Как стать директором социального центра

Обновлено: 05.07.2024

8 июня Россия отметила День социального работника. В этот день в 1701 году Петр I подписал Указ о создании первой государственной богадельни в Гатчине под Санкт-Петербургом. Как отмечалось в Указе, в это заведение определялись нищие и больные.

В настоящее время в России насчитывается 6 тыс. социальных учреждений различного профиля, оказывающих помощь людям старшего поколения, инвалидам, семьям с детьми. Новые процессы, происходящие в нашем обществе, вызвали необходимость появления и широкого распространения новой профессии - "социальный работник". Свой профессиональный праздник 8 июня отметили около 500 тысяч сотрудников социальных служб.

Об организации работы системы социальной защиты в стране корреспонденту Агентства социальной информации рассказала директор Департамента социальной защиты Минздравсоцразвития России Ольга Самарина.

Корр.: Кто может обращаться в социальную службу?

О.Самарина: Любой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию. Достаточно написать соответствующее заявление - центры работают по заявительному принципу.

Корр.: А если идти от противного - какая группа населения к вам попасть не сможет? Состоятельные люди?

О.Самарина: Почему? И в обеспеченной семье, где, например, есть дети подросткового возраста, могут возникнуть проблемы межличностного общения. Если родители обратятся в центр помощи семье и детям, с ними и ребенком будут работать психолог, социальный педагог…. Так что ограничений по имущественному принципу нет. Мы исходим из проблемы, с которой обращаются граждане.

Корр.: Моя пожилая соседка, у которой есть родственники, живущие на другом конце Москвы, тоже может рассчитывать на помощь социального работника?

О.Самарина: Конечно, он ей будет предоставлен - на платной или бесплатной основе. Это будет зависеть от размера дохода этой женщины. В соответствии с правилами, утвержденными в каждом регионе, может устанавливаться та или иная доля оплаты услуг социального работника. Как правило, если и взимается плата за социальные услуги, то мизерная.

Корр.: Условия, в которых работают социальные работники в России и за рубежом, сопоставимы?

О.Самарина: Сложно проводить сравнение. Хотя бы потому, что у нас пока не сопоставим уровень качества жизни. Хоть мы и стараемся добиться того, чтобы условия труда социальных работников на местах улучшались. Местные органы власти понимают, что люди идут со своими проблемами в первую очередь в учреждения социальной защиты. В России больше 25 млн. человек, включая детей, ежегодно получают те или иные социальные услуги, причем нередко не по одному разу. Из них 5 млн. человек - лежачие больные, нуждающиеся в постоянном уходе. Так что эта помощь очень востребована.

О.Самарина: Конечно, это замечательно, когда с тобой работает специалист, который помогает снять эмоциональное напряжение. В Швеции все сотрудники социальной сферы должны время от времени проходить такие беседы. В Великобритании эта услуга тоже предоставляется. А россияне даже в трудной ситуации далеко не всегда обращаются к психологу, и то порой путают его с психиатром.

Нельзя насаждать такую услугу сверху, к необходимости создания службы надо идти постепенно. Хотя в ряде регионов уже есть технологии работы психологов с персоналом социальных учреждений.

Корр.: Представитель социального центра Нидерландов рассказывал, что среди его подчиненных, как и в нашей стране, работают в основном одни женщины. Как Вы думаете, почему в "социалке" трудятся в основном представительницы слабого пола?

О.Самарина: Действительно, в роли социальных работников, как правило, выступают женщины. Возможно, повышая престиж нашей профессии и уровень оплаты труда, в социальную сферу можно будет привлечь больше мужчин. Помню, раньше в сберкассах и финансовых структурах тоже работали в основном женщины. А сегодня картина кардинально изменилась. Но это длительный процесс. В то же время к социальной работе по сути своей больше расположены женщины. Они более открыты к общению, чутки, самой природой предназначены для оказания помощи нуждающимся.

Корр.: День социального работника в России отмечается с 2001 года. Что удалось сделать в социальной сфере за эти годы?

О.Самарина: Фактически она была заново воссоздана из структуры социального обеспечения, которая работала лишь на выплату пенсий и пособий и оказание помощи нуждающимся. Сегодня система включает более 3000 учреждений социального обслуживания, где все категории населения могут получить различные виды социальных услуг. У нас появился профильный вуз - Российский государственный социальный университет, который готовит кадры для социальной сферы нашей страны. Помимо РГСУ социальных работников готовят и медицинские вузы. Поэтому система социального обслуживания профессиональными кадрами обеспечена.

Сделать профессию социального работника престижной, в том числе с материальной точки зрения, должны органы исполнительной власти в регионах.

Корр.: Легко ли стать социальным работником? Может быть, в условиях финансово-экономического кризиса уволенные или попавшие под сокращение граждане могли бы освоить новую специальность?

О.Самарина: Никаких особых трудностей нет. Желающие могут обращаться в управления социальной защиты на местах. Вместе с тем не стоит забывать - чтобы работать в социальной сфере, необходимо обладать определенными качествами. Если профессиональная ориентация человека была не верна, он в социальной сфере не приживется. Вот лишь один пример. В конце прошлого века в Павлово-Посадский интернат для слепоглухих детей пришли устраиваться на работу безработные местные жители. Некоторые смогли продержаться на новом месте два-три дня, другие же работают до сих пор.

Наверное, есть специфика подобной работы, которая не связана с материальным обеспечением. Потому что социальные работники - это, без сомнения, особые люди.

По материалам сайта Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

По данным Федерального реестра инвалидов, в России сейчас проживает 3,4 млн людей трудоспособного возраста с ограниченными возможностями. На 1 апреля этого года, по данным Роструда, из них работали меньше трети – всего 905 894 человека. За пандемию число работающих инвалидов уменьшилось еще на 3614 человек.

Однако работодатели, напротив, в пандемию увеличили число вакансий для людей с инвалидностью. По данным HeadHunter, в мае 2020 г. работодатели опубликовали 4716 таких вакансий, что на 34% превысило показатели мая 2019 г., а в июне – 6433 вакансии (на 58% больше, чем в июне 2019 г.).

Почему инвалидам в России трудно устроиться на работу

Квоты и льготы

По закону организации со штатом свыше 100 человек обязаны принимать в штат от 2 до 4% людей с ограниченными возможностями, а организации со штатом от 35 до 100 человек – до 3% от среднесписочной численности. Работодатель должен выделить инвалиду специально оборудованное рабочее место.

Раз в квартал работодатели подают отчеты о заполнении квотируемых мест в центры занятости, а государство предоставляет им льготы. Те, у кого в штате не менее половины работников с ограниченными возможностями, а расходы на оплату труда инвалидов в общем зарплатном фонде составляют не менее 25%, получают льготы по НДС, подоходному, земельному и имущественному налогам.

вакансий, доступных для людей с инвалидностью, не треуют наличия опыта работы, по данным HeadHunter

По данным Минтруда, в 2019 г. была установлена квота в 445 900 рабочих мест, а на конец года она была выполнена работодателями России на 70% – как и в предыдущие годы.

вакансий, доступных соискателям с инвалидностью, предоставляют возможность удаленной работы

Государство не слишком тщательно проверяет, насколько работодатели выделяют квоты для инвалидов, в сводном плане проверок по соблюдению таких квот намного меньше, чем иных проверок юрлиц, рассказывает Анна Иванова, руководитель практики трудового права ЕПАМ. Многие работодатели квотируют только места для неквалифицированных работников с ограниченными возможностями, потому что не знают, когда смогут устроить на них пришедших в центр занятости инвалидов, а долго держать незанятыми высококвалифицированные рабочие места они не хотят. Хорошие специалисты обычно находят работу не через центры занятости, а через знакомых или частные агентства подбора персонала. И люди с ограниченными возможностями не исключение. К кандидатам из центра занятости компании относятся настороженно, в том числе и к соискателям с ограниченными возможностями. Иногда для выполнения квоты компании просят собственных сотрудников привести на работу инвалидов из числа родственников или знакомых, их нанимают на частичную занятость – на 2 часа в неделю на часть оклада для выполнения квоты, говорит Иванова.

По данным Минтруда, в 2019 г. в России региональные службы занятости провели 4100 проверок соблюдения квоты трудоустройства инвалидов. Нарушения выявлены у 920 работодателей, общая сумма штрафов составила 3 млн руб.

Через родственников и знакомых

По словам представителя HeadHunter, в пандемию стало больше вакансий для инвалидов в тех отраслях и специальностях, которые развивались в кризис из-за перехода в онлайн: в колл-центрах, в продажах в онлайне (поэтому вырос спрос на менеджеров по продажам и менеджеров по работе с клиентами), и водители тоже нужны были из-за роста числа доставок. А на остальных низовых должностях, которые часто занимают инвалиды, произошли сокращения, говорит представитель.

По словам председателя Всероссийского общества инвалидов Михаила Терентьева, выйдя на работу, инвалид теряет либо региональные надбавки, либо индексацию государственной пенсии и многим эти потери кажутся несоразмерными зарплате, которую им предлагают.

По букве закона

В штате Unilever в России в разных подразделениях 38 работников с инвалидностью, говорит представитель компании. По его словам, на открытые компанией вакансии беспрепятственно могут откликаться люди с инвалидностью. В отборе Unilever ориентируется исключительно на деловые качества работника. Чаще всего кандидаты с инвалидностью приходят в компанию на должности аналитиков данных и специалистов по обработке информации. В пандемию многие перешли на режим работы из дома.

Дмитрий Кузьмин

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Олег Долгицкий
психолог

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

  • Токсичный сотрудник — это человек, которые отравляет атмосферу в коллективе, мешает своим действием или бездействием другим продуктивно работать.
  • Токсичность может проявляться в постоянной критике, игнорировании корпоративных правил и ценностей. Подобные люди считают себя лучше остальных, постоянно критикуют коллег и начальство.
  • Есть и другая токсичность — когда люди активны, но перекладывают свою работу на других. Или плетут интриги, вместо того, чтобы работать. Еще токсичные сотрудники не любят брать на себя ответственность, в их ошибках всегда виноват кто-то другой.
  • Способов управлять такими сотрудниками мало. Попробуйте найти причины токсичности — возможно, сотрудник хочет так показать себя. В таком случае может помочь расширение зоны ответственности.
  • Еще важно постоянно давать обратную связь. Не понимая, как к ним относится руководитель, сотрудники начинают выгорать и проявлять неприятные черты характера. Важно, чтобы работник всегда знал, насколько хорошо он выполняет свои обязанности, куда ему расти дальше.
  • Если не выходит поменять токсичного сотрудника, расстаньтесь с ним.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Социальные услуги стали непосильным бременем для казны, и власть хочет разделить ношу с бизнесом и НКО. Вектор понятен: начав с соцобеспечения, государство намерено избавиться от социалки в самом широком смысле этого емкого понятия — по сути, от всей. Первые шаги уже сделаны — с 2017 года для социально ориентированных НКО открывается доступ к оказанию услуг, которые финансируются из бюджета. Пока речь идет о 10 процентах сумм, выделяемых регионами на эту статью расхода,— но это сотни миллиардов рублей, которые должны освоить новые участники процесса.

С советских времен страна унаследовала огромную и дорогую сеть социальных учреждений.

Это, как правило, комплексные центры по социальному обслуживанию пожилых, центры реабилитации инвалидов, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры сопровождение кризисных семей, психоневрологические интернаты… В целом только на социальное обслуживание регионы тратят около 200 млрд рублей в год (есть и другие затратные сектора социалки). Система одряхлела инфраструктурно и морально, стало очевидно: госмонополия на оказание соцуслуг должна, наконец, закончиться.

Внешне пакет выглядит вполне симпатично: тут предполагается и распространение лучших практик по предоставлению НКО доступа к соцуслугам, и обучение сотрудников НКО, и развитие добровольчества в социальной сфере, и даже формирование рейтинга субъектов РФ (куда ж нынче без рейтингов!) по обеспечению доступа СО НКО к деньгам.


В ответственных исполнителях значатся семь (!) министерств. Во главе — Минфин, Минэкономразвития и Минтруд. Забавно, однако, что при этом так до сих пор и не ясно, сколько конкретно денег нужно отдать и кому. И главное — откуда их взять?

Вектор, иными словами, понятен: начав с соцобеспечения, государство намерено избавиться от социалки в самом широком смысле этого емкого понятия — по сути, от всей. Так кто же эту ношу подхватит?

Вектор понятен: начав с соцобеспечения, государство намерено избавиться от социалки в самом широком смысле этого емкого понятия — по сути, от всей


Конкурировать за деньги и клиента в социальной сфере должны в итоге три игрока — госорганизации, бизнес и НКО. Как это должно работать? Вот идеальная картинка: граждане, кому положено получать помощь бесплатно, будут получать ее бесплатно, а участникам процесса государство за труды возместит. Соревнуясь друг с другом, организации трех видов будут работать лучше, эффективнее, экономнее. Короче, заживем.


Нечего и некому

С 2015 года у нас формируются реестры поставщиков социальных услуг. В них входят все — и госучреждения, и бизнес, и некоммерческие организации. Так вот, социально ориентированные НКО значатся в реестре поставщиков социальных услуг только в 63 регионах. Больше всего их в Башкортостане — 59, в Новосибирской области — 16, Ленинградской области — 11, Ханты-Мансийском автономном округе — 15, Пермском крае — 8. В столице — всего 2, так же как и в большинстве регионов. При этом многие из них на самом деле… услуг не оказывают.

В 20 регионах созданы ресурсные центры для выращивания НКО. Но для этого нужно время. В Европе и Америке, где соцуслуги оказывают в основном некоммерческие организации, на становление системы ушли десятки лет. А сама она оказалась продуктом развития гражданского общества. У нас же локомотивом всей этой затеи стала административная директива, вызванная необходимостью считать деньги.


Переименуем — будем жить

Но деваться некуда: задача поставлена, семь министерств стоят на страже и следят за ее исполнением (скоро и рейтинг выстроят) — что же делать регионам? Самые резвые уже попробовали делиться деньгами. И передовой опыт имеется. Странный, правда…

А предыстория тут такая. Получив инструкции из центра передавать услуги СО НКО, Министерство труда и социальной защиты Башкортостана оглянулось и насчитало в республике аж пять с половиной тысяч СО НКО. Более или менее действующими и крепкими из них оказались 500. Но ни одна не решилась затеять игру с государством. Выход оказался прост до гениальности — назвать существующие социальные госучреждения автономными некоммерческими организациями! Учредителями этих новоиспеченных НКО стали местные власти и советы ветеранов, а недавние госучреждения получили возможность наряду с бесплатными услугами оказывать платные и тем самым дополнительно кормиться. Формально, правда, НКО запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Что же делать? Известно что — искать обходные пути. И они были оперативно найдены: при каждом государственном НКО образовали ООО. Таким образом, все теперь по закону: НКО заказывает платные услуги ООО.

Есть еще один нюанс: эти ООО — уже субъекты малого бизнеса, а значит, могут участвовать в борьбе за гранты по поддержке малого предпринимательства. Быстро освоили и эту поляну: за два года бывшие госучреждения выиграли таким образом грантов на 5 млн рублей. А у региона нарисовались фантастически высокие показатели по развитию социально ориентированных некоммерческих организаций. Если в январе 2015 года в реестре поставщиков соцуслуг Башкортостана было 90 и только государственных организаций, то в июле 15-го года — 45 государственных и 118 негосударственных. А 59 центров комплексного обслуживания были одновременно (!) преобразованы в НКО и ООО — соответственно, одно и то же учреждение в реестре фигурирует два раза. Как теперь все это финансируется? Номинально через субсидии, которые предоставляются по конкурсу (он проводится департаментом социальной защиты для каждого района). Но на самом деле конкурса никакого нет. От каждого района в подавляющем большинстве случаев выходит только одна организация — госучреждение, обращенное в НКО.

После всех этих превращений Башкирии удалось сэкономить в соцсекторе около 100 млн рублей. Спрашивается, как, если деньги выделяются те же и услуги оказывают те же организации? Во-первых, сотрудники НКО больше не являются соцработниками, и им не надо поднимать зарплату по майским указам. Во-вторых, сократили часть административного аппарата. А главное — появилось много платных услуг.


Чей бизнес выигрывает?

Есть региональный опыт и иного рода: когда на рынок из бюджета приходят деньги, но достаются они не НКО, а приближенному к власти бизнесу. Первопроходцем такой новации эксперты считают Пермский край.

В Перми сносить ветхое государственное здание социальных услуг начали задолго до нынешних директив центра — аж с 2009 года. Комплексные центры социального обслуживания занимали большие здания, качество их работы вызывало вопросы. Ответы особо не искали, решили действовать круто — ликвидировать проблемные структуры. В итоге в регионе в 4 раза была сокращена сеть государственных соцучреждений, в 5 раз уменьшилось количество сотрудников, работы лишились 9800 человек. Некоторые создали НКО или бизнес-структуры, но около 40 процентов из сферы соцуслуг просто ушли.

Парадокс в том, что катастрофы после такой суровой зачистки не случилось — сформировалась другая модель оказания соцуслуг. Ее участники отмечают очевидные преимущества новации: Пермский край после введения новой системы преуспел, например, в реабилитации инвалидов. На эту услугу были введены сертификаты, которые оплачивает государство. Человек с ним может сам выбрать организацию, где получит помощь. Теперь это возможно в большом количестве частных клиник. Введение сертификатов серьезно увеличило охват реабилитационными услугами.


Все остальные соцуслуги по-прежнему у государства. В крае есть НКО, которые занимаются дополнительным образованием и обучением детей с тяжелыми нарушениями развития. Но как раз с ними власть не желает делиться — деньги остаются внутри госсистемы, которая предпочитает работать с обычными детьми.

Но с отчетностью при этом все в порядке: на этой реформе пермским властям удалось сэкономить 197 млн рублей (основная часть — 144 млн рублей — от передачи на рынок надомного обслуживания).

Башкирии удалось сэкономить в соцсекторе около 100 млн рублей. Спрашивается, как, если деньги выделяются те же и услуги оказывают те же организации? Все просто: сотрудники НКО больше не являются соцработниками и им не надо поднимать зарплату по майским указам, а главное — появилось много платных услуг


Нерадостный горизонт

А теперь самое занятное. При всех очевидных изъянах пермской и башкирской моделей курирующие соцпроект федеральные министерства именно их ставят в пример остальным, спуская очередную директиву: перенимать ценный опыт, не вникая, какая у этого опыта цена.

Очевидно ведь: экономия на бумаге, безусловно, будет и отчитаться, что 10 процентов передали именно НКО,— тоже запросто. По башкирскому примеру любую коммерческую организацию можно назвать НКО, создать при ней ООО и зарабатывать. И есть опасения, что на этом впервые открытом новом рынке бизнес начнет себе хватать все подряд.



***


детали

Социальный долг

Что входит в социальные обязательства страны перед гражданами и во сколько это обходится

Расходы консолидированного бюджета России на социальную политику в 2017 году составят 11 трлн рублей. В 2018 году они вырастут до 11,5 трлн рублей, в 2019-м — до 12 трлн рублей. Помимо федерального бюджета расходы на социальную политику предусмотрены в региональных и муниципальных бюджетах, а также во внебюджетных фондах.

По отношению к объему ВВП доля расходов на социальную политику в 2016 году составила 5,6 процента, на 2017 год запланирован показатель 5,9 процента, на 2018 и 2019 годы —5,4 и 5,1 процента соответственно.

Читайте также: