Как согласовать предварительный усилитель с усилителем мощности

Обновлено: 28.06.2024

Имеется импортный трансивер без антенного тюнера с выходом передатчика 20 ОМ.
Также имеется самодельный усилитель мощности на лампах ГУ-50. Раскачка на сетки ламп.
Трансивер подключен к усилителю.
При работе трансивера перегревается выходной каскад.
Видимо нет согласования со входом усилителя.
Люди .
Подскажите простой и эффективный способ согласования трансивера с моим усилителем.

Нечто аналогичное тому, что в последней ссылке делал сам, работает хорошо.

Самое простое - набери больших зеленых мощных объемных резисторов-кирпичей ТВО ( они стоят в штатной нагрузке-эквиваленте Р-140) и включи параллельно входу РА значение 20-40 Ом (с суммарной мощой рассеивания, ориентируясь на выходную мощность трансивера) экспериментально, избегая длинных проводов.
Если мощность раскачки все же здорово упадет, тогда надо применить другой вариант - делать входные П-фильтры по числу диапазонов, то есть то же, что и советуют авторы вышеприведенного - преобразование импедансов. С П-фильтрами это все лучше просчитывается и настраивается.

Пардон, я описался .
Выход передатчика у меня 50 ОМ.
Насовал резюков на землю на входе РА сопром 50 ОМ.
На диапазонах НЧ все ОК.
А на 21-28 не очень все хорошо-
большой КСВ (4)
мощи мало
и все равно перегрев транзисторов драйвера.
А если я поставлю там ручной тюнер, сделанный в виде П-контура импортного производства.
(делать маленькие самодельные П-контура нету возможности,
отсутствуют каркасы, а кольцо 60ВЧ вообще найти невозможно, на рынке одни только 2000НН)

Если есть место на столе для тюнера, то можно ставить и внешний. Задача то одна - согласовать сопротивления. Единственное что - если вход усилителя на ВЧ будет, скажем, 300 ом, надо позаботиться о том, как и чем подключить тюнер к усилителю. Если использовать коаксиал 50 ом, да еще и длинный, можно все испортить.

с резистором будет одно сопротивление (комплексное) входной цепи, без резистора - другое. В любом случае тюнером вытянешь. Нагружать то надо не вход усилителя, а линию передачи на величину ее волнового сопротивления, в данном случае от тюнера к входу усилителя. Так что 50 ом если и будет уместно, то на входе тюнера.

Согласование с РА

Попробуйте кольцо ОС90 со старых Ч\Б телевизоров 25 витков в два провода начало-- конец общий провод, вход начало, выход конец(если вход РА 75ом)

Видимо, монтажные емкости не позволяют добиться эффекта на ВЧ диапазонах.
Желательно иметь всего один резистор и подобрать его сопротивление на ВЧ-диапазонах опытным путем по мин. КСВ.
При выходном импедансе трансивера 50 Ом резистор будет оптимален в пределах 60-90 Ом (возможно).
Резистор типа ТВО или аналогичный.
Если не получается - поставьте обычный тюнер (MFJ-941) и все должно заработать, но на каждом диапазоне придется крутить его ручки.

У меня ручной тюнер с Т - контуром.
Думаю, выкину ка я резо 50 ом со входа усилителя (у меня там напаяно параллельно куча двухваттных сопротивлений, это видимо и вызывает потери на ВЧ), оставлю голую сеточную емкость и поставлю тюнер на вход усилителя. И еще тюнер я наверное перепаяю, сделаю его в виде привычного П-контура, а то Т-контур меня как-то не прикалывает.
Постоянное кручение ручек меня абсолютно не смущает, лишь было бы все в резонансе.
А вообще мне обещали подогнать и "кирпичи" и ферритовые кольца. Все попробую.

P.S. И почему в моем трансивере сделали широкополостные полосовики. Лучше бы поставили узкополосные и переменничек. А то мне абсолютно непонятно, как двухкатушечным полосовиком можно перекрыть скажем диапазон 20-30МГц.
Наверняка где то есть завалы по АЧХ. И фиг чего подстроишь.
Тем более что полосовики работают как на RX так и на TX.
Когда у меня был самодельный Лаповок, я кондером на полосовиках все время выводил резонанс и не знал проблем.
:-) :-) :-)

чтоб точнее понять, поведай, что за аппарат у тебя? Если это что то маломощное и не "известной" фирмы, то все беды наверняка от попытки удешивить конструкцию. И потом, никто не запрещает тебе собрать преселектор с УВЧ для компенсации потерь в нем. Не раз такие конструкции публиковались. Будет тебе и ручка, и резонанс.

Ездил мой дядя дальнобойщик за кордон и принял там в дар от своего знакомого HAM-a коротковолновый трансивер MAXTRO HRTX-431SC для меня. Производства французского, выпуска 1995 года, SSB, CW, фиксированные любительские КВ диапазоны, моща 15 Ватт. Трансивер изрядно послужил хозяину, ручки и корпус потерты. Вот такой странный аппарат, но принимает и передает неплохо, качество сигнала отличное. Я его открыл как-то, посмотрел, фильтры у него выполнены как-то странно, в ферритовых чашках типа СБ-12.
Они залиты клеем. Недостаток - нету согласующего устройства на выходе и по моему радиатор не ахти какой в выходном ТХ каскаде. Хотя при работе на резисторный эквивалент пятьдесят ом перегрева нет вообще. И смешно цифровая шкала выглядит, маленькая, как на ручных электронных часах и подсвечивается лампочкой накаливания.

Мы тут много скандалили про самодельную аппаратуру. Но вот твой конкретный случай – идеальный компромисс. Используя работающий готовый аппарат можно придумывать для него разные полезные довески. И техническое творчество будет, и за сигнал можно быть спокойным.

[ЦИТАТА]Автор оригинала Миша Выход передатчика у меня 50 ОМ. Насовал резюков на землю на входе РА сопром 50 ОМ. На диапазонах НЧ все ОК. А на 21-28 не очень все хорошо-
большой КСВ (4) мощи мало и все равно перегрев транзисторов драйвера.
. | [/QUOTE]

Причина хорошо известна - входная емкость плюс монтаж. Так 100 пФ - это на 28 МГц уже 50 Ом (но реактивных. ).

Выход из ситуации (широкополосный) - делается ФНЧ на характеристическое 50 Ом. Нагружается на резистор 50 Ом и далее на лампу УМ. Но выходной конденсатор ФНЧ должен иметь емкость меньше расчетной на входную УМ. Последняя как бы входит в ФНЧ при этом и не мешает.

Подробнее - "Как закачать мощу" ("КВ журнал", 1993 г. , № 1, с. 17.


1.JPG" />

Введение. Рассказ о предварительных усилителях

В случае клонирования изделий фирмы NAIM обычный путь радиолюбителя такой. Собирается клон NAP 140. Звук нравится! Дальше апгрейт деталей — звук нравится! Собираем стабилизатор питания. Результат — положительный. Возникает искушение собрать предварительный усилитель — там всего несколько деталей — макетка/ЛУТ, час паяния и пред готов. Звук нравится и к УМНЧ собирается предварительный усилитель. Потом на форумах пишут — Naim без преда — не Naim.

Оригиналы из 70-х-90-х


К оригинальным УМНЧ Naim возможно подключение только предварительных усилителей фирмы Naim. Чтобы не подключали изделия других производителей, Naim использует специальные фирменные кабели и разъемы для подключения предварительного усилителя к УМНЧ. На фото эти разъемы слева:

Схемы предварительных усилетелей Naim 70-х — 90-х годов
Базовая схема модуля усиления (усиление сигнала около 10 раз):


Буфер:

Все полярные конденсаторы (кроме фильтра по питанию) — танталовые.

Выпускались разные версии предварительных усилителей фирмы Naim. Кроме цены, аппараты отличались наличием/отсутствием буфера, различными схемами питания (от УМНЧ, от внешнего БП, раздельное питание каналов предварительного усилителя, раздельное питание модуля усиления и буфера), сервисными устройствами в корпусе предварительного усилителя.

Как устроены современные предварительные усилители Naim — я не в курсе.

Китайский конструктор:









Транзисторы (таких как в оригинале, сейчас вы не найдете) заменены на современные 2SC1815/2SA1015. Плата достаточно компактная. Все полярные конденсаторы (кроме фильтров по питанию) — танталовые. Как и должно быть. У оригинала так. Фирменная фича Naim — применение танталовых конденсаторов. Регулятор громкости (РГ) в этом конструкторе — 20 кОм (потенциометр достался более-менее без косяков).


Собранная схема:

Схема питания:

Питание — одна обмотка на 24В переменного напряжения, 0.3А. Питание каналов отделено резисторами.

После сборки схема начинает работать сразу.

Измерения:

Сигнал на входе:

Сигнал на выходе:

Усиление примерно в 10 раз.

Измерения в RMAA. На выходе уровень сигнала Vpp 3.24V.





Моя конструкция
Послушав китайский кит, решил не заниматься модернизацией китайца (нет независимого питания на каждый канал, РГ ALPS не установить, лишние провода и т.д.), а собрать по-своему. Взял стандартную схему клона преда Naim:

Использовал такие детали. Стабилизатор: вместо LM317 установил LT1085. С ними звук больше понравился. Все полярные конденсаторы — тантал Kemet (кроме конденсатора С3 на 47 мкФ — не было тантала такой емкости в наличие — установил Nichichon for Audio). С2 510 пФ — полипропиленовый конденсатор (на ебее ищутся по словам Polypropylene и Styroflex). РГ — переменный резистор ALPS в 10 кОм. РГ стоял по-началу на 50 кОм — от него был достаточно слышимый даже на средней громкости фон. Заменил на ALPS 10 кОм — все ок стало. Фон слышно только на макс громкости. Два канала соединены вместе только на входных гнездах. В остальном два полностью независимых канала со своими блоками питания.

Резистор R13 влияет на величину усиления схемы. Я установил его значение в 4.7 кОм. Усиление схемы — 5 раз примерно. Стандартное 10 раз — много для меня с моими источниками сигнала. Меньше 4 кОм значение этого резистора лучше не выбирать — будут искажения. С 4.7 кОм все ок.








Измерения:



Из-за уменьшения резистора в ОС до 4.7 кОм получилось усиление примерно в 5 раз.













Измерения в RMAA. На выходе уровень сигнала Vpp 2.1V.




Измерения в RMAA предусилитель+усилитель выходная мощность Pmax=50 Ватт:




Высококачественное воспроизведение звука нуждается в особом техническом оборудовании. Отдельного внимания в данном вопросе занимает подбор предварительного усилителя. Из материала данной статьи вы узнаете, что это, для чего используется и как правильно выбрать оптимальный вариант.

Что это такое?

Предварительный усилитель есть не что иное, как предусилитель либо электронный усилитель, преобразующий слабый электрический сигнал в более мощный. Это устройство, используемое как селектор входов и маршрутизатора между источником и усилителем мощности. Оно необходимо для уменьшения либо увеличения уровня громкости звука. Его управление и регулировка находятся на лицевой панели. Сзади размещены разъемы, необходимые для подключения усилителя (микрофона), проигрывателя, а также других устройств.

Предусилитель исключает добавление шума, он является развязывающим устройством, которое защищает источник звука от нестабильного входного импеданса следующей обработки.



Для чего нужен?

Предусилитель отвечает за подготовку сигнала, поступающего от микрофона либо иного источника, для необходимого усиления. Он способен повышать низкий сигнал, а также очищать его. Благодаря этому улучшается качество поступающего звука. Кроме того предусилитель может использоваться для регулировки сигнала либо смешивания нескольких звуков в 1. Данное устройство используется для подгонки звучания под изначально заданный уровень мощности. Располагается оно максимально близко к источнику сигнала (например, микрофону, радиоприемному тюнеру, проигрывателю). Данная особенность обеспечивает преобразование получаемого звука и его передачу без изменений на усилитель мощности.

Вне зависимости от уровня сложности конструкции и выходного сопротивления, задача любого предусилителя заключается в передаче качественного сигнала. Схем предусилителей существует немало.

Сами устройства просты в разработке и обеспечивают высокую производительность. Они имеют внутренний стабилизатор, а потому не нуждаются во внешней стабилизации.



Сравнение с фонокорректором

Фонокорректор необходим для коррекции АЧХ. Это усилитель-корректор с особой амплитудно-частотной характеристикой. Сигнал, поступаемый с магнитного картриджа, более низкий в сравнении с линейными источниками. Встраиваемый фонокоррекор позволяет напрямую подключать проигрыватель винила. С его помощью удается вернуть сигнал к первоначальному значению.

Изначально корректоры встраивали в усилители, отмечая вход надписью PHONO. Сейчас большинство устройств такого типа устарело, поэтому найти их практически невозможно. Платы можно купить отдельно, встроив к приборам с усилителем. Отличие между корректором и предусилителем заключается в том, что он возвращает звук к первоначальному уровню, а усилитель меняет его. В этом и заключается основная разница между устройствами.

Однако фонокорректор необходим при работе со звуком далеко не всегда. Например, если у предусилителя есть специальные входы Phono MM или МС (либо какой-то 1 из них), необходимости в использовании внешнего фонокорректора нет. Однако если устройство снабжено лишь линейными входами, обойтись без фонокорректора не получится. Он обеспечит необходимое звуковое напряжение.



Обзор видов

На сегодняшний день в продаже можно встретить предусилители трех видов: инструментальные, микрофонные и универсальные. Каждый тип изделий имеет свои особенности. Любой предусилитель имеет минимум 1 вход и линейный выход. Предварительный стереоусилитель способен менять тембр звука. Благодаря использованию воспроизводящей аппаратуры удается достичь линейности практически без искажения звука. Иные модификации позволяют добиться нового звучания известных музыкальных инструментов. При этом каждая отдельная модель устройства отличается своим собственным характером звука. Ввиду этого выбирать прибор приходится с учетом подходящего для конкретного человека звучания. Однако характеристики моделей различны.

Например, для микрофонов покупают одни изделия, для гитар нужны другие. В ассортименте ведущих производителей можно найти модификации на лампах, с темброблоком, на полевых транзисторах, стереоусилители, дифференциальные устройства с высокими эксплуатационными характеристиками.

И ламповые, и иные модификации имеют разные данные. Чтобы приобрести необходимый тип устройства, нужно понимать их разницу.




Инструментальные

Измерительный усилитель отличается наличием массы полезных характеристик. Он обладает возможностью регулировки усиления посредством 1 резистора. Это позволяет варьировать коэффициент усиления в зависимости от потребности. Данные системы можно скрестить с цифровыми устройствами, что открывает больше возможностей.

Симбиозом аналогово-цифровой техники являются приборы с регулируемым коэффициентом управления. В продаже можно найти системы интегрированного типа, комбинируемые с микроконтроллером. Инструментальные предусилители способны в автоматическом режиме менять усиление и диапазоны, что улучшает разрешение при измерении. Эти устройства имеют высокое входное сопротивление и высокий коэффициент ослабления синфазного сигнала.

Микрофонные

Данные устройства усиливают сигнал с микрофона до линейного уровня. Отдельные микрофонные варианты улучшают качество звука в значительной мере. Большинство таких устройств оснащено микросхемой INA 217. Благодаря ей обеспечивается минимальный уровень искажения звука и низкий шумовой тракт на входе. Такие устройства хороши для низкоомных микрофонов с характерным слабым уровнем сигнала.

Эти приборы актуальны для студийных и динамичных микрофонов. Данные устройства могут иметь 1, 2 либо 3 транзистора. Кроме того они бывают гибридными и ламповыми. Изделия первого типа созданы для улучшения качества звука, включая удаление постороннего шума. Ламповые аналоги хороши тем, что делают звучание бархатистым и теплым. Однако цена у данных модификаций высокая.

Универсальные

Универсальные модели предусилителей имеют свои особенности. Если инструментальные аналоги позволяют напрямую подключать инструменты, а микрофонные нужны при работе с микрофонами, то универсальные устройства объединяют обе опции. При работе с ними можно менять режим работы с инструментального на микрофонный и обратно.

В остальном он имеет те же характеристики, что и два типа устройств.

Популярные производители

Производством предусилителей занимаются разные ведущие компании мира. Среди них можно отметить несколько брендов, чья продукция пользуется особым покупательским спросом и имеет высокую оценку профессионалов. Данные производители предлагают вниманию покупателей ассортимент высококачественной продукции, включая модели класса Hi-Fi или High-End на транзисторах.

  • Audient Ltd – торговая марка из Великобритании, выпускающая высококачественные микрофонные устройства на дискретных элементах.
  • Manley Laboratories, Inc – американский производитель качественных предусилителей с ламповым мягким звучанием.
  • Universal Audio, Inc – 1 из ведущих производителей моделей для профессиональной звукозаписи.
  • Forusrite Audio Engineering Ltd – британский производитель профессиональных предусилителей восьмиканального типа для старой и современной техники.
  • Prism Media Products Ltd – производитель разного вида устройств, включая модели полупроводникового типа, занимающийся выпуском изделий высокого класса.

Как выбрать?



Важно обращать внимание на коэффициент гармоник, а также линейность в звуковом диапазоне. Выбирая между ламповым и полупроводниковым вариантами, необходимо учитывать свои нюансы. Например, ламповые варианты дают хороший звук, но по параметру отношение сигнал-шум и коэффициенту нелинейных искажений они проигрывают транзисторным аналогам. Они капризней в быту, опасней в эксплуатации и дороже других моделей.



При покупке нужна проверка работы устройства. Важно оценить звучание на тихой, стандартной и высокой громкостях. Кроме того, нужно понимать разницу между одно-, двух и трехканальными вариантами. Многоканальные модификации нужны для расширяющихся студий. Кроме того, необходимо учесть тип подключаемого устройства, вписываемость в рабочее пространство, количество каналов и потребность в дополнительных опциях. Помимо регулировки усиления звука, отдельные модели снабжены другими функциями, полезными для записи. Одной из них является НЧ-фильтр, срезающих частоты до 150 Герц. Благодаря ему удается избавиться от шума низких частот.

К другим полезным опциям относится функция включения трансформатора в путь звука. Иные двухканальные усилители оснащены опцией поддержки стереорежима. Она отвечает за равномерную настройку уровня усиления между каналами. За счет этого облегчается работа со звуком при использовании двух микрофонов. Иные преампы снабжены встроенной MS-матрицей, необходимой для записи в технике Mid-Side.



Как подключить?

Подключение предварительного усилителя к усилителю мощности осуществляется непосредственно к самому устройству. При этом недопустима установка коротко замкнутого контактного разъема в клеммы PRE OUT. Это является причиной повреждения. Чтобы не повредить предусилитель и получить максимально качественный звук системы, при подключении лучше придерживать инструкции конкретной модели. Важно правильно подключить источники сигналов к входам и выходам конкретного предусилителя, расположенным на задней панели. Как правило, для удобства пользователя они обозначены разным цветом. Штекер должны максимально плотно входить в гнезда устройств.

Если XLR-кабели симметричные, соединение устанавливается через входы CD. В таком случае для CD необходимо выбрать симметричный тип соединения, применяя меню настроек. После этого необходимо подключить кабели усилителя мощности к выходным разъемам предусилителя.

В целях обеспечения правильности фаз каналов в ходе подключения необходимо соблюдать верную полярность кабелей (например, красный справа, черный слева).



О том, какую функцию выполняет предварительный усилитель, смотрите в следующем видео.


Как мы уже говорили в первой части, чтобы получить высокие заявленные технические характеристики предварительного усилителя, необходимо выполнить рекомендации автора по монтажу и компоновке элементов.

Корпус для этой конструкции лучше выбрать металлический в целях экранирования схемы от внешних шумов и помех.

Трансформатор в блоке питания лучше использовать тороидальный, так как такие трансформаторы имеют низкий уровень электромагнитного излучения.

Кроме этого не забывайте про стандартные рекомендации по монтажу аудиоустройств: провода делать как можно короче, выбирать проводники правильного сечения, сигнальные цепи располагать дальше от цифровых и сервисных (коммутационных).

Теперь про особенности монтажа и сборки подробнее.

Конструкция предварительного усилителя

Сборка предварительного усилителя относительно простая, благодаря тому, что все элементы, кроме регулятора громкости, смонтированы на односторонней печатной плате размером 73 × 192 мм.
Расположение элементов представлено на рисунке:

Конструкция предварительного усилителя

Увеличение по клику

Если вы не планируете использовать усилитель для наушников, то элементы для его подключения (коммутатор выходов) можно не устанавливать. На рисунке эти элементы обведены пунктирной линией.

Сборка будет проще, если сначала смонтировать перемычки, резисторы и диоды. Обратите внимание, что две перемычки установлены под конденсаторами 220пкФ и должны быть выполнены из провода диаметром 0,7мм или толще.

При желании можно использовать резисторы с нулевым сопротивлением вместо перемычек. Кроме как более эстетичного внешнего вида такие резисторы не имеют каких-либо преимуществ по сравнению с перемычками.

Напомним, что перед первым включением вместо резисторов R1 и R2 следует также установить перемычки.

На два резистора номиналом 100Ом перед установкой в плату на один из выводов следует одеть ферритовую бусинку.

Далее можно смонтировать реле RLY1 — RLY7.

Реле RLY6 и RLY7 можно не устанавливать, если не планируется использовать усилитель для наушников. Однако, вместо них нужно установить две перемычки, как показано на рисунке.

Затем монтируются панельки для микросхем (следите за положением ключа) и разъёмы.

Далее монтируются транзисторы и конденсаторы. Соблюдайте полярность при монтаже электролитических конденсаторов!

Предварительный усилитель

Увеличение по клику

Сборка блока питания

Плата блока питания по конструкции также очень простая и не должна создавать трудностей при сборке. Здесь все элементы, кроме сетевого трансформатора и выключателя располагаются на односторонней плате размером 54,6 × 80 мм

Плата блока питания

Увеличение по клику

Аналогично сборке предварительно усилителя, также сначала следует установить низкопрофильные элементы: перемычки, резисторы, диоды и т.п. Для обеспечения эффективного отведения тепла от мощных (5 Вт) резисторов, их следует установить с зазором от поверхности платы в 2-3мм. (удобно подкладывать перед пайкой под элемент спичку)

Соблюдайте полярность при монтаже электролитических конденсаторов и микросхем стабилизаторов. Обратите внимание, что они сориентированы в противоположных направлениях.

Микросхема стабилизатора REG3 монтируется горизонтально, а место контакта её с радиатором охлаждения следует смазать теплопроводящей пастой. Для крепежа радиатора следует использовать винт M3 × 10 мм с плоской головкой и шайбой. Не запаивайте выводы микросхемы пока не смонтируете и не отрегулируете положение радиатора охлаждения.

Блок питания предварительного усилителя

Увеличение по клику

Установите собранные платы в корпус с помощью стоек и винтов M3 × 6 мм. После этого можно приступить к соединению блоков предварительного усилителя проводами.

Соединения

Прежде чем подключать плату блока питания к плате предварительного усилителя, следует проверить работу блока питания. Установите в корпус сетевой трансформатор и смонтируйте его защитный экран.

Для получения заявленных параметров по шуму и фону необходимо расположить трансформатор как можно дальше от платы усилителя.

Рекомендуется использовать тороидальный трансформатор ввиду его низкого уровня электромагнитных излучений.

Так же рекомендуется использовать металлический корпус для всей конструкции в целях защиты от внешних помех и излучений. Не забудьте подключить к корпусу заземление, чтобы обеспечить максимальную защиту и безопасность.

Для проверки блока питания достаточно измерить его выходные напряжения на клеммах CON1, CON2, CON3. При исправном блоке питания эти напряжения должны быть +15В, -15В и +5В в пределах ± 5%.

Низковольтная проводка

Как только вы убедитесь, что источник питания работает правильно, отключите сетевой кабель и подключите выходы ± 15 В и 5 В ко входам питания предусилителя.

Обратите внимание, что для подключения потребуется три провода для источника +15-GND--15В и два провода для источника +5В-GND.

Напомним, что для уменьшения уровня шумов земляные цепи (GND) этих двух источников не соединяются между собой!

Для уменьшения уровня помех и придания эстетичного внешнего вида скрутите провода между собой раздельно для питания +5В-GND и ± 15 В-GND.

Для заземления платы предварительного усилителя подключите соответствующий контакт на печатной плате к корпусу усилителя отдельным проводом.


Не подключайте к этой точке больше никаких цепей, кроме корпуса регулятора громкости (об этом ниже).

Регулятор громкости

Потенциометр регулятора громкости должен иметь две секции и логарифмическую характеристику. Рекомендуемое сопротивление 10кОм. Для моторизованных потенциометров (в случае применения дистанционного управления) более распространённым является номинал 20 кОм. Не рекомендуется использовать потенциометры с большим номиналом, так как это повлечёт увеличение уровня шумов.

Для подключения потенциометра к плате предварительного усилителя используйте экранированный кабель для каждой секции, как показано на рисунке:

Регулятор громкости

Увеличение по клику

Металлический корпус регулятора громкости должен быть подключен к заземлению шасси для уменьшения уровня шума. Не соединяйте экран кабеля с шасси усилителя!

Если передняя панель у вас металлическая и соединена с заземлением, а корпус регулятора громкости имеет надёжный контакт с передней панелью, то дополнительных соединений не требуется.

Предварительно место пайки на корпусе регулятора громкости надо зачистить и возможно, придётся использовать специальный флюс.

Выход на наушники

Если вы установили схему переключения усилителя для наушников (RLY6, RLY7 и соответствующие элементы) и собрали подходящий усилитель, подключите выход (CON6) ко входу усилителя для наушников с помощью двухжильного экранированного кабеля. Кроме того, контакты переключателя гнезда для наушников должны быть подключены к разъёму CON7.

Лучше использовать разъём с изолированными контактами переключателя, тогда все, что вам нужно сделать это подключить нормально замкнутые контакты одного из каналов.

Какого бы типа разъём вы не применили, важно: если штекер наушников не подключен, тогда контакты разъёма CON7 должны быть замкнуты. Иначе сигнала на выходе предварительного усилителя не будет!

Селектор входов

Как упоминалось ранее, каждый вход RCA переключается с помощью шины управления (разъём CON4). Для включения входа соответствующий контакт надо соединить с землей (GND). В следующих статьях мы опишем конструкцию блока дистанционного управления усилителем (только если будет интерес читателей!).

Но дешевле и проще (или хотя бы временно) для коммутации входов использовать галетный переключатель. Для этого потребуется однополюсный 5-позиционный галетный переключатель и кабель для его подключения.

Так как по кабелю аудиосигнал не передаётся, то его длина и расположение в корпусе не критичны.

Селектор входов предварительного усилителя

Увеличение по клику

Финальные проверки

Кроме того, на выходах (выводы 1 и 7) обоих ОУ должно быть напряжение порядка нескольких мВ.

Если вы подключили галетный переключатель для выбора входа, то при его вращении, вы должны слышать щелчки реле.

Если всё в порядке, можно подключать источник сигнала, усилитель мощности (или наушники) и приступить к прослушиванию.

Для тяжелобольных аудиофилов

В качестве разделительных конденсаторов между каскадами усилителя использованы электролитические неполярные конденсаторы. Тесты и результаты измерений показывают отличные результаты.

Однако, среди безнадёжных аудиофилов бытует мнение, что электролиты — это зло для звука. Они предпочитают плёночные (как вариант полипропиленовые) конденсаторы. Преимущества в звучании обычно связывают с меньшим коэффициентом рассеивания и низкой диэлектрической проницаемостью таких конденсаторов. Но эти параметры важны в высокочастотных и импульсных цепях.

В звуковых устройствах, которые по сути являются низкочастотными, эти свойства заметного влияния не оказывают. Для звуковых устройств хорошие плёночные конденсаторы обычно имеют большой размер, высокую стоимость и ограничение по максимальной ёмкости. Из-за этого возникают трудности при повторении конструкций.

Если наши доводы на вас не подействовали, вы можете при желании и возможности заменить в данной конструкции электролитические конденсаторы на плёночные.

Чтобы конденсаторы имели разумные размеры и их можно было смонтировать на плату без переделки, можно уменьшить их ёмкость с минимальным влиянием на низкочастотную область АЧХ.

Вместо электролитических конденсаторов ёмкостью 2,2мкФ и 47мкФ можно установить плёночные конденсаторы ёмкостью минимум 2,2мкФ, а в цепи регулятора громкости конденсатор ёмкостью 22мкФ можно заменить плёночным ёмкостью не менее 4,7мкФ. При этом сопротивление потенциометра регулятора громкости лучше выбрать не менее 20кОм.

Применение конденсаторов больших габаритов может привести к увеличению уровня шумов и помех.

В заключение немного измерений:

АЧХ предварительного усилителя

АЧХ предварительного усилителя (Увеличение по клику)

Уровень шумов и искажений предварительного усилителя

Шумы и искажения предварительного усилителя (Увеличение по клику)

Уровень шумов и искажения предварительного усилителя находится на предельном уровне для используемой измерительной аппаратуры. Так что в действительности он может быть ещё ниже, чем удалось измерить!

Продолжение следует. но нескоро.

Читайте также: