С какого года страховое свидетельство в рб

Обновлено: 30.06.2024

Вопрос. Ежеквартально Министерством труда и социальной защиты утверждается размер бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исходя из которого рассчитываются размеры пенсий, пособий, а также других социальных выплат.

Какие предусмотрены меры социальной защиты в случае, если размер бюджета прожиточного минимума снизился относительно его размера за предыдущий период?

Вопрос: Я инвалид 1 группы по зрению и мне в связи с заболеванием необходим сотовый телефон. Подскажите, возможно ли его получить бесплатно?

Ответ: В соответствии с Положением о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г. № 1722, инвалиды 1 группы по зрению обеспечиваются сотовыми телефонами с программным обеспечением, синтезирующим речь (смартфонами), на льготных условиях с оплатой 20 процентов от стоимости данного средства реабилитации на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее - ИПР инвалида) либо заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения (далее - заключение ВКК) о нуждаемости в сотовом телефоне с программным обеспечением, синтезирующим речь (смартфоном).

Для обеспечения указанным средством реабилитации необходимо обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) инвалида. При себе необходимо иметь ИПР инвалида или заключение ВКК, удостоверение инвалида, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Вопрос: Какие меры социальной защиты установлены законодательством Республики Беларусь бывшим узникам фашизма?

Законом бывшие узники фашизма, наряду с членами семей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) в годы Великой Отечественной войны, инвалидов с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий, отнесены к категории граждан, пострадавших от последствий войн.

Статьей 24 Закона бывшим узникам фашизма в качестве мер социальной защиты предоставляются следующие государственные социальные льготы, права и гарантии:

безвозмездная передача в собственность (с учетом жилищной квоты, суммы квот) занимаемых ими жилых помещений в пределах 20 квадратных метров общей площади на себя и каждого проживающего вместе с ним нетрудоспособного неработающего члена его семьи в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

пользование при выходе на пенсию организациями здравоохранения, к которым они были прикреплены в период работы (службы), если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь;

первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, первоочередная госпитализация.

Наряду с участниками Великой Отечественной войны бывшим узникам фашизма предоставлено право лечения в госпиталях для инвалидов Великой Отечественной войны.

В соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12 марта 1993 года бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляется право бесплатного проезда один раз в два года (туда и обратно) на воздушном, железнодорожном, водном или междугородном автомобильном транспорте либо по желанию бывшего узника проезд с 50-процентной скидкой по оплате стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта по талонам установленного образца, выдаваемым органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение.

Вопрос: Где можно узнать уплачивала ли организация обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь?

Ответ: В соответствии с Порядком предоставления информации застрахованному лицу и страхователю, утвержденным постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2009 № 18 (далее – Порядок), получить информацию, содержащуюся в Вашем индивидуальном лицевом счете, Вы можете в территориальном органе Фонда, предъявив страховое свидетельство государственного социального страхования и документ, удостоверяющий личность, и заполнив соответствующее заявление. Приложением 2 к Порядку утверждена информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, в которой есть раздел о периодах неуплаты обязательных страховых взносов плательщиком.

Вопрос: Я, индивидуальный предприниматель – плательщик единого налога, представил в регистрирующий орган заявление о прекращении деятельности с 12.07.2014. Как рассчитать сумму платежа за 2014 г. по обязательным страховым взносам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь?

Ответ: В соответствии с пунктом 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2014 г. № 87, вступил в силу с 27.02.2014), индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы (далее – взносы). Уплата взносов осуществляется ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Сумма взносов, причитающаяся к уплате в бюджет фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), исчисляется из определяемого индивидуальными предпринимателями дохода за истекший год, при этом сумма взносов не должна быть менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством (далее – минимальная заработная плата), в размере 35 процентов (29 процентов – на цели пенсионного страхования и 6 процентов – на цели социального страхования).

В связи с этим сумма платежа, причитающаяся к уплате индивидуальным предпринимателем – плательщиком единого налога, в бюджет фонда, рассчитывается:

за период с 01.01.2014 по 26.02.2014 по ранее действующему законодательству, а именно сумма взносов исчисляется из определяемого самостоятельно индивидуальным предпринимателем дохода за указанный период, но не менее суммы, исчисленной из суммы размеров минимальной заработной платы пропорционально количеству календарных дней в этом периоде, за которые индивидуальным предпринимателем в установленном порядке уплачен единый налог);

за период с 27.02.2014 по 11.07.2014 (до даты принятия решения о прекращении деятельности, указанной в заявлении индивидуального предпринимателя) сумма взносов исчисляется из определяемого самостоятельно индивидуальным предпринимателем дохода за указанный период, но не менее суммы, исчисленной за этот период из суммы размеров минимальной заработной платы.

Вопрос: Учредителем частного унитарного предприятия (физическим лицом) в соответствии с пунктом 4 статьи 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь принято решение о непосредственном осуществлении функций руководителя данного предприятия. Решением не предусматриваются конкретные выплаты учредителю за осуществление им функций руководителя предприятия. Трудовой договор с учредителем не заключается. Прошу разъяснить следующее.

Если вознаграждение учредителя за осуществление функций руководителя предприятия привязано к результатам хозяйственной деятельности предприятия и выплачивается в виде дивидендов (без начисления иных выплат, в том числе и заработной платы), необходимо ли на данные выплаты (дивиденды) начислять обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь?

Ответ: В соответствии с пунктом 1-1 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 (далее – Положение), юридические лица являются плательщиками в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за физических лиц, являющихся собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющих функции его руководителя.

При этом сумма взносов за истекший месяц должна быть не менее суммы, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы (часть первая пункта 5 Положения), и уплачиваться в сроки, установленные пунктом 4 Положения.

Законом о страховых взносах предусмотрено, что для работающих граждан размер взносов составляет 1 процент индивидуального заработка (дохода), для работодателей – 34 процента от суммы выплат, начисленных в пользу работающих граждан (28 процентов – на пенсионное страхование и 6 процентов – на социальное страхование).

С учетом изложенного, на суммы вознаграждения учредителю унитарного предприятия за осуществление функций руководителя взносы начисляются в установленном порядке (но не менее чем на сумму проиндексированной минимальной заработной платы, установленной законодательством). При этом источник выплаты вознаграждения не имеет значения (в том числе из прибыли).


Вопрос: Работник организации как донор сдавал кровь. Затем он уволился и трудоустроился в другую организацию. В период между увольнением и приемом на работу к новому нанимателю он также сдавал кровь. По новому месту работы работник предъявил документы, подтверждающие сдачу крови, и потребовал предоставления дополнительных дней отдыха. Правомерны ли требования работника в отношении нового нанимателя?

Гражданин, исполняющий свою функцию в качестве донора, может требовать реализации донорских прав и гарантий в тех пределах, которые ему предоставлены Законом. Если на момент сдачи крови (ее компонентов) донор не состоит (состоял) в трудовых отношениях, он может требовать предоставления только общих прав и гарантий. Гарантии, установленные работающим донорам, ему не предоставляются.

В соответствии со статьей 17 Закона наниматель обязан предоставлять работнику, который является донором, гарантии, установленные Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь. Даная обязанность исполняется в рамках трудовых отношений между конкретным нанимателем и работником, являющимся донором. То есть работающим донорам гарантии (освобождение от работы, предоставление дополнительного дня отдыха, другого дня отдыха) предоставляются тем нанимателем, с которым он состоит в трудовых отношениях на момент сдачи крови (ее компонентов).

Таким образом, требования работника необоснованны.

Вопрос: Как восстановить страховое свидетельство государственного социального страхования?

Свидетельство социального страхования подлежит восстановлению при утере, его непригодности и в других аналогичных случаях. Для восстановления свидетельства социального страхования работающему застрахованному лицу необходимо письменно обратиться к работодателю. Работодатель заполняет форму ПУ-1 "Анкета застрахованного лица" (тип формы - восстановление свидетельства социального страхования) и в течение 5 рабочих дней передает её в орган Фонда социальной защиты населения по месту постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов.

Если застрахованное лицо временно не работает и не состоит на учете в качестве плательщика обязательных страховых взносов, то ему необходимо представить в орган Фонда социальной защиты населения по месту жительства форму ПУ-1 "Анкета застрахованного лица" (тип формы – восстановление свидетельства социального страхования) для получения нового свидетельства социального страхования.

Свидетельство социального страхования выдается органом Фонда социальной защиты населения в течение месяца со дня приема формы ПУ-1.

Изготовление и выдача свидетельства социального страхования осуществляется бесплатно.

Вопрос: На следующий день после увольнения в связи с окончанием срока трудового договора человек получил травму.

Имеет ли он право на пособие по временной нетрудоспособности? Куда ему следует обращаться?

Ответ: Согласно п. 2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 № 1290 (далее – Положение), право на пособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.

На неработающих лиц государственное социальное страхование не распространяется, следовательно, права на выплаты из средств государственного социального страхования эти лица не имеют.

Исключение из общего правила установлено п. 8 Положения в отношении лиц, у которых временная нетрудоспособность в связи с заболеванием или травмой наступила в течение 30 календарных дней после прекращения трудового договора по уважительным причинам и длилась более 30 календарных дней. В этом случае пособие по временной нетрудоспособности назначается комиссией по назначению пособий при областных, Минском городском управлениях Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) и выплачивается по прежнему месту работы.

Для рассмотрения вопроса о назначении пособия в порядке исключения заявителю необходимо обратиться в районный (городской) отдел Фонда или в областное, Минское городское управления Фонда, где он заполнит заявление о назначении пособия, сообщит (устно или письменно) дату, время, место и фактические обстоятельства получения травмы, представит документ о временной нетрудоспособности и трудовую книжку. Другая необходимая для назначения пособия информация истребуется органами Фонда.

Вопрос: Прокурорский работник, уволенный из органов прокуратуры, назначен на государственную должность в исполком, по которой предусмотрен 7 – 6-й классы государственных служащих. Возможно ли сразу присвоить ему 6-й класс государственного служащего с учетом того, что у него есть классный чин прокурорского работника (советник юстиции)?.

Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией государственного служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса. При этом учитывается занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс на основании перечня государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих, утвержденного в установленном законодательством порядке (пункт 1 статьи 13 Закона).

Срок, по истечении которого присваивается очередной класс по занимаемой должности, для государственных служащих, имеющих 12 - 10-й класс, составляет не менее одного года, 9 - 7-й класс - не менее двух лет, 6 - 4-й класс - не менее трех лет. Присвоение очередных классов государственным служащим, имеющим иные классы, сроком не ограничивается.

Особенности присвоения класса лицу, имеющему классный чин прокурорского работника, при поступлении его на работу в государственный орган на государственную должность законодательством не предусмотрены.

Вышеизложенное означает, что если законодательством предусмотрены по государственной должности, на которую назначен государственный служащий, 7 – 6-й классы государственных служащих, изначально присваивается 7-й класс. Очередной, 6-й класс по этой должности, присваивается после пребывания государственного служащего в 7-ом классе не менее двух лет.

Вопрос: Будут ли в Республике Беларусь отнесены к участникам Великой Отечественной войны или к лицам, пострадавшим от последствий войн, граждане, находившиеся в годы Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте?

Ответ: В республике проживает более 950 тысяч граждан, достигших 70-летнего возраста и старше, тех, кто пережил тяготы и лишения Великой Отечественной войны. Из них, по оценке, около 5 тысяч граждан, потерявших обоих родителей, в годы Великой Отечественной войны являлись несовершеннолетними.

Законодательством Республики Беларусь, как и законодательством бывшего СССР, указанной категории граждан правовой статус не установлен и ранее не устанавливался.

Согласно статье 2 Закона участниками Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или в обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий, партизаны и подпольщики.

Обязательным условием признания участником Великой Отечественной войны является наличие архивных документов о прохождении военной службы в частях, входивших в состав действующей армии, участии в партизанском и подпольном движении.

Законом к пострадавшим в годы Великой Отечественной войны, на кого распространены социальные льготы, отнесены: члены семей погибших (умерших) военнослужащих, партизан и подпольщиков из числа родителей, не вступивших в новый брак супругов, детей (в том числе усыновлённых) и других иждивенцев погибшего (умершего), получающих пенсию по случаю потери кормильца; бывшие узники фашизма; инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий.

Внесение изменений и дополнений в законодательство в части расширения перечня льготных категорий граждан не предполагается.

Кроме указанной категории работников наниматель в соответствии с частью второй статьи 289 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Женщина держит в руках СНИЛС

В 2019 году Пенсионный фонд РФ официально отменил пенсионные страховые свидетельства, которые выдавались в нашей стране с конца 1990-х годов. Разбираемся, зачем они были нужны и как жить дальше без зеленых карточек.

СНИЛС

Зачем нужен СНИЛС

Хотя лицевой счет открывается в ПФР, он уже давно касается не только пенсионного страхования. Сегодня СНИЛС – это уникальный идентификационный номер, который дает доступ ко всем государственным и муниципальным услугам, пособиям и льготам. А поскольку начать их получать можно уже с рождения, то пенсионное страховое свидетельство, по сути, – второй после свидетельства о рождении документ, который есть практически у каждого жителя России. Номер СНИЛС просят предъявить уже при прикреплении младенца к поликлинике. Для получения материнского капитала тоже потребуется СНИЛС ребенка. Номер индивидуального лицевого счета нужен при устройстве на работу, получении родового сертификата и во многих других жизненных ситуациях.

Что такое СНИЛС

Если вас спросить, что такое пенсионное страховое свидетельство, вы почти наверняка скажете, что это и есть СНИЛС. И будете неправы. СНИЛС – это не сама карточка из зеленого пластика, а номер вашего индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде. Если посмотреть на лицевую сторону документа, то в его верхней части будет указана последовательность, которая состоит из 11 цифр, – это и есть уникальный индивидуальный страховой номер. Он присваивается один раз и на всю жизнь.

Что хранит в себе СНИЛС

Номер СНИЛС не меняется на протяжении всей жизни (в отличие от паспорта или других документов). Он аккумулирует важную информацию о человеке: трудовой стаж, доход, начисленные и уплаченные страховые взносы. Это нужно для назначения и расчета величины будущей пенсии и не только. Уникальный номер СНИЛС позволяет пользоваться государственными услугами и не носить с собой кипу документов и их копий. Различные ведомства при этом обмениваются информацией в электронном виде. Недавно государство сделало еще один шаг в сторону цифрового будущего: СНИЛС перевели в электронный формат.

Как узнать номер СНИЛС онлайн

У большинства граждан номер СНИЛС есть, но не все его помнят. Если вы забыли номер вашего СНИЛС, восстановить его будет несложно: достаточно обратиться в отдел кадров на работе или в ближайшее отделение ПФР с соответствующим заявлением. Выписку с номером СНИЛС выдадут в день обращения. А проще всего получить информацию онлайн через личный кабинет на сайте ПФР. Для входа в личный кабинет ПФР понадобится учетная запись Госуслуг: здесь написано, как ее можно получить.

Как теперь получать СНИЛС

Ключевое отличие в том, что сам СНИЛС и вся сопутствующая информация теперь всегда под рукой гражданина – в его личном кабинете. На смену страховому свидетельству пришли электронные уведомления. Те, кому не подходит электронный формат, по старинке могут получить информацию на бумаге – это не проблема. Но с 1 апреля 2019 года при регистрации в Пенсионном фонде зеленые карточки по умолчанию больше не выдают. Вместо них начали предоставлять уведомление о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета с номером СНИЛС на обычном бумажном неламинированном бланке. Оформляется СНИЛС в отделении ПФР или в МФЦ, причем сделать это можно в режиме реального времени. Выдать такое уведомление могут и дистанционно – через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда.

Можно ли получить СНИЛС онлайн или через Госуслуги

Получить СНИЛС онлайн (например, через личный кабинет на сайте ПФР) пока невозможно. Оформить СНИЛС через Госуслуги также не получится: на данный момент эта услуга предоставляется только в отделениях ПФР и в МФЦ.

Если от вас требуют СНИЛС

Старое пластиковое свидетельство менять не нужно. Если вдруг потеряете его, то вы в любой момент можете запросить новое уведомление о регистрации, номер СНИЛС останется прежним.

Если вы оформляете СНИЛС впервые, вам сразу выдадут уведомление по новой форме. При устройстве на работу это сделает работодатель. Либо можете получить СНИЛС самостоятельно.

Основные требования по заполнению документов персонифицированного учета и сроки их представления определены в Правилах индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1997 г. № 837 (далее – Правила).

анкета застрахованного лица по форме ПУ-1 (далее - форма ПУ-1);

сведения о приеме и увольнении по форме ПУ-2 (далее – форма ПУ-2);

индивидуальные сведения по форме ПУ-3 (далее – форма ПУ-3).

форма ПУ-1 (тип формы – регистрация) представляется:

работодателем - в течение 5 рабочих дней со дня приема на работу физического лица, не имеющего страхового свидетельства государственного социального страхования (далее – страховое свидетельство), на основании информации, содержащейся в документе, удостоверяющем личность, или документе для выезда за границу,

физическим лицом, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы;

После регистрации открывается индивидуальный лицевой счет на застрахованное лицо, формируется и выдается плательщику в течение 10 рабочих дней страховое свидетельство и ведомость выдачи исходящих документов (далее – ведомость), в которой застрахованное лицо расписывается после получения страхового свидетельства. Страховое свидетельство и ведомость выдаются представителю плательщика при предъявлении доверенности и документа, удостоверяющего личность или документа для выезда за границу.

Заверенная плательщиком ведомость и не полученное страховое свидетельство подлежат возврату в территориальный орган Фонда в течение месяца после их получения. Страховое свидетельство хранится в органе Фонда в течение года.

форма ПУ-1 (тип формы – изменение анкетных данных) представляется:

работодателем - в течение 5 рабочих дней со дня предъявления застрахованным лицом документа, удостоверяющего личность, или документа для выезда за границу, подтверждающего факт изменения анкетных данных, который застрахованное лицо обязано представить работодателю в течение месяца с момента получения документа, удостоверяющего личность, или документа для выезда за границу, подтверждающего изменения,

физическим лицом, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы, - в течение месяца со дня получения документа, удостоверяющего личность, или документа для выезда за границу, подтверждающего факт изменения анкетных данных;

форма ПУ-1 (тип формы – восстановление свидетельства социального страхования) представляется при утере страхового свидетельства, его непригодности и других аналогичных случаях:

работодателем - в течение 5 рабочих дней со дня письменного обращения застрахованного лица,

физическим лицом, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы;

форма ПУ-2 (тип формы – исходная) представляется работодателем: один раз в квартал в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, с 1 января 2019 года (начиная с представления информации за 1-й квартал 2019 года) – не позднее 10-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, а также при возникновении необходимости корректировки представленной ранее информации.

По застрахованным лицам, принятым и (или) уволенным с работы в текущем квартале и реализующим в этом квартале свое право на назначение пенсии (перерасчет назначенной пенсии, перевод с одного вида пенсии на другой) – в течение 5 рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом соответствующего заявления работодателю, в орган по труду, занятости и социальной защите, в орган Фонда;

форма ПУ-2 (тип формы – отменяющая) представляется при возникновении необходимости;

форма ПУ-3 (тип формы – исходная) представляется:

плательщиком, кроме индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, один раз в год в течение квартала, следующего за отчетным годом, и содержит сведения, относящиеся к отчетному периоду. С 1 января 2019 года (начиная с представления информации за 1-й квартал 2019 года) – один раз в квартал в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, а также при возникновении необходимости корректировки представленной ранее информации.

физическим лицом, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы, один раз в год не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом,

работодателем в течение 5 рабочих дней со дня письменного обращения к нему застрахованного лица по вопросу подтверждения периода уплаты обязательных страховых взносов,

физическим лицом, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы, при возникновении необходимости подтверждения периода уплаты страховых взносов;

форма ПУ-3 (типы формы - отменяющая) представляется при возникновении необходимости;

форма ПУ-3 (тип формы - назначение пенсии) представляется в течение 5 рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одного вида пенсии на другой) работодателю, в орган по труду, занятости и социальной защите, в орган Фонда.

В случае снятия с учета в органах Фонда плательщика в связи с его ликвидацией (прекращением деятельности) формы ПУ-2, ПУ-3 представляются плательщиком страховых взносов в течение 30 рабочих дней со дня подачи в регистрирующий орган документов, необходимых для начала процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).

Плательщики, не проходящие государственную регистрацию в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, представляют формы ПУ-2, ПУ-3 не позднее дня подачи в территориальный орган Фонда уведомления о прекращении своей деятельности (ликвидации, реорганизации, закрытии представительства и (или) филиала), прекращении нотариальной, адвокатской деятельности, об истечении действия трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, отказе участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию.

Плательщики представляют документы:

в электронном формате - со среднесписочной численностью работников до 10 человек (к документам, представляемым в электронном формате, прилагаются документы на бумажных носителях, заверенные подписью плательщика);

в виде электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью - со среднесписочной численностью работников свыше 10 человек.

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Примечание. Не является административным правонарушением, предусмотренным настоящей статьей, непредставление в установленный срок указанных документов, отчетов, сведений и (или) иных материалов, если просрочка представления составила не более трех рабочих дней.

Каждый гражданин РФ подлежит обязательному пенсионному страхованию.

Как правило, это происходит при заключении вашего первого трудового договора, когда работодатель передает сведения в Пенсионный фонд. По факту регистрации открывается индивидуальный лицевой счет — вам присваивается уникальный номер и выдается пенсионное страховое свидетельство (СНИЛС).

Что такое СНИЛС?

Формально, СНИЛС представляет собой номер, соответствующий открытому лицевому счету. Об этом свидетельствует и расшифровка СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета.

На практике под СНИЛС подразумевается свидетельство (зеленая карта), которое выдается через Пенсионный фонд.

Свидетельство является документом, позволяющим идентифицировать вашу личность при его трудоустройстве, регистрации на портале Госуслуг, а также при использовании в иных целях.

Зачем нужен СНИЛС?

Основная цель документа — подтверждение факта открытия вашего лицевого, на котором учитываются пенсионные отчисления.

Страховые выплаты начисляются на каждого работающего гражданина. Управление пенсионными накоплениями вы может осуществлять самостоятельно. Поэтому бланк СНИЛС в обязательном порядке представляется при оформлении трудового договора.

Помимо этого, свидетельство является идентификатором личности — с его помощью вы можете подтвердить регистрацию на портале Госуслуг.

Как можно получить СНИЛС?

Хотя ведение лицевых счетов входит в компетенцию Пенсионного фонда, получение свидетельства возможно не только через него.

Выделим наиболее распространенные варианты, где получить СНИЛС:

У работодателя

Свидетельство выдается при трудоустройстве на первом месте работы, либо при замене утраченного бланка для работающих граждан.

В отделении Пенсионного фонда

Получение возможно как для работающих, так и безработных граждан, в том числе при получении СНИЛС для ребенка.

В МФЦ

Оформить свидетельство можно через систему Многофункциональных центров, которые расположены практически в каждом крупном населенном пункте.

Если вы потеряли свидетельство, то при его восстановлении или замене во вновь выданной зеленой карте будет значиться тот же номер.

Какие документы нужны для получения СНИЛС?

Если свидетельство оформляется через работодателя, используются следующие документы — ваш паспорт, номер ИНН и заявление о регистрации в системе пенсионного страхования, открытии индивидуального лицевого счета и выдаче свидетельства СНИЛС.

Заполненный бланк анкеты работодатель направляет в Пенсионный фонд, а полученное свидетельство СНИЛС выдается сотруднику под роспись.

Если вы самостоятельно обращаетесь за получением свидетельства, либо оформляете его на ребенка, то заявление следует заполнять в местном отделении Пенсионного фонда.

Выдача СНИЛС является безвозмездной, оплачивать госпошлину не нужно даже при утрате документа.


Как заменить СНИЛС?

Что такое СНИЛС и зачем он нужен?

Если трудовые отношения с предприятием расторгаются, свидетельство не изымается и может быть использовано вами на новом месте работы. По этой причине зеленая карта подлежит замене только при ее повреждении или утрате.

Замена СНИЛС происходит по следующим правилам:

  • вы можете обратиться за заменой зеленой карты через работодателя, МФЦ или напрямую в отделение Пенсионного фонда;
  • если вы не трудоустроены, то вправе подать заявление через МФЦ или Пенсионный фонд;
  • выдача нового бланка занимает от 2 до 4 недель, поскольку изготовление свидетельства происходит в региональных учреждениях Пенсионного фонда.

На вновь выданном бланке СНИЛС будет указан прежний номер лицевого счета. На период изготовления нового свидетельства номер лицевого счета можно использовать для обычных целей — подтверждения личности, оформления на работу и т.д.

При утрате СНИЛС алгоритм восстановления будет идентичен. Никаких санкций за утрату зеленого свидетельства закон не предусматривает.

Также отсутствуют ограничения на количество обращений за новым бланком. При этом нужно учитывать, что при выдаче дубликата автоматически утрачивает силу оригинальный бланк свидетельства.

Как получить СНИЛС для ребенка?

Оформить свидетельство можно не только на трудоспособных граждан, но и на несовершеннолетних детей.

Ребенок, достигший 14 лет и получивший паспорт, может сам обратиться в МФЦ или пенсионный отдел для получения свидетельства.

Зачем нужен СНИЛС для детей?

При оформлении лицевого счета на детей возможно перечисление добровольных взносов, которые будут формировать будущую пенсию. Также большинство государственных и муниципальных услуг, доступных в электронной форме, требуют подтверждения с использованием СНИЛС.

При достижении ребенком возраста 18 лет и поступлении на работу, оформлять заново свидетельство не нужно — можно использовать ранее выданный бланк.

Как избежать мошенничества с использованием СНИЛС?

Пенсионные органы регулярно уведомляют о возможных случаях мошенничества при использовании чужого номера СНИЛС.

Хотя переоформить права на квартиру или взять кредит с помощью чужого свидетельства невозможно, мошеннические действия направлены на перевод пенсионных накоплений в негосударственные фонды. Узнать о подобных неправомерных действиях нередко удается случайно и спустя значительный промежуток времени.

Чтобы избежать незаконного перевода пенсионных накоплений, необходимо регулярно контролировать состояние лицевого счета. Для этого можно обратиться непосредственно в Пенсионный фонд, либо заказать выписку через Сбербанк.

При выявлении неправомерных действий следует сразу подать заявление в Пенсионный фонд о возврате накоплений.

Резюме

Свидетельство пенсионного страхования является документом, подтверждающим открытие на гражданина лицевого счета в Пенсионном фонде. СНИЛС могут оформить как совершеннолетние и трудоспособные граждане, так и дети в возрасте до 18 лет. С его помощью можно подтверждать личность при обращении за государственными или муниципальными услугами, а также для регистрации на портале госуслуг.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Страховое пенсионное свидетельство

Как выглядит СНИЛС

СНИЛС представляет из себя ламинированный кусок бледно-зелёной или бледно-жёлтой бумаги, на котором содержится непосредственно номер СНИЛС, ФИО застрахованного лица, его дата и место рождения.

Все данные, указанные в СНИЛС должны соответствовать паспортным данным!

Фото СНИЛС

Как выглядит СНИЛС. Лицевая сторона

Оборотная сторона свидетельства СНИЛС

Что предпринять работодателю, если к нему на работу устраивается сотрудник, не имеющий этого документа? Как решить вопрос с оформлением СНИЛС с принятыми на работу сотрудниками, если они – граждане другого государства? Как правильно пройти процедуру оформления СНИЛС, и кому должна принадлежать инициатива? Рассмотрим эти моменты с позиции работодателя и сотрудника.

Особенности национального СНИЛС

СНИЛС – документ, подтверждающий регистрацию граждан РФ в пенсионной страховой системе. Форма этого документа установлена постановлением Правления Пенсионного фонда РФ № 122п от 21.10.2001 г.

Каждый гражданин формально является будущим пенсионером. Поэтому зарегистрироваться в Пенсионном фонде можно в любое время жизни:

Зеленая пластиковая карта с номером имеет определенные особенности:

  • она уникальна;
  • может принадлежать только одному человеку;
  • присваивается пожизненно;
  • номер СНИЛС состоит из 11 цифр: трех групп из любых цифр по 3, пишущихся через дефис, и последней контрольной пары, где цифры вычисляются по особому алгоритму (схема «987-654-321 09);
  • СНИЛС служит идентификатором на портале предоставления государственных услуг;
  • уникальный номер этого счета значится на обратной стороне универсальной электронной карты;
  • карточка СНИЛС действительна только совместно с удостоверением личности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номер счета, обозначенный в карте СНИЛС, назначается технологически, его цель – упрощение учета в назначении пенсий. Никакой дополнительной смысловой нагрузки цифры номера не несут.

СНИЛС при трудоустройстве

Работодатель в этой ситуации является страхователем, который будет уплачивать за сотрудника взносы в счет его будущей пенсии, поэтому регистрация работника в ПФР – прямая обязанность работодателя.

Как может случиться, что соискатель может устраиваться на работу, не имея на руках СНИЛС? Вероятны следующие ситуации:

Оформляем СНИЛС: порядок действий для работодателя

Если гражданин уже имеет СНИЛС, то обязан предоставить его работодателю, которому достаточно снять с карточки копию, оригинал остается у владельца. Работодатель будет указывать номер СНИЛС в отчетах, предоставляемых ПФР.

Сроки изготовления и выдачи СНИЛС

Закон устанавливает сроки для подачи документов в ПФР, выдачи карточек работодателю и передачи их сотрудникам. Все законодательно закрепленные сроки, касающиеся СНИЛС, приведены в таблице.

Действие Срок
1 Выдача СНИЛС после подачи документов гражданином вне рабочего места 2 недели
2 Требование к работодателю относительно подачи в ПФР документов на работника без СНИЛС 2 недели со дня подписания трудового договора
3 Изготовление карточки СНИЛС после подачи пакета документов работодателем 3 недели
4 Выдача СНИЛС сотруднику работодателем 1 неделя после получения из ПФР
5 Возврат ведомости в ПФР для отметки о выдаче документа 1 месяц

Последствия при отсутствии СНИЛС

Работник, не имеющий лицевого счета в ПФР, не производит пенсионных отчислений, значит, время его работы не засчитывается в официальный стаж, поэтому сотрудникам невыгодно работать без оформления этой карты.

Для работодателя Трудовой и Налоговый кодексы не предусматривают прямой ответственности за нарушение порядка регистрации сотрудников в ПФР. Однако, при отсутствии у работников СНИЛС неизбежно возникнут проблемы при сдаче отчетности в социальные фонды, ведь страховые взносы без наличия счета не будут перечисляться. Если проверка выявит это нарушение, работодателя накажут за несвоевременную или неправильную подачу отчетности.

С работодателя-нарушителя может быть взыскано до 10% годовых пенсионных начислений, которые он обязан был уплатить за сотрудника без СНИЛС.

Иностранные работники и счет в ПФР

Если на работу в России устраиваются иностранные граждане, они так же, как и жители РФ, должны быть официально застрахованы. Этого требует ст.7 Федерального закона № 167 от 15.13.2001 г.

Не имеет значения, как долго проживают граждане других государств на территории РФ, либо это лица без гражданства. Нужно установить лишь их официальный статус, от которого зависит, какой документ они должны предоставить для оформления СНИЛС в качестве удостоверения личности вместо паспорта гражданина России. Иностранцам, пребывающим в РФ, присваивается один из трех статусов:

К СВЕДЕНИЮ! Процедура оформления СНИЛС для граждан иных государств и лиц, не имеющих гражданства, ничем не отличается от обычной, только вместо паспорта предъявляется другой документ, предусмотренный законодательством.

Возможно ли оформление СНИЛС ребёнку?

ВАЖНО! После 14 лет, получив собственный паспорт, юный гражданин может проделать эту процедуру самостоятельно.

Читайте также: