Как сделать выписку из решения учредителя

Обновлено: 18.05.2024

Учредитель может в любой момент выйти из ООО, если это разрешено уставом. Иногда устав может содержать указание на получение согласия других учредителей на выход участника из ООО. Оформление выхода из общества с ограниченной ответственностью осуществляется выходящим участником путем обращения к нотариусу. ООО выплачивает вышедшему участнику действительную стоимость его доли.

Выход участников из ООО, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного учредителя из ООО не допускаются.

1. Порядок подготовки документов для выхода учредителя из общества

До подготовки документов по выходу участника из ООО нужно убедиться, что в уставе вашего общества с ограниченной ответственностью есть возможность такого выхода. Так, некоторые типовые уставы содержат нормы о запрете на выход учредителей или нормы о необходимости согласия на выход других собственников бизнеса. Эти нормы могут предусматриваться и индивидуально разработанным уставом компании. В случае, когда выход учредителя из общества невозможен, нужно искать другой вариант прекращения участия в ООО. Например, можно продать долю другому лицу или изменить устав, разрешив выход учредителя из компании.

В 2022 году, в силу ст. 26 ФЗ "Об ООО", выходящий участник должен обратиться к нотариусу для подготовки документов по выходу из организации. Все документы нотариус подготовит сам! Это единственно возможный по закону порядок выхода из ООО.

Выходящий учредитель должен предоставить нотариусу свой паспорт и устав ООО. Возможно, нотариусу понадобятся также выписка из ЕГРЮЛ, ИНН, ОГРН и другие документы, уточните перед визитом.

Если выходящий участник стал владельцем доли в уставном капитале ООО в период брака, такая доля является совместно нажитым имуществом. Поэтому при выходе учредителя из ООО требуется нотариально заверенное согласие супруга, в браке с которым приобреталась доля. Даже если на момент выхода из общества супруги находятся в разводе. Исключение - приобретение доли по наследству, тогда она принадлежит только наследнику.

2. Подача заявления о выходе и формы № Р13014 в ООО и налоговую

Подать заявление о выходе участника компании в ООО, а также уведомить налоговую об этих изменениях путем направления формы Р13014 может только нотариус, к которому обратился выходящий участник.

Нотариус, в связи с обращением выходящего учредителя общества с ограниченной ответственностью, обязан:

Все указанные выше шаги, совершаемые нотариусом, проводятся в рамках одного нотариального действия, которое следует оплатить. А госпошлина за подачу нотариусом Р13014 не уплачивается.

Долей выбывшего учредителя после получения его заявления о выходе распоряжается ООО.

Таким образом, руководителю ООО не нужно заботиться об уведомлении налоговой инспекции о выходе учредителя. Так как эта процедура выполняется исключительно нотариусом в связи с обращением к нему выходящего участника.

Если в уставе ООО была информация о выбывшем учредителе, придется корректировать учредительный документ. Для этого проводится общее собрание, по итогам которого составляется протокол, а единственный оставшийся участник ООО готовит решение. Этим же протоколом/решением может быть затронут и вопрос распределения доли вышедшего учредителя. В результате нужно создать лист изменений к уставу или принять его новую редакцию, а затем уведомить об этом ФНС в течение 3 дней с момента изменений.

3. Выплата доли вышедшему участнику ООО

После выхода из ООО бывший учредитель вправе получить действительную стоимость своей доли от общества. Она рассчитывается по следующей формуле:

Действительная стоимость = номинальная стоимость / уставный капитал * стоимость чистых активов

Стоимость чистых активов рассчитывается по данным бухгалтерского баланса по формуле:

Стоимость чистых активов = Активы – Обязательства

Для определения действительной стоимости доли используются данные бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дате перехода к обществу доли вышедшего участника.

C согласия выходящего участника организация может выдать ему в натуре имущество такой же стоимости, либо, в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества, действительную стоимость оплаченной части доли.

Организация обязана выплатить долю или, с согласия выбывшего учредителя, выдать ее имуществом в течение трех месяцев, если иной срок не определен уставом организации. Если ООО нарушает сроки выплаты или отказывается выплачивать долю учредителя (полностью или частично), учредитель вправе обратиться в суд.

В случае банкротства ООО доля выбывшему участнику ООО не выплачивается.

4. Особые случаи выхода участника ООО

В некоторых случаях порядок оформления выхода из ООО может меняться. Наиболее распространенные примеры — это вывод учредителя по решению суда и в случае смерти участника ООО.

Новый участник направляет руководителю ООО обращение в свободной форме о желании вступить в состав учредителей.

2

Предложение рассматривают на общем собрании. Если участник единственный, он самостоятельно выносит решение о входе нового лица в долю ООО.

3

В протоколе общего собрания или в решении учредителя фиксируется увеличение уставного капитала или изменение долей. Затем нужно подготовить новую редакцию устава, где прописываются все изменения.

4

Следующий шаг — собрать документы и передать их в налоговую:

  • заполненную форму Р13001 , заверенную у нотариуса (за исключением случаев подачи документов онлайн с усиленной электронной подписью);

П. 4 приказа ФНС № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012

  • решение учредителя или протокол общего собрания, заверенные нотариусом или электронной подписью уполномоченного лица при подаче онлайн;
  • новый устав в двух экземплярах;
  • платёжные документы, подтверждающие внесение средств за покупку доли новым участником;
  • актуальную выписку из ЕГРЮЛ и ИНН организации.

Если передаёте бумаги в налоговую инспекцию лично, через представителя или заказным письмом по почте, нужно оплатить пошлину 800 рублей.

П. 3 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ

При передаче документов в электронном виде с заверением квалифицированной электронной подписью пошлина не оплачивается.

П. 33 ч. 2. ст. 333.35 НК РФ

Ответ из налоговой инспекции придёт через 5 дней.

Выход старого участника

После ввода нового нужно вывести из списка учредителей участника, отдавшего свою долю. Процесс практически аналогичный:

1

Участник, планирующий выход из общества, пишет заявление о выходе на имя гендиректора и заверяет его у нотариуса.

2

Далее составляется протокол общего собрания. В нём указываются данные участника, вышедшего из общества, и перераспределяются доли уставного капитала.

3

Гендиректор или его представитель заполняет заявление по форме Р14001 о внесении изменений сведений об ООО, которые содержатся в ЕГРЮЛ.

П. 6 приказа ФНС № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012

4

В налоговую направляют такой же пакет документов, как при вступлении нового учредителя (см. пункт 4 этапа 1).

Через 5 дней придёт решение налоговой о внесении изменений в регистрационные данные.

Осуществить и ввод нового участника, и выход старого одновременно можно только через продажу доли. Разбираем этот способ ниже.

Смена учредителей через продажу доли

Этот вариант передачи доли для нового учредителя предпочтительнее: в договоре явно прописываются права и обязанности сторон, нет риска, что старый участник откажется покидать ООО.

Кроме того, этот способ быстрее, так как документы в налоговую подаются один раз. Но он требует заверения договора у нотариуса, а стоимость такой услуги составит от 0,15 до 0,5 % от стоимости доли.

П. 4.1 ч. 1 ст. 333.24 НК РФ

Для оформления сделки у нотариуса потребуется несколько документов:

  • Договор купли-продажи. Его можно составить самостоятельно или доверить это нотариусу. В договоре нужно прописать данные об участниках сделки и размер продаваемой доли.
  • Документальное подтверждение права на продажу доли: устав сообщества или решение о его создании, свидетельство о регистрации ООО, протокол общего собрания, справка о составе ООО.

Ч. 13.1 ст. 21 ФЗ-14

  • Документы для регистрации изменений в налоговой инспекции: актуальная выписка из ЕГРЮЛ и ИНН.
  • Актуальная справка ООО по форме в соответствии с уставом, подписанная гендиректором и главным бухгалтером с подтверждением оплаты доли продавца.
  • Подтверждение полномочий генерального директора и главного бухгалтера.
  • Согласие супруга (супруги) или заявление продавца о том, что он не состоит в браке.

В момент заключения сделки покупатель подписывает заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Самостоятельно ничего подавать в налоговую не нужно, всё отправит нотариус. Через 5 дней налоговая пришлёт уведомление об изменении сведений в ЕГРЮЛ.

Формирование списка участников ООО может происходить на любом этапе деятельности организации. Этот документ представляет собой сведения обо всех участниках ООО, распределении долей в уставном капитале организации, а также о тех долях, что принадлежат обществу. Сюда же включается информация о входе-выходе участников, движении долей и т.п.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Роль документа

Цели создания списка участников ООО могут быть самыми разными – начиная от оповещения участников общества о проведении общих собраний и распределения между ними прибыли до подтверждающей функции (в том числе о том, что данный гражданин или организация является участником общества).

В названии документа кроется небольшой, но важный нюанс: список должен касаться не учредителей, а именно участников общества. Разница между ними заключается в том, что учредители – это лица или организации, которые принимали решение о создании общества и активно участвовали в этом процессе. А участниками считаются субъекты, которые вошли в состав общества в процессе его дальнейшей деятельности.

Другие источники информации об ООО (в части участников)

Сведения об учредителях и участниках ООО можно почерпнуть не только из списка, составленного самим обществом, но и из ЕГРЮЛ.

Кто имеет право быть участником ООО

Получение или переход доли также может осуществляться различными способами:

  • непосредственно при образовании общества;
  • приобретении доли или долей в результате исполнения сделок купли-продажи;
  • через наследование;
  • путем перехода доли к обществу вследствие выхода кого-либо из участников.

На основании каких документов составляется список

Главные документы, которые удостоверяют право субъекта на долю участника общества с ограниченной ответственностью — договоры по переходу долей (заверенные в нотариальной конторе), а также выписки из ЕГРЮЛ.

Кто формирует и ведет список

Составление и ведение списка участников ООО может входить как в обязанности одного из его участников, так и в должностные функции кого-либо из наемных сотрудников: юрисконсульта, секретаря и т.д.
В любом случае, это должен быть человек, получивший доступ к учредительным бумагам фирмы, умеющий пользоваться госреестром (информация из которого находится в открытом доступе) и имеющий представление о том, как формировать данный документ.

Как составить список участников, образец

На сегодняшний день не существует строгой унифицированной формы списка участников ООО, т.е. представители организаций и предприятий имеют полное право составлять этот документ в произвольном виде или, если в организации существует разработанный и утвержденный шаблон – по его образцу. Есть только два условия, которые необходимо соблюсти непременно: по своей структуре бланк списка должен соответствовать некоторым стандартам делопроизводства, а по содержанию – включать в себя ряд определенных данных.

Затем в основной части нужно привести некоторые подробности:

  • полное и сокращенное наименование организации;
  • дату и номер госрегистрации;
  • юридический адрес (все эти и дальнейшие сведения должны приводиться в полном соответствии с учредительными бумагами фирмы);
  • информация об уставном капитале и переменах, с ним связанных;
  • данные о числе участников (числящихся и выбывших);
  • сведения о долях, принадлежащих обществу.

Список участников ООО. Часть 1

Следующая часть списка формируется обычно в виде таблицы. В нее вписывается:

  • статус участника (физическое/юридическое лицо);
  • ФИО (если речь идет о гражданине) / наименование (если речь идет о предприятии);
  • паспортные данные (серия, номер, дата, место выдачи) / данные о юридическом лице (ИНН, КПП, ОГРН и т.п.);
  • адрес (местожительство по паспорту) / местонахождение (юридический);
  • контактная информация;
  • размер доли в уставном капитале (конкретная сумма и процентное соотношение);
  • сведения об отчуждении доли третьим лицам.

Список участников ООО. Часть 2

Заключительная часть документа касается долей, принадлежащих обществу и их движения. Она также оформляется в виде таблицы. В завершение бланк подписывается директором организации (в качестве него может быть как один из участников общества, так и наемный работник).

Список участников ООО. Часть 3

Тонкости и нюансы в оформлении бланка

Оформление списка, также как и его содержание может быть произвольным: документ допустимо печатать на компьютере или делать в рукописном варианте на фирменном бланке компании или на обычном листе любого удобного формата (лучше, конечно, фирменный бланк А4).

Необходимость ставить на документе печать возникает только тогда, когда норма по визированию бумаг при помощи штемпельных изделий закреплена во внутренних нормативно-правовых актах предприятия.

Список об участниках общества с ограниченной ответственностью составляется в одном оригинальном экземпляре, но при надобности можно сделать в нужном количестве и его заверенные копии.

Сведения о формировании списка вносятся в специальный журнал учета, а если список требуется для предъявления в какое-либо стороннее учреждение – еще и в журнал исходящей документации.


Общее собрание участников проводится юридическими организациями, которые основаны на участии в них других людей. Именно эти собрания и становятся своеобразным высшим органом управления. Компетенция этого органа определяется уставами и положениями. Среди важных документов и выписки из протоколов.

О порядке проведения собраний

Общие собрания проводятся для того, чтобы принять решение по важным вопросам, которые касаются всех:

  • Назначение проверки, аудиторского или ревизионного характера.
  • Утверждение отчёта за целый год.
  • Выборы в органы управления, образование исполнительных органов.
  • Принятие участия в образовании других юридических лиц.
  • Утверждение Устава, либо изменение.
  • Ликвидация ООО, создание или реорганизация.


Обычно собрания организуются собственниками ООО. Или группой участников, которых не менее определённого процента от других участников, согласно учредительным документам. Устав и законодательство, регулирующее деятельность общества – главные документы, на которые надо опираться при проведении собраний.

Уведомление с информацией о дате и времени проведения заблаговременно отправляется каждому из участников.

Правила создания протокола

Отдельно во время проведения собраний выбирают секретаря, который ведёт протокол.

В протоколе отражается ход ведения собрания. А так же – выступления участников вместе с прениями, обсуждениями вопросов на повестке, голосованием и результатами. Принятые решения так же описываются как можно точнее.

  1. О дате, когда собрание началось и закончилось, пишут в вводной части. Здесь пишут о количестве лиц, принявших участие. И процентное отношение тех, кто был на собрании к общему количеству участников. Обязательно указывается наличие или отсутствие кворума. И информация о вопросах, поставленных на повестку.
  2. Основная часть посвящена последовательности решения каждого вопроса. Запись по ним может быть краткой, либо иметь полную форму.


Официальный протокол в полной форме составляется только после того, как собрание было проведено. Его основа – записи, составленные секретарём. На изготовление документа уходит не больше 3-5 дней. Председательствующий и секретарь обязательно ставят свои подписи на документе.

Что такое форма Р26001 и зачем она вам может понадобиться? Всю информацию вы найдете тут.

Он хранится вместе с другими бумагами, которые касаются собрания. Принятое решение могут признать недействительным, если протокол составлен не по правилам действующего законодательства.

Можно организовать заочное голосование, не приглашая всех членов общества. Тогда уведомления направляются не только о проведении собрания, но и о решениях, которые были приняты.

Для проведения голосования участники организации должны заполнить опросные листки на протяжении некоторого срока.

Что включает в себя выписка из протокола?

Что включает в себя выписка из протокола?

Протокол составляется после подсчёта голосов в этих документах. Нотариальное удостоверение принятых решений предусмотрено только для форм собственности вроде ООО и АО.

Что такое выписки, зачем они нужны?


Выписка из протоколов представляет собой точную копию самого протокола. Только не полностью, а конкретной его части, отдельного вопроса. По первому требованию выписку выдают участникам за срок, обычно не превышающий семи дней.

Живете в деревне и хотите заняться разведением животных, чтобы это еще и приносило стабильный доход? Статья Разведение цесарок, как бизнес: что нужно знать? расскажет, как это сделать.

Выписка не равна ксерокопии, она является отдельным документом. Составляется она в том же порядке, что и сам протокол.

Составляем выписку из собрания трудового коллектива

В данном случае существует всего несколько правил заполнения выписки из собрания трудового коллектива.

  • Сначала дают название самому документу.
  • Потом вставляют вводную часть из самого протокола.
  • Далее идёт отдельный пункт, процитированный из общей повестки.
  • Основной текст выписки формируется копированием необходимого отрывка в основном документе.
  • Важны ссылки на лиц, подписавших договор. И их должности.
  • Последний этап – заверение документа.

При проведении общего собрания ООО

Здесь так же используются фрагменты, которые присутствовали в самом протоколе.

Основные принципы составления будут такими.

  1. Начинают с оформления заголовка.
  2. Копируются все реквизиты, перечисленные в протоколе.
  3. Далее пишут о количестве тех, кто принял участие в собрании.
  4. Переходят к копированию пункта протокола, интересующего посылавшего запрос.
  5. Далее идёт основная часть обсуждения по тому или иному вопросу.
  6. Следующий – пункт, касающийся принятого решения.
  7. Ссылка на лиц, заполнивших протокол.
  8. Заверение документа лицом с соответствующими полномочиями.

Становитесь ИП, значит вам надо зарегистрироваться, а как это сделать? Ответы вы найдете в этой статье.

При проведении собрания акционеров

Здесь правила остаются теми же. Выписка играет просто роль копии какой-либо части основного документа. Но не всего целиком, а отдельной его части. И сама выписка оформляется отдельно.

Образец выписки из протокола можно скачать тут.


Обязательно наличие вводной части, включая описание повестки дня. Только после этого идёт дословное содержание абзацев, интересующих заявителя в той или иной ситуации. Обязательным становится наличие информации о том, где и когда проводилось собрание.

Как быть некоммерческим организациям?

И здесь правила остаются почти одинаковыми. Начинается всё с вводной части, после которой идёт основная. В этой основной части перечисляют вопросы из повестки дня.

Обязательно надо указать о том, каким образом проводится голосование.

Где и как, с использованием каких материалов. Можно полностью скопировать то, что было написано в самом протоколе. Некоммерческая организация так же должна указать своё название, в полной форме.

Кто несёт ответственность за подписание документа?

Для выписок не требуется заверения со стороны лиц, подписавших основной документ. Достаточно наличия подписи секретаря, ответственного за ведение записей.

Как заполнить и получить больничный лист, вы узнаете здесь.

Заключение и дополнительные советы

По своей сути, любые выписки являются внутренними документами. Они дадут возможность для сохранения конфиденциальности по остальным вопросам, которые рассматриваются в ходе собрания, но не интересуют конкретного заявителя.


Для документа не существует унифицированной формы, на каждом предприятии разрабатывают свою собственную. Главное – соблюдать общие требования, указанные в законодательстве.

Разъяснения и дополнения в выписках отсутствуют. Они должны быть посвящены только одному конкретному вопросу. Только в этом случае документ можно заверить и сделать так, чтобы он обладал юридической силой.

Наняли экономиста, а теперь столкнулись с необходимостью составления должностной инструкции? Как это правильно сделать и что должен в себя включать такой документ, вы узнаете по ссылке.

Для получения выписок на предприятиях рекомендуется обратиться к секретарю. Именно они отвечают за оформление, заверение документов. Иногда за оформление отвечают другие службы, если должность секретаря не оформлена соответствующим образом.

Главное, чтобы у них были полномочия по составлению и хранению отчётной документации. Например, это может быть отдел кадров.

Что такое выписка и зачем она нужна?

Что такое выписка и зачем она нужна?


Сами протоколы хранятся в зависимости от того, как ведётся делопроизводство на том или ином предприятии. Один из самых удобных способов – централизованный, когда за хранение отвечает секретарь, либо отдел кадров.

Подробнее о протоколе собрания учредителей вы узнаете в этом видео:

Читайте также: