Как стать начальником юридического отдела

Обновлено: 02.07.2024

Учеба

Я поступил в престижный юридический вуз страны и с первого курса был уверен, что моя жизнь удалась. Все четыре года бакалавриата я только и делал что гулял, веселился дни напролет и бездельничал. Напрягался только за несколько недель до сессии, чтобы не вылететь. Никакого дохода у меня не было, даже стипендии. Честно говоря, меня это не особо беспокоило, так как родители давали на карманные расходы около 10 тысяч рублей в месяц. Этого хватало!

За четыре года обучения были моменты просветления, в которые я вспоминал, что учеба нужна в первую очередь, чтобы достойно зарабатывать и стать достойным человеком, но потом кто-нибудь звал в бар, и все эти мысли быстро улетучивались.

Первой моей действительно, настоящей работой стала государственная служба в одной из правительственных служб. Я устроился на эту работу в начале сентября 2015 года, перед этим я успешно сдал экзамены на поступление в магистратуру того же вуза и поступил на бюджетное отделение. В то лето я действительно готовился к поступлению, занимался. Почти два месяца ушли на подготовку к экзаменам, и результат получился впечатляющим: шестое место среди 1 500 претендентов на бюджетные места. Я понял, что могу, когда хочу.

Специалист первого разряда

Должность на первой работе была — специалист 1 разряда, а зарплата еле дотягивала до 8 000 рублей в месяц — и это в Москве. Забавно, что на корпоратив в связи с новым 2016 годом с нас собирали по 5 000 рублей — более 60% моего ежемесячного оклада.

В мои обязанности входило расследование нарушений муниципальных органов при осуществлении ими своих обязанностей. Например, мы проверяли закупки на предмет картельных сговоров. С одной стороны, это было интересно, я набирался опыта в госслужбе, а с другой стороны — 8 тысяч.

В конце 2015 года в моей жизни появилась девушка, я очень сильно влюбился, мы достаточно быстро съехались — я переехал к ней, и я понимал, что моей зарплаты не хватает даже на то, чтобы обеспечить нас едой. Я уже не говорю о каких-то подарках и знаках внимания. Да и, честно говоря, ее зарплата была больше моей, отчего мне было не совсем приятно.

В начале 2016 года я твердо решил, что нужно завязывать с моей работой и искать что-то действительно достойное. Началась череда собеседований, попытки устроиться в консалтинговые компании, которые не брали меня из-за низкого уровня иностранного языка, должности помощника юриста, помощника адвоката. Везде чего то не хватало либо мне, либо работодателю.

После месяца таких собеседований, у меня на руках 2 оффера:

Я выбрал второй вариант. Так начался процесс моего карьерного становления.

Специалист по корпоративному праву

Первая упавшая часть зарплаты в 18 000 рублей на мою карту сделала меня невероятно счастливым, после шести месяцев работы за 8 тысяч. Я был горд собой. Я был доволен собой. Ровно шесть месяцев я проработал в этой должности до того, как мне предложили перейти в клиентский блок. Это считалось престижней, мне предложили зарплату уже 60 тысяч рублей, и я с радостью согласился.

Я брался за все новые проекты, которые у нас были. Даже тогда, когда другие считали это чем-то простым, неинтересным, глупым. Я хотел попробовать себя везде, хотел научиться строить процессы, строить работу, взаимодействовать с руководством компании. Мне было жутко интересно о планах нашей компании, о ее приоритетах и я старался влезать в эти приоритеты со своими предложениями.

У меня была куча идей, как улучшить тот или иной процесс, я не стеснялся проявлять инициативу. Мне было особо не важно, что обо мне говорят. Кто-то считал меня выскочкой, кто-то считал меня идиотом, но я просто делал так, как считал нужным. Очень важно было то, что я чувствовал поддержку в лице моего руководителя. Я был похож на бегущего ребенка с завязанными глазами. Я наделал кучу ошибок, набил кучу шишок, попадал под горячую руку начальников. Примерно через год работы на новой должности у меня появились первые личные проекты, которые вел только я, и которые стали для меня первым хорошим опытом для выстраивания командной работы.

Руководитель в финансовой организации

Мне хотелось расти, хотелось идти вперед, при этом я понимал, что чем больше я работаю и добиваюсь успеха, тем больше должен быть мой доход. Я не стеснялся подходить к руководству с мотивированными просьбами о повышении зарплаты. Так, в 4 этапа за два года моя зарплата выросла до 135 000 рублей. Я вырос до начальника отдела, стал посещать некоторые важные совещания и старался на них как-то отличаться.

В один прекрасный день в конце августа 2019 года меня пригласил к себе в кабинет генеральный директор компании и предложил должность своего заместителя с первоначальным окладом в 200 000 рублей. Долго думать я не стал и, конечно же, согласился. Вот уже почти 9 месяцев я руководитель, и это очень круто.

Выводы

Не бойтесь работать. Кто сказал, что главное в работе — это дружный коллектив и коллеги. Мне кажется, главное в работе — это работать. И работать не на кого-то, а на себя. Объясню: если вы с 9 до 18 исполняете свои прямые обязанности — вы работаете на кого-то. Но если вы анализируете процессы, которыми вы занимаетесь, участвуете в разных проектах, учитесь у коллег — вы работаете на себя. Вы увеличиваете свой кругозор, приобретаете навыки, учитесь справляться со стрессовыми ситуациями, учитесь давать поручения, а это тоже нужно уметь. Попробуйте развиваться там, где вы есть, а не искать семинары по саморазвитию.

Проявляйте инициативу — она не наказуема. Но должна быть обоснована и доведена до ума инициатором.

Поступайте порядочно. Банально, но это важно.

Марина Крицкая

Большинство сотрудников поддерживают руководителя, если он хороший лидер. Именно от качеств лидера зависит, насколько успешно бизнес будет функционировать. Как минимум он должен быть нацелен на результат, уметь мотивировать команду и выстраивать с ней коммуникации.

В целом руководитель успешной компании сочетает в себе комплекс различных качеств — и личностных, и преимущественно менеджерских.

1. Расширяет возможности команды, но не занимается микроуправлением

Микроменеджмент — это чрезмерный и постоянный контроль над сотрудниками. Его считают распространенной ошибкой, которую совершают управленцы, часто даже не осознавая этого. Такая привычка начальников сильно раздражает сотрудников, убивает их интерес к работе и подавляет творческое начало.

Гораздо правильнее пытаться соблюдать баланс между советами и предоставлением свободы, демонстрировать доверие подчиненным и при этом отстаивать интересы команды.

  • Не сопротивляется делегированию задач.
  • Не погружаются в работу, которую поручил другим.
  • Не отговаривает других от принятия решений.
  • Принимая участие в работе коллег, обязательно советуется с ними.
  • Не требует частых, чуть ли не ежедневных, отчетов о работе.
  • Не игнорирует опыт и знания коллег.
  • Правильно расставляет приоритеты в делах.
  • Умеет мотивировать команду.

2. Продуктивен и ориентирован на результат

Сотрудники предпочитают быть частью продуктивной и успешной команды, а это сложно сделать, если лидер не задает тон.

Эксперты часто говорят о том, что руководитель должен следовать поведенческим моделям. Давно прошли те времена, когда он мог позволить себе показательно опаздывать на встречи.

Руководитель в определенной степени становится для сотрудников образцом для подражания. Вряд ли люди будут выкладываться на работе, если не видят такой же включенности в процесс со стороны менеджеров.

Правильная модель поведения означает и соблюдение сроков, и умение держать слово, и учет мнения сотрудников, а также другие элементы работы, которые важны для конкретного отдела, подразделения компании.

3. Отличается хорошими коммуникационными способностями

Эффективное общение — одна из составляющих успешного менеджмента. Предполагается, что руководитель должен уметь не только делиться информацией, но и хорошо слушать.

Часто много времени уходит на размышления о том, как выстраивать коммуникации с командой: как предоставлять обратную связь, общаться, расставлять приоритеты и т.д. При этом многие не обращают внимания на то, что говорят сотрудники, какие идеи предлагают, какими проблемами и решениями хотят поделиться.

Умение слушать — это эмоциональный и личный вклад в тех, кто на вас работает. Когда вы слушаете людей, они чувствуют, что их ценят.

4. Отмечает потенциал других людей

Как они это делают? Не стесняются говорить со своими сотрудниками об их потенциале. Большинство менеджеров считают, что знают все сильные стороны членов своей команды, но слишком часто они не говорят о них. Как правило, они общаются с сотрудниками тет-а-тет, чтобы получить отзывы о том, что можно улучшить в работе компании.

Как правило, люди оправдывают ожидания своего лидера. Поэтому, если вы скажете сотруднику, что верите в его способность достичь более амбициозных целей в продажах, он с большей вероятностью это сделает.

5. Не игнорирует команду

Лидеры часто становятся жертвами синдрома управления по электронной почте. Когда дел становится всё больше и больше, может показаться, что эффективнее закрыть дверь в свой кабинет. Но такую ошибку обычно совершают новички.

Команде необходимо видеть и слышать своего руководителя. Хорошим менеджерам как раз важно быть уверенными в том, что они постоянно находятся на связи с персоналом.

Поэтому, если вы заметили, что стали общаться с людьми исключительно по электронной почте, лучше назначайте индивидуальные встречи.

6. Уверенно принимает решения

Сотрудники ценят того, кто может принимать решения. Но ещё важно не только какое решение принимается, но и почему. Небольшие дополнительные усилия со стороны руководителя помогают команде понять контекст и приоритеты, улучшить свои собственные будущие решения и оставаться вовлеченными.

Как только ваша команда получит больше информации и поймет ваши приоритеты и причины, по которым вы принимаете решения, запустится цикл обратной связи. Если вы будете объяснять, с чем связано принятие того или иного решения, сотрудники будут учитывать эти критерии в своей работе.

Таким образом, вы будете давать команде возможность учиться и совершенствовать результаты.

Актуальное законодательство, справочные показатели, а также экспертная поддержка в решении спорных вопросов по бухгалтерским, кадровым и юридическим тематикам.

7. Обладает позитивным мышлением

Исследования в области социологии показывают, что наше настроение заразительно. Чем больше у вас авторитета, тем выше вероятность того, что ваше настроение влияет на других.

Из этого следует, что, какое бы настроение ни было у руководителя, окружающие его обязательно уловят. Так что, если вы настроены позитивно и излучаете энергию, ваша команда с большей вероятностью будет чувствовать себя так же.

Успешные лидеры должны уметь контролировать эмоции. Поэтому, когда вы чувствуете эмоциональное выгорание, стоит выделить время на отдых, чтобы поддержать позитивный настрой.

8. Поддерживает карьерный рост и обсуждает результаты

Чтобы предоставить сотрудникам свободу проявлять инициативу и мотивировать их на высокую производительность, менеджерам необходимо сформулировать четкие ожидания, обозначить ответственность за их выполнение и быстро реагировать, когда сотрудникам требуется поддержка.

Таким образом, руководители должны не только помогать своей команде развивать навыки и продвигаться по карьерной лестнице, но и четко осознавать ожидания и давать честные отзывы о производительности.

9. Демонстрирует ответственность

Сильный лидер несет ответственность за результаты команды, какими бы они не были — хорошими или плохими. Он считает себя и своих сотрудников ответственными за определенные действия, поэтому в команде создается атмосфера серьезного подхода к делу.

Ответственность и личный пример — одни из самых мощных инструментов, помогающих завоевать доверие команды.

  • извиняются за ошибки;
  • акцентируют внимание на работу своих сотрудников и не преувеличивают собственный вклад;
  • не боятся выражать сомнения в сложных обстоятельствах;
  • ценят время людей.

10. Проявляет эмпатию

Эмпатия — это понимание и осознанное сопереживание.

Это образ мышления, который позволяет лидерам:

  • делать более точные бизнес-прогнозы;
  • совершенствовать стратегии работы;
  • повышать лояльность своих команд;
  • проявлять гибкость в тактике переговоров.

Эмпатия помогает создать в компании комфортную атмосферу с продуктивным персоналом.

Например, если сотрудник совершает ошибку или опаздывает, то лучше сначала понять причину. Почему ошибся? Почему опаздывает? Может быть, у него проблемы в семье? Может быть, у него сложности со здоровьем?

Настоящие лидеры чутко относятся к своим командам и глубоко вникают в их мотивацию.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

руководитель

Кто такой хороший руководитель

Тут есть две стороны. Первая — бизнес все оценивает сухо, без эмоций и только цифрами. Для компании руководитель хорош, если приносит большую выручку, бережет ресурсы и эффективно работает. То есть чем больше денег и меньше расходов, тем лучше.

С точки зрения команды важна эмоция: нужно заботиться о сотрудниках, вдохновлять, хвалиться их успехами и иметь смелость взять неудачи на себя. Так лидер может мотивировать остальных работать не просто за зарплату, а ради идеи или высокой цели, которую он подсвечивает. Если коллектив чувствует, что ценности компании и корпоративная культура резонируют с ним — это может стать отличным подспорьем.

Идеально, если интересы бизнеса и команды сходятся. В таком случае вам нужно найти синтез: как увеличить доход и производительность компании, при этом не навредив сотрудникам.

Отличительные качества хорошего руководителя

Для начала выделим два важнейших:

Строгость

Вечный вопрос, нужно ли начальнику быть строгим. Тут у каждого индивидуальное решение. Я считаю, что нужно установить для сотрудников прозрачные KPI, следить за ними и погружаться в работу. Если понимаем, что результаты нас не устраивают, можно прийти с критикой.

Однако важно дать человеку понять: это не персонально он плохой, а в его процессах какой-то недочет. Упаковывайте фидбэк так, чтобы сотрудник с большей вероятностью пришел к правильным выводам. Не стоит подавать критику эмоционально — это не лучший инструмент.

Также лучше ограничиться устным обсуждением, вводить штрафы не стоит, они лишь демотивируют работника. Критика в компании — это нормально (но в меру). Без нее доброму боссу команда может сесть на шею.

Ответственность

Пожалуй, главная сложность руководящих позиций в том, что на босса падает ворох ответственности: за моральное и физическое состояние сотрудников, за результаты команды, за финансовые показатели компании и прочее. Нужно быть устойчивым, чтобы спокойно принимать решения и учитывать риски.

Однажды это напряжение может выбить вас из колеи и привести к выгоранию. И с этим нужно уметь работать. Либо не доводить себя до такого состояния, предотвращать его, либо, если оно наступило, быстро выходить из него.

Владение тонкостями рабочего процесса

Всегда будьте с командой в потоке задач, наблюдайте за всеми позициями: от менеджеров до разработчиков. Вы должны быть мастером на все руки, чтобы понимать проблемы каждого, оценивать продуктивность и помогать улучшать процессы.

руководитель за столом

Эффективные организаторские качества

От того, насколько точно начальник распределит задачи в команде, зависит успех всей компании. Поэтому управляйте правильно:

Создание благоприятного климата в коллективе

В этом году негативные настроения в компаниях достигли предела. Множество сотрудников выгорело из-за удаленки, постоянной перестройки процессов и неопределенности будущего. Американская психологическая ассоциация выяснила, что два из пяти американцев собираются уволиться в следующем году. Для бизнеса это критично.

Руководители по всему миру пытаются придумать, как сохранить людей. Вот несколько примеров:

  1. В Индии финтех-стартап Slice перешел на трехдневную рабочую неделю, чтобы у сотрудников было время на личные дела и хобби.
  2. Британские фирмы пытаются заманить сотрудников обратно в офис с помощью подарков, бесплатного пива и попкорна.
  1. Регулярные ежедневные планерки.
  2. Вече (как компанейское, так и b2b-направления), на котором мы открыто делимся своими результатами, победами и поражениями. Это создает открытость в коллективе и очень хорошо работает.
  3. Приглашаем раз в месяц специального гостя, который делится своим опытом, рассказывает про свой профессиональный путь, сложности, с которыми сталкивался, и как преодолевал. Команду это вдохновляет и мотивирует. Обычно эти гости — руководители высшего звена в компании. Ребята понимают, с кем работают, какими качествами обладают ключевые лидеры компании и так далее.
  4. Общие встречи с участием клиентов и менеджеров, на которых мы делимся с клиентами, что произошло в продукте и не только. Клиент задает открытые вопросы, мы на них отвечаем и собираем бэклоги. Команда видит, что мы идем от клиента и делаем свою работу в первую очередь для него. Это тоже вдохновляет и мотивирует сотрудников, они понимают, что клиент находится во главе стола.
  5. Конечно же, наша команда счастья, список инициатив которой бесконечен: от тематических тимбилдингов до индивидуальных презентов коллегам.
  6. Конкурсы, которые позволяют сделать работу команды более динамичной живой и так далее.

сотрудники

Отрицательные качества

А вот признаки плохого руководителя:

Идеальных не бывает, но стремиться нужно

Главное для руководителя — найти баланс между эффективностью и человечностью, особенно в наше непростое время. Боссу в текущих реалиях нужно стать для команды сдерживающим ядром: он должен прислушиваться к каждому, ставить четкие задачи, рисковать и сохранять хладнокровие. Тогда это ядро притянет к себе добрых и продуктивных людей.


Коммерческий директор сейчас — это фактически второе лицо компании после генерального. Мы собрали перечень обязанностей коммерческого директора, которые встречаются чаще всего. И дополнили их главными качествами, которые ценят в таких специалистах учредители. Используйте статью при составлении плана развития и во время подготовки резюме.

Перечень обязанностей коммерческого директора

Коммерческий директор — это топ-менеджер, который отвечает за построение системы беспрерывной генерации финансового потока в компанию. Мы изучили опубликованные вакансии и составили перечень самых часто встречающихся требований к этой должности. Вот чем занимается коммерческий директор по версии работодателей:

  1. Разработка стратегии развития компании — сюда входит анализ рынка, конкурентов, продаж и прочей информации о хозяйственной и другой деятельности предприятия.
  2. Анализ операционной ситуации в компании — выяснить, где есть сбои, предотвратить потенциальные угрозы и случайности, которые могут привести к снижению денежного потока.
  3. Бюджетирование — контроль расходов и доходов, оценка эффективности трат.
  4. Контроль финансовых показателей и управленческие решения на уровне руководителей.
  5. Разработка плана экономической и производственной деятельности.
  6. Построение систем маркетинга и продаж в компании.

Деятельность коммерческого директора часто синонимична работе генерального директора — по сути сейчас это второе лицо компании, его заместитель, готовый подхватить обязанности, если главная единица выходит из строя.

Обращайте внимание и на сферу деятельности компании, в которую вы планируете прийти на позицию коммерческого директора — сейчас работодатели требуют от топа минимальный опыт работы соответственно в рознице, ИТ или других сегментах, если ищут такого специалиста.

Чем коммерческий директор отличается от директора по продажам

Как в резюме, так и в вакансиях сейчас можно встретить путаницу. Например, должностная инструкция и обязанности коммерческого директора отличаются от директора по продажам, однако некоторые компании считают, что это буквально одно и то же. Это не так:

  • Коммерческий директор отвечает за построение всей системы, в том числе и за продажи. — это отдельная топ-единица компании, которая отвечает за заключение сделок, увеличение LTV и разработку системы продаж.

Другое заблуждение — путать коммерческих и финансовых директоров. Здесь различие в подходе: если первый занимается полностью коммерческой системой предприятия, то второй отвечает именно за денежные потоки.

Важные навыки и умения, которые стоит развивать прямо сейчас

Если вы готовы потенциально развиваться до уровня коммерческого директора, то стоит заняться нужными навыками прямо сейчас. Вот карта компетенций:

  • Тренироваться в составлении и реализации стратегий отделов продаж и маркетинга компаний разных уровней.
  • Управлять отделами продаж — понимать их цели, задачи, способы долгосрочного и оперативного контроля.
  • Оптимизировать бизнес-процессы, ставить задачи на внедрение и доработку CRM-систем, понимать особенности работы с ИТ-департаментом.
  • Знать тонкости составления KPI и систем оплаты труда.
  • Разбираться в HR — понимать, как происходит поиск, найм, адаптация, обучение и мотивирование персонала.
  • Понимать, как происходит сбыт, как искать новые каналы, как работать с уже существующими базами.

Будущему коммерческому директору пригодится понимание:

  • Особенностей составления бюджета в коммерческих и государственных организациях.
  • Тонкостей правовых процессов и договорной работы.
  • Процессов движения продукта как внутри предприятия, так и после реализации.

Главные soft skills и побочные навыки, без которых не обойтись

Ежедневные функции коммерческого директора

Должностные инструкции коммерческих директоров крупных компаний обычно состоят из огромного перечня на нескольких листах. Но есть функции, которые топ-менеджеру приходится выполнять постоянно:

  • Ведение переговоров — вашими оппонентами будут поставщики, покупатели, потенциальные партнеры и конкуренты. Рекомендуем прочитать наш материал по развитию навыков деловых коммуникаций.
  • Составление, контроль и изменение краткосрочных стратегий.
  • Расширение каналов сбыта.
  • Контроль отделов маркетинга, продаж.
  • Бюджетирование.
  • Поиск способов сократить расходы и увеличить доходы компании.

Зарплата коммерческого директора

Доход же коммерческого директора обычно включает несколько позиций:

На момент подготовки статьи на рынке можно найти вакансии коммерческого директора в рознице с оплатой от 120 000 руб., в производственном сегменте с оплатой от 150 000 руб., в ИТ — от 250 000 руб.

Бонус-знания, которые помогут выделиться среди конкурентов

Есть еще несколько навыков и компетенций, которые пригодятся, если вы планируете совершить карьерный рывок в вашей компании. Конечно, итоговый список лучше уточнять у генерального директора, но лишними эти знания точно не будут:

  • Досконально разбираться во всей организационной структуре компании, понимать специфику взаимодействия между отделами и разными уровнями департаментов.
  • Знать законодательные особенности, с которыми работает предприятие.
  • Иметь в команде или разбираться самому в аналитике больших данных, понимать, как ведет себе рынок и что ожидать от него в ближайшей и долгосрочной перспективе.
  • Иметь источники информации о других рынках, на которых потенциально может выиграть компания или могут появиться конкуренты.
  • Разбираться в ассортименте продукции компании и в особенностях сбыта.

Как стать коммерческим директором

Необычных и уникальных способов стать коммерческим директором нам найти не удалось. Есть два стандартных пути, как и на всех позициях топ-менеджеров:

  • Расти по иерархии в вашей компании.
  • Перейти в другую компанию со ступени ниже.

По опыту, чаще всего в коммерческие директора вырастают из сферы продаж, маркетинга или сбыта. Важно отношение с генеральным директором и учредителями — эта позиция требует высокой степени доверия.

Неважно, планируете ли вы первый или второй метод роста до нужной позиции — чтобы оправдать ожидания и иметь конкурентное преимущество, получайте требуемые знания и навыки заранее. Закончите комплексный курс для коммерческих директоров, изучайте маркетинг и продажи, повышайте уровни ответственности на работе.

Займитесь нетворкингом и PR — публикации в профильных СМИ, выступления на конференциях, может быть, публикация книги по вашему профилю. Все это помогает выстроить личный бренд и получить нужные связи с людьми, которые при случае порекомендуют вас на новую работу.

Понятного и простого пути к должности коммерческого директора нет — но ведь это значит, что и конкуренции меньше?

Читайте также: