Как решать задачи на сцепленное с полом наследование

Обновлено: 13.05.2024

Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов
и наследование, сцепленное с полом
Цель урока: продолжить формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике.
Оборудование: сборники задач по генетике, таблицы по общей биологии.

Оценить 1981 0

Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов

и наследование, сцепленное с полом

Цель урока: продолжить формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике.

Оборудование: сборники задач по генетике, таблицы по общей биологии.

Проверка домашнего задания.

Каков хромосомный механизм определения пола?

В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?

Как называются гены, находящиеся в одной хромосоме?

Раскройте сущность явления наследования, сцепленного с полом?

Сколько групп сцепления у мужчин и женщин?

Что такое кроссинговер? Какую роль он играет в явлении сцепления генов?

Решение генетических задач.

Задача № 1. Доминантные гены катаракты и элиптоцитоза расположены в первой аутосоме. Определите вероятные фенотипы и генотипы детей от брака здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины. Кроссинговер отсутствует.

А – катаракта Р: а b АВ

а – здоровы а b а b

фенотипы в F 1 F 1 АВ а b

Ответ: 50 % детей имеют обе аномалии, 50 % детей здоровы.

Задача № 2. При скрещивании пятнистых нормальношерстных кроликов со сплошь окрашенными ангорскими крольчихами гибриды были пятнистые нормальношерстные. В потомстве от анализирующего скрещивания получено:

52 – пятнистых ангорских;

288 – сплошь окрашенных ангорских;

46 – сплошь окрашенных нормальношерстных;

314 – пятнистых нормальношерстных.

А – пятнистая шерсть Р: АВ а b

а – сплошь окрашенная шерсть а b а b

В – нормальная длина шерсти

b – ангорская шерсть

Р: ○ – сплошь окрашенная ангорская G

□ – пятнистая нормальная шерсть

Н айти: расстояние между генами

окраски и длины (С)

F 1 АВ ab Ab aB

Очевидно, что шерсть нормальной длины доминирует над ангорской, а пятнистая окраска – над сплошной. Гены окраски и длины шерсти сцеплены, так как при расщеплении в анализирующем скрещивании наблюдается неравномерное соотношение фенотипических классов (в отличие от менделеевского 9 : 3: 3: 1 для F 2 в дигибридном скрещивании).

Кроссоверные классы легко определить по меньшей численности или сравнивая классы с исходными родителями. Ясно, что здесь кроссоверные кролики 52 пятнистых ангорских и 46 сплошь окрашенных нормальношерстных. Для определения относительного расстояния между генами окраски и длины шерсти нужно вычислить процент кроссоверных кроликов от всего потомства:

С = (52 + 46) : (52 + 288 + 46 + 314) х 100 % = 14 %

Задача № 3. от родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?

Х D – здоровый Скрытым носителем дальтонизма может быть

Х d – дальтоник только мать, поскольку у отца ген дальтонизма

Р – нормальное зрение проявился бы фенотипически. Следовательно,

F 1 – у всех нормальное генотип матери Х D Х d , а генотип отца – Х D У.

зрение и один мальчик

Х d У Р: Х D Х d Х D У

F 1: Х D Х D : Х D У : Х D Х d : Х d У

здор. здор. здор. дальтоник

Ответ: Р: Х D Х d , Х D У;

F 1: 1 Х D Х D : 1 Х D У : 1 Х D Х d : 1 Х d У.

Задача № 4. Алкогольная зависимость определяется доминантным аутосомным геном (А), а потребность в курении табака – сцепленным с полом рецессивным геном ( b ). Курящий и пьющий мужчина женится на женщине, которая не курит и не пьет. Мужчина гетерозиготен по гену алкоголизма, а женщина гетерозиготна по гену табакокурения.

А. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети со склонностью к алкоголизму?

Б. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению?

В. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению и алкоголизму одновременно?

Г. С какой вероятностью эти дети будут мальчиками?

А – алкогольная зависимость Р: ааХ В Х b АаХ b У

а – отсутствие алкогольной

Х В – отсутствие потребности

Х b – потребность в курении

Р: □ – курящий пьющий

(гетерозиготен по гену F 1:

алкоголизма) ♂ АХ b АУ аХ b аУ

○ – без вредных привычек ♀

(гетерозиготна по гену аХ В АаХ В Х b АаХ В У ааХ В Х b ааХ В У

табакокурения) алк. алк. без вредных без вредных

не куритне куритпривычекпривычек

Найти: F 1 - ? аХ b АаХ b Х b АаХ b У ааХ b Х b ааХ b У

1.склонные к алкоголизму? алк.курит алк. курит курит курит

2 .склонные к курению?

3.склонные к курению

4.□ – с вредными привычками?

Ответ: 50 % потомства склонна к алкоголизму;

50 % - склонны к курению;

25 % детей склонны к курению и алкоголизму;

12,5 % мальчиков с вредными привычками (и пьют и курят).

Задача № 5. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено такое потомство: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами?

А – гладкая поверхность Р: АВ а b

а - морщинистая а b а b

в – неокрашенные G

Р: ♀ глад.окр. х ♂ морщ.неокр.

F 1 4152 – окраш.глад.

152 – неокр.глад. F 1:АВ ab Ab aB

4163 – неокр.морщ. а b а b ab ab

4 152 4163 152 149

Найти: расстояние между окр.гл. неокр.морщ. неокр.гл. окр.морщ.

Всего особей получено в результате

скрещивания – 8616, из них 301 особей

являются кроссоверными. Находим

расстояние между генами окраски и формы

С = (152+149): (8616)х100% = 3,5 % или

Ответ: расстояние между генами составляет 3,5 морганиды.

Задача. Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в Х – хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип?

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Очень необычная игра! Интересные задания,разнооб разные вопросы, отдельно хочется сказать о красочно. Подробнее.

Очень интересная презентация о жизни Александра Невского поможет детям узнать (или вспомнить) событи. Подробнее.

Мне очень понравилась разработка, все этапы урока грамотно выстроены, материал дается в доступной дл. Подробнее.

Очень интересные задания для речевой практики употребления Present Simple. Интересно то, что использ. Подробнее.

Контрольная работа имеет нестандартное построение и интересные задания.Замечательно то, что задания . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

2 Цель урока: формирование умений решать генетические задачи данного типа, применение теоретических знаний на практике.

3 Ген нормальной свёртываемости крови (А) у человека наследуется по доминантному типу и сцеплен с Х-хромосомой. Рецессивная мутация этого гена (а) приводит к гемовилии – несвёртываемости крови. Определить процентную вероятность рождения здоровых детей в молодой семье, если невеста имеет нормальную свёртываемость крови, хотя её родная сестра с признаками гемовилии. У жениха мать страдает этим заболеванием, а отец здоров. Задача 1

4 Дано: Х А - ген нормальной свёртываемости крови Х а - ген гемовилии вероятность рождения здоровых детей -? Схема скрещивания:

5 Дано: Х А - ген нормальной свёртываемости крови Х а - ген гемовилии вероятность рождения здоровых детей -? Р Х А Х а х Х а У - генотип здор. гемов. - фенотип G Х А Х а Х а У F 1 Х А Х а Х А У Х а Х а Х а У здор. здор. гемов. гемов Схема скрещивания: 50% Ответ: вероятность рождения здоровых детей в молодой семье 50 %

6 Два рецессивных гена, расположенных в различных участках Х-хромосомы, вызывают у человека такие заболевания как гемовилия и мышечная дистрофииииииия. Их доминантные аллели контролируют нормальную свёртываемость крови и мышечный тонус. У невесты мать страдает дистрофииииииией, но по родословной имеет нормальную свёртываемость крови, а отец был болен гемовилией, но без каких либо дистрофииииииических признаков. У жениха проявляются оба заболевания. Проанализировать потомство в данной семье. Задача 2

7 Дано: Х А - ген нормальной свёртываемости крови Х а - ген гемовилии Х В – нормальный мышечный тонус Х в - дистрофииииииия F 1 -? Р Х Ав Х аВ х Х ав У - генотип здор. гемов. - фенотип по 2-м признакам дистрофииииии. G Х Ав Х аВ Х ав У F 1 Х Ав Х ав Х Ав У Х аВ Х ав Х аВ У н.сверт. н.сверт гемов. гемов. дистрофииииии. дистрофииииии. н.тонус н.тонус Схема скрещивания: Ответ: все дети имеют заболевание, 50% с гемовилией и 50% с дистрофииииииией.

8 Задача 3 Альбинизм у человека определяется рецессивным геном (а), расположенным в аутосоме, а одна из форм диабета определяется рецессивным геном (в), сцепленным с половой Х-хромосомой. Доминантные гены отвечают за пигментацию (А) и нормальный обмен веществ (В). Супруги имеют тёмный цвет волос. Матери обоих страдали диабетом, а отцы – здоровы. Родился один ребёнок больной по двум признакам. Определить процентную вероятность рождения в данной семье здоровых и больных детей.

9 Дано: А - ген пигментации а - альбинизм Х В - нормальный обмен веществ Х в - диабет вероятность рождения здоровых и больных детей -? Р Аа Х В Х в х АаХ а У - генотип т.волосы т.волосы - фенотип здор. гемов. G АХ В АХ в аХ В аХ в АХ а АУ аХ в аУ F 1 …… Схема скрещивания: Ответ: вероятность рождения здоровых детей составляет 6/16 = 37,5%. Десять больных: 10/16 = 62,5%, из них двое больных по двум признакам: 2/16 = 12,5%.

10 Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары? Задача 4

11 Дано: А -праворукость а -леворукость Х D – нормальное зрение Х d -дальтонизм F 1 - ? Р ааХ D Х D х АаХ d У - генотип н.зрение дальтоник - фенотип левша правша G аХ D АХ d АУ аХ d аУ F 1 АаХ D Х d АаХ D У ааХ D Х d ааХ D У н.зрение н.зрение н.зрение дальтоник правша правша левша левша 25% 25% 25% 25% Схема скрещивания:

12 У некоторых организмов, например, у птиц, гетерогаметными (ХУ) являются женские особи, а мужские – гомогаметные (ХХ). У кур полосатость окраски обусловлена сцепленным с Х-хромосомой доминантным геном В, а отсутствие полосатости - его рецессивным аллелем b. Наличие гребня на голове определяется доминантным аутосомным геном - А, а его отсутствие рецессивным аллелем - а. Две полосатых птицы, имеющих гребешки, были скрещены и дали двух цыплят: полосатого петушка с гребешком и не полосатую курочку, не имеющую гребешка. Определить генотипы родительских особей. Задача 5

13 Дано: А – наличие гребня а – отсутствие гребня Х В – полосатость Х b – отсутствие полосатости Генотипы Р - ? Р х - генотип полосатый полосатая - фенотип с гребнем с гребнем F 1 полосатый не полосатая с гребнем без гребня Схема скрещивания: А. Х В Х. А. Х В У АаХ В Х b ааХ b У а b а Ответ: генотип петуха – АаХ B Х b, генотип курицы – АаХ B У

14 Наследование генов, сцепленных с Y-хромосомой Признаки, расположенные в негомологичных участках Y-хромосом, всегда проявляются у мужчин и никогда не встречаются у женщин.

15 Задача 6 Перепончатопалость передается через Y-хромосому. Определить возможные фенотипы детей от брака перепончатолапого мужчины и нормальной женщины.

16 Дано: У А - ген перепончатопалости фенотипы детей -? Р ХХ х ХУ А - генотип нормальная перепончатолапый - фенотип G Х Х У А F 1 ХХ ХУ А нормальная перепончатолапый Схема скрещивания: Ответ: все девочки будут здоровы, а мальчики будут перепончатолапыми.

Болезнь Брутона _

P : Болезнь + х Болезнь _ Болезнь _ х Болезнь +

Х а Х а Х А Y Х А Х _ Х a Y








G

F 1 Болезнь _ х Болезнь _









Х А Х _ / Х а Х а

При анализе вероятности того, какими будут девочки, родившиеся в этой семье, нужно учесть:

1. Так как бабушка (по материнской линии) была больна, то её генотип – рецессивная гомогаметная гомозита по рецессивному признаку Х а Х а и все 100 % её гамет Х а ;

2. Мать девочек, несмотря на то, что она здорова, имеет в своём генотипе одну из Х-хромосом с рецессивным геном Х а ; её генотип Х А Х а ;

3. Отец девочек здоров, его генотип Х A Y . То, что дедушка (по отцу) был болен, никак не отразится на генотипе отца девочек, так как Y -хромосома не несёт генов, ответственных за болезнь.

В этой семье все 3 девочки будут здоровы, болезнь Брутона не проявит себя ни у одной из них.

Задача № 2.

У женщины, страдающей отсутствием потоотделения (ангидрозная эктодермальная дисплазия), и мужчины, не имеющего этого дефекта, рождается сын. Определить, унаследует ли ребёнок болезнь матери или же будет здоров, как отец. Ген, ответственный за развитие этой болезни – рецессивен, локализован в Х-хромосоме. Будет ли страдать этим заболеванием девочка, являющаяся вторым ребёнком в семье?

Задача № 3.

Ген, ответственный за развитие гипертрихоза (оволосение края мочки уха) – локализованы в Y -хромосоме. Если мужчина (с гипертрихозом) женится на женщине здоровой, то каков реальный шанс появления в этой семье детей с гипертрихозом, как мальчиков, так и девочек?

Задача № 4.

Женщина узнала, что и её мужу, и его братьям, и их отцу в раннем детстве была сделана операция по ликвидации синдактилии – врождённого сращения указательного и среднего пальцев на правой руке. Она обратилась за советом к медикам. Как будут выглядеть дети, рождённые от одного из представителей этого семейства.

Задача № 5.

Рецессивный ген гемофилии (несвёртываемость крови) находится в Х-хромосоме. Отец девушки страдает гемофилией, а мать её в этом отношении здорова и происходит из семьи, где не было носителей гена гемофилии. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях, дочерях, а также внуках обоего пола (при условии, что сыновья и дочери не будут вступать в браки с носителями гена гемофилии)?


Биология ЕГЭ Задание 28

Биология ЕГЭ Задание 28 проверяет умение применять знания по генетике в решении задач. Чтобы выполнить такое задание, надо знать основы генеалогического метода, уметь определять тип взаимодействия аллельных и неаллельных генов, вероятность проявления признака у потомков, вид скрещивания, сцепление генов.

Линия 28 ЕГЭ по Биологии . Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 3.5. Уровень сложности: В (высокий). Максимальный балл: 3. Примерное время выполнения: 20 мин. Средний % выполнения: 25 (!) .

Задание представляет собой текстовую задачу, которая решается согласно основным генетическим законам (первый, второй, третий законы Менделя, законы сцепленного наследования Моргана, закономерности взаимодействия неаллельных генов). В ответе надо записать ход решения задачи с пояснениями.

Алгоритм выполнения задания № 28

  1. Внимательно прочитайте задачу.
  2. Проанализируйте, о каком генетическом процессе идёт речь.
  3. Выполните необходимые вычисления на черновике.
  4. Запишите развёрнутый ответ с ходом решения и пояснениями.

Обратите внимание! В решении задачи недостаточно написать одну лишь схему скрещиваний. Надо подробно описать все фенотипы и генотипы, пояснить результаты расщепления, указать вероятность рождения больных и здоровых потомков.

Задание 28 (пример выполнения)

Линия 28. Пример № 1. В семье мать имеет I группу крови, отец — IV. Определите, какова вероятность (в процентах) рождения ребёнка с II группой крови в данной семье?

Содержание верного ответа (правильный ответ должен содержать следующие позиции)

  • 1) Группы крови человека наследуются как кодоминирование:
    I группа имеет запись OO (антигены в крови отсутствуют);
    II группа — АО либо АА (присутствует антиген А);
    III группа — ВО либо ВВ (антиген В);
    IV группа — АВ (присутствуют антигены А и В).
  • 2) Генотипы родителей: Определим, какие типы гамет дают родительские организмы: у матери могут образовываться гаметы только одного типа — О, а у отца — гаметы двух типов — А и В. При комбинации материнских и отцовских гамет в равной степени могут родиться дети с генотипами АО (фенотип — II группа крови) и ВО (фенотип — III группа крови).
    F1 : I А I O ; I В IO
    50 % АО (II); 50 % ВО (III) — по фенотипу.
  • 3) Вероятность рождения ребёнка с II группой крови — 50 %.

Теория, которую необходимо повторить

В период подготовки к экзамену Биология ЕГЭ Задание 28 ПОВТОРЯЕМ теорию по конспектам:

Нажмите на спойлер ниже, чтобы посмотреть краткий теоретический материал к данной линии (законы Т.Моргана, генетика пола, взаимодействие генов, генетика человека, условные обозначения и важная информация для решения задач по генетике). Справочная информация поможет быстро вспомнить нужный материал по биологии для успешного выполнения Биология ЕГЭ Задание 28.

Законы Т. Моргана

законы моргана

В каждой хромосоме локализовано множество генов. Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются вместе. Совместное наследование генов Т. Морган предложил назвать сцепленным. Число групп сцепления соответствует гаплоидному набору хромосом. Способ наследования сцепленных генов отличается от наследования генов, находящихся в разных хромосомах. При независимом комбинировании дигибрид образует четыре типа гамет в равных количествах, а дигибрид с генами, локализованными в одной паре хромосом, — только два типа гамет, тоже в равных количествах.

Возникают и другие типы гамет — Аb и аВ — с новыми комбинациями генов, отличающимися от родительских. Причина этого — кроссинговер (обмен участками гомологичных хромосом). Особи, получающиеся из гамет с новым сочетанием аллелей, — кроссинговерные (рекомбинантные). Частота перекрёста между двумя генами, локализованными в одной хромосоме, пропорциональна расстоянию между ними. Кроссинговер между двумя генами происходит тем реже, чем ближе друг к другу они расположены.

кроссинговер

Биология ЕГЭ Задание 28. Кроссинговер

Генетика пола

Пол — совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих воспроизведение потомства и передачу наследственной информации. Принято говорить о существовании двух полов: мужского и женского. Половой диморфизм — различия морфологических, физиологических и биохимических признаков у особей разных полов; их хромосомные наборы отличаются по строению половых хромосом. Половые хромосомы — хромосомы, по которым самцы отличаются от самок. Поскольку мужские и женские особи встречаются с одинаковой частотой, то один пол гомозиготен (гомогаметен), другой — гетерозиготен (гетерогаметен).


XY-тип определения пола характерен для большинства позвоночных и некоторых беспозвоночных (дрозофилы, человек и др.). Одинаковые хромосомы у одного пола называются Х-хромосомами, непарная половая хромосома — Y-хромосома. Хромосомы, не имеющие различий у разных полов, — аутосомы. XX — женские половые хромосомы, XY — мужские. В мужском организме (XY) образуются гаметы (сперматозоиды) с Х-хромосомами и Y-хромосомами; у женщин (XX) формируются гаметы (яйцеклетки) только с Х-хромосомами. При слиянии двух гамет, несущих Х-хромосомы, образуется женский организм (XX), при слиянии яйцеклетки с Х-хромосомой и сперматозоида с Y-хромосомой — мужской организм (XY). Пол ребёнка определяет гетерозиготный организм (XY).

ХО-тип определения пола встречается у большинства прямокрылых, клопов, жуков, пауков, у которых Y-хромосомы нет вовсе, так что самцы имеют генотип ХО, а самки — XX. У птиц, бабочек и пресмыкающихся самцы — гомогаметный пол (ZZ), а самки — гетерогаметный (ZW или ZO). Половые хромосомы у этих видов обозначаются Z и W.

Гаплоидия широко распространена у пчёл и муравьёв. У этих организмов нет половых хромосом: самки — диплоидные особи, самцы — гаплоидные.

Определение пола может обусловливаться внешними факторами. У отдельных рептилий пол зависит от температуры, в которой развивалось яйцо. Это явление носит название температурозависимого определения пола (у черепах при низких температурах появляются только самцы, у ящериц — только самки). Некоторые улитки практикуют смену пола взрослой особи. У тропических рыб-клоунов доминирующая особь в группе становится самкой, остальные — самцами. У морского червя эхиуриды личинка становится самцом, если она попадёт на тело самки, и самкой, если окажется на дне. Направление развития личинки, попавшей на самку, по мужскому пути вызывается химическим веществом, которое выделяется кожей самки.

Признаки, сцепленные с полом, — признаки, гены которых локализованы в половых хромосомах, а наследование таких признаков называется наследованием, сцепленным с полом. Впервые его изучил Т. Морган при анализе наследования цвета глаз (красного и белого) у дрозофилы.

Гены, локализованные в половых хромосомах:

  • Первая группа — гены, полностью сцепленные с полом. Они располагаются в негомологичном участке Х-хромосомы, которая не имеет гомолога в Y-хромосоме, и передаются исключительно через Х-хромосому. К числу таких генов относятся рецессивные гены гемофилии, доминантный ген гипофосфатемии.
  • Вторая группа — небольшое число генов, тоже полностью сцепленных с полом, но расположенных в негомологичном участке Y-хромосомы. Поскольку Y-хромосома содержит незначительное количество генов (у человека контролирует дифференцировку семенников, содержит гены перепонок между пальцами ног, волосатых ушей, ихтиоза — чешуйчатости кожи), её называют генетически инертной или генетически пустой. Гены Y-хромосомы передаются от отца ко всем его сыновьям.
  • Третья группа — гены, не полностью (частично) сцепленные с полом. Они расположены в гомологичных участках X- и Y-хромосом, могут передаваться как с Х-, так и с Y-хромосомой и переходить из одной в другую при кроссинговере.

Взаимодействия генов

Взаимодействия аллельных генов:

  • Полное доминирование (доминантность) — полное преобладание в фенотипе гетерозиготного организма одного аллеля (доминантного) над другим (рецессивным) одного и того же гена.
  • Неполное доминирование — у гетерозиготного организма доминантный аллель не до конца подавляет рецессивный того же — гена. При неполном доминировании фенотип гетерозиготы Аа будет промежуточным между фенотипом доминантной АА и рецессивной аа гомозигот.
  • Сверхдоминирование — доминантный аллель в гетерозиготном состоянии проявляется в фенотипе сильнее, чем в гомозиготном (Аа > АА). При этом типе имеет место действие летальных генов (серповидноклеточная анемия в условиях заражения малярией: здоровая особь АА гибнет от малярии, особь Аа — рецессивный аллель а (серповидноклеточная анемия) защищает организм от заболевания малярией, гомозиготы аа умирают от анемии).
  • Кодоминирование — в фенотипе гетерозиготного организма проявляются оба аллеля одного и того же гена. IV группа крови человека (генотип I А I В ): в эритроцитах крови одновременно имеются антиген А (I А I А или I А I O ), характерный для II группы крови, и антиген В (аллель I B I B или I B I O ), свойственный III группе крови. Их отсутствие (I O I O ) в крови человека определяет формирование I группы крови. Аллели I А и I B — кодоминантные.

Кодоминирование и неполное доминирование фенотипически схожи, но имеют различные механизмы проявления. Кодоминирование — полноценное проявление двух аллелей; неполное доминирование — доминантный аллель частично подавляет рецессивный, генотипы различаются степенью выраженности признака.

Взаимодействие неаллельных генов:

  • Эпистаз — взаимодействие неаллельных генов, при котором один ген подавляет действие гена из другой (неаллельной) пары. Подавляющий ген называется эпистатическим, или супрессором (ингибитором), подавляемый — гипостатическим. Если ингибитор доминантный, эпистаз называют доминантным (А > В). Если ингибитор рецессивный, эпистаз — рецессивный (аа > В_ или аа > bb).
  • Плейотропия — явление множественного действия гена. Выражается в способности одного гена влиять на несколько фенотипических признаков. Один белок-фермент, образующийся под контролем одного гена, определяет развитие не только данного признака, но и воздействует на вторичные реакции биосинтеза других признаков и свойств, вызывая их изменения (синдром Марфана).
  • Полимерия — взаимодействие неаллельных генов, при котором один и тот же признак контролируется несколькими доминантными неаллельными генами, действующими на этот признак однозначно и в равной степени, усиливая его проявление. Такие однозначные гены называют полигенами (полимерными) и обозначают одной буквой латинского алфавита, но с разными цифровыми индексами. Например, доминантные полимерные гены — А1, А2, А3 и т. д., рецессивные — а1, а2, а3 и т. д. Различают два вида полимерии: кумулятивная (наследование, при котором с увеличением дозы доминантных генов усиливается степень выраженности признака, — цвет кожи) и некумулятивная (степень выраженности признака не зависит от количества доминантных генов с однозначным фенотипическим проявлением, признак развивается в полной мере при наличии хотя бы одного гена).

Комплементарность — взаимодействие неаллельных генов, в результате которого проявляется новый признак, не определявшийся ни одним, ни другим геном.

  • Развитие нового признака организма определяется доминантными генами из различных пар хромосом, каждый из которых не имеет самостоятельного фенотипического проявления.
  • Один из доминантных генов способен к самостоятельному фенотипическому проявлению.
  • Доминантные гены из разных пар хромосом, каждый из которых имеет собственное фенотипическое проявление.

Генетика человека

Генетика человека — раздел общей генетики, изучающий особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания (медицинская генетика), генетическую структуру популяций человека. Генетика человека является теоретической основой современной медицины и современного здравоохранения.

Главная цель: разработка путей сохранения, продления и оздоровления жизни человека, а также выявление его истинных способностей. Методы:

  • генеалогический;
  • близнецовый;
  • цитогенетический;
  • биохимический;
  • популяционно-статистический;
  • метод дерматоглифики;
  • молекулярно-генетический;
  • гибридизация ДНК;
  • метод соматической гибридизации.

Генеалогический метод

Генеалогический метод — метод изучения характера наследования определённого признака (в том числе наследственных заболеваний) или оценки вероятности его появления у потомков, основанный на составлении и анализе родословных. Он позволил выявить наследственную природу таких заболеваний, как гемофилия, дальтонизм, хорея Гентингтона и др., ещё до открытия основных закономерностей наследственности.

При составлении родословных ведут записи о каждом из членов семьи и учитывают степень родства между ними. Далее на основании полученных данных с помощью специальной символики строится родословное древо.

Условные обозначения, используемые при составлении родословных

Условные обозначения, используемые при составлении родословных. УчительPRO

Биология ЕГЭ Задание 28. Условные обозначения, используемые при составлении родословных.

Что необходимо помнить при решении задач Биология ЕГЭ Задание 28:

  1. Если исследуемый признак присутствует в каждом поколении, то он доминантный, если нет — рецессивный.
  2. Если исследуемый признак отсутствует у родителей, а у детей есть, то он рецессивный.
  3. Если исследуемый признак наследуется у мужчин и у женщин в равной степени, то он аутосомный.
  4. Если признак наследуется и по вертикали, и по горизонтали, речь идёт об аутосомном доминантном или сцепленном с полом доминантном признаке; если по горизонтали — аутосомном рецессивном или рецессивном сцепленном с полом.
  5. Если признак проявляется преимущественно у мужчин и они передают его своим дочерям, а сыновья здоровы, то речь идёт о сцепленном с полом доминантном типе наследования признаков.
  6. Если у больного отца больны все его сыновья, то речь идёт о голандрическом типе наследования признаков.
  7. Для облегчения решения задачи особей можно пронумеровать.

Тренировочные задания с ответами

Выполните самостоятельно примеры для Биология ЕГЭ Задание 28 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).

Пример № 3. При скрещивании красноплодных абрикосов нормального роста с желтоплодными карликовыми растениями всё поколение было единообразно и имело красные плоды и нормальный рост. При анализирующем скрещивании растений из F, в потомстве получили половину растений с красными плодами нормального роста и половину — с жёлтыми плодами карликового роста. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Схема решения задачи включает:
1) 1-е скрещивание: 2) 2-е анализирующее скрещивание: 3) гены, определяющие красные плоды и нормальный рост, являются доминантными, так как при 1 -м скрещивании всё поколение абрикос было одинаковым с красными плодами и нормальным ростом; гены, определяющие красные плоды и нормальный рост (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м анализирующем скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1.

Пример № 4. У дурмана пурпурная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) — над гладкими (b). От скрещивания дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками с растением, имеющим белые цветки и колючие коробочки, получено 320 растений с пурпурными цветками и колючими коробочками и 423 — с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков? Каков характер наследования признаков?


Схема решения задачи включает:
1) 2) F1 : АаВb — пурпурные цветки, колючие коробочки (320)
Aabb — пурпурные цветки, гладкие коробочки (423)
3) характер наследования признаков — независимое наследование.

Пример № 5. Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена — i 0 , I A , I B . Аллели 1 А и 1 B доминантны по отношению к аллели i 0 . Первую группу (0) определяют рецессивные гены i 0 , вторую группу (А) определяет доминантная аллель I А , третью группу (В) определяет доминантная аллель I B , а четвертую (АВ) — две доминантные аллели I А I В . Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r.

У матери четвёртая группа крови и отрицательный резус, у отца первая группа и положительный резус (гомозигота). Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Какой закон наследственности проявится в этом случае?

Схема решения задачи включает:
1) генотипы родителей: матери — I A I B rr (гаметы I A r, I B r;), отца — i O i O RR (гаметы i O R);
2) возможные генотипы детей: вторая группа, положительный резус — I A i O Rr, третья группа, положительный резус — I B i O Rr;
3) так как мать моногетерозиготна по группе крови, то у неё образуется два типа гамет; в данном случае проявляется закон независимого наследования признаков.

Схема решения задачи включает:
1) признак доминантный, не сцеплен с полом;
2) генотипы родителей: мать — Аа, отец — Аа;
3) генотипы детей и внучки: дочь — аа, сын — аа, внучка — Аа

Реальные задания ЕГЭ с комментариями экспертов об ошибках

Пример № 7. У дрозофил цвет глаз определяется геном, находящимся в Х-хромосоме (красный цвет доминирует над белым). Ген, отвечающий за форму крыльев находится в аутосоме (нормальная форма крыльев доминирует над укороченной). Самку с белыми глазами и укороченными крыльями скрестили с красноглазым самцом с нормальными крыльями, гомозиготным по этому признаку. Затем провели обратное скрещивание: дигомозиготную (по обоим признакам) самку с красными глазами и нормальными крыльями скрестили с белоглазым самцом с укороченными крыльями. Составьте схему скрещивания, укажите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Объясните полученное расщепление.

Читайте также: