Характеризуя правовое государство надо признать что основной его признак

Обновлено: 16.05.2024

: выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.

совершенствовать навыки общения, создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личностей, вовлечь в активную практическую деятельность.

Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, научить работать с различными источниками информации, развивать коммуникативные навыки работы в группе.

учащиеся смогут раскрыть сущность понятия “правовое государство”, выявлять признаки правового государства.

смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.

продолжат учиться работе

историческими (выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.), продолжат учиться составлять кластер.

Формы, связи и ресурсы

Межпредметные связи : история, правоведение.

Формы деятельности : парная

Формы обучения : деятельностный способ обучения с применением технологии проблемного обучения.

Ресурсы: презентация по теме, интерактивная доска, раздаточный материал, Конституция РФ.

Тип и цель урока

Тип урока : урок изучения нового материала.

Сформировать представление учащихся о правовом государстве как основном институте политической системы, его особенностях и признаках.

Способствовать развитию умения рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, работать с документами.

Формировать отношение к проблеме создания и построения справедливого общества

Видеофрагмент: мультфильм Чипполино

Аппаратное и программное обеспечение

ПК, проектор, экран,

Образовательные интернет ресурсы

Добрый день! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке!

Какие основные виды политических режимов существуют и в чем их главное отличие?

По каким признакам вы это определили?

А вы хотели бы жить в таком государстве?

А в каком государстве вы бы хотели жить?

Могли бы вы вообразить идеальное государство, в котором господствовала бы абсолютная справедливость, закон, право? Как можно назвать такое государство?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема урока: Правовое государство .

Подумайте, какая цель нашего урока?

Цель урока: Познакомиться с понятием и структурой правового государства, понять, как же это государство защищает права и свободы человека.

. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно? Обоснуйте ответ.

Что такое правовое государство.

Развитие идеи правового государства.

Каковы принципы правового государства.

1 Что такое правовое государство .

Как вы думаете , какое государство называют правовым?

Это государство, в котором господствует право. Да, но это не полный ответ.

Давайте посмотрим Конституцию РФ ст. 2 ( Самостоятельная работа с текстом Конституции РФ стр. 3 )

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права

Давайте рассмотрим еще одну точку зрения на понятие правового государства. Принадлежит она русскому философу и правоведу Б. А. Кистяковскому . О ткрывае м учебник на странице 26 и в течение 1-2 минут работае м с документом и отве чаем на вопросы (или на слайде)

Характеризуя правовое государство надо признать, что основной его признак заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограниченная и подзаконна… Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер…

Итак, попробуем сформулировать определение правового государства .

Правовое государство – это государство, в котором обеспечены (признаны и защищены) права и свободы человека и гражданина, а государственная власть ограничена правом.

Т.о., высшая цель правового государства – обеспечить права и свободы человека и гражданина .

Развитие идеи правового государства.

Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве. Определите, кому принадлежит каждое из высказываний и п рокомментируйте как менялись взгляды на правовое государство с течением времени.

При изучении этого вопроса организуется работа учащихся с учебником, в ходе которой они заполняют таблицу.

Характеристика правового государства

Государство возможно только там, где господствует справедливый закон

Где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя.

Право должно быть выше власти

Верховенство юридических законов (провозглашаются юридические законы, признаются естественные, неотчуждаемые права человека, о которых мы поговорим на следующих занятиях, осуществляется разделение властей)

Принцип разделения властей (как вы думаете, как разделял власть Монтескье? – законодательная, исполнительная, судебная)

Категорический императив (абсолютно обязательное требование) – государство должно быть правовым, с разделением властей

С. А. Котляревский

Будущее страны – господство права

Каковы принципы (признаки) правового государства

Несмотря на особые признаки , правовому государству присущи все те черты (признаки) государства, о которых вы уже знаете. Давайте вместе вспомним эти черты! (Единство территории, публичная власть, суверенитет, законодательная деятельность, налоговые сборы ) Кластер

Принцип верховенства права означает, что закон одинаков для всех , все должны действовать в рамках закона. Это относится и к гражданам и к государству. Закон суров, но это закон! – с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе .

Незыблемость прав и свобод человека

(права человека – главный естественный ограничитель государственной власти)

(законодательная, исполнительная и судебная, что способствует ограничению государственной власти)

Запись в тетради схемы

! Но в ваших рабочих листах, надо правильно записать ветви власти!

Первый ряд работает со ст.15

Второй ряд ст. 2 и 17

Третий ряд 10 и 11.

* Т.е. мы можем назвать Россию правовым государством? (ответы детей)

Знакомство с государственной властью в РФ мы продолжим на следующем уроке.

Итак, подведем итог.

Проблемный вопрос ? ?? Итак, давай те вернемся к нашей проблеме “Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно?”

Какой вывод вы можете сделать?

Развитое государство принято называть правовым. Правовое государство – это некий идеал, к которому стремятся все государства.

Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к проблеме.

Первая строка — одно ключевое слово (существительное), определяющее содержание синквейна .

Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка — три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Пятая строка — одно слово (обычно существительное), выражающее чувства, ассоциации автора, связанные с данным понятием.

О беспечивает, реализует, защищает

Суров закон, но он закон!

Спасибо за урок!

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

1 . Что такое правовое государство

Правовое государство- ________________________ _____________________________________

2. Развитие идеи правового государства

Характеристика правового государства

Государство возможно только там, где господствует справедливый закон

Где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя.

Право должно быть выше власти

Верховенство юридических законов (провозглашаются юридические законы, признаются естественные, неотчуждаемые права человека, о которых мы поговорим на следующих занятиях, осуществляется разделение властей)

Принцип разделения властей (как вы думаете, как разделял власть Монтескье? – законодательная, исполнительная, судебная)

Категорический императив (абсолютно обязательное требование) – государство должно быть правовым, с разделением властей

Будущее страны – господство права

3. Каковы принципы (признаки) правового государства

Создаёт правовые законы, которые признают, га

рантируют и защищают права чело

Избирается всем на

родом, выражать его волю и представляет его интересы.

Её еще называют представительной.

Исполняет, принятые представительной властью решения, законы.

Действует на основе принятых представительной властью законов.

Не избирается, а чаще всего назначается.

Самостоятельная и независимая ветвь власти.

Защищать право путем осуществления правосудия

Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к проблеме.

Первая строка — одно ключевое слово (существительное), определяющее содержание синквейна .

Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка — три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Пятая строка — одно слово (обычно существительное), выражающее чувства, ассоциации автора, связанные с данным понятием.

Политическая власть – это предоставленная человеку или группе людей способность и возможность осуществлять управление.

Политическая власть – власть, состоящая в определении направлений по руководству обществом посредством политики.

Политическая власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы.

Политическая власть – полномочия и деятельность по управлению обществом и государством. (Энциклопедический словарь конституционного права)

Государство связанно правом, так как деятельность государственных органов напрямую зависит от законодательства. Конституция Российской Федерации закрепляет права и обязанности граждан, которые государство в лице государственных органов, не имеет права нарушать.

Что выше — право или власть?

Выше, конечно же, право. Дело в том, что каждое право итак ограничено законодательно и запрещает противоправные деяния. Государство лишь направляет граждан, регулирует их деятельность посредством законодательных актов, но и само должно подчиняться закону.

Зачем соединять силу и справедливость?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Зачем разделять единую власть?

Власти положены границы, и эти границы – закон. Любая власть в своем управлении должна подчиняться закону и не нарушать права и законные интересы граждан.

Каждое государство имеет закон. В соответствии с законодательством обязанности имеются и у государственных органах. Они обязаны соблюдать их.

Какие границы имеет в виду автор?

Дело в том, что как в СССР, так и на данный момент юристов очень много. Однако эта профессия очень востребована, но для этого нужно быть высококлассным специалистом.

Естественно, что опыт приобретается с годами, но чтобы стать хорошим юристом, нужно хорошо учиться, быть очень внимательным.

1. В чём сущность правового государства?

В правовом государстве, государство признает, защищает и охраняет права и законные интересы гражданина.

Оно создает законодательные акты, которые обеспечивают гарантию реализации и защиту прав. Государство напрямую связано с правом. Оно подчиняется законам. Можно сделать вывод, что ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это государство, котором защищаются и охраняются законные интересы и права граждан, а государство связано с правом, подчиняется ему, чтобы избежать злоупотребления.

2. Почему мысль о необходимости соединения силы государства и справедливости права относят к числу великих гуманистических идей?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Я понимаю данное суждение так: Право, выраженное в законе, всегда выше власти, так как государство обязано подчиняться праву.
Это и есть смысл существования правового государства.
Государство обязано защищать и охранять права и законные интересы граждан, поэтому его воля не может быть выше норм, которые данные права предписывают гражданам.

4. Каково содержание важнейших признаков правового государства?

Основные признаки правового государства:

5. Дай характеристику трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной.

Исполнительная власть — самостоятельная ветвь власти.
Обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает и не избирается, а назначается. В РФ — исполнительная власть — Правительство РФ. Деятельность исполнительной власти направлена на исполнение принятых парламентом решений.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти.
Ее деятельность основана на защите прав путем осуществления правосудия в рамках судебного заседания. В РФ осуществляется конституционное, гражданское, уголовное и административное судопроизводство.

Судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации).

Законодательная власть — парламент. Российский парламент именуется Федеральным собранием, которое включает в себя Государственную Думу и Совет Федерации. Деятельность парламента основывается на создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью.

В КЛАССЕ И ДОМА

Смысл заключается в том, что если бы все не были равны перед законом и судом, начались бы внутренние конфликты, так как не было бы справедливости. В истории очень много случаев, когда несправедливость поднимала людей на революции.

В Российской Федерации все равны перед законом и судом, и права всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, охраняются законом. Решения государственных органов и закон распространяется на всех граждан, а не в интересах нескольких человек. Самое важное, что может сделать гражданин, это знать свои права и уметь их защищать законным способов. В этом ему поможет правовое государство.

2. Ш. Монтескьё много размышлял о справедливом устройстве государства. Он, например, считал, что:

Раскрой смысл каждого из приведённых положений.

Б) Эта фраза оправдана, ведь если власть сосредоточена в руках одного человека – это тоталитарный режим. При тоталитарном режиме у граждан нет прав, есть только обязанности, которые заключаются в подчинении граждан государству.

B) Законодательную и судебную власть нельзя смешивать. Это может породить коррупцию и произвол. Ведь тогда, законы могут быть приняты в интересах определенного круга лиц, нельзя будет говорить о принципе СПРАВЕДЛИВОСТИ при осуществлении правосудия.

3. Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми ты познакомился) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясни, как ты понимаешь: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чём состоит ответственность гражданина перед государством?

Для того чтобы понять данную фразу, можно привести конкретный пример. Всем известно, что государство обязано предоставлять бесплатную медицинскую помощь и основное общее образование. Однако для того, чтобы обеспечить граждан общественным благом, необходимы финансы. Из данного права на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатное образование, вытекает обязанность по уплате налогов.

Иначе говоря, права государства – это обязанность граждан, права граждан – это обязанность государства. В правовом государстве каждая сторона (государство и граждане) должна выполнять свои обязанности и тем самым осуществлять права другой стороны.

Гражданин имеет право на образование, обязанность государства обеспечить это право. Гражданин обязан защищать Отечество (служить в армии (срочная служба)), право государства – призвать призывника на военную службу, чтобы обеспечить свою обязанность – защиту общества и государства.

. Характеризуя правовое государство, надо учитывать, что, несмотря на специфические особенности, оно оставалось и остается государством. Об этом свидетельствует то, что оно, наряду с особенными признаками, обладает и такими, которые присущи любому другому государству свойствами: публичной властью; выступает как официальный представитель всех социальных слоев общества; располагает специальным аппаратом управления и принуждения, имеет в своем распоряжении разветвленную систему юридических средств, дающих возможность оказывать более или менее эффективное управляющее воздействие на важнейшие общественные отношения, нуждающиеся в государственно-правовом воздействии, обладает суверенитетом.

Органы правового государства в рамках своих полномочий издают нормативные правовые акты и обеспечивают их реализацию различными методами, в том числе используя в необходимых случаях меры государственного принуждения. Это означает, что существует немало общих черт, характеризующих любое государство, в том числе и правовое.

Но чем отличается правовое государство от неправового? Какие признаки и черты характеризуют правовое государство?

В научных исследованиях, в учебной литературе приводится разное число признаков правового государства, которые часто рассматриваются как его принципы, т.е. такие требования, которым должно соответствовать правовое государство.

Исследователи чаще всего обращают внимание на следующие его признаки: правовой характер законодательства; обязательность правового закона для всех участников правовой сферы общения; приоритет конституции в массе нормативно-правовых актов; обеспеченность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность государства и личности; разделение властей. Это далеко не исчерпывающий перечень признаков правового государства.

Среди признаков правового государства особая роль принадлежит такому, как правовой характер законодательства. Это означает, что законы правового государства должны быть правовыми.

Важный признак правового государства – обязательность правового закона для всех участников правовой сферы общения.

В условия правовой государственности само государство самоограничивает себя законом, прежде всего конституцией, устанавливает те принципы и рамки, которые оно не может переступить.

В соответствии с данным признаком, ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Причем, когда речь идет об обязательности закона, то он должен пониматься не в расширительном смысле, отождествляясь с иными нормативными правовыми актами, а в самом прямом своем значении. А именно, как акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Во многих государствах формально, будучи основным, главенствующим юридическим актом, на деле же фактически он "растворяется" в системе других, подзаконных, а точнее, ведомственных актах. Об этом свидетельствует, например, то, что в СССР с 1936 по 1988 г. г. высшими органами государственной власти было принято всего 79 законов. В то же время действовали десятки тысяч всякого рода постановлений, решений и распоряжений, принятых исполнительно-распорядительными и иными государственными органами. Только в 1988 г. Совет Министров СССР принял 1600 постановлений и дал 2000 распоряжений. [76]

Следует особо подчеркнуть, что формирование и существование правового государства в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения.

Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового или любого иного государства можно вообще обойтись без подзаконных, ведомственных актов. В особенности это касается процесса реализации конституционных законов и содержащихся в них положений. Можно ли, в частности, обойтись без обычных законов или подзаконных актов в процессе реализации конституционного права на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности или же в процессе реализации права на образование? Нет, конечно.

Ибо возникающие при этом общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для своего упорядочения они объективно требуют не одного, даже самого авторитетного фундаментального, каким является конституционный акт, а системы взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем требования и предписания актов.

Следовательно, в условиях правового государства речь идет не о том, должны или не должны существовать, наряду с законами, подзаконные, ведомственные акты. Они неизбежны, обусловлены самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Речь идет лишь о том, чтобы эти акты, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, не искажали сути и содержания самих законов. В противном случае, призывы и установки о создании правового государства неизбежно останутся нереализованными.

Конституция Российской Федерации, принятая на общегосударственном референдуме 1993 г., характеризуется тем, что она отразила изменения, которые произошли в российском обществе в конце двадцатого века.

Ею был исключен классовый подход к различным слоям населения, закреплена власть народа, установлены институты частной собственности, включая собственность на средства производства, свободу предпринимательской деятельности, права и свободы личности в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права, а также зафиксированы иные общечеловеческие ценности, реализации которых для граждан нашей страны была немыслимой на предшествующем этапе развития отечественной государственности. Конституция выступает в качестве основного и главного нормативно-правового акта Российской Федерации, обладает высшей юридической силой в системе всех нормативно-правовых актов страны и вместе с тем является важнейшим правоустанавливающим документом. Конституция определяет основы системы форм (источников) действующего в стране права. Успех формирования правового государства напрямую зависит от признания особой роли Конституции РФ. Статья 15 Основного закона провозглашает высшую юридическую силу Конституции и ее непосредственное (прямое) действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Указание на прямое действие Конституции не имеет аналогов в отечественной практике, и обязывает к тому, чтобы Конституция не была декоративным украшением общества, а стала работающим законодательным актом, которым следует руководствоваться при рассмотрении конкретных дел в судах и органах исполнительной власти. Это существенная особенность правового государства.

Обеспеченность прав и свобод человека и гражданина. Для правового государства принципиально важным является то, что оно существует и развивается не иначе как на базе гражданского общества, где права и свободы граждан не только формально провозглашаются, но и проводятся в жизнь. Для этого должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.

Таким образом, провозглашенные права и свободы должны быть обеспечены конкретными механизмами их реализации, т.е., например, реально обеспеченной возможностью гражданина получить образование, социальное обеспечение, судебную защиту своих прав и т.д.

Отнюдь не случайно, что во многих средствах массовой информации, научной и популярной литературе и даже в некоторых официальных документах обращается особое внимание именно на эти уродливые формы и явления общественной жизни, сопровождающиеся нередко диктатом, административным произволом в экономике, социальной и духовной сферах, казенным равнодушием к правам и нуждам людей, пренебрежительным отношением к общественному мнению и социальному опыту масс.

Разделение властей. Это – один из важнейших принципов демократического правового государства. [80]

Современная демократическая правовая государственность основывается на разделении властей как одном из фундаментальных принципов, позволяющих обеспечить свободу граждан. При отсутствии разделения властей о правовом государстве говорить не приходится. Этот принцип, в его классической трактовке, предполагает разделение властей на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, ветви власти равноправные, самостоятельные, независимые друг от друга, но функционирующих в рамках системы сдержек и противовесов.

Разделение властей предназначено для того, чтобы противодействовать чрезмерной концентрации власти в руках одной ее ветви, ее доминированию над другими, что могло бы угрожать злоупотреблениями властью. Осуществление этого принципа помогает бороться с антидемократическими тенденциями в общественной жизни, а потому создает предпосылки для уважения гражданских прав и свобод. Разделение властей - это механизм взаимного контроля, оптимальной реализации государственных функций и условие эффективного функционирования государства в целом.

Сама идея разделения властей возникла давно, хотя в ее теоретическом обосновании наибольшую роль сыграли ученые Нового времени - Дж. Локк и Ш.Л. Монтескье. Изначально направленная на обоснование ограничения власти короля, она впоследствии стала использоваться, как теоретическая и идеологическая база борьбы против всех форм диктатуры, опасность которой представляет собой постоянную реальность. Практическое осуществление идеи разделения властей связано с периодом буржуазных революций.

В большинстве современных демократических государств законодательная власть представлена парламентом.

Исполнительная – имеет своим предназначением исполнение законов, издаваемых законодательной властью. С этой целью она наделяется полномочиями осуществлять активные действия, а также правом принятия подзаконных нормативных правовых актов. Обобщенное название органов исполнительной власти – правительство.

Прерогативой судебной власти является осуществление правосудия. Она необходима для разрешения споров, возникающих в обществе, для защиты нарушенных прав граждан, применения мер юридической ответственности по отношению к тем, кто совершил правонарушения.

Представляется немаловажным такой вопрос, каково соотношение вышеназванных трех властей?

Как уже отмечалось, главное в этой идее – создание механизма сдержек и противовесов, которые бы способствовали предотвращению злоупотреблений властью. Однако, акцентировать внимание только на этом было бы неуместным, поскольку вряд ли функционирование государства будет эффективным, если ветви власть будут только тем и заниматься, чтобы друг друга сдерживать, друг с другом бороться.

Разделение властей в государстве ошибочно было бы рассматривать в качестве абсолютной гарантии демократических порядков. Этот институт представляется ценным не сам по себе, а в совокупности с другими политическими явлениями; среди них особую роль призвано играть право.

Политический опыт свидетельствует о том, что теория разделения властей нигде не была в полном объеме воплощена в жизнь. В одних странах равновесие властей было нарушено в пользу парламента, а в других в пользу правительства. [82]

Помимо названных, правовое государство обладает и другими принципами, признаками, выражающими его суть. Это, к примеру, единство прав и обязанностей граждан, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти и др. Здесь надо заметить, во-первых, что приведенные принципы не исчерпывают его сущности, а, во-вторых, не все они в равной мере отражают его специфику.

Таким образом, в соответствии с основными принципами, свойствами, характеризующими правовое государство, можно следующим образом определить его понятие: это политико-правовая организация гражданского общества, призванная управлять его делами на основе принципов верховенства права, признания и защиты прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности государства и личности, разделения властей. Правовое государство – государство, основанное на правовом демократическом обществе, основывающееся в ходе своего функционирования на признании общечеловеческих ценностей, приоритета права, ставящее во главу угла своей деятельности реальное обеспечение правового статуса своих граждан.

Правовое государство в ходе своего развития приобретает новые качества. На современном этапе это – социальное государство, ставящее перед собой цель преодолеть резкую поляризацию различных слоев общества, гуманизировать социальные условия жизни. Приобретение правовым государством этих качеств связано с созданием второго поколения прав человека – социальных, экономических и культурных. Именно указанное обстоятельство способствовало разработке идеи государства, обязанного принимать меры, содействующие обеспечению соответствующих прав, и воплотившейся в концепции социального государства.

Далеко неоднозначно отношение к идее социального государства в отечественной юридической науке.

Несмотря на противодействие идеям социального государства со стороны приверженцев консервативных, монетаристских концепций, они получают все большее признание, воплощаются в практике и закрепляются в конституциях современных государств.

Принцип социальности государства в той или иной форме выражен в Конституциях Греции, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Португалии, Турции, Франции, ФРГ, Швеции и других государств. Эта идея неразрывно связана с социальными, экономическими и культур­ными правами. [83] В то же время, вне зависимости от их конституционного закрепления, современные развитые демократические государства не могут отрицать значимость этой категории прав, которые зафиксированы в важнейших международно-правовых актах.

Этот принцип, получивший свое дальнейшее развитие в п. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, обязывает го­сударства к социальной ориентации их деятельности, без чего ныне невоз­можно нормальное развитие общества.

На современном этапе социальное государство являет собой либо достигнутое состояние в государственной жизни общества, либо социальную идею, которая пока не реализована. В первом случае со­циальное государство - это реализованная демократическая правовая государственность, которой свойственны приоритет социальной функции государства, особая роль государства в экономике. [84]

В то же время понятно, что сегодня далеко не все государства могут реально защитить важнейшие социальные права своих граждан. Основная причина этого — низкое состояние экономики страны. Само собой разумеется, что социальная функция может осуществляться в достаточном объеме лишь при высоком уровне экономического развития страны, позво­ляющем разумно перераспределять средства и ресурсы, сохраняя свободу рыночных отношений и предпринимательства.

При этом государство, осуществляющее социальную деятельность, не должно переступать черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства; социальная деятельность государства не должна освобождать индивида от личной ответственности за свою судьбу и судьбы своих близких.

С учетом изложенного выше, современное наше государство вряд ли можно отнести к социальным в строгом смысле этого слова. Российское государство пока не в состоянии проводить в жизнь эффективную социальную политику, обеспечивая ее действенными экономическими средствами.

Таким образом, движение нашего государства в том направлении, которое предполагает развитие и укрепление его социальных характеристик, необходимо, поскольку современная демократическая, цивилизованная, государственность может быть только правовой и социальной одновременно.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Читайте также: