Как устроиться заместителем директора
Обновлено: 30.06.2024
Госслужба в России всегда была больше, чем просто работа. Это призвание и образ жизни. Ведь работа в правительстве или на государственной службе в целом сильно отличается по условиям и механизмам от работы в частном бизнесе. Вакансии в министерствах федерального уровня привлекают очень много людей, и в этой статье мы постараемся сделать полный обзор ситуации по работе в министерствах на начало 2021 года. Мы рассмотрим условия работы, зарплаты, способы и условия для трудоустройства на госслужбу, применяемые механизмы оценки, тесты и требования по собеседованиям.
Сейчас, когда мы пишем эти строки, за окном сияет солнцем лето 2020 года. Вся страна сидит на карантине. Кризиса подобного размаха в новейшей истории России еще не бывало. Казалось, еще вчера мы планировали поездки на отдых, покупку новых машин, домов и сетовали, что инвестиции в облигации и акции приносят всего 15-20%. Сейчас же, мы радуемся, что в магазинах еще есть туалетная бумага и гречка, что частные работодатели еще дышат и платят, хоть и урезанные, но постоянные зарплаты, и что падение рынков и рубля составило всего 30%.
Эксперты ожидают снижения ВВП России по итогу 2020 года на 3-3,5%. А по рынку труда ожидается, что только в Москве будет потеряно 500 тысяч рабочих мест. По всей стране эта цифра может составить до 4 млн. рабочих мест. Больше всего сокращений ожидается в туризме, непродуктовой торговле, рекламе и маркетинге, нефтедобывающей отрасли. Так или иначе кризис ударит по всем секторам вследствие падения платежной способности населения и сокращения заказов. Одна из немногих сфер, где сокращения не ожидаются – госслужба и работа в министерствах.
Условия работы в министерствах
Работа на госслужбе в период кризисов всегда является наиболее устойчивой сферой, где люди могут не бояться оказаться на улице. С другой стороны, в период стабильной растущей экономики условия работы в министерствах и на госслужбе в целом заметно уступают условиям, которые можно найти в частном бизнесе.
Правительство и все органы управления нашей огромной страной — это очень большая структура. На начало 2020 года количество федеральных государственных гражданских служащих составляло около 37 тысяч человек, а общее количество госслужащих в РФ – более 2,3 млн.человек. Соответственно, условия работы, зарплаты и уровень нагрузки в разных учреждениях и структурах может быть очень разным.
Уровень зарплаты в федеральных министерствах
Сотрудники остальных министерств имеют оклад примерно на 30-40% меньше. Начальные зарплаты могут начинаться от 40-45 тысяч. Конкретные суммы зарплат сильно зависят от уровня министерства, вашего стажа работы на госслужбе (если его нет – начальная зарплата самая низкая), классного чина, должности, доступ к гостайне и особых условий труда. Совмещение госслужбы в министерствах с работой в бизнес-структурах запрещено. Госслужащим разрешено лишь вести преподавательскую деятельность и публиковать книги. Зарплаты в подведомственных организациях, которые выступают подрядчиками для министерств, может сильно варьироваться. Средняя зарплата по большинству таких организаций на начало 2020 года составляла 60 тысяч рублей, но некоторые специалисты даже в начале своей карьеры получали по 90-100 тысяч. Эта цифра также не учитывает премии, которые начисляют ежемесячно. Плюсом подведомственных организаций является то, что, по сравнению с министерствами, в них намного проще устроиться.
Резкий скачок в зарплате у госслужащих федеральных министерств возможен при переходе в аппарат правительства или администрацию президента. Стартовые зарплаты в этих структурах составляли 140-150 тысяч рублей на начало 2020 года.
Льгот у госслужащих этих министерств практически не осталось. Из них можно лишь отметить 1 дополнительный день отпуска за каждый год работы в министерстве. Иногда иногородний сотрудник может рассчитывать на оплату аренды квартиры в Москве.
Из полезных бонусов, которые доступны госслужащим в министерствах и ЦБ РФ, это скидки и беспроцентные кредиты на приобретение жилья. Это может быть очень существенная помощь для молодых специалистов.
Баланс жизни и работы в федеральных министерствах
По отзывам сотрудников основных федеральных министерств, переработки — это постоянное явление. Средний рабочий день длится 10 часов, включая час обеда. Впрочем, оставаться допоздна не обязательно. Но желательно не оставлять горящих неоконченных дел.
Как говорят многие работники министерств, работа в министерстве – это работа на конкретного руководителя. Рабочие проекты организованы так, что задачи распределяет руководитель, а остальные сотрудники работают над их выполнением и отчитываются. В этом плане важно выдерживать сроки и сохранять лояльность руководству и команде. В этом плане, ценится готовность прийти на помощь коллегам и брать на себя непопулярные задачи (например, отчетность, которую никто не любит).
Все это ведет к тому, что уровень загрузки у ответственных добросовестных сотрудников высокий. Выходные обычно священны и неприкосновенны. Но в рабочие дни даже допоздна можно ожидать звонка от руководителя с просьбой что-то проверить или срочно подготовить.
С другой стороны, переработки формально не являются обязательными. Вы вправе уходить домой сразу после окончания рабочего дня и не откликаться на просьбы рабочего характера в нерабочее время. Но такой подход может привести к застою в карьере. Быстро продвигаются те, кто готов работать больше, чем положено.
Карьера в министерствах
Как мы указали выше, в федеральных министерствах рабочие команды работают на своего руководителя. И если руководитель идет на другую должность, как вверх в своем же ведомстве, так и горизонтально, он ведет с собой большую часть команды. Поэтому, зачастую, получается, что рядовые сотрудники – это подневольные птицы, которые сильно зависят от развития своего начальника.
Бывает так, что начальник сам не желает расти: устал, некомпетентен или иные причины. Такое положение может надолго затормозить развитие его подчиненных. В таком случае иногда быстрее и эффективнее будет развиваться горизонтально, или даже с понижением в должности, но в более динамичном департаменте или ведомстве. Также зачастую очень динамичным оказывается карьерный рост при уходе в региональные министерства.
Многие сотрудников министерств стремятся продолжать карьеру в аппарате правительства или администрации президента. Это вполне достижимо, но требует значительной работы в течение нескольких лет.
Как устроиться на работу в министерство
Устроиться на госслужбу в министерства возможно несколькими путями. Для студента или абитуриента это устроиться на практику в интересующее министерство. Почти все министерства сотрудничают с ВУЗами, как формально, так и неформально. Наиболее яркие примеры такого сотрудничества на официальном уровне – это МГИМО и МИД, и Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийская академия внешней торговли). Примеры неофициального сотрудничества включают набор выпускников для Минпромторга в МГТУ имени Баумана, для Минфина в Финансовом университете при правительстве РФ, или для Минюста в МГЮА. Попасть на практику в топовые министерства достаточно сложно – многие студенты рвутся туда, но, если вы являетесь студентом одного из вышеперечисленных ВУЗов, или иных профильных ВУЗов, то эти двери для вас открыты.
Для специалиста с опытом пути на работу в министерства включают следующие:
Устройство в подведомственной организации и работа для последующего перехода в министерство
Все федеральные министерства имеют подведомственные организации, которые выполняют для них определенные услуги. Сотрудники таких структур стоят первыми в кадровом резерве министерств. Устроиться в подведомственные организации обычно намного проще. А условия труда в них иногда не уступают по уровню оплаты и организации работы условиям в самих министерствах. Если вы не студент, и вы рассматриваете пути устройства в министерства или правительство, начните с поиска вакансий в подведомственных организациях. Даже если это звучит не так круто: работа в МГУП, а
Пройти конкурс на стажировку в Минпромторга или в правительство Москвы
Данные конкурсы были запущены в 2018 году и пользуются большим интересом. Они предоставляют реальный шанс устроиться в Министерство промышленности и торговли или правительство Москвы молодым людям, которые не имеют никакого опыта госслужбы и связей среди министерских служащих. Про правительство Москвы у нас есть отдельная статья, читайте ее по ссылке Правительство Москвы: структура, условия работы и трудоустройства
Завести личные контакты среди госслужащих
Казалось бы, данный путь является самым прямым и естественным – ведь так устраиваются на работу везде. И на официальных сайтах всех федеральных министерств вы найдете открытые вакансии. Но мы ставим его на последнее место. Причина в том, что вакансию в министерство практически всегда получает не кандидат со стороны, а человек, состоящий в кадровом резерве, замещающий декретную ставку, или получивший рекомендацию от уже действующих сотрудников данного министерства. Отбор по этому пути довольно длительный и сложный и предполагает тесты на интеллект и профильные знания.
Требования к кандидатам на госслужбу в министерства
- в обязательном порядке владение грамотным письменным и устным русским языком;
- умение ясно и понятно излагать свои мысли и замечания по проектам и документам;
- умение ориентироваться в существующей нормативной правовой базе;
- стремление формировать оптимизационные предложения в рамках зоны ответственности;
- навыки правильной обработки входящей и исходящей корреспонденции.
При отборе кандидатов больше ценится стремление работать и коммуникативные навыки, чем технический опыт.
Этапы отбора на госслужбу в министерства
Как и в бизнесе, этапы отбора на работу в федеральные министерства состоит из нескольких основных этапов:
- Анкетирование
- Тесты на интеллектуальные способности
- Собеседование
Рассмотрим тесты, применяемые в федеральных министерствах более подробно.
Тесты в министерства
Стандартом технологий тестирования в большинство федеральных министерств РФ долгое время являлись тесты от разработчика CEB SHL. Это компания-разработчик тестов с корнями из США, поэтому в последние годы большинство министерств все чаще использует тесты российских разработчиков, в первую очередь тесты ЭКОПСИ. Однако стоит отметить, что тесты SHL по-прежнему применяются широко.
А о тестах ЭКОПСИ, и, в частности, тестах для управленцев PIF, читайте в нашей отдельной статье Тесты ЭКОПСИ: особенности, примеры, рекомендации по решению
Числовые тесты в министерства
Вербальные тесты в министерства
Абстрактно-логические тесты в министерства
Числовые и вербальные тесты — это обязательный набор тестов, которые проходят соискатели в основные министерства и правительство РФ. Но абстрактно-логические тесты иногда опускаются. Обычно эти тесты обязательны только для соискателей на те позиции, где требуется техническое образование — IT, разработка ПО и технических инструментов. Мы рекомендуем заранее узнавать, какие виды и типы тестов будут применяться для вашей вакансии.
Правильные ответы и подробное объяснение решения этих тестов вы найдете в конце статьи. Мы призываем вас сначала попробовать решить их самостоятельно, чтобы протестировать свои способности.
Собеседование при приеме на госслужбу в министерства
Перед самим собеседованием мы рекомендуем прочитать наши статьи о грамотных техниках собеседования:
Если вы хотите работать в федеральном министерстве, то придется постараться. Но нет ничего не достижимого. Подготовьтесь к тестам, собеседованию, постарайтесь познакомиться со служащими этого министерства и заявить о себе. Мы уверены, что залог успеха в качественной подготовке. Потратьте время на подготовку и оно вам окупится сторицей. Удачи!
Имеется мужчина с несколькими руководящими должностями в резюме за последние 15 лет,. работал и торговле и на производственных предприятиях.Давно сидит без работы, откликов с сайтов вакансий практически нет, хотя рассылает на все подходящие должности, вплоть до рядовых. В то, что его могут взять с улицы на приличную руководящую должность, не верит.
И тут возникла вакансия у знакомых его жены, с которыми она сама достаточно долго проработала. Вакансия требующая специальных знаний на высоком уровне, но рядовая.Они смотрят и говорят:" Да - квалификация подходящая для нас, но ведь он зарабатывал в разы больше, будет ведь недоволен, будет воспринимать эту работу как временную и искать более достойную". Он согласен работать и прекрасно понимает, что других вариантов нет и не предвидятся. Но не берут. Вот что делать в такой ситуации? Понятно, что сейчас столько свободных кадров в поиске, что на руководящие должности легко найти человека из окружения, да и просто реальных вакансий с приличными зарплатами очень мало. Что делать человеку, который снизил планку, смирил амбиции и хочет работать,готов зарабатывать сильно меньше, чем было раньше, но не берут ведь.
Судя по всему и все его отклики на вакансии даже не смотрят, на те позиции. которые ниже, чем в резюме(((
Всю информацию о себе даёт он сам - и по должностям и тем более по заработкам (ну кто знает сколько он зарабатывал и готов получать сильно меньше). Пусть скорректирует её в резюме и будет ему счастье. Работал ген диром а хочет менеджером, пусть пишет опыт работы менеджер, а запись в трудовой если спросят объяснит простой формальностью необходимой на тот момент компании. Вроде не дурак раз занимал руководящую должность - мог бы и догадаться это сделать. Работник, который снизошёл до недостойной его вакансии из-за сложной экономической ситуации никому не нужен.
А знакомые так же могут найти формальный повод отказать не желая его видеть среди своих коллег. У моей коллеги муж псих, бьет и пьёт, тиранит её и детей. Все это рассказывается на работе. Появляется вакансия по его профилю и она пытается его пропихнуть. (Тоже странно дома тиранит, но как подвернулась возможность хотела в свою же компанию устроить, видимо чтобы ещё и на работе кошмарил). Отказали с какой-то мягкой формулировкой, хотя подходил как работник по всем пунктам.
Ну у него не одна должность такая в трудовой такая, а штук пять, все понизить и все объяснить формальной необходимостью? Знаете, я может быть грубовато выражусь, но у него на лбу написано, что он давно не рядовой, еще и с кучей образований. Ну и организации там такие в трудовой, где мало не платят, поэтому озвучивать свои прежние доходы не приходиться, все сами всё понимают.
"Работник, который снизошёл до недостойной его вакансии из-за сложной экономической ситуации никому не нужен" - вот это вообще чудесно. А если сложная экономическая ситуация будет длиться 10 лет, ему что с голоду помереть?.
Опять очередная жена сует нос не в свое дело? не доставайте мужика. Значит, есть большая заначка и дауншифтинг ему нафиг не уперся. Если бы ваш муж хотел работать, то уже давно бы нашел работу в том числе и путем, который описал аноним выше. А не находит, значит не хочет. Отстаньте от него.
Ну вообще не жена, а сестра жены. Нет заначки, увы. Живут на её зарплату, вполне средненькую, влезли уже в долги.
Путь указанный выше, как-то смущает меня, если честно. Это общепринятая практика - обманывать работодателя на старте?
"Потерять" трудовую, сказать, что работал по срочному договору, фрилансером, у друга без оформления и как угодно ещё. Сделать лицо попроще, если это требуется. Вес в обществе не отражён на лице, он же не грузчиком готов пойти работать, не надо переоценивать надписи на его лбу. Образование можно указать одно, которое ближе к тому что ищет. И не выеб..ся на собеседованиях кичась надписями, тогда все у него будет в порядке с поиском работы.
С голоду не помереть, но не воспринимать своё устройство на работу как "снизошёл", это тоже чаще на лбу написано и такие работники реально не нужны. Был бы нужный и умный нашёл бы и на руководящую позицию, тем более с таким опытом, не нашёл да ещё если и в Москве, значит уже не "снизошёл", а получает то, чего реально стоит на рынке труда.
Не видела ни одного человека в Москве, кто бы хотел работать, но сидит без работы, ежедневно "работая" на сайтах поиска. Безработные длительное время это либо люди, которых это не напрягает (например домохозяйки и домохозяины), либо люди которые не могут активно работать по состоянию здоровья, либо нытики с завышенными требованиями, либо те, кто хочет работать чисто теоретически, типа "если постучат мне в дверь и предложат работу за млн долларов в месяц по специальности в соседнем доме и свободным графиком, то я подумаю", такие могут даже изредка и нехотя отправлять резюме, не интересуясь особо ответом. Остальные роют и находят работу, иногда ошибаются, но не сидят без работы длительное время (для меня это от полугода и больше).
"Потерять" трудовую с 23-х летним стажем, и придумывать про "друга без оформления", ну если это лучше для работодателя, чем нормальный опыт, то я уже не знаю куда катится страна.
Руководящую с улицы в кризис найти не реально, сужу по нескольким своим знакомым, они не такие уж высокие руководители были, но тоже ничего найти не могут, и даже по знакомству, никто не расширяется, а работающие за свои места мертвой хваткой ухватились, особенно на хороших должностях.Нашёл только один, который ну прямо на 100% попал в требования, а там узкая специализация. А всякие юристы , экономисты, менеджеры - никому не нужны, особенно в возрасте 45 и дальше.
Придется всем посоветовать "потерять" трудовую.
А вы такие советы даете, как сотрудник кадровой службы или сами работу искали подобным методом?
Повезло вам, что не видели. Наверно вашему окружению 35 лет? А моему в среднем 45, и таких, кто в последние годы остался без работы, и не может ничего найти, становится всё больше и больше.
Расскажите как "работают" на сайтах поиска?: Мне самой интересно? Ну заходишь раз в день, висит там штук 20 новых вакансий, которых вчера не было. 5 из них тебе подходят, посылаешь резюме. Это занимает полчаса от силы. Нужно целый день "рыть", от этого там что-то вдруг прибавиться или начнут отвечать все разом?
Как говорит сестра, большую часть его откликов даже не просматривают.
Мы с сестрой очень близкие люди и мне хочется ей помочь. Хотя бы дельным советом. Последняя история, когда его не хотят брать знакомые, её совсем добила.
Я не ныла, а искала, верила в себя и нашла. И не раз! Я знаю тех, кто в 45 специальность и страну меняет, не то что по специальности в родном городе ищет, для мужика это как для женщины в 30 искать, ещё и никто не обращает внимание на количество и возраст детей. Это не советы, это варианты поиска на случай когда готов хоть как и хоть кем, но не бееееруууууут. Ну пусть идёт в президенты, чтобы страна дальше не катилась. В конце концов в том, что он не нажил знакомств вина только его. И если не верит в то, что можно устроиться без знакомств, то пусть дальше сидит на шее у жены. По-моему он там неплохо устроился и вы насильно его хотите вытащить из этой зоны комфорта.
Моему в среднем 45. 20 новых вакансий и 5 подходят это возможно 5 новых резюме под каждую вакансию со своей спецификой и 5 сопроводительных писем к резюме, просмотр сайтов и возможно звонки в эти компании с просьбой просмотреть резюме. Сайтов поиска несколько - даже если 3 основных это 5-7 подходящих вакансий (с учётом того что они дублируются). Дальше своё собственное резюме выкладываешь и поднимаешь (начиная с авито и заканчивая hh), просматриваешься все организации в районе, округе, в которых теоретически могут быть вакансии, которые иногда висят на сайтах компаний и отправка резюме в эти компании. Кто нибудь да ответит, добавляются собеседования. А в условиях Москвы это уже на полдня. Поднимать старые связи, знакомства и тп Так и получается что да, рыть целыми днями, а не рефлексировать за счёт жены. Я рыла и никогда работу больше месяца не искала и выбирала всегда сама из нескольких вариантов куда брали, и должность экономист по труду, которых сейчас первыми выгоняют на улицы. К тому же денег я хотела выше чем в среднем по этой специальности. Последний раз перед Новым годом поменяла, до этого давно, 7 лет назад. Перед Новым годом даже не отдохнула, потому что поиск работы это та же работа, только более нервная. А не тупое сидение дома с ленивым просмотром вакансий.
Расскажите, что вы писали в сопроводительных письмах? Мне кажется это чистая формальность, их читает вообще кто-нибудь?
Все старые связи он уже перелопатил, никто сейчас не берет просто так, лишь бы взять, все затраты сокращают. Вот нашлась вакансия, и на тебе - вы слишком ценный для нас, нам попроще надо.
1. Начинайте работать как можно раньше
В университете, а может быть, даже в школе или колледже — это в любом случае бесценный опыт. Он поможет оценить свои силы, обрести полезные навыки и стать увереннее. Как бонус — заработать на карманные расходы. А ещё это бесценные навыки тайм‑менеджмента, самостоятельного принятия решений и расстановки приоритетов: ведь работу надо как‑то совмещать с учёбой.
А ещё работа научила меня искать решения проблем. Меня назначили управляющим убыточного магазина. Он находился рядом с вокзалом, и продажи с каждым месяцем падали. Причина была неожиданной: оказалось, что напротив входа постоянно стоят цыгане и покупатели просто обходят магазин стороной. Мне удалось договориться со старшей цыганкой — попросил её сменить локацию. Она согласилась, а на следующий месяц продажи выросли на 130%.
На первую работу я устроился в 14 лет, когда только получил паспорт. Был униформистом — работником сцены в цирке. Выбор неслучайный: у меня цирковая династия, родители — артисты, поэтому всё детство я проводил за кулисами. Униформистом я трудился одно лето, заработал первые карманные деньги.
Думаю, именно ранний старт позволил мне подняться так быстро. Многие против совмещения учёбы с работой, но я считаю это очень полезным опытом: он учит правильно распределять своё время.
2. Просите совета и учитесь у своего руководителя
Не бойтесь разговаривать со своим начальством или коллегами и задавать им вопросы. Вы не будете казаться некомпетентным, а, наоборот, произведёте хорошее впечатление. Ведь профессионал или тот, кто стремится им стать, всегда готов развиваться и перенимать чужой опыт.
Если я вижу, что кто‑то что‑то делает лучше, чем я, или делает то, чего я не понимаю, я буду интересоваться, просить меня научить и перенимать опыт. Новому можно научиться только у других людей и на каких‑то конкретных задачах и проблемах, которые они решают. Курсы и семинары тоже хороши, но только для теории и закрепления. И я уверен: если вы понимаете, что у коллег на вашем текущем месте работы научиться нечему, к сожалению, компанию нужно менять.
3. Проявляйте инициативу
Если ваша цель — развиваться профессионально и подниматься по карьерной лестнице, нельзя просто спокойно заниматься своей работой. Нужно браться за новые, незнакомые задачи, высказывать свои идеи, спорить, если уверены, что правы и можете сделать лучше.
Если вы видите какие‑то проблемы в процессах, нестыковки и несовершенства, то заявляйте о них. У каждого есть своя повестка, которой он занимается, поэтому сами по себе проблемы не решатся. Нужно не бояться подходить и спрашивать. Чем чаще вы будете становиться частью повестки руководителя, тем легче будет доказать, что решение той или иной проблемы важно для общего дела. А это, в свою очередь, позволит эффективнее продвигаться по карьере.
4. Заявляйте о себе
Амбиции и желание расти — это нормально и в большинстве компаний только приветствуется. Не бойтесь говорить о том, что готовы к более серьёзным вызовам на более высокой должности, — если можете доказать, что готовы на самом деле. И заявляйте о своих желаниях правильно.
Не стоит бояться своего возраста. У молодых руководителей есть много плюсов: они быстрее ориентируются, приспосабливаются к среде и готовы постоянно меняться. Если не говорить о своих амбициях — начальник может рассматривать вас как крутого исполнителя и не способствовать вашему карьерному росту.
5. Совершайте ошибки, но делайте выводы
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Допускать просчёты — нормально, а иногда даже поучительно, если вы можете извлечь из этого уроки. Но это не значит, что неточности и невнимательность — мелочи, которые ни на что не влияют.
Ошибка, которая отразилась на мне больше всего, — неумение планировать свою деятельность. Когда я работал в консалте, у меня условно был один проект и один заказчик на протяжении двух лет. А в какой‑то момент случилось так, что продукт понадобился ещё шести заказчикам и, соответственно, работы стало больше. В какой‑то момент я понял, что наобещал больше, чем могу сделать. Это вылилось в три или четыре месяца работы по 12 часов. В итоге это довело меня до нервного срыва и выгорания. Я сделал выводы и выработал систему планирования, которую использую по сей день.
6. Ищите и используйте преимущества компании
Компания, которая рассчитывает на успех и постоянный рост, всегда будет заинтересована в способных и трудолюбивых сотрудниках. Поэтому она даёт ресурсы и возможности для роста и развития.
7. Умейте делегировать
Если верить пословице, хочешь сделать всё хорошо — сделай это сам. Соблазн выполнить все задачи самостоятельно будет всегда, но нужно с ним бороться. Иначе вам придётся работать на износ всегда, а ваши сотрудники утратят мотивацию и сядут вам на шею: зачем стараться, если вы всё сделаете за них?
Когда вас повышают, у вас есть кредит доверия и руководители верхних уровней хотят, чтобы наиболее важную работу выполняли именно вы. У меня так и было.
Сначала я подключал ребят частично, а со временем стал делегировать всё больше задач, просто контролируя процесс. Понемногу создавал привычку у заказчиков, чтобы впоследствии они обращались не ко мне, а к моим сотрудникам.
8. Учитесь без остановки
Отсутствие прогресса — регресс. Нельзя из года в год делать одно и то же, теми же инструментами, и добиваться роста. Без постоянного саморазвития можно так и остаться на одном месте.
Выясните в отделе кадров, на портале компании или непосредственно у своего руководителя, есть ли программы корпоративного обучения, стажировок, возможности участия в конференциях и мастер‑классах.
9. Контролируйте время
Без грамотного тайм‑менеджмента никуда. Первые несколько дней можно работать по 20 часов в сутки и даже добиваться каких‑то результатов. А потом качество работы резко упадёт. Можно так погрязнуть в задачах, что ни на саморазвитие, ни на отдых времени не будет.
Есть различные инструменты, которыми точно нужно пользоваться: планировщики, календари. Нужно максимально постараться делегировать операционную работу — её всегда много, и она съедает уйму времени.
Есть простое правило: нужно оценивать ценность задачи и эффективность вложения времени — что даёт максимальный результат, на том и нужно концентрироваться.
10. Ищите контакт с людьми
Работа руководителя напрямую связана с управлением командой. Если не уметь грамотно выстраивать отношения с людьми — успеха не добиться.
Если кто‑то использует в качестве аргументов ругань или стук кулаком по столу — значит, этот человек не готов быть руководителем или просто не понимает, что должен делать.
Одной из главных карьерных амбиций множества сотрудников является руководящая должность. На протяжении многих лет они подчиняются корпоративной иерархии, чтобы в один день забраться на ее верх и начать всем рулить. Однако далеко не всем суждено быть хорошими начальниками (особенно тем, кто хочет власти ради власти).
Любимый и уважаемый подчиненными руководитель осознает свою ответственность, работает на благо общего дела и заботится о благополучии своих сотрудников, а не деспотично эксплуатирует их.
Сейчас мы расскажем, как стать начальником на работе и завоевать расположение своей команды. Здесь действительно очень много подводных камней, поэтому действовать надо грамотно и последовательно.
Как стать руководителем организации: цели и способы
В корпоративной среде система продвижения сотрудников по карьерной лестнице существенно отличается от той, что мы привыкли наблюдать в школе или институте. Здесь недостаточно просто хорошо работать, чтобы получить кресло руководителя.
Дело в том, что далеко не все начальники заинтересованы в карьерном росте своих сотрудников. Многим из них важно сохранять сложившееся положение вещей в иерархии, где они занимают высокий пост.
Именно поэтому работникам, стремящимся к продвижению и повышению, необходимо быть гибкими и как можно реже полагаться на остальных.
1 Помни, что твой карьерный рост нужен только тебе
Это самое главное правило, которое нужно уяснить с первых дней работы. Не стоит делегировать свое продвижение другим людям, потому что в таких случаях возможность провала становится очень вероятной.
Зачастую начальству удобно сохранять сотрудника на его позиции, чтобы он выполнял одну и ту же работу все лучше и лучше. Исполнители нужны абсолютно на всех уровнях, а перестановки только усиливают дисбаланс на местах.
2 Постарайся выявить все карьерные закономерности с самого начала
Как мы уже говорили, в бизнесе играют по своим правилам, причем во всех организациях они разные. Чтобы хорошо себя чувствовать на том или ином месте, необходимо хорошо знать конкретные правила и законы, которые приведут тебя к успеху. Не зная этих правил, очень тяжело добиться желаемого.
Любопытно, что обычно их никто не озвучивает, и обо всем нужно узнавать самому. В таком случае советуем наладить диалог с начальством и задать ему все интересующие тебя вопросы. Например, сколько тебе еще ждать повышения, от каких обстоятельств оно зависит, что тебе надо для этого сделать и так далее. Все эти вопросы лежат на поверхности, достаточно сформулировать их для себя, а затем сказать руководству.
Таким образом полученные ответы дадут тебе понять, какие перспективы есть у той или иной должности, и на что ты можешь рассчитывать.
Если хочешь добиться руководящей позиции, не стоит стесняться задавать все эти вопросы. Даже если тебе не отвечают на них с первого раза. Однако если начальство вообще не может ответить тебе конструктивно по поводу карьерного продвижения — это повод задуматься. Возможно, оно само не понимает, какое будущее ждет компанию и куда надо двигаться.
3 Умей выстраивать отношения с коллегами и руководством
Умение выстраивать доверительные отношения с коллегами и руководством является одним из самых полезных в карьерной среде. Ведь именно хороший человек, к которому прислушиваются и уважают, способен направлять коллектив и продвигать свои инициативы.
Чтобы стать таким человеком, можешь присмотреться к тем, кто уже на хорошем счету в компании — будь то рядовой сотрудник или руководитель. Посмотри, какими методами он завоевывает расположение и постарайся спроецировать их на себя.
Так у тебя будут все шансы стать любимчиком и ценным игроком в команде.
4 Не забывай, что ты находишься в конкурентной среде
Какие бы теплые отношения ни были у тебя со своими коллегами, помни, что когда освобождается руководящая позиция в большом коллективе, вы все вступаете в борьбу за первое место.
Именно поэтому тебе надо оказаться компетентнее и целеустремленнее своих коллег без поблажек и фор.
Руководству надо выбрать наиболее подходящего кандидата, и, поверь, оно будет смотреть на все аспекты твоей профессиональной деятельности — от умения вести деловую переписку и вписываться в дедлайны до способности держаться в стрессовых ситуациях и налаживать связи с людьми. Все будет иметь значение, и во всем ты должен будешь преуспеть. Таков алгоритм.
5 Твои достижения должны быть на виду
После того как ты разберешься со всеми правилами продвижения в организации, выстроишь доверительные отношения с коллективом и подтянешь свою компетенцию, пора показать результаты своей работы.
Пусть тебе это не будет казаться чем-то вроде хвастовства или наглости. Пойми, что удачная самопрезентация — это одно из ключевых составляющих успеха. Руководители могут даже не узнать о твоих успехах, если о них никто не будет говорить.
При этом не обязательно собирать большую аудиторию и показывать ей слайдшоу своих достижений. Достаточно просто информировать начальство о своих действиях и инициативах, а также вовлекать другие отделы в рабочий процесс. Тогда все узнают о твоей работе и будут это ценить.
Даже если твои старания не приведут к желаемому результату, все увидят, как ты пытался и какие усилия для этого прикладывал.
Основные ошибки начинающих руководителей
Представим, что ты добился желаемой должности и собираешься начать управлять дружной командой энтузиастов, которые ждут от тебя компетентных решений и подобающего отношения.
Давай разберем несколько ошибок, которые можно совершить в самом начале пути и разрушить свою репутацию.
1 Ты думаешь, что проще сделать самому, чем объяснить
Однако одна из главных обязанностей начальника — показать сотрудникам, как разобраться с возникшей проблемой, и на это порой тратится очень много усилий.
Как бы то ни было, теперь твоя роль руководящая, и ты не должен позволять себе выполнять задачи исполнителей. Отныне твоя главная компетенция — организовать работу команды, а не добиваться результата самому.
2 Ты больше не хочешь лезть в рабочий процесс
Это противоположная крайность, к которой прибегают многие начинающие руководители. Становясь начальниками, они отстраняются от работы коллектива и начинают заниматься абстрактными стратегиями компании или корпоративной культурой.
Однако компетентный начальник нередко сам участвует в производственном процессе и заряжает своим примером. Он должен разбираться в тонкостях и детальных аспектах ведения бизнеса, чтобы активно влиять на процесс и показывать свою компетенцию.
Таким образом, хороший руководитель должен знать, как устроена работа его подчиненных, но при этом не выполнять ее за них. Вот к такому балансу необходимо постараться прийти.
Читайте также: