К функциям государства характеризующим его как правовое государство относятся

Обновлено: 04.07.2024

4. Понятие, признаки, функции государства и его роль в жизни общества.

Государство — это организация политической власти, обладающая аппаратом управления и аппаратом принуждения и придающая своим велениям общеобязательный характер.
Признаки государства:
1. Государство в пределах своей территории выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество — исключительная прерогатива государства.
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. Функционирование государственного механизма предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых управлять.
5. Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т. д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет и территориальную целостность и безопасность.
7. Связь государства с правом. Право — государственный регулятор общественных отношений.
Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:
1. Экономическая (выработка экономической стратегии, метода государственного регулирования, налоги, участие государства в экономической жизни).
2. Социальная (нормальные условия жизни, распределение социальных благ, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование).
3. Охрана правопорядка. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных
посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.
4. Природоохранительная функция. Охрана природы — дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может обеспечить защиту окружающей среды.
5. Культурно-воспитательная функция. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин РФ обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом сообществе, относятся:
1. Защита государства от вооруженных нападений других государств (оборона страны). Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства. Она нацелена на защиту суверенитета, территориальной целостности государства, укрепление оборонной
мощи государства, совершенствование вооруженных сил, охрану государственных границ.
2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. Осуществляется защита граждан России, находящихся за рубежом. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех
государств — сотрудничество с другими государствами, международное экономическое сотрудничество, политика, культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды.
3. Борьба с международной преступностью. В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием — небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.
4. Участие в международной охране окружающей среды. Роль государства в жизни общества заключается в следующем:
1) в осуществлении правотворческой деятельности.
Государство определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет наилучшую рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и таким образом придает отношениям всеобщий характер.
2) в санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера (мусульманское право — государство санкционирует нормы, вырабатываемые мусульманской доктриной).
Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Государство также охраняет право и господствующие правоотношения (за государством стоит сила в виде аппарата принуждения).


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

1. Понятие и признаки государства. Функции государства. Государство и право. Государственный аппарат. Гражданское общество и правовое государство.

2. Сущность права. Понятие норм права, их структура и виды

3. Правовая система. Понятие правоотношений, их виды.

4. Правовое сознание. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

5. Законность и правопорядок. Правовая культура.

Средствами, с помощью которых организуется и управляется общество, являются:

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия.

Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций, выражающая интересы его граждан, социальных групп.

Признаки государства:

Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство).

Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства.

Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.

Существование системы взимания налогов.

Наличие внешней атрибутики: гимн, герб, флаг, столица.

Функции государства - это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. По сферам распространения они делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

- правотворческая функция: принятие законов и иных нормативных актов;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

- определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

- осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);

- обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);

- оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);

- осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

- осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

- заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

- обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

- определение статуса государственной границы и ее защита.

Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структурированную организацию власти, которая обеспечивает выполнение стоящих перед ним целей и задач. Звеньями такой властной структуры являются государственные органы.

Государственный орган – это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства.

По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы:

1. Представительные законодательные органы: парламент (в Республике Беларусь – Национальное Собрание), а также местные Советы депутатов – представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

2. Органы исполнительной власти: правительство (в Республике Беларусь - Совет Министров), министерства, госкомитеты, местные исполнительные и распорядительные органы; правоохранительные органы.




3. Органы судебной власти: Конституционный Суд, Верховный Суд, областные, городские, районные суды, Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей.

Право взаимосвязано с государством, взаимодействует с ним в выполнении задач, отвечающих интересам народа. Государство и право выступают регулятором общественных отношений, процессов, протекающих в социально-политической, экономической, культурной и иных сферах жизни.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство предназначено:

- гарантировать на властной основе свободу в обществе,

- создавать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Со времен возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом. Над созданием и развитием учения о правовом государстве трудились античные мыслители (Сократ (IV век до н.э.), Платон (427-347гг. до н.э.), Аристотель (384-323гг. до н.э.)), Джон Локк (1632-1704гг.) и Шарль Монтескье (1689-1775гг.), Иммануил Кант (1724-1804гг.) и Гегель (1770-1831гг.).

Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

Правовое государство - часть правового общества. Разрешать социальные противоречия должны механизмы правового государства. Ныне определение государства правовым предполагает наличие общечеловеческих достижений демократии и цивилизации, т.е.:

- верховенства закона во всех сферах жизни общества;

- подчинения государства праву;

- защиты прав и свобод личности;

- взаимной ответственности личности и государства;

- высокой роли суда.

Признаками правового государства выступают:

- мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции;

- наличие государственной власти в виде отдельных блоков, включая исполнительную власть;

- наличие местного самоуправления;

- подчиненность всех подразделений власти закону;

- независимое и сильное правосудие;

- утверждение в обществе неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека;

- взаимная ответственность государства и личности;

- все общество, а не только государственная власть, выступает в качестве правового.

Правовое государство предполагает гражданское общество, т.е. существование автономных, суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на условия своей жизнедеятельности.

Гражданское общество – это система общественных отношений между людьми, обладающими реальными правами и свободами, обеспеченными государством.

Верховенство закона предполагает недопустимость произвола в управлении и является формальной стороной правового государства. Содержательной стороной является качество самого закона. Правовое государство должно быть связано правом, представлениями общества о справедливости, гарантией чего выступает система конституционного контроля.

Основные принципы права, на которых строится правовая система правового государства:

· Общее отношение к праву и закону:

- человек - цель, а не средство достижения цели;

- общество и члены его, подчиняясь закону, используют закон для подчинения властвующего;

- строгое соблюдение законов;

- свобода - в соблюдении законов, а не в игнорировании их;

- пользующийся правом не нарушает чужих интересов;

- злоупотребление правом исключено;

- закон не имеет обратной силы.

· Отношение к человеку как к высшей ценности права:

- человек имеет право на личную неприкосновенность;

- никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом (презумпция невиновности).

Государство

Государство — сложный комплекс органов власти и управления, основными задачами которых выступает руководство общественными делами, утверждение законов и законодательных актов, направленных на сохранение единства общества и гарантирование его усовершенствования.

Существуют следующие теории возникновения государства.

Теологическая

Формирование государства предопределено божественной волей. В связи с этим государство является неприкасаемым и находится в зависимости от религиозных учреждений (то есть религиозная власть считается выше, нежели светская)

Патриархальная

Трактовка возникновения государства как процесс развития семьи (в основе форма большой семьи, рода), при этом высшая власть воспринимается как делегированная со стороны общества

Договорная (или теория общественного договора)

Данный подход рассматривает государство как союз людей на базе договора, условиями которого выступают защита частной собственности и персональной неприкосновенности членов общества со стороны государства, а также субсидирование данного государства гражданами. Невыполнение определённых условий выступает предлогом для аннулирования договора и ликвидации государства

Теория насилия

Данная теория рассматривает государство в качестве основного итога завоевания одного народа (или племени) другим, т. е. речь идёт о процессе навязывания своей воли определённому обществу. В данном случае государство трактуется как средство поддержания и усиления господства завоевателей над покорёнными

Ирригационная теория

Интерпретирует создание определённых государств как результат необходимости вести масштабные ирригационные работы, непосильные для разобщённых земледельцев (в Индии, Египте, Китае)

Психологическая теория

В рамках данной теорий люди подразделяются на две части: первая объединяет стремящихся господствовать, вторая — желающих повиноваться. Государство же возникает в результате объединения представителей первой части с целью реализации власти над остальными

Государство выступает ключевым элементом и основным руководящим ядром политической системы, поскольку как раз вокруг него происходит объединение политических институтов, различных политических сил, что, в частности, предопределяется характерными признаками государства. Важно подчеркнуть, что наиболее существенные из признаков употребляются в качестве условия принятия определённых государств субъектами международных отношений со стороны мирового общества. Таким образом, основополагающими признаками государства следует назвать: территорию, население и суверенную публичную власть.

Территория считается неприкосновенной, что выражается в правиле о невмешательстве государственной власти в деятельность остальных государств; неотчуждаемой, поскольку государственные границы фиксируются международными соглашениями с другими странами; исключительной, так как в пределах конкретного государства превалирует власть лишь данного государства.

Население (очень часто многонациональное) — объединение людей, которое проживает на территории конкретного государства и подчиняется его власти. Население выступает в качестве системоообразующего элемента любого государства. Общее подчинение народа государственной власти представляется важным условием сохранения единства государства.

Также первостепенное значение играет суверенитет (понятие было разработано в XVI в. французским юристом Жаном Боденом), который рассматривал его в качестве постоянной и всеобъемлющей власти государства. Государственная власть суверенна, иными словами, выступает главенствующей и является носителем полноты законодательной, исполнительной и судебной власти в рамках своей страны, а также самостоятельна на международной арене. Она носит универсальный характер, поскольку охватывает всю территорию государства; всё без исключения население, которое проживает в пределах данной территории, а сверх того и иностранных граждан; более того, все общественные и политические организации. Государственная власть пользуется преимущественным правом, которое позволяет отменить распоряжения других властей. Суверенитет во внешней политике подразумевает действие таких принципов, как неприкасаемость территориальных границ, невмешательство других государств во внутренние дела страны.

Суверенитет — специфическая особенность государства, которая проявляется в верховенстве публичной власти в рамках данной страны и самостоятельности государства в сфере международных отношений.

Государство выступает специфической формой организации официальной политической власти, которая характеризуется максимальной концентрацией. Власть проявляется в функционировании государственного аппарата, который можно представить в виде разветвлённого механизма, состоящего из государственных органов и учреждений, официальных лиц, в деятельности которых реализуются политическая власть и руководство обществом. Различные государственные органы (среди которых следует упомянуть законодательные, исполнительные, судебные) наделяются особыми властными полномочиями, проще говоря, они имеют право действовать от имени государства.

Эксклюзивность государства заключается в наличии масштабного и специализированного аппарата управленцев, собственных вооруженных сил, значительных финансовых и человеческих ресурсов, которые несоизмеримы с возможностями любой политической организации. Кроме того, государство также является представителем всего общества, как в рамках данной страны, так и на международной арене.

В настоящее время государство выполняет в обществе роль арбитра, что вызвано неравномерной структурой общества, потому как разнообразные социальные группы обладают определёнными интересами, которые очень часто не совпадают с интересами всего общества. Данный аспект и обусловливает необходимость роли государства в качестве судьи, который устанавливает и поддерживает правила рассредоточения общественных ресурсов. Реализуя подобный арбитраж, государство наделяет конкретными гарантиями одни социальные группы, в то же время устанавливая лимиты для других, в определённой степени ущемляет интересы отдельных групп населения, однако параллельно не допускает возникновения напряжённости в обществе в целом. Вместе с тем современное государство постоянно испытывает давление со стороны конкретных социальных групп и отдаёт предпочтение выгодам этих групп, теряя при этом беспристрастность в арбитраже.

В своей деятельности государство реализует ряд функций, которые разделяются на две группы: внутренние и внешние. Под внутренними функциями обычно понимают основные составляющие политики государства в пределах данной страны, к ним относятся:

  • политическая функция — основным содержанием данной функции выступают обеспечение государственной и общественной безопасности, гарантия национального согласия, защита суверенитета и пр.;
  • экономическая функция — предусматривает разработку программы развития, а также координирование функционирования экономики страны. Существует несколько путей реализации данной функции. Во-первых, государство отдаёт предпочтение проведению хозяйственной деятельности административно-командными методами, что позволяет осуществлять контроль над производством и перераспределением (данный подход исключает наличие частной инициативы и характерен для государств с тоталитарными режимами). Во-вторых, государство формирует правовой базис деятельности субъектов экономических отношений и наблюдает за выполнением зафиксированных правил и норм (присуще странам с демократическими режимами). На современном этапе экономическая функция имеет антикризисную направленность, вместе с тем характеризуется нацеленностью на создание социально ориентированной рыночной экономики, которая подразумевает сочетание интересов производителей и потребителей;
  • социальная функция — сосредотачивается на гарантировании социальной защищённости населения, формировании адекватных условий для жизни каждого гражданина. Кроме того, государство ответственно за претворение в жизнь социальных прав населения, среди которых необходимо выделить право на защиту здоровья, на получение образования, на пенсионное обеспечение и пр.;
  • правоохранительная функция — состоит в гарантировании выполнения законодательных норм всеми членами общества. Она проявляется в функционировании специализированных государственных органов (полиции, прокуратуры и пр.), которое направлено на процесс предотвращения и пресечения преступлений;
  • экологическая функция — государство формирует определённый правовой порядок природопользования, регулирует отношения в сфере охраны окружающей среды, прибегает к конкретным мерам воздействия в отношении нарушителей.

Внешние функции государства характеризуют главные составляющие его функционирования на международной арене. Вместе с тем внешние функции следует разделить на сферу сотрудничества с другими государствами и сферу обороны государства.

Сфера сотрудничества с другими государствами осуществляется благодаря установлению париретных, взаимовыгодных отношений в самых разнообразных сферах. В то же время активизация интеграционных процессов способствует не только развитию двусторонних отношений, однако и формированию различных международных организаций, которые включают в свой состав определённое количество государств.

Существенной компонентой в деятельности государства выступает функция обороны, которая состоит в гарантировании военной безопасности страны. Она достигается путём интенсивного развития военной экономики, масштабного снабжения армии новинками военной амуниции и техники, проведения перманентного обучения личного состава вооружённых сил с целью усовершенствования уровня боеготовности и т. д.

Вопрос для самопроверки

Приведите основные признаки современного государства.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В приведённом перечне выберите функцию государства, не относящуюся к внутренним.

  1. интеграция в мировую экономику
  2. налогообложение
  3. охрана прав и свобод граждан
  4. охрана правопорядка

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые надо вставить на место пропусков.

Читайте также: