Как снимать от первого лица за рулем

Обновлено: 15.05.2024

Есть фильмы, которые призваны собирать кассу. Есть картины, которым предстоит собрать высокие оценки кинокритиков и престижные награды, а потом войти в различные рейтинги. Есть ленты, которые непонятно для чего сняты. А есть такие фильмы, которые созданы, чтобы творить историю. И эту историю творили в России - руками наших режиссёров, продюсеров и актёров. Что им для этого понадобилось? Экшн-камеры GoPro Hero 3, взрывной сюжет и упёртость, которой бы позавидовали по сторону океана.

"Хардкор": аморальность с видом "из глаз"



Со съёмок "Хардкора"

Наш клипмейкер Илья Найшуллер, основатель московской инди-рок-группы Biting Elbows, видимо, решил следовать поговорке "всё новое - это хорошо забытое старое", и снял два взрывных клипа "The Stampede" (в 2011-ом) и "Bad Motherfucker" (в 2013-ом), которые в Интернете распространились со скоростью вируса. И Найшуллер решил развить идею, перенеся подобное на формат полнометражного фильма. В этом ему помог продюсер Тимур Бекмамбетов, который и предложил снять полный метр, на что Найшуллер сначала ответил отказом, а потом всё же согласился.


Специально для съёмок фильма была разработана вот такая маска

Далее подтянулся актёрский состав: в роли главного героя Генри, "от первого лица" которого ведется повествование, успели побывать не менее 10 человек (в том числе сам Найшуллер), но основную работу по использованию специально разработанной для съемок фильма маски для удержания экшн-камеры Adventure Mask провели экстрим-операторы Сергей Валяев и Андрей Дементьев (оба впоследствии испытывали из-за долго ношения маски нестерпимые боли в шее, а Валяева это довело до межпозвонковой грыжи); роль главного злодея Акана исполнил Данила Козловский; в роли "жены" Генри, Эстель - Хейли Беннетт (ее героиня весьма неоднозначна); а главным другом героя станет Джимми (Шарлто Копли. Также эпизодические роли исполнили Тим Рот, Сергей Шнуров, Дарья Чаруша (жена Илья Найшуллера), известный кинообзорщик Евгений "BadComedian" Баженов и другие.

Что внутри?

Кратко прогонюсь по сюжету. Действие, очевидно, происходит не в самом далёком будущем, а, возможно, и в настоящем, где наш главный герой по имени Генри, от чьего лица мы видим картинку, просыпается в лаборатории, висящей над Москвой в стратосфере. Оказывается, что он боевой киборг, которому пока не вставили речевой модуль. Лаборантка по имени Эстель рассказывает ему, что в прошлом, до операции, была его женой. Внезапно в действие вступает Акан, который убивает лаборантов, а Эстель берет в заложники, а Генри удаётся сбежать. Столь же неожиданно у героя появляется друг - Джимми, который постоянно выручает героя в трудные моменты, так же постоянно умирает, но неведанным образом возрождается с разными имиджами - бомжа, хиппи, наркомана и т.п.



Полтора часа нам предстоит бегать от спецназа.

На полтора часа экранного времени нас погружают в мешанину безостановочного действия - и всё это ты проглатываешь залпом, на одном дыхании: вот ты падаешь в спасательной капсуле на какое-то шоссе, вот ты убиваешь с двух пистолетов сразу бойцов спецназа в каком-то борделе, вот с миниганом на перевес перехватываешь колонну, пытаешься угнать танк, захватить вертолёт. Всего не перечислить - действие постоянно, безостановочно и не может быть обращённым вспять. Нас постоянно пытаются занять чем-то особенным, показать то, чего ещё никто не показывал - и показать это так, чтобы запомнилось надолго.


. пытаться захватить вертолёт.

Пытаясь не то отойти от схожести с видеоиграми, не то этой видеоигрой стать, "Хардкор" постоянно подсовывает зрителю различные отсылки к видеоиграм, а также поп-культуре: завязка фильма напоминает начало боевика Deus Ex: Human Revolution, наш союзник Джимми появляется в снайперской маскировке а-ля Прайс из Call of Duty 4: Modern Warfare, постоянные задания по звонку на смартфон напрямую отсылают к способу подбора миссий в Grand Theft Auto, а в попытке взобраться на высотное сдание Генри оступается, напряжённо глядя вниз - это намёк на Mirror’s Edge.



. устроить разнос автоколонне из минигана.

Главная черта фильма - это практически полное отсутствие всех моральных устоев. Здесь вы встретите полный проституток в негляже бордель, трёх миллиционеров, пытающихся на заброшенной стройке изнасиловать девушку (по требованию властей сцена была вырезана), мат, алкоголь, кокаин, расчленёнка - всё то, за что сто лет назад режиссёра бы без особых вопросов просто бы предали суду. И всё это подкупает и завлекает - ибо запретный плод сладок.


. потаскать Шнурова за нос.

Нельзя не оценить умело собранную сцену с Сергеем Шнуровым, который любезно предоставил свой нос для пасатижи главного героя - когда Генри ведет его по коридору, зажимая ноздри фронтмена "Ленинграда" этим инструментом, он расстреливает под прикрытием врагов, а Шнуров при этом кричит: "Свои, ёпт, свои!". Эпизодическая роль Евгения Баженова в роли одного из суперсолдат, которого кидают на электрозабор, тоже удивляет, но практически незаметна для массового зрителя.


. догонять Хитрого Дмитрия по арке Пушкинского моста (сцена снята без страховки).

Сами PR-акции "Хардкора" перед его запуском в кинотеатры достойны внимания: это и версия "правильного перевода" от Дмитрия "Гоблина" Пучкова, и совместная акция с разработчиками игры-симулятора ограбления Payday 2, после которой было выпущено целое дополнение, в котором появлялся герой Джимми в стиле обдолбанного наркомана, который вечно норовит устроить безумие: а с разработчиками игры Warface было устроено несколько конкурсов для игроков и розыгрыш билетов над предзаказ.


. устраивать мочилово со спецназом на пару с Джимми.

Кроме того, для погружения в мир "Хардкора" нельзя забывать про саундтрек - основу его составили композиции группы Ильи Найшуллера Biting Elbows (композиция "For the Kill" стала основной темой фильма) и его жены Дарьи Чаруши в сотрудничестве с другими исполнителями. Все композиции крайне органично вписываются в действие на экране, но особо хотелось бы отметить одну из сцен, где герои уходят от погони, расстреливая автомобили из ППШ и гранатомёта под песню группы "Альянс", которая называется "На заре". Этот фрагмент я пересматривал несколько раз - настолько необычен и настолько же хорош.


. драться одному против ста.

Относительно проката стоит сказать следущее: права на прокат в США были проданы за 10 млн. долларов после премьеры фильма на кинофестивале в Торонто, что говорит о том, что фильм явно задался - подобное новаторство заметили. В первую неделю был продемонстрирован отличный старт, но вот на вторую неделю число кинотеатров и прибыли упало более чем на 70%. При бюджете фильма в 2 млн. долларов было заработано в мире немногим более 14 млн. долларов. И пусть это много больше бюджета (а чтобы картина не считалась провальной в плане кассы, сборы должны быть больше бюджета в 2 раза минимум), "Хардкор" всё равно считается провальным, ибо эта сумма не покрывает все расходы компании STX Entertainment, которая купила права на показ за 10 млн. долларов.


. и взрывать всё подряд!

В плане рецензий критиков все получилось не слишком однозначно - на Западе преобладали смешанные отзывы, тогда как в России фильм встретили исключительно положительно. Единственное, в чем сошлись критики мира - так это оригинальность, постановку боевых сцен, энергичность и великолепную игру Шарлто Копли, но при этом критике подверглась примитивность сюжета.

"Хардкор" смотреть нужно. Просто потому, что это один из немногих образцов в первую очередь хорошего и современного (в техническом плане) российского кино. Такие новаторские шаги в нашей стране крайне редки, а за это стоит уделить немного внимания фильму. Тем более, если бы в Call of Duty или GTA вам бы пришлось нажимать различные кнопки или водить геймпадом туда-сюда, чтобы увидеть нечто зрелищное, то "Хардкор" просто приносит вам это на блюдечке. И от такой возможность прожить один адреналиновый день, упакованный в полтора часа, вам просто не стоит отказываться.

Шлем для POV


Они бывают разные, различных видов, конструкций. Можно использовать мотоциклетный шлем и к нему крепить различное оборудование, кто то используют хоккейные шлемы (встречается уже реже). Мотоциклетный шлем предпочтительней, т.к. в нем можно более комфортно снимать, у него есть различные уплотнения и он прочней, как следствие можно повесить больше оборудования.




Объективы


Для POV важно видеть руки героя их движения, иногда ноги, поэтому надо использовать максимально широкий угол съёмки. Отлично подходят объективы 7-14 мм. Можно использовать объективы с другими углами, но зависит от задачи, используемой камеры.

Камеры

С появлением компактных беззеркальных камер снимать POV стало значительно проще. Сейчас можно использовать камеры — Sony A7III, Panasonic Gh4-5S, кинокамеру bmpcc4k, GoPro и другие.

На что надо обратить внимание.

Размер. чем меньше камера тем лучше — т.к. она легче, беспроводная передача видео на смартфон, планшет, без доп. оборудования. Такая функция есть уже практически на всех камерах, включая gopro и аналогах.

Поэтому важный момент — связь с тем кто носит камеру. Это могут быть различные беспроводные устройства. В шлеме как правило плохо слышно окружающий звук, как следствие команды режиссера можно не услышать или услышать не четко.

Современные беззеркальных камеры есть также возможность управления через приложения на смартфоне, в связке с автофокусным объективом у вас больше возможностей. Так удаленно оператор/режиссер, может нажимать кнопку REC/STOP, оперативно менять фокус, диафрагму и другие настройки. При этом вам не надо смотреть непосредственно в камеру, вешать доп. оборудование.

Стабилизация.

Голова не очень хороший стабилизатор, при наличии нагрузки голову на динамичных сценах может сильно трясти, любая тряска сказывается на видео, поэтому лучше использовать камеры или объектив с функцией IBIS. Такой функцией увы не обладает камера bmpcc4k, поэтому вам придется искать объектив с IBIS. Также от стабить изображение можно на посте.

Далеко не все видео можно хорошо отстабить. Это важно понимать. Если у вас есть сцены где руки не нужны, то можно смело использовать электронный стедикам. Ваше видео не обязательно должно сниматься только с помощью шлема, варьируйте способы съёмки.

Съемка.

Заказать шлем в аренду или купить можно тут (ссылка)

Планируйте. Учитывайте что камеру на голове носит, живой человек и он будет уставать значительно быстрей, нежели он будет нести камеру на плече. Продумайте зачем и куда будет смотреть камера. Репетируйте до непосредственной съёмки. Проще пройти 1-2 раза сцену без шлема, чем потом стараться ее переснять несколько раз, но со шлемом, физически это сложней и тяжелей.

Вот пример это все работает вместе

Фильмы и ролики которые можно посмотреть на эту тему:

Данный ролик типичен для подобной съёмки, есть множество старых клипов.

Спасибо за помощь в написании статья Павлу Федотову и студии Vizart.

Подписывайтесь в социальных сетях:telegram вконтакте instagram facebook

Подписывайтесь в социальных сетях:telegram вконтакте instagram facebook

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: