Политика как согласование интересов социальных групп

Обновлено: 30.06.2024

Практически-деятельностные функции политологии определяются по характеру политической деятельности субъектов, так как результат познания и изменения мировоззрения выражается в их практически-политической деятельности.

К методам политологии относят следующие: диалектический; системный; структурно-функциональный; поведенческий; сравнительный; конкретно-исторический; социологический; нормативный; культурологический; институциональный; онтологический.

А также общенаучные методы и методы отдельных социологических исследований. На эмпирическом уровне социологических исследований применяются специфические методы сбора данных: опрос, анкетирование, интервью, анализ содержания, социальный эксперимент. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, используются методы ранжирования, шкалирования, корреляции Завершается политологическое исследование формулированием выводов, предложений, рекомендаций, которые обязательно должны быть подтверждены документальными и статистическими данными.

3. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Политика (от греч. политика – государственные и общественные дела) изначально означала различные формы государственного правления. Впервые термин употреблен Аристотелем в его трактате "Политика" – дословно "все, что относится к государству"

Политика – область взаимоотношений между социальными общностями по осуществлению совместных интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. К элементам политики относятся: политические организации, институты власти, политическое сознание, политические концепции, нормативные идеи.

Выделяют основные подходы объяснения политики:

• Теологический: сверхъестественная интерпретация политической власти – власть правителей имеет божественный источник, а политика – результат Божественного промысла.

• Натуралистический: политическая природа вытекает из влияния внешней природы – географический подход; свойств живой природы – биологический подход; качеств самого человека – психологический подход.

• Социальный: политика характеризуется воздействием других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта.

• Экономический: происхождение и суть политики определяются доминирующим влиянием экономических отношений, способом производства материальной жизни.

• Рационально-критический: политика определяется не внешними по отношению к ней факторами а ее внутренними причинами, свойствами, элементами.

На сегодняшний день можно выделить несколько основных толкований политики:

1) отношения между классами;

2) господство, связанное с завоеванием и использованием власти;

3) управление, упорядочение общественной жизни;

4) система принципов и норм регулирования жизни общества в целом и социальных групп, имеющихся в данном обществе.

Во всех этих подходах просматривается понимание политики как области межгрупповых отношений по поводу использования власти, ее публичных институтов для реализации их общественно значимых интересов и потребностей.

Политику можно рассматривать в следующих основных аспектах: как средство организационного и духовного начала государственного устройства и в качестве регулятивно-контрольной сферы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций и взаимоотношения между странами.

4. СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ, ПОЛИТИКЕ

Структура политики включает в себя:

• организованную деятельность социальных групп и представляющих их институтов власти по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом;

• общественные отношения между социальными группами и общностями людей по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования;

• политическое сознание и культуру, которые составляют неотъемлемую часть политической деятельности и отношений;

• совокупность политических институтов и норм, с помощью которых реализуются политические взгляды, цели и интересы и осуществляется политическая власть.

Политика – это прежде всего деятельность и отношения социальных субъектов по поводу власти над различными частями общества и над самим обществом как целостным социальным организмом.

Политика как сознательная деятельность по управлению процессами общественного развития с помощью государственной власти может быть ориентирована на реализацию интересов как всего общества, так и отдельной группы или личности. Субъекты политики в своих действиях руководствуются прежде всего имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости. Используя власть, субъект политики может потворствовать всем своим искушениям: в богатстве, в стремлении повелевать другими. Политика открывает эту возможность, поскольку именно здесь происходит распределение и перераспределение ресурсов и благ, статусов и привилегий с помощью власти.

Политике – это политика, рассматриваемая с точки зрения появления и разрешения в ней конфликтов. Политике занимается субъектами, претендующими на власть или стремящимися повлиять на политические решения: партиями, общественными организациями, средствами массовой информации и т. д., а также конфликтующими интересами, идеологиями, целями и ценностями, насильственными и мирными способами разрешения конфликтов.

5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ политологии

Политика – область взаимоотношений между социальными общностями по осуществлению совместных интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. К элементам политики относятся: политические организации, институты власти, политическое сознание, политические концепции, нормативные идеи.

Политическая система – совокупность лиц, принимающих участие в политическом процессе, институциональных структур государства и общества и форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления руководства, регулирования общественно-политических процессов.

Политическая власть – совокупность механизмов и средств воздействия политических субъектов на поведение индивидуумов и социальных групп с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле.

Политическое поведение – форма участия в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Существуют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие. Политическое действие бывает прямым и опосредованным, индивидуальным и коллективным, открытым и закрытым. Политическое бездействие – способ выключенное™ из политической жизни, который может выражаться в активном неприятии политики или в пассивном бездействии.

Политическая деятельность – политическая активность, направленная на изменение или поддержание существующих политических отношений. В структуре политической деятельности выделяются субъект, объект и непосредственно действие.

Политическая жизнь – совокупность политических процессов и политической деятельности, происходящих в конкретном обществе.

Политический режим – совокупность способов и средств осуществления власти в определенном государстве, специфика сложившихся политических отношений, форма идеологии и типа политической культуры общества. К основным политическим режимам относятся тоталитарный, авторитарный и демократический.

Политическое сознание – осмысление общества с точки зрения его политической организации и на основе ценностей, к которым относятся интересы государства, политической элиты, господствующих слоев населения и т. д.

Политическая культура – совокупность элементов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государственных институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества.

Политические интересы – совокупность осознанных потребностей социальных общностей, обусловленных социальным опытом людей и объективной общественно-политической ситуацией, побуждающая индивидуума к определенным видам политической деятельности.

Политические ценности – нормы, стереотипы политического сознания, которые позволяют анализировать политическую ситуацию и ориентироваться в ней. Одни и те же политические явления в зависимости от идеологии и системы ценностей могут восприниматься по-разному. Наличие устойчивых общепринятых ценностей способствует стабилизации общества, укрепляет позиции государства.

Даша Кашникова

На след среду надо найти определения слову ''Политика"
тем кто был на паре 3 определения
тем кого не было 6 определений
повторяться нельзя

Даша Кашникова

1. единая наука об обществе и городе-государстве (полисе) (По Платону и Аристотелю)
2. область социальной жизни, связанная с руководством, обществом и борьбой за политическую власть (Марченко Г.И., Носков И.А. Имидж в политике. - М: ВЛАДОС, 1997. - С. 194
3.сознательно выработанная политическая стратегия (как логически увязанный, направляемый единой волей ряд последовательных единичных действий), включающая в виде необходимых компонентов определение цели и способов ее достижения; направление политической деятельности (Мельвиль А.Ю. Политология: Учебник. - М.: МГИМО МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С. 580)

Полина Некрасова

Mariam Maisuradze

Виктория Чигаева

Алина Студеникина

Политика
от греч. politike – искусство управления государством) – деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, партиями, а также нациями и государствами.
Голев С.В. Политическая психология. Словарь-справочник.

Политика-
раздел этики, связанный более с государственным или общественным организмом в целом, чем с отдельной лично стью; разновидность (подраздел) нравственной философии, имеющей дело с этическими отношениями и обязанностями правительств (властных структур) или иных социальных орга низаций; общественная или социальная этика.
Международный словарь Уэбста.

Политика- применение на практике искусства или науки руководства и управления государствами или другими политическими образованиями.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.

Даша Бабушкина

Алёна Свиридова

DELETED

Дмитрий Суханов

1. Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти.
Источник: Ильичёв Л. Ф., Федосеев П. Н., Ковалёв С. М., Панов В. Г.. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983.

2. Политика - область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть.
Источник: Коновалов В. Н. Политология. Словарь. М: РГУ. 2010

3. Политика - совокупность социальных практик и дискурсов, направленных на формирование, развитие, проектирование и исследование 1) правовых и моральных норм, 2) структуры государственно-административных институтов, 3) форм государственного управления, 4) отношений и институтов власти. Историю политики можно рассматривать как 1) процесс вычленения ее из социальной жизни, ее автономизации, 2) выявление специфических ценностей, регулирующих политическое действие и отношения, 3) процесс институциализации политики, приведший к формированию надиндивидуальных и сверхколлекгивных субъектов — правовых институций, репрезентируемых политической системой государства, 4) совокупность актов управления государством, регулируемых или этическими, или юридическими нормами, 5) становление и смена форм политической легитимации политики, когда религия, культура и философия предстают как пути обоснования и средства идентификации политических действий.
Источник: Стёпин В. С. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. 2001.

Екатерина Кузьмина

Лариса Хакимова

1.Политика - (от греч. politika - гос. или обществ. дела, от polis - город-гос-во), деятельность классов и иных соц. групп, связанная с определением содержания и форм, задач и функций гос-ва, а также его взаимоотношений с др. гос-вами. Посредством П. выражаются коренные интересы участвующих в ней субъектов (индивидов, коллективов), прежде всего интерес в овладении и распоряжении основными очагами публичной власти классового об-ва. 2. Политика есть искусство удерживать людей от участия в делах,которые их прямо касаются. 3. Политика так же увлекательна как и война. Но более опасна. На войне вас могут убить лишь однажды , в политике - множество раз. У . Черчиль

Алина Прокофьева

1. Политика – устройство общества и управление им различными методами, вплоть до насилия, это соотношение социальных сил и борьба за власть и ее осуществление. (уч. пособие по политологии Исаева)
2. Политика - взаимоотношения отдельных групп людей, опосредованных государственными институтами управления. (Современная российская политика: для бакалавров – уч. пособие)
3. Политика - деятельность государственной власти в области управления и международных отношений; деятельность той или иной общественной группировки, партии, класса, определяемая их целями и интересами. (Толковый словарь Ушакова)

Анастасия Похильчук

Яна Смолькова

Софья Зенова

1. Политика- государственные и общественные дела, а также сфера деятельности, связанная с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями и государствами. (Семигин Г.Ю. Политическая энциклопедия, 1999)

2. Политика- сфера общественной деятельности, связанная с проблемой завоевания, удержания и использования власти, а также сфера взаимоотношений, взаимодействий и коммуникаций между людьми. (Грачев М.Н. Монография : Политика: Коммуникационное измерение)

3. Политика- деятельность, направленная на выполнение общих установлений группы людей, которых объединил случай или выбор. ( М.Оукшотт, английский философ)

Анастасия Тузова

1. Политика — это особый способ регулирования отношений между большими социальными общностями (классами, сословиями, нациями), основанный на писаных законах и опирающийся на политическую (государственную) власть. Козырев Г. И.. Политическая конфликтология: учебное пособие. — М., 2008.С. 432
2. Политика - процесс, в рамках которого люди создают, сохраняют и обогащают нормы собственного общежития. Хейвуд, Эндрю. Политология.М., 2005. С.3.
3. Политика — это совокупность социальных практик и дискурсов, в которых реализуются формы и методы управления обществом, общественными группами и их отношениями, связанные с осуществлением власти. Автор определения: В. С. Бернштейн, А. В. Симонов.

4. Политика- деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуры страны. Ожегов С.И. Толковый словарь Ожегова. М., 2008.
5. Политика - образ действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношения с людьми . Ожегов С.И. Толковый словарь Ожегова. М., 2008.
6. Политика - область социальной жизни, связанная с руководством обществом и борьбой за политическую власть. Марченко Г.И., Носков И.А. Имидж в политике. - М: ВЛАДОС, 1997. С. 194.

Кристина Гвардовская

Мария Малыхина

1). Политика — устройство государственной власти. (В.И. Ленин)
2)Политика- это государственные и общественные дела и сфера деятельности, связанная с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами. Она включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды.
(Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.. Политология: Учебник.. 2002)
3)Политика это такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления. Конкретно политика представляет собой совокупность определяемых коренными интересами тех или иных социальных групп и государств установок и целей, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах, а также их практическую деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей. В общем виде политика – процесс разрешения тех или иных конфликтов в группах, сообществах и обществе в целом, основанный на использовании приемлемых для всех процедур для данного общества решений.
(А.А.Борисенков)

Нина Силянова

2) Политика - это многомерное явление, которое может быть представлено в качестве: а) сферы общественной жизни, социальной подсистемы, выполняющей функции согласования общих и частных интересов, властвования и поддержания социального порядка, достижения общезначимых целей, управления людьми и общественными делами; б) вид активности социальных субъектов, совокупность их индивидуального поведения; в) тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, система взаимодействий и коммуникации людей между собой; 2) политический курс, т.е. сознательно выработанная политическая стратегия (как логически увязанный, направляемый единой волей ряд последовательных единичных действий), включающая в виде необходимых компонентов определение цели и способов ее достижения; направление политической деятельности [Мельвиль А.Ю. Политология: Учебник. - М.: МГИМО МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С. 580].

3) "Политика - это искусство жить вместе" (Платон)

5) Политика - это область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть. (проф. В.Н. Коновалов) Словарь по политологии / Под ред. проф. В.Н. Коновалова. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001.

6)Политика - процесс, в рамках которого люди создают, сохраняют и обогащают нормы собственного общежития. Хейвуд, Эндрю, Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2. Политологи часто говорят, что политические элиты обязательно должны обновляться. Приведите два довода в пользу такого мнения. Назовите не менее двух социальных лифтов, способствующих этому обновлению.

2) \u044d\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d\u0442\u044b: 1) \u0434\u0432\u0430 \u0434\u043e\u0432\u043e\u0434\u0430, \u0434\u043e\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u043c: \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u044d\u043b\u0438\u0442: - \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u043e\u0431\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044e \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043a\u0443\u0440\u0441\u0430 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430; - \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043b\u044f\u0435\u0442 -\u043e\u0441\u043b\u0430\u0431\u0438\u0442\u044c \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043e\u0440\u0435\u0447\u0438\u044f \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u044d\u043b\u0438\u0442\u043e\u0439 \u0438 \u043d\u0435\u044d\u043b\u0438\u0442\u0430\u0440\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0441\u043b\u043e\u044f\u043c\u0438; - \u0431\u0435\u0437 \u0443\u0447\u0451\u0442\u0430 \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043e\u0432 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u043e\u0442\u0435\u0440\u044f\u0435\u0442 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u043e\u043f\u043e\u0440\u0443; - \u043f\u0440\u0435\u043f\u044f\u0442\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0437\u0430\u0441\u0442\u043e\u044e \u0432 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435; 2) \u0434\u0432\u0430 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043b\u0438\u0444\u0442\u0430, \u043d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440: - \u0434\u0435\u043c\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0432\u044b\u0431\u043e\u0440\u044b; - \u043f\u0430\u0440\u0442\u0438\u0439\u043d\u0430\u044f \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c; - \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u0441\u043b\u0443\u0436\u0431\u0430.\n

azera1994

Ответ:

2) элементы: 1) два довода, допустим: изменение состава политических элит: - способствует обновлению политического курса государства; - позволяет -ослабить противоречия между элитой и неэлитарными слоями; - без учёта интересов населения потеряет социальную опору; - препятствует застою в обществе; 2) два социальных лифта, например: - демократические выборы; - партийная деятельность; - государственная служба.

Объяснение:

Новые вопросы в Обществознание

Темп инфляции в 1 квартале составил 3%, во втором 2%, в третьем квартале 1%, в 4-м 0,5%. Определите, на сколько процентов выросли цены за год.

Почему, по вашему мнению, количество рабочих, оценивающих свое материальное положение, как состоятельное и количество рабочих, которые считают свою жи … знь хорошей, не совпадают? Назовите не менее трех факторов (кроме дохода), которые определяют качество жизни человека и раскройте их на конкретных примерах.

Исчерпаемые ресурсы делятся на интеллектуальные, социальные природоохранные, заповедные невозобновляемые, возобновляемые, не полностью возобновляемые … Ответить!

Установите последовательность типов общественно-экономических формаций в зависимости от уровня развития производственных отношений. капитализм азиатск … ий способ производства первобытнообщинный строй феодализм рабовладельческое общество

Экономическая задача. Функция спроса на бутылированное молоко в Томской области описывается формулой =170-P, а функция предложения задана уравнением = … 3*P-70, где P – цена в рублях, – величина спроса и величина предложения молока в ноябре в тысячах штук. 1) Определите, чему будет равняться равновесная цена. 2) Определите, чему будет равняться равновесное количество. 3) Как изменится рыночный спрос, когда Департамент тарифного регулирования Томской области зафиксирует цену не ниже 70 рублей? 4) Сколько смогут производители бутылированного молока Томской области продавать его в Новосибирскую область, если там цена установилась P=66? Ответы без решения не засчитываются.

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Интервьюир … ование, эксперимент, анкетирование, тестирование, исследовательская беседа.

Предложите минимальное по объёму обобщающее понятие, вбирающее в себя все нижеперечисленные. Королевство Бельгия, Республика Индия, Сомали, Мексиканск … ие Соединенные Штаты, Австралийский Союз, Босния и Герцеговина

Проблема взаимодействия государства и групп – социальных, экономических, функциональных – занимает важное место в политической теории, в частности при анализе субъектов политики, в исследованиях функционирования современных демократий, взаимосвязей гражданского общества и государства. Именно усложнение структуры гражданского общества и его связей с государством актуализировало эту проблему уже на рубеже XIX и XX веков. Тогда научная мысль активно подталкивалась и идеологической борьбой между различными направлениями общественно-политических движений, пытавшихся представлять интересы рабочего класса и других слоев населения. В начале ХХ сложились три теоретические модели взаимодействия государства и групп – синдикализм, корпоративизм и плюрализм.

Плюрализм исходит из наличия в обществе большого разнообразия интересов и, соответственно, групп, представляющих эти интересы. При этом имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов – экономических, социальных, политических, культурных, этнических, религиозных, региональных, отраслевых, экологических и т.д. Не отрицая политический статус личности как первичного источника власти и субъекта политики, сторонники плюрализма политический процесс рассматривают как межгрупповое взаимодействие, баланс в конкуренции интересов, в межгрупповых конфликтах и компромиссах. Это взаимодействие имеет преимущественно горизонтальный характер, а государству отводится роль окончательного арбитра, гарантирующего социальную справедливость, соблюдение законов и правил игры в конкуренции интересов.

В последствии синдикализм утратил влияние как общественное движение, хотя некоторые синдикалистские тенденции все еще встречаются в профсоюзном движенииряда стран. Что же касается корпоративизма и плюрализма, то эти понятия сегодня используются в научных исследованиях в качестве теоретико-аналитического инструмента для выявления особенностей реально сложившихся демократий заинтересованных групп. При этом в последние годы исследователи указывают на необходимость преодоления чрезмерно жесткого разграничения плюралистических и корпоративистских моделей описания взаимодействия гражданского общества и государства. В реальной действительности эти модели в ряде стран сосуществуют и даже взаимодействуют, хотя основным концептом современных теорий демократии остается плюрализм.
(к содержанию)

В концепциях плюралистической демократии центральным элементом политической системы признается заинтересованная группа, участвуя в которой личность и реализует, по большей части, свою политическую субъектность. Именно группы интересов, наряду с политическими партиями создают основные механизмы опосредования отношений граждан с государством.

Группами интересов принято называть добровольные объединения, формирующиеся с целью выражения и отстаивания своих политически значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами. Многообразие интересов в современном обществе обусловливает деятельность многочисленных разнообразных и разноплановых общественных объединений. Они представляют интересы социальных, национальных, конфессиональных, региональных и других человеческих общностей, служат формой их коллективного действия. Вместе с тем для индивида участие в группах интересов – это и способ самореализации и самовыражения в общественной и политической практики, форма гражданской активности. Для политической системы наличие многообразных групп интересов – это укрепление прямых и обратных связей с гражданским обществом, эффективная система представительства социальных интересов.

Группы интересов выполняют важные общественные функции. Главными среди них являются функции артикуляции и агрегирования интересов. Артикуляцией называют процесс выявления, четного формулирования интересов людей, входящих в группу, выдвижение конкретных требований и лозунгов. В процессе агрегирования интересов множество частных интересов, ожиданий, потребностей сводятся в единые требования и программы, отражающие общегрупповые цели. Представляя определенные интересы, выдвигая требования и программы, группы интересов выполняют важную функцию информирования власти о наличии той или иной общественно значимой проблемы и желательных способах ее решения. Группы интересов могут предоставить органам власти экспертные разработки по интересующим их проблемам, а также делегировать своих экспертов для работы в различного рода консультативных советах и комиссиях, влиять на отбор кадров соответствующих властных структур. Таким образом, реализуется еще одна важная функция групп интересов – функция формирования и рекрутирования политических элит.

Кроме органов государственной власти объектами давления могут быть политические партии, а также общественное мнение. Основными средствами воздействия групп давления являются информирование и консультирование органов власти и официальных лиц, организация кампаний в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения в пользу требуемых группе решений, угроза отказа в поддержке на выборах, различные акции протеста и т.п. Возможны и скрытые формы воздействия с использованием личных связей членов группы в руководящих кругах. Иногда такое воздействие может принять форму коррупции. Следовательно, можно различать законные и незаконные способы деятельности групп давления. В разоблачении незаконных действий таких групп важную роль играют свободные СМИ. Очевидно, что различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами давления на власть. Эти ресурсы зависят от экономических и финансовых возможностей группы, ее численности, сплоченности, информированности, наличие или отсутствие личных связей в органах власти.

  • организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);
  • организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);
  • организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т.д.);
  • организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);
  • организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).

В этом документе общественное объединение определяется как наиболее широкое понятие, включающее в себя различные организационные формы, в которых реализуется конституционное право граждан на объединение. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Закон устанавливает организационно-правовые нормы таких объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Формирование и функционирование всех форм общественных объединений основаны на принципах добровольности, равноправия их членов, самоуправления и гласности. Граждане вправе создавать по своему выбору общественное объединение без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственная регистрация необходима лишь для приобретения прав юридического лица. Закон не допускает вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательства общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Общественные организации и общественные движения имеют ряд существенных различий. Отличие организационного характера состоит, прежде всего, в том, что общественная организация основана на фиксированном членстве, а общественное движение состоит из участников, но не имеет фиксированного членства.

Общественные движения представляют собой более широкие, массовые и менее формализованные объединения, чем общественные организации. Подчас они включают в себя различные общественные организации, объединяющиеся в движение для решения одной крупной социально-политической проблемы.

В отличие от политических партий общественные движения стремятся воздействовать на власть, но, как правило, не добиваются власти. Исключения составляют общественно-политические движения, созданные в качестве избирательных объединений, или находятся на этапе трансформации в политическую партию.

Общественно-политические движения в своем развитии обычно проходят несколько этапов. В начале возникает инициативная группа, которая обнародует основную цель движения, затем происходит расширение круга активистов и подключение к движению различных организаций, для которых приемлема провозглашенная цель. На этом этапе возможно проведение общего форума движения, на котором более четко формулируются идеи и требования. При этом нередко создаются координационные органы, но все же движение в отличие от партии обходится без формальной внутренней иерархии, систематической дисциплины, единой структуры. В дальнейшем общественно-политическая деятельность может привести к трансформации движения в общественно-политическую организацию или к затуханию движения в силу реализации первоначальной цели или отсутствия перспективы ее достижения.

Для общественных движений приемлема предложенная выше классификация по сферам деятельности. Наибольшей включенностью в политический процесс отличаются те движения, которые конституируются как общественно-политические. По своему характеру и ориентациям они подразделяются на революционные, реформаторские, консервативные, контрреволюционные. По социально-демографическому признаку различаются молодежные, студенческие, женские, ветеранские движения.

Читайте также: