Как толстой поэт и толстой гражданин отвечает на вызовы исторической эпохи

Обновлено: 25.06.2024

— В ИМЛИ РАН существует группа по подготовке полного академического собрания сочинений А. Н. Толстого, которую вы возглавляете. Как продвигается работа? Что уже удалось сделать?

— С какими сложностями вам и вашим коллегам пришлось столкнуться при подготовке научного собрания сочинений Толстого?

— Самая большая проблема ― это объем того материала, который нам предстоит освоить. Алексей Толстой прожил 62 года, и его творческий путь был необычайно насыщен. Творческая биография писателя началась задолго до революции. Он был и полноправным представителем Серебряного века русской литературы, и писателем-эмигрантом, и активным участником советского литературного процесса 1920-х ― первой половины 1940-х гг. В этом его уникальность, но вместе с тем и сложность.

Как я уже говорила, Полное собрание сочинений А. Н. Толстого предполагается выпустить в нескольких сериях. Кроме собственно художественных произведений писателя ― рассказов, повестей, романов, пьес, сказок и стихов (а это 13 томов), — в него войдут его публицистика и письма. Предполагается включить в состав собрания сочинений и материалы архива Толстого, который содержит целый ряд неопубликованных при жизни писателя текстов. Их бо́льшая часть относится к периоду 1910-х гг.

Архив Алексея Толстого, к сожалению, рассредоточен по разным архивохранилищам. На протяжении нескольких лет сотрудники группы принимали участие в описании части архива, которая хранится в фонде Толстого в Отделе рукописей Института мировой литературы. И пожалуй, она самая важная, так как содержит рукописи писателя и те творческие материалы, которыми он пользовался при создании своих произведений. Введение этих документов в научный оборот через комментарий к конкретным сочинениям ― в этом мы видим одну из главных своих задач.

— Можете рассказать о каких-то недавних научных открытиях и архивных находках, связанных с творчеством писателя?

— Работа по подготовке собраний сочинений тем и увлекательна, что научные открытия мы делаем если не ежедневно, то, по крайней мере, еженедельно. К числу последних обретений я бы отнесла личную библиотеку Алексея Толстого, которая хранится в Отделе книжных фондов Государственного музея истории русской литературы им. В. И. Даля. К сожалению, в течение долгого времени она была недоступна для исследователей, но теперь вновь открыта. В составе библиотеки ― многочисленные издания произведений Толстого с его пометами и правкой, книги с дарственными надписями, литература, которой писатель пользовался при создании своих повестей и романов.

— К счастью для нас, все Толстой уничтожить не смог, хотя справедливо и то, что рукописи его произведений дошли до нас не в полном объеме. И дело здесь не только в отчасти эпатажном заявлении Толстого, а в линии его жизненного пути.

Большая работа по созданию новых вариантов и редакций своих к тому времени уже написанных повестей и рассказов была проведена писателем в эмиграции. И тому были объективные причины. После всего пережитого во время революции и Гражданской войны невозможно было не взглянуть на свое раннее творчество другими глазами. И опять, Толстой здесь не исключение. Например, Иван Бунин, готовя в 1930-х годах последнее собрание своих сочинений, также существенно переработал целый ряд произведений дореволюционной эпохи.

— Толстого, пожалуй, можно причислить к когорте русских фольклористов ― он не раз черпал из народного фольклора художественные сюжеты, образы, стилистические средства. Как фольклорные традиции отразились в его произведениях? И какое значение этот интерес сыграл в его развитии как писателя?

— В начале 1920-х гг. Толстой был одним из тех, кто привлекал самое пристальное внимание критиков русского зарубежья: рецензии и отклики на его произведения не сходили со страниц эмигрантских журналов, сборников и альманахов. Чем это объясняется? Какую роль играл писатель в литературной жизни русского Парижа и русского Берлина?

— Почему сегодня некогда самый читаемый советский беллетрист, самый продаваемый исторический романист и самый беспроигрышный драматург оказался менее востребован, чем его писатели-современники?

Ознакомление с биографией Алексея Константиновича Толстого - русского поэта и писателя. Рассмотрение известных баллад на темы русской истории. Анализ возвышенных идеалов его произведений, которые обеспечивают ему достойное место в русской литературе.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.10.2017
Размер файла 20,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оглавление

3. Сатира и юмор

4. Тема истории России

Толстого подвергали жестокой критике за то, что он не присоединился ни к одному из общественных направлений своего времени; однако человечность, возвышенные идеалы и эстетические достоинства его произведений обеспечивают ему достойное место в русской литературе.

Умер Толстой в своем поместье Красный Рог 28 сентября 1875 года.

1. Тема любви

Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины.

Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа.

С 1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой, она была единственной на всю жизнь любовью А.Толстого, его музой и первым строгим критиком. Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей.

Вместе с тем любопытно, что это чувство уже испытало влияние общественного настроения, сформированного во многом демократизацией духовной жизни русского общества. Вот почему и героиня любовной лирики А. К. Толстого, несмотря на то, что была она женщиной вполне независимой, обладавшей достаточно сильным характером и волей, предстает в стихах человеком, много претерпевшим, нуждающимся в сочувствии и поддержке. Это отразилось не только в стихах, но и в письмах поэта.

2. Тема природы

А.К. Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Он умел уловить самое характерное в формах и красках природы, ее звуках и запахах.

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность.

Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными.

3. Сатира и юмор

Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Толстого. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга.

Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова - самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.

От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.

Афоризмы Пруткова пошли в народ.

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми сатирическими жанрами А.К. Толстого были: пародии, послания, эпиграммы.

Земля наша богата

Порядка ж снова нет.

4. Тема истории России

Основными жанрами в исторической лирике А.К.Толстого являлись баллады, былины, поэмы, трагедии. В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.

Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.

Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.

Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.

Толстой включал в свои произведения образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I)

Любимым жанром поэта была баллада

Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Поэт всегда честно говорил в глаза царю. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов.

Ретроград, монархист, реакционер - такими эпитетами награждали Толстого сторонники революционного пути: Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский. А в советское время великий поэт был низведен до положения второстепенного поэта (мало издавался, не изучался в курсе литературы). Но как ни старались предать забвению имя Толстого, влияние его творчества на развитие русской культуры оказалось огромно (литература - стал предтечей русского символизма, кино -11 фильмов, театр - трагедии прославили русскую драматургию, музыка -70 произведений, живопись - картины, философия - взгляды Толстого стали основой для философской концепции В. Соловьева).

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницу

— Главная — Сочинение итоговое

В каждой исторической эпохе найдётся личность, которая в какой-то степени сыграла свою роль в событиях минувших времён. Роль такой личности может быть незначительной, но для потомков это станет великим подвигом или же постыдным пятном в истории народа. Продолжая размышлять над данной темой, могу предположить, что имени гения заслуживает тот из людей, кто одарён способностью понимать ход исторических событий, а не тот, кто лишь возвышается над народом, пытаясь его контролировать.

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что история творится волей народа, а не отдельной гениальной личностью. Но ход истории не может существовать и без гениальных личностей, ведь они подобно проводникам, которые помогают обрести силу для народа и способных указать народу правильный с небольшими препятствиями путь к достижению определённой цели. Роль этих личностей может и мала для истории, но для народа они стали великими.

Алена, Вы с самого начала, кажется, не поняли что от Вас требуется.
От Вас требуется изложить свое представление о том, как Лев Толстой понимал роль личности в истории. Лев Толстой, а не Вы! Что же мы видим во вступлении?

В каждой исторической эпохе найдётся личность, которая в какой-то степени сыграла свою роль в событиях минувших времён. Роль такой личности может быть незначительной, но для потомков это станет великим подвигом или же постыдным пятном в истории народа. Продолжая размышлять над данной темой, могу предположить, что имени гения заслуживает тот из людей, кто одарён способностью понимать ход исторических событий, а не тот, кто лишь возвышается над народом, пытаясь его контролировать.

Во-первых, о Толстом тут ни слова.
Во-вторых, в качестве главного тезиса выдвигается следующий: "имени гения заслуживает тот из людей, кто одарён способностью понимать ход исторических событий, а не тот, кто лишь возвышается над народом, пытаясь его контролировать". Но Вас же не спрашивали о том, кто заслуживает имени гения!
Основная часть сочинения только подтверждает непонимание поставленной перед Вами цели.

Помимо прочего, мы тут видим еще и большие проблемы со стилем. Смысла многих слов Вы, по-видимому, просто не понимаете. Толстого не читали, поэтому промежуточные выводы не следуют из анализа произведения, выглядят голословно. Соответственно, и заключение не лучше:

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, (и збегайте таких шаблонных оборотов, тем более после такой основной части. Они в лучшем случае приведут рецензента в раздражение ) убеждают (не убеждают, у Вас же анализа нет) нас в том, что история творится волей народа (почему тогда в основной части ничего не было про это?) , а не отдельной гениальной личностью. Но ход истории не может существовать (ход скорее не может осуществляться) и без гениальных личностей, ведь они подобно (подобны) проводникам, которые помогают обрести силу для народа ( помога ют народу обрести силу) способных (и способны) указать народу правильный с небольшими препятствиями (небольшие препятствия, очевидно, для того, чтоб народ полностью не расслаблялся?) путь к достижению определённой цели. Роль этих личностей может и мала для истории, но для народа они стали великими. (Еще одна туманная фраза, смысла которой, очевидно, не понимаете и Вы сами. Иначе бы задумались: как может быть роль личности великой для народа, но малой для его же, народа, истории? Народ, что ли, обитает где-то вне истории? Не пишите того, что не понимаете, не над о)

В общем, Алена,разберитесь с тем, о чем Вы пишете сочинение и для разнообразия почитайте хоть некоторые фрагменты из Толстого. В плане стилистики - у Вас как раз тот случай, когда лучше прямо списать чужой хороший текст, чем пытаться скомпилировать что-то свое из непонятых отрывков чужих сочинений. Поэтому лучше возьмите тему попроще.

Читайте также: