд. Инициировать процесс может как сам заемщик, так и банк, желая взыскать долг с неплательщика.

    Порядок судебного разбирательства:

    1. Попытка мирного урегулирования спора, составление претензии и ожидание ответа на нее.
    2. Подготовка доказательств нарушений ответчика, составление искового заявления.
    3. Подача иска в суд и участие в судебном процессе.
    4. Получение и исполнение судебного решения по спору.

    Взыскать кредит с должника можно в ускоренном порядке, путем получения банком судебного приказа. Заемщик при этом участвовать в процессе не будет. При несогласии с вынесенным решением или суммой долга более полумиллиона процесс будет проходить в обычном порядке.

    Споры с банком в суде могут затянуться, однако, заемщик имеет высокие шансы на успех. При подаче иска нужно подготовить кредитный договор, чеки об оплате платежей, выписки со счета о движении средств, ответ компании на претензию и иные доказательства нарушения прав потребителей.

    Практика дел и решений

    Если банк подал на взыскание, то помните: кредитор будет прав в споре, поскольку долг нужно возвращать. Однако, заемщик может подать встречный иск или возражение относительно размера требований. Согласно статье 333 ГК РФ, несоразмерную неустойку (пени, штрафы и проценты) можно снизить.

    Положительная судебная практика и при решении других споров, если истцом является заемщик. Опытные юристы могут снизить обязательства, доказать нарушения банка и добиться приемлемого судебного постановления. Например, суд может вынести решение об изменении графика и суммы платежей с учетом материального состояния заявителя.

    Полезное видео

    Заключение

    Возник спор с банком? Попытайтесь обратиться в компанию и урегулировать вопрос мирно. Затем следует составить претензию, указав нарушения кредитора и требования заявителя. И если таким способом не удалось решить спор, то нужно обратиться в суд.

    Запомните главное: не стоит избегать банк и боятся суда. В некоторых ситуациях судебное решение – лучший способ урегулировать спор по кредиту. Так можно добиться снижения неустойки, изменения графика платежей и сумм взносов, а также возврата своих денег за навязанные услуги.

    Читайте также: