Как сделать наглядное пособие

Обновлено: 19.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что демонстрационные объекты – наглядные учебные пособия, являются одним из важнейших источников информации, они помогают преподавателю эффективно организовать образовательный процесс.

Объектом данного исследования является изучение наглядных учебных пособий, их видов и методов использования. Предметом исследования данной методической работы, выступает процесс изготовления наглядного учебного пособия для изучения техники папье-маше на оделении ДПИ Детской школы искусств с. Восток.

Цель работы: изготовить наглядное пособие для изучения темы и техники папье-маше.

При работе над поставленной целью следует выделить следующие задачи:

- рассмотреть значимость наглядных учебных пособий в процессе обучения;

- познакомится с историей существования техники папье-маше;

- научится распознавать виды папье-маше;

-изучить технологию создания бумажного теста папье-маше.

-дополнить и обеспечить безопасное хранение для наглядного учебного пособия.

Методическая разработка состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении сформулированы актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе отражены: понятие учебных наглядных пособий, их виды, цели применения, методы использования. А так же особенности и принципы использования наглядных учебных пособий в декоративно-прикладном искусстве.

В заключении сделаны выводы по работе. Библиографический список содержит 14 источников. В приложение вынесено: история возникновения папье-маше, инструкция по технике безопасности при работе с бытовыми электроприборами, иллюстрации конечного варианта наглядного учебного пособия выполненного в технике папье-маше для уроков декоративно прикладного творчества.

МУНИУИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. ВОСТОК

Методическая разработка преподавателя ДПИ

БАТМАНОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

ГЛАВА 1 ТОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ 5

1.1Наглядное учебное пособие: понятие, виды, цели применения и методы использования 5

1.2 Принципы применения наглядных учебных пособий на уроках декоративно-прикладного искусства 8

ГЛАВА 2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 11

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Актуальность темы исследования, обусловлена тем, что демонстрационные объекты – наглядные учебные пособия, являются одним из важнейших источников информации, они помогают преподавателю эффективно организовать образовательный процесс.

Объектом данного исследования является изучение наглядных учебных пособий, их видов и методов использования. Предметом исследования данной методической работы, выступает процесс изготовления наглядного учебного пособия для изучения техники папье-маше на оделении ДПИ Детской школы искусств с. Восток.

Цель работы: изготовить наглядное пособие для изучения темы и техники папье-маше.

При работе над поставленной целью следует выделить следующие задачи:

- рассмотреть значимость наглядных учебных пособий в процессе обучения;

- познакомится с историей существования техники папье-маше;

- научится распознавать виды папье-маше;

-изучить технологию создания бумажного теста папье-маше.

-дополнить и обеспечить безопасное хранение для наглядного учебного пособия.

Методическая разработка состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении сформулированы актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе отражены: понятие учебных наглядных пособий, их виды, цели применения, методы использования. А так же особенности и принципы использования наглядных учебных пособий в декоративно-прикладном искусстве.

В заключении сделаны выводы по работе. Библиографический список содержит 14 источников. В приложение вынесено: история возникновения папье-маше, инструкция по технике безопасности при работе с бытовыми электроприборами, иллюстрации конечного варианта наглядного учебного пособия выполненного в технике папье-маше для уроков декоративно прикладного творчества.

    1. Наглядное учебное пособие: понятие, виды, цели применения и методы использования

    Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умения и навыков. Наглядных учебных пособий используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового учебного материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, а так же по методам и приемам использования.

    Наглядные учебные пособия принято делить на 2 основные группы: натуральные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные, представляющие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

    По способам изображения различают: образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном или образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.). Так же схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, макеты, схемы, диаграммы и др.).

    Изобразительные наглядные учебные пособия могут выполняться в 2 (плоскостные) или 3 измерениях (объёмные). Как плоскостные, так и объёмные изобразительные наглядные учебные пособия создаются 2 видов: статичные, с неподвижными частями и деталями, и динамичные. Динамичные в свою очередь бывают различных видов:

    а) С подвижными или съёмными деталями. Например, плоскостная модель по арифметике для решения задач на встречное движение с передвигающимися изображениями поездов, междугородных автобусов, пароходов.

    б) Разборные модели. Например, анатомические разборные модели торса, глаза, уха человека.

    в) Действующие модели. Например, действующая модель подъёмного крана, водяной или паровой турбины.

    Из плоскостных изобразительных наглядных пособий выделяют в особую группу экранные наглядные пособия: диапозитивы, диафильмы и кинофильмы. К наглядным учебным пособиям относят также и такие учебные пособия, как грампластинки и тонфильмы (магнитофонные ленты) с записями литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова, выступлений государственных и общественно-политических деятелей, писателей, артистов, учёных; с записями революционных песен, музыкальных произведений, текстов на иностранных языках и др.

    Экранные наглядные звуковые учебные пособия, вместе с проекционной аппаратурой (проекционный фонарь, фильмоскоп, эпидиоскоп и др.), магнитофоном, патефоном, проигрывателем, телевизором и т. д. объединяются в группу технических средств обучения. К ним относят также обучающие машины и другие устройства, применяемые для программированного обучения.

    По методам и приёмам использования наглядные учебные пособия. разделяют на 2 группы: демонстрационные пособия, которые учитель демонстрирует на уроке всему классу (картины, таблицы, коллекции крупных образцов различных предметов, чучела, скелеты и др.). И пособия, предназначенные для самостоятельной работы учащихся (наборы раздаточного дидактического материала, препараты мелких растений и животных, коллекции с мелкими образцами, наборы мелких моделей и технических деталей, альбомы, атласы и др.).

    Применение подвижных и сменяемых деталей в таблицах, действующих технических моделей, разборных плоскостных и объёмных моделей значительно усиливает педагогическую эффективность демонстрационных пособий. Демонстрационный подвижной изобразительный материал, состоящий из комплекта отдельных рисунков, даёт возможность подбирать и располагать их в различных сочетаниях и последовательности, в зависимости от конкретной дидактической задачи.

    Цели применения наглядных учебных пособий. разнообразны. Пособия могут служить источником знаний, объектом изучения, например все натуральные наглядные пособия: художественные картины на уроках рисования, модели и муляжи, слепки и т. д. В других случаях наглядные учебные пособия. иллюстрируют, конкретизируют изучаемый материал, например картины на уроках истории, литературы. В начальных классах на уроках русского языка и математики наглядные учебные пособия часто выполняют только служебную, вспомогательную роль, например счётный материал, картинки, иллюстрирующие условие задачи, и др.

    Наглядные учебные пособия выпускаются для школ издательствами, учебно-технической промышленностью, киностудиями и другими организациями и предприятиями. Их описание с указанием назначения и приёмов использования содержится в специальных каталогах и справочниках

    Многие наглядные учебные пособия изготовляются учащимися на уроках ручного труда, в учебных мастерских, в технических и других ученических кружках, а иногда и дома. При изготовлении наглядных учебных пособий по природоведению, географии, литературе, истории школами широко используется местный природный, производственный, историко-археологический, литературный и статистический материал.

    Таким образом, наглядные учебные пособия, используются в учебном процессе школы и во внешкольных учебных заведениях на различных этапах учебного процесса. При объяснении нового учебного материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся. Они должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

    1.2 Принципы применения наглядных учебных пособий на уроках декоративно-прикладного искусства

    Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, который охватывает ряд отраслей творчества, все они посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, всякого рода украшения, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства, по материалу : металл, керамика, текстиль, дерево, бумага, стекло и т. п. По технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, выжигание, лепка, папье-маше, квиллинг и т.д. Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством в больших масштабах, либо единичном изготовлении в педагогической практике.

    Рассматривая декоративно-прикладное искусство с точки зрения педагогики, в общеобразовательном и дополнительном обучении, важно отметить необходимость и целесообразность применения на уроках наглядного учебного пособия. Научно-теоретическое обоснование принципа наглядности в обучении и определении наглядных средств, необходимых в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства, обусловлено тем, что окружающий мир человек познает при помощи органов чувств, приблизительно девять десятых всей информации поступает посредством чувственного восприятия объективно существующей действительности.

    В качестве средств обучения на уроках декоративно-прикладного искусства возможно использование следующей системы наглядных пособий:

    1. Предметные наглядные пособия – образцы декоративных изделий. Изделия народных мастеров (авторские работы). Художественные произведения народных промыслов, предметы крестьянского быта, народные костюмы. Натурные объекты (природа, птицы, животные, человек) и т.п.

    2. Учебно-методические пособия на печатной основе (таблицы, плакаты, репродукции с картин, открытки, карточки-задания, чертежи и т.п.).

    3. Демонстрационные или аудиовизуальные пособия с привлечением телекоммуникационных и информационных технологий, которые используются, как правило, в единстве с другими дидактическими средствами обучения: лекции, беседы, демонстрации моделей, таблиц, репродукций.

    4. Личный пример педагога, демонстрация учителем приемов обработки различных материалов, а также выполнение эскизов, чертежей, проектов, набросков, зарисовок, так же являются одним из видов наглядности.

    Все наглядные пособия должны иметь точное учебно-воспитательное назначение. Неправильное пользование наглядными пособиями может привести к отрицательным результатам. Поэтому к их показу следует тщательно готовиться: уточнить задачи и содержание наблюдения, заблаговременно подобрать пособия к теме, продумать их экспозицию и время показа на уроке. Все наглядные пособия, которые вывешены на доске, должны работать на уроке. Методы наглядного обучения, которые используются на уроке, должны быть взаимосвязаны со словесными и практическими методами обучения. Чтобы добиться прочного усвоения изучаемого материала, педагогу необходимо постоянно совершенствовать методику проведения занятий через поиск новых форм, методов и приемов обучения.

    Таким образом, можно сделать вывод, о том что, успешность творчества в декоративно-прикладной деятельности во многом зависит от прочности усвоения, как теоретических знаний, так и практических умений. Правильное и систематическое использование наглядных учебных пособий помогает расширить представления учеников, лучше усвоить материал урока. Даёт простор для фантазии и творчества, развивает пространственное мышление, что в свою очередь сказывается на выразительности, оригинальности и грамотности исполнения изделий и позволяет выполнять работы качественно, на высоком уровне сложности.

    ГЛАВА 2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

    1. Поисковый этап:

    - выбор темы и обоснование необходимости изготовления наглядного учебного пособия.

    - формирование требований к выбранному объекту.

    -разработка вариантов наглядного учебного пособия и выбор наилучшего.

    2. Технологический этап:

    - выбор объекта и технология изготовления наглядного учебного пособия;

    - подбор материалов, оборудования и инструментов;

    - организация рабочего места;

    - изготовление материального объекта наглядного учебного пособия с соблюдением правил безопасной работы;

    - экономический расчет затрат на изготовление материального объекта.

    3.Заключительный (аналитический) этап:

    - окончательный контроль наглядного учебного пособия;

    - использование и хранение наглядного учебного пособия;

    - анализ наглядного учебного пособия.

    Рассмотрим более подробно эти этапы, применительно к теме исследования - изготовление наглядного учебного пособия папье-маше.

    На первом этапе были осуществлены следующие виды работы:

    Выбор темы и обоснование необходимости изготовления наглядного учебного пособия.

    Как отмечалось ранее, наглядные пособия делится на виды: изобразительные, экранные, натуральные.

    Формирование требований к выбранному объекту.

    Разработка вариантов наглядного учебного пособия и выбор наилучшего.

    Экранный вид пособия был отброшен в первую очередь, т.к. такое наглядное пособие удовлетворяло бы лишь зрительным ощущением учащихся, ровно, как и изобразительный вид наглядности. Задача заключалась в том, чтобы используемый вид наглядности мог не только показать красоту изделий из папе-маше, а так же передал особенности, через тактильные ощущения. Поэтому натуральный вид наглядности был выбран как самый удовлетворительный.

    На втором технологическом этапе была проделана следующая работа:

    Выбор объекта и технология изготовления наглядного учебного пособия.

    При проектировании наглядного пособия, важно было изготовить изделия в двух видах: лакуна и монолит. Однако изучив подробно образцы изделий папье-маше можно сделать вывод о том, что чаще используют смешение этих видов в одной работе.

    Подбор материалов, оборудования и инструментов.

    Для того, чтобы приступить к выполнению работы, необходимо было изготовить бумажное тесто или бумажную массу папье-маше. Которое является основой вида папье-маше – монолит. Процесс изготовления бумажной массы весьма трудоёмкий. Он занимает много времени, поэтому заготавливается заранее и может храниться в течении 20-30 дней в холодильнике, в закрытой ёмкости с набольшим добавлением воды. Сам процесс приготовления бумажной массы папье-маше подробно описан в таблице 1.

    Читайте также: