Как правильно распределить обязанности между учениками быстро и без конфликтов

Обновлено: 04.07.2024

Рассказывают юрист, учитель и нейропсихолог.

Вы в соцсетях: чем это чревато и как избежать сплетен

Родители нашли ваши личные фотографии в социальных сетях (с праздника, отдыха, во время занятий хобби) и обсуждают вашу личную жизнь в чате. До вас дошла эта информация. Как поступить и что по этому поводу говорит закон?

Светлана Растворова, учитель:

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

Закон защищает тайну личной жизни любого гражданина. Приватность нужна всем. Учитель имеет право потребовать удалить личную информацию из сети. Право на неприкосновенность частной жизни — это одно из прав человека, прописанное в главном законе страны — Конституции РФ (ст. 23 и 24).

Ксения Вотякова, нейропсихолог:

Любые фото- и видеоматериалы, текстовые высказывания, которые один раз были опубликованы в интернете, остаются там навсегда. Не нужно публиковать то, за что может быть стыдно. Думаю, этому правилу информационного этикета должен следовать каждый взрослый. Этому же стоить учить и детей.

Сердитый родитель всё время критикует вас в чате класса

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

Такие нападки могут закончиться обращением учителя в орган опеки с вопросом, а достаточно ли хорошо этот родитель выполняет свои обязанности, прописанные в Семейном Кодексе РФ? Ведь и обязанности родителей никто не отменял. Все они прописаны в статье 63 СК РФ.

Ксения Вотякова, нейропсихолог:

Светлана Растворова, учитель:

Конфликтные ситуации в школе бывают, этого не избежать. К сожалению, прав в этом отношении у учителя нет никаких. Нужно быть, прежде всего, грамотным учителем, знать свой предмет очень хорошо. Я по натуре компромиссный человек, эта черта моего характера помогает мне обойти острые конфликтные ситуации.

Родители звонят вам поздним вечером, после работы

Родитель регулярно просит вас уделить ему время , чтобы обсудить учёбу своего ребёнка, часто звонит, задаёт вопросы поздним вечером. Где зафиксировано, в какое время учитель может принимать родителей и отвечать на их вопросы?

Светлана Растворова, учитель:

Было такое. Я оказалась в этой ситуации совершенно беспомощной: выслушивала, разговаривала. Мне было сложно не взять трубку: вдруг что-то случилось? Остановить разговор я тоже не могла. Воспитание не позволяло. Этот был тот случай, когда смысл жизни мамы был в её ребенке. Она звонила мне в любое время, а я не могла отстоять свои интересы. Конечно, таким родителям стоит дать понять, что учителю нужно отдыхать. Это в интересах ребёнка в том числе. Если я буду уставшей, какой от меня толк?

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

В данном случае права учителя защищает Трудовой Кодекс РФ: он распространяется на всех работников, включая педагогов. Учитель может уделять дополнительное время родителям по вечерам и в выходные исключительно по доброй воле. Требовать этого родители не имеют права. Пообщаться можно во время родительского собрания и в рабочие часы.

Ксения Вотякова, нейропсихолог:

Обсудите на родительском собрании, как с вами можно связаться. Например, вся текущая коммуникация происходит в WhatsApp, а экстренные вопросы можно решать по телефону в рабочее время. Также есть консультации, которые запланированы обычно в расписании каждого учителя. Отметьте в начале телефонного разговора, что у вас есть 5 минут, и прервите собеседника, если это время закончится. Так родителю будет проще сформулировать свой запрос более чётко. Эти простые правила помогают придерживаться делового стиля общения и в будущем избежать конфликта в школе.

Ребенок агрессивно ведет себя в школе, а родители винят вас

Родитель ребёнка с трудным и даже агрессивным поведением убеждает вас: дети ни в чем не виноваты, это школа плохо следит за ними. Он не приходит на встречи с завучем после инцидентов, избегает разговора по поводу поведения ученика. Как призвать родителя к ответственности?

Светлана Растворова, учитель:

Моя профессиональная судьба в этом отношении счастливая — мне не приходилось сталкиваться с откровенным хамством. Но я часто слышу о конфликтных ситуациях в школе от коллег. Учитель сегодня должен себя всё время держать в руках. Я думаю, тут нужна помощь психолога: ребёнка стоит протестировать, разработать рекомендации по взаимодействию с ним.

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

Родители и ребёнок — это одна система. Если ребёнок агрессивно ведёт себя в школе, стоит для начала выяснить, нет ли у него проблем дома? Возможно, трудное поведение — это реакция на плохое обращение? Может быть, это крик о помощи? Школьник использует тот язык, на котором говорят дома взрослые. Прежде всего в этой ситуации стоит обратиться к школьному психологу.

Например, в Москве в каждом районе есть отделение центра психологической помощи населению. Психологи центра работают с трудным поведением. Также есть специалисты в органах опеки. Я бы избегала карательных мер в отношении родителя, который не хочет общаться с администрацией школы. Если случай совсем запущенный, то потребуется помощь органа опеки.

Ксения Вотякова, нейропсихолог:

Любая ситуация выраженной агрессии, вербальной или физической, требует внимания и родителей, и учителей, и специалистов школы. Дети могут проявлять агрессию по разным причинам: из-за тревоги, в ситуациях эмоционального стресса, из-за неумения выразить злость или страх по-другому. В любом случае, с конфликтной ситуацией в школе надо внимательно разбираться, и без родителей тут не обойтись.

В общении с родителями ученика, проявляющего агрессию, может помочь ваш заинтересованный и доброжелательный настрой: «Что-то идёт не так, если Петя уже несколько раз вёл себя агрессивно по отношению к Васе. В нашем классе непозволительно так вести себя. Я слежу за этим, но в последнее время мои замечания безрезультатны. Нам нужно вместе разобраться в этой ситуации.

Родители пишут на вас жалобы в инстанции

Родитель придирается к каждому вашему шагу: пишет жалобы директору и грозится пожаловаться в вышестоящие инстанции. Причины каждый раз разные: слишком много задали, притесняете его ребёнка, занизили оценку, были слишком строги. Как парировать такому горе-родителю?

Светлана Растворова, учитель:

Такое случается. Как я реагирую? У нас есть один инструмент — убеждение, разъяснение. Учитель должен всё делать по закону. Например, когда мы ставим оценки, то опираемся на чёткие критерии оценивания. Оценку нужно уметь обосновать.

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

В состоянии войны невозможно созидать и творить. Если вы имеете дело с таким родителем, то у вас есть следующие варианты. Первый — писать объяснительные, что, конечно, очень выматывает. Второй — обсудить ситуацию с администрацией школы. Третий — поговорить с психологом, он наверняка предложит варианты выхода из конфликтной ситуации в школе. К сожалению, закон про права учителя в данном случае ничего не говорит.

Ксения Вотякова, нейропсихолог:

Думаю, в такой ситуации может помочь регулярная практика обратной связи от родителей. Попросите родителей каждые 1-2 месяца заполнять анкету, в которой они смогут оценить вашу деятельность по разным параметрам. Таким образом можно убить сразу трёх зайцев. Первое: вы дадите недовольному родителю легальную возможность конструктивно и структурированно описать жалобы. Второе: вы увидите общее мнение родителей о ситуации в классе. Третье: у вас будут аргументы для отстаивания своей позиции. Не забудьте включить вопрос о том, что родителям нравится в вашей работе с детьми, чтобы ответы не сводились только к критике.

В продолжение темы:

Как быть учителю, если его троллит ученик — читайте здесь

Как учителю не дать сорвать свой урок. Об этом здесь

Как учителю говорить с родителями учеников: 8 эффективных приемов

А еще мы рассказали про обязанности учеников . Это рассказ в двух частях.

Часть 1 : какие законы регулируют жизнь учебного заведения, о понятиях добросовестной учебы и бережного отношения к имуществу школы.

Часть 2 : уважительное отношение ученика к педагогу, дежурство в классе, а также условия, при которых возможно исключение ученика из школы.

Ситуация такая, между детьми произошло конфликт в школе, родителей вызвали в школу для решения данного конфликта, всё было решено мирным путём, Родитель ребёнка которого обидели, отказался писать заявление на обидчка, с чего завуч школы сказала, раз уж пришли пишите, и указывайте, что притензий не имеете. Что и сделал данный родитель, после чего спустя пару дней пришла к нам домой полиция, с извещением от директора школы, где было указана, что того то числа, произошло конфликт между детьми, стороны решили конфликт мирным путём, Вопрос вот в чём, для чего администрация школы это сделала заявление в полицию.

Вопрос: если между несовершеннолетними детьми в школе произошел конфликт и он был решен благодаря правильным действиям педагогов, но после уроков разбираться с детьми пришла мать одного из участников конфликта и толкала, угрожала и даже ударила по лицу (одного из них) Каковы должны быть действия родителей, чьи дети пострадали от ее агрессивного поведения на глазах всей школы.

В школе между детьми 3 класс, конфликт один обзывался, другой пнул его рюкзак ногой. Через два дня в самой школе, бабушка того ученика который обзывался. Преградила вместе с внуком дорогу, когда мой сын выходил из школы и стала угрожать и замахиваться на ребенка, толкала его в плечи. Учитель реагирует как то странно, говорит что будет разговор с детьми. Я незнаю как реагировать и куда обращаться за мерами по отношению к этой ситуации.

В школе между детьми (1 класс) произошёл небольшой конфликт и мама одного ребёнка схватила за ухо обидчика, чем причинила сильную боль и психологическую травму ребёнку. должна ли эта мама понести наказание и какое?

В школе произошел конфликт между родителем и родительским комитетом. Родительский комитет для школьных нужд просил внести денежные средства. Родитель отказался. Член родительского комитета общаясь в классе без педагога с детьми обронила непродуманную фразу, которую ребенок передал родителю. В результате родитель письменно обратился в школу с просьбой разобраться в ситуации, грозясь обратиться дальше в прокуратуру.

В школе произошел конфликт между родителем и родительским комитетом. Родительский комитет для школьных нужд просил внести денежные средства. Родитель отказался. Член родительского комитета общаясь в классе без педагога с детьми обронила непродуманную фразу, которую ребенок передал родителю. В результате родитель письменно обратился в школу с просьбой разобраться в ситуации, грозясь обратиться дальше в прокуратуру.

В школе между детьми произошел конфликт и девочка схватив с парты сумочку с телефоном со всего размаха кинула его об пол телефон разбит родители отказываются возмещать ущерб говоря что она не знала что там телефон.

Здравствуйте. Скажите пожалуйста должен ли классный руководитель смотреть за своим классом на переменах, после уроков в школе и на улице перед посадкой школьников в автобус? Между детьми часто происходят конфликты и драки. Что делать?

Ребенок пошел в первый класс. В школе между детьми конфликты. Некоторые родители начали писать о моем ребенке в интернете, выставляя его не в лучшем виде, при этом настраивая своих детей к коллективному избиению. Что делать? Как бороться с такими родителями?

В школе между детьми произошел конфликт, моя дочь толкнула и скорбила девочку, мама девочки устроила мне скандал, дети помирились и забыли до того момента пока бабушка девочки не прошипела моему ребенку на ухо о том, что она найдет ее где угодно оторвет и отрежет ей все что сможет и свернет голову если она еще раз приблизится к ее внучке. Теперь ребенок боится идти в школу, плачет, что делать?

Вчера в школе у 13 летнего сына произошла драка, конфликт между детьми и родителями улажен, НО у меня вопрос: имела ли право завуч школы брать письменную объяснительную с несовершеннолетнего ребенка и проводить с ним разъянительную беседу на повышенных тонах без извещения родителей, можноли привлечь завуча за то, что она угрожала сыну напинать по голове и за ее не педагогическое поведение, я имею ввиду оскорбления и значительное повышение голоса (просто орала) на ребенка?

Как и куда правильно составить жалобу? Учитель не справляется со своими должностными обязанностями, постоянные крики на уроках, унижения, высмеиванием перед другими детьми, провоцирует конфликты между учениками, на неоднократные жалобы родителей учеников 7 класса, учитель отвечает занижением оценок.

Учащиеся на уроки идти отказываются, многие ученики просят перевести их в другие школы.

Между детьми в школе произошол конфликт. Пришла мама одного из детей и стала выяснять отношение с вторым мальчиком, пошли к директору школы, которий выяснил причину конфликта обьяснил маме что ее ребенок в етой ситуации не прав тоесть провоцировал, лез в драку к второму мальчику, тот сколько мог пытался уригулировать мирно но не вышло, тогда наказал обидчика, класный руководитель и ученики все подтвердили. Она вродибы все поняла, но когда пришла от директора в класс, то в присудствии однокласников и классного руководителя начала угрожать второму ребенку физической разправой и унижать его, классный руководитель не мог ее успокоить. Наследующий день она встретила его снова у школы и все повторилось, я тебя прибью, убью ивсе втом роде-ее слова. Родители второго ребенка хотят написать заявление, об угрозах физической разправы и унижении которые прозвучали в адрес их ребенка. Куда писать заявление, милиция или прокуратура.

Моя дочь учится в 5 классе. У нее сложные отношения с одним одноклассником. Он её обзывает, может раскидать её вещи, учебники по этажу в школе. С родителями ученика разговаривала. Помогает, Но, не на долго. Меня возмущает поведение учителя. Она стоит на стороне ученика. Знает, что между детьми конфликт, и всё равно сажает их вместе за одну парту, где ученик продолжает оскорблять мою дочь. Подскажите, как Мне поступить в данной ситуации.

В школе в пятницу на уроке произошел конфликт (драка) между детьми. После уроков дети извинились, перед учителем за сорванный урок и конфликт посчитали исчерпанным. Сегодня в субботу звонит мать 2 участника конфликта и требует купить их ребенку новые очки.

Наш утверждает что случайно задел второго мальчика на физкультуре во время выполнения упражнения, после чего мальчик начал его задирать (толкать и провоцировать), на уроке физкультуры, перемене и в начале урока литературы мальчик кинулся на него с кулаками. Наш имея физическое превосходство просто вломил обидчику промеж глаз, тот соотвественно был в очках.

По версии второго мальчика он побежал заступаться за девочку и получил от нашего.

В пятницу очки были на мальчике, на предложение учителя осмотреть очки, мама мальчика заявила, что они уже заказали другие т. К. Эти им не подходят по диоптриям.

Наш сам драки не начинает, но всегда дает сдачи.

Как быть? Мать мальчика требует возмещение в полном объеме за очки. Я отказываюсь т.к. 1.Считаю что мальчик сам спровоцировал. 2 ст. 1073 гк рф возлагает ответственность на школу.

Администрация школы закрывает на все это глаза, так как директор школы в хороших отношения с этой семьей. После этого конфликта, эта же девочка на спортивной секции в школе оскорбляла матом и угрожала уч-ся 5 класса без всяких на то причин. Где искать помощь подскажите.

Работаю в школе. Классный руководитель. Как всегда много разногласий между детьми. Случилась ссора между девочками, разговоривала с ними по этому поводу с ними, а самой заводилы данного конфикта не было, дети все сказали как было, и решили, что обсудим все как она будет. После чего, как пришла домой, в инетернете обнаружила письмо от сестры этой девочки (причем знакомая). Было написано очень в грубой форме, как мне надо работать и так далее, но самое главное в конце была угроза, что нанесет мне телесные увечья и все в таком роде. Могу ли я обраться с заявлением в полицию? И вообще наказывается как либо это?

Я работаю в школе. Уже неоднократно в нашей школе происходит случай унижения учителя учеником. Пострадавший пытается найти защиту у администрации школы, а та, в свою очередь, всегда оказывается на стороне ученика. Так, практически на днях произошло следующее.

Молодая учительница истории проводила на уроке опрос. Вдруг между двумя учениками возникла перепалка, она сделала нарушителям замечание. Ученик положил голову на парту и стал плевать на пол. Учитель попросила прекратить безобразие и убрать за собой, на что в ответ получила нецензурное ругательство. На имя директора школы была написана докладная записка, в которой просилось принять меры и вызвать родителей ученика. Директор вызвала отца мальчика (учителя даже не поставили об этом в известность) и говорила с ним только о конфликте между детьми, т.е. речи об оскорблении педагога и (хотя бы!) о принесении извинений не велось вовсе. Через несколько дней учительницу вызвала вновь директор и сказала, чтобы продолжала работать, а если ее обзывают, значит, она того заслужила. Мы, коллеги, возмущены таким положением вещей, ведь мы работаем в одном коллективе и каждый может оказаться в подобной ситуации. Подскажите, пожалуйста, что можно предпринять и является ли позиция администрации правомерной? Заранее спасибо!

Как лучше мне, маме 12-ти летнего подростка сейчас действовать..

Директор школы несколько дней назад позвонила мне и сказала что готовит документы в комнату милиции для подачи заявления о постановке на учет моего сына.

Дело в том, что политика педагогов в нашей школе такова, что дети приучены любые, даже самые незначительные конфликты между ними (детьми) решать только с помощью учителей, завучей, директора..

Т.е. обозвал кто-то тебя - бегут в учительскую с жалобами..

Мой ребенок не хочет так действовать, т.к. с маленьких лет учили его не жаловаться взрослым, а самому решать проблему..

На этой почве у нас (я и муж) было два довольно крупных конфликта с директором, когда моего сына обвиняли в каких-то конфликтах детей..

Теперь директор просит родителей писать письменно жалобы на моего сына, и копит этот компромат.

А мы наоборот, все вопросы решали, ну или по крайней мере озвучивали только устно. никаких жалоб никогда письменно не делали..

Вот что сейчас лучше делать?

Моему сыну 6 лет. ходит на подготовку к школе в 1 класс. С одним мальчиком периодически дерется. Тот его постоянно провоцирует. Выходя из школы родители этого мальчика подошли к нам и начали кричать на меня и моего сына в присутствии родителей и учителей, что я плохая мать, мой сын дерется, он зачинщик, и что они меня предупредили (я так поняла это былы угроза). в этот день они увидели как мой ребенок дал сдачи их мальчику. После того как обидчик кинул ему снежок в лицо. И начался скандал. Спасибо нашей учительнице-защитила. Она сказала родителям, что их ребенок часто ведет себя плохо и дерется. Но родители проигнорировали это. вот я теперь и переживаю, что будет если этот конфликт между детьми будет продолжаться. Что могут юридически сделать эти родители?

Моего сына пиннул по руке одноклассник, через день у ребенка опух палец. Я повела ребенка в травмпункт, что бы выяснить нет ли перелома. Врачи соответственно передали сведения о случившимся в полицию. На следующий день, ребенок позвонил мне со школы в слезах, сказал что тот же мальчик закрыл его в туалете и выключил свет (мой ребенок боится темноты). После чего я позвонила учителю и потребовала телефон родителей мальчика, но учитель мне его не дала сказав что ребенок плачет по другому поводу (запись о плохом поведении в дневнике). Вопрос кто в данной ситуации должен разбираться в конфликте между детьми?

Неприятность заключается в том, что форма высказывания претензии была достаточно агрессивная:

1. не давала от нее отойти хватал грубо (было больно) за руку, не отпускала (рука болит не сильно, видимых повреждений нет.)

2. угрожала тем, что если за каникулы мой сын не исправится, она начнет хлопотать, чтобы меня лишили родительских прав.

Можно ли при помощи правоохранительных органов пресечь такое поведение данной гражданки? Можно ли по этому поводу обратиться к участковому? И что писать в заявлении? Спасибо.

Что мне можно сделать?

Я с ней не живу с 20 марта хотя не разведены в данный момент! Своей жилплощади я не имею так же как и она. Прописаны мы все (Дети я и жена) по одному адресу. Я переехал в другой город где находиться моя официальная работа! С детьми часто не могу встречаться с ребетишками. Так же я знаю теперь что она остовляет одних детей дома когда на рабоу уходит а она работает по сменно по 12 часов! А когда старший уходи в школу ему 8 лет то малдший во обще один остаеться ему 6 лет. Она также высокомерна и очень много материться при детях и бывает что на детей. Так же она ушла с того дома где мы прописаны так как произошол конфлик между ей и ее отцом.

Между моей дочерью и ее одноклассницей произошел конфликт (подрались, девочки учатся во втором классе). Отец девочки подал на мою дочь и еще двух детей заявление в правоохранительные органы, с просьбой о возбуждении уголовного дела. По рассмотрению всех материалов было принято решение об отказе в возбуждении дела. Все окончилось предписанием для родителей. После этого я приняла решение в дальнейшем избегать этих людей, с целью продолжения конфликтов. Это начало истории. Я с недавнего времени работаю воспитателем в детском саду (имеется соответствующее образование). Недавно мама девочки, с которой у моей дочери произошел конфликт, пыталась со мной выяснить и (или) поговорить о том, что произошло. К слову мы живем в одном поселке, т.е. являемся практически соседями. На ее просьбу я, как мать (не как педагог), ответила, что не хочу что-либо осуждать, т.к. дело закрыто и что мне не нужны проблемы, которые исходят от нее и ее семьи. На что был получен ответ, дословно, ты оказалась в ненужное время в ненужном месте. (у этой мамы идет конфликт с директором школы). Казалось бы вопрос исчерпан. НО! Узнаю, что эта мамочка подает на меня и на директора школы заявление в прокуратуру, как на педагога, из-за неумения и нежелания работать с родителями, что еще она написала в заявлении пока не известно. При этом как педагог я не сталкиваюсь с ее детьми. Директор, защищая честь школы и дет сада (они у нас объеденные в одно учреждение), вынесла мне устное предупреждение, о нежелательности каких либо конфликтов с этой мамой. Иначе моя карьера, как педагога, может закончится. Хотелось бы получить юридическую консультацию по этому поводу. Как мне оградить себя и свою семью от этого человека, т.к. у меня многодетная семь, на руках ребенок-инвалид.

Школа. 5 класс. Доводим до Вашего сведения, что уже на протяжении почти пяти учебных лет в нашем классе с частой периодичностью происходят конфликты с представителями семьи А. Мы (родители) или наши дети являлись либо непосредственными участниками, либо свидетелями этих споров. Как правило непосредственно в классе между детьми очень быстро устанавливаются мирные спокойные отношения. Но агрессия, негативное отношение к окружающим взрослого поколения семьи А очень часто эти конфликты доводят до абсурдных размеров. Со стороны администрации школы проводились многочисленные примирительные беседы, но тенденции к урегулированию ситуации нет.

Мы, граждане России, живем в правовом государстве. Находясь в общественном месте, в правилах поведения мы руководствуемся не только законами, но и нормами этики и морали. Обращаем Ваше внимание на то, что представителями этой семьи все эти постулаты нарушаются постоянно, а именно случалось:

- приходили в класс и угрожали отдельным детям, кричали на них по поводу того, что была обижена их дочь и к ней нехорошо отнеслись;

- при незначительных недоразумениях звонили непосредственно родителям и, не разобравшись в ситуации, начинали по-хамски настаивать на принятии мер по отношению к ребенку, по их мнению, обидевшему их дочь;

- мама семьи А позволяла себе звонить непосредственно ребенку и выговаривать ему в непозволительно строгой форме все свои претензии по поводу того, что ребенок обижает её дочь;

- в неуважительной форме отзывались публично в адрес администрации школы – учителей и директора.

Обращаем Ваше особое внимание на то, что по факту каждого конфликта администрация школы в лице директора и учителей обязательно выясняли его причину. Стоит отметить, что учитель начальных классов и нынешний классный руководитель прекрасные преподаватели, однозначно обладающие авторитетом у учащихся.

В подавляющем большинстве случаев претензии представителей семьи А были не обоснованными, более того иногда выдуманными, то есть при этом обнаруживалась еще и клевета на детей.

Стоит отметить, что беседуя либо в кабинете директора, либо на родительских собраниях со старшими членами семьи А, по поводу необходимости наладить нормальные взаимоотношения их ребенка с остальными детьми класса, о взаимоотношениях всех остальных родителей с ними, о том, что детям надо давать больше свободы в самостоятельных попытках нормально общаться со своими сверстниками и многих других аспектах здорового сосуществования в школьной среде практически невозможно вести конструктивный диалог. Эти люди ведут себя, как правило очень агрессивно, по-хамски, перебивая, крича, настаивая только на своей точке зрения.

Естественно, что все описанные аспекты не позволяют нам, родителям, быть спокойными за своего ребенка во время пребывания его в школе.

В связи с этим мы требуем! Принятия кардинальных мер по этой семье, а именно исключить их дочь из класса 5 средней школы №Х и перевести в другой класс или в другую среднюю школу.

С уважением, родители учащихся 5 класса средней школы №Х.

Это текст письма, которое родители нашего класса отнесли в городской департамент образования. Но получилось так что за день до этого в департаменте побывала семья А и написала заявление на учителей и некоторых учеников. Учителя и ученики обвинены в гноблении их дочери. Расследованием директора доказано, что причиной всех проблем является семья А, но департамент не предпринимает никаких мер. В настоящий момент девочка из семьи, а как бы насмехается над учителем. Указывает учителю, как она должна работать и какие у неё обязанности. Подскажите куда нам идти дальше.



Конфликты в школе являются неотъемлемой составляющей учебного процесса. Сам по себе конфликт между сверстниками не является чем-то из ряда вон выходящим. Такой конфликт заключает в себе возможность личностного роста, поскольку возрастает необходимость учиться отстаивать свою позицию перед одноклассниками, иметь собственную точку зрения по какому-либо вопросу. Часто конфликты в школе носят эпизодический характер, то есть вспыхивают время от времени между всеми учащимися. Ребенок, попав в детский коллектив, должен научиться жить по его законам. Не всегда сразу получается сделать это безболезненно и легко. Что представляют собой школьные конфликты, стоит ли пытаться их избегать?

Причины конфликтов между детьми в школе

Причин для недопонимания в стенах школы может быть немало. Даже присущий школьникам дух соревнования можно рассматривать как провокацию, стимулирующую к действию, познанию, стремлению стать лучшим. Задача учителя — сделать так, чтобы конкуренция была здоровой.

Популярные статьи:

Возникнуть конфликт может по следующим причинам:

  • желание стать лидером;
  • личная неприязнь;
  • борьба за признание, обида;
  • безответное чувство;
  • недолюбливание и высокомерное снисходительное отношение к кому либо;
  • желание дружить с кем-то против кого-то.

Иногда в школе конфликтуют дети разных классов. А бывает и так, что на кланы разделены одноклассники.

Часто втянутыми в ситуацию оказываются также любимчики или те ученики, которым учителя постоянно делают прилюдные замечания. Дети жестоки, сильного они могут недолюбливать не меньше, чем слабого.

Как избежать конфликтных ситуаций

От учителя зависит не все, но многое. Это на его плечи ложиться груз ответственности. Избежать конфликта между детьми в школе и постараться сгладить ситуацию — святая обязанность педагога.

Конструктивный способ выглядит иначе.

Ситуация следующая. Узнав о болезни учителя, старшеклассники договариваются прогуляться за территорией школы. Замена находится в последний момент, но решение прогулять принято и обжалованию не подлежит.




Виды и особенности ↑

Каждая конфликтная ситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.

В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов: учитель, ученик, родитель ученика и представитель администрации. Они же могут выступать и участниками конфликтной ситуации.

Условно можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде:

Подобная типология распределяет конфликты по их участникам. На практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.

Причины конфликтов

Какими бы ни были причины конфликтов между детьми в школе , именно педагогу приходится разрешать многие из них. Иногда для этого не обязательно даже открыто вмешиваться в происходящее.

Учитель обучает не только грамоте, он помогает ребенку адаптироваться в коллективе, научиться цивилизовано общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, уступать, понимать и принимать ошибки, отвечать за свои поступки.

Особенности конфликтов

Несколько разную природу могут иметь конфликты между школьниками и одноклассниками . Важно понимать, что любой класс это коллектив. Иногда недопонимание может возникнуть между старшими и младшими школьниками.

Причин здесь может быть много вплоть до чувства ревности к любимому учителю, взявшему на воспитание других учеников.

Что делать, если у ребенка конфликт с учителем

Намного сложнее, если конфликтующими сторонами являются учащийся и учитель. Причины конфликта ребенка с учителем могут быть разными , вплоть до личной неприязни.

Иногда дают себя знать разные методы воспитания в стенах школы и в семье. Прежде чем принимать чью-либо сторону, важно разобраться в ситуации. Иногда родители точно не знают, как определить, что у ребенка конфликт с учителем.

Для начала стоит сходить в школу и пообщаться с учителем. Только так можно понять, кто виноват, и что происходит на самом деле. Исходы могут быть разными: от полного разрешения проблемы без привлечения посторонних до жалоб в вышестоящие инстанции и даже перевода в другую школу.


Способы профилактики школьных споров ↑

Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.

  1. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются.
  2. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога.

В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт?

Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные

. Итогом
деструктивного
столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным

является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Стоит ли ссориться и драться с одноклассниками


В твоём классе учатся девочки и мальчики с разными вкусами, привычками, характерами, способностями. Вы все разные, поэтому вам иногда трудно понять друг друга.

Ты встречаешься с одноклассниками каждый день, поэтому для то­го чтобы сделать свою жизнь в школе приятной, научись ладить со все­ми, кто тебя в ней окружает.

В школе рядом с тобой могут оказаться люди, которые в чём-то бу­дут отличаться от тебя. Тебе нужно научиться с пониманием относить­ся к тому, что кто-то не такой, как ты. У каждого человека есть свои взгляды, привычки, мнение, характер, и каждый человек заслуживает уважения.

Почти в каждом классе есть кто-то, над кем остальные ученики по­стоянно смеются, шутят и дразнят, высмеивают какие-то черты характера этого человека, его поведение или внешний вид. Добрая, необидная шут­ка не заденет человека, у которого есть чувство юмора, но если все одно­классники или их большинство начинают кого-то высмеивать — это уже издевательство над человеком. Если в твоём классе сложилась ситуация, когда из кого-то все одноклассники делают шута или клоуна, обидно шу­тят над ним и его дразнят, не присоединяйся к ним. Постарайся помочь этому мальчику или девочке, объясни своим одноклассникам, что они не правы: ведь обижая этого человека, они поступают жестоко и некрасиво.

Круглосуточное родительское собрание

Претензии учителей

Ответим на вопросы:

  • У кого больше прав в школе?
  • Сайт Министерства образования – средство запугивания.
  • Почему пора вернуть советскую школу?
  • Кто компетентнее в вопросах образования: родители или учителя?

Как видите, основные проблемы заключаются в неправильно распределенных правах. Время изменило правила, теперь учитель еще больше превратился в жертву.

Родители вмешиваются в процесс сильнее, учитель потерял уважение. Так принято. Если бы вся система на законодательном уровне изменила эти новые взгляды, возможно, в школу вернулся бы некоторый порядок и исчез конфликт учитель-родитель.

У кого больше прав в школе

На этот вопрос любой ответит однозначно: все права у родителей.

Их БОЯТСЯ все (кроме детей): директор, завуч, учитель. Родитель стал высшим звеном школьной системы. Дети охотно манипулируют этим.

Теперь неудивительно, когда ребенок угрожает учителю, что расскажет маме. Дети не будут уважать и слушаться учителей, потому что знают и слышат, как их угнетают их родители.

Родители позволяют себе при всем классе оскорблять и запугивать. Речь сейчас идет не обо всех, однако, большинство обнаглели и не стесняются бросать словечки при детях.

Сайт Министерства образования стал средством запугивания

Самое страшное в современной школе — письмена слишком самоуверенных родителей на сайт Министерства. Я возмущена такой наглостью и отношением самого Министерства к учителям. Почему они реагируют так остро на эти писульки, вместо того чтобы суметь защитить учителя и стать на его сторону.

Господа, админы сайта и уравленцы! Это ведь звено вашей системы? Вы должны защищать, а не нападать на школу. Родители писать умеют все, любой алкаш думает, что он гений и знает лучше школы, как воспитывать. Но так как это они умеют только на словах, то все же детей своих отправляют в школу.

Есть ли решение конфликта учитель-родитель

Что нужно изменить:

  • отвадить писарчуков жаловаться.
  • Понизить их права в вопросах школы.
  • Повысить права и статус учителей.
  • Директор должен быть самым главным и не должен подчиняться желаниям каждой истерички. Слово директора закон. А родители должны слушаться.
  • Разбирать конфликты должен тоже директор
  • Учитель и родитель не должны устраивать разборки на глазах детей.

Не могу не упомянуть здесь убийство в Столбцах. Правильно сказал президент:

Я надеюсь, он исполнит свои обещания и спросит с Министерства, может, хоть как-то улучшится ситуация с беспределом. Я из своего опыта уверенно заявляю о том, что проблема школы в первую очередь в ущемлении статуса учителя. Им пренебрегают.

Дети не боятся, потому что слышат дома много гадостей от родителей и могут спрятаться за их спину. Родители правят школой и запугивают, устраивают скандалы по каждому поводу. То ребеночка толкнули, то обозвали, то не так одели.

Так вот возьмите и научите ребенка вести себя школе, накажите дома за драки, объясните, как ему одеваться и обуваться на улицу, подойдите, все расскажите учителю. Учитель не экстрасенс.

А то, что дети ссорятся и дерутся в школе, то всегда было и будет. Дома и на улице тоже дети ссорятся. Они дети и не умеют регулировать эмоции. Нечего беситься по каждой мелочи.

Особенно бесят те, кто по любому поводу бегут жаловаться директору. А директору бедному приходится как-то сглаживать ситуацию и реагировать. Он-то знает, как реально выглядит ситуация, что дети теперь агрессивные, аффективные. И знает, что невозможно угадать каждый шаг ребенка. Он может стоять рядом с учителем, его кто-то толкнет, а он с ноги ударит.

Откуда учитель может угадать, когда будет удар или когда ребенок бежит и упадет. Не может он знать и спасти не может. Учитель может только подойти разнять драку. Несчастные случаи происходят не по чьей-то вине чаще всего, а случайно.

Учитель будет виноват, если, например, отпустит одних переходить дорогу или не будет запрещать находиться в опасной ситуации.

Самые противные даже директору не жалуются. Они тайком пишут в Министерство или идут жаловаться в управление района. Тем тоже приходится реагировать. Управление старается действовать по закону и по возможности защитить учителя. Министерство само создает эти правила. Все, что появляется на сайте, превращается в прессинг всех школ. Каждую чушь раздувают до масштаба катастрофы. Пора это прекратить. Вот это и есть то самое безобразие.

Пример письма (реальное)

письмо в министерство

Почему пора вернуть советскую школу

В советской школе авторитет учителя не обсуждался даже. Там родители боялись на собрание пойти, и им было стыдно, если о ребенке что-то плохое говорили. Теперь попробуй скажи что-нибудь, они начинают защищать. Они закрывают глаза на недостатки своих детей и обвиняют учителей в некомпетентности. Один учитель не может подстроиться под каждого в классе.

Поэтому и существуют общешкольные правила. Но дети воспитываются дома эгоистами. Каждая мама учит, что он самый лучший, он дома не дерется. Значит, и в школе не может такого быть. То есть учитель оклеветал ангела, по их мнению.

Раньше дети были дома битые, если родители на собрании услышали что-то плохое. А теперь учитель получает стресс. Думает, как бы так аккуратно рассказать о плохом поведении ребенка, чтобы потом мамаша не побежала к директору.

Есть и нормальные, адекватные родители. Это те, кто сами с детьми работает и все понимает, это те, кто объективно оценивают своих детей, не боготворят. Но их меньшинство. Мало тех, кто сотрудничает со школой, а не в оппозиции стоит.

Кто компетентнее в вопросах образования

Есть старательные родители, которые развивают дома детей, покупают им книжки, учат считать. Они молодцы. Очень правильно поступают те, кто совещается с учителем по поводу правильности обучения дома. Учитель во всех школьных вопросах будет однозначно компетентен, а если он чего-то не знает, он спросит у коллег или администрации.

Родитель может также быть компетентным, если он сам учитель или читает специальную литературу. В остальных случаях он будет знать меньше необходимого и логично бы ему взаимодействовать со школой.

Очень часто у школьников появляются трудности, связанные с обострением межличностных отношений: с их стороны слышаться постоянные жалобы на то, что родители их не понимают и не слышат, а одноклассники дразнят, кричат или придумывают обидные прозвища. Специалисты уверяют, что данная проблема связана, преимущественно, с адаптацией ребенка к новым условиям (особенно это касается первоклассников), а также с его попытками утвердиться и самовыразиться в новом коллективе.

Основные причины возникновения конфликтов


Конфликт между младшими школьниками никогда не возникает запланировано. Чаще всего споры младшеклассников даже конфликтами трудно назвать. Это, скорее, выяснение отношений друг с другом. Дети, не осознавая этого, вступают в спор с единственным желанием – победить.

Чаще всего конфликтуют мальчики, поскольку у них присутствует подсознательное желание победить. Такие споры можно решать соревнованиями: кто больше раз присядет, отожмется или больше назовет слов на заданную тему, тот и победил.

Нередко возникают конфликты между мальчиками и девочками. Их еще называют конфликтами симпатии. Явное вмешательство в противостояние мальчика и девочки (например, категоричный запрет на общение между противоборствующими сторонами) может только усугубить ситуацию, так как в процессе конфликта дети проходят очень важный этап половой идентификации. Намного эффективнее, ненавязчивые беседы, в ходе которых мальчикам объясняется ранимость и впечатлительность девочек, а девочкам – последствия фамильярного отношения с мальчиками (особенно, если самолюбие маленького мужчины было уязвлено в присутствии его сверстников).

Отметим, что особенно болезненно конфликты между детьми воспринимают молодые мамы, дети которых впервые пошли в школу. Очень часто родители впутываются в детские конфликты. Но этого в любом случае не нужно делать. Ведь дети помирятся сразу, а родители будут держать злобу еще очень долго.

Виды конфликтов в школе

Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот процесс. Степень выраженности может быть сильной или достаточно слабой. Скрытый конфликт часто остается незаметным для окружающих, поскольку его участники долгое время не переходят к активным действиям. Примеры конфликтов показывают, насколько важно действовать при первых же признаках неблагополучия и возникновения психологического дискомфорта у ребенка. Выделяют следующие виды конфликтов в школе.

Конфликт между учениками

Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

Пример: в классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников. Те ребята, которые принимают его сторону, тоже подвергаются гонениям со стороны лидера и его группы.

Конфликт учителя и ученика

Учитель и ученик

Учитель и родители ученика





Никогда не ругайте ребенка в присутствии других


Ругать чужого ребенка без его родителей – категорически запрещено. Нельзя позволять, чтобы детей унижали родители одноклассников. При решении конфликтных ситуаций в школе очень важно, чтобы присутствовали родители обоих детей. Родителям нужно объяснить своим детям, что никакой вражды не должно быть, им предстоит еще долго учиться в одном классе, завтракать за одним столом и сидеть за одной партой.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт?

Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные

. Итогом деструктивного

столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным

является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Правила поведения во время конфликта с ребенком

Разрешение конфликтов в школе

Любые конфликты нуждаются в разрешении. В противном случае напряжение нарастает, а проблемы только увеличиваются. Как можно минимизировать школьные разногласия? В споре каждый уверен в собственной правоте. Между тем, если попытаться понять своего оппонента, можно значительно снизить действие самого конфликта. Все, что нужно сделать – это поставить себя на место противника. Учителям следует попробовать представить, что чувствует ребенок, когда он запустил школьный материал (пусть и по своей вине), а его никто не хочет понять. Родители постоянно ругают за плохую успеваемость. Как может ребенок самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, если он заранее лишен всяческой поддержки?

Разрешение конфликтов в школе должно начинаться с принятия ответственности за свои поступки и действия. Ученик должен осознавать, что у него существуют обязанности, которые необходимо выполнять. Учителя должны стремиться видеть в детях положительные качества характера, стараться установить контакт с каждым конкретным ребенком, доходчиво и увлекательно излагать изучаемый материал.

Таким образом, тема школьных конфликтов вовсе не нова. С ней хотя бы раз в жизни сталкивался каждый человек. От того, насколько быстро и правильно удается решить значимое разногласие между участниками противоречия, зависит благополучие ребенка, формирование его мироощущения.

Решайте не больше одной проблемы за раз


Рано или поздно в каждой семье возникают конфликтные ситуации, связанные с обучением в школе (плохие оценки, драка с одноклассником, плохое поведение в классе и т.д.). Они, конечно, могут огорчить, но разрушительными быть не должны. Поэтому нужно придерживаться нескольких правил, чтобы пройти через конфликт плавно и без стресса для ребенка.

В первую очередь, что стоит запомнить молодым родителям – за один раз с ребенком можно решить лишь одну проблему. Желательно, наиболее значимую. Плохо, когда родители собирают все проблемы вместе. Это сбивает и запутывает ребенка. Например, если школьник получил двойку за занятие и солгал вам, спросите сначала, почему он солгал. А к двойке вернитесь позже.

Методы решения проблемы должны быть креативными, чтобы ребенок заинтересовался и проявил желание к сотрудничеству. Важно понимать, что найти такие решения конфликта, чтобы все остались довольными, можно только если родители и дети начнут плодотворно сотрудничать. При этом нельзя забывать о вежливости, ведь любой ребенок достоин почтительного отношения к себе.

Поэтому если хотите, чтобы ребенок научился контролировать свои эмоции, лучше понимал себя и окружающих, всегда уважайте его чувства и не перегибайте палку. Лучший вариант – гибкое и почтительное воспитание, в основе которого учеба, а не подчинение. Только так можно установить по-настоящему близкий контакт со своим школьником.

Осторожно, стеликовы!

Дети как губка — молниеносно впитывают все, что происходит вокруг. Иногда наши наследники выдают такие перлы, что трудно даже себе представить, как это уложилось в юной голове?

На следующий день я отправилась в школу. То, что мне рассказала наш классный руководитель, было похоже на сюжет плохого сериала. Мамаша Стеликовой уже не первый год терроризирует всю школу. Скандальная особа вдохновенно вступает в баталии со всеми, кто попадается ей на пути, включая собственных родственников. Однако учителя — самая благодатная аудитория для ее спектаклей — здесь поле деятельности скучающей домохозяйки не ограничивается ничем и никем. Жалобами, придирками и угрозами, а также систематическими депешами в вышестоящие инстанции, ушлой родительнице удалось добиться увольнения предыдущего классного руководителя своей дочери и перевести свое чадо в параллельный. Прошло совсем немного времени и дама принялась наводить свои порядки и в нашем классе. Анна Олеговна — человек не робкого десятка, к тому же учитель с большим стажем и самой кристальной репутацией. Но тут и она растерялась.

Как найти управу на того, кто разрушает учебный и воспитательный процесс, если все вышестоящие руководители и организации идут у него на поводу. Как оградить себя и учеников от этого произвола?

Игры для снятия детской агрессии

Целью этой игры является снятие вербальной агрессии, а также ее проявление в приемлемой форме.

Цель игры – научиться распознавать свои эмоции и чувства других.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.



Претензии учителей

Ответим на вопросы:

  • У кого больше прав в школе?
  • Сайт Министерства образования – средство запугивания.
  • Почему пора вернуть советскую школу?
  • Кто компетентнее в вопросах образования: родители или учителя?

Как видите, основные проблемы заключаются в неправильно распределенных правах. Время изменило правила, теперь учитель еще больше превратился в жертву.

Родители вмешиваются в процесс сильнее, учитель потерял уважение. Так принято. Если бы вся система на законодательном уровне изменила эти новые взгляды, возможно, в школу вернулся бы некоторый порядок и исчез конфликт учитель-родитель.

У кого больше прав в школе

На этот вопрос любой ответит однозначно: все права у родителей.

Их БОЯТСЯ все (кроме детей): директор, завуч, учитель. Родитель стал высшим звеном школьной системы. Дети охотно манипулируют этим.

Теперь неудивительно, когда ребенок угрожает учителю, что расскажет маме. Дети не будут уважать и слушаться учителей, потому что знают и слышат, как их угнетают их родители.

Родители позволяют себе при всем классе оскорблять и запугивать. Речь сейчас идет не обо всех, однако, большинство обнаглели и не стесняются бросать словечки при детях.

Сайт Министерства образования стал средством запугивания

Самое страшное в современной школе — письмена слишком самоуверенных родителей на сайт Министерства. Я возмущена такой наглостью и отношением самого Министерства к учителям. Почему они реагируют так остро на эти писульки, вместо того чтобы суметь защитить учителя и стать на его сторону.

Господа, админы сайта и уравленцы! Это ведь звено вашей системы? Вы должны защищать, а не нападать на школу. Родители писать умеют все, любой алкаш думает, что он гений и знает лучше школы, как воспитывать. Но так как это они умеют только на словах, то все же детей своих отправляют в школу.

Драка одноклассников — худший вариант развития конфликта

Если ссоры не приводят ни к чему хорошему, то драки — и подав­но. И всё-таки, наверное, каждый мальчик хоть раз дрался в школе с кем-то из своих одноклассников.

Когда учителя разнимают драчунов и спрашивают, нельзя ли бы­ло мальчикам договориться на словах и обойтись без драки, как пра­вило, каждый из подравшихся мальчиков говорит, что другой его не хотел ни слушать, ни понимать.

Причин для драк между одноклассниками очень много — обиды, ссоры, желание кого-то доказать свою силу или привлечь к себе вни­мание. Часто драки возникают тогда, когда кто-то хочет защитить более слабого от того, кто на него нападает. Иногда поводы к драке бы­вают очень серьёзные, но чаще всего ребята начинают драться из-за пу­стяков, небольших разногласий.

А как ты думаешь, почему мальчики дерутся со своими однокласс­никами и даже… одноклассницами?

Если спор, то без ссоры

Чтобы убедить других людей в правильности своей точки зрения, ты можешь вступить с ними в спор, но ты не должен с ними ссорить­ся. Помни, что каждый человек имеет право думать и поступать так, как считает нужным. Если ты уверен в том, что кто-то ошибается, ие оскорбляй и не обижай этого человека, а сумей объяснить ему, в чём он, как ты считаешь, не прав. Высказывая свою точку зрения, ты дол­жен говорить с собеседником вежливо и спокойно, не задевая его чувств. Спор нужен для того, чтобы каждый из его участников сумел объяснить свою точку зрения, чтобы в конце концов найти общее ре­шение проблемы.

Доказать свою правоту можно при помощи спора, но никогда тебе не удастся переубедить кого-нибудь, поссорившись с ним. Даже если последнее слово в ссоре останется за тобой, тот, с кем ты поссорился, останется при своём мнении и не будет с тобой согласен. Обидев кого-то, ты только потеряешь возможность иметь ещё одного друга или хо­рошего приятеля, а приобретёшь если не врага, то человека, который не будет к тебе хорошо относиться.

Читайте также: