Как составить резюме учебник

Обновлено: 19.05.2024

Данная статья основана на материалах моего выступления перед студентами Южного Федерального Университета. Большинство примеров – из мира веб-разработки. Однако принципы, о которых я рассказываю, применимы к любой области деятельности.

О себе

Меня зовут Игорь Шелудько.

Я – предприниматель в сфере разработки и продаж программного обеспечения с 2000 года. У меня высшее техническое образование. Cвою трудовую деятельность я начинал как программист, также руководил небольшими командами, занимался как продуктовой, так и заказной разработкой.

Примерно полтора года назад я занялся коммерческим рекрутингом IT-специалистов – то есть не только для себя и своих проектов, а в пользу посторонних компаний. За это время я прочел несколько тысяч резюме и несколько сотен резюме передал на рассмотрение работодателям, получил по ним обратную связь. Хочу поделиться накопленным опытом в формате рекомендаций по подготовке резюме.

Эта статья адресована специалистам, работающим по найму и время от времени перерабатывающим свое резюме.

Вступительное слово

Хорошее резюме должно быть:

  1. Информативным.
  2. Продающим.
  3. Запоминающимся.

Во-вторых, после изучения вашего резюме работодателю должны быть понятны выгоды от найма именно вас.

В-третьих, резюме должно создавать уникальный образ, так чтобы память читателя могла за что-то зацепиться и потом выталкивала ваш положительный образ в разных ситуациях отбора. Будет очень хорошо, если вам удастся заложить в резюме харизму.

Хорошее резюме создает цельный образ привлекательного человека и специалиста с четко выраженными компетенциями, которые можно сразу оценить.

image

Рептильный мозг

image

Нейрофизиологи и психологи в ходе множества экспериментов выяснили, что рептильный мозг чувствителен к следующим мотивам:

Структура резюме

Обычно резюме состоит из следующих блоков:

  1. Фото, ФИО, дата рождения, место проживания, гражданство
  2. Контактная информация
  3. Желаемая должность и зарплата
  4. Ключевые навыки
  5. Опыт работы – где и когда работал, должности, обязанности
  6. О себе в свободной форме (увлечения, интересы)
  7. Образование
  8. Рекомендации

Фото, ФИО, дата рождения, город, гражданство

С датой рождения и гражданством, мы, скорее всего, ничего сделать не сможем в момент написания резюме. Зато можем подобрать подходящее фото. Ваше фото в резюме, а также ваши аватарки в соцсетях и мессенджерах – это первый визуальный образ, который увидит рептильный мозг работодателя или рекрутера и который будет ассоциирован с вами.

Если вам нужна работа, пожалуйста, выберите фото, соответствующее избранной вами должности. Также рекомендую на время поиска работы, поставить соответствующие аватарки в соцсетях и мессенджерах, на которых вы похожи на фото из резюме.

Часто бывают ситуации, когда человек ищет новую работу и не хочет, чтобы текущий работодатель узнал об этом. Многим кажется гениальной идея опубликовать резюме под вымышленным именем. По моему мнению – это плохая практика, потому что надежно скрыться, изменив только имя у вас не получится. Также придется скрыть последнее место работы и указать другие контактные данные, например, телефон и е-мейл вашей бабушки. Это может сильно понизить привлекательность вас как кандидата.

Я рекомендую в такой ситуации просто не выкладывать свое резюме в публичный доступ, а искать интересные вам вакансии и самому на них откликаться, отправляя резюме некоторым избранным работодателям.

Если вы готовы к переезду или рассматриваете только удаленную работу, то обязательно напишите об этом или отметьте соответствующие галочки на площадках поиска работы. Это увеличит область видимости вашего резюме в поиске площадки и повысит ваши шансы быть найденным и приглашенным к собеседованию.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

Проблема №1 в этом блоке резюме – это неудачное фото. Вы можете считать, что если вы и ваши коллеги в обычной жизни выглядите так, то это совершенно нормально. Однако у рекрутера может быть другое мнение. Лучше будет все таки выбрать фото, которое нравится широкому кругу людей, например, вашим родственникам и друзьям не из IT.

image

Также может отпугнуть большой список городов, куда вы готовы переехать. Это производит впечатление, что вы хотите убежать и вам все равно куда. Серьезные люди так себя не ведут. Лучше адаптировать этот элемент резюме под конкретную вакансию.

Часто работодатели при поисках кандидатов имеют ограничения по возрасту, но с этим ничего не поделаешь. Если вам 21 и у вас большой опыт, то попробуйте просто не указывать возраст, но не стоит указывать ненастоящую дату рождения.

Вообще не стоит в резюме врать в таких местах, которые легко проверяются по другим источникам. Сейчас несложно собрать информацию о человеке из многих источников. В первую очередь это соцсети, также есть другие доступные работодателям базы данных.

Желаемая должность и зарплата

Если вы можете работать и готовы рассматривать предложения на любую из нескольких смежных позиций, например, frontend, backend или full-stack разработчик, то стоит сделать 3 резюме, которые будут немного отличаться прежде всего названием желаемой должности. Далее я еще буду возвращаться к этой идее.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

В первую очередь – несоответствие молодого возраста кандидата и притязаний на высокую должность и зарплату. Например, когда в 23 года человек претендует на Senior-квалификацию. Такие люди иногда встречаются, но крайне редко. Чаще попадаются просто хвастуны.
Также я сталкивался с тем, что в некоторых регионах и странах разработчикам несколько быстрее приписывают высокую квалификацию. Я слышал от работодателя из Поволжья, что ему нужен Senior-разработчик, с опытом от 2-х лет. В большинстве регионов РФ про квалификацию Senior все таки говорят после 4-5 лет интенсивной работы в одной тематике или с определенным языком программирования.

Контактная информация

Желательно указать все контакты, которые для вас приемлемы.

Желательно указать ссылки на порфолио и проекты в которых вы активно участвовали. Для разработчиков крайне желательно указать ссылки на личные профили открытых репозиториев – github, bitbacket, чтобы работодатель мог посмотреть на примеры вашего кода и область ваших интересов.

Подразумевается, что хороший разработчик не только работает, но и развивается, чем-то интересуется, и может быть даже участвует в open source проектах, пишет статьи, выступает на конференциях и митапах. Разнообразные примеры вашего кода помогут избежать скучного тестового задания при отборе и ускорить выбор именно вас.

Что делать, если у вас нет интересных личных проектов, которые стоит опубликовать? Многие разработчики публикуют в своих репах успешно выполненные тестовые задания от других работодателей, особенно если они были чем-то примечательны. Это хорошая практика. Вместо проверки типового тестового, техническому эксперту работодателя может быть интереснее покопаться в ваших проектах, придумать каверзные вопросы по вашему коду и потом задать их вам на собеседовании.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

В первую очередь – неизвестность. Если, кроме e-mail, другие контакты отсутствуют, то на начальном этапе отбора рептильному мозгу рекрутера вы сразу не понравитесь. Малоизвестные субъекты часто бывают непривлекательны и даже опасны, поэтому лучше пройти мимо вас и вспомнить про вас, только если совсем не будет других кандидатов.

Конечно в мире все еще есть люди, у которых нет аккаунтов в соцсетях, публикаций, порфолио и репозиториев, вся их работа была строго засекречена, а времени на хобби не оставалось. Но таких людей сейчас уже мало, и они выглядят подозрительно.

Ключевые навыки

Этот блок резюмирует описание вашего опыта, дает сжатое представление о том, что вы знаете и умеете. Желательно расположить его перед подробным описанием опыта работы, это позволит рекрутеру быстро понять стоит ли читать ваше резюме далее. Этот блок желательно подстраивать под желаемую должность. Если вы можете и готовы делать фронтенд и бэкенд, то лучше создать 3 резюме – фронтенд, бэкенд и фул-стэк разработчика, которые будут отличаться в первую очередь блоком ключевых навыков и некоторыми акцентами в описании опыта – подробнее раскрывайте релевантный опыт и поверхностно опишите остальной опыт.

Для разработчиков и других технических специалистов уместно не просто перечислить навыки и технологии, с которыми вы работали, но и указать общий стаж по нескольким местам работы.
Например: Node.js – 3 года, 10 проектов для 2 работодателей, Angular 2 – 1,5 года, 3 проекта на последнем месте работы.

Для фронтенд разработчика, дизайнера, верстальщика будет даже уместным приложить визуальное представление ключевых навыков — это выделит вас в массе других кандидатов. Вспоминаем про мотивы рептильного мозга.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

Отсутствие этого блока или его несоответствие описанию опыта работы может вызвать недоумение и диссонанс у читателя. Заявляя тут какие-либо навыки, убедитесь, что вы упоминаете их в описании вашего опыта работы.

image

Опыт работы – где и когда работал, должности, обязанности

Роль и формат этого блока в последнее время стали шире. Вместо сухого перечисления дат, мест работы и должностей, работодатели и рекрутеры хотят видеть историю вашей трудовой жизни. По каждому месту работы крайне желательно описать, чем вы там занимались, какую пользу причинили работодателю, в каких проектах участвовали и какие части проектов делали именно вы. А также, чему вы научились, какие выводы для себя сделали. Стоит перечислить технологии и инструменты, которые вы применяли. Чем больше информации, релевантной вакансии, будет в этом блоке, тем выше ваши шансы быть приглашенным на собеседование. Этот блок также уместно адаптировать под каждую новую вакансию. Хотя бы фрагмент про ваше последнее место работы. Перечисление технологий и инструментов повышает шанс быть найденным в поиске по базам резюме.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

Очень часто работодатели интересуются причинами смены места работы – почему кандидат покидает предыдущее место работы? Стоит быть готовым ответить на этот вопрос, но я не рекомендую указывать это в резюме. Причины расставания с работодателем — это очень скользкая тема. И любой ваш ответ может быть трактован негативно. Во время собеседования у вас будет шанс произвести впечатление, прежде чем этот вопрос будет задан и общее положительное впечатление о вас сгладит почти любую причину смены места работы.

image

О себе

В этом блоке вы вольны написать о своих принципах, увлечениях и пожеланиях к новому месту работы.

Напишите, какие рабочие задачи вы предпочитаете, чем сейчас увлекаетесь, с какими технологиями хотели бы поработать, что вы не любите, какую дополнительную пользу вы можете принести работодателю.

Также тут можно детализировать ваше видение системы оплаты труда. Сколько вы хотите получать при различных приемлемых для вас вариантах оплаты (при частичной занятости, удаленной работе, переработках и т.п.).

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

Резкие, категоричные высказывания, нетрадиционные взгляды, цинизм, черный юмор, противоречие с предыдущей информацией в резюме.

Образование

Образование — это факты о вас, традиционно пользующиеся большим авторитетом и доверием. Это хорошее окончание вашего рассказа о себе. Особенно если в этом блоке вам есть что рассказать.
В начале карьеры, когда у вас еще нет возможности подробно и емко описать ваш опыт работы, на помощь вам могут прийти сертификаты о дополнительном образовании. Это касается как технических навыков, так и знания иностранных языков. Если у вас нет сертификатов, попытайтесь их добыть. Изучите, какие есть онлайн программы и тесты, которые вы могли бы сдать, подготовьтесь и сдайте. Отсутствие сертификатов – это нормально, но их наличие – это хорошо.

Рекомендации

Если у вас есть возможность приложить сканы рекомендательных писем и характеристик с предыдущих мест работы, можете их приложить. По моему опыту, сертификаты о прохождении программ подготовки и тестов в IT ценятся выше, чем мнение предыдущих работодателей.

Подведем итоги

Предоставляя подробную информацию о себе, мы заигрываем с ленью, эгоизмом и самолюбием читателя.

Если вы напишете резюме легким языком, местами с юмором и самоиронией, вы сделаете ваше резюме интересным, харизматичным, запоминающимся. Вы вызовите симпатию и оставите о себе след на эмоциональном уровне читателя. Кроме того, вы обеспечиваете себе различимый контраст на фоне других ленивых соискателей, которые не удосужились подготовить интересное резюме. При этом с юмором стоит быть осторожным. Не стоит использовать известные шутки. Шутите, только если уверены, что ваша шутка оригинальна и не обидит читателя.

Приятное фото в начале и демонстрация ваших регалий в конце, вместе с убедительным опытом работы в середине резюме, делают ваш образ идеального кандидата целостным и законченным.

Комфортный для читателя объем резюме – 2 страницы. На первой странице – фото, ФИО, желаемая должность и оплата, ключевые навыки, одно-два подробно описанных последних места работы. На второй странице – более ранние места работы, образование, личные проекты и интересы.

Не забудьте протестировать созданное вами резюме на ком-нибудь из знакомых. Дайте ему почитать и попросите его охарактеризовать вас на основании информации из вашего резюме, которую он запомнил. Используйте результаты такого эксперимента для доработки резюме и улучшения вашего образа, возникающего после прочтения вашего резюме.


Практическое задание предусматривает составление резюме каждым студентом группы на основании следующих методических указаний.

С необходимостью обзавестись таким документом, как резюме, рано или поздно сталкивается подавляющее большинство людей трудоспособного возраста. И, несмотря на то, что общие правила написания резюме достаточно известны, нередко именно оно самое, неправильно составленное, и становится преградой на пути соискателя к своему работодателю. Оно (резюме) может подвергаться стабильному игнорированию по причине неясной структуры, расплывчатого содержания, отсутствия существенной информации или наоборот - присутствия в нем совершенно не приличествующих случаю подробностей. Нередко собеседование с соискателем оборачивается разочарованием: красиво составленное резюме, как оказывается, принадлежит довольно посредственному с точки зрения профессионализма кандидату. Однако не менее огорчительно то, что многие действительно квалифицированные и опытные специалисты не получают достойной работы по причине неумелой самопрезентации в резюме. И приглашение таких кандидатов на собеседование становится делом случая или необычайно развитой интуиции специалиста по подбору персонала.

Давайте разберемся - что же нужно написать в резюме, чтобы оно не осталось незамеченным и привело-таки вас на собеседование к работодателю?

Несколько слов о структуре. Хорошо, если ваше резюме состоит из следующих частей:

1.Личная информация

2. Цель

3. Образование

В этом разделе требуется указать учебные заведения, которые вы закончили или в которых учитесь в настоящий момент, а также курсы, тренинги, семинары и все, что касается дополнительного образования.

Для каждого места учебы укажите даты начала и окончания обучения - желательно, с точностью до месяца. Важно также обозначить приобретенную в результате обучения квалификацию. Если вы окончили институт, следует указать название профессии, которое значится у вас в дипломе, если защитили диссертацию - укажите приобретенную ученую степень, если прошли тренинг - сообщите о наличии соответствующего сертификата. Информацию о красном дипломе можно включить в резюме в том случае, если вы начинающий специалист и ваше резюме состоит всего из нескольких строчек (когда за плечами у соискателя десять лет трудового стажа, такая деталь в резюме скорее наводит на мысль об отсутствии иных достижений, связанных непосредственно с работой). Школу указывать не нужно, если только она не является единственным учебным заведением, которое вы окончили.

Повсеместно рекомендуется вносить в резюме сведения только о том дополнительном образовании, которое является существенным для должности, на которую вы претендуете. Не стоит игнорировать это пожелание. Разумеется, наиболее полное представление о вашей личности и уровне профессионализма дало бы перечисление всех курсов и тренингов, однако, таковы законы рынка труда - включение в резюме большого количества сведений может вызвать раздражение, недоумение, зависть или что-нибудь еще - и в итоге помешать вам предстать перед представителем организации-работодателя в качестве приглашенного на собеседование кандидата.

4. Опыт работы

Это самый, пожалуй, важный раздел резюме - уделите ему особое внимание. Перечислять места работы и реализованные проекты следует в обратном хронологическом порядке (т.е. вверху списка должно находиться ваше последнее место работы, а внизу - первое), с точностью до месяца указывая время начала и окончания работы на каждой из должностей. Если таковых мест в вашей биографии бесчисленное множество, да еще и периоды пребывания на каждом непродолжительны, заблаговременно подготовьтесь к тому, что на собеседовании вас спросят, какие причины побудили вас пройти такой богатый событиями профессиональный путь за столь короткий срок. Особенно подробно опишите работу на последнем месте, т.к. именно оно является наиболее интересным для работодателя.

Помимо названия должностей, в описание следует включать краткую характеристику выполняемой работы, информацию о ваших функциях, о роли в рабочем процессе. Можно описать результаты деятельности в цифрах: увеличение объема продаж или снижение издержек на столько-то процентов. Эти данные - ваше конкурентное преимущество, подтверждение вашего профессионализма.

Некоторые специалисты рекомендуют включать в резюме причины увольнения, но будет лучше, если вы проясните эту тему непосредственно на собеседовании - зачастую в условиях личного контакта с интервьюером объяснить мотивы ухода легче, чем в контексте официального документа.

5. Дополнительная информация

Здесь обычно значится следующая информация: владение иностранным языком (укажите уровень: базовый, рабочий, свободно); работа с компьютером (перечислите конкретные программы, с которыми вы умеете работать, в том числе - бухгалтерские программы, графические редакторы и т.п.); владение оргтехникой (факс, ксерокс); наличие водительского удостоверения, стаж вождения. Наличие автомобиля представляет интерес для работодателя, если должность предполагает разъездную работу или офис компании располагается в месте, до которого трудно добираться на общественном транспорте.

6. Рекомендации

В этот раздел включается информация о людях, которые согласны предоставить новому работодателю рекомендательные письма, характеризующие вас как профессионала, или дать устную оценку тому, как вы проявили себя на прежних местах работы. Необходимо указать ФИО, должности и контактную информацию этих людей (разумеется, с их разрешения).

Несколько слов об объеме резюме

Заполните резюме согласно структуре:

РЕЗЮМЕ

ФИО:_______________________________________________________________

Цель:_______________________________________________________________

(Ваша цель при выборе должности)

Адрес:______________________________________________________________

(Город, индекс, улица, дом, квартира)

E-mail:______________________________________________________________

(Желательно указать конкретное время для звонка)

Семейное положение:_________________________________________________

Образование:

Полное наименование, местонахождение образовательных учреждений, специальность подготовки или переподготовки,

повышения квалификации (школу указывать, если только это единственное образовательное учреждение, которое вы окончили)

Опыт работы:

(Перечислять места работы и реализованные проекты следует в обратном хронологическом порядке, т.е. с последнего места)

работы, с точностью по месяцам указывайте время начала и окончания работы по каждой должности. Помимо названия должностей,

в описание включайте краткую характеристику выполняемой работы, информацию о ваших функциях, о роли в рабочем процессе)

Иностранные языки и владение компьютером, оргтехникой:

(указать уровень, перечислить конкретные программы, с которыми вы умеете работать, владение оргтехникой)

Дополнительная информация:

(Наличие автомобиля, стаж вождения, расположенность жилья от предполагаемой работы и т.д.)

Личные качества и увлечения:

(Работоспособность, обучаемость, аккуратность, коммуникабельность, сильные и слабые стороны и т.д.)

ПРИМЕЧАНИЕ: Резюме размещайте на одной странице.

Заключительная часть практического занятия.

Зачитываются резюме нескольких студентов по усмотрению преподавателя и оцениваются совместно со студентами.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Вопрос поиска работы является актуальным для разных социально-демографических и профессиональных групп населения.

Наличие диплома еще не означает автоматического получения места

работы. Конкуренция при устройстве на работу достаточно высока и продолжает расти, поэтому знание определенных правил, которые уже сложились на рынке труда, пригодится каждому, кто ищет работу.

В процессе работы над материалом обучающиеся должны уяснить, что

успех в поиске работы иногда зависит не только от оперативности нахождения информации о имеющейся вакансии, но и от умения убедить работодателя, что именно вы способны и должны занять это вакантное место. В настоящее время и кадровики, и кадровые агентства требуют от претендентов практически на любую вакансию предоставления резюме, поэтому правильность его составления приобретает огромное значение.

Резюме – это не автобиография. В автобиографии необходимо просто перечислить этапы своей трудовой деятельности и указать, какое образование получено, начиная со школы.

Резюме – одно из самых эффективных инструментов поиска работы. Это краткое изложение самых важных для работодателя фактов биографии соискателя, связанной с трудовой деятельностью, знаниями и навыками. На его основании формируется первое, очень важное впечатление о человеке. Цель написания резюме – максимально выгодно представить себя, заинтересовать работодателя, выделиться из числа всех людей, которые ищут работу,побудить работодателя назначить встречу, пригласить на собеседование.

Следует позаботься о том, чтобы информация, которую прежде всего будет искать работодатель, была изложена в начале резюме. Чем быстрее он найдет то, что ищет, тем выше шансы, что это резюме успешно преодолеет этап первичного отбора и соискатель получит приглашение на собеседование.Поэтому рекомендуется подготовить, по возможности, несколько вариантов резюме.

Для этого следует сохранить базовый вариант резюме в виде компьютерного файла и, при необходимости, вносить в него необходимые коррективы. Например, изменять последовательностьрасположения отдельных пунктов в списке умений и навыков, смещать акценты и изменять степень детализации, – в зависимости от того, что нужно конкретному работодателю. Так, если соискатель является техническим исполнителем, но хочет получить руководящую должность, следует акцентировать внимание на управленческом опыте в трудовой биографии. Если он ищет рабочее место, которое в целом соответствует его прошлой профессиональной деятельности, нужно подготовить резюме с акцентом на профессиональных достижениях и опыте. Если цель - устроиться на работу, которая не очень соответствует опыту, навыкам соискателя, то смещаем акценты в сторону личных качеств и навыков, которые имеют отношение к будущим служебным обязанностям.

Таким образом, тип и форма резюме зависят от поставленной цели.

Наиболее распространенными типами резюме являются хронологическое, функциональное и комбинированное (функционально-хронологическое).

Хронологическое резюме – это список мест работы с перечнем профессиональных обязанностей. Сведения в нем приводятся в обратном хронологическом порядке – от настоящего к прошлому. Преимущество этого вида резюме для работодателя состоит в том, что он может увидеть в нем четкую картину трудовой деятельности человека. Для соискателя – это возможность продемонстрировать карьерный и профессиональный рост в необходимой сфере деятельности, если направление деятельности не изменялось или изменялось редко, если смена рабочих мест происходила не часто, если не планируется смена области профессиональной деятельности. Основным преимуществом хронологического резюме является его простота и удобство для чтения и восприятия. Недостаток – при таком изложении информации бросаются в глаза все перерывы в карьере, если они имели место. Если предполагается изменение сферы профессиональных интересов, то такой тип резюме затрудняет определение тех знаний и умений, которые соискатель может применить на новом месте работы.

В функциональном резюме, в отличие от хронологического, основной упор делается не на том, где и какое время соискатель работал, а на его профессиональных навыках и достижениях в разных сферах деятельности. Такой тип резюме рекомендуется использовать, если поиск работы осуществляется после длительного перерыва в карьере или предполагается смена профессиональной деятельности, или у соискателя нет опыта работы в конкретной сфере (или этот опыт незначительный). В функциональном резюме обязанности, достижения, профессиональные качества излагаются по категориям (управление персоналом, работа с архивными документами, организация электронного документооборота и др). Каждая категория сопровождается описанием выполняемых обязанностей и достижений. В конце приводится краткий хронологический перечень мест работы.

Комбинированное резюме (функционально-хронологическое) объединяет основные черты функционального и хронологического резюме.

В нем подчеркиваются профессиональные навыки и достижения в разных сферах деятельности, при этом основные факты трудовой биографии излагаются в обратном хронологическом порядке.

Преимущество этого вида резюме состоит в том, что оно позволяет обратить внимание работодателя на профессионализм соискателя в разных направлениях деятельности и увидеть четкую последовательность трудовой деятельности.

Независимо от избранного типа резюме оно должно состоять из следующих блоков:

1.Контактная информация: фамилия, имя, отчество; дата рождения; домашний адрес; телефон, включая код города; адрес электронной почты(если ее нет, то перед отправкой резюме ее нужно обязательно создать).

2. Цель поиска работы. Формулируя цель, нужно определить рамки профессиональных интересов, указать, на какую должность соискатель претендует, по каким причинам. Если несколько разных целей, то нужно составить соответствующее количество вариантов резюме.

3. Квалификация. Кратко указанная для работодателя информация о профессиональных навыках, сильные стороны и достижения.

4. Опыт работы. Это очень важный блок резюме, в котором описывается опыт работы приблизительно за последние 10 лет. Информация должна содержать названия организации, направления ее работы, сроки работы, должность (или должности, если карьера развивалась), должностные обязанности, профессиональные навыки и достижения.

5.Образование. Чем больше времени прошло с момента окончания учебного заведения, тем меньше места должен занимать в резюме этот пункт. Выпускникам учебных заведений и студентам следует размещать эту информацию перед трудовым стажем, т.к. опыта работы еще нет или он незначительный (время работы в период прохождения практики). Можно сообщить о наградах за участие в студенческих научных конкурсах, олимпиадах. Нужно подчеркнуть дисциплины, которые могут особенно пригодиться на новой работе. Следует упомянуть дополнительные курсы, семинары, тренинги, стажировки и т.д.

6. Дополнительная информация. Необходимо указать на степеньзнания иностранного языка, современных компьютерных технологий, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях.

Не следует в резюме описывать причины, по которым увольнялись с предыдущих мест работы, требования к заработной плате, слабые стороны, физические данные, состояние здоровья, рекомендательные письма или имена людей, который могут такие письма предоставить (этот список должен быть составлен отдельно и указываться в сопроводительном письме к резюме).

Составляя и оформляя резюме следует соблюдать ряд правил.

1. Резюме должно быть коротким, профессиональным, корректным. Информация должна излагаться лаконично, конкретно. Не рекомендуется использовать аббревиатуры, которые могут быть неизвестны работодателю; названия организаций, учебных заведений следует писать полностью. Нужно использовать только короткие фразы, а не длинные словосочетания.

2. Резюме должно быть грамматически безупречным.

3. Объем текста не должен превышать 1-2 страниц. Текст должен делиться на смысловые блоки. Это улучшает его читабельность и эстетичность.

4. Следует указывать только ту информацию, которую можно подтвердить.

5. Резюме должно быть официальным, не перегруженным сведениями личного характера. Прилагать к резюме свои фотографии можно только в случае, когда этого требует работодатель.

6. Резюме должно быть внешне привлекательным. Следует использовать качественную бумагу белого или кремового цвета. Шрифт TimesNewRoman в диапазоне 12-14 единиц должен легко читаться.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Обратитесь к специалистам нашего агентства для соискателей ИМ Консалтинг! Мы работаем с 2013 года. Нам доверились более 3000 клиентов. Вы можете ознакомиться с более 150 отзывами. Мы с удовольствием показываем примеры резюме наших клиентов.

Образец резюме для устройства на работу

Фото соискателя для примера резюме

Смирнов Александр

Дата рождения: 01.04. 1981
Проживание: г. Санкт-Петербург, Приморский район. Готов к командировкам.
Готов к переезду в г. Москва.

Желаемая должность: Руководитель отдела продаж

Желаемый уровень дохода: 100 тыс. рублей

Ключевые навыки:

  • Активные продажи, расширение клиентской базы;
  • Работа с ключевыми клиентами, устранение возникших разногласий;
  • Руководство отделом продаж.

Достижения:

Опыт работы:

Сфера деятельности компании: оптовая торговля строительной техникой и комплектующими к ней

  • Руководство отделом продаж (в подчинении до 5 человек);
  • Работа с ключевыми клиентами, устранение возникших разногласий;
  • Работа с дебиторской задолженностью.

07.2003-09.2008 Менеджер по продажам

Сфера деятельности компании: оптовая торговля строительной техникой

  • Активные продажи, расширение клиентской базы;
  • Работа с ключевыми клиентами, устранение возникших разногласий;
  • Своевременный и систематический мониторинг цен аналогичной продукции конкурентов;
  • Работа с дебиторской задолженностью.

Образование:

2003 Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, г. Санкт-Петербург

Дополнительная информация:

Иностранные языки: английский язык – advanced.

Знание ПК: уверенный пользователь (MS Office; CRM; 1С).

Рекомендации предоставляются по запросу

Бланк резюме

Вы также можете бесплатно скачать чистый бланк резюме на русском языке в форматах DOC (WORD) или PDF и заполнить его в соответствии с нашими рекомендациями.

Бланк резюме для устройства на работу

50 шаблонов для различных профессий

Самое главное о написании резюме за 4 минуты

Как составить резюме

Правильное написание резюме часто является залогом начала вашей успешной карьеры. Вы можете быть трижды профессионалом, но если вы не сможете донести эту информацию, ваш потенциальный работодатель может вас просто проигнорировать. Именно потому так важно знать, как написать резюме, наглядно демонстрирующее все ваши достоинства.

Общие правила

Виды резюме

Сегодня существует три типа современного резюме: хронологическое, функциональное и смешанное (гибридное). Выбор конкретного вида резюме зависит от вашего опыта (его плюсов и минусов).

Хронологическое резюме

Так, хронологическое резюме делает акцент на описании вашего карьерного пути (в обратном хронологическом порядке). Оно лучше подойдет тем, кто не менял сферу деятельности и развивался в одной компании или отрасли.

Структура хронологического резюме проста

  • Личные данные (ФИО, возраст, проживание)
  • Желаемая должность/Желаемый доход
  • Опыт работы (в обратном хронологическом порядке)
  • Образование основное и дополнительное
  • Дополнительная информация (владение ПК и иностранными языками, наличие прав и т.п.)

Плюсы этого резюме – его простота и привычность для рекрутеров. Минусы – в таком резюме очевидны пробелы вашего опыта и большие перерывы в работе.

Функциональное резюме

Функциональное же резюме делает акцент на ваших ключевых навыках и достижениях. При этом сам опыт работы указывается очень кратко. Такое резюме подойдет тем, кто часто менял работу в рамках одной должности или менял сферу деятельности.

Структура функционального резюме

  • Личные данные (ФИО, возраст, проживание)
  • Желаемая должность/Желаемый доход
  • Ключевые навыки и достижения
  • Опыт работы (в обратном хронологическом порядке указываются: годы работы, название организации и должность)
  • Образование основное и дополнительное
  • Дополнительная информация (владение ПК и иностранными языками, наличие прав и т.п.)

Плюсы такого резюме – рекрутеру сразу понятно, что знает и умеет кандидат. Минусы – сложно оценить этапы развития вашей карьеры.

Гибридное (смешанное) резюме

И, наконец, смешанное или гибридное резюме, как видно из названия, совмещает в себе особенности резюме хронологического и функционального.

Здесь и акцент на ключевые навыки кандидата, и видно развитие соискателя от должности к должности. Лично мне больше всего нравится смешанный тип резюме.

Оформление резюме

Название файла

Размер

Размер вашего резюме с фотографией не должен превышать 400-500 Кбайт, иначе могут быть сложности с его отправкой.

Формат файла

Используйте самые распространенные форматы (doc или pdf), чтобы у рекрутера не возникло сложностей с его открытием.

Объем

Максимальный объем 2 страницы. Все подробности — на собеседовании.

Структурирование текста и использование в оформлении разных шрифтов и цветов

Как оформить резюме? Используйте стандартные шрифты Word (Calibri, Arial, Times New Roman). Цвет текста только черный. Из выделений – жирный шрифт для заголовков. Четко структурируйте информацию с помощью заголовков, списков и т.д.

Структура резюме

1. Фото

Большинство организаций сейчас предпочитает резюме с фотографией, чтобы сразу видеть человека, претендующего на должность.

Что делать нужно:
  • Выбирать цветную фотографию хорошего качества на нейтральном светлом фоне.
  • Отдать предпочтение фото в деловой одежде с умеренным макияжем. Минимум аксессуаров для женщин и аккуратная стрижка для мужчин.
  • Если обстановка позволяет, можно сделать фото на вашем нынешнем рабочем месте.
Чего делать не нужно:
  • Отправлять групповое фото.
  • Отправлять фото с отдыха, в купальнике, или дома на фоне ковра.
  • Отправлять фото, на котором лицо закрывают очки или шляпка.
  • Игнорировать этот пункт. Многие рекрутеры просто не станут рассматривать резюме без фотографии.
Пример фото для резюме

Пример фото в резюме для мужчины

Пример фото в резюме для женщины

2. Проживание

Как выглядит пункт ПРОЖИВАНИЕ в резюме

3. Контакты

Крайне важный пункт, потому отнеситесь к его заполнению внимательно.

Что делать нужно:
  • Указать несколько способов с вами связаться (контактные телефоны, электронная почта).
  • Убедиться в работоспособности указываемых контактов.
Чего делать не нужно:
  • Указывать в качестве контакта нерабочий телефон или просто отключать его после отправки резюме. Достаточно пропустить один звонок от рекрутера, и на собеседование пригласят уже не вас, а создание резюме, даже очень качественного, окажется напрасной работой.
  • Указывать в качестве контакта электронную почту с игривым названием. Если у вас еще нет именной электронной почты, обязательно обзаведитесь ею на стадии поиска работы. Игривые е-мэйлы – верх непрофессионализма и могут стать причиной отказа вам как соискателю.

Как выглядит пункт КОНТАКТЫ в резюме

4. Желаемая должность

Казалось бы, тут все понятно: указываем должность, на которую претендуем. И все же и в этом пункте часто допускают ошибки.

Что делать нужно:
  • Четко обозначить, на какую должность вы претендуете.
Чего делать не нужно:
  • Перечислять все свободные должности компании, утверждая, что справитесь с любой из них. Вы, конечно, вполне можете быть таким человеком-оркестром, и все же цель у вас должна быть одна. Иначе у рекрутера может сложиться впечатление, что вам все равно, кем работать – а это уже легкомысленное отношение к выбранной должности.
  • Оставлять этот пункт без внимания. Рекрутер должен сразу понимать, резюме на какую должность он читает. Вчитываться в ваш опыт работы и навыки, пытаясь догадаться, на какой должности вы хотите этот опыт и умения применить, никто не станет.

Как выглядит пункт ЖЕЛАЕМАЯ ДОЛЖНОСТЬ в резюме

5. Желаемый уровень дохода

Пункт, который часто становится камнем преткновения в написании резюме.

Что делать нужно:
  • Указать, какую оплату вы хотели бы получать на руки после налогообложения.
Чего делать не нужно:

Как выглядит пункт ЖЕЛАЕМЫЙ УРОВЕНЬ ДОХОДА в резюме

6. Ключевые навыки

Один из главных пунктов.

Что делать нужно:
  • Выбрать 5-7 ваших навыков, оптимально подходящих для выбранной должности. Это могут быть экспертные знания, важные для отрасли, в которой вы хотите работать, умение работать со специальными программами или техникой, необходимой на вашей будущей должности, или навыки управления коллективом, если вы претендуете на должность руководителя.
Чего делать не нужно:

Как выглядит пункт КЛЮЧЕВЫЕ НАВЫКИ в резюме

7. Достижения

Тут вы описываете все, чего добились благодаря описанным в шестом пункте навыкам.

Что делать нужно:
  • Указать в виде списка до пяти ваших ключевых достижений.
  • Обязательно выделить этот пункт.
  • Использовать в описании достижений больше цифр: количество приведенных клиентов, проценты, на которые возросли продажи и т.д.
  • Завоевывали за время работы профессиональные награды? Обязательно укажите в этом пункте.
  • Если вы претендуете на должность руководителя, обязательно укажите и достижения своей команды. Это характеризует вас как успешного лидера.
Чего делать не нужно:
  • Указывать достижения, не имеющие ничего общего с должностью, на которую вы претендуете.
  • Приписывать себе чужие достижения: вы должны суметь подтвердить все, что указываете в этом пункте резюме.

Как выглядит пункт ДОСТИЖЕНИЯ в резюме

8. Опыт работы

Тут указываем свой карьерный путь за последние 10 лет (3 последних места работы).

Что делать нужно:
  • Указать в обратном хронологическом порядке 3 предыдущих рабочих места (или все места работы за последние 10 лет).
  • Правильный формат этого пункта:
    • месяц и год начала работы – месяц и год окончания – должность с указанием занятости
    • название компании (полностью) и ее форма собственности с указанием ссылки на сайт компании и города ее расположения
    • сфера деятельности компании
    • должностные обязанности (кратко, 5-7 основных)
    Чего делать не нужно:

    Как выглядит пункт ОПЫТ РАБОТЫ в резюме

    9. Образование

    Что делать нужно:
    • Указать в обратном хронологическом порядке основное и дополнительное (если таковое имеется) высшее и/или среднее специальное образование.
    • Правильный формат для этого пункта: год окончания образования – название учебного заведения – факультет – специальность – квалификация.
    • При необходимости можно указать дополнительное образование (курсы, семинары и т.д.) в формате: год прохождения – название учебного учреждения – название курса.
    Чего делать не нужно:
    • Указывать учебные заведения в качестве аббревиатуры. Рекрутер не обязан знать поименно все вузы страны, но должен сразу понять, где именно вы учились.
    • Перечислять все пройденные за жизнь курсы и семинары, если они не имеют отношения к должности, на которую вы претендуете.
    • Наоборот, умалчивать о семинарах или тренингах, повлиявших на ваши профессиональные качества.
    • Особую ценность имеет обучение, пройденное за последние 5-10 лет.

    Как выглядит пункт ОБРАЗОВАНИЕ в резюме

    10. Дополнительная информация

    Как правило, этот пункт отводят для навыков, которые не вошли в шестой пункт.

    Что делать нужно:
    • Указать уровень владения иностранными языками в соответствии с европейской классификацией (Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate, Advanced, Fluent для английского языка).
    • Указать уровень владения компьютером (Пользователь, Уверенный пользователь, Продвинутый пользователь, Программист). Можно также указать программы, которыми вы владеете.
    Чего делать не нужно:
    • Воспринимать этот пункт как место для своей полной биографии. Достаточно будет описать указанные выше навыки. Более детальную информацию лучше оставить для собеседования.

    Как выглядит пункт ОБРАЗОВАНИЕ в резюме

    11. Рекомендации

    Как выглядит пункт РЕКОМЕНДАЦИИ в резюме

    Особенности резюме на английском языке (CV)

    Как составить резюме, ориентированное на западный рынок? Структура и требования к оформлению англоязычного и русскоязычного резюме очень близки, но западные критерии правильного резюме несколько отличаются от российских. Поэтому для создания резюме на английском языке вам понадобятся соответствующие советы и примеры.

    Помните: недостаточно просто сделать перевод с русского языка: при написании англоязычного резюме необходимо учитывать все нюансы оформления. Для тех, кто собирается искать работу за границей или претендует на должность в международной компании, мы предлагаем бланк резюме на английском языке и образец его заполнения, написанные высококвалифицированными специалистами.

    Шаблон резюме на английском языке

    Пример профессионального резюме для устройства на работу на английском языке

    Бланк резюме на английском языке

    Бланк резюме на английском языке для устройства на работу

    Как создать резюме в Word

    Когда вы нашли подходящий под вашу должность шаблон резюме, откройте его, удалите использованный по умолчанию текст и замените его информацией о себе. Закончив заполнение, внимательно перечитайте документ и сохраните его (Файл > Сохранить как).

    Как уже писали выше, название файла с резюме должно быть понятным и информативным. В нем обязательно должны быть ваши ФИО и должность, на которую вы претендуете. Чтобы работодатель смог без лишних трудностей открыть ваше резюме, сохраняйте файл в формате DOC или PDF.

    Вы также можете создать собственный шаблон документа, чтобы в дальнейшем процесс создания резюме в Word был проще. Чтобы сохранить файл как шаблон, при сохранении измените тип файла с Документ Word на Шаблон Word(Файл > Сохранить как > Компьютер > Тип файла).

    Заключение

    Помимо резюме, рекомендуем также составить хорошее сопроводительное письмо к резюме.

    Надеемся, что благодаря нашим рекомендациям, вас обязательно пригласят на собеседование.

    Собеседование — это следующий этап в поиске работы и мы предлагаем ознакомиться с подробным материалом о том, как пройти собеседование.

    резюме начинающих

    Секреты резюме

    img

    Консультант по подбору персонала

    Нужна работа, но компании ищут специалистов со стажем? Беспокоит проблема, как получить требуемый опыт? Пора разорвать этот замкнутый круг. Мы расскажем, как составить резюме начинающего специалиста, чтобы работодатели захотели пригласить вас на следующий этап отбора.

    Резюме для начинающих: база, которую необходимо знать

    Каждого второго выпускника вуза и ссуза волнует вопрос: что делать дальше, куда устроиться со своим дипломом и полученными знаниями? На самом деле, искать работу не так страшно. Однако для этого необходимо иметь представления о том, как правильно организовать сам процесс поиска. И первый этап в данной цепочке – составление резюме.

    резюме начинающего специалиста образец

    Основные правила написания резюме для кандидата без опыта работы:

    Как заполнить контактную информацию в резюме начинающего специалиста

    На первый взгляд кажется, что заполнить данный блок несложно. Однако многие соискатели здесь допускают ошибки, указывая вместо настоящих ФИО прозвища, никнеймы и псевдонимы.

    Адрес электронной почты должен свидетельствовать о профессионализме, а не о подростковой инфантильности. Чаще всего для деловых переписок в названии email используют имя, фамилию и (или) название должности.

    На этом с контактной информацией все. Ниже уточните город, в котором вы ищете работу, ближайшую станцию метро или район проживания. Также укажите дату своего рождения.

    Что делать, если опыта работы нет, а он требуется

    Сейчас вы, возможно, удивитесь, но даже при отсутствии трудовой книжки у каждого человека есть опыт работы. Поясним. К примеру, вы претендуете на позицию программиста в IT-стартап. Желание есть, но работодателю нужен человек со стажем.

    Что в таком случае можно включить в резюме:

    • преддипломную практику;
    • стажировку;
    • фриланс-проекты;
    • неофициальную подработку;
    • безвозмездную компьютерную помощь близким.

    В таких случаях целесообразно подкрепить опыт достижениями. Желательно, в количественном выражении. Здесь же можно описать участие в профильных конференциях, полученные во время обучения грамоты и средний балл по диплому.

    Если вы сомневаетесь, какие умения указать, посмотрите описание вакансии. Составьте список навыков, которые вы получили за время учебы, и выберете подходящие для конкретной позиции.

    как правильно составить резюме начинающему специалисту без опыта работы

    Обязательно укажите точное название учебного заведения, год окончания и факультет. При наличии нескольких образований начните с того, которое было получено последним, или с того, что больше подходит для желаемой должности.

    Высшее образование ценно всегда. Для работодателя диплом вуза говорит не только об уровне подготовки, но также о личных качествах соискателя: умении доводить начатое дело до конца, целеустремленности, обучаемости, ответственности.

    Начинающему специалисту без опыта работы в резюме следует указать 1-2 курса по выбранной специальности. Дополнительная профессиональная подготовка – показатель того, что человек не останавливается на достигнутом, проявляет интерес к выбранной сфере и следует намеченному карьерному плану.

    Работодатели могут закрыть глаза на отсутствие необходимого опыта, если увидят стремление развиваться в выбранной профессии. Но здесь нужно быть честным. Пишите только те программы, по которым действительно проходили подготовку. Вы будете себя чувствовать неловко, если на собеседовании HR-менеджер задаст вопрос, касающийся вашего дополнительного образования.

    Цель любого бизнеса – масштабирование и выход на новые рынки. Вашим преимуществом при отборе станет уверенное владение иностранным языком. Обязательно укажите уровень по общепринятой квалификации. Если вы устраиваетесь на работу в международную компанию, составьте два резюме на разных языках.

    Как начинающему специалисту описать личные качества в резюме

    вакансии начало карьеры без опыта

    В вакансии, представленной выше, четко указаны требования к личностным качествам кандидата. Если в объявлении, на которое вы откликаетесь, подобной информации нет, изучите типовые должностные инструкции и предположите, какой человек может занимать данную позицию. Транслируйте это в резюме. Для оригинальности добавьте еще одну черту характера, которую вы особенно выделяете в себе. Например, эрудированность, выносливость, старательность или самостоятельность.

    Какую дополнительную информацию можно включить в резюме

    В резюме начинающего специалиста допустимо описать свои увлечения, особенно если они показывают желание развиваться в профессиональном плане. Например, учитель биологии в качестве хобби может отметить составление гербариев — так он продемонстрирует высокую вовлеченность в ботанику, Создание и монтаж видео подойдут для SMM-менеджера или интернет-маркетолога.

    Не переусердствуйте. 4-6 предложений будет достаточно. В данном разделе должен быть не подробный рассказ о жизни, а тезисное перечисление достижений, устремлений. Если необходимо указать иную информацию, составьте сопроводительное письмо. О том, как это сделать человеку без опыта работы, мы писали здесь.

    В первом случае работодатель сразу отметит хорошую успеваемость в учебе. Ведь это означает, что у студента есть должная профессиональная подготовка. Опыт работы в волонтерской организации показывает неравнодушие соискателя к проблемам других людей и демонстрирует наличие юридического опыта, пусть пока и небольшого. Во втором примере нет ничего конкретного и интересного. Вряд ли рекрутер дочитает такой документ до конца.

    Вывод

    Сегодня и студенты, и выпускники, и опытные специалисты находятся в равных условиях при отборе на должность. Первым важным этапом для всех претендентов является создание анкеты для трудоустройства. От того, насколько качественно она составлена, зависит, получит человек должность или нет.


    Готова дать ценные советы ищущим работу. Грамотные консультации и рекомендации, которые помогут быстро и качественно составить резюме.

    Читайте также: