Как снять обязанности главного бухгалтера с директора

Обновлено: 04.07.2024

Кто может принять на себя функционал отсутствующего главбуха?

Вам также будет интересно:

Занимать должность в течение некоего промежутка времени может:

  • Заместитель, если такая должность предусмотрена штатным расписанием. Но в соглашении о труде или в должностной инструкции необходимо заранее прописать условия перехода обязанностей в период отсутствия начальника. Если поступить так, то дополнительно приказ оформлять нет необходимости.
  • Сам руководитель, если ему позволяет образование и компетенция. Необходимо оформить приказ.
  • Любой другой сотрудник компании, подходящий под должность. Он должен соответствовать требованиям, предъявляемым в п. 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ.
  • Человек из сторонней фирмы – аутсорсинг. Он также должен соответствовать требованиям из вышеуказанной нормы закона.

При обращении к сторонней организации посредством аутсорсинга волноваться о том, что ведение бухучёта прервётся, не стоит. Также не нужно назначать врио. Со сторонней компанией заключается договор, в рамках которого она несёт ответственность за некачественное исполнение услуги.

Процедура оформление ВРИО

Необходимо правильно оформить временный переход функционала главного бухгалтера на другого сотрудника. Сделать это можно несколькими способами:

У каждого варианта есть свои особенности.

Внутреннее совмещение

Если главбух будет отсутствовать непродолжительный промежуток времени, подходит такой вариант. Руководствоваться нужно ст. 60.2 ТК РФ и ст. 151 ТК РФ.

Работник, который временно займёт должность, подписывает согласие, которое оформляется в виде дополнительного соглашения к его трудовому договору. Также оформляется приказ. В допсоглашении указывается временной промежуток совмещения должностей или отдельным пунктом выносится, что срок не установлен.

В ст. 60.1 ТК РФ прописано, что у сотрудника есть право отказаться от совмещения, уволить за этого его не имеют права.

Отдельно стоит прописать нюанс – даётся ли ВРИО право подписи финансовых документов или нет.

Внутреннее совместительство

Не путать с предыдущим пунктом. Здесь не обойтись дополнительным соглашением, нужно составлять отдельный трудовой договор. Такой вариант подходит, если главный бухгалтер будет отсутствовать долго.

Также стоит учесть:

функционал в должности по внутреннему совместительству может отличаться от обязанностей, прописанных в первом соглашении о труде.

Законодательно установлен запрет на использование одного сотрудника одновременно на двух должностях. Поэтому во втором трудовом договоре необходимо указать, что обязанности отсутствующего главбуха возложены по внутреннему совместительству, и дополнительно сделать ссылку на п. 4 ст. 282 ТК РФ.

Важно! Внутреннее совместительство оформлять нельзя, если у сотрудника установлен неполный рабочий день.

Временный перевод

Обратить внимание нужно на ст. 72.2 ТК РФ. С временно исполняющим обязанности заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором прописывается, что он временно переводится на другую должность, но в рамках одной компании. Временной промежуток перевода – не более календарного года. В случае замещения временно отсутствующего главного бухгалтера можно указать, что перевод осуществлен до тех пор, пока основной работник не выйдет снова на работу.

Важно! В ст. 72.2 ТК РФ прописаны основные гарантии. Если по окончании срока перевода работнику не предоставляется его прежняя должность, то перевод необходимо оформить как на постоянной основе.

Данный вариант освобождает ВРИО от основной работы. С момента подписания соглашения он выполняет только функции отсутствующего главбуха. К прежней должности он пока отношения не имеет, и выполнять прежние должностные обязанности не должен. Также нужно оформить приказ, в котором ВРИО ставит подпись об ознакомлении.

Заключение соглашения о труде срочного характера

Заключение соглашения о труде срочного характера

Можно взять на работу стороннего сотрудника, заключить с ним срочный трудовой договор. Основания для заключения соглашения о труде срочного характера прописаны в ст. 59 ТК РФ. Основной минус такого сотрудничества – если главный бухгалтер не вернётся на работу, а новый кандидат на должность не устроит руководство, расторгнуть срочный трудовой договор будет сложно.

Срочное соглашение о труде так называется по той причине, что у него срок действия. За 3 дня до его окончания руководство обязано предупредить временного работника. Уведомление о скорейшем увольнении составляется в письменной форме, вручается сотруднику лично в руки под роспись.

Если главбух на работу так и не выйдет, то основания для прекращения трудовых отношений с временным работником отпадают. Его придётся оформить на постоянное трудоустройство. Если этого не сделать, увольнение можно оспорить в судебном порядке.

Важно! Принимая на работу временного сотрудника на должность отсутствующего главного бухгалтера стоит помнить, что он должен соответствовать требованиям, предъявляемым Законом № 402-ФЗ .

Нужно ли доплачивать за временное исполнение обязанностей?

Решая этот вопрос, стоит учесть несколько утвержденных позиций:

  • Если обязанности выполняются в рамках трудового договора или должностной инструкции (так часто бывает с заместителем главного бухгалтера), то доплату делать не нужно. В Письме Минздравсоцразвития от 12.03.2012 года № 22-2-897 сказано, что исполнение трудовых функций осуществляется в рамках одного соглашения о труде, поэтому доплату осуществлять нет необходимости.
  • Руководитель обязан установить размер доплаты в зависимости от объема взятых на себя обязанностей и выполнения работ. Можно доплачивать фиксированную сумму, можно взять к доплате разницу между окладами. Но доплату нужно оформить документами.

Если речь идёт о временном переводе, то сумма доплаты устанавливается по соглашению сторон, так как перевод возможен только с согласия работника.

Ответственность на временном исполняющего обязанности

Огромное внимание нужно уделить правильному оформлению временно исполняющего обязанности. Этот же нюанс касается возможности привлечения ВРИО к ответственности. Если в трудовом договоре, в дополнительном соглашении или в должностной инструкции прописана возможность привлечения ВРИО к ответственности, тогда такие действия осуществлять можно.

Вам также будет интересно:

Если речь идёт о материальной ответственности, то тут рискуют абсолютно все сотрудники, если причинили прямой материальный ущерб. Стоит обратить внимание на п. 2 ст. 243 ТК РФ. Здесь прописано, при выполнении каких конкретно обязанностей можно наказать человека рублём. Это касается и должность главбуха и ВРИО. Руководство не может возлагать на главного и врио при работе с материальными и денежными средствами. Кроме того, при трудоустройстве работник должен ознакомиться с документами о материальной ответственности и подписать их.

В ст. 192 ТК РФ прописан порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. В зону риска попадают все работники, вне зависимости от занимаемой должности и положений трудового договора.

Что писать в документах?

При назначении временно исполняющего обязанности возникает вопрос: как писать в документах? Есть два варианта – ВРИО или ИО. Как правильно?

Писать нужно так:

Указывать ВРИО. Так нужно делать, если главный бухгалтер отсутствует временно. То есть, определён срок, когда он не будет исполнять свои обязанности, и они возлагаются на иного работника. С замещающим работником оформляется допсоглашение на конкретный временной отрезок. Здесь прописываются условия временного исполнения обязанностей, фиксируется плата. В трудовой книжке дополнительная запись не делается.

Указывать ИО. Рационально использовать такую приставку, если главный бухгалтер уволился, а нового пока не наняли или же оформлен временный перевод.

Неправильно писать так: ВРИО, Вр.ио, в.р.и.о. или использовать иные варианты написания. Правильно только так: врио.

Заключение

Назначая врио главного бухгалтера необходимо тщательно выбирать кандидатуру. Если человек окажется непрофессионалом, он может принести фирме реальные денежные убытки. Именно по этой причине, руководитель привлекает работников со сторонних фирм посредством аутсорсинга. С фирмой заключается договор, за ошибки своих работников несут ответственность. Поэтому если временный главбух окажется некомпетентным, сторонняя организация возместит убытки.

Наш главбух решила сравнить работу по ТК РФ и по договору аутсорсинга. Как в нынешних условиях яростной охоты на обнальные связи главным бухгалтерам выйти сухими из воды?

Хитрость №1: служебная записка

Марья Ивановна работает по трудовому договору. Если она будет продолжать сотрудничество с работодателем в соответствии с ТК РФ, то, как минимум, при выявлении сомнительных операций необходимо писать служебные записки на имя руководителя компании.


Хитрость №2: частичное снятие обязанностей

Плюс ко всему, все операции, которые ей кажутся подозрительными, Марья Ивановна будет проводить только после письменного согласования с директором (служебная записка + письменное распоряжение на выполнение подозрительной операции от генерального директора).

Однако, насколько такие меры спасут главбуха в реальности? Помогут ли они доказать непричастность бухгалтера в уклонении от уплаты налогов?

Хитрость №3: заключить договор аутсорсинга

Марья Ивановна прекрасно понимает, что работать по трудовому договору, даже соблюдая выше перечисленные меры подстраховки, не гарантирует 100% безопасность.

Изучив многочисленные судебные решения, в которых фигурирует ст.199 УК РФ, любознательный главбух не раз натыкалась на следующий вывод судов:

Поэтому, взвесив все за и против трудовых отношений, она убедила руководство в выгодах аутсорсинга. Конечно же, нужно все хорошенечко продумать: просто уволиться, подписать договор аутсорсинга и преспокойно работать, не получится.

Во-первых, вывод бухгалтера на аутсорсинг должен сопровождаться определенными деловыми целями. Например:

можно указать на разный функционал штатной бухгалтерии и аутсорсинга;

штатные бухгалтеры не справляются со своими должностными обязанностями;

бухгалтерия на аутсорсинге более выгодна в экономическом плане, т.к. снижает расходы компании (транспортные, различного рода компенсации, предоставляет более дешевые услуги в сравнении со штатными бухгалтерами и т.д.);

выведение бухгалтерии на аутсорсинг было предусмотрено планом развития компании;

повышение эффективности работы бухгалтерии, упрощение учета, повышение качества обслуживания клиентов (Постановление ФАС Московского округа от 14.02.2007 №КА-А40/467–07, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2012 №А03-8363/2011).

Во-вторых, Марье Ивановне для отвода подозрений налоговиков о несамостоятельности и взаимозависимости желательно вести бухгалтерию еще какой-нибудь сторонней компании. И желательно, но не обязательно, чтобы, например, эти 2 компании, никак не соприкасались в работе. Желательно, но не обязательно, например, в Постановлении АС Волго-Вятского от 21.08.2014г. №А29-6059/2013 взаимозависимость аутсорсинговой и основной компаний не может указывать на недобросовестность налогоплательщиков.

В-третьих, исключить возможность признания трудовых отношений. В договоре на аутсорсинг любой неправильно сформулированный или непрописанный пункт может указать на трудовые отношения.

  • отсутствие перечня и объема работ или услуг в договоре (Постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2016 №Ф10-469/2016);

  • социальные гарантии исполнителю (Постановление АС Дальневосточного от 26.03.2015 №Ф03-559/2015);

  • прием на работу по личному заявлению, издание соответствующего приказа, включение должности в штатное расписание (Постановление АС Московского округа от 28.01.2015 №Ф05-16264/2014).

При возникновении претензий целесообразно предъявить акты о приемке выполненных работ и платежные документы. Из них должно следовать, что компания рассчиталась с исполнителем только после сдачи работы и в том размере, который стороны оговорили при заключении договора (Постановление АС Северо-Западного от 16.03.2015 № Ф07-697/2015).

В ходе допросов исполнитель может признаться, что он несамостоятелен, выполняет указания руководства или считает себя штатным работником компании. Это один из главных признаков трудовых отношений. При наличии таких показаний суд, скорее всего, встанет на сторону проверяющих (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.07.2012 №А43-14361/2011).

6 пунктов, которые необходимо прописать в договоре аутсорсинга

Договор аутсорсинга на бухгалтерское обслуживание заключается в соответствии с гл.39 ГК РФ. Как и в любом другом договоре, необходимо четко и подробно прописывать все пункты: сроки, суммы, систему отчетности и контроля, документооборот, каналы коммуникации, ответственность сторон и т.д. Специфические пункты, которые защитят главбуха, должны быть примерно следующего содержания:

Исполнитель (главбух) не отвечает перед заказчиком (компания) за подбор контрагентов и клиентов в интересах заказчика. Заказчик самостоятельно на свой страх и риск осуществляет эту работу;

Исполнитель не занимается проверкой контрагентов заказчика на предмет самостоятельности, добросовестности и выполнения обязанностей налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов;

Исполнитель не обязан проявлять в интересах заказчика должную осмотрительность при выборе контрагентов. Заказчик делает это самостоятельно;

Исполнитель по поручению заказчика ведет первичку, регистры и отчетность исключительно на основании данных, поступивших от заказчика, и в строгом соответствии с НК РФ, 402-ФЗ, ПБУ и т.д.;

По поручению заказчика исполнитель может подписью своего сотрудника подтверждать качество ведения документооборота и отчетности, но только на основании данных полученных от заказчика на бумажных носителях или по телекоммуникационным каналам. Тогда заказчик обязан выдать на сотрудника исполнителя доверенность с указанием перечня полномочий;

По поручению заказчика исполнитель может осуществлять платежи и управлять расчетными счетами в интересах заказчика. В этом случае исполнитель обязан выделить из числа своих сотрудников человека, согласовать его кандидатуру с заказчиком и подписать с ним соответствующий договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Так же заказчик обязан выдать данному сотруднику доверенность на право управления счетом и оформить на него право второй подписи в банках.

Кто может принять на себя функционал отсутствующего главбуха?

Вам также будет интересно:

Занимать должность в течение некоего промежутка времени может:

  • Заместитель, если такая должность предусмотрена штатным расписанием. Но в соглашении о труде или в должностной инструкции необходимо заранее прописать условия перехода обязанностей в период отсутствия начальника. Если поступить так, то дополнительно приказ оформлять нет необходимости.
  • Сам руководитель, если ему позволяет образование и компетенция. Необходимо оформить приказ.
  • Любой другой сотрудник компании, подходящий под должность. Он должен соответствовать требованиям, предъявляемым в п. 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ.
  • Человек из сторонней фирмы – аутсорсинг. Он также должен соответствовать требованиям из вышеуказанной нормы закона.

При обращении к сторонней организации посредством аутсорсинга волноваться о том, что ведение бухучёта прервётся, не стоит. Также не нужно назначать врио. Со сторонней компанией заключается договор, в рамках которого она несёт ответственность за некачественное исполнение услуги.

Процедура оформление ВРИО

Необходимо правильно оформить временный переход функционала главного бухгалтера на другого сотрудника. Сделать это можно несколькими способами:

У каждого варианта есть свои особенности.

Внутреннее совмещение

Если главбух будет отсутствовать непродолжительный промежуток времени, подходит такой вариант. Руководствоваться нужно ст. 60.2 ТК РФ и ст. 151 ТК РФ.

Работник, который временно займёт должность, подписывает согласие, которое оформляется в виде дополнительного соглашения к его трудовому договору. Также оформляется приказ. В допсоглашении указывается временной промежуток совмещения должностей или отдельным пунктом выносится, что срок не установлен.

В ст. 60.1 ТК РФ прописано, что у сотрудника есть право отказаться от совмещения, уволить за этого его не имеют права.

Отдельно стоит прописать нюанс – даётся ли ВРИО право подписи финансовых документов или нет.

Внутреннее совместительство

Не путать с предыдущим пунктом. Здесь не обойтись дополнительным соглашением, нужно составлять отдельный трудовой договор. Такой вариант подходит, если главный бухгалтер будет отсутствовать долго.

Также стоит учесть:

функционал в должности по внутреннему совместительству может отличаться от обязанностей, прописанных в первом соглашении о труде.

Законодательно установлен запрет на использование одного сотрудника одновременно на двух должностях. Поэтому во втором трудовом договоре необходимо указать, что обязанности отсутствующего главбуха возложены по внутреннему совместительству, и дополнительно сделать ссылку на п. 4 ст. 282 ТК РФ.

Важно! Внутреннее совместительство оформлять нельзя, если у сотрудника установлен неполный рабочий день.

Временный перевод

Обратить внимание нужно на ст. 72.2 ТК РФ. С временно исполняющим обязанности заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором прописывается, что он временно переводится на другую должность, но в рамках одной компании. Временной промежуток перевода – не более календарного года. В случае замещения временно отсутствующего главного бухгалтера можно указать, что перевод осуществлен до тех пор, пока основной работник не выйдет снова на работу.

Важно! В ст. 72.2 ТК РФ прописаны основные гарантии. Если по окончании срока перевода работнику не предоставляется его прежняя должность, то перевод необходимо оформить как на постоянной основе.

Данный вариант освобождает ВРИО от основной работы. С момента подписания соглашения он выполняет только функции отсутствующего главбуха. К прежней должности он пока отношения не имеет, и выполнять прежние должностные обязанности не должен. Также нужно оформить приказ, в котором ВРИО ставит подпись об ознакомлении.

Заключение соглашения о труде срочного характера

Заключение соглашения о труде срочного характера

Можно взять на работу стороннего сотрудника, заключить с ним срочный трудовой договор. Основания для заключения соглашения о труде срочного характера прописаны в ст. 59 ТК РФ. Основной минус такого сотрудничества – если главный бухгалтер не вернётся на работу, а новый кандидат на должность не устроит руководство, расторгнуть срочный трудовой договор будет сложно.

Срочное соглашение о труде так называется по той причине, что у него срок действия. За 3 дня до его окончания руководство обязано предупредить временного работника. Уведомление о скорейшем увольнении составляется в письменной форме, вручается сотруднику лично в руки под роспись.

Если главбух на работу так и не выйдет, то основания для прекращения трудовых отношений с временным работником отпадают. Его придётся оформить на постоянное трудоустройство. Если этого не сделать, увольнение можно оспорить в судебном порядке.

Важно! Принимая на работу временного сотрудника на должность отсутствующего главного бухгалтера стоит помнить, что он должен соответствовать требованиям, предъявляемым Законом № 402-ФЗ .

Нужно ли доплачивать за временное исполнение обязанностей?

Решая этот вопрос, стоит учесть несколько утвержденных позиций:

  • Если обязанности выполняются в рамках трудового договора или должностной инструкции (так часто бывает с заместителем главного бухгалтера), то доплату делать не нужно. В Письме Минздравсоцразвития от 12.03.2012 года № 22-2-897 сказано, что исполнение трудовых функций осуществляется в рамках одного соглашения о труде, поэтому доплату осуществлять нет необходимости.
  • Руководитель обязан установить размер доплаты в зависимости от объема взятых на себя обязанностей и выполнения работ. Можно доплачивать фиксированную сумму, можно взять к доплате разницу между окладами. Но доплату нужно оформить документами.

Если речь идёт о временном переводе, то сумма доплаты устанавливается по соглашению сторон, так как перевод возможен только с согласия работника.

Ответственность на временном исполняющего обязанности

Огромное внимание нужно уделить правильному оформлению временно исполняющего обязанности. Этот же нюанс касается возможности привлечения ВРИО к ответственности. Если в трудовом договоре, в дополнительном соглашении или в должностной инструкции прописана возможность привлечения ВРИО к ответственности, тогда такие действия осуществлять можно.

Вам также будет интересно:

Если речь идёт о материальной ответственности, то тут рискуют абсолютно все сотрудники, если причинили прямой материальный ущерб. Стоит обратить внимание на п. 2 ст. 243 ТК РФ. Здесь прописано, при выполнении каких конкретно обязанностей можно наказать человека рублём. Это касается и должность главбуха и ВРИО. Руководство не может возлагать на главного и врио при работе с материальными и денежными средствами. Кроме того, при трудоустройстве работник должен ознакомиться с документами о материальной ответственности и подписать их.

В ст. 192 ТК РФ прописан порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. В зону риска попадают все работники, вне зависимости от занимаемой должности и положений трудового договора.

Что писать в документах?

При назначении временно исполняющего обязанности возникает вопрос: как писать в документах? Есть два варианта – ВРИО или ИО. Как правильно?

Писать нужно так:

Указывать ВРИО. Так нужно делать, если главный бухгалтер отсутствует временно. То есть, определён срок, когда он не будет исполнять свои обязанности, и они возлагаются на иного работника. С замещающим работником оформляется допсоглашение на конкретный временной отрезок. Здесь прописываются условия временного исполнения обязанностей, фиксируется плата. В трудовой книжке дополнительная запись не делается.

Указывать ИО. Рационально использовать такую приставку, если главный бухгалтер уволился, а нового пока не наняли или же оформлен временный перевод.

Неправильно писать так: ВРИО, Вр.ио, в.р.и.о. или использовать иные варианты написания. Правильно только так: врио.

Заключение

Назначая врио главного бухгалтера необходимо тщательно выбирать кандидатуру. Если человек окажется непрофессионалом, он может принести фирме реальные денежные убытки. Именно по этой причине, руководитель привлекает работников со сторонних фирм посредством аутсорсинга. С фирмой заключается договор, за ошибки своих работников несут ответственность. Поэтому если временный главбух окажется некомпетентным, сторонняя организация возместит убытки.

Наш главбух решила сравнить работу по ТК РФ и по договору аутсорсинга. Как в нынешних условиях яростной охоты на обнальные связи главным бухгалтерам выйти сухими из воды?

Хитрость №1: служебная записка

Марья Ивановна работает по трудовому договору. Если она будет продолжать сотрудничество с работодателем в соответствии с ТК РФ, то, как минимум, при выявлении сомнительных операций необходимо писать служебные записки на имя руководителя компании.


Хитрость №2: частичное снятие обязанностей

Плюс ко всему, все операции, которые ей кажутся подозрительными, Марья Ивановна будет проводить только после письменного согласования с директором (служебная записка + письменное распоряжение на выполнение подозрительной операции от генерального директора).

Однако, насколько такие меры спасут главбуха в реальности? Помогут ли они доказать непричастность бухгалтера в уклонении от уплаты налогов?

Хитрость №3: заключить договор аутсорсинга

Марья Ивановна прекрасно понимает, что работать по трудовому договору, даже соблюдая выше перечисленные меры подстраховки, не гарантирует 100% безопасность.

Изучив многочисленные судебные решения, в которых фигурирует ст.199 УК РФ, любознательный главбух не раз натыкалась на следующий вывод судов:

Поэтому, взвесив все за и против трудовых отношений, она убедила руководство в выгодах аутсорсинга. Конечно же, нужно все хорошенечко продумать: просто уволиться, подписать договор аутсорсинга и преспокойно работать, не получится.

Во-первых, вывод бухгалтера на аутсорсинг должен сопровождаться определенными деловыми целями. Например:

можно указать на разный функционал штатной бухгалтерии и аутсорсинга;

штатные бухгалтеры не справляются со своими должностными обязанностями;

бухгалтерия на аутсорсинге более выгодна в экономическом плане, т.к. снижает расходы компании (транспортные, различного рода компенсации, предоставляет более дешевые услуги в сравнении со штатными бухгалтерами и т.д.);

выведение бухгалтерии на аутсорсинг было предусмотрено планом развития компании;

повышение эффективности работы бухгалтерии, упрощение учета, повышение качества обслуживания клиентов (Постановление ФАС Московского округа от 14.02.2007 №КА-А40/467–07, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2012 №А03-8363/2011).

Во-вторых, Марье Ивановне для отвода подозрений налоговиков о несамостоятельности и взаимозависимости желательно вести бухгалтерию еще какой-нибудь сторонней компании. И желательно, но не обязательно, чтобы, например, эти 2 компании, никак не соприкасались в работе. Желательно, но не обязательно, например, в Постановлении АС Волго-Вятского от 21.08.2014г. №А29-6059/2013 взаимозависимость аутсорсинговой и основной компаний не может указывать на недобросовестность налогоплательщиков.

В-третьих, исключить возможность признания трудовых отношений. В договоре на аутсорсинг любой неправильно сформулированный или непрописанный пункт может указать на трудовые отношения.

  • отсутствие перечня и объема работ или услуг в договоре (Постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2016 №Ф10-469/2016);

  • социальные гарантии исполнителю (Постановление АС Дальневосточного от 26.03.2015 №Ф03-559/2015);

  • прием на работу по личному заявлению, издание соответствующего приказа, включение должности в штатное расписание (Постановление АС Московского округа от 28.01.2015 №Ф05-16264/2014).

При возникновении претензий целесообразно предъявить акты о приемке выполненных работ и платежные документы. Из них должно следовать, что компания рассчиталась с исполнителем только после сдачи работы и в том размере, который стороны оговорили при заключении договора (Постановление АС Северо-Западного от 16.03.2015 № Ф07-697/2015).

В ходе допросов исполнитель может признаться, что он несамостоятелен, выполняет указания руководства или считает себя штатным работником компании. Это один из главных признаков трудовых отношений. При наличии таких показаний суд, скорее всего, встанет на сторону проверяющих (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.07.2012 №А43-14361/2011).

6 пунктов, которые необходимо прописать в договоре аутсорсинга

Договор аутсорсинга на бухгалтерское обслуживание заключается в соответствии с гл.39 ГК РФ. Как и в любом другом договоре, необходимо четко и подробно прописывать все пункты: сроки, суммы, систему отчетности и контроля, документооборот, каналы коммуникации, ответственность сторон и т.д. Специфические пункты, которые защитят главбуха, должны быть примерно следующего содержания:

Исполнитель (главбух) не отвечает перед заказчиком (компания) за подбор контрагентов и клиентов в интересах заказчика. Заказчик самостоятельно на свой страх и риск осуществляет эту работу;

Исполнитель не занимается проверкой контрагентов заказчика на предмет самостоятельности, добросовестности и выполнения обязанностей налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов;

Исполнитель не обязан проявлять в интересах заказчика должную осмотрительность при выборе контрагентов. Заказчик делает это самостоятельно;

Исполнитель по поручению заказчика ведет первичку, регистры и отчетность исключительно на основании данных, поступивших от заказчика, и в строгом соответствии с НК РФ, 402-ФЗ, ПБУ и т.д.;

По поручению заказчика исполнитель может подписью своего сотрудника подтверждать качество ведения документооборота и отчетности, но только на основании данных полученных от заказчика на бумажных носителях или по телекоммуникационным каналам. Тогда заказчик обязан выдать на сотрудника исполнителя доверенность с указанием перечня полномочий;

По поручению заказчика исполнитель может осуществлять платежи и управлять расчетными счетами в интересах заказчика. В этом случае исполнитель обязан выделить из числа своих сотрудников человека, согласовать его кандидатуру с заказчиком и подписать с ним соответствующий договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Так же заказчик обязан выдать данному сотруднику доверенность на право управления счетом и оформить на него право второй подписи в банках.

Читайте также: