Как реализуются права граждан на проживание в экологически чистых условиях

Обновлено: 25.06.2024

Глобальные экологические проблемы актуальны и для России. К сожалению, наша страна является одной из самых загрязненных в мире. Это сказывается на качестве жизни и пагубно влияет на здоровье людей. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с интенсивным влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер.

Экологическая составляющая статуса личности играет немаловажную роль в его общем социальном статусе; государства, провозглашающие себя социальными, заявляющие о своей политике, направленной на обеспечение достойной жизни своих граждан, не могут не заботиться о включении экологических прав и позиций в общечеловеческие обязательные ценности.

1) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

2) направлять обращения в органы государственной власти РФ иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

3) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных, не противоречащих законодательству РФ акциях;

4) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

5) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;

6) обращаться в органы государственной власти, иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

7) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Согласно Закону РФ "О государственной тайне", сведения о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране не могут быть засекречены и стать объектом государственной тайны (ст. 7).

Имея такие обширные права в сфере экологии, человек не должен забывать и о своих обязанностях по отношению к окружающей его среде. Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право

Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.

Для выполнения этих обязанностей каждому гражданину РФ необходимо:

1) принимать участие в охране окружающей природной среды;

2) соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды;

3) своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства;

4) постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру;

5) содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения;

6) платить, установленные налоги и сборы, предусмотренные для финансирования природоохранных мероприятий;

7) принимать участие в противоэпидемиологических мероприятиях;

8) соблюдать правила пожарной безопасности в лесах;

9) сохранять природный ландшафт;

10) пользоваться землей и другими видами недвижимости в соответствии с природоохранным законодательством;

11) соблюдать правила охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод;

12) не допускать засорения лесов, уничтожения и разорения мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых, уничтожения и порчи деревьев и кустарников.

Поскольку право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью государства поддерживать ее в благоприятном для жизни состоянии, осуществление данной обязанности может быть только результатом соединенных усилий всех и каждого человека в отдельности сохранять природную среду его обитания. Каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды.


Ключевые слова: современные, проблемы, реализация, конституционное право, граждане, Российская Федерация, благоприятный, окружающая среда, экологические, права человека

Abstract: This article examines the current issues in realization of the constitutional right of the Russian citizens to a favorable environment (environmental human rights). The author believes that it is necessary to develop and adopt a special Federal law "On the Access to Environmental Information”, and subsequently the Environmental Code of Russia, which codifies the concept of "environmental information", as well as guarantees a statutory right of public to access any environmental information for the purpose of justified, timely, and efficient participation in the process of decision-making with regards to environmental issues to ensure the principles of sustainable development, along with the norms that regulate different types of responsibility for refusal to provide environmental information. The result of the adoption of the Russian Federal law "On the Access to Environmental Information" should be a notable acceleration of implementation of the Aarhus Conference, an absolute expansion and strengthening of the environmental human rights, and thus, further progress towards the expansion and activation of real public participation in decision-making with regards to environmental issues.

environment, favorable, Russian Federation, citizens, constitutional law, implementation, issues, current, environmental, human rights

Экология и нарушение прав человека. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2002. С. 12-18, 28, 49.

Трудова О.В., Яковлев Э.Ю. К вопросу о классификации содержании, правовой гарантированности экологических прав человека и гражданина (сравнительный анализ правовых систем Российской Федерации и Евросоюза) // Международное публичное и частное право. 2008. № 2. С. 22-25.

Васильева М.И. О применении в праве экологических критериев благоприятности окружающей среды // Государство и право. 2002. № 11. С. 87.

Соколова Н.Л. Развитие принципов международного экологического права и проблемы их имплементации (на примере законодательства Российской Федерации): автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 20.

Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда – важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. № 9. С. 37-52.

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

Белокрылова Е.А., Кологерманская Е.М. "Особенности реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации и Индии: сравнительно-правовой анализ" // Право и политика. 2016. № 4. C. 547 - 553. DOI: 10.7256/1811-9018.2016.4.13946.

Данилова Н.В. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред: проблемы теории и практики // Право и политика. 2014. № 12. C. 1931 - 1935. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.12.13789.

Калюжная Д.Е. Становление глобальной экологической политики:
достижения, промахи и риски // Право и политика. 2013. № 9. C. 1182 - 1194. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.9.9216.

Данилова Н.В. Право на благоприятную окружающую среду: субъективное право или законный интерес? // Политика и Общество. 2015. № 10. C. 1396 - 1402. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.10.16416.

Киричёк Е.В. Дискуссионные аспекты понимания организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Право и политика. 2013. № 13. C. 1891 - 1902. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.13.10359.

Молодцова Е.С. Роль международных организаций в охране
окружающей среды от радиоактивного загрязнения // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2011. № 3. C. 6 - 19.

Попова А.Д. Особенности формирования гражданского общества в России в условиях догоняющей модернизации // Исторический журнал: научные исследования. 2016. № 1. C. 40 - 50. DOI: 10.7256/2222-1972.2016.1.17785.

Анохин С.А., Герасимова О.А. Административно-правовая охрана лесов // Административное и муниципальное право. 2010. № 7. C. 52 - 56.

Кузнецова Н.А. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды // Административное и муниципальное право. 2012. № 6. C. 87 - 89.

Ekologiya i narushenie prav cheloveka. Spetsial'nyi doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii. M., 2002. S. 12-18, 28, 49.

Trudova O.V., Yakovlev E.Yu. K voprosu o klassifikatsii soderzhanii, pravovoi garantirovannosti ekologicheskikh prav cheloveka i grazhdanina (sravnitel'nyi analiz pravovykh sistem Rossiiskoi Federatsii i Evrosoyuza) // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2008. № 2. S. 22-25.

Ob okhrane okruzhayushchei sredy: Federal'nyi zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ // SZ RF. 2002. № 2. St. 133.

Vasil'eva M.I. O primenenii v prave ekologicheskikh kriteriev blagopriyatnosti okruzhayushchei sredy // Gosudarstvo i pravo. 2002. № 11. S. 87.

Sokolova N.L. Razvitie printsipov mezhdunarodnogo ekologicheskogo prava i problemy ikh implementatsii (na primere zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii): avtoref. diss. … kand. yurid. nauk. M., 1998. S. 20.

Brinchuk M.M. Blagopriyatnaya okruzhayushchaya sreda – vazhneishaya kategoriya prava // Zhurnal rossiiskogo prava. 2008. № 9. S. 37-52.

O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniya: Federal'nyi zakon ot 30.03.1999 № 52-FZ // SZ RF. 1999. № 14. St. 1650.

Ob ekologicheskoi ekspertize: Federal'nyi zakon ot 23.11.1995 № 174-FZ // SZ RF. 1995. № 48. St. 4556.

Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii: Federal'nyi zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ // SZ RF. 2006. № 31 (ch. 1). St. 3448.

O radiatsionnoi bezopasnosti naseleniya: Federal'nyi zakon ot 09.01.1996 № 3-FZ // SZ RF. 1996. № 3. St. 141.

Belokrylova E.A., Kologermanskaya E.M. "Osobennosti realizatsii prav grazhdan na blagopriyatnuyu okruzhayushchuyu sredu v Rossiiskoi Federatsii i Indii: sravnitel'no-pravovoi analiz" // Pravo i politika. 2016. № 4. C. 547 - 553. DOI: 10.7256/1811-9018.2016.4.13946.

Danilova N.V. Grazhdansko-pravovaya otvetstvennost' za ekologicheskii vred: problemy teorii i praktiki // Pravo i politika. 2014. № 12. C. 1931 - 1935. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.12.13789.

Kalyuzhnaya D.E. Stanovlenie global'noi ekologicheskoi politiki:
dostizheniya, promakhi i riski // Pravo i politika. 2013. № 9. C. 1182 - 1194. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.9.9216.

Danilova N.V. Pravo na blagopriyatnuyu okruzhayushchuyu sredu: sub''ektivnoe pravo ili zakonnyi interes? // Politika i Obshchestvo. 2015. № 10. C. 1396 - 1402. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.10.16416.

Kirichek E.V. Diskussionnye aspekty ponimaniya organizatsionno-pravovogo mekhanizma obespecheniya konstitutsionnykh prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossiiskoi Federatsii // Pravo i politika. 2013. № 13. C. 1891 - 1902. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.13.10359.

Molodtsova E.S. Rol' mezhdunarodnykh organizatsii v okhrane
okruzhayushchei sredy ot radioaktivnogo zagryazneniya // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations. 2011. № 3. C. 6 - 19.

Popova A.D. Osobennosti formirovaniya grazhdanskogo obshchestva v Rossii v usloviyakh dogonyayushchei modernizatsii // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya. 2016. № 1. C. 40 - 50. DOI: 10.7256/2222-1972.2016.1.17785.

Anokhin S.A., Gerasimova O.A. Administrativno-pravovaya okhrana lesov // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2010. № 7. C. 52 - 56.

Kuznetsova N.A. Administrativno-pravovoe regulirovanie okhrany okruzhayushchei sredy // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2012. № 6. C. 87 - 89.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности.

Важнейшими экологическими правами граждан являются:

1) право граждан на благоприятную окружающую среду;

2) право граждан и общественных объединений на экологическую информацию и его гарантии;

3) право на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды.

1) Право граждан на благоприятную окружающую среду.

Конституция РФ и Закон об охране окружающей среды устанавливают, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда, нанесенного окружающей среде.

В целях создания условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, предусматриваются следующие основные направления деятельности:

• создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

• развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;

• улучшение качества продуктов питания;

• обеспечение населения качественной питьевой водой;

• предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

• обеспечение радиационной безопасности населения;

• предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

• экологическое воспитание и образование населения.

Граждане имеют право:

• создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

• направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

• принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных, не противоречащих законодательству РФ акциях;

• выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

• оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

• обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

• предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

• осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

• сохранять природу и окружающую среду;

• бережно относиться к природе и природным богатствам;

• соблюдать иные требования законодательства.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

2) Право граждан и общественных объединений на экологическую информацию и его гарантии.

Конституция РФ устанавливает, что каждый гражданин имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

• в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

• в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

• в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

• в создании условий для обеспечения граждан РФ зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных законодательством РФ.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

3) Право на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды.

Конституция РФ устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Действующая Конституция России впервые установила экологические права гражданина. Конституционные положения были конкретизированы и закреплены международными нормами и соглашениями, а также в законодательстве России.

Экологические права являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми, так как принадлежат каждому жителю страны от рождения. Суть этих прав в том, что гражданин, осуществляя свою повседневную деятельность вправе находиться в благоприятной атмосфере и знать ее текущее состояние, чтобы избежать негативного ее влияния на состояние здоровья или жизни.

Также граждане могут использовать природные ресурсы для удовлетворения своих личных потребностей.

Право на благоприятную среду обитания

Жизнь человека напрямую зависит от того в какой среде он живет и осуществляет свою деятельность. Природная среда будет благоприятной, если она соответствует установленным нормативам качества и безопасности.

Так, загрязненный воздух является причиной различных заболеваний дыхательных путей человека и работы его важных органов. В той местности, где радиационный фон превышает допустимые пределы, влечет заболевание щитовидной железы, развитие онкологических заболеваний и напрямую влияет на рождаемость населения.

Важным является и то, какую питьевую воду и продукты питания человек употребляет в пищу. Поэтому праву гражданина на благоприятные условия жизни способствует в реализации – обязанность государства обеспечивать нормальный уровень качества природной среды и продуктов питания путем установления нормативов и технических регламентов.

В современном мире все сложнее и сложнее становится достигнуть благоприятной почвы для жизни и здоровья человека, в связи с этим гражданину остается лишь право обращаться в органы государственной власти для защиты или возмещения вреда, причиненного негативной окружающей средой и деятельностью человека.

Право на информированность о состоянии природной среды

Каждый из нас обладает правом на достоверную, объективную и полную информацию о текущем состоянии природной среды и достаточности природных ресурсов. Для этого желающий может обратиться с соответствующим запросом в местные органы власти, чтобы получить необходимую информацию.

Представители власти не имеют право отказать в приеме обращения, так как за это следует уголовная или административная ответственность. Другой вопрос в том насколько будет информация достоверной и полной.

В настоящее время большинство информации человек может подчеркнуть в среде интернет, где располагаются официальные сайты органов исполнительной власти, ведущих ежедневный мониторинг окружающей среды.

В режиме онлайн Вы можете ознакомиться с погодными условиями, радиационным фоном, уровнем загрязнения атмосферы вредными веществами. А также наряду с официальными органами власти действуют общественные организации, цель которых параллельно осуществлять мониторинг окружающей среды и предоставлять гражданам полученную информацию.

Поэтому каждый может обратиться за информацией в официальные источники и соотнести ее с источниками общественных организаций для получения наиболее полной и достоверной картины о загрязненности среды.

Право на возмещение ущерба, причиненного неблагоприятной средой обитания

К сожалению, не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою экономическую деятельность, следят за тем вредом, который причиняется окружающей среде. В связи с чем, это отражается на нашем здоровье.

И когда мы сталкиваемся с различными заболеваниями, результат которых – это деятельность промышленных предприятий, то у нас имеет конституционное право на возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью.

Проблема в реализации данного права в том, что нам в суде нужно доказывать причинно-следственную связь того, что конкретное предприятие оказало вред на наше здоровье. Это может выражаться в проведении различных дорогостоящих экспертиз.

Кроме того, до сих пор в России еще не налажена практика взыскания многомиллионных сумм за вред полученный в результате экологического правонарушения, как это развито в западных странах.

Читайте также: