Как создать электронное библиографическое пособие

Обновлено: 02.07.2024

РАЗВИТИЕ Интернета и внедрение электронных документов в деятельность библиотеки довольно сильно повлияли на библиографическую работу.

Библиографической работой называют совокупность процессов подготовки и использования разнообразных библиографических средств для отражения и раскрытия фондов библиотеки в целях использования их читателями.

Можно выделить два направления работы библиотеки в Интернете:

создание электронных информационных ресурсов библиографического характера и предоставление их для использования;

использование электронных информационных ресурсов, созданных третьими лицами, в процессе справочно-информационного обслуживания читателей.

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Среди информационных продуктов, создаваемых библиотеками в рамках библиографической деятельности, отметим следующие:

В ходе использования интернет-сайтов стали создаваться списки электронных информационных ресурсов. Безусловно, многие списки назвать библиографическими можно лишь условно, поскольку в них приводятся только самые необходимые данные о ресурсе: название и местонахождение. При наличии методических материалов по описанию электронных ресурсов вполне возможно создать полноценное библиографическое описание и, соответственно, корректный библиографический список интернет-ресурсов.

Обратим внимание ещё на одну ошибку, типичную для рекомендательных списков литературы, которая касается нумерации книг. Напомним, что нумерация книг характерна для государственных и научно-вспомогательных библиографических пособий и связана с организацией поискового аппарата (в частности, вспомогательных указателей). К этой группе можно отнести и макеты книжных выставок, где нумерация книг соответствует их расположению на выставке. В рекомендательных библиографических пособиях нумерация используется только в планах чтения, где показывает установленную последовательность чтения книг.

Дайджестами (от англ. digest – краткое изложение, обзор) принято называть фрагменты текстов нескольких документов (цитаты, выдержки, реже – полный текст статьи или заметки), подобранные по определённой теме и не обеспеченные обобщающими публикациями. Чаще всего дайджесты составляют при обслуживании руководителей (информационные) или по тематическим направлениям (чаще всего – краеведческие и экологические).

Сегодня приняты следующие подходы к организации дайджеста:

– от библиографического списка источников с переходом по гиперссылке на фрагмент текста или полный текст материала (библиографический подход);

– от фрагмента текста (цитаты) или полного текста документа к библиографическому описанию источника (классический подход).

Дайджесты представлены в формате pdf и не обладают, например, гиперссылками, связью с мультимедийными ресурсами и т.п., но показывают классический подход к организации библиографического дайджеста.

На библиотечных сайтах под названием обзора литературы бывают представлены различные библиографические списки (т.е. название может не соответствовать содержанию). Тогда можно предположить, что сотрудники библиотеки поместили на сайт список документов, которые в библиотеке использовались для обзора, но не сам библиографический обзор (рис. 1).


Виртуальные книжные выставки. Новое направление в библиографической работе библиотек связано с организацией виртуальных (электронных) книжных выставок. Для них можно отметить большое разнообразие форм представления материала: от простых перечислений книг до мультимедийных презентаций и интерактивных книжных выставок.

– создаются для представления изданий;

– отличаются актуальностью выбранной темы;

– выполняют информационную и рекомендательную функции;

Как и в традиционной книжной выставке, в виртуальной используются разделы, цитаты, присутствует оформление (сюда относятся обложки и раскрытые книги, эстетика размещения, цветовая гамма и т.д.). Возможно применение дополнительных элементов, присущих традиционной книжной выставке (это, например, фактографическая справка об авторе или предмете, список дополнительной литературы) и отличающих виртуальную книжную выставку (гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т.д.).

Обязательным при организации виртуальных книжных выставок является чёткое следование стандартам представления традиционных книжных выставок:

художественное представление книги (изображение обложки, раскрытой книги, в том числе с возможностью интерактивного перелистывания страниц, возможность прочитать фрагмент текста и т.д.);

библиографическое описание книги;

аннотация представляемой книги (то, какую аннотацию – рекомендательную или справочную – использовать, зависит от целевого и читательского назначения, указанного в предисловии).

Достоинство виртуальных книжных выставок – возможность представить издания, не снимая их с полки. Предоставить пользователям книги, показанные на выставке, и не ограничивать время существования экспозиции.

Отметим, что передвижение по выставке с помощью гиперссылок требует от пользователя активного участия; пользователь имеет возможность проигнорировать разделы, которые не отвечают его интересам, и более глубоко познакомиться с интересующими его изданиями. Организаторам гипертекстовые ссылки позволяют так организовать пространство интернет-страницы, чтобы пользователь в любой момент мог получить представление о выставке в целом и о каждой книге, показанной в экспозиции.

В перспективе для детей и подростков можно организовывать электронные выставки-игры, предусматривающие прохождение различных испытаний и предоставляющие в качестве приза информацию о книгах (информация о книге может быть нужна также для прохождения следующего испытания).

Создание электронных библиографических ресурсов обязательно опирается на традиционную методику и включает новые возможности электронной компьютерной среды. Простота работы и широкие возможности компьютерных программ (текстовый процессор Word, система подготовки презентаций PowerPoint, язык разметки интернет-страниц HTML и др.) позволяют любой библиотеке создавать электронные библиографические ресурсы, доступные локально в стенах библиотеки или через Интернет. (Например, технология создания электронного библиографического пособия с помощью текстового процессора Word рассматривается в пособии Е.В.Панковой и Л.С.Беркутовой [4].)

ВИРТУАЛЬНЫЕ СПРАВОЧНЫЕ СЛУЖБЫ

С 2002 года в России появилась возможность воспользоваться профессиональными знаниями библиотекарей и библиографов в удалённом режиме – виртуальные справочные службы (ВСС).

В монографии, посвящённой ВСС [2, с. 17], выделены формы обслуживания, используемые в библиотеках:

– справки по электронной почте;

– сетевые формы (через сайт библиотеки);

– сетевой контактный центр (использует специализированное программное обеспечение);

В подавляющем большинстве случаев используются возможности электронной почты и сетевых форм.

ВСС может быть организована в любой библиотеке, обладающей людскими и информационными ресурсами. Причём библиотека может выполнять запросы как на базе своих фондов, так и на базе корпоративных или свободных интернет-ресурсов.

Выделим две модели ВСС, которые различаются используемыми источниками и выдаваемым результатом:

1) интернет-ориентированные ВСС;

2) библиографически ориентированные ВСС.

Рассмотрим ВСС, относимые к данной модели.

• Свердловская областная научная библиотека,

• Саратовская централизованная библиотечная система (ЦБС),

• Томская муниципальная информационно-библиотечная система (МИБС),

• Новоуральская городская детская библиотека,

• ЦБС г. Курсавка Андроповского района Ставропольского края.

Рассмотрим ВСС, относимые к этой модели.

Рассмотрим ВСС, относящиеся к этой группе.



Знаток может сам задавать вопросы и отвечать на вопросы пользователей. Знаток регистрируется на сайте, заполняя довольно подробную анкету. В анкете указываются уровень образования, опыт работы в выбранной области и т.д. В ходе работы Знатока оценивают, и если он не отвечает требованиям службы, лишают данного статуса. Тем не менее, как показывает практика, ответ на вопрос может быть дан и Знатоком – неспециалистом в данной области.

Технология работы с ВСС

Для получения виртуальной справки пользователь обращается к странице ВСС на сайте библиотеки и заполняет бланк запроса (рис. 4). Обычно в бланке запроса заполняется несколько обязательных полей:

– данные о пользователе, позволяющие его идентифицировать;

– предмет запроса (формулировка вопроса; возможные ключевые слова; может быть указание на уже изученные источники);

– ограничения поиска (хронологический период, тип изданий, географическое положение, язык и т.д.) и желаемая форма получения результатов поиска.


Рис. 4. Бланк запроса ВСС РНБ

Библиографы получают запрос и выполняют его, ответ посылается по адресу электронной почты или размещается на сайте ВСС (рис. 5).


Внимание! Прежде чем отправлять свой вопрос в ВСС, рекомендуется:

– познакомиться с правилами работы службы и условиями получения ответа.

Отметим несколько общих ограничений, присущих ВСС:

– не поощряются запросы, связанные с поиском готовых рефератов и сочинений;

– большие списки литературы (более 10 или 20 названий) готовятся за деньги;

– библиографические ВСС не отвечают на вопросы о времени и правилах работы библиотеки;

– имеется ограничение на количество и частоту задания вопросов.

Библиографическая работа библиотеки в виртуальном пространстве даёт новые возможности для привлечения читателей, раскрытия своего потенциала и получения помощи от других библиотек.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите формы обслуживания ВСС.

2. Назовите модели ВСС.

3. Что такое библиографический дайджест?

4. Что такое библиографический обзор?

5. Назовите возможности виртуальной книжной выставки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

• наличие обязательных элементов

• наличие интерактивных элементов

• кто отвечает на вопросы?

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание читателей в электронной среде /
Е. Д. Жабко; науч. ред. Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова // Электронные документы : создание и использование в публичной библиотеке : справ. – СПб. : Профессия, 2007. – Гл. 9. – С. 496–527.

2. Матвеева И. Наше общее пространство [Электронный ресурс] / И. Матвеева // Библиотека в школе. – 2005. – № 12. – Режим доступа:

3. Михнова И. Б. Поручи поиск человеку: виртуальные справочные службы в современных библиотеках / И. Б. Михнова, А. А. Пурник, А. В. Пурник, М. М. Самохина. – М. : Гранд-Фаир, 2005. – 295 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

4. Панкова Е. В. Электронное библиографическое пособие. Правила создания : практич. руководство для библ. работников / Е. В. Панкова, Л. С. Беркутова. – М. : Форум, 2008. – 128 с.

Читайте также: