Как сообщить родителям о своем решении вступить в брак урок

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: Обобщить знания учащихся об основах семейного права .

2) Способствовать формированию ответственного отношения к семье;

4) Воспитывать правовую культуру семьи.

Тип урока: контроль знаний

Форма проведения: деловая игра.

В игре участвуют две команды. Каждая выбирает своего капитана, название.

Командам даются карточки с правовыми терминами. Без подготовки дать их определения своими словами. ( 1- ая команда попечительство – устанавливается в том случае, если ребёнок остался без родителей и его никто не усыновил ; опека- одна из форм защиты личных и имущественных прав граждан. Устанавливается над детьми не достигших 14 лет и над лицами признанными судом недееспособными ; алименты- правоотношение по поводу содержания одними членами семьи других, которые возникает на основе определенных юридических фактов, таких как решение суда, соглашение сторон или судебный приказ; усыновление- правовой институт, в рамках которого осуществляется процесс установления родственной связи между усыновителем и усыновляемым;

Фирма жены, основанная до вступления в брак.

Пособие по безработице во время брака.

Машина, приобретенная супругом до вступления в брак.

Гонорар за книгу супруга в браке.

Дом, полученный супругом в порядке наследования во время брака.

Электрическая бритва мужа, приобретенная из общих доходов супругов.

Пособие по возмещению ущерба в связи с утратой трудоспособности во время брака.

Туфли жены, приобретённые из общих доходов семьи.

Телевизор, подаренный во время брака.

Пальто мужа, купленное сообща.

Норковая шуба жены, приобретённая из общих доходов.

Вопросы для первой команды:

1.Брачный возраст, установленный семейным кодексом РФ? (18 лет)

2.Имеет ли право врач, вступающим в брак о наличии ВИЧ инфекции у будущего мужа без его согласия? (нет )

3. Вправе ли суд отложить разбирательство дело о расторжении брака, назначить срок два месяца? (да)

4. Может ли супруг потребовать раздела общего имущества через два года после заключения брака? (да)

5. Возможно, ли заключить брачный договор в отношении будущего имущества супругов? (да)

6. могут ли отца ребёнка лишить родительских прав случае нанесении им тяжких телесных повреждений ? (да)

7. Какую часть от доходов родителя должен включить в качестве алиментов на двух несовершеннолетних детей ? (1\3)

8. Имеют ли право несовершеннолетние братья и сёстры на получение алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сёстер ?(да)

9. Имеют ли право нетрудоспособные дедушка и бабушка на получение алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков? (да)

Вопросы для второй команды:

1. По истечении, какого срока со дня подачи заявления в ЗАГС производится заключение браков? (месяц)

2. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни, можно ли этот брак признать недействительным? (да)

3. Имеет ли право муж без согласия жены возбудить дело о расторжении брака, если их ребёнку 1 год и 2 месяца? (да)

4. Имеет ли право на общее имущество супругов жена, которая в период брака была домашней хозяйкой? (да)

5. Возможно ли заключение брачного договора через 6 лет после регистрации брака? (да)

6. Могут ли родителей ребёнка лишить родительских прав, если они нигде не работают? (нет)

7. Вправе ли суд отобрать рёбёнка у родителей без лишения их родительских прав? (да)

8. Какую часть от доходов родителя должен выплачивать в качестве алиментов на одного несовершеннолетнего ребёнка? (1\4)

9. Имеют ли право несовершеннолетние внуки в случае невозможности содержания своими родителями получать алименты от своих дедушек и бабушек? (да)

Команды по очереди вынимают из бочки и объявляют ситуации.

Олег, до вступления в брак купил дом в деревне. После вступления в брак он построил рядом сарай. Что является личным имуществом Олега, а что совместным имуществом супругов? ( дом личное имущество, сарай совместное.)

Гражданин Батов подал губернатору жалобу на отдел ЗАГСа, указав в нём, что сотрудники этого учреждения отказались регистрировать его брак с гражданкой Семёновой, которая живёт в другом городе, но прислала в ЗАГС письменное согласие на брак заверенное у нотариуса. ( работники ЗАГСа правы т.к. заявление подают лично)

В ходе бракоразводного процесса гражданин Воронов ходатайствовал о выделении ему части сервиза, полученного его супругой в подарок к своему 30- летию, ссылаясь на то, что по закону имущество, нажитое в период совместного проживания супругов в браке принадлежит им в равных долях. Прав ли Воронов? (Он не прав т.к. сервиз личное имущество его жены.)

В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ольга, его супруга поставила вопрос о разделе имущества, в том числе фирмы принадлежащей Сергею. Сергей возразил, ссылаясь, на то что Ольга во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. Правомерны ли требования Ольги? (Да всё совместно нажитое имущество делится пополам).

В ходе рассмотрения вопроса о разделе имущества между бывшими супругами Ириной и Андреем, Ирина просила суд о выделении большей доли имущества, чем Андрею. Она мотивировала свою просьбу тем, что Андрей постоянно играет в карты, злоупотребляет спиртными напитками, т.е. тратит все деньги, которые зарабатывает, только на свои нужды. Семья всегда существовала на деньги, заработанные Ириной, на эти же деньги было приобретено имущество, которое теперь должен разделить суд. (суд делит совместно нажитое имущество в законом режиме имущества.)

Артёму после смерти дедушки по наследству принадлежит однокомнатная квартира. Артёму 16 лет. Он решил продать квартиру, потому что она ему не нужна. У него есть комната в квартире родителей, а вот денег на мотоцикл и поездку к морю у Артёма нет. Продав квартиру он сможет осуществить свою мечту. Может ли Артём самостоятельно продать квартиру? ( Нет т.к. не является полностью дееспособным).

Оборудование: рабочий лист, бланки брачного договора, плакаты “Волшебный квадрат”, “Свадебный чайнворд”, слайды для мультипроектора, семейный кодекс, цветные карточки.

Эпиграф: “Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характера друг друга”.

Ход занятия:

I. Организационный момент

- психологический настрой (притча “Умирающий отец”, игра “Поменяйся местами”) (Приложение 4).

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Вводное слово педагога.

В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей. Сейчас вы составите перечень личностных качеств, которые необходимы человеку для создания хорошего психологического климата в семье.

Каждый участник получает “ладошку” из цветной бумаги. Педагог просит взять ручку и на самой ладошке написать те качества, которые необходимы для создания хорошего психологического климата в семье. А на пальцах - те качества, которые затрудняют семейные отношения. Ладони приклеивается на лист ватмана, на котором нарисовано солнышко.

Учащиеся дают определение “Психологический климат семьи”

Далее внимание учащихся обращается на диаграмму результатов раннее проведенного тестирования по определению типа темперамента (слайд № 2).

Ученики называют характерные черты каждого из типов темперамента: (холерик – активный, лидирующий, оптимистический, импульсивный, агрессивный, поддающийся настроениям, раздражительный; сангвиник – общительный, открытый, разговорчивый, доступный, живой, беззаботный, любящий удобства, инициативный; флегматик – пассивный, старательный, вдумчивый, миролюбивый, направленный, надежный, размеренный, спокойный; меланхолик – сдержанный, необщительный, пессимистический, впечатлительный, неподатливый, тревожный, обидчивый).

- Вы знаете, что не существует “хороших” и “плохих” темпераментов, но при общении между людьми необходимо учитывать индивидуальные особенности другой личности. Чего не хватает для конструктивного общения каждому из типов? (холерику - выдержанности, терпимости; сангвинику - серьезности; флегматику - активности; меланхолику – решительности).

Предлагается учащимся послушать историческую справку о том, что привлекало женщин в мужчинах в разные исторические эпохи (слайд № 3).

- Древний мир – сила, мужчина должен был убить мамонта, принести мясо в пещеру.

- Средние века – отваге, женщина отдавала свое сердце победителю рыцарского турнира.

- Новое время – галантность, этикет и внешний вид больше всего привлекали внимание женщины.

- Что требуют современные девушки в доказательство любви от мужчины? (деньги).

Учащиеся характеризуют современные особенности мужчин и женщин.

- Возьмите в руки карточки и ответьте на вопрос: Может ли человек жить без любви? (да – красная, нет – синяя).

III. План изучения основных положений занятия.

1. Понятие семьи и брака.
2. Условия заключения брака.
3. Имущественные права супругов.
4. Правовые основы брачного договора.

IV. Изложение материала.

1. Основной причиной вступления в брак является любовь. Однако каждодневная будничная жизнь в семье проверяет любовь на прочность. Любовь – чувство хрупкое, чтобы оно сохранялось и развивалось, о нем надо заботиться. Трепетные, нежные чувства периода ухаживания расцветают в браке лишь в том случае, если супружеская пара понимает необходимость повседневной заботы о любви. Семьей является основанная на браке малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Брак – это союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям (слайд № 4). Слово “брак” произошло от древнерусского “брачити” (отбирать, выбирать, хорошее, отклонять плохое).

- Возьмите карточки и ответьте на вопрос: Можно ли поставить знак равенства между понятиями семья и брак? (да – красная, нет – синяя).

Ответы учащихся обобщаются.

В случае, когда люди “сошлись” и родился ребенок, семья состоялась. Она реально существует и основана на кровном родстве. Но брак заключен не был. То есть не состоялось юридическое оформление семейного союза. Значит, не возникло очень многих прав и обязанностей, которые регулируются законом. И это может иметь юридические последствия.

Двое учащихся вызываются к доске для выполнения заданий на плакатах “Волшебный квадрат” (Приложение 6), “Свадебный чайнворд” (Приложение 5). Остальные обсуждают ситуации из реальной семейной жизни, подготовленные ими дома (юридические последствия) (Приложение 2).

Проверяется работа учащихся у доски.

(Выполняется задание №2 рабочего листа “Приведи в соответствие”) (слайд № 5).

2. В нашей стране брак заключается в органах записи гражданского состояния (ЗАГС). Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах ЗАГСа (ст. 10 Семейного кодекса РФ) (слайд № 6).

Работа со слайдами: - Порядок заключения брака (ст.11) (слайд № 7)

- Условия заключения брака (ст.12)

- Брачный возраст (ст.13) (слайд № 8)

- Обстоятельства, препятствующие заключению брака (ст. 14) (слайд № 9).

Проверка усвоения документов проводится в виде игры “Кубик вопросов”.

- Каков порядок заключения брака?

- Является ли религиозный брачный обряд юридической формой?

- Что является условиями заключения брака?

- В каких случаях закон не допускает заключения брака?

- С какого возраста закон разрешает вступать в брак?

- Почему законом запрещены браки между близкими родственниками?

3. Знакомство с вопросом начинается с выполнения проблемного задания. Внимание учащихся обращается на задание №3 из рабочего листа.

Установка на выполнение: представьте, что основным добытчиком в семье были не Вы, а ваш муж или жена. У Вас высшее образование, детей в семье нет. Через десять лет совместной жизни Вам приходится разводиться. Представьте, что право раздела имущества предоставлено Вам.

Выполнение учащимися задания.

Подведение итогов: подсчитайте баллы в каждой колонке.

Если вы оставили себе все, то Ваша вторая половина правильно делает, что разводится с вами.

Если вы поделили все поровну, то считайте, что вы лишились большего, чем приобрели.

Если вы оставили себе меньшую часть, то ваш развод недоразумение.

а) собственность каждого из супругов;
б) совместная собственность обоих супругов.

Имущество, составляющее первую группу, принадлежит только одному из супругов. А вещи, нажитые во время брака, относятся к числу общих, то есть принадлежат обоим.

Работа со слайдами:

- Совместная собственность супругов (ст.34) (слайд № 10).

- Собственность каждого из супругов (ст.36) (слайд № 11).

Учащиеся показывают сценку “Брак по любви?”

Автор: Он – крупный бизнесмен, владеет огромными средствами. Она красивая, но бедная девушка. Их отношения оказались серьезными и привели на порог ЗАГСа.

Он: Здравствуйте, мы решили соединить свои любовные узы.

Регистратор: мы рады видеть Вас!

Нотариус: (перебивая регистраторшу) А не желаете заключить брачный договор?

Она: Да, это сегодня модно. Да, милый?

Нотариус: Замечательно! Заполните документы. Кому после развода достанется дом?

Она: Конечно, пополам.

Он: Как пополам, это же мой дом?

Нотариус: Кому достанется машина?

Он: Как тебе? Машина моя.

Она: Мы так любим друг друга.

Нотариус: Вы будете оба работать?

Она: Нет, любимый будет работать.

Он: А что же будешь делать ты?

Она: Я! Ходить в косметический салон, на массаж, в спортзал…

Он: Знаешь, я пожалуй подумаю, заключать ли с тобою брак. (Уходит)

Регистраторша: (потирая ладони и довольно улыбаясь) Вот вам и любовь!

4. Специальная глава Семейного кодекса предусматривает возможность заключения брачного договора.

Работа со слайдами:

- брачный договор (ст.40) (слайд № 12)

- заключение брачного договора (ст.41) (сл.№13)

- содержание брачного договора (ст.42) (сл.№14)

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения (ст.40).

Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака. Он, действительно, заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (ст.41).

Если брачный договор заключен до государственной регистрации брака, то он вступит в силу только со дня регистрации заключения брака.

Люди создают семью, руководствуясь очень многими причинами. Главное – любовь. Именно она подталкивает к ЗАГСу. Ведь самое прекрасное состояние души хочется продлить до конца своих дней.

Тренинг “Брачный договор”

Установка: разбейтесь на группы. Придумайте интересный для Вашей группы вариант супружеской пары. Составьте соответствующий Вашему варианту идеальный брачный договор между будущими супругами. Пусть он будет коротким и затрагивает только вопросы имущества.

Заполнение брачного договора в рабочем листе.

Проводится групповая дискуссия.

- Возьмите в руки карточки и ответьте на вопрос: Кто хотел бы в будущем заключить брачный договор? (да – красная, нет – синяя).

V. Закрепление изученного.

Решения задания № 4 рабочего листа.

Заключение брака - это юридический акт, который согласно Семейному кодексу заключается при удовлетворении определенных условий: 1) добровольность, 2) возраст, а также условия препятствующие заключению брака: 1) между родственниками, 2) двубрачие, 3) душевнобольные. Для защиты имущественных прав и интересов супругов можно заключить брачный договор, который в дальнейшем поможет семье избежать конфликта.

Работа со слайдами: Правильный текст (слайд № 15).

Психологическое завершение с целью дать положительную установку на развитие межличностных отношений.

Учащимся дарятся звоночки с пожеланием:

“Иногда мы с вами испытываем чувство одиночества, нам не хватает общения, и пусть эти колокольчики помогут вам дозвониться до сердца близкого человека” (слайд № 16).


Конспект урока "Семейное право". Может использоваться вместе с презентацией. Рекомендовано для использования в непрофильных классах.

Содержимое разработки

Урок: СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 9 класс

Цели: Сформировать у учащихся базовые знания в области правоотношений.

- Развивать умения работать с источниками права, проводить правовой анализ социальной информации.

- Создать условия для осознания ценности семьи, воспитания ответственности по отношению к семейным обязанностям, воспитанию детей.

ЗАДАЧИ: Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: развитие морального и правового сознания; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; переработка и структурирование информации, анализ объектов с целью выделения существенных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений; учёт разных мнений, владение средствами решения коммуникативных задач.

Тип урока: изучение нового материала.

ПЛАН изучения нового материала:

1. Юридические понятия семьи и брака.

2. Сущность и особенности семейных правоотношений.

3. Правоотношения супругов.

4. Правоотношения родителей и детей.

1. Мотивационный этап: Звучит Марш Мендельсона.

- Назовите произведение и кто его автор?

- Где чаще всего его можно услышать?

Учитель: Я не ошибусь, если скажу, что каждый втайне мечтает, что когда-нибудь этот марш прозвучит для него или для неё. Вы вступаете в самое прекрасное время жизни – время любви и расцвета. Но юность и самое ответственное время – выбора профессии, специальности, и, конечно, спутника жизни для создания семьи.

- Догадались, какую тему мы сегодня будем с вами разбирать? (определение темы)

Целеполагание: - Как вы думаете, каковы будут наши задачи? Что нам необходимо знать, чтобы повзрослев, мы не оказались в сложной ситуации? (учащиеся предлагают варианты, а учитель, направляя и поправляя их, ставит цели урока).

- Почему так важно человеку иметь семью?

- Так что же такое семья? (предположения учащихся)

Работа с учебником: Это малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой.

- Кто может быть членом семьи?

- Можно ли считать семьёй бабушку и внука, который находится у неё на воспитании?; Супругов, которые усыновили детей? - Почему?

РАБОТА с СК РФ: (ст.1-4) - Как государство относится к семье? (работа с документом) - Как может создаваться семья? (ст.2-3)

Запись в тетрадь: Брак – это союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключённый в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов. (работа с понятием)

- О каких видах брака вы слышали или знаете? (церковный, гражданский, фиктивный – с объяснением).

Учитель: Несмотря на несколько разновидностей брака, в РФ законным и действительным признаётся только официально заключённый брак.

Давайте рассмотрим и изучим статьи СК РФ (ст.12-14) и ответим на вопросы:

- Какие условия необходимо соблюсти для вступления в брак, а какие можно считать лишь моральным аспектом? Выберите правильные ответы:

- Брачный возраст; + - белое платье и фата;

- мужчина – старше, женщина – моложе; - дееспособность; +

- единобрачие; + - материальное обеспечение;

- согласие родителей; - родственные связи; + - взаимное согласие. +

Учитель: Исходя из документа, определите, что может являться препятствием для вступления в брак? (ст.13-14) (возраст, принуждение, недееспособность, состояние в другом браке и близкое родство)

- Назовите родственников, брак между которыми невозможен. (ст.14)

- А могут ли несовершеннолетние заключать брак и при каких условиях? (ст.13)

Мы проработали документ, а теперь давайте выступим в роли юристов-экспертов в следующих ситуациях:

ЗАДАНИЕ 2. Никита Сергеевич, у которого умерла жена и Клавдия Ивановна, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. У Никиты Сергеевича была дочь, а у Клавдии Ивановны – сын, которые, когда выросли, полюбили друг друга. Когда им исполнилось 18 и 19 лет, они решили пожениться. Смогут ли зарегистрировать их брак? (да, т.к. никаких родственных связей между ними нет).

ЗАДАНИЕ 3. Артёму и Ирине по 17 лет. Они решили пожениться. Родители не против. Чем их дети будут где-то допоздна гулять, лучше пусть живут в законном браке. Взяв паспорта, они отправились в ЗАГС. Но там их попросили прийти через год. (не достигли брачного возраста).

Учитель: Если вы решили зарегистрировать свои отношения и препятствий этому нет, то куда следует обращаться? (ЗАГС)

Слова для справки: беременность невесты, заявление, 3, угроза жизни будущего супруга, месяц, ЗАГС, рождение ребёнка, помолвка.

(Звучание марша Мендельсона как фон)

Учитель: Прочный, продолжительный брак всегда ценился у славянских народов. Не случайно до нас дошла традиция отмечать годовщины свадьбы: деревянная, ситцевая, розовая, серебряная, золотая, бриллиантовая… Прочность брака обеспечивается не только взаимной любовью. Брак во многом зависит от таких качеств супругов как: чуткость, внимательность, готовность к компромиссам и уступкам, терпимость, способность думать и заботиться о других, ответственность за судьбу семьи и преданность ей. Чем раньше человек воспитает в себе эти качества, тем прочнее будет его семья.

Любовью дорожить умейте, с годами дорожить вдвойне,

Любовь не вздохи на скамейке и не прогулки при луне,

Всё будет: слякоть и пороша, ведь вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа, а песню - нелегко сложить.

Учитель: Но брак – это не только марш Мендельсона. Брак порождает права и обязанности супругов. В этом мужчины и женщины равноправны.

Работа с СК РФ (ст.31, 32) (34, 36): - Какие права имеют супруги? (имущественные и неимущественные)

- Что является личными неимущественными правами? (выбор фамилии, места жительства, выбор профессии…)

- Какие бывают виды имущественных прав? (законные и договорные)

Как правило, о своих имущественных правах не задумываешься, когда в семье всё хорошо. Но в жизни случается по-разному. Кто-то женится, а кто-то – разводится. К сожалению, иногда не получается разойтись мирно и начинается раздел имущества… Но как же правильно разделить всё нажитое и приобретённое в браке и до него? На этот вопрос вы также найдёте ответ в СК РФ (ст.

Где можно получить развод? (в ЗАГСе, если нет детей и имущественных споров) (в суде)

- Как делится имущество, нажитое совместно в браке?

- Как распределяется имущество, которым владели до брака?

А теперь поработаем экспертами и решим ЗАДАЧУ:

«После семи лет супружеской жизни Антон и Алёна решили расторгнуть свой брак. У них двое детей: мальчик – 5 лет и девочка – 3,5 года. Супруги имеют квартиру (она принадлежала жене ещё до вступления в брак), дачу, полученную мужем год назад в наследство, автомобиль, подаренный к свадьбе. Кроме того, у жены есть драгоценности, часть которых была подарена ей на день рождения, а часть – приобретена супругами за годы совместного проживания. У супругов есть большая библиотека, собранная обоими супругами. Каким образом теперь действовать Антону и Алёне, и какие вопросы им придётся решать?

(Для расторжения брака – суд, который решает судьбу детей и раздел имущества. Общее: автомобиль, библиотека, часть драгоценностей. Жене – квартира, часть драгоценностей, мужу – дача.

Последний вопрос нашего урока о правах и обязанностях родителей и детей, мы разберём по учебнику, заполнив таблицу:

Семья как малая группа – основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт – объединение, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Многопоколенная (расширенная) семья – семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек), ведущих совместное хозяйство и организующих повседневный быт.

Нуклеарная семья - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов.

Семейное законодательство – комплекс правовых норм, регулирующих отношения, вытекающие из брачного союза и принадлежности людей к семье.

Брак – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключённый в установленном законном порядке с целью создания семьи и порождающий у супругов взаимные права и обязанности.

ЗАГС— органы власти, производящие государственную регистрацию актов гражданского состояния, к которым отнесены: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

Ключевые слова

Семья, брак, условия вступления в брак, условия расторжения брака, ЗАГС.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В юриспруденции понятие семьи определяется как объединение совместно проживающих людей.

Они соединены взаимными правами и обязанностями, которые возникают из брака (супруги), кровного родства (родители и дети, братья и сёстры, другие близкие родственники), усыновления или иной формы устройства детей в семью. Близкие родственники муж и жена, состоящие в браке, отец и мать, их дети, усыновители и усыновлённые, мачехи и отчимы, падчерицы и пасынки и др. - субъекты семейных правоотношений. Вызывающие правоотношения действия членов семьи (например, заключение или расторжение брака), а также их вещи (например, дача, приватизированная квартира) являются объектами семейных правоотношений. Поступки членов семьи могут быть правомерными и неправомерными. Например, вступление в брак с соблюдением необходимых условий или устройство в соответствии с правовыми нормами ребёнка в школу — правомерные действия, а отказ взрослых детей содержать нетрудоспособных родителей или уклонение от уплаты алиментов на содержание ребёнка — неправомерные.

Закон не препятствует расторжению брака, если фактический распад семьи очевиден. Расторжение брака осуществляется в органах ЗАГС или в судебном порядке. Если у мужа и жены нет общих детей до восемнадцати лет, то их брак расторгнут в органах ЗАГС в присутствии хотя бы одного из супругов через месяц со дня подачи совместного заявления о расторжении брака. Органы ЗАГС могут также расторгнуть брак по заявлению одного из супругов независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным либо приговорён к лишению свободы на срок свыше трёх лет. Брак расторгается в судебном порядке в определённых случаях: при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака и при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей. Суд вправе попытаться примирить супругов. В ряде случаев брак может быть признан судом недействительным. К числу таких случаев относится, в частности, факт сокрытия одним из супругов наличия у него ВИЧ-инфекции (СПИДа) или венерического заболевания.

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака.

Мужчина и женщина, находящиеся в браке, должны строить крепкую и дружную семью; должны воспитывать в своих детях такие ценности, как дружба, уважение, любовь. Родители обязаны содействовать благополучию и развитию своих детей. На основании закона супруги имеют одинаковые права на общую совместную собственность, т. е. на то имущество, которое они приобрели в течение брака. Супруги обязаны поддерживать друг друга материально. Общие положения закона, определяющие имущественные отношения супругов, могут быть изменены ими путём заключения брачного договора. Брачный договор составляется письменно. Данный договор необходимо нотариально удостоверить.

У ребёнка есть важные права. Это право жить и получать воспитание в семье. По закону ребёнок – тот, кто не достиг восемнадцати лет. С десятилетнего возраста ребёнок имеет право выражать своё мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы. С 14 лет у него возникает право на изменение имени и фамилии. Мужчина и женщина в браке имеют одинаковые права. И этот принцип равенства распространяется на их права и обязанности в отношении детей. И отец, и мать обязаны проявлять заботу о здоровье, психическом, духовном развитии детей, получении ими основного общего образования. Они не имеют права нанести ущерб здоровью своих детей. Взрослые дети, достигшие восемнадцати лет, обязаны оказывать заботу и внимание и помощь родителям.

В обязанности органов опеки и попечительства входит определение ребёнка, который остался без воспитания родителей, в детский дом, интернат или передать его на воспитание в семью и контролировать его содержание, воспитание и образование. Существуют различные формы семейного воспитания: усыновление, опека и попечительство, приёмная семья. В нашей стране в Семейном кодексе РФ прописана ещё одна форма воспитания детей. Это воспитание в приёмной семье.

Разбор типового тренировочного задания

1) Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию моральной регламентации поведения.

2) Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

3) В отличие от других социальных институтов, семья выполняет функцию биологического воспроизводства.

4) Особенностью семьи, отличающей её от любого другого социального института, является функция социализации молодого поколения.

5) В отличие от любого другого социального института, семья занимается воспитанием и обучением.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2) Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

3) В отличие от других социальных институтов, семья выполняет функцию биологического воспроизводства.

Не допускается брак между лицами, если одно из них признано судом ______________ вследствие психического расстройства. Закон не препятствует ___________ брака, если фактический распад семьи очевиден.

Варианты ответа: недееспособным, виновным, дееспособным; заключению, расторжению, объявлению.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): недееспособным, расторжению.

Читайте также: