Как предотвратить экстремизм сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.
Российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур. В настоящее время в России имеется ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие борьбу с распространением экстремизма и терроризма.
Опасность террористического акта заключается еще и в том, что к нему невозможно подготовиться заранее, поэтому гражданам следует всегда быть настороже.
Рекомендации гражданам:
1. Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.
2. Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.
3. Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в ваше отделение полиции.
4. Если вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации.
Во всех перечисленных случаях:
• ни в коем случае не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку.
• не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами, это может привести к взрыву;
• зафиксируйте время обнаружения находки и незамедлительно сообщите в территориальный орган полиции или на ЕДДС по номеру 112;
• примите меры по недопущению приближения людей к подозрительному предмету. Постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
• обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы;
• не забывайте, что вы являетесь самым важным очевидцем.
Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность на многолюдных мероприятиях с тысячами участников, в популярных развлекательных заведениях, торговых центрах.
Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи.
ПОМНИТЕ! Террористические группы могут установить взрывные устройства на объекте в самых неожиданных местах (в помещениях жилых зданий, подвалах строящегося здания, в местах массового скопления людей, трансформаторных будках, в припаркованных машинах, на рабочих местах т.д.).
Правильные, грамотные действия каждого гражданина могут предупредить террористический акт, значительно снизить его последствия, сохранить Вашу жизнь и жизнь других. Быть предельно внимательными к окружающим Вас людям. Ни при каких условиях НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПАНИКИ.
Если произошел взрыв:
1. Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.
2. Продвигаться следует осторожно, не трогать поврежденные конструкции, оголившиеся провода.
3. В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спички, свечи, факел и т.д.).
4. При задымлении защитите органы дыхания смоченным носовым платком (лоскутом ткани, полотенцем)
5. При наличии пострадавших, примите меры по оказанию первой медицинской помощи и выходу из района поражения.
В случае необходимой эвакуации выполните соответствующие мероприятия. При невозможности эвакуации (из здания, помещения) найдите возможность оповестить о месте своего нахождения (например – выйти на балкон, выбить стекло, т.д.).
Н. Соколова

Экстремизм и терроризм – это большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество.
Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика.
Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп.
Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения – вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи.
Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая ей легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе многочисленные новые, по сути, уничтожают свое будущее.
Профилактика терроризма и экстремизма среди молодежи включает в себя проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде, что способствует существенному расширению юридической составляющей воспитания и образования.
Знание своих собственных прав и свобод будет способствовать развитию у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству.
Также необходимо постоянно воспитывать у молодежи толерантное мировоззрение, терпимое отношение ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств.

Терроризм — это то слово, которое вызывает ужас, страх и одновременно сочувствие. Вспоминая кадры террористических актов, передаваемых по телевидению смесь чувств переполняет. К совершившему это преступления, а, точнее, ужасный поступок возникает два противоречивых отношения. Это: жалость и ненависть. Первое чувство возникает вследствие осознания того, что этот человек всего лишь пешка и за террористическими актами стоит множество людей. Второе — потому, что он все-таки это совершил и не сошел с намеченной для него траектории. Но как говорят, со стороны хорошо судить, а вот если бы вся горесть коснулась, то мнение было совершенно другое.

Проблемы терроризма — как фактора, оказывающего давление на общество

Терроризм — это прежде всего проблема не одной страны, а всего мирового сообщества. Так как террористические акты гремят по всему миру. Вследствие них гибнет множество людей, страдают многие семьи, а также инфраструктура городов. Но искоренение терроризма это очень сложная задача и пока что в мире есть преступность — она становится практически не решаемой. Так как основное доход террористов — это продажа на подпольном рынке оружия и наркотических средств.
Еще одной значимой проблемой терроризма является привлечения к этой деятельности детей. Их с самого рождения готовят к их миссии. Ни для кого не секрет, что под меньшее подозрение попадает ребенок, поэтому ему легче проникнуть, ведь досмотр на вокзалах в основном ведется за взрослыми.

Борьба с глобальной проблемой — терроризмом

В современном мире ведется ожесточенная борьба с террористическими организациями, чтобы добиться успехов в которой, применяется множество методов. Борьба только при помощи боевых действий не даст желаемого результата, ведь если уничтожить одну экстремистскую группировку, на ее месте образуется другая. Поэтому против террористов используются как политические, так экономические и информационные методы. Создание определенных подразделений, деятельность которых объединяет в себе борьбу с террористами и преступниками. Одной из таких известных организаций является Интерпол (Интернациональная полиция). С политической точки зрения можно отметить внедрение законопроектов ограничивающих или запрещающих носить оружие. Информационные методы — это прежде всего антитеррористическая пропаганда, ведь не зря по телевизору, в интернете и газетах терроризм представлен во всех красках.
Терроризм — это страшнейшее проявление экстремизма, которое не оставляет большинство равнодушными.

помогите написать сочинение на тему Терроризм и экстремизм угроза обществу

Ответы:



Отношение подростков к экстремизму

1 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №82 имени Ф.И.Дубовицкого

2 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №82 имени Ф.И.Дубовицкого


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире все чаще можно столкнуться с действиями, далекими от обычных общепринятых, связанными с непринятием существующего государственного или общественного порядка, осуществляемыми в незаконных формах. Иногда такие действия могут стать массовыми и нанести огромный ущерб обществу, религии, экономике и политике страны.

В 5 части 13 статьи Конституции РФ записано, что государство запрещает создание таких общественных объединений, которые стремятся изменить наш конституционный строй, подрывают безопасность государства, создают вооружённые формирования, разжигают социальную, расовую и религиозную рознь.

В настоящее время основной формой деятельности, подрывающей безопасность государства и его жителей, является размещение экстремистских материалов в сети Интернет. Неоднократно в социальных сетях я натыкался на закрытые группы, пропагандирующие экстремистские действия, направленные на возбуждение ненависти, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения и отношения к религии, в которые вступали мои знакомые и друзья. Это такие группы, как: ZABIV, Юность на поляне, Сумасшедший Офник, ULTRAPIR и тому подобное. Под влиянием социальных и иных факторов в подростковой среде формируются радикальные взгляды и убеждения на недостатки политики, экономики и социальной структуры страны. Таким образом, подростки пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.

Цель: изучить отношение учащихся МОУ СОШ №82 к проблеме экстремизма.

Предмет исследования: отношение подростков к экстремизму

Методы исследования:

Теоретический: изучение и анализ литературы и интенет-ресурсов;

Эмпирический: социологический опрос-анкетирование, сравнение показателей каждой параллели.

Составить анкеты для проведения опроса;

Организовать и провести качественный анализ результатов;

Глава 1. Экстремизм в подростковой среде

Экстремизм (от лат. extremus — крайний, чрезмерный) — приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике).

Экстремизм в России - это и ложные обвинения лиц, занимающих государственные посты, нарушение прав граждан в зависимости от их национальной, религиозной и т. д. принадлежности, воспрепятствование осуществлению избирательных прав и т.д.

Экстремистское сообщество - организованная группа лиц, созданная для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений.

Преимущественно групповой характер подросткового экстремизма, спонтанность и непредсказуемость придают данному явлению особую общественную опасность

1.2. Виды экстремизма

Политический – крайние взгляды в отношении политической системы. Непримиримость к иным политическим партиям.

Националистический – радикальные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы.

Религиозный – пропаганда истинности одного вероучения; стремление к устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления.

Экологический – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений.

Антиглобалисткий – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве.

Моральный – крайняя нетерпимость к нравственным нормам и правилам поведения определенного типа, Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия.

Подростково-молодежный – взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на принципах силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства.

1.3. Статистика экстремистских объединений

Распространение молодежного и подросткового экстремизма - одна из острейших проблем современной России. Растет количество преступлений, повышается уровень насилия, его характер становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских подростковых и молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек, на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных и подростковых объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность.

В среднем до 80 % участников группировок экстремистской и террористической направленности составляют молодые люди в возрасте от 13 до 18 лет.

1.4. Кто обычно попадает под влияние экстремистских группировок и каковы причины роста возникновения экстремистского поведения?

Мотивами вступления в экстремистские группы являются:

направление на активную деятельность

стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения

ориентация на агрессивное поведение,

стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические. Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, ведение партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения и т.д.

В перечень основных причин роста экстремистского поведения подростков исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а, следовательно, и сравнительно невысокий социальный статус. Подросткам свойственна психология подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и подросткового экстремизма.

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская группировка, неформальное объединение, политическая радикальная организация.

Следует отметить, что необходимо большее внимание детям и подросткам по двум причинам:

Агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остаётся без должного внимания то, может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида. Следовательно, чем скорее начнётся работа с моделями агрессивного поведения, то тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрослой жизни;

Серьёзные формы насилия, распространённые среди подростков, причиняют вред большему количеству людей.

1.5. Основные особенности экстремизма в подростковой среде

Экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения подростка и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, согласием с государственными институтами.

Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

1.6. Уголовная ответственность на территории РФ за экстремистскую деятельность

В России запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Чаще всего граждане РФ подвергаются уголовному преследованию за:

призывы к экстремистской деятельности;

оправдание терроризма и экстремизма;

оскорбление чувств верующих;

демонстрацию запрещенной символики;

распространение экстремистских материалов.

Глава 2. Практическая часть (основная)

Нами были получены следующие результаты:

Достаточно большое количество учеников считают, что экстремизм – это способ восстановить справедливость или допустимость крайних мер, что не совсем верно. (Приложение 2)

Вывод: учащиеся имеют недостаточное представление о значении слова экстремизм. И по собственному не знанию, могут оказаться вовлечены в данные организации.

3. Большинство учащихся всех параллелей считают, что экстремизм возникает из-за социально-экономических недовольств народа и подсознания людей. (Приложение 4)

4. Больше половины учащихся считают проблему экстремизма не актуальной, но все же количество учащихся, думающих обратно тоже велико, разница настолько незначительна, что мы можем сказать о равенстве учеников, не считающих проблему экстремизма актуальной и считающих. (Приложение 5)

Вывод: учащиеся не знают, о том, что борьба с экстремизмом в нашей стране одна из главных проблем государства.

5. Для 95% учащихся нашей школы не важна национальность человека, и она никак не влияет на отношение к людям, но все же есть люди, которым национальность знакомого или друга важна, в основном это в 8 и 10-х классах, а вот в 9-х классах национальность человека при выборе друга не имеет никакого отношения. (Приложение 6)

Вывод: риск возникновение экстремизма на национальной почве, среди учащихся МОУ СОШ № 82, не велик.

6. 41% учащихся хотя бы 1 раз доводилось сталкиваться с проявлением экстремизма, а 12% сталкиваются часто, и они в будущем могут быть вовлечены в экстремистскую деятельность. (Приложение 7)

Вывод: данные ученики могут оказывать влияние на своих друзей или призывать их к экстремистской деятельности.

2.2 Заключение (выводы)

Большинство учащихся имеют неполное или ложное представление о причинах формирования экстремизма в современном обществе. Также они не знают, что борьба с экстремизмом в нашей стране одна из главных проблем государства.

Однако, по результатам анализа данных опроса можно сделать вывод, что большая часть опрошенных не считает нужным проводить профилактические работы в стенах образовательного учреждения.

Список литературы

Профилактика экстремизма в подростковой среде

Понятие и сущность экстремизма в Российской Федерации

Понятие экстремизма. Административная и уголовная ответственность за экстремизм.

Приложение 1

1. Что такое экстремизм?

а) Один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государств;

б) Пропаганда насилия;

в) Способ восстановить справедливость;

г) Допустимость использования крайних мер.

2. Кому принадлежит особая роль в профилактике экстремизма?

б) образовательному учреждению;

в) правительству страны;

г) комплексная работа.

3. Какова причина возникновения экстремизма?

А) религиозные течения;

Б) подсознания людей;

В) социально-экономическое недовольство народа;

Г) финансовые проблемы.

4. Считаете ли Вы проблему экстремизма актуальной для Российской Федерации?

б) Нет, не считаю.

5. Влияет ли для Вас национальность на отношение к человеку?

б) Не одобряю плохого отношения к другим национальностям’;

в) Мне безразлично.

Приложение 1

6. Какие проявления экстремизма кажутся Вам наиболее опасными для общества?

a ) Политические убийства, физические расправы;

б) Осквернение, разрушение памятников, могил, организация массовых драк;

в) Унижения, оскорбления, угрозы в адрес людей других национальностей, вероисповеданий;

г) Призывы к запрету существующих партий и движений.

7. Какие способы профилактики экстремизма наиболее приемлемы с Вашей точки зрения?

а) Радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых религиозных и национальных объединений;

б) Способы, основанные на опыте цивилизованных зарубежных стран в профилактике экстремизма;

в) Либеральные, предполагающие лишь административную ответственность за экстремизм, позволяющие создание и функционирование новых религиозных и национальных объединений, отсутствие всякой цензуры.

8. Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?

а) Сталкиваюсь достаточно часто;

б) Сталкивался(ась) несколько раз;

в) Сталкивался(ась) однажды;

г) Не приходилось сталкиваться.

9. Сталкивались ли Вы с дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку в отношении Вашей личности?

а) Сталкиваюсь достаточно часто;

б) Сталкивался(ась) несколько раз;

в) Сталкивался(ась) однажды;

г) Не приходилось сталкиваться.

Приложение 1

10. Знаете ли вы, что Конституция РФ закрепляет равенство всех людей, независимо от пола, расы, национальности и др?

б) Нет, так как никогда не читал(а) Конституцию;

в) Нет, никогда не обращал(а) на это внимание;

г) Мне все равно, что там написано.

11. Есть ли среди твоих друзей, те, кто придерживается экстремистских взглядов?

12. Имеет ли для тебя значение национальности при выборе друзей?

В современном мире экстремизм является одной из наиболее актуальных угроз для национального суверенитета большинства государств. Постоянно усиливающиеся процессы глобализации способствуют трансформации экстремизма и обуславливают его характер как международной проблемы. Такое негативное социально-политическое явление требует совместного противодействия со стороны всех без исключения государств и международных организаций.

Следует согласиться с позицией В. П. Назарова, который считает, что традиционные подходы к противодействию экстремизму в пределах национальных правовых систем, показали свою низкую эффективность [1]. На сегодняшний день развитие коммуникационных технологий, доступность оружия, широкие возможности по переводу денежных средств, простота вербовки кадров для осуществления экстремистской деятельности выполняют роль первоочередных факторов, способствующих расширению масштабов экстремизма в мире. В сложившейся ситуации в рамках правового регулирования требуется выработка эффективных способов противодействия подобной преступной деятельности.

Таким образом, в настоящее время нормативное регулирование общественных отношений, связанных с противодействием экстремизму, и на международном, и на национальном уровне в РФ требует совершенствования. В первую очередь, необходимо сформулировать международно-правовое понятие экстремистской деятельности, которые не только должно отражать существенные черты экстремистской деятельности, формы её проявления, но и обособлять её от иных смежных видов противоправной деятельности (например, терроризма). Такое определение должно быть имплементировано в российское законодательство о противодействии экстремизму.

Соответствующая сфера правового регулирования в России особенно актуальна. Н. А. Чернядьева верно отметила, что проблема противодействия экстремизму в большей мере актуальна для многонациональных государств, которые в виду различных причин были подвержены распаду на определенном этапе своего исторического развития [7]. Действительно, распад СССР впоследствии обострил многие проблемы, связанные с межнациональными и межрелигиозными разногласиями на территории государств СНГ.

Особого внимания требует вопрос противодействия экстремизму, осуществляемому с использованием сети Интернет. Современные средства коммуникации неизбежно детерминируют рост информационного экстремизма [9]. Существует множество проблем технического характера. В частности, возникают сложности с идентификацией лица, занимающегося экстремистской деятельностью [10]. Также при квалификации некоторых преступлений возникает необходимость в использовании специальных знаний посредством проведения экспертиз [11].

Глобальный характер проблемы экстремизма обусловлен не только несовершенством международно-правового регулирования, но особенностями правового регулирования в рамках национального законодательства государств. Так, не во всех государствах предусмотрена уголовная ответственность коллективных субъектов. Так, в российском уголовном законодательстве не предусмотрена ответственность юридических лиц. В частности, это предопределяет некоторые сложности с расследованием экстремистских преступлений, в рамках которых фигурируют организации, оказывающие провайдерские услуги.

Таким образом, в современном мире противодействие экстремизму является одним из наиболее актуальных направлений деятельности отдельных государств и всего мирового сообщества. Борьба с проявлениями экстремизма сопряжена как с необходимостью совершенствования национального законодательства, так и с постоянной профилактикой такой противоправной деятельности путём осуществления эффективной социальной и экономической политики уполномоченными органами государств.

Сложности международно-правового регулирования связаны не только с отсутствием или несовершенством правовых норм. Следует учитывать существующую правовую неопределенность в понимании экстремизма в международном праве. Зачастую такая деятельность рассматривается в комплексе с иными формами негативной деятельности. Например, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 04 января 1969 года понимает расовую дискриминацию в качестве формы экстремистской деятельности [12].

В то же время необходимо активизировать уже имеющиеся средства правого регулирования противодействия экстремизму. И внутригосударственные, и межгосударственные механизмы должны иметь более наступательный и инициативный характер, а также основываться на взаимодействии с институтами гражданского общества.

[1] Назаров В. Л. Глобальный экстремизм - угроза миру, региональной и международной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. № 3. 2015. С. 7.

[4] См.: Петрянин А. В. Современное состояние и качество нормативно-правовой базы по противодействию экстремизму // Вестник нижегородской Академии МВД России. 2013. № 22. С. 224.

[5] См.: Сергун Е. П. Экстремизм в российском уголовном праве: дис. . канд. юрид. наук. Тамбов. 2009. С. 86.

[6] См.: Розенко С. В. Экстремизм в России: состояние и проблемы уголовной ответственности // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 1. С. 129.

[7] Чернядьева Н. А. Конвенционная модель терроризма в универсальных соглашениях ООН // Российский ежегодник международного права. 2015. № 1. С. 217.

[8] Сергун Е. П. Правовое обеспечение противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 2. С. 197.

[9] Мозговой В. Э. Информационный экстремизм в условиях глобализации и информатизации социума // Общество и право. 2015. № 1. С. 309.

[10] Троегубов Ю. Н. Проблемы противодействия экстремизму в сети интернет // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. 2014. № 3. С. 145.

[11] Валеев А. Х. Борьба с проявлением экстремизма в сети интернет // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 6. С. 127.


Данный час общения направлен на воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать. Основная задача данного мероприятия - сформировать у подростков негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме, а так же формирование уважения и признания культуры других народов.

Содержимое разработки

Час общения

"Экстремизм – проблема современности"

Воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

формирование уважения и признания культуры других народов;

развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма.

Как вы думаете, каковы причины возникновения экстремизма?

К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

большое имущественное расслоение населения, которое приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.

нарастание социальной напряженности.

снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.

отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.

Социальную базу экстремистских групп составляют люди, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодые люди, не способные критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер.

Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремальное поведение:

– это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных (социальное сиротство, низкий уровень жизни, группы риска и т.д.) социальных групп. Профилактика экстремизма – это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).

Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а, следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию “интолерантности” - явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой.

Зачитывается и раздается

Памятка учащимся:

Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах (беседа).

- Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?

- Из-за чего вы огорчались?

- Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?

- Что такое терпение?

- Что такое толерантность?

- В чем их схожесть?

- Как вы понимаете выражение “толерантность в общении”?

- Все ли терпимо?

- Где границы терпимости?

Итак, мы видим, что термин “толерантность” объемен и многогранен.

Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.

“Быть толерантным - это значит. ” (все ответы записываются на доске).

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.

Эмпатия (греч. — “в” + греч. — “страсть”, “страдание”) — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Бывают разные ситуации – но надо оставаться человеком. Доброта спасет мир.

Читайте также: