Как сдать декларацию енвд если ип закрыто

Обновлено: 28.06.2024

Декларацию по ЕНВД налогоплательщики сдают четыре раза в год по итогам квартала. В статье расскажем о сроках сдачи декларации, изменениях на 2020 год, о расчете налога и заполнении декларации, штрафах и нулевках.

Содержание статьи:

Последнюю декларацию по ЕНВД нужно сдать по итогам 4 квартала 2020 года. С 1 января 2021 вмененку отменят по всей стране. Выберите новый налоговый режим с помощью нашего бесплатного калькулятора. Если вы собираетесь переходить с ЕНВД на другой налоговый режим, прочитайте нашу статью — мы собрали в ней ответы на самые популярные вопросы по системам налогообложения. Не нашли ответа на свой вопрос? Задайте его в комментариях, обязательно ответим.

Способы сдачи декларации

Возможны три способа сдачи отчета:

  • его сдает в налоговую непосредственно сам руководитель фирмы, или его официально доверенное лицо, или индивидуальный предприниматель;
  • на почту заказным письмом (стандартно для таких документов должно быть уведомление и опись вложения);
  • в электронном виде через интернет: с помощью сервиса ФНС или оператора ЭДО.

Переходите с ЕНВД? Подключите Контур.Бухгалтерию

Скидка 45% в ноябре: 7 590 р. вместо 13 800 р. за год работы





Сроки и место сдачи декларации по ЕНВД


Сдавать ЕНВД нужно до 20-го числа месяца, который идет за последним месяцем отчетного квартала.

Отчет за 1 квартал 2020 года — до 20 апреля 2020 (20 число приходится на субботу, поэтому срок сместился на понедельник 22-го).

Отчет за 2 квартал 2020 года — до 20 июля 2020.

Отчет за 3 квартал 2020 года — до 20 октября 2020.

Отчет за 4 квартал 2020 года — до 20 января 2021.

Уплатить налог на вмененный доход надо до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Декларацию по ЕНВД сдают в налоговую по месту регистрации бизнеса или по месту фактического нахождения. Например, у частных грузоперевозчиков рабочее место постоянно перемещается.

В бухгалтерском календаре от Контур.Бухгалтерии вы можете посмотреть, какие налоги нужно уплатить в текущем месяце и прочитать, как это сделать.

Декларация по ЕНВД с 1 января 2020 года

Еще в 2017 году в декларации появился раздел № 3 с расчетом страховых взносов, уменьшающих налог. Помните, что компаниям нельзя уменьшать сумму более чем наполовину, однако ИП без сотрудников могут даже обнулить налог и совсем его не платить.

Чтобы ИП могли отразить в декларации налоговый вычет за покупку онлайн-кассы, налоговики разработали новую форму отчетности. Ее утвердил приказ ФНС от 26 июня 2018 г. N ММВ-7-3/414@.

Тратить много времени на изучение новой формы не придется. Бланк остался прежним, но пополнился дополнительным разделом. Раздел 4 ввели для отражения расходов на покупку, установку и настройку онлайн-ККТ предпринимателями. Напомним, что 1 июля 2019 года окончился переход на онлайн-кассы, поэтому в обновлении формы есть необходимость. При покупке кассовой техники в этом разделе нужно отразить:

  • наименование модели приобретенной кассы;
  • заводской номер кассы;
  • регистрационный номер, полученный от налоговой;
  • дата регистрации кассы в инспекции;
  • расходы на покупку, установку и настройку — к вычету можно принять расходы в сумме не более 18 000 рублей на одну кассу.

Декларация по ЕНВД за 1 квартал

Отчетный период по вмененному налогу — квартал. Поэтому уже в апреле 2020 года надо снова сдавать отчет. Общепринятый срок сдачи — 20-е число месяца, следующего за отчетным кварталом. В 2020 году 20 апреля приходится на понедельник, поэтому срок не переносится. Заплатить налог надо не позже 25 апреля.

Имейте в виду, что даже если вы не покупали онлайн-кассу и у вас нет возможности применить вычет — вы обязаны использовать новый бланк отчетности. Не забывайте, что с 2020 года действуют повышенные коэффициенты дефляторы, К1 равен 2,005, а значение К2 уточните в местной налоговой.

На титульном листе укажите в поле отчетный год — 2020, а в коде налогового периода — 21 для первого квартала. При реорганизации или ликвидации организации во втором квартале укажите код периода 51.

Декларация по ЕНВД за 2 квартал

Второй отчет в 2020 году подготовьте за период апрель-июнь. Общепринятый срок сдачи — 20-е число месяца, следующего за отчетным кварталом. В этом году 20 июля выпадает на понедельник, поэтому срок не переносится. Сдать декларацию можно в электронной или бумажной форме. На бумаге отчет можно отнести в налоговую лично, передать с представителем или отправит по почте. Заплатить налог надо до 25 июля.

Не забывайте применять новый коэффициент дефлятор К1, который равен 2,005 в этом году. Новые значения К2 спросите в местной ИФНС.

На титульном листе укажите в поле отчетный год — 2020, а в коде налогового периода — 22 для второго квартала. При реорганизации или ликвидации организации во втором квартале укажите код периода 54.

Декларация по ЕНВД за 3 квартал

Не забывайте применять коэффициент дефлятор К1, который равен 2,005 в этом году. Значения К2 уточните в местной ИФНС.

На титульном листе укажите в поле отчетный год — 2020, а в коде налогового периода — 23 для третьего квартала. При реорганизации или ликвидации организации в третьем квартале укажите код периода 55.

Декларация по ЕНВД за 4 квартал

Не забывайте применять коэффициент дефлятор К1, который равен 2,005 в этом году. Значения К2 уточните в местной ИФНС.

На титульном листе укажите в поле отчетный год — 2020, а в коде налогового периода — 24 для четвертого квартала. При реорганизации или ликвидации организации в четвертом квартале укажите код периода 56.

Из каких разделов состоит ЕНВД

Декларация по ЕНВД состоит из титульного листа и четырех разделов. ИП на ЕНВД, которые желают получить вычет на кассу должны заполнить все разделы.

На всех листах декларации, указываются ИНН и КПП компании. Если организация одновременно состоит на учете по месту расположения обособленного подразделения (филиала) и по тому месту, где она ведет деятельность, облагаемую налогом на вмененный доход, то в декларации нужно указать КПП, присвоенный компании как плательщику этого налога, а не КПП филиала.

В титульном листе не произошло изменений. Его нужно заполнить по старым правилам. Указать основную информацию о бизнесе: название или ФИО, налоговый период, отчетный код, код по месту представления, каким ОКВЭД соответствует ваш бизнес и т.п.

Первый раздел обычно заполняют в последнюю очередь. Он отражает обязательства по уплате ЕНВД в бюджет.

Во втором разделе нужно рассчитать сумму налога. Второй раздел заполняется отдельно для каждого вида деятельности и по каждому ОКТМО. Укажите в разделе 2 адрес работы, код ЕНВД, базовую доходность и коэффициенты К1 и К2. По строкам 070-090 укажите величину физического показателя по месяцам квартала. Укажите ставку налога 15% (или меньше, если в вашем регионе введены льготы) и рассчитайте налог за квартал.

В третьем разделе указывается финансовая информация по бизнесу, страховые взносы. Тут нужно объединить сведения из второго и четвертого раздела, чтобы подсчитать итоговую сумму налога. Сначала налог уменьшается на страховые взносы, а затем на вычет за покупку кассы.

Четвертый раздел нужно заполнить для каждой единицы ККТ, приобретенной для работы на ЕНВД. Сумма расходов на приобретение экземпляра ККТ принимается к вычету и указывается в строке 040 Раздела 3.

Как рассчитать ЕНВД

Для расчета налога используется следующая формула:

Сумма налога = Налоговая база × Налоговая ставка.

Для расчета налоговой базы (суммы вмененного дохода) используется следующая формула:

Вмененный доход за месяц = Базовая доходность × К1 × К2 × Физический показатель

Базовая доходность определяется по типу бизнеса согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ. Там же можно найти физические показатели по ЕНВД.

Физический показатель зависит от вида деятельности. Если вы оказываете бытовые услуги и являетесь ИП, то ваш физический показатель — это сотрудники. А для предпринимателя на своем автобусе, который перевозит пассажиров, физический показатель — это посадочные места в авто. Соответственно, налоговая база будет другой.

Что касается корректировочных коэффициентов-дефляторов К1 и К2, то их можно посмотреть в Приказе от 30.10.2018 № 595 (K1) и в решении местного органа власти по месту регистрации бизнеса (K2). К1 с 2020 года увеличился до 2,005.

Нулевая декларация по ЕНВД

Даже если компания/ИП не вели никакой деятельности в отчетном квартале, сдавать пустую (нулевую) ЕНВД не стоит. Налог вам все равно начислят, но за последний период, когда была ненулевая отчетность.

Дело в том, что налог рассчитывается на основе физического показателя, а не фактического дохода. Отсутствие физических показателей — повод сняться с учета, а не отказываться от уплаты налога. Даже если плательщик какое-то время не работал по ЕНВД, он должен сдать декларацию с указанием суммы налога, исчисленной на основе физического показателя и нормы доходности.

Штраф за декларацию ЕНВД 2020

Согласно п 1. ст. 80 НК РФ, плательщики ЕНВД должны сдавать отчет по налогу каждый квартал, то есть четыре раза в год. Если декларацию за 1 квартал 2020 года сдать позднее 20 апреля 2020, то, согласно ст. 119 НК РФ, организация может получить штраф в размере 5 % от суммы налога. Штраф — 5 % от не уплаченной вовремя суммы ЕНВД на основании налоговой декларации за каждый полный/неполный месяц со дня, в который нужно было эту декларацию представить.

Пример: налогоплательщик сдал декларацию за 1 квартал 2020года на три дня позже. Сумма к уплате по декларации — 30 000 рублей. Тогда штраф будет 1 500 рублей.

Готовьте и подавайте ЕНВД через интернет в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. Декларация формируется автоматически на основе вашего учета и проходит проверку перед отправкой. Избавьтесь от рутины, сдавайте отчеты и пользуйтесь поддержкой экспертов нашего сервиса. Первые две недели работы бесплатно. Для новых ООО подарок — 3 бесплатных месяца работы и отправки отчетности.

Декларацию по ЕНВД налогоплательщики сдают четыре раза в год по итогам квартала. В статье расскажем о сроках сдачи декларации, изменениях на 2021 год, о расчете налога и заполнении декларации, штрафах и нулевках.


Если индивидуальный предприниматель хочет прекратить деятельность, это необходимо сделать по определенным правилам. Иначе последуют санкции со стороны налоговиков и других контролирующих органов. Рассказываем, как правильно закрыть ИП.

Содержание статьи

Основания для закрытия ИП

Например, предприниматель решил закрыть бизнес или изменить форму собственности для своего дела. Он пишет заявление о прекращении работы под статусом индивидуального предпринимателя. После этого ИП снимают с регистрационного учета.

Но существуют другие основания:

  1. Смерть человека. С учета снимают после справки из загса.
  2. Решение суда. Здесь есть несколько вариантов. Это банкротство, запрет заниматься бизнесом со стороны правоохранительных органов, требования ФНС из-за нарушения налогового законодательства.
  3. Решение налоговиков. Если не платить налоги и взносы в течение 15 месяцев, то ИП закроют контролирующие органы.
  4. Окончание срока проживания в России. Это правило действует для иностранцев, которые занимаются бизнесом на территории РФ.

Если ИП добровольно хочет прекратить работу, то необходимо выполнить определенные действия.

1. Рассчитать и уволить сотрудников

Если ИП выступает в качестве работодателя, то при закрытии необходимо соблюдать требования закона о защите прав сотрудников:

Уведомление службы занятости

Это требование закона, а не Трудового кодекса, так как государство контролирует ситуацию с количеством безработных. Поэтому предприниматель обязан сообщить в Службу занятости о сокращении сотрудников. Это нужно сделать за 2 недели до увольнения. Закон разрешает подать уведомление в свободной форме. В документе указывают должность, квалификацию, специальность и зарплату.

Предупреждение сотрудников

По закону, организация предупреждает сотрудника о сокращении за 2 месяца, но для ИП это правило не действует. Поэтому важно этот момент заранее закрепить в трудовом договоре. Например, установить срок в 2 недели.

Затем издают приказ о прекращении действия трудового договора. Для этого проще использовать стандартную форму № Т-8.

Форма Т-8

Затем делают отметку об увольнении в трудовой книжке и карточке сотрудника. В последний рабочий день сотрудникам выдают справку о стаже СЗВ-СТАЖ, справку о доходах 2-НДФЛ, трудовую книжку и справку СТД-Р, если попросит сотрудник.

И самое главное, сотрудникам обязательно выплачивают зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и другие начисления по трудовому договору.

2. Уплатить взносы и сдать отчеты

Не стоит забывать, что при закрытии за сотрудников обязательно платят взносы и налоги. Для этого отправляют документы в контролирующие органы:

РСВ и 6-НДФЛ для Федеральной налоговой службы.
Форма 4-ФСС для Фонда социального страхования.
Формы СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД для Пенсионного фонда России.

Взносы необходимо уплатить в течение 15 дней после увольнения сотрудников. К тому же, надо подать заявление, что работодатель снимается с учета. Это делают через личный кабинет в ФСС. Бланк для заявления можно скачать на сайте Фонда социального страхования.

3. Снять с учета ККТ (онлайн-кассу)

По закону предприниматель должен обратиться к налоговикам, если он потерял кассовый аппарат или передал в пользование другому лицу. В случае закрытия ИП сотрудники ФНС обязаны автоматически снять онлайн-кассу после появления отметки в ЕГРИП. Но если предприниматель хочет убедиться, что кассу точно снимут с учета, то надо написать заявление в ФНС. Это делают в налоговой инспекции, на сайте службы или через личный кабинет оператора фискальных данных.

4. Уничтожить печать

Индивидуальные предприниматели имеют право работать без печати, но некоторые ее используют. Когда статус ИП закрыт, то печать становится недействительной. Но ее могут использовать мошенники, и тогда у правоохранительных органов могут появиться вопросы. Поэтому лучше ее уничтожить.

Это можно делать самостоятельно. Но придется издать приказ об уничтожении печати, составить акт и все это сделать в присутствии специальной комиссии. В комиссию могут входить любые люди. Например, родственники, друзья или сотрудники. Акт и приказ нужно обязательно сохранить. Все документы заполняются в свободной форме. Главное, не забыть указать номер печати или штампа и фио членов комиссии.

Печать может уничтожить и сторонняя организация. Но это сделают за дополнительные деньги. В этом случае попросят заявление, документы ИП и выписку из ЕГРИП. После уничтожения печати, нужно обязательно забрать акт.

5. Закрыть все дела с партнерами и контрагентами

Это одна из самых важных вещей в процессе закрытия ИП. Необходимо прекратить все договоры и оплатить все задолженности перед контрагентами. Это важно сделать, потому что индивидуальный предприниматель отвечает за долги собственным имуществом.

Например, организатор концертов заказал рекламу на билбордах и smm-продвижение в рекламном агентстве. За все работы он должен заплатить 100 тысяч рублей. Если он не рассчитается за эту работу и закроет ИП, то агентство имеет право подать в суд. Скорее всего, это приведет к аресту банковских счетов, а приставы могут забрать часть имущества. Но если контрагенты готовы ждать, то можно вернуть деньги и после закрытия ИП.

Необходимо добиться и того, чтобы контрагенты оплатили все долги перед ИП. Просто физическому лицу будет сложнее это сделать. Потому что дела будет рассматривать обычный суд, а индивидуальный предприниматель имеет право сразу обратиться в арбитражный суд. Это более компетентный орган в денежных спорах.

6. Подготовить пакет документов для налоговой

Придется предоставить документы в налоговую, а именно в отделение, где проходила регистрация ИП. Для этого заполняют форму № Р26001.

Заявление о закрытии ИП

Форму заполняют ручкой или на компьютере. В разделе 3 ничего писать не нужно, а раздел 4 заполняется, если заявление подает представитель ИП. При этом у него должна быть доверенность, которую заверили у нотариуса. Подпись предпринимателя тоже должна быть заверена, кроме случая, когда он передает документы сам и подтверждает личность паспортом.

Нужно оплатить Госпошлину в 160 рублей. Ее можно сформировать на сайте ФНС. Еще в правилах написано, что нужно предоставить справку в ПФР, что предприниматель вел персонифицированный учет. Но на практике налоговики делают это самостоятельно в рамках межведомственного обмена документами.

Для подачи документов есть несколько способов:

  • Самостоятельно в отделении ФНС. Обязательно возьмите с собой паспорт.
  • Через доверенное лицо. Его полномочия нужно обязательно заверить у нотариуса.
  • Почтой. Не забудьте объявить стоимость и сделать опись документов. Подпись предпринимателя должна быть заверенной у нотариуса.
  • Сайт ФНС или портал Госуслуги. Понадобится квалифицированная электронная подпись.
  • В МФЦ. Самостоятельно или через представителя.

Если в документах нет ошибок, а у налоговиков не появились вопросы, то в течение 5 рабочих дней налоговики высылают уведомление о снятии с учета и запись в ЕГРИП. В целом, нужно сказать, что контролирующие органы спокойно смотрят на закрытие ИП и не подозревают заранее предпринимателя в чем-то. Проблемы будут только, если не оплатить взносы и налоги.

7. Закрыть расчетный счет

Это довольно просто сделать — достаточно написать в свой банк через личный кабинет и представители банка пришлют бланк для заявления. После этого счет закроют.

8. Уплатить взносы

Все индивидуальные предприниматели платят фиксированные взносы:

Обязательное пенсионное страхование — 32 448 рублей.
Обязательное медицинское страхование — 8426 рублей.

Когда закрывают ИП, есть 15 календарных дней после снятия с учета, чтобы уплатить страховые взносы. Если предприниматель проработал не весь год, то сумма уменьшается пропорционально количеству отработанных дней. Используйте калькулятор страховых взносов, чтобы узнать точную сумму. Еще придется заплатить 1% с суммы, которая приносила доход в 300 000 рублей.

9. Заплатить налоги и сдать отчетность

Сроки для сдачи отчетности зависят от систем налогообложения:

ИП должен обязательно заплатить налоги. Если прекратите бизнес и останетесь должны, то контролирующие органы не оставят вас в покое. Все долги переходят на физическое лицо. Их взыщут с помощью судебных приставов или через процедуру банкротства. А после этого могут запретить заниматься бизнесом на 5 лет.

Юрист в сфере HoReCa Юлия Вербицкая рекомендует применять небольшие хитрости, чтобы снизить налоги:

А Марат Самитов рекомендует еще один лайфхак:

Кстати, в ПланФакте мы писали про законные способы сокращения налогов на УСН. Прочитайте и используйте их, чтобы улучшить финансовое положение бизнеса.

10. Обязательно хранить документы

Многие предприниматели ошибочно думают, что закрыли статус индивидуального предпринимателя, и можно обо всем забыть, но это не так. Налоговые документы и книги учета и расходов необходимо хранить еще 4 года после закрытия ИП. Дело в том, что налоговики имеют право задать вопросы или попросить пояснения в любой момент. Например, ваш контрагент попал под подозрения, и инспекторы начали проверку всех сделок.

Документы кадрового учета хранят в течение 50 лет. Это трудовые договоры, приказы о приеме на работу или увольнении, личные дела, карточки сотрудников, ведомости по начислению зарплаты.

Как узнать, что статус ИП закрыт

На сайте ФНС есть специальный раздел для уточнения информации. Достаточно выбрать регион, ввести ИНН или ФИО, чтобы узнать о состоянии статуса индивидуального предпринимателя.

Как закрыть ИП, если не велась деятельность

В этом случае нет принципиальных отличий. Нужно уплатить все взносы, налоги и сдать отчеты. И уже потом выполнить весь порядок действий, который описан в этой статье.

Какие ошибки чаще всего допускают при закрытии ИП

Главные ошибки связаны с тем, что люди не платят взносы и налоги. Многие считают, что этого не нужно делать, раз предприниматель прекратил свою деятельность. Вторая распространенная ошибка — потеря документов. Предприниматели в целом часто довольно плохо следят за документооборотом, а после прекращения деятельности тем более. Но это неправильно.

Закрывать ИП самостоятельно или с помощью специалистов

В целом, закрытие ИП — это довольно легкая и стандартная процедура, которую реально сделать самому. Но если у предпринимателя большие обороты и десятки сотрудников, то имеет смысл привлечь специалистов. Например, юристов или бухгалтера. Они помогут рассчитать все налоги и защитят от ошибок в объемной документации.

Сооснователь магазина Ячей Александр Мясников считает, что для закрытия ИП лучше обратиться к специалистам:

Подводя итоги, стоит сказать, что процесс закрытия ИП довольно простой, но сложности появляются, если у предпринимателя работают наемные сотрудники. В этом случае, кроме налогов, придется заплатить и страховые взносы. Поэтому при закрытии лучше проконсультироваться с бухгалтером или юристом.

Итак, давайте подведем итоги. Что нужно сделать, чтобы закрыть ИП без штрафов и санкций:

Единый налог на вмененный доход уходит в прошлое – в 2020 году его можно применять в последний раз. Малый бизнес надеялся, что вмененку продлят, но этого не случилось. А после карантина из-за коронавируса перед многими предпринимателями стоит выбор – переходить на другой налоговый режим или прекращать деятельность. Статистика говорит о том, что некоторые из них выбирают второй вариант. Для них будет актуальна наша сегодняшняя тема – заполнение декларации ЕНВД при закрытии ИП.

Есть ли особенности

Что касается срока, в который подается декларация ЕНВД при прекращении деятельности ИП, то никаких особенностей правилами также не предусмотрено. Это значит, что гражданин должен подать отчет в стандартный срок – до 20 числа месяца, следующего за кварталом снятия с учета. Например, если предприниматель завершил деятельность в III квартале 2020 года, то в последний раз отчитаться по ЕНВД он должен не позднее 20 октября.

Порядок заполнения

Разберем порядок формирования декларации при закрытии ИП в 2020 году на примере и приведем образец заполнения.

Предприниматель из города Шатуры Московской области Захарова Анна Петровна предоставляла парикмахерские услуги в небольшом салоне. Этот вид деятельности относится к оказанию бытовых услуг. В июле 2020 года она решила прекратить работу и 20 числа была снята с учета как ИП. Своих сотрудников она уволила еще во II квартале, поэтому взносы на их страхование в июле уже не платила. За себя же в этом месяце ей необходимо было доплатить 5 000 рублей, так как остальная сумма страховых взносов была выплачена ранее.

В таблице перечислим все данные, которые необходимы для заполнения декларации ЕНВД при закрытии ИП в 2020 году.

Таблица 1. Сведения для составления декларации по ЕНВД

Параметр Значение Где взять
Физический показатель (ФП). Для оказания бытовых услуг это количество работников, включая ИП 1 (ИП Захарова в III квартале работала без сотрудников) Статья 346.29 НК РФ
Базовая доходность (БД) – вмененный доход на единицу физического показателя. 7 500
Коэффициент-дефлятор K1. Корректирует доход в зависимости от уровня инфляции 2,005 Приказ Минэкономразвития от 10.12.2019 № 793
Понижающий коэффициент K2. Устанавливается органами муниципальной власти. 0,8 Решение Совета депутатов Шатурского района от 07.12.2016 № 3-07/325
Количество дней в месяце закрытия (К дней) 31
Количество отработанных дней (К отр дней) 20
Ставка ЕНВД 15% (может быть уменьшена по решению местных властей) Статья 346.31 НК РФ

Налог за не полностью отработанный месяц считается по формуле:

ФП х БД х K1 х K2 х Ставка / К дней х К отр дней.

Сумму ЕНВД можно уменьшить на страховые отчисления, которые были произведены в отчетном квартале. Предприниматель из примера без сотрудников, поэтому вычтет из суммы налога все уплаченные за себя взносы. Если бы работники были, налог за счет этого вычета можно было бы снизить только наполовину.

Далее рассмотрим, как сформировать декларацию по ЕНВД при закрытии ИП Захаровой и представим образец заполнения. Порядок таков – первый лист, раздел 2, раздел 3 и раздел 1. Раздел 4 не заполняется, так как он в 2020 году не актуален.

Титульный лист

На первом листе укажем такие параметры:

Раздел 2

В этом разделе рассчитаем сумму налога. В строках укажем такие данные:

Данные для заполнения строк 040-060 нужно взять из Таблицы 1.

В строке 070 сведения заносятся по графам:

Строки 080 и 090 в нашем примере не заполняются, так как Захарову сняли с учета в июле.

В строке 100 отразим итоговую базу, в строке 105 – ставку ЕНВД, а в строке 110 – его сумму: 7761×15% = 1164.

Раздел 3

В этом разделе указываются вычеты и рассчитывается сумма налога за квартал, которую нужно уплатить. Строки заполним так:

Раздел 1

Результаты расчета отразим в разделе 1. Тут всего 2 строки:

  • 010 – ОКТМО;
  • 020 – сумма ЕНВД, которую бывший предприниматель должен уплатить за последний квартал (в нашем примере 0).

Готовая ликвидационная декларация при закрытии ИП на ЕНВД подписывается и направляется в ИФНС, в которой предприниматель стоял на учете как плательщик вмененного налога. Способ может быть любым – лично или с представителем (нужна нотариальная доверенность), почтой или в электронном виде с ЭЦП.

Есть такой миф: нет дохода — ИП не работает. Налоговая с этим не согласна. Пока вы не закрыли ИП официально, вы обязаны платить взносы и сдавать декларацию, а то придет штраф.

Чтобы не платить взносы и штрафы за неработающее ИП, держите нашу инструкцию. В этот раз мы разобрались, как закрыть ИП без сотрудников.

Дмитрий Гудович

Решить, когда закрывать ИП

Закрыть ИП можно в любой день: хоть на следующий день после регистрации, в законе ограничений нет. Система налогообложения тоже не играет роли.

Дешевле закрывать ИП сразу, как решили, потому что пока ИП работает, нужно платить взносы.

Разобраться с долгами

После закрытия ИП долг остается, если его не отдать, можно попасть под суд как физлицо. Это как с гражданством: когда человек меняет гражданство, долги в прежней стране никуда не исчезают. Поэтому первая задача — разобраться с обязательствами.


Стрясти деньги без скандала

Разбираться лучше до закрытия ИП. Как только вы теряете статус ИП, банк блокирует переводы с вашего расчетного счета, и вы уже не можете законно расплатиться с партнерами. Придется придумывать схемы оплаты через физлицо.

Вторая задача — наоборот, собрать долги. Если клиенты отдают вам старые долги, а вы закрыли ИП, это незаконное предпринимательство. Налоговой такое не понравится, можно и штраф получить. Чтобы не рисковать, стрясите деньги с клиентов, пока ИП работает.

Закрыть счет

Если с долгами разобрались, пора разбираться с расчетным счетом. В законе нет сроков для закрытия счета, поэтому формально вы вправе закрыть его в любое время.

На практике это не так. Налоговая насторожится, если увидит работающий счет: зачем платить за обслуживание счета, если вы уже не ИП? Если человек готов тратить деньги на банк, значит, планирует получать доход без статуса предпринимателя, а это незаконно.

Чтобы не нервировать налоговую, закройте счет до подачи документов. Сразу после того, как получите деньги от клиентов и расплатитесь с поставщиками.

Если на счете есть деньги, банк их отдаст. Модульбанк отдает деньги при закрытии счета: вы из личного кабинета закрываете счет, указываете реквизиты для перевода, и банк переводит деньги. Ходить никуда не надо.

Оплатить госпошлину

За закрытие ИП надо платить госпошлину, в 2017 году это 160 рублей.


Когда платежка готова, оплачивайте госпошлину: можно оплатить с сайта налоговой или скачать и оплатить через кассу банка. Для оплаты подходит любой российский банк.

Сохраните подтверждение оплаты — квитанцию от банка или выписку из интернет-банка. Налоговая сама проверяет, платили вы или нет, но надежней принести квитанцию с собой.

Заполнить заявление

Следующий шаг — заполнить заявление на закрытие ИП.

Заявление заполняется в одном экземпляре, на компьютере или от руки. Заполнить его — дело на минуту: пишете сведения об ИП, выбираете, как получить документы о закрытии, и заявление готово.

Заявление простое, но вот, что надо знать:

указывать телефон и почту, которыми пользуетесь. Если налоговой что-то не понравится в заявлении, она может позвонить. Вы быстрее решите вопрос, если она до вас дозвонится;

заполнять четвертый пункт, только если подаете заявление через представителя. Вообще заявление можно подать самим или через посредника — бухгалтера, маму или любого другого человека. Главное, это указать в заявлении.

Так выглядит заявление:


Как заполните, распечатайте заявление, но не подписывайте. Подписать можно только в присутствии налоговика, иначе налоговая заявление не примет.

Сдать документы в налоговую

Мы в середине пути, теперь документы надо передать в налоговую. Вот, что понадобится:

  • копия паспорта;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • заявление.

Документы можно подать разными способами, они отличаются сложностью, ценой и надежностью.

Подать документы самому. Документы принимает налоговая по месту регистрации ИП. Если не помните адрес своей инспекции, его можно найти на сайте налоговой.

Сайт показывает адрес и график работы инспекции:

Почтой. Заверяете все документы у нотариуса, отправляете их письмом с объявленной ценностью и описью документов. Письмо может идти две недели, месяц, а может и вовсе потеряться.

Через посредников: интернет-бухгалтерию, МФЦ или маму с папой.

Для посредников понадобятся дополнительные документы: если посредник подает заявление через интернет, нужна электронная подпись; если вживую, то доверенность от нотариуса. Обычно всё это готовят посредники.

На сайте налоговой. Способ подходит, если у вас есть электронная подпись: тогда ходить в налоговую не надо, а все документы загружаются через интернет.

При любом способе подачи документов, налоговая отдает расписку: какой сотрудник забрал документы, какие и когда. Если подаете лично, налоговик отдаст расписку в руки, если через почту — отправит письмом, если через сайт — вы скачаете расписку с электронной подписью.

Храните расписку, пока налоговая не закроет ИП. Если налоговая потеряет документы, вы докажете, что вы их сдавали. Налоговая восстанавливать ничего не будет, но зато не придется платить госпошлину еще раз.

Получить выписку из ЕГРИПа

Чтобы убедиться, что ИП закрыто, надо получить документ от налоговой — выписку из ЕГРИПа. У налоговой пять рабочих дней на выписку, срок считается со следующего дня после подачи документов. Если подали 15 мая, налоговая подготовит выписку к 22 мая.

Выписка выглядит так:


Забывать о выписке нельзя. Налоговая может не закрыть ИП из-за опечатки в отчестве и ждать, пока вы придете за выпиской. Как придете — так и скажет. А вы всё не приходите, ИП работает, долг копится.

Как налоговая передаст выписку, зависит от заявления на закрытие ИП. Если написали, что заберете лично, то отдаст в руки; если через посредника — передаст посреднику, например, юристу Модульбанка.

Оплатить взносы

Если выписка у вас на руках, оплатите страховые взносы: в пенсионный фонд и фонд медстрахования. Время на оплату взносов — 15 дней со дня закрытия ИП.

Сумма взносов фиксированная и зависит от минимального размера оплаты труда. В этом году это 27 990 рублей. Хорошая новость — вы платите взнос не за весь год, а за время работы ИП. Получается, с первого января по последний день ИП — даты, когда вас выписали из ЕГРИПа. Если в выписке 13 мая, платите взносы с 1 января по 13 мая.

Если заработали больше 300 000 рублей за год, надо платить дополнительные взносы: вы считаете 1% от суммы, которую получили на счет, минус 300 000 рублей. Взнос считается также — с первого января по последний день работы.

Взносы можно рассчитать самим или с помощью калькулятора: забиваете период работы, доход, и калькулятор показывает, сколько платить.

Платежку на оплату готовит сайт налоговой. Заходите на сайт и выбираете, как будете платить и за что. На сайте много подсказок: если что-то непонятно, смотрите пояснения.

Вот, что надо написать:

за что платите. Для этого достаточно написать КБК, остальное сайт подставит сам. Для взносов в пенсионный фонд — 182 1 02 02 140 06 1110 160, для медстрахования — 182 1 02 02 103 08 1013 160;

сумму взносов, данные ИП, и квитанция готова.

Платежка готовится так:

Взносы можно оплатить с сайта или распечатать квитанцию и оплатить в кассе любого банка.


Сдать декларацию и заплатить налоги

Последний этап — сдать декларацию и оплатить налоги, срок и порядок отчетности зависит от налогообложения.

Упрощенка. Оплатить налоги и сдать декларацию нужно до 25 числа следующего месяца за датой закрытия ИП. Если закрыли 15 мая, ваш срок — 25 июня.

ЕНВД. Сначала вы подаете заявление о снятии с учета, а потом — сам отчет, и платите налог. Налоговая ждет заявление через пять дней после закрытия ИП, декларацию и налоги — по итогам квартала, в котором зарыли ИП: до 20 числа — декларацию, до 25 — налог.

Если вы закрыли ИП 15 мая, подайте заявление до 20 мая, сдайте декларацию за второй квартал до 20 июля, а до 25 июля заплатите налог.

Патент. Если вы на патенте, вам повезло — ничего подавать в налоговую не надо.

Хранить документы

Если вы получили выписку из ЕГРИПа и рассчитались с налоговой, то всё готово — ИП закрыто. Поздравляем!

Только сохраните документы. Налоговая может прийти с проверкой по налогам, а документов, что вы ничего не должны, нет.

Чтобы не тратить время на разборки, храните выписку о закрытии ИП и всё, что связано с работой: договоры, счета, акты. Еще это ваша обязанность по Налоговому кодексу — хранить документы четыре года.

Открыть ИП заново

Новое ИП можно открыть в любой момент, хоть через день закрытия предыдущего. Специальных условий для повторного открытия нет, поэтому всё придется делать, как в первый раз.

Система налогообложения сохраняется до конца года. Если вы работали на упрощенке 6%, новое ИП тоже будет на упрощенке. Если нужна другая система, придется ждать следующего года.

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

КОРОЧЕ

Что сделать

Заплатить партнерам и получить деньги от них.

Оплатить госпошлину на закрытие ИП.

Написать заявление о закрытии ИП и подать в налоговую.

Заплатить страховые взносы, налоги и отчитаться перед налоговой.

Что надо помнить

Необязательно возиться с документами самим. Поручите это банку или интернет-бухгалтерии.

Нельзя изменить систему налогообложения до конца года. Если открываете новое ИП в тот же год, что и закрывали — система остается.

Читайте также: