Вопрос 9 гарантируется ли екпч право на забастовку

Обновлено: 07.07.2024

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (статья 406 настоящего Кодекса) либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (статья 408 настоящего Кодекса), или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Порядок организации и проведения забастовки расписан в гл. 61 ТК РФ. Посвящена она правому регулированию разрешения коллективных трудовых споров. Практически все юристы, которые имели опыт работы по правовой поддержке профсоюзов или трудовых коллективов, сходятся во мнении о том, что организовать забастовку строго по ТК РФ не просто очень трудно, но нереально вовсе.

Комментарии к ст. 409 ТК РФ

Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е

Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д.

1. Основным способом разрешения коллективного трудового спора законодатель признает примирительные процедуры. Забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается лишь в случае неудовлетворительного исхода примирительных процедур либо невыполнения работодателем (представителем работодателей) соглашений, достигнутых в примирительной комиссии или при осуществлении посредничества, а также невыполнения решения трудового арбитража.

Право на забастовку может быть использовано в ходе разрешения коллективного трудового спора с целью вынудить работодателя заключить соглашение, удовлетворяющее требования работников. На практике именно такие забастовки составляют большинство. Забастовка может служить и средством обеспечения выполнения достигнутых соглашений. Однако, несмотря на прямое указание ТК, подобные забастовки практически не проводятся.

2. Право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора провозглашено ст. 37 Конституции РФ, которая гласит: "Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку".

Конституционная формула права на забастовку основана на положениях актов международного права и включает в себя:

- признание забастовки как законного действия работников;

- обеспечение реализации права на забастовку путем создания системы государственных гарантий;

- признание забастовки одним из средств разрешения коллективных трудовых споров;

- отнесение установления правового режима забастовки к компетенции федерального законодателя.

Характеризуя право на забастовку, необходимо подчеркнуть связь коллективных действий работников в защиту своих прав и охраняемых законом интересов с реализацией иных коллективных трудовых прав.

Право на забастовку Международная организация труда (МОТ) связывает с одним из фундаментальных прав трудящихся - правом на объединение, а также с правом на ведение коллективных переговоров и заключение соглашений об условиях труда.

Европейская социальная хартия (в ред. 1996 г.) прямо указывает на связь права на забастовку с коллективно-договорным процессом. Пункт 4 ст. 6 Хартии предусматривает право трудящихся (работников) и работодателей на коллективные действия в случае конфликта интересов, включая право на забастовку. Возникновение конфликта интересов обычно связано с проведением коллективных переговоров о заключении коллективного договора или соглашения.

Статья 37 Конституции РФ, закрепляя право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, устанавливает, что они разрешаются с использованием способов, предусмотренных федеральным законодательством. Действующее федеральное законодательство в соответствии с требованиями международных трудовых стандартов предусматривает возможность использования забастовки лишь при разрешении коллективного трудового спора. Процедура рассмотрения индивидуальных трудовых споров, установленная гл. 60 ТК, не предполагает проведения забастовочных действий.

Важно подчеркнуть, что в основе своей право на забастовку - это коллективное право, предоставленное профсоюзу (объединению профсоюзов) и коллективу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) или индивидуального предпринимателя. Коллектив работников организации (обособленного структурного подразделения, индивидуального предпринимателя) наделен правом принять решение об объявлении забастовки, сроках и форме ее проведения, продолжительности и т.д. (ст. 410 ТК). В ином порядке и другими субъектами забастовка не может быть объявлена.

Забастовка исторически возникла и получила признание в качестве легального способа разрешения трудовых конфликтов именно как коллективная акция. Коллективный характер прекращения (приостановки) выполнения трудовых обязанностей вынуждает работодателя продолжить примирительные процедуры, принять меры по урегулированию существующих разногласий.

3. Возможность использования права на забастовку законодатель связывает с наличием определенных обстоятельств и условий, свидетельствующих о невозможности разрешения спора иными методами.

Право на забастовку реализуется в установленном законом порядке (ст. ст. 410 - 412 ТК) с соблюдением определенных условий, важнейшим из которых является предварительное проведение примирительных процедур.

Позиция российского законодателя, предписывающего до объявления забастовки создать органы по добровольному примирению, принять коллегиальное решение об объявлении забастовки, соблюдать общественный порядок и обеспечить сохранность имущества работодателя, в полной мере соответствует сложившимся в МОТ представлениям о должной реализации права на забастовку. В частности, комитет по свободе объединения считает обоснованными следующие условия организации и проведения забастовки:

- установление обязанности предварительного предупреждения о проведении забастовки;

- обязанность предварительного проведения примирительных процедур;

- наличие кворума и принятие решения об объявлении забастовки квалифицированным большинством;

- обязанность принять решение о проведении забастовки тайным голосованием;

- принятие мер, обеспечивающих безопасность и предупреждение несчастных случаев;

- обеспечение выполнения минимума необходимых работ (услуг) в случаях проведения забастовки в жизненно важных отраслях (службах);

- обеспечение свободы выбора для работников, не желающих участвовать в забастовке (Freedom of association: Digest of decisions and principles of the Freedom of Association Committee of the Governing Body of the ILO. Fourth (revised) edition. Geneva, 1996. P. 500 - 504, 506 - 513, 554 - 558, 586).

4. Право на забастовку предполагает наличие возможности (права):

- свободно принять решение об объявлении забастовки;

- свободно решить вопрос о форме и продолжительности забастовки, выдвигаемых работодателю требованиях;

- беспрепятственно провести забастовку (обеспечивая при этом общественный порядок и не нарушая прав третьих лиц);

- приостановить или прекратить забастовку по решению органа, возглавляющего ее;

- пользоваться предусмотренными законодательством гарантиями (сохранение рабочих мест за бастующими работниками; запрещение локаута; запрещение привлекать к дисциплинарной ответственности работников, участвующих в забастовке).

5. Право на объявление забастовки принадлежит коллективу работников, однако существует и индивидуальный аспект - право каждого работника добровольно принять решение об участии или неучастии в забастовке.

Принуждение к участию или отказу от участия в забастовке не допускается. В соответствии со ст. 5.40 КоАП такие действия, произведенные путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого, влекут наложение административного штрафа: на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.

6. Закон не предусматривает форм и процедур проведения забастовки. Должны ли бастующие работники находиться на своих рабочих местах, дома или собираться в здании (на территории) организации; должен ли орган, возглавляющий забастовку, постоянно находиться в организации и другие вопросы, касающиеся порядка реализации права на забастовку, не решены законодательно. Это означает, что работникам предоставлена определенная свобода выбора: в зависимости от конкретных обстоятельств и условий они вправе самостоятельно определить характер забастовочных действий и порядок их осуществления.

На практике сложились две основные формы забастовки: производственная (когда бастующие проводят основную часть времени в производственных и административных помещениях организации) и домашняя (когда бастующие встречаются утром каждый день, получают необходимую информацию от органа, возглавляющего забастовку, обсуждают необходимые вопросы и расходятся по домам).

7. Представители работодателей (руководители организаций, иные должностные лица, уполномоченные в соответствии с уставом, другими правовыми актами) не имеют права принимать участие в организации и проведении забастовки.

Это требование было введено в связи с получившими распространение "директорскими" забастовками. Указанные забастовки фактически организовывались руководителем предприятия или по его прямому указанию для решения проблем, обычно связанных с взаимодействием данного предприятия с государственными органами управления.

"Директорская" забастовка, формально проводимая в защиту трудовых прав или интересов работников, по существу, была адресована органам исполнительной власти, которые призывались погасить задолженность по государственным заказам, оказать финансовую помощь предприятию, содействовать решению социальных проблем работников и т.п. Это своего рода косвенный способ давления на государство в интересах сторон трудовых отношений, которые в этой ситуации объединяются.

В связи с тем что законодательство признает право на забастовку лишь в случае возникновения коллективного трудового спора между работниками и работодателем (работодателями), была введена специальная оговорка, запрещающая недобросовестное использование этого способа коллективной защиты.

Задайте вопрос юристу:

Статья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует право работающих граждан на проведение забастовки как возможность для решения коллективного трудового спора. Это право основывается на положениях, основанных на международно-правовых актах.

Восьмая статья Международного пакта об экономических, социальных, и культурных правах от 09.12.1966 года, накладывает на страны обязательства по предоставлению права рабочих на забастовку, но только в случае, если она соответствует законодательству государства, в котором проводится.

Стоит отметить, что право проведения забастовки является неполным для сотрудников правительственных и правоохранительных органов, таких как вооруженные силы, полиция, или административные государственные органы.

Международный взгляд на забастовку

Европейская социальная хартия, составленная 18.10.1961 и пересмотренная 03.05.1996 года, в своей шестой статье накладывает обязательства на стран-участников по предоставлению соответствующего права рабочим гражданам на проведение коллективных переговоров и на право переговоров со стороны работодателя. В случае, если во взаимоотношениях рабочих и работодателя возникает конфликт интересов, то рабочим должно быть гарантировано право на проведение забастовки. Исключение в этом праве составляют коллективные соглашения, которые были заключены ранее и конфликтуют с требуемыми обязательствами.

Еще одно право на забастовку и его реализация гарантируется Хартией Европейского Сообщества об основных социальных правах трудящихся от 09.12.1989, в статье 13.

Получается, что международное сообщество принимает право на забастовку как одно из основных прав, предоставляемых работникам и их компаниям для реализации соответствующих прав их защиты. Вместе с этим стоит отметить, что непрекращающееся пользование этим правом может иметь разрушительные последствия для сохранности страны и социума, и создавать опасность для жизни и здоровья гражданских лиц, которые не принимают участие в разрешении трудового спора, вызвавшего забастовку.

Подобные опасения представляют основания ограничивать право на забастовку, которое гарантировано и описано в законодательстве страны. Право ограничивать забастовку также основано на нормах международного права, и соответствующее ограничение не должно иметь официальный отраслевой характер. Поэтому, ограничения не будут распространяться на права работников каждой отрасли, но будет касаться тех отраслей, забастовки в которых приведут к нарушению прав гражданских лиц, интересов страны или же ее безопасности.

Забастовка как средство решения трудовых конфликтов

Международные-правовые акты о правах человека определяют возможность регламентации права на забастовку к внутреннему законодательству государства.

Следовательно, законодатель принимает решения в области регулирования оснований и условий для проведения забастовки, а также оснований не допускать ее.

В этой ситуации описывается необходимость со стороны законодателя, при определении норм организации забастовок, осуществлять обязательное согласованием между охраной профессиональных интересов, одним из инструментов которой является забастовка, и охраной общественных интересов, которой может быть нанесен вред или могут быть быть нарушены права граждан страны.

Что гарантируется Конституцией РФ относительно забастовки:

  1. Определение забастовки как законные действия работников;
  2. Предоставления законных возможностей организации забастовки через реализацию государственных гарантий;
  3. Определение забастовки как инструмент решения коллективных споров касательно труда;
  4. Отнесения вопросов регулирования забастовки к ответственности федерального законодателя.

При описании гарантии на проведение забастовки, нужно выделить связь согласованных действий работников в процессе охраны своих законных интересов с реализацией иных коллективных трудовых прав.

Право на забастовку рассматривается как коллективное право с юридической точки зрения. Это право предоставляется коллективу рабочих гражданских лиц и оно проводится представителем этого коллектива (в этом случае – профсоюзом). С исторической точки зрения забастовка возникла как явление и позднее получила правовое признание как коллективная акция. Общественный характер остановки трудовых обязательств принуждает работодателя пойти на примирительные меры и предпринять действия, которые смогут урегулировать разногласия.

Право на забастовку, которое основано на положениях международного сообщества, Конституции Российской Федерации, и трудовом законодательстве, предоставляет возможность отнестись критически к заявлениям о том, что забастовку можно проводить как метод решения индивидуальных конфликтов.

При этом, не стоит забывать о том, что индивидуальный аспект осуществления забастовки действительно имеет место быть – гражданское лицо может принимать решение об участии в забастовке или неучастии в ней.

Право проведения забастовки гарантирует следующие юридические возможности:

  1. Свободное обсуждение вопроса о проведении забастовки и возможность независимого принятия решения об участии в ней;
  2. Предоставление возможности свободно решать вопрос о форме и длительности проведения забастовки, а также о свободе обсуждения о выдвигаемых работодателю требованиях и осуществлении минимального выполнения обязательных работ;
  3. Беспрепятственное проведение забастовки и обеспечение общественного порядка без нарушения прав гражданских лиц, не участвующих в забастовке;
  4. Остановить проведение забастовке, если так было решено органом, который ее возглавил;
  5. Пользоваться гарантиями со стороны государства, среди которых: сохранение рабочих мест за теми, кто участвует в забастовке, запрет на локаут, запрет на привлечение к дисциплинарное ответственности тех, кто принял решение участвовать в забастовке.

Работающие граждане, как их представители, могут начать организацию забастовки в следующих случаях:

  1. Примирительные действия не привели к разрешению трудового конфликта;
  2. Работодатель не принимает участие в примирительных действий;
  3. Работодатель не следует договору, который был достигнут после разрешения коллективного трудового спора;
  4. Стороны коллективного трудового конфликта не пришли к соглашению о выполнении рекомендаций трудового арбитража.

Стоит отметить, что представители со стороны работодателя не имеют право на организацию и участие в забастовке.

Возможность осуществления прав на проведение забастовки закон связывает с наличием оснований, которые подтверждают невозможность урегулирования спора другими средствами.

Право на забастовку реализуется в установленном законом порядке (согласно статьям 410-412 ТК России), и при соблюдении некоторых условий. Одним из самых важных условий, в этом случае, является необходимость проведения предварительных примирительных действий. Позиция российского законодателя, который установил необходимость принимать примирительные меры до объявления забастовки, соблюдать общественный порядок и обеспечить сохранность собственности работодателя, совпадает с представлениями МОТ о правильной реализации права на забастовку. Комитет по свободе объединения МОТ считает обоснованными следующие условия для подготовки и осуществления забастовки:

  1. Установление необходимости в предварительном предупреждении о проведении забастовки;
  2. Обязанность предварительного осуществления примирительных мер;
  3. Наличие кворума и подтверждение решения о проведении забастовки большинством компетентных работников;
  4. Обязанность принять решение о проведении забастовки через проведение анонимного голосования;
  5. Принимать меры, которые предупреждают несчастные случаи и гарантируют безопасность проведения акции;
  6. Обеспечение выполнения минимального объема работ во время проведении забастовки в жизненно-важных отраслях;
  7. Обеспечении свободы принятия решения для работников, которые не хотят участвовать в забастовке.

Регулирование проведения забастовок

Право на забастовку, которое гарантируется Конституцией, может быть лимитировано только со стороны федерального законодательства. Согласно третьей части статьи 55 Конституции России, права и свободы человека и гражданского лица могут быть ограничены федеральным законодательством только в рамках защиты основ конституционного строя, морали, здоровья, прав и законных интересов третьих лиц, а также обеспечения безопасности страны и ее обороны.

На данный момент в России нет судебной практики, которая касалась бы запрета забастовок на основании угрозы конституционному строю страны; другими словами – политических забастовок. Это положение активно воспринимается и поддерживается работающими лицами как принятие законодателем идеи о забастовке в виде мирного способа разрешать споры.

На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации, статья 413 Трудового Кодекса России приводит положения, в связи с которыми забастовка может быть распознана как незаконная, а также список организаций, где забастовки при обозначенных условиях не должны быть организованы. Забастовками вне закона признаются:

  1. Забастовки, которые проводятся при нарушении закона, который регулирует процесс их организации и проведения;
  2. Забастовки, которые проводятся в местах, запрещенных или лимитирующих проведение забастовок;
  3. Забастовки, которые не нацелены на решение коллективных трудовых конфликтов.

Также не допускаются забастовки:

  1. Во время действия военного или чрезвычайного положения, куда входят особые меры в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и соответствующих организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других военных, военизированных и связанных с этой областью формированиях (коими могут быть филиалы, представительства, и другие обособленные структурные департаменты, которые имеют в своем ведении вопросы военной безопасности государства, аварийно-спасательных подразделений, поисково-спасательных подразделений, подразделений, ведающими противопожарными работами, предупреждениями или ликвидациями стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций). Помимо этого, забастовки запрещены в правоохранительных органах, и в организациях и их филиалах/представительствах, которые занимаются обслуживанием особо опасных видов производств, а также на станциях скорой и неотложной помощи;
  2. В организациях и их представительствах или прочих обособленных структурных подразделений, которые занимаются обеспечением жизнедеятельности граждан (куда входят сферы энергообеспечения, отопления и теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, авиационная, железнодорожного и водного транспорта, связи, больничная), но только в тех случаях, когда организация забастовок представляет угрозу обороне государства, его безопасности, а также жизни и здоровью гражданских лиц.

Помимо этого, право на забастовку для некоторых категорий работников может быть лимитировано в рамках федерального закона. Проведение забастовок невозможно для следующих категорий работающих граждан:

Рабочие, которые имеют ограничение на организацию и осуществление забастовок, могут пользоваться правами на другие инструменты для разрешения коллективного трудового спора. Если проведение забастовки запрещено на законодательном уровне для вышеописанных категорий работников, то им предоставляются права на использование дополнительных инструментов для урегулирования трудового спора, что соответствует нормам международного трудового права, которые не допускают возможности полного запрета на согласованные массовые действия работников, и указывают на необходимость создания альтернативных механизмов для конструктивного разрешения коллективных трудовых споров.

В ситуациях, когда забастовка не может быть организована в связи с противоречием с ТК РФ (согласно частям 1 и 2 статьи 413), решение по разрешению трудового коллективного конфликта принимает Правительство России.

Принятие решений об объявлении подобных акций вне закона является предметом компетенции верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Полномочиями на подачу иска в судебную инстанцию о признании забастовки незаконной обладают работодатели и прокуроры.

Решение судьи о признании забастовки неправомерной, которое вступило в законную силу, является обязательным для исполнения без промедления. Рабочие должны прекратить забастовку и вернуться к исполнению должностных обязанностей не позднее, чем на следующий день после того как была предоставлена копия вышеописанного решения суда органу, который занимался организацией и проведением забастовки.

Части 7 и 8 статьи 413 Трудового кодекса РФ представляют возможность, порядок, и сроки временной остановки забастовки. Если создается реальная угроза жизни и здоровью людей, судья уполномочен приостановить забастовку до ее начала на срок до 15 дней. Если забастовка уже началась, то судья также имеет право остановить ее на срок до 15 дней. В ситуациях, когда затрагиваются значимые вопросы обеспечения жизненно-важных интересов России или отдельных субъектов страны, Правительство РФ имеет право на временную остановку забастовки до вынесения решения компетентным судом на срок не более десяти календарных дней.


Сегодня в новостях чаще рассказывают о забастовках в европейских странах, чем в российском государстве. Но, при желании, бастовать трудящимся разрешается и у нас. Только делать это нужно в соответствии с законом, иначе забастовка работников может закончиться для ее участников увольнением, и даже уголовной ответственностью.

Правовое регулирование забастовки

Забастовка трудящихся узаконена двумя нормативными актами:

  1. Российской Конституцией, где закреплены основные права граждан – в том числе, и право на забастовку;
  2. Трудовым кодексом, защищающим интересы наемных работников (но и их работодателей тоже).

37-я статья Конституции (п.4) признает, что трудящиеся граждане вправе решать трудовые споры, прибегая к отказу от работы. Однако содержание 55-й статьи основного закона позволяет сделать вывод, что право на забастовку может быть ограничено. Например, если ее проведение угрожает безопасности государства.

Трудовой кодекс посвятил непосредственно забастовкам несколько статей – с 409 по 417. Они регулируют ряд вопросов, связанных с организацией подобных акций, среди которых:

  • порядок объявления забастовки (ст. 410 ТК);
  • обязанности сторон трудового конфликта (ст. 412 ТК);
  • в каких случаях отказ от работы считается незаконным (ст. 413 ТК);
  • гарантии для бастующих работников (ст. 414 ТК), и т.д.

Понятие забастовки: право на забастовку по Трудовому кодексу

В законе особо подчеркивается (409-я статья ТК), что забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора не должна быть принудительной, навязанной сотрудникам извне или членами рабочего коллектива. Принуждать нельзя не только к участию в забастовочных акциях, но и к отказу от них.

Такому понятию, как забастовка трудовое право придает особое значение, так как в определенных случаях действия работников могут нарушить интересы не только работодателя, но и общества, а также государства.

Правила проведения забастовки

Разобравшись, чем гарантировано право на забастовку, следует перейти к правилам ее организации.

Решение об объявлении забастовки принимается:

  • либо на собрании сотрудников организации;
  • либо профсоюзом (если работать отказываются работники не отдельного предприятия, а целой отрасли).

В некоторых европейских странах, например, в Германии, проведение забастовки как формы трудового конфликта санкционируется только профсоюзными организациями. В иных случаях их признают вне закона. Россия не пошла по такому пути – государство разрешило работникам проводить забастовки самостоятельно.

Забастовочной акции, организованной трудовым коллективом, должны предшествовать примирительные процедуры с руководством компании. Порядок проведения забастовки, проводимой по инициативе профсоюза, подобного требования не содержит.

На собрании должно присутствовать не менее половины работников предприятия + еще один человек (тоже работник). Объявление забастовки будет правомочным, если более 50% из них поддержат ее организацию. Если нет возможности собрать требуемое количество работников, у отсутствующих членов коллектива необходимо собрать подписи – в поддержку забастовки (410-я статья Трудового кодекса).

О готовящейся акции работодатель письменно предупреждается за 5 дней (рабочих!) до ее начала, а если мероприятие организуется профсоюзом - за 7.

Часовая предупредительная забастовка может быть объявлена в период работы примирительной комиссии, цель которой – урегулировать возникшие разногласия, не прибегая к крайним мерам. В рамках конкретного трудового конфликта ее разрешается проводить только один раз.

Приостановить начавшуюся забастовку вправе:

  • ее организаторы (411-я статья ТК);
  • Правительство – в интересах страны или ее отдельных территорий, но не больше, чем на 10-дневный срок (413-я статья ТК);
  • суд, если создается реальная угроза жизни / здоровью граждан – до 15 дней.

Виды забастовок

В Трудовом кодексе описаны лишь 2 вида забастовки: основная и предварительная. Однако в теории их классифицируют по различным признакам. Например, по типу выдвигаемых забастовщиками требований, акция может быть не только профессиональной (трудовой, отраслевой), но и политической, когда условиями ее прекращения называется смена государственного устройства, уход из власти определенного чиновника или дополнительные общественные блага (например, понижение пенсионного возраста).

Незаконные забастовки

О незаконных забастовках и о причинах признания их таковыми говорится в 413-й статье Трудового кодекса.

Основанием признания забастовки незаконной является ее организация без учета:

  • требований закона;
  • установленной процедуры;
  • срока проведения акции.

Признание забастовки незаконной неизбежно, если она проводится:

  • в условиях военного положения / чрезвычайной ситуации;
  • сотрудниками организаций, отвечающими за жизнеобеспечение населения (например, работниками коммунальных служб).

В данной статье ТК перечислены и представители иных профессий, которым не разрешается бастовать. В частности, на вопрос, имеют ли право военнослужащие участвовать в забастовках, она отвечает отрицательно. Также его лишены сотрудники:

  • МЧС;
  • правоохранительных органов;
  • станций неотложной и скорой помощи;
  • опасных производств.

Решение о признании забастовки незаконной принимается исключительно судебной инстанцией – Верховными судами республик и судами субъектов РФ.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.


Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Данное определение дано в Трудовом Кодексе Российской Федерации, в котором не только дается расшифровка понятия, но и провозглашается право каждого работника на забастовку [1]. Законодательное закрепление данного права — своеобразная новелла, так как во всех более ранних сборниках нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения (КЗоТ 1918 года, КЗоТ 1922 года, КЗоТ 1971 года) право на забастовку не было фиксировано.

Право на забастовку установлено не только Конституцией Российской Федерации, о чем уже было сказано выше, но и Трудовым Кодексом РФ. В статье 409 ТК указано, что право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора признается в Российской Федерации.

Однако основания для объявления забастовки четко регламентированы самим Трудовым Кодексом. Случаи, в которых работники могут использовать свое право на проведение забастовки, таковы:

– Примирительные процедуры не помогли разрешить коллективный трудовой спор;

– Работодатель отказывается выполнять соглашения, которые были достигнуты в ходе разрешения трудового спора;

– Работодатель не исполняет решение трудового арбитража.

Также в Кодексе установлены случаи, при которых использование забастовки как меры разрешения коллективных трудовых споров запрещается законом. Это случаи введения чрезвычайного положения, военного положения и т. д.

В Трудовом Кодексе устанавливается запрет на принуждение к участию или отказу от участия в забастовке. За нарушение данного положения следует дисциплинарная, административная и, в некоторых случаях, уголовная ответственность.

В отличии от ранее действующих КЗоТов, в действующем Трудовом Кодексе вопросы, связанные с объявлением забастовки, регламентированы весьма подробно. Установлено условие правомочности собрания работников — присутствие более половины от общего числа работников. В статье 411 Трудового Кодекса указано, что возглавляет забастовку представительный орган работников. Регламентированы права данного органа, такие как право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников. Отдельно провозглашаются обязанности сторон коллективного трудового спора, такие как обязанность, продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров, обязанность органов исполнительной власти, местного самоуправления принять все зависящие от них меры для сохранения общественного порядка и т. д.

В некоторых случаях забастовка может быть приостановлена. Это не значит, что она признается незаконной. Делается это, например, для того, чтобы минимизировать возможный вред здоровью и угрозу жизни граждан. Пример тому — приостановление забастовки по решению суда в случае необеспечения минимума необходимых работ (ст. 412 ТК).

Приостановлена забастовка может быть и в иных случаях — например, Правительством Российской Федерации в условиях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов страны и ее субъектов (ст. 413 ТК).

Отдельно в Трудовом Кодексе устанавливается запрет так называемого локаута — то есть увольнения работников по инициативе работодателя по причине их участия в коллективном трудовом споре, либо в организации и участии в забастовке.

К сожалению, на практике работнику крайне сложно доказать, что уволен он был именно в связи со своей активной позицией при разрешении коллективного трудового спора или участии в забастовке. Существует множество судебных решений, в которых требования работника о восстановлении его на работе полностью отклоняются судом [3; 4].

Однако случается и так, что работник добивается удовлетворения своих требований о восстановлении на работе и выплате компенсации за вынужденный прогул [5].

Отдельно хочется рассмотреть случаи признания забастовки незаконной. Необходимо отметить, что приостановление забастовки отлично от признания забастовки незаконной. В первом случае стачка признается соответствующей закону, но по определенным причинам, названным выше, приостанавливается. Во втором случае забастовка признается не соответствующей действующему законодательству. Не соответствовать она может по разным основаниям — например, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, указанных в Трудовом Кодексе РФ.

Похожий запрет устанавливается в статье 52 Воздушного Кодекса Российской Федерации [8]: не допускается использование забастовок или иное прекращение работы персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание воздушного движения. Однако сам авиационный персонал запрет за организацию и участие в забастовках не устроил. Так, в 2003 году Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров Российской Федерации (ФПАД России) и Тюменская территориальная организация ФПАД направили в Конституционный суд жалобу о признании неконституционными вышеуказанных положений. Тем не менее, в своем определении от 16.10.2003 № 318 [9] Конституционный суд отказал в принятии к рассмотрению следующей жалобы.

Таким образом, на практике большая часть забастовок признается незаконными. Ведь для того, чтобы организовать забастовку в соответствии со всеми нормами права, надо пройти несколько стадий, заранее предупредить работодателя, что само по себя исключает эффект неожиданности и несколько снижает целесообразность такой стачки.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, несмотря на то, что право на забастовку в Российской Федерации регламентировано во многих важнейших источниках, то, как оно реализовано, не позволяет работникам в полной мере пользоваться своими правами. Мы надеемся, что в будущем вопросы, связанные с законодательным регулированием забастовок, будут регламентироваться таким образом, чтобы сами работники действительно могли пользоваться данным механизмом для реализации своих законных прав.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, забастовка, Трудовой Кодекс, Судебная коллегия, работник, спор, Верховный Суд, государственная статистика, Конституционный суд, Федеральная служба.

Читайте также: