Как события начала царствования петра 1 повлияла на преобразование которые он осуществляет

Обновлено: 17.05.2024

На рубеже XVII-XVIII вв. засилье феодально-крепостнических порядков, неразвитость капиталистических отношений, отсутствие выхода к морю сделали очевидным существенное отставание России от ведущих европейских государств. Страна остро нуждалась в реформах.

Миссию утверждения России в качестве ведущей европейской державы предстояло осуществить Петру I Алексеевичу, находившемуся во главе государства с 1689 по 1725 гг. Первостепенной задачей для нового царя стало обеспечение безопасности южных рубежей государства. С этой целью была предпринята осада турецкой крепости в устье Дона — Азова (1695). Её неудача подтолкнула Петра к началу строительства собственного флота. Строительство флота развернулось на реке Воронеж, в том месте, где она впадала в Дон. Только за год удалось соорудить пару больших кораблей, более 20 галер и около тысячи барок и мелких судов. Все они были спущены вниз по течению Дона. За этот же период времени в два раза возросла численность сухопутной армии. Уже в 1696 г., после того как корабли блокировали город с моря, Азов был взят.

Пётр Великий

Пётр Великий (1672-1725) — выдающийся государственный и политический деятель. Последний правитель, носивший титул царя всея Руси (с 1682 года) и первый, принявший титул Императора Всероссийского (с 1721 года). Его реформаторская деятельность заложила основы современного российского государства, а активная внешнеполитическая деятельность превратила Россию в одно из ведущих государств континента.

На становление царя-реформатора огромное влияние оказала его длительная поездка за границу в составе Великого посольства (1697-1698). Участники посольства посетили Ригу, Кёнигсберг, Голландию, Англию и Вену. Пётр занимался изучением основ кораблестроения, военного дела. Молодой царь с интересом знакомился с новинками военной техники. Его можно было увидеть на верфях и в арсеналах, мануфактурах и школах, на монетных дворах и в крепостях, театрах и музеях, в парламенте и обсерватории. Несколько месяцев Пётр, посещая верфи голландской Ост-Индской компании, осваивал профессию плотника и корабельное дело, в результате получив диплом плотника-корабела.

Участие в Великом посольстве убедило Петра I в необходимости модернизации России по европейскому образцу.

Главные реформы Петра I

Военная реформа

Введение рекрутских наборов (1705) и формирование постоянной армии; ставка на подготовку отечественных офицерских кадров; создание военно-морского флота; экипировка по западному образцу и модернизация вооружений. Элитой армии считались Преображенский и Сёменовский полки. Общая численность сухопутной армии к концу правления Петра I достигла 200 тыс. человек, на флоте проходило службу около 28 тыс. воинов.

Франц Лефорт

Франц Лефорт (1656-1699) — русский государственный и военный деятель швейцарского происхождения. С 1690-х гг. входил в ближайшее окружение царя Петра I, выступая в качестве его помощника и советчика. В 1693-м г. был возведён в генералы, а в 1695-м — получил чин адмирала. Сыграл значительную роль в модернизации российского войска.

Реформа государственного управления

Вместо Боярской думы — Сенат (1711), составленный из девяти ближайших к царю чиновников. Члены Сената разрабатывали новые законы, следили за государственными финансами и работой административных органов власти. С 1722 г. непосредственное руководство Сенатом осуществлял генерал-прокурор.

Замена приказов десятью коллегиями (иностранных дел, военная, адмиралтейская, вотчинная и др.); перенесение столицы в Санкт- Петербург (1712); создание 8 губерний (1708) во главе с губернаторами — Московской, Петербургской, Киевской, Архангелогородской, Смоленской, Казанской, Азовской и Сибирской. Губернии делились на провинции и уезды; появление фискалов и прокуратуры, составивших систему контроля над функционированием органов государственного управления.

Таким образом, произошла унификация единой для всей страны централизованной административно-бюрократической системы управления, в которой ключевая роль принадлежала монарху, опиравшемуся на поддержку дворянства. Существенно выросла армия чиновников. В конце царствования Петра только органы центральных учреждений насчитывали их свыше 3 тыс. человек. Увеличились и государственные траты на содержание аппарата управления.

Церковная реформа

Упразднение патриаршества; для управления церковными делами — Святейший синод (1721). Эта реформа способствовала подчинению духовной власти светской. Работу Синода курировал специальный государственный чиновник — обер-прокурор.

Социальные реформы

Указ о единонаследии (1714), приравнявший поместья дворян к боярским вотчинам и запретивший их дробление при переходе по наследству. Дети дворян, которым не доставалось наследства, должны были служить в армии, на флоте или заниматься государственной службой.

Завершение процесса формирования дворянского сословия произошло путём создания нового иерархического деления внутри дворянского сословия, разделившего военную, гражданскую и придворную службы — Табель о рангах (1722). Всё остальное население, кроме дворян и духовенства, обязано было выплачивать подушную подать в пользу государства.

Реформы в области культуры и образования

Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации

Многие традиционные порядки были пересмотрены и упразднены. В то же время обязательным стало ношение западного платья (для дворян), бритьё бород, празднование Нового года (с 1 января 1700 г.) и т. д.

Происходили изменения в промышленности. Значительно возросло количество мануфактур, начали формироваться новые промышленные районы: Урал, Петербург. Среди отдельных отраслей наибольших успехов достигли металлургия (Екатеринбургский, Нижне-Тагильский, Каменск-Уральский заводы), текстильная промышленность (Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура). Начали развиваться такие новые отрасли, как судостроение (Архангельск, Петербург), шелкопрядение, изготовление стекла и фаянса, производство бумаги.

Развитие промышленности тормозилось наличием крепостничества. На предприятия приглашались мастера из-за границы, солдаты, каторжники, беглые крестьяне, но свободных рабочих рук катастрофически не хватало. В 1721 г. появился указ, который разрешал владельцам заводов недворянского происхождения покупать и переселять крестьян на свои предприятия. Таких крестьян называли посессионными. Подобные шаги способствовали сближению мануфактур с крепостными вотчинами. Вольнонаёмный труд на них практически не использовался. Крупнейшие русские промышленники (Демидовы, Строгановы, Мясниковы) со временем получали дворянские титулы, составив костяк зарождавшейся национальной буржуазии.

Петровские реформы мало повлияли на состояние сельского хозяйства. Из положительных моментов стоит отметить продолжение процесса освоения сельскохозяйственных угодий в Поволжье, Сибири и на юге страны. Больше земель стали отводить под технические культуры (табак, лён, конопля). Определённые успехи были достигнуты в выведении новых пород скота. Однако аграрный сектор продолжал развиваться экстенсивным путём, при котором основным методом повышения производительности являлось усиление крепостного гнёта. Каждый помещик сам определял размер повинностей, налагаемых на крестьян. В 1724 г. император издал Указ, запрещавший крестьянам уходить на заработки, не получив письменного согласия от своего помещика.

Господство крепостничества время от времени вызывало мощные народные выступления: восстание стрельцов и крестьян в Астрахани (1705-1706 гг.); выступление казаков на Дону под предводительством Кондратия Булавина (1707-1708) — участники восстания требовали сохранения донских вольностей и старых порядков на Дону; волнения в Башкирии (1705-1711).

Северная война. Провозглашение Российской империи

Изначально война Швеции была объявлена Северным союзом в составе Саксонии, Речи Посполитой, Датско-Норвежского королевства и России. В первые годы войны шведам удалось одержать несколько убедительных побед, выведя из войны Данию и Саксонию и нанеся тяжёлое поражение русским войскам под Нарвой, что привело к распаду Северного союза. Основной театр военных действий переместился в Польшу.

Наступление на Москву было приостановлено, и войска Карла XII отправились на зимовку в Украину. Однако надежды шведского короля на массовую поддержку со стороны казачества себя не оправдали. Гетмана И. Мазепу, перешедшего на сторону шведов, поддержала лишь незначительная часть украинского казачества.

Длительное время Россия фактически самостоятельно противостояла Швеции. Коалиция была восстановлена только в 1709 г. после поражения войск короля Карла XII в Полтавской битве, окончательно переломившей ход войны. В этой битве шведы потеряли треть своей армии. 9 тыс. шведов были убиты, а 3 тыс. оказались пленёнными прямо на поле сражения. Ещё 16 тыс. вражеских солдат были взяты в плен русскими в процессе преследования. Шведский король Карл XII и перебежчик И. Мазепа были вынуждены выехать на территории, контролировавшиеся Османской империей.

От окончательного разгрома шведов спасло объявление войны России со стороны Турции. В результате неудачного Прутского похода (1711) Пётр I был вынужден согласиться на возвращение Азова туркам.

На завершающем этапе Северной войны основные боевые действия развернулись на море. Победы в Гангутском (1714) и Гренгамском (1720) сражениях покончили с господством шведского флота на Балтике, а также стимулировали дальнейшее развитие отечественного флота, который вскоре уже насчитывал вдвое больше боевых кораблей, чем у шведов. Швеция стала уязвимой с моря.

На разных этапах в войне участвовали: на стороне России — Ганновер, Нидерланды, Пруссия; на стороне Шведского королевства — Англия, Османская империя. Ощутимую поддержку Петру I в войне оказало украинское казачество.

Итоги войны. Провозглашение империи

Согласно Ништадтскому миру, заключённому 30 августа 1721 г., Россия возобновила контроль над древними русскими землями в Прибалтике: от Выборга до Риги. За эти земли Россией была выплачена сумма в размере 1,5 млн руб. Шведам возвращали территорию Финляндии. Прибалтийским дворянам и горожанам, большинство из которых были немцами, гарантировались их права и привилегии. Был отвоёван выход к морю, что привело к интенсификации морской торговли с Европой.

Россия получила статус Великой европейской державы, что нашло своё отражение в провозглашении 22 октября 1721 г. Российского государства империей.

В то же время затяжная война обернулась огромными и экономическими, и демографическими потерями. Налоги с населения за период 1701-1724 гг. увеличились в 3,5 раза. Перепись населения 1710 г. показала сокращение общей численности населения на 20 % , а в областях, затронутых войной, — до 40 °%.

Ключевые даты

  • 1682-1725 — царствование Петра I Алексеевича (до 1689 г. под регентством царицы Софьи, а до 1696 г. — совместно с братом Иваном V).
  • 1682, 1689, 1698 — стрелецкие бунты.
  • 1697-1698 — Великое посольство.
  • 1700-1721 — Северная война.
  • 16 мая 1703 — началось строительство Санкт-Петербурга.
  • 27 июня 1709 — Полтавская битва. Перелом в Северной войне.
  • 1711 — учреждение Правительствующего Сената.
  • 1712 — перенесение столицы в Санкт-Петербург.
  • 1721 — создание Святейшего синода.
  • 22 октября 1721 — провозглашение Российской империи.
  • 1722 — принятие Табели о рангах.
  • 1725 — учреждение Академии наук в Петербурге.

Основные понятия

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какое значение для дальнейшего развития государства имели реформы управления, осуществлённые Петром Великим?

Ответ. Произошла унификация единой для всей страны, централизованной административно-бюрократической системы управления, в которой ключевая роль принадлежала монарху, опиравшемуся на поддержку дворянства.

Реформы Петра I

Военная реформа:
— в 1696 г. создан военный морской флот;
— в 1699 г. распущены стрелецкие полки и проведён первый рекрутский набор;
— рекрутские наборы стали государственной повинностью в 1705 г.;
— создаются специальные учебные заведения для подготовки офицерских кадров (школа математических и навигатских наук, артиллерийская, инженерная медицинская школы);
— в 1716 г. введены новые воинские уставы;
— проводится перевооружение армии.
Реформы в сфере финансов и денежного обращения:
— в 1700 г. уменьшен вес серебряной монеты;
— в 1701 г. введена в обращение медная монета;
— к 1711 г. создана новая денежная система, включающая медную, серебряную и золотую монету;
— увеличение числа налогов;
— введение новой системы налогообложения — сначала подворной, затем в 1718–1724 гг. подушной подати.
Церковная реформа:
— в 1700 г. после смерти патриарха Адриана царь запретил проводить выборы нового патриарха;
— в 1701 г. возрождён монастырский приказ, занимавшийся сбором налогов с части монастырских земель;
— в 1721 г. патриаршество было упразднено, царь объявлен главой Русской Православной Церкви, для управления церковными делами на правах коллегии был создан Священный Синод.
Административная реформа:
— в 1699 г. в Москве создаётся Ратуша, в ведении которой находилось управление городскими купцами и ремесленниками, в 1721 г. заменена Главным магистратом;
— в 1708–1710 гг. страна разделена на 18 губерний, провинции (около 50) и уезды.
Реформа органов государственного управления:
— с 1700 г. прекратились назначения в Боярскую думу, что привело к сокращению её состава;
— в 1711 г. ликвидирована Боярская дума, создан Сенат;
— в 1718–1721 гг. вместо приказов создаются коллегии и Главный магистрат;
— в 1721 г. Россия провозглашена империей;
— изменена система престолонаследия — по указу 1722 г. император имел право сам назначать себе преемника из числа представителей правящей династии.
Социальные реформы:
дворянство
— введён майорат по указу 1714 г. о единонаследии, окончательное правовое слияние вотчин и поместий;
— в 1722 г. введена Табель о рангах, в которой принцип происхождения заменён принципом выслуги;
горожане (жители посадов)
— жители города разделены по профессиональному признаку на цеха и гильдии;
крестьянство
— создано новое сословие — государственные крестьяне;
— массовое использование крестьян на государственных работах;
— появились новые категории крестьян, работавших на промышленных предприятиях — приписные и посессионные, предприниматели получили право покупать деревни и крепостных к фабрикам;
— в 1722 г. крестьянам запрещено торговать в городах;
— в 1723 г. ограничен переход крестьян в городские посады.

Экономическое развитие в первой четверти XVIII в.

Внешняя политика

Южное направление:
— борьба за выход к Чёрному морю, Азовские походы 1695–1696 гг.;
— Прутский поход 1710–1711 гг.;
— Персидский поход 1722–1723 гг.
Восточное направление:
— продолжение освоения Сибири и Дальнего Востока;
— экспедиция князя А. Бековича-Черкасского в 1716–1717 гг. в Среднюю Азию для поиска торгового пути в Индию, гибель его отряда в Хиве;
— попытки установления торговых отношений с Китаем — неудачные переговоры посольства капитана Л. Измайлова в Пекин в 1720–1721 г.
Западное направление:
— расширение контактов с европейскими странами, заграничные поездки Петра I (Великое посольство 1697–1698 гг. и др.);
— установление династических связей с германскими государствами;
— борьба за выход к Балтийскому морю — Северная война 1700–1721 гг.

Основные события Северной войны:

ноябрь 1699 г. Создание Северного союза России, Саксонии и Дании против Швеции
9 августа 1700 г. Объявление Россией войны Швеции
ноябрь 1700 г. Поражение русской армии под Нарвой
октябрь 1702 г. Взятие русской армией крепости Нотебург (Орешек)
1703 г. Взятие русскими войсками крепости Ниеншанц в устье Невы, основание Санкт-Петербурга
1704 г. Взятие русскими войсками крепостей Нарва и Тарту
октябрь 1706 г. Подписание польским королём Августом II сепаратного мира со Швецией
июнь 1708 г. Вторжение армии Карла XII в Россию
3 июля 1708 г. Поражение русской армии под Головчином
28 сентября 1708 г. Разгром шведского корпуса Левенгаупта у дер. Лесной
27 июня 1709 Полтавская битва
1712 г. Начало военной кампании союзников (России, Дании, Саксонии, Пруссии) против шведов в Померании
27 июля 1714 г. Победа русского флота у мыса Гангут
1718–1719 гг. Аландский конгресс России и Швеции об условиях заключения мира, прекращение переговоров после смерти Карла XII
28 июня 1720 г. Победа русского флота у острова Гренгам
30 августа 1721 г. Заключение Ништадтского мира

Развитие культуры при Петре I.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Споры вокруг личности Петра I и его значения для судьбы России до сих пор не утихают споры. Петр I — великий реформатор или великий тиран? Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?

Урок. История России. 8 класс.

ФИО: Аюпова Раиса Маратовна

Должность: учитель истории

Базовый учебник: История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/[Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. : ил., карт.

Цели урока: сформировать представление о личности Петра I и начале его правления

Рассмотреть исторические условия вступления Петра I на престол

Определить основные задачи, стоящие перед Россией в конце XVII – начале XVIIIвв.

Формировать интерес к изучению истории своей страны, чувство осознания себя гражданином России.

Тип урока: Комбинированный урок

Формы работы учащихся: проблемный диалог, самостоятельная работа, работа в парах, практическая работа с учебником, картой, рабочей тетрадью.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, атлас.

Постановка проблемы: Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем??

Поиск решения проблемы:

Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья.

Начало царствования Петра. Азовские походы.

Примерный вывод по проблеме: Интриги бояр вокруг престола. Начало самостоятельного правления Петра. Основные задачи, стоящие перед Россией в конце XVII – начале XVIIIвв. – выход к морям. Азовские походы и создание первого военного флота.

Великое посольство 1697—1698 гг. Стрелецкий бунт.

Примерный вывод по проблеме: Великое посольство. Поиск союзников в борьбе с Турцией. Обучение европейским наукам и мастерству.

Ожидаемые результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учебные действия

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ универсальные учебные действия

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

КОММУНИКАТИВНЫЕ универсальные учебные действия

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты:

учащиеся смогут рассказать о воспитании, образовании, характере Петра I. (1689—1694);

называть причины стрелецкого бунта; добывать необходимые знания в учебнике; смогут высказывать свое мнение хотя бы по двум из поставленных вопросов на уроке.

объяснять значения понятий: двоецарствие, гвардия, лавра, азовские походы, великое посольство, стрелецкий бунт.

Организационный момент. Приветствие. Готовность к уроку.

Актуализация знаний: На рубеже XVII—XVIII вв. в российском обществе назревала потребность во многих важнейших изменениях. Какие из них были начаты при Алексее Михайловиче? Как вы считаете, какие преобразования требовали продолжения?

О каких реформаторских проектах допетровского времени вы узнали? Какие проекты предлагались ими? Все ли были осуществлены? Что препятствовало их осуществлению?

Мотивация учебной деятельности:

Слайд 2. Просмотр видеофрагмента к уроку. О ком пойдет речь сегодня на уроке? Что мы узнали о нем из видеофрагмента?

Постановка проблемы:

Слайд 4. Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на вопрос. Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?

Какие цели мы поставим на сегодняшний урок, чтобы ответить на этот вопрос??

Рассмотреть исторические условия вступления Петра I на престол

Определить какие задачи, стоящие перед Россией, были им решены.

Итак, давайте познакомимся с планом урока:

1) Детство Петра

2) Двоецарствие. Царевна Софья

3) Начало царствования Петра

5) Великое посольство

Личность Петра I до сих пор вызывает спор среди историков. Одни называют его великим реформатором, выведшим Россию на европейский уровень развития, другие обвиняют в геноциде своего народа. Сегодня на уроке мы рассмотрим условия, в которых прошло детство и юность Петра, при жизни получившего титул Великого.

Перед вами таблица с событиями. Ваша задача вписывать в нее даты по мере изучения нового материала.


5.Объяснение нового материала. Детство Петра. Двоевластие.

Пётр I родился в 1672 году. Он был сыном царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. От первого брака с Марией Ильиничной Милославской у царя было 13 детей: трое среди них Фёдор, Софья и Иван, в разное время побывали на царском престоле.

Федор Алексеевич умер в 1682, не оставив после себя наследников.

Боярская Дума, в обход болезненного и слабоумного Ивана, провозгласила царём Петра. Но родственники Ивана по материнской линии Милославские и его старшая сестра царевна Софья, подбила стрелецкое войско на бунт, обвинив бояр в убийстве Ивана Алексеевича. В результате на трон возвели сразу 2 царей - Ивана и Петра. Наступил период двоецарствия. Фактическим правителем государства стала Софья, назначенная над ними опекуном (регентом).

Слайд 6. Отношения Софьи к матери Петра были сложными. И Пётр вместе со своей матерью Натальей Кирилловной переезжает жить из Кремля в подмосковное село Преображенское. Дворцовое образование мальчика закончилось. Здесь, в совместных играх с мальчишками - ровесниками Петр создает два потешных полка – Преображенский и Семёновский. Вместе с ними он постигает военную науку. Впоследствии это стали самые верные и преданные Петру полки.

В свободное время Петр посещает расположенную рядом немецкую слободу. Немцы помогают ему строить потешную крепость, голландцы Тиммерман и Брандт, шотландец Гордон, швейцарец Лефорт – учат военному делу.

Софья, старавшаяся отдалить брата от престола, не заметила, как играясь, Петр создавал вокруг себя окружение единомышленников, тех с кем он будет творить историю.

Каково ваше мнение о её деятельности на посту правительницы? Как началось самостоятельное правление Петра?

Слайд 7. В 1689 году Петр получил известие о готовящемся дворцовом перевороте в пользу Софьи, в ходе которого стрельцы якобы его хотели убить.

Определите: автора письма; адресата письма.

Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…

Найдите в учебнике информацию, подтверждающую ваши выводы.


Самостоятельное правление Петра I.

С этого момента Петр фактически приступает к самостоятельному правлению государством. После смерти Иванаv в 1696 году, Петр становится единоличным правителем России.

Слайд 8. Какие основные задачи, стояли перед Россией в конце XVII – начале XVIIIвв.? Найдите ответ в пункте 4 к 3 параграфу. Выход к незамерзающим морям. Каким? Какой выход был более осуществим? Из ранее изученного, сделайте вывод, чем был обусловлен выбор южного направления?

Азовские походы 1695 и 1696 годов — военные кампании России против Османской империи; были предприняты Петром I в начале его царствования и закончились взятием турецкой крепости Азов. Эти военные компании стали первым шагом на пути решения одной из основных задач, стоящих перед Россией в то время, — получения выхода к морю.

Выбор южного направления в качестве первой цели обусловлен несколькими основными причинами:

война с Османской империей представлялась более лёгкой задачей, чем конфликт со Швецией, закрывающей выход к Балтийскому морю.

взятие Азова позволило бы обезопасить южные области страны от набегов крымских татар.

союзники России по антитурецкой коалиции (Речь Посполитая, Австрия и Венеция) потребовали от Петра I начать военные действия против Турции.

Какой опыт извлек Петр из азовских походов? Какие главные результаты этих походов?

Можно ли сказать, что Азовские походы позволили полностью решить задачу выхода к Черному морю? Нет. Что было нужно России для окончательной победы над Турцией? Союзники. Где их можно было найти?

Слайд 8. Именно с этой целью (поиск союзников для войны против Турции) в 1697—1698 годах в Западную Европу с дипломатической миссией России направилось Великое посольство.

Вместе с послами заграницу поехали 250 молодых дворян для обучения разным наукам и мастерству. Среди них, под именем Петра Михайлова, поехал и царь. Почему, на ваш взгляд, Петр поехал в Европу инкогнито?

В Голландии ему хотелось собственными глазами посмотреть на работу иностранных корабельщиков. Он даже добился разрешения работать на верфях в качестве плотника.

Затем Пётр отправился в Англию. Там он тоже учился корабельному делу и знакомился с достижениями в разных науках.

В Германии Пётр учился артиллерии и военному делу.

Но кроме учения Пётр пытался добиться своей цели: найти сторонников в борьбе с турками.

Определите цель и выделите основные итоги великого посольства и заполните схему.

На рубеже XVII-XVIII вв. засилье феодально-крепостнических порядков, неразвитость капиталистических отношений, отсутствие выхода к морю сделали очевидным существенное отставание России от ведущих европейских государств. Страна остро нуждалась в реформах.

Миссию утверждения России в качестве ведущей европейской державы предстояло осуществить Петру I Алексеевичу, находившемуся во главе государства с 1689 по 1725 гг. Первостепенной задачей для нового царя стало обеспечение безопасности южных рубежей государства. С этой целью была предпринята осада турецкой крепости в устье Дона — Азова (1695). Её неудача подтолкнула Петра к началу строительства собственного флота. Строительство флота развернулось на реке Воронеж, в том месте, где она впадала в Дон. Только за год удалось соорудить пару больших кораблей, более 20 галер и около тысячи барок и мелких судов. Все они были спущены вниз по течению Дона. За этот же период времени в два раза возросла численность сухопутной армии. Уже в 1696 г., после того как корабли блокировали город с моря, Азов был взят.

Пётр Великий

Пётр Великий (1672-1725) — выдающийся государственный и политический деятель. Последний правитель, носивший титул царя всея Руси (с 1682 года) и первый, принявший титул Императора Всероссийского (с 1721 года). Его реформаторская деятельность заложила основы современного российского государства, а активная внешнеполитическая деятельность превратила Россию в одно из ведущих государств континента.

На становление царя-реформатора огромное влияние оказала его длительная поездка за границу в составе Великого посольства (1697-1698). Участники посольства посетили Ригу, Кёнигсберг, Голландию, Англию и Вену. Пётр занимался изучением основ кораблестроения, военного дела. Молодой царь с интересом знакомился с новинками военной техники. Его можно было увидеть на верфях и в арсеналах, мануфактурах и школах, на монетных дворах и в крепостях, театрах и музеях, в парламенте и обсерватории. Несколько месяцев Пётр, посещая верфи голландской Ост-Индской компании, осваивал профессию плотника и корабельное дело, в результате получив диплом плотника-корабела.

Участие в Великом посольстве убедило Петра I в необходимости модернизации России по европейскому образцу.

Главные реформы Петра I

Военная реформа

Введение рекрутских наборов (1705) и формирование постоянной армии; ставка на подготовку отечественных офицерских кадров; создание военно-морского флота; экипировка по западному образцу и модернизация вооружений. Элитой армии считались Преображенский и Сёменовский полки. Общая численность сухопутной армии к концу правления Петра I достигла 200 тыс. человек, на флоте проходило службу около 28 тыс. воинов.

Франц Лефорт

Франц Лефорт (1656-1699) — русский государственный и военный деятель швейцарского происхождения. С 1690-х гг. входил в ближайшее окружение царя Петра I, выступая в качестве его помощника и советчика. В 1693-м г. был возведён в генералы, а в 1695-м — получил чин адмирала. Сыграл значительную роль в модернизации российского войска.

Реформа государственного управления

Вместо Боярской думы — Сенат (1711), составленный из девяти ближайших к царю чиновников. Члены Сената разрабатывали новые законы, следили за государственными финансами и работой административных органов власти. С 1722 г. непосредственное руководство Сенатом осуществлял генерал-прокурор.

Замена приказов десятью коллегиями (иностранных дел, военная, адмиралтейская, вотчинная и др.); перенесение столицы в Санкт- Петербург (1712); создание 8 губерний (1708) во главе с губернаторами — Московской, Петербургской, Киевской, Архангелогородской, Смоленской, Казанской, Азовской и Сибирской. Губернии делились на провинции и уезды; появление фискалов и прокуратуры, составивших систему контроля над функционированием органов государственного управления.

Таким образом, произошла унификация единой для всей страны централизованной административно-бюрократической системы управления, в которой ключевая роль принадлежала монарху, опиравшемуся на поддержку дворянства. Существенно выросла армия чиновников. В конце царствования Петра только органы центральных учреждений насчитывали их свыше 3 тыс. человек. Увеличились и государственные траты на содержание аппарата управления.

Церковная реформа

Упразднение патриаршества; для управления церковными делами — Святейший синод (1721). Эта реформа способствовала подчинению духовной власти светской. Работу Синода курировал специальный государственный чиновник — обер-прокурор.

Социальные реформы

Указ о единонаследии (1714), приравнявший поместья дворян к боярским вотчинам и запретивший их дробление при переходе по наследству. Дети дворян, которым не доставалось наследства, должны были служить в армии, на флоте или заниматься государственной службой.

Завершение процесса формирования дворянского сословия произошло путём создания нового иерархического деления внутри дворянского сословия, разделившего военную, гражданскую и придворную службы — Табель о рангах (1722). Всё остальное население, кроме дворян и духовенства, обязано было выплачивать подушную подать в пользу государства.

Реформы в области культуры и образования

Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации

Многие традиционные порядки были пересмотрены и упразднены. В то же время обязательным стало ношение западного платья (для дворян), бритьё бород, празднование Нового года (с 1 января 1700 г.) и т. д.

Происходили изменения в промышленности. Значительно возросло количество мануфактур, начали формироваться новые промышленные районы: Урал, Петербург. Среди отдельных отраслей наибольших успехов достигли металлургия (Екатеринбургский, Нижне-Тагильский, Каменск-Уральский заводы), текстильная промышленность (Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура). Начали развиваться такие новые отрасли, как судостроение (Архангельск, Петербург), шелкопрядение, изготовление стекла и фаянса, производство бумаги.

Развитие промышленности тормозилось наличием крепостничества. На предприятия приглашались мастера из-за границы, солдаты, каторжники, беглые крестьяне, но свободных рабочих рук катастрофически не хватало. В 1721 г. появился указ, который разрешал владельцам заводов недворянского происхождения покупать и переселять крестьян на свои предприятия. Таких крестьян называли посессионными. Подобные шаги способствовали сближению мануфактур с крепостными вотчинами. Вольнонаёмный труд на них практически не использовался. Крупнейшие русские промышленники (Демидовы, Строгановы, Мясниковы) со временем получали дворянские титулы, составив костяк зарождавшейся национальной буржуазии.

Петровские реформы мало повлияли на состояние сельского хозяйства. Из положительных моментов стоит отметить продолжение процесса освоения сельскохозяйственных угодий в Поволжье, Сибири и на юге страны. Больше земель стали отводить под технические культуры (табак, лён, конопля). Определённые успехи были достигнуты в выведении новых пород скота. Однако аграрный сектор продолжал развиваться экстенсивным путём, при котором основным методом повышения производительности являлось усиление крепостного гнёта. Каждый помещик сам определял размер повинностей, налагаемых на крестьян. В 1724 г. император издал Указ, запрещавший крестьянам уходить на заработки, не получив письменного согласия от своего помещика.

Господство крепостничества время от времени вызывало мощные народные выступления: восстание стрельцов и крестьян в Астрахани (1705-1706 гг.); выступление казаков на Дону под предводительством Кондратия Булавина (1707-1708) — участники восстания требовали сохранения донских вольностей и старых порядков на Дону; волнения в Башкирии (1705-1711).

Северная война. Провозглашение Российской империи

Изначально война Швеции была объявлена Северным союзом в составе Саксонии, Речи Посполитой, Датско-Норвежского королевства и России. В первые годы войны шведам удалось одержать несколько убедительных побед, выведя из войны Данию и Саксонию и нанеся тяжёлое поражение русским войскам под Нарвой, что привело к распаду Северного союза. Основной театр военных действий переместился в Польшу.

Наступление на Москву было приостановлено, и войска Карла XII отправились на зимовку в Украину. Однако надежды шведского короля на массовую поддержку со стороны казачества себя не оправдали. Гетмана И. Мазепу, перешедшего на сторону шведов, поддержала лишь незначительная часть украинского казачества.

Длительное время Россия фактически самостоятельно противостояла Швеции. Коалиция была восстановлена только в 1709 г. после поражения войск короля Карла XII в Полтавской битве, окончательно переломившей ход войны. В этой битве шведы потеряли треть своей армии. 9 тыс. шведов были убиты, а 3 тыс. оказались пленёнными прямо на поле сражения. Ещё 16 тыс. вражеских солдат были взяты в плен русскими в процессе преследования. Шведский король Карл XII и перебежчик И. Мазепа были вынуждены выехать на территории, контролировавшиеся Османской империей.

От окончательного разгрома шведов спасло объявление войны России со стороны Турции. В результате неудачного Прутского похода (1711) Пётр I был вынужден согласиться на возвращение Азова туркам.

На завершающем этапе Северной войны основные боевые действия развернулись на море. Победы в Гангутском (1714) и Гренгамском (1720) сражениях покончили с господством шведского флота на Балтике, а также стимулировали дальнейшее развитие отечественного флота, который вскоре уже насчитывал вдвое больше боевых кораблей, чем у шведов. Швеция стала уязвимой с моря.

На разных этапах в войне участвовали: на стороне России — Ганновер, Нидерланды, Пруссия; на стороне Шведского королевства — Англия, Османская империя. Ощутимую поддержку Петру I в войне оказало украинское казачество.

Итоги войны. Провозглашение империи

Согласно Ништадтскому миру, заключённому 30 августа 1721 г., Россия возобновила контроль над древними русскими землями в Прибалтике: от Выборга до Риги. За эти земли Россией была выплачена сумма в размере 1,5 млн руб. Шведам возвращали территорию Финляндии. Прибалтийским дворянам и горожанам, большинство из которых были немцами, гарантировались их права и привилегии. Был отвоёван выход к морю, что привело к интенсификации морской торговли с Европой.

Россия получила статус Великой европейской державы, что нашло своё отражение в провозглашении 22 октября 1721 г. Российского государства империей.

В то же время затяжная война обернулась огромными и экономическими, и демографическими потерями. Налоги с населения за период 1701-1724 гг. увеличились в 3,5 раза. Перепись населения 1710 г. показала сокращение общей численности населения на 20 % , а в областях, затронутых войной, — до 40 °%.

Ключевые даты

  • 1682-1725 — царствование Петра I Алексеевича (до 1689 г. под регентством царицы Софьи, а до 1696 г. — совместно с братом Иваном V).
  • 1682, 1689, 1698 — стрелецкие бунты.
  • 1697-1698 — Великое посольство.
  • 1700-1721 — Северная война.
  • 16 мая 1703 — началось строительство Санкт-Петербурга.
  • 27 июня 1709 — Полтавская битва. Перелом в Северной войне.
  • 1711 — учреждение Правительствующего Сената.
  • 1712 — перенесение столицы в Санкт-Петербург.
  • 1721 — создание Святейшего синода.
  • 22 октября 1721 — провозглашение Российской империи.
  • 1722 — принятие Табели о рангах.
  • 1725 — учреждение Академии наук в Петербурге.

Основные понятия

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какое значение для дальнейшего развития государства имели реформы управления, осуществлённые Петром Великим?

Ответ. Произошла унификация единой для всей страны, централизованной административно-бюрократической системы управления, в которой ключевая роль принадлежала монарху, опиравшемуся на поддержку дворянства.

В конце XVII века было ясно, что Россия отстаёт от европейских держав. Отставание в развитии обусловливалось неразвитостью экономики, военной сферы, культуры. Российский правитель Пётр I понимал, что страна нуждается в реформах.

Петровские преобразования

Первым действием Петра I стало укрепление южных границ России. С этой целью в 1695 году царь решил взять турецкую крепость Азов. Попытка была неудачной. Правитель понял, что для ведения победных военных действий, а также для защиты государства нужен флот. Пётр I немедленно приступил к его построению. В качестве места построения был выбран Воронеж. Строительство шло в ускоренном темпе. Всего за год удалось построить 2 больших судна, около 20 галер, около 1000 барок. За это время возросла и численность сухопутной армии. Уже в 1696 году Петр I предпринял вторую попытку взятия Азова. На этот раз крепость перешла в руки русской армии.

Следующим действием царя стала поездка в Европу в составе Великого посольства 1697-1698 годов. Целью посольства был поиск союзников для войны с Турцией. Во время поездки царь посетил:

  • Голландию;
  • Вену;
  • Англию;
  • Ригу;
  • Кёнигсберг.

В Европе русский царь вызывал недоумение. Он всё хотел попробовать сам, своими руками. В Голландии и Англии он под видом урядника Петра Михайлова нанялся плотником на судостроительную верфь. Он хотел самостоятельно пройти все стадии строения корабля. Также его интересовали многие другие области: артиллерия, медицина, изготовление бумаги. Удивление вызвало то, что ему нужно было всё попробовать самостоятельно, всему научиться и научить своих людей.

Различных мастеров Пётр и уговаривал ехать в Россию. Многих уговорить получилось. Но главной цели достигнуть не удалось. Этому помешал бунт стрельцов, организованный царевной Софьей.

Вернувшись домой, Петр I немедленно занялся этим вопросом. Однако он не оставил идею модернизации России по европейскому образцу.

Реформы Петра I

Петр первый

Реформы, проводимые Петром I, имели масштабный характер. Преобразования коснулись многих областей. Еще одной отличительной чертой было то, что правитель не имел конкретного плана действий. Все преобразования проводились бессистемно.

Военная реформа

Была сформирована регулярная армия, созданы рекрутские наборы. Офицеры стали проходить специальную подготовку. Старое снаряжение и экипировка заменялись на новые, по европейскому образцу. В военных преобразованиях Петр I отличился тем, что построил военно-морской флот. Общая численность армии на фоне изменений достигла 200000 человек.

Реформа государственного управления

В 1711 году Боярская дума была заменена на Сенат. В него входили 9 самых приближенных к царю чиновников.

  • разрабатывание законов;
  • контроль финансов;
  • контроль административных органов.

В 1722 году у Сената появился руководитель – генерал-прокурор.

Что касается местного управления, были созданы 8 губерний, которые делились на провинции и уезды.

Приказы заменились коллегиями. Первые коллегии:

  • Военная (вопросы армии);
  • Коллегия иностранных дел (международные и политические вопросы);
  • Берг-мануфактур-коллегия (промышленность);
  • Адмиралтейств-коллегия (вопросы военно-морского флота);
  • Ревизион-коллегия (движения средств казны);
  • Коммерц-коллегия (международные торговые вопросы);
  • Штатс-коллегия (вопросы государственных расходов).

Каждая коллегия имела право заниматься только вверенными ей делами. Позднее по мере необходимости создавались и другие коллегии.

Церковная реформа

В церковном управлении царь тоже провел изменения. В 1721 году для этой цели он создал Святейший синод. Это было нужно, чтобы подчинить церковную власть. Отныне за работой церкви следил обер-прокурор.

Социальная реформа

Культурные реформы

Происходило создание школ различных направлений, появилась Академия наук. Выезд за границу для получения образования поощрялся.

Интересный момент! 1699 год стал самым коротким для русских людей. Он длился всего 4 месяца. В это время Петром I было перенесено празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Также был принят Юлианский календарь. До этого страна жила по Византийскому летоисчислению. По этой системе 1699 год приходился на 7208 год. А 7209 год так и не наступил из-за перехода на Европейское летоисчисление. Вместо него наступил 1700 год.

Экономические реформы

Происходило развитие промышленности. В этом вопросе выделились Урал и Петербург. Успехи были достигнуты в следующих областях:

  • текстильная промышленность;
  • металлургия;
  • шелкопрядие;
  • изготовление бумаги;
  • изготовление стекла.

Появилось много новых отраслей, например, судостроение. Со временем из промышленников стал образовываться костяк буржуазии.

Итогом реформ стало то, что Россия приблизилась в развитии к европейским государствам. Военная мощь страны заметно возросла.

Однако были и отрицательные стороны. Противостояние между верхними и нижними слоями общества усилилось. Обострился вопрос крепостничества.

Абсолютизм

Итогом проведенных реформ стал абсолютизм. Это явление означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека – монарха.

Позднее абсолютизм существовал еще при нескольких поколениях Романовых, пока развитие общественной мысли не положило ему конец.

Читайте также: