Кто из агентов осуществляет первичную социализацию личности а школа б семья в интернет г армия

Обновлено: 28.06.2024

Понятие социализации как процесса формирования социальных качеств. Агенты и условия усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается личность. Роль интернета в качестве агента социализации молодежи: положительные и отрицательные стороны.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.12.2014
Размер файла 9,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Интернет как агент социализации молодежи

интернет социализация молодежь

Актуальность данной темы, состоит в том, что в настоящее время в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, а изучение особенностей социализации молодежи становится крайне востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня - от политиков до учителей и родителей. Интернет является одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой. Интернет влияет на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. У подростков иное отношение к новым технологиям. Большинство молодых людей используют Интернет не эффективно, а некоторые и вовсе забывают о реальности.

Цель моей работы: выявить роль сети интернета у молодежи в процессе социализации.

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Сущность социализации заключается в усвоении индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Социализация начинается с момента рождения, это длительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. В наибольшей степени интенсивно социализация происходит в детстве и юности.

В детстве ребенка обучают базовым элементам принятого в данном обществе потребительского поведения: что и как есть, как одеваться, как поддерживать гигиену тела и т.д. В юности культура потребления осваивается уже более детально. К возрасту 18 лет большинство индивидов уже знают, как принято потреблять в данном обществе и вольно или невольно следуют общему направлению.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.

В процессе социализации индивид проходит две фазы: социальная адаптация (приспособление индивида к определенным социально- экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности) и интериоризация (более сложный процесс, означающий включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Причем каждый раз в новой социальной среде человеку приходится отвыкать от чего-то, и наоборот, чему-то переучиваться заново. Поэтому процесс социализации включает два этапа: десоциализация -- отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения и следующий за ним, более важный этап - ресоциализация, т.е. обучение новым ценностям и ролям для замены прежде недостаточно усвоенных или не существующих новой ситуации.

2. Агенты и условия социализации

Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности. К ним относят:

1) агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;

2) агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.

Основные агенты социализации: семья, школа, друзья, сверстники, средства массовой информации и другие.

На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой стадии главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии значительную роль играют коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается.

Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий -- социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это -- экономические, социально- политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.

3.Интернет как агент социализации молодежи

Новая эпоха трансформации общества подарила новых агентов, а именно Интернет и СМИ. Несмотря на сохранение уже ослабленных существующих моделей социализации в современных обществах проходят значительные сдвиги между поколениями в системе ценностей. Включения Украины в мировое информационное пространство предопределяет особую роль Интернета как агента социализации молодежи. Главным фактором Интернета как агента социализации является принцип свободы, не только слова, но и действия. Интернет как агент социализации молодежи оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние: виртуальный мир, в который попадает молодой человек, дает ему дополнительную свободу для выражения своих эмоций, чувств, жизненных позиций, настроений, взглядов, преодоления различного рода внутренних и внешних конфликтов, возникающих в реальной жизни в семейных отношениях, отношениях со сверстниками. Интернет, усиливая процесс опосредованного общения, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет-зависимости. Еще одно изменение 21 века - создание социальных сетей. Социальные сети - это структура, которая базируется на человеческих связях или взаимных интересах. В качестве интернет-сервиса социальная сеть может рассматриваться как платформа, с помощью которой люди могут осуществлять связь между собой и объединяться по специфическим интересам. Задача такого сайта заключается в том, чтобы обеспечить пользователей всеми возможным путями для взаимодействия друг с другом - видео, чаты, изображения, музыка, блоги и другое.

Особого внимания заслуживает такая проблема влияния на социализацию личности, как распространение в глобальных сетях игр с элементами насилия. В частности, известны случаи, когда подростки под влиянием данных жестоких сетевых игр расстреливали своих одноклассников.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что функционирующая в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических и поведенческих установок подростков, что актуализирует обращение к базовым агентам социализации, в первую очередь семье.

Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Все вышесказанное показывает широту стоящей проблемы и невозможность ее решения отдельными мерами без учета человека и общества, как основных элементов любой информационной среды, поэтому данная проблема должна постоянно находиться в поле социологических исследований.

1. Дембицька Н.М. Проблема социализации молодежи в условиях трансформации украинского общества / / Теоретические проблемы генетической психологии: Материалы Международной научной конференции. - К.: Миллениум, 2002.

2. Социология. Учебник для вузов/ Воронцов А.В. -- изд Союз СПб, 2003г.

3. Иванов Д.В. Виртуализация общества / / Социология и социальная антропология. СПб. 2000.-180с.

Подобные документы

Понятие социализации, ее виды и механизмы. Индивидуальные и коллективные агенты социализации, ее особенности на различных этапах жизни человека. Типовые социальные ситуации. Структура социализации, ее стадии. Роль приобретенных в социуме знаний и навыков.

реферат [26,0 K], добавлен 19.05.2015

Факторы, агенты, уровни и механизмы социализации личности. Основные проблемы социализации молодежи в условиях трансформаций, российского общества. Критерии оценки социализированности. Негативное воздействие социального расслоения в современной России.

курсовая работа [36,6 K], добавлен 06.03.2012

Суть, этапы и механизмы процесса социализации. Психологический и социальный портрет молодежи с ограниченными возможностями, роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений. Смысловые и эмоциональные установки на проблему инвалидов у молодежи.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 09.01.2012

Анализ положения молодежи в социуме. Характер и содержание деятельности молодежи в обществе как субъекта социального развития. Роль объективных условий социальной среды (влияние ряда факторов, СМИ), предлагающих ей определенные модели социализации.

статья [31,9 K], добавлен 18.01.2012

Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.

реферат [39,9 K], добавлен 27.01.2011

Теоретические аспекты социализации молодежи в современном российском обществе. Развитие молодежных общественных организаций и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью. Роль общественных организаций в позитивной социализации молодежи.

дипломная работа [61,8 K], добавлен 25.10.2011

Положения теории социализации и ее фазы. Основные подходы к периодизации социализации. Социализация молодежи в современном обществе. Каналы и механизм социализации молодых людей. Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе.

Первичными агентами социализации выступает ближайшее окружение индивида — родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных групп, спорт, а в современное время мощность набирают такие агенты первичной социализации, как СМИ, в том числе Интернет и т.д. Среди агентов первичной социализации особую роль играют родители и друзья-ровесники. Родители хотят, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, проступки, нарушение нравственных принципов, норм поведения, а ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию: облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими, т.е. тому, чему родителям трудно научить. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние в процессе социализации своих детей.

Семья — важнейший агент социализации, так как составляет первое и самое близкое социальное окружение ребенка, которое само входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток. Именно с помощью семьи ребенок вписывается в общество. Семья даст ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи. В семье ребенок знакомится с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми, с половыми ролевыми стереотипами, проходит процесс половой идентификации.

Одновременно семья — это тот социальный институт, который может оказать негативное воздействие на процесс социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи (отсутствие одного из родителей), жестокое обращение родителей с детьми — все это накладывает отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка, в конечном счете на его социальный статус и те социальные роли, которые ему приходится исполнять уже сейчас или которые придется исполнять в будущем.

Причины роста депрессии в подростковой среде связаны с множеством факторов, среди которых и материальное неблагополучие семьи, и конфликтные отношения в семье и с окружающими, и наследственная предрасположенность. Развитие этого заболевания у подростков может привести к трагическому исходу — самоубийству (в России фиксируется высокий процент суицидов среди подростков и молодежи).

Таким образом, именно семья стоит в центре всех проблем, связанных с психическим, физическим и социальным здоровьем молодежи. Конечно, здесь нет прямой жесткой связи, поскольку социализация зависит и от других агентов, а также личных качеств индивида, врожденных черт его личности и других обстоятельств. Поэтому дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью.

Спорт как агент социализации оказывает позитивное влияние на формирование физически и духовно здоровой личности. По мнению исследователей, спорту следует уделять большее внимание в контексте его социализирующей функции. Причин, по которым дети недостаточно уделяют внимание физическим занятиям, много, и среди них: загруженность в школе и соответственно нехватка времени, низкая спортивная мотивация детей, отсутствие спортивных секций в районе проживания и др.

Развитие спорта в обществе и укрепление его позиций как агента социализации молодого поколения составляют одно из важнейших направлений оздоровления общества. Известно, что спорт придает жизни человека здоровый режим, заряжает его энергией и требует от занимающегося спортом ограничения в негативных стилевых привычках (употребление спиртного, табакокурение и др.). Короче говоря, спорт дисциплинирует личность, формирует силу воли, целенаправленность и целеустремленность, а также является залогом здоровой психической деятельности человека, бодрости и жизнерадостности. Процесс социализации через спорт отличается от процесса социализации в семье, школе, формируя позитивную направленность на поддержание, закрепление и трансляцию определенных социальных ценностей и установок, формирующих жизненно важную для современной молодежи культуру самосохранительного поведения.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, французский социолог П. Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер — не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

Интернет как агент социализации молодежи оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние: виртуальный мир, в который попадает молодой человек, дает ему дополнительную свободу для выражения своих эмоций, чувств, жизненных позиций, настроений, взглядов, преодоления различного рода внутренних и внешних конфликтов, возникающих в реальной жизни в семейных отношениях, отношениях со сверстниками. Интернет, усиливая процесс опосредованного общения, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет-зависимости.

Особого внимания заслуживает такая проблема влияния на социализацию личности, как распространение в глобальных сетях игр с элементами насилия. В частности, известны случаи, когда подростки под влиянием этих жестоких сетевых игр расстреливали своих одноклассников. Таким образом, функционирующая в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических и поведенческих установок подростков, что актуализирует обращение к базовым агентам социализации, в первую очередь семье.

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022 запись закреплена

На­зо­ви­те любые три аген­та со­ци­а­ли­за­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них.

DELETED

Нафиса Римова

Настя, Прости конечно,но мне кажется,что из-за этого не стоит материться.Тем более ты девушка,не красиво,поверь.

Наталья Червякова


Наталья Червякова

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
.
.
.
1. Семья (Родители Петра с детства привили ему уважение к старшим).
2. Школа (Учительница 11 В класса Мария Николаевна наказала старшеклассника за употребление нецензурной лексики во время урока).
3. Друзья (Гражданин К. в совместной игре со своим другом в шахматы привил ему любовь к этой игре).

DELETED

DELETED

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.родители(за хорошую оценку родители поощрили ребенка
друзья(друг одобрил поступок-помощь девушке донести сумки)
интернет(в сети напечатана статья о том,как нужно относится к старшему поколению)

Мария Мукарамова

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
.
.
.
.семья( осуществляет первичную социализацию индивида, ознакамливает его с базисными правилами общества: например, родители разъяснили Петру понятия о добре и зле), друзья ( Петр, с помощью друга обучился новой игре), тренер ( научил Петра правильно контролировать свой рацион, дабы набрать мышечную массу).

Олег Бакаев

'
'
'
'
'
Показать полностью.
'
'
'
'
'
'
Образовательные учреждения (Учитель учит детей уважению к старшим)
Политические партии (Проходит агитация для набора в массовую партию, агитаторы поясняют суть их намерений и помогают определиться человеку в выборе политических предпочтений)
СМИ (Телеканал показывает историческую программу, повествующую о правлении Ивана Грозного.)

DELETED

,
,
,
,
,
Семья(родители учат детей нормам морали)
Школа(на уроке биологии учительница научила ученика решать задачи по генетике)
Армия(солдата Н научили в разбирать АК)

Динар Шарафутдинов

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
.
.
.
1) Отец. (Отец учит сына правилам этикета)
2) Учитель. (Учитель обучает детей основам безопасности жизнедеятельности)
3) Брат. (Брат научил сестру пользоваться компьютером)
4) Офицер. (Офицер своими командами и занятиями вырабатывает дисциплину и выдержку у служащих)

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Алена, 2/3 не не нравятся ваши примеры, действие здесь подразумевает какое воздействие эти агенты оказывают на человека

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Мадина, 1/3 я же социализируюсь, как игра и мышечная масса могут помочь мне социализироваться? Не нравятся два примера, отталкивайтесь от первого

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Tofig, 1/3 то же самое замечание, танцуйте от своего первого примера и по тому же принципу составьте остальные

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Олег Бакаев

DELETED

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Олег Бакаев

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Tofig, .
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
.
Нет, я же говорю тебе, танцуй от первого. Возьмем тот же самый злосчастный урок биологии: Преподаватель биологии, заинтересовав учеников своими лекциями, смогда привить у них уважение и бережное отношение к природе.

DELETED

DELETED

.
.
.
.
.
.
.1. Сми. Человек читает статью о деятельности политической партии и проходит тем самым политическую социализацию
2. Семья
Ребенку объясняется,что делать хорошо, а что недопустимо
3. Школа
Учитель помогает ученику научиться лишаться с одноклассниками

Максим Годлевский


Максим Годлевский

,
,
,
,
,
Показать полностью.
,
,
,
,
,
,
,
-Родители (первичная социализация)
-Школьные учителя(дают человеку основной базис знаний)
-СМИ ( дает углубленные знания, о функционировании и строении общества)

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Евгения, Вот эта интрига из последнего предложения никак не дает мне покоя, додумываю версии одна краше другой 3/3

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Юлия Луговая

.
.
.
.
.
Показать полностью.
,
,
,
?/
/
/
/
/
1.Cемья - дает начальные толчки для воспитания ребенка
2.Школа - прививает ребенку стремление к знаниям
3.Друзья - формируют вкусы,предпочтения ,интересы

DELETED

😀

ЕГЭ, ахахах

Дарья Завершинская

Х
Х
Х
Х
Х
Показать полностью.
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
1) школа
Пример : если входит в класс учитель- дети встают, приветствуя его. Так Они учатся уважать старших

2) СМИ
Пример:услышав по радио о предстоящих выборах, молодой человек решил прийти на избирательный участок и проголосовать за понравившегося кандидата. Он приобрел опыт политического поведения.

3) семья
Пример: родители мальчика объяснили ему, что невежливо отбирать игрушки у других детей, наоборот, следует поделиться с ними своими. Т е семья прививает ребенку доброту

Илья Паршевлюк

Соня Лазарева


Соня Лазарева

1)семья- В семье Ивановых,главным человеком ,который учит дочь правилам поведения, является мама, она учит свою дочь готовить,этикету,вежливому обращению к окружающим .
2)школа- В школе города Z учитель по биологии научил настю решать сложные задачи и помог освоить темы привет биологии
3)СМИ- 7летняя Настя попросила родительная записать ее в секцию по спортивной гимнастике ,потому что ей нравится смотреть по телевизора спортивные соревнования и шоу-программа спортсменов по художественной гимнастике .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация - трудоемкий процесс формирования определенных качеств (свойств) личности человека, благодоря которым он становится всесторонне развитой личностью.

С первых дней своего существования каждый человек окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Одним из важнейших универсальных аспектов взаимоотношения поколений выступает социализация – процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становиться всесторонне развитой личностью.

1) Агентом первичной социализации – выступает семья (отец, мать, дедушка или бабушка).

2) Агентом вторичной социализации – выступает школа.

По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к общественным (социальным) ценностям и ролям. Эффективность семьи как института способствующего становлению личности школьника определяется следующими факторами:

Нравственно-психологическим микроклиматом в семье;

Материальным и социальным статусом;

Степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери – с другой;

Ролью отца и матери в общении с детьми;

Структурой и составом семьи.

Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особенно актуально в период перехода от детства к юности, когда ярко демонстрируется претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением подростка к идентификации себя с этим миром. Семья через процесс социализации решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей и установок бытового уклада и даже профессиональных предпочтений.

Выполнение семьей функции воспитания молодого поколения может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Роль семьи неизмерима высока. Семья это арена, где происходит созидание человеческой личности, ее становление, развитие и самоопределение. Таким образом, семья выступает как первичный агент социализации школьников.

Проблема социализации школьников (формирование социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений у детей) особо остро стоит на данном этапе развития общества. Школа выступает для учащихся базовой моделью социального мира. В одних ситуациях она воспроизводит социальные процессы, как бы идет за ними, откликаясь на происходящие изменения в содержании собственной жизни, в других сама становится фактором оказываемого на общество влияния, заставляет его институты и подсистемы реагировать на трансформации школьного образования.

Школа основной институт общего образования. Это самый массовый из всех образовательных институтов. В него включен в качестве основного действующего лица каждый седьмой житель России. Школа – это ядро всей системы образования с точки зрения выполняемых ею функций, важнейшая сфера социализации личности ребенка, его обучения, воспитания и развития.

Человек проводит в школе значительную и едва не самую плодотворную в плане формирования личности часть жизни.

Школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения).

Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в тоже время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. В школе учащийся получает навыки общения с посторонними людьми, основы понимания социальной системы и жизни в обществе.

Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать учащемуся ощущение партнерства принимать участие в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы.

Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности школьника, но и его социальную зрелость, и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.

Образование, которое дает школа, делится на две части. Первая - предметные знания языка, математики, естественных наук и т. п. Вторая - жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит, и то, что его мозг содержит в недоступном для сознания месте. Последняя часть опыта проявляется в стереотипах поведения, эмоций, желаниях, ценностях. И если что-то в этой части не соответствует с осознанными установленными нормами, то это, обычно, вызывает психологическую проблему.

Для школьников очень важно позитивное внимание, особенно со стороны учителя. И, основано оно должно, быть на уважении. Ученики чрезвычайно чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель - ученик приводит к возникновению проблем у учащихся. Кроме учителя, на ученика оказывает влияние и сам школьный коллектив. В процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании учащийся может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние малых групп на развитее отдельных личностей велико. Наличие таких групп объясняется избирательностью человеческого общения.

Школа получает учащегося из среды, как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей, микросредой и жизнь школы – часто является продолжением общественной жизни. В период обучения в школе ученик проходит не только этапы взросления от ребенка, подростка до юноши, получает первые систематизированные правовые знания, начинает соотносить их с изменяющимся уже в стенах этого учебного заведения собственным социальным и правовым статусом, осознавать свои гражданские права и обязанности.

Определяя место школы в процессе социализации учащихся, необходимо сказать, что школа выступает как основной образовательно-воспитательный институт и агент вторичной социализации, воздействующий на развитие личности молодого поколения.

К сожалению как показывает опыт работы, произошло ослабление воспитательного влияния на детей со стороны семьи, родителей, чьи ценностные системы в значительной степени разрушены в результате происходящих в обществе и общественном сознании перемен. Ребенок приходит в школу с несформированными элементарными ценностями, нравственными установками, которые должны закладываться в семье. Школе помимо своих основных функций приходится формировать и ту основу, которую, к сожалению, не заложила в ребенке семья. В таких случаях можно с уверенностью сказать, что именно школа выступает для ребенка агентом первичной социализации, нежели семья. Но только тесное сотрудничество семьи и школы поможет развить в школьнике социально нравственную личность во всех отношениях.

Тест по обществознанию Как стать личностью для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Личность и общество. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.

2. К основным фазам становления личности не относится

1) адаптация
2) социализация
3) интеграция
4) индивидуализация

3. Система взглядов на мир, на место человека в нём, на смысл жизни и деятельности

1) психология
2) мышление
3) философия
4) мировоззрение

4. Самой общей характеристикой человека является термин

1) индивид
2) индивидуальность
3) личность
4) уникум

5. Человек от животного отличается

1) теплокровной системой кровообращения
2) членораздельной речью
3) памятью
4) навыками ориентации в пространстве

6. Какая из названных профессий относится к сфере экономики?

1) фармацевт
2) системный администратор
3) маркетолог
4) дизайнер

7. Какая из названных профессий относится к области информатики и связи?

1) аналитик
2) программист
3) мерчендайзер
4) инфекционист

8. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, яв­ляется одним из определений

1) человека
2) индивида
3) индивидуальности
4) личности

9. Состояние объективной нужды организма в чём-то, что со­ставляет необходимое условие его нормального функцио­нирования, называется

1) эмоциями
2) темпераментом
3) потребностью
4) характером

10. При классификации потребностей человека не употребля­ется термин

1) биологические потребности
2) духовные потребности
3) социальные потребности
4) личностные потребности

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие личность.
Темперамент, характер, способности, мотивация, фи­зиология.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. Установите соответствие между терминами и определениями:

А) мышление
Б) способности
В) индивид
Г) темперамент

1) индивидуально устойчивые свой­ства человека, определяющие его успехи в различных видах дея­тельности
2) совокупность психических свойств человека, от которых зависят его реакции на других людей и соци­альные обстоятельства
3) высшая ступень человеческого познания
4) отдельный экземпляр среди множества других, обладающий специфическими свойствами

3. Установите соответствие между конкретными агентами социализации и тем, как они влияют на формирование личности — опосредованно или непосредственно:

А) армия
Б) церковь
В) семья
Г) СМИ

1) опосредованное влияние на формирование личности
2) непосредственное влияние на формирование личности

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) сознание
Б) речь
В) труд
Г) закон
Д) природа
Е) потребность
Ж) мышление

1. Прочитайте текст и выполните задания.

Р. Киплинг. Заповедь

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил — жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы — не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Перевод М. Лозинского

1) Дайте определение понятия человек. Составьте с этим понятием два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Автор этого стихотворения Редьярд Киплинг прожил дол­гую, полную событий жизнь. Он родился в 1865 году в Индии, в семье англичан-переселенцев. До шести лет мальчик рос в кругу дружной семьи, его воспитанием за­нимались индийские няни и слуги, любившие и баловавшие ребёнка. Но вскоре маленького Редьярда отправили в Англию на попечение дальних родственников, которые держали частный пансион. Хозяйка пансиона сразу невз­любила мальчика, постоянно унижала его. Жизнь в таком окружении плохо сказалась на его здоровье, ребёнок на несколько месяцев потерял зрение. Спас его только приезд матери. Затем его определили в военную школу, где от воспитанников требовали не столько знаний, сколько же­лезной дисциплины. Тем не менее там он нашёл настоя­щих друзей и оформился как личность. Именно этот пе­риод в жизни Киплинга повлиял на его решение стать писателем.
Какие агенты социализации повлияли на формирование личности Редьярда Киплинга? Приведите не менее трёх положений.

2. Напишите три аргумента в пользу выбора любой профес­сии.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором про­блему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных ас­пектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Читайте также: