Как снести незаконный памятник

Обновлено: 25.06.2024

У меня за могильной оградой две могилы. В одной мой родной дед и его родной брат (захоронены в 1946 и1942 ), в другой родственники 1947 и 1972 г. Ограда размером 156х443 см.
Ограда была установлена в конце 50-х или в начале 60-х годов. Документов унас на нее не осталось . Тот кто ее устанавливал уже умер. Кладбищенская администрация предралась к тому, что из-за санитарных норм в могиле не могли быть захоронения 1942 и 1946 г. Документов о захоронении моих дедов не осталось. В своем архиве они якобы не нашли документы на захоронение 1942 г. Администрация предлогает мне найти через архив центрального ЗАГСа свидетельство о смерти родного брата моего деда за 1942 г. или превести ограду согласно нормам одна могила 100х200 см. В ЗАГСе мне сказали, что нужно предоставить документы о родстве моих дедов, а именно свидетельство о браке их родителей, а это середина 19 века. Если я найду свидетельство о смерти деда за 1942 г. , то ограду могу не трогать.
Посоветуйте что мне делать?

я правильно понял что в каждой могиле по 2 человека ,причем второго хоронили через несколько лет.
фактически 2 могилы, то есть по нормам

1)В ЗАГСе мне сказали, что нужно предоставить документы о родстве моих дедов, а именно свидетельство о браке их родителей, а это середина 19 века.
2) Согласно "Рекомендациями о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации" МДК 11-01.2002 Госстроя России (в наст. время Росстроя)Размеры мест захоронений определяются :
1 захоронение - 1,0 х 2,0 м
2 захоронения - 1,8 х 2,0 м
3 захоронения - 2,6 х 2,0 м
4 захоронения - 3,6/1,8 х 2,0/4,0 м
5 захоронений - 2,6 х 4,0 м
6 захоронений - 2,6 х 4,0 м
Т.е если я докажу, что имеется 4 захоронения, то в нормы ограда укладывается.
Вопрос как мне доказать захоронение 1942г? Делать эксгумацию?

ВАСИЛИЧ
2) Согласно "Рекомендациями о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации" МДК 11-01.2002 Госстроя России (в наст. время Росстроя)Размеры мест захоронений определяются :
1 захоронение - 1,0 х 2,0 м
2 захоронения - 1,8 х 2,0 м
3 захоронения - 2,6 х 2,0 м
4 захоронения - 3,6/1,8 х 2,0/4,0 м
5 захоронений - 2,6 х 4,0 м
6 захоронений - 2,6 х 4,0 м
Т.е если я докажу, что имеется 4 захоронения, то в нормы ограда укладывается.
Вопрос как мне доказать захоронение 1942г? Делать эксгумацию?

Во-первых, рекомендации Госстроя не являются обязательными для исполнения, см. ст. 2 Федерального закона "О погребении и похоронном деле". Касательно размера участка для могилы - см. ч. 5 ст. 16 этого же закона.
Во-вторых, ничего никому не доказывайте и не вздумайте тревожить прах. Просто предупредите, что в случае самовольного снесения ограды от Вас последует заявление о преступлении, предусмотренном ст. 244 УК РФ.

На какой подзаконный акт я могу сослаться, что не обязан предоставлять свидетельство о смерти деда в 1942г?

Просто предупредите, что в случае самовольного снесения ограды от Вас последует заявление о преступлении, предусмотренном ст. 244 УК РФ.

Не помню точно в каком законе "о кладбищах" было написано, что если ограда не соответствует размеру захоронения, то администрация кладбища имеет право без решения суда снести ограду и выставить счет за проделанную работу ответственному за могилу.

ВАСИЛИЧ
На какой подзаконный акт я могу сослаться, что не обязан предоставлять свидетельство о смерти деда в 1942г?

Вопрос ставите в корне неверно: это у администрации кладбища должна болеть голова, на какой нормативный акт сослаться в обоснование истребования у Вас свидетельства о смерти. Повторяю, рекомендации Госстроя нормативным актом не являются.
Требуйте письменную претензию с нормативным обоснованием. В пространные разговоры на эту тему с кладбищенскими вообще не вступайте: "Дайте бумагу с указанием норм права и подписью, я её покажу кому надо. В случае повреждения ограды подаю заявление о надругательстве над местом захоронения". Всё.

ВАСИЛИЧ
Не помню точно в каком законе "о кладбищах" было написано, что если ограда не соответствует размеру захоронения, то администрация кладбища имеет право без решения суда снести ограду и выставить счет за проделанную работу ответственному за могилу.

P.S. Меня сильно удивило, что Вы морально готовы даже на эксгумацию в ответ на необоснованные требования.

"Дайте бумагу с указанием норм права и подписью, я её покажу кому надо. В случае повреждения ограды подаю заявление о надругательстве над местом захоронения". Всё.

Теперь все понял. Большое спасибо.

В ЗАГСе мне сказали, что нужно предоставить документы о родстве моих дедов, а именно свидетельство о браке их родителей, а это середина 19 века.

В письменном виде надо делать запрос в ЗАГС и в гос.архив - указать по возможности все имеющиеся сведения. Вам обязаны предоставить архивную справку где всё должно быть указано. До 17 года действовали церковные метрики - составленные как свидетельства.

ВАСИЛИЧ
Согласно "Рекомендациями о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации" МДК 11-01.2002

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Если администрация кладбища не сможет доказать, что могилы после 1995г. меняли конфигурацию и/или субъектный состав, пусть она сама себя похоронит.
Презюмируется, что на дату захоронений каждое из них было совершено правильно, тем более что администрации о существовании этих могил было заведомо известно, и претензий они не предъявляли.

2. А чего это вдруг администрация эти вопросы решает именно с Вами?
У Вас доверенность от покойных не просрочена?
Тут как бы нужно сначала признать в судебном порядке наличие семейного захоронения (ст. 21 ФЗ "О пох. деле. ").

3. Кроме того, в некоторых местностях (в т.ч. Москве) есть свои "похоронные" законы.
Посмотрите например ч. 3 ст. 23 Московского закона.
И ст. 26 кстати тоже.

P.S. Иногда точечная застройка принимает самые уродливые формы.

Пришлось хоронить урну с прахом моей мамы. Когда мы с отцом пришли в администрацию кладбища для регистрации захоронения нам был выделен работник, который под предлогом сверки архивов захоронений и их реальным состоянием обмерил ограду и переписал всех захороненых с могильных табличек. После этого они якобы не нашли документы на захоронение 1942г и сказали, что этого захоронения скорее всего не было и что ограду мы поставили самовольно без их ведома.

Ответственным за могилы раньше была моя мама.Теперь они хотят, что когда я стану ответственным я должен буду дать им расписку, что преведу ограду в соответствии с "законом", или предЪявлю свидетельство о смерти деда за 1942г.

ВАСИЛИЧ
Ответственным за могилы раньше была моя мама.Теперь они хотят, что когда я стану ответственным я должен буду дать им расписку, что преведу ограду в соответствии с "законом", или предЪявлю свидетельство о смерти деда за 1942г.

Законом не предусмотрено такого статуса, как "ответственный за могилы". Никаких расписок Вы давать не обязаны и предъявлять какие-либо документы относительно покойных тоже.
Коллега Gelleal справедливо отметил, что о существовании этих захоронений администрации кладбища заведомо известно и претензии не предъявлялись.

Добрый совет: пошлите кладбищенских подальше и выбросьте этот вопрос из головы.

Свидетельство о государственной регистрации, открытая лицензия на посещение, действующий полис обязательного страхования ответственности за могилы, удостоверение о прохождении обучения правилам погребения и ухода за захоронениями.

Какие ещё документы. Места погребения сами по себе не являются ничьей собственностью, не предоставляют никому никаких прав.

Свидетельство о государственной регистрации, полис обязательного страхования ответственности за могилы, открытая лицензия на посещение, удостоверение о прохождении обучения правилам похоронного дела.

Какие ещё документы. Места погребения не являются объектами гражданских прав, соответственно, ни одно лицо не может претендовать на какие-либо права, связанные с могилами.

Аркан
Какие ещё документы. Места погребения не являются объектами гражданских прав, соответственно, ни одно лицо не может претендовать на какие-либо права, связанные с могилами.

Ок. А как тогда доказать, что могила имеет какое-то отношение к семье? Памятник переставить и всего делов - рейдерство своеобразное.

Иван И
Ок. А как тогда доказать, что могила имеет какое-то отношение к семье? Памятник переставить и всего делов - рейдерство своеобразное.

Целую страницу объясняю, что в отношении могил ничего и никому доказывать не требуется.
Вы можете совершенно свободно ухаживать за любыми могилами и ставить на них любые памятники и прочее, поскольку законом не предусмотрено иное. И только если иные лица сочтут такие Ваши действия осквернением могилы, тогда и возникнет необходимость доказывать, кто был ближе покойному и вследствие этого вправе определять, каким именно образом надлежит почитать его память.
Но это чистая теория, ни об одном уголовном деле на подобной основе никогда не слышал.

Да, кроме вандализма, на кладбище ничего не рулит. 😀
Когда-то у меня назревала неслабая разборка на похожую тему: администрация кладбища запретила устанавливать ограды выше определённой высоты.
И почему-то настаивала на правомерности своих требований. 😲
Но потом здравый смысл возобладал, и все нормально договорились.

Конфликты и судебные разбирательства, связанные со строительством на земельных участках, относящимся к охранным зонам памятников истории и культуры – не редкость. Однако далеко не всегда землевладельцы делают это умышленно. Некоторые из них, приобретая землю и начиная строительство, могут даже не знать о том, что их участок относится к особой территории и имеет обременение. Почему так происходит? Может ли покупатель или собственник земельного участка оградить себя от таких рисков? Получится ли выяснить это, получив выписки из ГКН и ЕГРП? Авторы статьи отвечают на эти и другие вопросы.

Причина нарушений далеко не всегда кроется в умысле. Часто собственники земельных участков, осуществляя строительство в охранных зонах объектов культурного наследия, даже не знают о каких-либо обременениях принадлежащих им участков. Нередко они узнают об этом только когда органы, уполномоченные в сфере охраны памятников культуры или органы местного самоуправления, обращаются в суды с исковыми заявлениями о сносе таких зданий как самовольных построек.

Одна из причин подобной неосведомленности заключается в том, что сведения об охранных зонах объектов культурного наследия не включены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Принимая во внимание большое количество охранных зон, для справедливого разрешения возможных конфликтов между землепользователями и органом, уполномоченным в сфере охраны памятников истории и культуры, необходимо квалифицировать правовую природу охранной зоны объекта культурного наследия, а также определить момент наступления правовых последствий установления такой охранной зоны.

По общему правилу собственник земельного участка вправе возводить на земельном участке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ). Однако установление режима охранной зоны в отношении земельного участка фактически лишает собственника права на осуществление строительства на таком земельном участке без получения дополнительного разрешения уполномоченного органа государственной власти либо местного самоуправления.

При рассмотрении споров важным является установление момента возникновения такого режима и сопутствующих ограничений. В соответствии с ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до внесения в ЗК РФ изменений Федеральным законом от 21.07.2011 № 257-ФЗ, далее – Закон № 257-ФЗ), ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом о регистрации. Согласно действующей в настоящее время редакции указанной нормы ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о регистрации датой госрегистрации прав является день внесения записей о правах в ЕГРП. Соответственно, ограничения права собственности собственника земельного участка, связанные с установлением в отношении Земельного участка режима охранной зоны, могут возникнуть только после этого момента.

Госрегистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости (ч. 2 ст. 13 Закона о регистрации). Росреестр уведомляет правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости в течение пяти рабочих дней со дня регистрации. Таким образом, до принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ ограничения права собственности собственника земельного участка, связанные с установлением режима охранной зоны в отношении такого земельного участка, возникали только после внесения сведений о соответствующих ограничениях в ЕГРП.

К сожалению, после принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ, ситуация вокруг установления ограничений прав собственников земельных участков в связи с распространением на такие земельные участки режима охранной зоны объекта культурного наследия стала более запутанной.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов РФ и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия. В отношении объектов культурного наследия федерального значения это делает орган государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения это происходит в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 Закона о памятниках истории). При этом ни Закон о памятниках истории, ни иной федеральный закон не содержат требования о внесении сведений об установлении охранной зоны в ГКН и (или) в ЕГРП.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что указанная норма выходит за рамки отношений, регулируемых Положением. Оно устанавливает порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее - объекты культурного наследия), а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон (п. 1.1. Положения, ч. 4 ст. 34 Закона о памятниках культуры). Границы охранной зоны устанавливаются нормативно-правовым актом уполномоченного органа власти, принимаемым на основании разработанного в соответствии с Положением проекта зон охраны объекта культурного наследия. Следовательно, установление в Положении требований к процедуре принятия такого акта и регистрации обременений, установленных таким актом, неправомерно.

В настоящее время существует конфликт правовых норм. Действующее положение ЗК РФ предусматривает, что обременение прав собственников земельных участков подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных федеральными законами. Однако федеральные законы, регулирующие порядок установления охранных зон объектов культурного наследия, не содержат требования о регистрации обременений, возникающих в связи с установлением таких зон. При этом такое требование устанавливается подзаконным актом – постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315.

Таким образом, формально действующее законодательство не содержит обязанности регистрировать обременения прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких земельных участков режима охранной зоны объекта культурного наследия. Неясным остается также вопрос о действительности соответствующих обременений, установленных еще до принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ, но не прошедших государственную регистрацию в установленном порядке.

Правоприменительная практика, как правило, признает обременения прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких земельных участков режима охранной зоны возникшими с даты принятия нормативно-правового акта, утверждающего такие границы (например, апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-12985/2014, решение Щекинского районного суда Тульской области от 29.03.2013 по делу о признании возведенного строения самовольной постройкой и возложении обязанности снести ее.

Вместе с тем, по нашему мнению, госрегистрация обременений прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких участков режима охранной зоны является необходимым условием обеспечения прав таких собственников и поддержания нормального оборота земельных участков. Нередки случаи, когда устанавливаемые границы охранных зон объектов культурного наследия включают в себя целые поселения. При этом внесение в ЕГРП сведений о таких ограничениях является в настоящее время скорее исключением, а не правилом. Тем самым, лицо, приобретающее земельный участок, расположенный рядом с объектом культурного наследия несет риск невозможности застройки участка в связи с его нахождением в границах охранной зоны объекта культурного наследия. Более того, этот риск остается даже при отсутствии в ЕГРП сведений об обременениях участка.

На наш взгляд, норма, предусматривающая обязательность регистрации обременений в связи с установлением в отношении земельного участка режима охранной зоны, включена в Положение с целью ликвидации возникшего пробела законодательства. Но чтобы данное положение стало обязательным для исполнения, необходимо, чтобы такое правило появилось на уровне федерального закона.

Законопроект в его текущей редакции, по нашему мнению, не сможет в полной мере решить проблему внесения информации об обременениях прав на земельные участки в ГКН. Возможность внесения таких сведений в ГКН есть и при имеющемся регулировании данной проблемы. Вместе с тем, при должной переработке содержания проекта шанс на разрешение проблемы есть. В частности, речь идет о введении положений об обязанности собственника объекта недвижимости по внесению сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в ГКН, установлении предельного срока для такого внесения, установления гарантии необязательности ограничений, вытекающих из установления такой зоны, для третьих лиц до внесения информации в ГКН. При указанных поправках законопроект может внести значительный вклад в обеспечение прав собственников и покупателей земельных участков, расположенных в охранных зонах объектов культурного наследия.

Закон признал вашу недвижимость самостроем? Всего лишь несколько лет назад шансов сохранить такое имущество практически не было. Самовольная постройка подлежала сносу как по решению суда, так и по воле органов местного самоуправления. Незаконно возведенные объекты уничтожались без учета каких-либо смягчающих обстоятельств.

Снос самостроя

Закон №340-ФЗ, от 03.08. 2018 г. смягчил порядок борьбы государства со стихийным строительством. Были внесены изменения в Гражданский, Градостроительный, Земельный Кодексы РФ, определяющие порядок сноса самовольных построек. Сегодня государство дает собственникам возможность узаконить объекты, которые можно привести в соответствие с установленными требованиями. Новые правила определяют также — кто, когда, за чей счет будет сносить объекты, не вписывающиеся в закон.

Признаки самовольной постройки

Кто может признать недвижимость самостроем


Градостроительный Кодекс РФ определяет круг лиц, полномочных признать объект капитального строительства самостроем. В него входят государственные органы надзора:

  • за строительством (соблюдение строительных, противопожарных, санитарно-гигиенических норм, градостроительный план);
  • за распоряжением земельными ресурсами (целевое использование земли);
  • за охраной и использованием водных объектов;
  • в сфере использования особо охраняемых природных территорий;
  • в отношении объектов культурного наследия;
  • за охраной леса.

Полномочиями объявлять недвижимость незаконной постройкой наделены инспектора в области охраны окружающей среды, органы местной власти по земельному и природоохранному контролю (ч.2 ст. 55.32 Градостроительный Кодекс РФ). Легализация строения невозможна без разрешительных виз всех перечисленных инстанций; в некоторых случаях понадобится проводить экспертизы и получать заключения специалистов о соответствии/ нарушении законодательных норм.

На каких основаниях объект капитального строительства подлежит сносу

Обнаружив признаки незаконной постройки, представители надзора посылают уведомление в органы местной власти о факте самостроя на данной территории. Орган местного самоуправления примет решение о сносе самовольной постройки, если:

  • строительство с самого начала проводилось на участке, не имеющем правоустанавливающих документов; действия застройщика расцениваются в этом случае как самовольный захват земли;
  • спорный объект не соответствует целевому назначению земли/расположен на территории общего пользования (ч.1 п.4 ст. 222 ГК РФ).


Резолюция местных властей о сносе или о приведении постройки в соответствие с установленными нормами дает собственникам шанс на спасение самостроя. Она принимается в следующих случаях:

  • объект не соответствует целевому назначению земли и ВРИ;
  • самострой расположен вблизи территории с условиями особого использования (аэродромы, трубопроводы, автотрассы, природоохранные зоны и т. д.);
  • нет разрешительных документов на строительство. (ч.2 п.4 ст. 222 ГК РФ).

Судьбу самостроя на участке, находящемся в частной собственности или бессрочном пользовании, решает только суд (п.4 ст. 222 ГК РФ).

Закон определяет, какое строение не подлежит сносу:

  • на момент суда уже оформлены все правоустанавливающие документы на землю и её целевое использование;
  • постройка уже приведена в соответствие установленным требованиям;
  • есть доказательства того, что объект недвижимости не представляет угрозы жизни и здоровью окружающих, не ущемляет интересы соседей.

Снос гаража

Кто принимает решения о сносе

Постановление о сносе самовольных построек, возведенных на землях

– выносят органы местного самоуправления. В течение 7 дней после принятия вердикта администрация направляют владельцу требование о сносе самовольной постройки. А если собственника неузаконенного здания установить не удается – уведомление о сносе самостроя публикуется в органах печати и в Интернете. На границах земельного участка устанавливаются щиты с информацией о ликвидации самостроя. (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). Чтобы спасти свою недвижимость, собственнику придется обращаться в суд с иском об отмене решения о сносе самовольной постройки.

Если спорный объект находится на частной земле, но по заключению специалистов представляет угрозу жизни и здоровью окружающих, иск о сносе самовольной постройки подает в суд администрация местного самоуправления. Незаконные постройки на частной земле могут быть снесены только по решению суда.

Внесудебный порядок сноса самостроя

Как мы упоминали выше, возможен порядок сноса без участия суда, он представлен на иллюстрации ниже. Этот порядок соблюдается только в том случае, если ни одна из сторон не обратилась в суд для отстаивания своих интересов.

Порядок сноса самостроя

Судебный порядок сноса

В случае споров, как обычно, решение принимает суд. Хозяин самостроя может оказаться ответчиком по иску о сносе самовольной постройки как со стороны местной администрации, так и со стороны соседей, чьи права ущемляет спорное строение. Согласно процессуальному кодексу, на рассмотрение подобных дел суду отводится месячный срок, что явно недостаточно для объективного рассмотрения и сбора экспертных заключений. Поэтому, готовясь к защите своей постройки в суде, собственник должен подать встречный иск о легализации постройки, сам позаботиться о проведении необходимых экспертиз, привести в порядок документацию по земле, попытаться получить разрешение на легализацию объекта в административном порядке, решить споры с соседями без постороннего вмешательства.

Соседи же, подавая исковое заявление о сносе самовольной постройки, должны обосновать каждый пункт своих претензий ссылками на закон и документальными подтверждениями (фото, выводы строительно-технической экспертизы, заключения кадастрового инженера). К примеру, по СНиП 30-02-97:

Решение суда зависит от правильно составленного иска о сносе самовольной постройки со всеми ссылками на действующее законодательство, а также от доказательной базы. Что касается владельца самостроя, в ходе разбирательства будут приняты во внимание все попытки узаконить строение в досудебном порядке.

Снос незаконной постройки

Практика показывает, что сегодня суды принимают решение о сносе только в случаях, когда нет вариантов для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.

Что делать собственнику, если он получил постановление о сносе самостроя

Если собственник желает сохранить строение, он может оспорить постановление администрации и, в случае выигрыша, затем зарегистрировать свои права на самострой. См. ниже иллюстрацию.

Признание собственности на самострой

Если же оспорить решение не удастся, придется сносить. Снос самостроя происходит чаще всего застройщиком и за его счет. Если же виновника установить не удается, ликвидировать самострой обязан собственник или арендатор земельного участка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Для того, чтобы ликвидировать незаконное строение, его владелец/правообладатель земли должен заключить договор подряда на снос со строительной организацией, имеющей лицензию на такой вид деятельности. За 7 дней до начала работ необходимо уведомить об этом органы местной власти (ч. 4-5, ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

Заключение

Согласование самостроя

Если у вас остались вопросы, задайте их по бесплатным телефонам горячей линии:

Вандализм на кладбище

Под вандализмом в современном законодательстве понимается осквернение зданий и различных сооружений, порча имущества в общественном транспорте и иных общественных местах. За вандализм предусмотрена ответственность по статье 214 УК РФ.

Однако, если объектом вандализма становятся тела умерших или места их захоронения, то преступные действия квалифицируются уже по статье 244 Уголовного кодекса РФ.

Опасность данного деяния кроется в оскорблении общественной нравственности, чувств живых к умершему, памяти об усопшем, а также религиозных или народных обычаев и ритуалов захоронения.

Преступление всегда совершается с прямым умыслом. Основными мотивами являются хулиганство, ненависть к этническим меньшинствам, представителям той или иной религиозной группы, расе и в ряде случаев корысть.

Преступное деяние считается оконченным с момента совершения любого из следующих действий:

  • уничтожение места захоронения, надмогильного сооружения (стела, скульптура, плита, изваяние) приведение в негодность здания, которое используется для проведения ритуальных похоронных мероприятий (склеп, часовня, крематорий, ритуальный зал);
  • совершение безнравственных, циничных действий непосредственно в отношении тела умершего человека, его останков, независимо от того были они погребены или нет. Это может быть расчленение трупа, перезахоронение, извлечение тела из могилы, похищение одежды, драгоценностей, которые находятся на умершем человеке;

Важно! при краже одежды и иных материальны ценностей с тела умершего или из могилы действия виновного квалифицируются и по ст.244, и по 158 УК РФ;

  • повреждение места захоронения — это его существенное разрушение, после которого для возобновления его функционирования в прежнем режиме необходимо проведение восстановительных, ремонтных работ.
  • осквернение мест захоронения выражается в нанесении нецензурных, оскорбляющих надписей, рисунков, символов, в том числе с применением нечистот.

Ответственность за осквернение могил

В качестве наказания за надругательство над телами умерших, а также повреждение мест их захоронения и кладбищенских зданий ч.1 ст.244 УК РФ предусмотрен большой штраф, обязательные работы до 360 часов, арест на срок до 3 месяцев или исправительные работы на период до 1 года.

Если указанное преступление было совершено группой по предварительному сговору, с применением насилия (или угрозой его применения), а также по мотивам расовой, идеологической, религиозной, национальной вражды и ненависти, либо в отношении места захоронения жертв фашизма, памятников, скульптур и других архитектурных сооружений, посвященных борьбе с фашизмом и его жертвам, то это уже квалифицированный состав преступления (ч.2 ст.244 УК РФ). Данное деяние карается более сурово, в качестве наказания суд назначает виновному лицу:

  1. арест сроком 3-6 месяцев;
  2. ограничение свободы до 3 лет;
  3. принудительные работы до 5 лет.

Наиболее строгим наказанием является лишение свободы сроком до 5 лет.

Важно! К местам захоронения жертв фашизма относятся братские и индивидуальные могилы, на которых имеются соответствующие обозначения (например, мемориальные доски).

Правоприменительная и судебная практика говорит о том, что меры, применяемые со стороны государства, преимущественно направлены на ликвидацию последствий вандализма и привлечение к ответственности виновных, при этом мероприятий по профилактике и искоренению вандализма, особенного подросткового практически не проводится. Это связано с такими особенностями подросткового вандализма в местах захоронений, как быстрота совершения действий, бездумность, высокая латентность и внезапность.

Если Вы стали свидетелем совершения вандализма архитектурных объектов, посвященных борьбе с фашизмом, либо мест захоронения (на кладбищах, в крематориях и так далее), то не оставайтесь в стороне и обязательно сообщайте о данных фактах в правоохранительные органы. Оперативность по данной категории дел является одним из ключевых факторов, влияющих влияет на раскрываемость.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Вопросы юристам

Вандализм на кладбище

Может ли моя двоюродная тётка завещать нашу общую семейную могилу своим соседям? Она ответственная за могилу на которую не ездит уже года три, по состоянию здоровья. Ухаживаем за могилкой я и мои дети. Там похоронены её родители, мой отец и бабушка. Что мне делать чтоб не допустить этого вандализма на кладбище и как в случае чего составить акт о вандализме?

Ответы юристов

Сафронова Валерия

Кто должен ответить за вандализм на кладбище?

На Рязанском кладбище похоронены родители. Три раза памятники сваливали, вызывали полицию, одни отписки. После третьего раза памятник отца пришлось вести на реставрацию. Когда служащие приехали , чтобы установить памятники заново, увидели, что памятник мамы вымазан белой краской, портрет испорчен, пришлось забрать на реставрацию и его. И нет никакой гарантии, что после реставрации и установки над памятниками родителей опять не поглумится какой-то урод. Что делать? Кто должен ответить за такой вопиющий факт вандализма?

Ответы юристов

Бутяев Александр

Воробьев Евгений

Беда в том, что подобные преступления раскрыть достаточно тяжело. В связи с этим полиция старается всеми правдами и неправдами вынести решение об отказе в возбуждении уголовного дела (им же нужна хорошая статистика раскрываемости)

Что делать при вандализме? Испортили памятник

Соседка старый человек, пришла на кладбище, обнаружила, что памятник её сыну повредили, видимо ударили чем-то сильно, пошла трещина и что-то маркером написали. Что ей делать и куда обращаться? Может льготы какие есть или по факту вандализма что-то сделать можно? Если найдут виновников то какую ответственность они понесут?

Ответы юристов

Степанова Ольга

Катерина, необходимо обратиться в полицию с заявлением о повреждении памятника на кладбище неизвестными лицами, в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность Ст. 244 Ук РФ (. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения) и за вандализм ст.214 УК РФ. К делу следует привлечь работников кладбища, сторожа, кто обязан следить за порядком. За материальной помощью можно обратиться в орган местного самоуправления (администрацию), в Департамент социального обеспечения

Читайте также: