Как различался объем правоспособности различных категорий свободного населения в древнем риме
Обновлено: 30.06.2024
Статус свободы делил все население Рима на свободных и рабов. Только свободное население являлось полноправным. Источниками рабства являлись обычно: плен, работорговля, рождение от рабов, продажа и самопродажа за долги, наказание за преступление. Раб рассматривался как собственность своего хозяина, который имел над ним неограниченную власть. Однако правовой статус рабов неоднократно изменялся. Первоначально рабство в Древнем Риме носило патриархальный характер. Рабы имели возможность приобретать имущество, хотя формально оно считалось собственностью его господина. Признавались кровнородственные связи рабов. Рабы лично отвечали за совершенные ими уголовные преступления, хотя к ним применялись более суровые наказания.
В республиканский период рабство превращается в основу античной экономики, поэтому правовое положение рабов ухудшается. Раб становится объектом права. Он окончательно утрачивает права на семью и имущество. В период империи кризис рабовладения заставил искать новые формы эксплуатации рабов, поэтому их положение несколько улучшилось. Рабы стали получать пекулий - часть господского имущества, которая предоставлялась рабу для самостоятельной хозяйственной деятельности. С этим имуществом раб мог заключать сделки, лично отвечать по обязательствам. Со временем пекулий стал передаваться по наследству. Признается право рабов на семью. Допускался даже брак римской гражданки с рабом, но в этом случае она становилась рабыней. Ограничивается власть хозяина над рабом: запрещается убивать своих рабов, а убийство раба приравнивается к убийству свободного человека.
Особую категорию свободного населения составляли вольноотпущенники - рабы, получившие свободу законным образом, т.е. на основании юридического акта, по завещанию, вследствие занесения в цензорский список. Правовое положение вольноотпущенника зависело от правового статуса бывшего хозяина. Отпущенные на волю квиритским собственником становились римскими гражданами (за исключением наказанных ранее за преступления), а освобожденные на основании преторского права получали латинское гражданство. Однако приобретение личной свободы не означало уравнения с полноправными гражданами. Действовал запрет на заключение брака вольноотпущенника со свободнорожденным лицом. Вольноотпущенники сохраняли зависимость от бывшего хозяина, становились его клиентами или колонами.
Институт клиентелы является одним из самых древних в римском праве. Еще в царский период клиентами становились иноплеменники, младшие сородичи, бывшие рабы. Они составляли основу римского плебса. Клиенты находились в подчинении у патрона (главы рода или семьи), получали от него земельный надел и выполняли в его пользу определенные материальные повинности и оказывал услуги, в частности, несли вместе с .патроном военную службу Клиент не мог вызывать патрона в суд. Если клиент умирал бездетным, то его имущество наследовал патрон.
В эпоху империи сформировалась еще одна категория несвободного населения - колоны. Первоначально колонат представлял собой земельную аренду. С I в. латифундисты предпочитали сдавать землю в аренду мелкими участками свободным гражданам на условиях выплаты денежной арендной платы, а со II в. - натуральной оплаты (треть урожая). Со временем договорные отношения между колоном и землевладельцем приобрели характер внеэкономической зависимости. Колоны утрачивают правовую свободу: в IV в. законодательно им было запрещено покидать свои участки под угрозой уголовного наказания, а земли можно было продавать только с колонами. Хотя колоны сохранили право на семью и собственное имущество, но их личная свобода тоже оказывается под сомнением. Землевладельцы становятся ответственными за выдачу колонов в суд и поставку из их числа рекрутов на военную службу. Грань между колонами и рабами становится едва различимой: они подвергаются одинаковым наказаниям; им запрещено свидетельствовать против своих хозяев в суде. Более того, положение колонов приобрело пожизненный и наследственный характер. Колонами становились не только на основе договора (бывшие рабы, обедневшие свободные), но и по давности проживания на чужой земле и выплаты оброка (должники, получившие земельный участок на условиях несения натуральных повинностей). Освободиться колоны могли только на основании отпуска на волю хозяином или по истечении срока давности (более 30 лет не платил оброк и вел собственное хозяйство).
Наличие гражданства определяло объем политических и личных прав, а также правовые привилегии. К числу политических прав относились: право участвовать в народных собраниях, право занимать должности, служить в армии. Только граждане могли заключать полноценный в правовом и религиозном отношении римский брак, составлять завещания. Статус гражданина давал права на заключение сделок, отчуждение и приобретение имущества. Участие в гражданском обороте регулировалось цивильным правом, действие которого не распространялось на перегринов. Гражданин мог выступать в качестве патрона по отношению к неполноправным жителям. Римские граждане пользовались особой судебной защитой: они обладали привилегией судиться только в Риме перед своими согражданами. Граждан нельзя было подвергнуть телесным наказаниям.
По мере расширения территории Римского государства выделилась категория латинских граждан - жителей Италии, не входивших в римскую общину. Они обладали имущественными правами, правом выступать в суде и заключать брак с римскими гражданами, но латины не допускались к участию в народных собраниях и государственному управлению. В I в. до н.э. в результате союзнических войн жители Италии добились предоставления им прав римских граждан. К латинским гражданам причислялись вольноотпущенники, ранее находившиеся в бонитарной собственности.
Таким образом, полная правоспособность лица предполагала наличие всех этих статусов: свободы, римского гражданства, самостоятельного положения в семье. Утрата определенного статуса существенно изменяла правовое положение лица и могла привести к полной потере правоспособности. Наименьшая потеря правоспособности происходила при изменении семейного статуса человека (при усыновлении, вступлении женщины в брак, манципации). Далее следовало уменьшение правоспособности вследствие потери гражданства. Наибольшая потеря правоспособности следовала в случае утраты свободы и гражданства.
Реформа Сервия Туллия
Согласно достоверным сведениям, один из рексов Сервий Туллий (середина VI в. до н.э.) провел реформу общественного и политического устройства, в результате которой плебеи были официально введены в состав populus romanus. Реформа основывалась на имущественном различии населения и на новом территориальном делении Древнего Рима, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.
1) Первая часть реформы- деление всего свободного мужского населения Рима. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением денег в IV в. до н.э., была введена денежная оценка имущества - асс, мелкая медная монета.
Мужчины делились на 6 имущественных разрядов и на воинские сотни - центурии.
1- 2 разряд - лица, обладавшие полным наделом земли,
из первого разряда была выделена особая группа самых богатых граждан - всадники,
3 разряд - лица, обладавшие тремя четвертями надела ,
4 разряд - лица, обладавшие ½ надела,
5 разряд - лица, обладавшие ¼ надела
6 разряд - пролетарии.
После реформ Сервия Туллия наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение центуриатного народного собрания получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
2) Вторая часть реформы- деление свободного населения по территориальному принципу, согласно которой в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Территориальная триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Жители трибы подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, причем каждая триба имела один совокупный голос.
Реформа Сервия Туллия завершила процесс ликвидации основ родового строя. Включив плебеев в состав полноправного римского народа и допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформа способствовала консолидации свободных и обеспечила их господство над рабами.
Римская республика. Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н.э., после изгнания последнего рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на периоды ранней (VI-III вв. до н.э.) и поздней (конец III- -I вв. до н.э.)республики. В Римской республике с разделением властей сочетались аристократические и демократические черты - при преобладании первых - обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев (сх. 18).
Полную правоспособность в республиканском Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:
· гражданства;
По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:
· состоятельную верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);
· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота.
Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.
Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной.
По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан Рима и иностранцев (перегринов).
Вольноотпущенники (бывшие рабы) также причислялись к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. Полную правосубъектность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.
К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также любые свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - - патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от прежнего положения древних клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.
По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников пополнялось из числа торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.
Полноправным статусом мог обладать только домовладыка, свободный (свободнорожденный) римский гражданин.
В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в правильный римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.
Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры.
Существовали три вида народных собраний: центуриатные; трибутные; куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять ранное количество центурий - - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение апелляций на приговоры о смертной казни.
Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Такие собрания избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на постановления о взыскании штрафов. Кроме того, плебейские трибутные собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили право принятия общегосударственных законов, что привело к росту влияния плебса на политическую жизнь Рима.
Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - - ликторов (сх. 20).
Самое важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, не зависимым от воли большинства свободных граждан (сх. 21).
Хотя формально сенат был совещательным органом, в его полномочия входили функции:
· законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;
· финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;
· по общественной безопасности, благоустройству Рима и религиозному культу,
· внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе Рима с другими державами утверждал сенат. Сенаторы разрешали начать набор в армию и распределяли легионы между командующими армиями.
Государственные должности именовались магистратурами (сх. 22).
Магистратуры делились на:
· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов, плебейские трибуны и др. Эти должности символизировали идею разделения властей в римской республике. Консулы ведали преимущественно военной сферой; преторы с середины республики занимались гражданским судопроизводством; цензоры составляли списки римских граждан, относя их к определенному разряду или трибе; квесторы заведовали государственной казной; эдилы выполняли полицейские функции; плебейские трибуны защищали плебеев от произвола патрициев, объявляя своё вето на постановления последних;
Ординарные магистратуры замещались на основе таких принципов, как:
· выборность - - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями;
· срочность - - один год (за исключением диктатора);
· коллегиальность(за исключением диктатора);
Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика государства характеризовалась почти непрерывными войнами.
Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.
В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы; первый, второй и третий разряды центурии тяжеловооруженной пехоты; четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.
Читайте также:
- Как проверить льготу на парковку многодетным семьям
- Характеризуя правовое государство надо признать что основной его признак
- Кто первым из династии романовых получил царский престол по наследству
- Каким образом можно соблюсти права и обязанности человека в биомедицинских исследованиях
- Как узнать статус учетной записи на госуслугах