Россия как государство продолжатель ссср феномен континуитета правовой и политический аспекты

Обновлено: 18.05.2024

Правопреемство государств — это переход прав и обязанностей государства к другому государству или смена государства другим государством в ответственности за международные отношения.

Одним из ключевых вопросов после распада СССР был вопрос о правопреемстве СССР, включавший договоры государства, государственную собственность, архивы страны и долги.

Континуитет — это непрерывность существования государственного образования как субъекта международного права при его временном исчезновении как социального организма.

Принцип континуитета работает в случае глобальных государственных изменений — революция или смена существующего государственного режима, полный распад государства.

Российская Федерация относится к государствам-продолжателям. Как продолжатель имущественных и территориальных прав РСФСР, она является продолжателем СССР в вопросах выполнения обязательств по договорам СССР. Россия заняла место СССР в Совете Безопасности ООН, стала обладателем советского оружия массового поражения, зарубежных имущества и долгов СССР.

Особенности правопреемства государств в связи с распадом СССР

В Соглашении о создании СНГ, которое было заключено в Минске 8 декабря 1991 года, страны-участники приняли обязательства по выполнению международных обязательств, оставшихся после распада СССР. Всеми государствами был признан факт, что членство СССР в ООН продолжится Российской Федерацией.

Все страны-участники СНГ имели право выразить согласие или несогласие с теми или иными договорами, заключенными советским государством, и многие бывшие республики СССР активно это право использовали. К примеру, Решения 1992 года об участии стран-участниц СНГ в Договоре СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 1987 года) и в Договоре СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (от 1972 года), страны-правопреемники Советов выразили согласие на соблюдение своих обязательств с учетом территорий республик и национальных интересов.

Готовые работы на аналогичную тему

Страны СНГ, кроме Украины и Белоруссии, обладали независимостью при заключении соглашений о разоружении, правах человека, вступлении в ООН и так далее. Для решения вопросов, касающиеся урегулирования правопреемства государств после распада СССР, Совет глав государств Содружества 20 марта 1992 года сформировал Комиссию по правопреемству договоров, представляющих взаимные интересы, государственную собственность, долги и активы бывшего СССР. Как результат функционирования комиссии между странами бывшего СССР было заключено большое количество договоров.

Среди прочих многосторонних соглашений, регламентирующих аспекты правопреемства, следует выделить:

  • Договор о правопреемстве бывшего государственного долга и внешних активов СССР от 1991 года;
  • Договор стран СНГ о собственности СССР от 1991 года;
  • Договор о распределении собственности СССР за рубежом от 1992 года;
  • Декларация государств СНГ о международных обязательствах в сфере прав человека и основных свобод от 1993.

Соглашение о распределении собственности СССР за рубежом от 1992 года регулировало аспекты правопреемства движимого и недвижимого имуществ Советского Союза за границей, находившегося в момент правопреемства в государственном владении, пользовании или распоряжении. Под имуществом понимались:

  • недвижимость, использовавшаяся дипломатическими или консульскими представительствами страны;
  • инфраструктура страны за границей и прибыли от эксплуатации этого имущества;
  • доходы от реализации государственного имущества;
  • имущество СССР и доходы от предприятий юридических лиц, находившихся в ведомстве страны;
  • доход от выполнения различных работ по международным договорам СССР.

Собственность СССР была разделена и распределена во владение стран в следующем процентном отношении:

  • Белоруссия получила 4,13%;
  • Казахстан получил 3,86%;
  • Россия получила 61,36%;
  • Украина получила 16,37%.

Общая доля не вошедших в Содружество Независимых Государств Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии составила 4,77%, что не было предусмотрено вышеописанным Соглашением.

В 1992-94 годах были заключены соглашения между Россией с одной стороны, и Арменией, Азербайджаном, Молдовой, Узбекистаном, Таджикистаном, и Украиной – с другой. В соглашениях затрагивались вопросы правопреемства внешних долговых обязательств прекратившего существование СССР. Большая часть соглашений действует с 1996 года.

Соглашение между РФ и Украиной о вопросах правопреемства в отношении внешних государственных долгов и активов СССР до сих пор не действует в связи с невыполнением украинской стороной всех необходимых процедур.

Правопреемство архивов и документов СССР

В Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов СССР 1992 года вошли все участники СНГ кроме Грузии. Исходя из положений этого Соглашения, его участники не претендуют на различные архивы Российской Империи или СССР, находящиеся вне страны. В том случае, если архивы и документы находятся на территории бывших республик, то владение ими переходит новым государствам. Участники Соглашения гарантировали обеспечить исследователям доступ к архивам при соблюдении законодательства, а также подтверждать юридическую силу справок и документов, выданных архивами стран-участниц СНГ.

Внешние долги СССР

Российское Правительство 2 апреля 1993 года заявило, что признает весь внешний долг СССР, подтвердило связанные с ним обязательства и намерения в полном объеме погасить внешний долг СССР.

Для исполнения взятых долговых обязательств российское Правительство подписало:

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. государства — участники СНГ решили вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР следующим образом. Во-первых, они гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР, причем почти все государства согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией.
Каждое государство СНГ, как это было закреплено в Соглашении о создании СНГ, имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Так, решениями 1992 г. об участии государств — участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г., в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. государства — правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных Договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов.

Государства СНГ, за исключением Украины и Республики Беларусь, самостоятельно должны были вступать в ООН, становиться участниками договоров о правах человека, о разоружении и иных международно-правовых документов.
20 марта 1992 г. на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г. Советом глав государств СНГ была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР. Среди этих договоров следует отметить такие важные международно-правовые акты, как Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г., Соглашение глав государств — участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г., Декларацию глав государств — участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др.
В соответствии с Соглашением о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. под собственностью понимались: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям. Собственность СССР, в соответствии с данным Соглашением, была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Белоруссия — 4,13%, Казахстан — 3,86%; Россия — 61,34%; Украина — 16,37% и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77% и данным Соглашением не рассматривалась.
В 1992 — 1994 гг. были заключены двусторонние Соглашения между Россией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной — с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 — начале 1996 гг.
Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны признали целостность и неделимость архивов Российской империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств — участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ.

Процесс правопреемства в связи с прекращением существова­ния СССР, происходящий в основном в рамках норм международ­ного права, имеет существенную особенность. Она заключается в том, что в значительной степени, особенно в отношении международ­ных договоров, это правопреемство связано с континуитетом, под которым понимается продолжение Россией прежде всего осущест­вления предусмотренных в договорах прав и обязательств бывше­го СССР.

Континуитет России обусловлен не только согласием на него других правопреемников бывшего СССР и принятием его почти всеми участниками международного общения, но и рядом объектив­ных факторов.

К их числу относится, прежде всего, неделимость статуса великой державы и ее общей политико-правовой ответственности в мире, которые, как уже указывалось, Россия унаследовала от СССР, являв­шегося постоянным членом Совета Безопасности ООН. Это же от­носится и к статусу и ответственности СССР как ядерной державы. В условиях действия режима нераспространения ядерного оружия этот статус не мог юридически возникнуть для всех его правопреем­ников; не могло ядерное оружие бывшего СССР оказаться ничейным. И поскольку наибольшая часть ядерного потенциала СССР была размещена на территории России, на нее и легло бремя стать про­должательницей прав и обязательств СССР в качестве ядерного госу­дарства, что с самого начала нашло свое отражение в Соглашении о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 22 декабря 1991 г. В нем предусмотрены, в частности, перемещение в Россию ядерных средств бывшего СССР из Беларуси, Казахстана и Украины и закрепление этими странами статуса неядерных государств и обяза­тельств присоединиться в этом качестве к Договору о нераспространении ядерного оружия. Применительно к Украине, которая медлила с выполнением своих обязательств по Соглашению, а также по Про­токолу к Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 года (Лиссабон­ский протокол), понадобилось также достижение договоренности на высшем уровне о выводе с ее территории ядерных боезарядов в Россию в целях их разукомплектования, как это было предусмотрено трехсторонним заявлением президентов России, США и Украины от 14 января 1994 г.

При отсутствии такого рода объективных факторов ситуация континуитета, как показывает опыт бывшей Югославии, не может возникать. В конце 1992 года парламент, состоявший к тому времени из депутатов от Сербии и Черногории, принял Конституцию Союз­ной Республики Югославии (СРЮ), которая была провозглашена государством, продолжавшим международную деятельность и право­субъектность прежней СФРЮ. Однако Совет Безопасности ООН — и в этом его поддержала Генеральная Ассамблея — счел, что СРЮ не может автоматически продолжать в ООН членство прекратившей свое существование СФРЮ и должна обратиться с просьбой о при­нятии ее в эту международную организацию. О непризнании Сербии и Черногории в качестве единственного государства — правопреем­ника СФРЮ заявило мюнхенское совещание семи ведущих промышленно развитых стран 1992 года.

Рассматривая континуитет России, следует иметь в виду, что он отнюдь не противопоставляется правопреемству как таковому, а должен трактоваться как его специфическое проявление в случае, когда при разделении государства юридически, политически да и практически оказывается возможным признание лишь одного из возникших таким образом новых государств в качестве правопре­емника в отношении членства в международных организациях, участия в некоторых договорах или применения их отдельных поло­жений (например, о функциях депозитария) и невозможным вы­ступление в этом качестве других государств, также возникших на месте прекратившего свое существование государства-предшест­венника.

Континуитет России отнюдь не означает, что другие государства, образовавшиеся в связи с распадом СССР, ущемляются в своих пра­вах в области правопреемства. Наряду с Россией, принявшей на себя основные права и обязанности СССР, другие возникшие в его пре­делах государства также являются его правопреемниками.


Фото: ссылка

СССР – правопродолжатель Российской империи, а Российская Федерация – правопродолжатель СССР. Все они являются одним и тем же субъектом истории и международного права (Россией), только с новыми названиями, в новом социально-политическом обличии и с изменившимися границами

На вопрос, чем был распад Российской империи, а затем СССР и как соотносятся Империя, Советский Союз и современное российское государство в принципе могут быть два диаметрально противоположных ответа.

При одном варианте ответа – в 1917 г. и в 1991 г. государство исчезало, а на его месте образовались новые государства-правопреемники.

Такой ответ означает, что Российская Федерация – всего лишь один из правопреемников СССР, а Советский Союза – один из правопреемников Российской империи. В первом случае (1917 г.) их было меньше, во втором (1991 г.) – больше (прогресс).

Соответственно, правовой статус нынешней Российской Федерации ничем не отличается от статуса Молдавии или Грузии. Место РФ среди Постоянных членов Совбеза ООН в этом плане ничего не меняет – кому-то нужно было занять место СССР, вот и отдали его по общему соглашению бывших союзных республик Российской Федерации, как самому мощному в военно-политическом и экономическом плане новому государству.

Второй вариант ответа – в 1917 г. и в 1991 г. произошла радикальная социально-политическая трансформация государства, из-за которой страна утратила значительные территории, на которых возникли новые независимые государства.

При таком ответе, СССР – правопродолжатель Российской империи, а Российская Федерация – правопродолжатель СССР. Все они являются одним и тем же субъектом истории и международного права (Россией), только с новыми названиями, в новом социально-политическом обличии и с изменившимися границами.

Образно говоря, в первом случае, человек умер и его имущество, права и обязанности перешли к наследникам. Во втором случае, человек из богачей стал нищим, лишился ноги и попутно сменил фамилию. Под новой фамилией он сделал головокружительную карьеру, а затем вновь обанкротился, вдобавок потерял еще и руку и зачем-то опять сменил фамилию. Но, невзирая на все превратности судьбы, личность этого человека не изменилась, он остался самим собой.

У государства может изменяться политическая и социально-экономическая системы, название, границы, но оно продолжает существовать как один и тот же субъект истории, участник межгосударственных отношений, носитель прав и обязанностей, вытекающих из распространения на него норм международного права.

Например, французские королевства Капетингов, Каролингов, Валуа и Бурбонов, две империи и пять республик при всех различиях в формациях (феодализм, капитализм), социально-политических и экономических системах, размерах территории, – это один и тот же непрерывный субъект истории и международного права Франция.

Теперь после экскурса в область теории международного права давайте и попробуем разобраться, кем же является РФ по отношению к СССР, а СССР к Российской империи – правопреемником или правопродолжателем? С чем мы имеем дело – с тремя разными государствами на примерно одной и той же территории или с тремя различными воплощениями в жизнь одного и того же государства – России?

С такой позицией Генсека согласились и все Постоянные члены Совета Безопасности. Российская Федерация автоматически, без голосования, сменила Советский Союз в качестве Постоянного члена в Совбезе ООН и это при том, что РСФСР, в отличие от УССР и БССР, вовсе не являлась членом Организации Объединенных Наций (все остальные бывшие союзные республики прошли через процедуру приема в члены ООН). То же произошло и во всех других международных организациях, членом которых являлся Советский Союз. Тем самым международное сообщество официально признало РФ тем же субъектом международного права, что и Советский Союз.

На всех советских посольствах были подняты российские флаги, при полном согласии правительств соответствующих стран, а их послы в СССР автоматически, без переаккредитации (что крайне показательно с точки зрения дипломатического протокола), стали послами в Российской Федерации.

Среди государств, особо заявивших о признании континуитета России, были: Великобритания (Меморандум от 30 января 1992 г.), Финляндия (Протокол от 11 июля 1992 г.), Германия (Соглашение от 16 декабря 1992 г.), Япония (Декларация от 13 октября 1993 г.), Бельгия (Договор от 8 декабря 1993 г.), Испания (Договор от 12 апреля 1994 г.), Италия (Договор от 14 октября 1994 г.) и т. д.

Эту позицию Украина пытается отстаивать все последние десятилетия. Более того, ее юристы-международники уже начинают вбрасывать идеи о необходимости лишить Российскую Федерацию статуса Постоянного члена Совета безопасности ООН.

Действительно, все это в соглашениях между бывшими союзными республиками имело место быть. Но надо учитывать специфику момента их подписания и специфику их авторов, породившие многие странности в документах того времени. Помнится, Андрей Козырев, тогдашний министр иностранных дел РСФСР, а затем и РФ, в период распада СССР пытался убедить Ельцина выступить с инициативой о передаче места СССР в Совете Безопасности ООН не России, а коллективному члену - СНГ. Чего тогда только не было.

Как видим, все международное сообщество (за исключением Украины) и большинство зарубежных специалистов в области международного права признают, что Российская Федерация - тот же субъект истории и международного права, что и Советский Союз, только с радикально иной социально-политической системой, в иных границах и с новым названием. Именно это, а не решение бывших союзных республик (кто бы на них обратил внимание) обеспечило Российской Федерации место Постоянного члена Совета безопасности ООН – статус одного из столпов современного миропорядка, имеющего право вето по всем важнейшим вопросам в ООН.

Точно также мировое сообщество восприняло и образование СССР. После Октябрьской революции ни одно государство даже и не подумало ставить вопрос о признании Советского государства как вновь возникшего нового субъекта международного права. Даже государства, отказывавшиеся признавать большевиков, не сомневались, в каком именно государстве они не признают их власть - в сменившей социально-политический строй и название России.

Так, например, в телеграмме премьера Франции Р. Пуанкаре от 16 марта 1923 г. наркому Г.В. Чичерину по поводу ушедшей в Бизерту эскадры Черноморского флота сообщалось, что Франция рассматривает ее в качестве собственности российского государства, возврат которой будет возможен сразу же после официального признания Францией советского правительства.

Следует отметить и то, что те государства, которые признали правительство Советской России, не сочли для себя нужным после 1922 г. особо признавать правительство СССР. На посольствах просто поменяли таблички. Точно так, как это произошло и после 1991 г.

Признание в международном праве и в практике международных отношений Советского Союза правопродолжателем Российской империи, а Российской Федерации правопродолжателем Советского Союза автоматически означает и признание того, что современное российское государство является правопродолжателем Российской империи.

В этом отношении крайне показателен завершившийся в 2011 г. судебный процесс во Франции о праве собственности на земельный участок и Собор Св. Николая в Ницце. Константинопольский патриархат, пытаясь совершить рейдерский захват храма, основной упор делал на якобы отсутствующий континуитет России, на то что Российская империя и Советский Союз являются разными государствами, а, следовательно, Российская Федерация не имеет никаких прав на принадлежавший когда-то Российской империи Собор.

Читайте также: