В 2003 году большая часть опрошенных чем в 2013 нуждалась в выплате регулярных денежных пособий

Обновлено: 07.07.2024

Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и гражданского процесса

Пензенский государственный педагогический университет. 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 36

Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ключевые слова: понятийный аппарат; социальное обеспечение; социальные выплаты; пособие; компенсация; субсидия

Действующее законодательство о социальном обеспечении подвергается частым хаотичным, бессистемным изменениям, что нарушает логическую связь между правовыми категориями, используемыми законодателем. Законодательству о социальных выплатах как неотъемлемой части социально-обеспечительного законодательства также свойственна эта тенденция. Неточности и расхождения в понятийном аппарате в области социальных выплат, негативно влияют на качество нормативно-правовых актов и осложняют правоприменительную деятельность. Учащаются случаи, когда для обозначения одного и того же явления используются разные слова и словосочетания, что нарушает требование терминологического единства. Законодательство, регулирующее отношения по предоставлению социальных выплат, характеризуется недостаточной терминологической проработкой, отсутствием ясных и точных определений, единообразия применения юридических терминов.

В.С. Андреев в 80-х годах прошлого века аргументировано обосновал идею о том, что все денежные выплаты нуждающимся гражданам, не являющиеся пенсиями, следует относить к пособиям [2, с. 18]. В тот период времени законодательство о социальном обеспечении не предусматривало других денежных выплат кроме пенсий и пособий. Компенсации впервые появляются в социально-обеспечительном законодательстве в 90-х гг. ХХ в. [19, 17, 14]. В тот же период законодательное оформление получает такой вид социальных выплат, как субсидии [18, 16].

Каждый вид социального обеспечения и обслуживания как понятийная категория имеет общие, родовые признаки, позволяющие отличать его от иных денежных выплат и услуг, не относящихся к социальному обеспечению (заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат в трудовом праве, выплат по возмещению ущерба и т.п.) Одновременно, наряду с указанными признаками, конкретным видам социального обеспечения и обслуживания присущи специфические признаки в зависимости от той роли и целевого назначения видов обеспечения, которые они выполняют в сфере распределения общественных фондов потребления [25, с. 16].

Рассмотрение пособий как самостоятельного вида социального обеспечения является общепризнанным в науке, их отличие от пенсий и денежная форма предоставления позволяют характеризовать пособия как социальную выплату.

Е.Е. Мачульская определяет пособие как краткосрочную (еженедельную, ежемесячную, периодическую) или единовременную возмездно-неэквивалентную выплату, назначаемую за счет государственных средств в целях возмещения утраченного заработка или трудового дохода либо частичной компенсации дополнительных расходов при наступлении установленных законом социальных рисков [10, с. 44].

Н.М. Римашевская считает, что пособия входят в состав механизмов, с помощью которых обычно перераспределяются доходы от некоторых финансирующих групп общества (как правило, экономически особенно активных) в пользу получающих подгрупп, т.е. больных, пожилых, нетрудоспособных, безработных, бедных [23].

Таким образом, понятие пособий сложилось в современной науке права социального обеспечения и вобрало в себя ряд характерных признаков. Пособие – социальная выплата, ограниченная временными рамками, имеющая страховой или алиментарный характер, предоставляемая с целью оказания помощи, временно заменяющая утраченный заработок или служащая дополнением к основному источнику средств к существованию.

В.С. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук формулируют следующее определение социально-обеспечительных компенсаций – это предоставления имущественного (натурального) характера, направляемые в адрес нуждающихся граждан с целью оказания им помощи по восстановлению утраченного имущественного положения на основаниях, условиях, в размере и в порядке, установленных действующим законодательством [3, с. 46]. Однако действующее законодательство, на наш взгляд, не дает оснований для рассмотрения компенсационных выплат как натуральной помощи, устанавливая размеры компенсаций в денежных суммах.

И.С. Морозова предлагает рассматривать компенсации как особый правовой механизм, направленный на возмещение причиненного физическому или юридическому лицу ущерба в результате как правомерных, так и противоправных действий контрсубъектов, понесенных расходов, нейтрализацию иных обстоятельств, связанных с ущемлением его интересов [12, с. 101]. Подобный подход не вызывает принципиальных возражений, но не учитывает специфики социально-обеспечительных правоотношений (особый субъектный состав; объективные, независимые от воли граждан, основания возникновения правоотношений).

Н.Л. Смирнова считает, что компенсационные выплаты имеют много общего с пособиями. Сходство устанавливается по следующим признакам: ограничение временными рамками; основания назначения признаются социально-значимыми с точки зрения государства; как и часть пособий, являются социально-алиментарными выплатами; предоставляются с определенными целями [24, с. 62]. Основное отличие – в самой сущности пособий и компенсационных выплат. Практически все компенсации выплачиваются с целью возмещения. Возмещение (частичное) неполучаемой заработной платы в период длительных отпусков без сохранения заработной платы, вызванных временным прекращением работы, или в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и т.д. Пособия выплачиваются с целью оказания помощи в случаях, установленных законом [24, с. 62–63].

Компенсации предусмотрены не только социально-обеспечительным законодательством, но и трудовым законодательством (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неиспользованный отпуск и др.), и гражданским законодательством (компенсация морального вреда, компенсации по вкладам и др.). Но компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства тем, что условием их назначения и выплаты является наступление социальных рисков, а также определение видов и размеров компенсационных выплат в законодательстве, а не в договорном порядке.

Таким образом, компенсации как вид социального обеспечения обладают следующими признаками: предоставляются при наступлении социальных рисков с целью возмещения; виды и размеры компенсаций устанавливаются в законодательстве; носят алиментарный характер.

Т.В. Дергачева дает понятие субсидии как вида государственной социальной помощи и предлагает рассматривать субсидию в качестве безналичной формы расчета с гражданами, предоставляемой при превышении платежей за жилье и коммунальные услуги, потребляемые по социальной норме площади жилья и нормативам потребления коммунальных услуг сверх установленного субъектами РФ уровня от совокупного дохода семьи [6, с. 10].

Действующие правовые нормы предусматривают ответственность за нецелевое использование субсидий в форме возврата всех или части денежных средств, потраченных не по назначению. Эти положения позволяют выделить такой важный признак, отличающий субсидии от других социальных выплат, как целевой характер. При этом важна не только основная цель предоставления – выравнивание материального положения нуждающихся с остальными членами общества, этот признак присущ все видам социального обеспечения. Имеет большое значение конечная цель, которая фиксируется в законодательстве и достижение которой подтверждается путем предоставления необходимых документов. Кроме того, все виды субсидий, установленные российским законодательством, финансируются из бюджетных средств Российской Федерации или ее субъектов без требования встречных предоставлений и могут быть охарактеризованы как алиментарные.

Таким образом, субсидия в праве социального обеспечения – социальная выплата, предоставляемая на безвозмездной основе из бюджетных средств, предназначенная строго для использования в целях, установленных законом.

Ежемесячные денежные выплаты заменили натуральные льготы, но рассматривать их как компенсацию льгот не следует. Льготы в праве социального обеспечения рассматриваются как юридическое средство создания режима благоприятствования для граждан, находящихся в трудной жизненно ситуации: полное или частичное освобождение от исполнения определенных обязанностей [20, с. 8]. Компенсационные выплаты производятся с целью восстановления имущественного положения получателя. Льготы являются заработанными предшествующим трудом привилегиями, а не обстоятельствами, влекущими ухудшение материального положения граждан, требующими компенсации.

Некоторые исследователи полагают, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения [4, с. 99]. Ю.Б. Корсаненкова считает, что материнский (семейный) капитал как по содержанию, так и по условиям предоставления отличается от видов социального обеспечения в денежной или натуральной форме (пенсий, пособий, компенсационных выплат и социальных услуг), так как его можно получить и расходовать только по трем направлениям, строго определенным в законе [9, с. 578].

Однако целевой характер использования не является основанием для рассмотрения этой денежной выплаты в качестве нового вида социального обеспечения. Именно этот признак сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат, как субсидии. Сходными чертами являются безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необоснованном расширении терминологии, используемой законодателем в области социальных выплат. Эти нововведения нельзя рассматривать как продиктованные объективной новизной указанных социальных выплат, поскольку за разнообразными юридическими терминами подчас скрывается единая правовая природа денежных выплат. А.Н. Аверьянов справедливо отмечает, что каждый элемент может существовать в системе, лишь специализируясь, выполняя особые функции, необходимые для эффективного функционирования всей системы в целом [1]. Произвольное введение в законы новых терминов не согласуется с внутренней структурой отрасли права социального обеспечения и препятствует формированию системного правового регулирования социальных выплат.

Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и гражданского процесса

Пензенский государственный педагогический университет. 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 36

Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ключевые слова: понятийный аппарат; социальное обеспечение; социальные выплаты; пособие; компенсация; субсидия

Действующее законодательство о социальном обеспечении подвергается частым хаотичным, бессистемным изменениям, что нарушает логическую связь между правовыми категориями, используемыми законодателем. Законодательству о социальных выплатах как неотъемлемой части социально-обеспечительного законодательства также свойственна эта тенденция. Неточности и расхождения в понятийном аппарате в области социальных выплат, негативно влияют на качество нормативно-правовых актов и осложняют правоприменительную деятельность. Учащаются случаи, когда для обозначения одного и того же явления используются разные слова и словосочетания, что нарушает требование терминологического единства. Законодательство, регулирующее отношения по предоставлению социальных выплат, характеризуется недостаточной терминологической проработкой, отсутствием ясных и точных определений, единообразия применения юридических терминов.

В.С. Андреев в 80-х годах прошлого века аргументировано обосновал идею о том, что все денежные выплаты нуждающимся гражданам, не являющиеся пенсиями, следует относить к пособиям [2, с. 18]. В тот период времени законодательство о социальном обеспечении не предусматривало других денежных выплат кроме пенсий и пособий. Компенсации впервые появляются в социально-обеспечительном законодательстве в 90-х гг. ХХ в. [19, 17, 14]. В тот же период законодательное оформление получает такой вид социальных выплат, как субсидии [18, 16].

Каждый вид социального обеспечения и обслуживания как понятийная категория имеет общие, родовые признаки, позволяющие отличать его от иных денежных выплат и услуг, не относящихся к социальному обеспечению (заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат в трудовом праве, выплат по возмещению ущерба и т.п.) Одновременно, наряду с указанными признаками, конкретным видам социального обеспечения и обслуживания присущи специфические признаки в зависимости от той роли и целевого назначения видов обеспечения, которые они выполняют в сфере распределения общественных фондов потребления [25, с. 16].

Рассмотрение пособий как самостоятельного вида социального обеспечения является общепризнанным в науке, их отличие от пенсий и денежная форма предоставления позволяют характеризовать пособия как социальную выплату.

Е.Е. Мачульская определяет пособие как краткосрочную (еженедельную, ежемесячную, периодическую) или единовременную возмездно-неэквивалентную выплату, назначаемую за счет государственных средств в целях возмещения утраченного заработка или трудового дохода либо частичной компенсации дополнительных расходов при наступлении установленных законом социальных рисков [10, с. 44].

Н.М. Римашевская считает, что пособия входят в состав механизмов, с помощью которых обычно перераспределяются доходы от некоторых финансирующих групп общества (как правило, экономически особенно активных) в пользу получающих подгрупп, т.е. больных, пожилых, нетрудоспособных, безработных, бедных [23].

Таким образом, понятие пособий сложилось в современной науке права социального обеспечения и вобрало в себя ряд характерных признаков. Пособие – социальная выплата, ограниченная временными рамками, имеющая страховой или алиментарный характер, предоставляемая с целью оказания помощи, временно заменяющая утраченный заработок или служащая дополнением к основному источнику средств к существованию.

В.С. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук формулируют следующее определение социально-обеспечительных компенсаций – это предоставления имущественного (натурального) характера, направляемые в адрес нуждающихся граждан с целью оказания им помощи по восстановлению утраченного имущественного положения на основаниях, условиях, в размере и в порядке, установленных действующим законодательством [3, с. 46]. Однако действующее законодательство, на наш взгляд, не дает оснований для рассмотрения компенсационных выплат как натуральной помощи, устанавливая размеры компенсаций в денежных суммах.

И.С. Морозова предлагает рассматривать компенсации как особый правовой механизм, направленный на возмещение причиненного физическому или юридическому лицу ущерба в результате как правомерных, так и противоправных действий контрсубъектов, понесенных расходов, нейтрализацию иных обстоятельств, связанных с ущемлением его интересов [12, с. 101]. Подобный подход не вызывает принципиальных возражений, но не учитывает специфики социально-обеспечительных правоотношений (особый субъектный состав; объективные, независимые от воли граждан, основания возникновения правоотношений).

Н.Л. Смирнова считает, что компенсационные выплаты имеют много общего с пособиями. Сходство устанавливается по следующим признакам: ограничение временными рамками; основания назначения признаются социально-значимыми с точки зрения государства; как и часть пособий, являются социально-алиментарными выплатами; предоставляются с определенными целями [24, с. 62]. Основное отличие – в самой сущности пособий и компенсационных выплат. Практически все компенсации выплачиваются с целью возмещения. Возмещение (частичное) неполучаемой заработной платы в период длительных отпусков без сохранения заработной платы, вызванных временным прекращением работы, или в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и т.д. Пособия выплачиваются с целью оказания помощи в случаях, установленных законом [24, с. 62–63].

Компенсации предусмотрены не только социально-обеспечительным законодательством, но и трудовым законодательством (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неиспользованный отпуск и др.), и гражданским законодательством (компенсация морального вреда, компенсации по вкладам и др.). Но компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства тем, что условием их назначения и выплаты является наступление социальных рисков, а также определение видов и размеров компенсационных выплат в законодательстве, а не в договорном порядке.

Таким образом, компенсации как вид социального обеспечения обладают следующими признаками: предоставляются при наступлении социальных рисков с целью возмещения; виды и размеры компенсаций устанавливаются в законодательстве; носят алиментарный характер.

Т.В. Дергачева дает понятие субсидии как вида государственной социальной помощи и предлагает рассматривать субсидию в качестве безналичной формы расчета с гражданами, предоставляемой при превышении платежей за жилье и коммунальные услуги, потребляемые по социальной норме площади жилья и нормативам потребления коммунальных услуг сверх установленного субъектами РФ уровня от совокупного дохода семьи [6, с. 10].

Действующие правовые нормы предусматривают ответственность за нецелевое использование субсидий в форме возврата всех или части денежных средств, потраченных не по назначению. Эти положения позволяют выделить такой важный признак, отличающий субсидии от других социальных выплат, как целевой характер. При этом важна не только основная цель предоставления – выравнивание материального положения нуждающихся с остальными членами общества, этот признак присущ все видам социального обеспечения. Имеет большое значение конечная цель, которая фиксируется в законодательстве и достижение которой подтверждается путем предоставления необходимых документов. Кроме того, все виды субсидий, установленные российским законодательством, финансируются из бюджетных средств Российской Федерации или ее субъектов без требования встречных предоставлений и могут быть охарактеризованы как алиментарные.

Таким образом, субсидия в праве социального обеспечения – социальная выплата, предоставляемая на безвозмездной основе из бюджетных средств, предназначенная строго для использования в целях, установленных законом.

Ежемесячные денежные выплаты заменили натуральные льготы, но рассматривать их как компенсацию льгот не следует. Льготы в праве социального обеспечения рассматриваются как юридическое средство создания режима благоприятствования для граждан, находящихся в трудной жизненно ситуации: полное или частичное освобождение от исполнения определенных обязанностей [20, с. 8]. Компенсационные выплаты производятся с целью восстановления имущественного положения получателя. Льготы являются заработанными предшествующим трудом привилегиями, а не обстоятельствами, влекущими ухудшение материального положения граждан, требующими компенсации.

Некоторые исследователи полагают, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения [4, с. 99]. Ю.Б. Корсаненкова считает, что материнский (семейный) капитал как по содержанию, так и по условиям предоставления отличается от видов социального обеспечения в денежной или натуральной форме (пенсий, пособий, компенсационных выплат и социальных услуг), так как его можно получить и расходовать только по трем направлениям, строго определенным в законе [9, с. 578].

Однако целевой характер использования не является основанием для рассмотрения этой денежной выплаты в качестве нового вида социального обеспечения. Именно этот признак сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат, как субсидии. Сходными чертами являются безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необоснованном расширении терминологии, используемой законодателем в области социальных выплат. Эти нововведения нельзя рассматривать как продиктованные объективной новизной указанных социальных выплат, поскольку за разнообразными юридическими терминами подчас скрывается единая правовая природа денежных выплат. А.Н. Аверьянов справедливо отмечает, что каждый элемент может существовать в системе, лишь специализируясь, выполняя особые функции, необходимые для эффективного функционирования всей системы в целом [1]. Произвольное введение в законы новых терминов не согласуется с внутренней структурой отрасли права социального обеспечения и препятствует формированию системного правового регулирования социальных выплат.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ОБЩ Задание 23-24.doc

ТЕМА: Человек и общество.

Внимательно изучите диаграмму и ответьте на вопросы.

1. Какой ответ выбрали большинство опрошенных?

2. Какой фактор опрошенные сочли наименее важным?

3.Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к ближайшему окружению человека?

4.Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к опосредованному окружению человека?

5.Сделайте вывод о том, какую группу факторов социализации опрошенные считают наиболее важной в формировании личности?

ТЕМА: Человек и общество.

Внимательно изучите диаграмму и ответьте на вопросы.

1. Какой ответ выбрали большинство опрошенных?

2. Какой фактор опрошенные сочли наименее важным?

3.Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к ближайшему окружению человека?

4.Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к опосредованному окружению человека?

5.Сделайте вывод о том, какую группу факторов социализации опрошенные считают наиболее важной в формировании личности?

ТЕМА: Человек и общество.

В стране Б. социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какой фактор вы считаете определяющим в формировании социального статуса личности? Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные гистограммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1)Удача и везение, по мнению опрошенных, меньше всего влияют на формирование социального статуса личности.

2)Около четверти опрошенных в качестве определяющего фактора назвали уровень образования личности.

3)Тех, кто считает, что определяющим фактором является уровень доходов личности, среди опрошенных больше, чем тех, кто отметил уровень образования.

4)На пятое место среди факторов, влияющих на формирование социального статуса личности, опрошенные поставили удачу и везение.

5)Уровни доходов и образования личности, по мнению опрошенных, являются более эффективными факторами, чем собственные усилия личности.

ТЕМА: Человек и общество.

В стране Б. социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какой фактор вы считаете определяющим в формировании социального статуса личности? Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные гистограммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1)Удача и везение, по мнению опрошенных, меньше всего влияют на формирование социального статуса личности.

2)Около четверти опрошенных в качестве определяющего фактора назвали уровень образования личности.

3)Тех, кто считает, что определяющим фактором является уровень доходов личности, среди опрошенных больше, чем тех, кто отметил уровень образования.

4)На пятое место среди факторов, влияющих на формирование социального статуса личности, опрошенные поставили удачу и везение.

5)Уровни доходов и образования личности, по мнению опрошенных, являются более эффективными факторами, чем собственные усилия

ТЕМА: Духовная сфера общества.

Проанализируйте данные диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1)Более половины опрошенных считает, что самыми характерными отрицательными чертами нравственного климата в обществе являются безразличие людей друг к другу и ложь, лицемерие, подлость.

2)Большее число опрошенных в качестве отрицательной черты нравственного климата в обществе отметило ложь, лицемерие и подлость.

3)На первое место среди отрицательных черт нравственного климата в обществе вышли курение, алкоголизм, наркомания.

4)Последнее место среди отрицательных черт нравственного климата в обществе заняли коррупция, а также пошлость и разврат.

5)На одном месте среди отрицательных черт нравственного климата в обществе стоят курение, алкоголизм, наркомания и ложь, лицемерие, подлость.

ТЕМА: Духовная сфера общества.

Проанализируйте данные диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1)Более половины опрошенных считает, что самыми характерными отрицательными чертами нравственного климата в обществе являются безразличие людей друг к другу и ложь, лицемерие, подлость.

2)Большее число опрошенных в качестве отрицательной черты нравственного климата в обществе отметило ложь, лицемерие и подлость.

3)На первое место среди отрицательных черт нравственного климата в обществе вышли курение, алкоголизм, наркомания.

4)Последнее место среди отрицательных черт нравственного климата в обществе заняли коррупция, а также пошлость и разврат.

5)На одном месте среди отрицательных черт нравственного климата в обществе стоят курение, алкоголизм, наркомания и ложь, лицемерие, подлость.

ТЕМА: Духовная сфера общества.

Компенсационные пособия положены лицам, которые по каким-либо причинам утратили работоспособность. Для помощи этим гражданам государство выплачивает некоторые суммы, размер которых зависит от социальной группы получателя и других обстоятельств. Также следует понимать, в чем отличие региональных и федеральных социальных выплат — они могут различаться как размерами, так и условиями получения.

Федеральные и региональные социальные выплаты

Варианты пособий

Социальные выплаты представляют собой денежные пособия, которые выплачиваются гражданам в период их нетрудоспособности, а также нуждающимся в регулярной финансовой помощи (например, малоимущим семьям). Они могут быть регулярными (ежемесячными, ежегодными) и единовременными (выплачиваются только раз), различаются по суммам и целям (компенсация или поддержка).

Претендовать на пособия могут наиболее незащищенные группы граждан:

Военные, участники ВОВ и боевых действий,

  1. Военные, участники ВОВ и боевых действий, семьи последних.
  2. Герои труда СССР и РФ.
  3. Пенсионеры, инвалиды, дети-сироты.
  4. Нетрудоспособные или безработные лица, уволенные по сокращению.
  5. Малообеспеченные или многодетные семьи, беременные женщины, родители-одиночки и опекуны несовершеннолетних детей.
  6. Пострадавшие при Чернобыльской и подобных авариях, ликвидаторы катастрофы.

При подаче заявления на выплату пособия каждый случая рассматривается отдельно, после чего решается вопрос назначения.

Важное различие

Все пособия делятся на федеральные и региональные. Первые выплачиваются на равных условиях всем гражданам России вне зависимости от их места жительства, вторые — только проживающим в конкретном регионе.

Федеральные выплаты — это суммы, которые выплачиваются всем россиянам вне зависимости от места проживания.

Федеральные выплаты

Они назначаются:

  1. Гражданам, имеющим общегосударственный статус: например, инвалиды и ветераны, безработные и т. д.
  2. Гражданам, имеющим определенные заслуги перед государством: например, Герой РФ.

Средства выделяются из федерального бюджета, их распределением занимаются соответствующие ведомства и министерства. В некоторых областях (например, на Крайнем Севере и в приравненных к нему местах) существуют региональные коэффициенты, которые увеличивают сумму федерального пособия, но не меняют условий получения.

Региональные выплаты назначаются только наиболее нуждающимся жителям конкретного региона. Они выплачиваются из местной казны и различаются размером и условиями. При этом региональные выплаты могут отсутствовать вовсе или выплачиваться на отличных условиях. Например, все регионы должны помогать многодетным семьям. По закону речь идет о семьях, в которых трое и более детей, но в ряде мест (Ингушетии, Тыва, Марий Эл, Красноярском крае, Сахалинской области и других) помощь получат только семьи, в которых 4−5 и более малышей.

Пример выплат

При рождении третьего ребенка семья получает статус многодетной, но никаких особых федеральных доплат не получает (кроме стандартных, положенных за рождение ребенка). Но в некоторых районах имеются региональные выплаты:

Региональные выплаты на ребенка

  1. В Волгоградской области семья получит 70 тысяч рублей.
  2. В Саратове и Башкирии — по 100 тысяч.
  3. В Краснодарском и Пермском краях — 110 и 130 тысяч соответственно.

Но эти средства получат только семьи, прожившие в регионе не менее 5 лет и имеющие местную прописку.

Социальные пособия — это деньги, которые государство выплачивает некоторым категориям граждан. Речь идет о нетрудоспособных или малообеспеченных лицах. Выплаты могут быть федеральными, на них могут претендовать все граждане РФ, и региональными — последние получат только жители определенных регионов в зависимости от местного закона.

Читайте также: