Как правильно писать тахограф

Обновлено: 28.06.2024

Мы cохраняем файлы cookie: это помогает сайту работать лучше. Посещая наш сайт, вы соглашаетесь на использование постоянных cookie-файлов, если не измените настройки своего компьютера, чтобы эти cookie-файлы не сохранялись.

Тахограф это одна из самых важных вещей для водителей международного транспорта. Именно от тахографа зависит будете ли вы постоянно получать штрафы во время проверок. Даже если вы хорошо знаете все правила времени работы водителя, но не умеете правильно пользоваться тахографом, встреча с полицией на дороге всегда будет стрессом для вас. В этой статье рассмотрим основы основ в работе с тахографом.

Символы тахографа можете посмотреть тут.

После того, как включили зажигание и вставили карту водителя, мы увидим следующую информацию:

- Время местное (слева)
- Время UTC/Гринвич (справа)

Внимание: все данные в тахографе записываются и вводятся по времени UTC/Гринвич. Если вам нужно будет вручную ввести какую-либо информацию, помните, чтобы сделать это по Гринвичу.


Потом мы увидим на экране символ "M", что значит Ручной/Мануальный ввод данных. Этой функцией можем воспользоваться, если выполняли какую-то работу, в то время как карты водителя не было в тахографе. Как правильно сделать ручной ввод подробно разбираем на Курсе код 95.


Следующий вопрос во время вставления карты водителя в тахограф - в какой стране вы начинаете работу? Здесь нужно с помощью стрелок с правой стороны, найти символ нужной страны и подтвердить выбор кнопкой ОК. В примере ниже Страна Старт Дания - DK.


Карты водителей вставлены, смена открыта, мануальный ввод сделан. Теперь видим экран тахографа в двойном экипаже перед началом работы. Видим, что символ карты водителя появился с двух сторон, также видим, что режим первого водителя - другие работы, а второго - ожидание. Поменять режим можно с помощью кнопок 1 для первого водителя и 2 для второго водителя.


Как только начинаем движение, режим первого водителя автоматически меняется на Движение. Включить режим движения вручную нельзя. Во время движения не получится также войти в меню или включить другой режим.


Если во время движения, нам нужно проверить как долго мы уже едем, можно нажать стрелку вниз. На экране высветится время движения первого водителя и время ожидания второго.


Если нажать стрелку вниз во время остановки, то в правом нижнем углу мы увидим режим водителя в текущий момент. В нашем примере это отдых.
В левом нижнем углу можем посмотреть, сколько первый водитель проехал за 2 недели.

С помощью кнопки ОК, мы можем войти в меню тахографа. В меню можно выполнить некоторые нужные действия - ввод на карте водителя, ввод в памяти тахографа или, например, распечатку с карты водителя.
Ниже мы видим как выглядит экран, когда мы собираемся сделать ввод на карте первого водителя. Так можно открыть/закрыть смену, то есть ввести страну, в которой начинаем или заканчиваем работу.

С помощью меню можно также сделать распечатку действий водителя. Это дает водителю возможность после нарушения времени работы или прерванной паузы, описать причины нарушения (используется в ситуациях, которые отвечают требованиям, описанным в Art. 12, 561/2006).


В меню, кроме этого, можно найти функцию "Паром/поезд". Чтобы включить эту функцию, нужно зайти во "ввод в памяти тахографа". Функцую паром/поезд можно использовать в ситуации, когда мы собираемся прервать регулярный суточный отдых двумя промежутками движения. Как это правильно сделать, рассматриваем на курсе Код 95.

В этой статье мы постарались показать самые основные функции цифрового тахографа. В действительности их намного больше, кроме того, функционал и вид тахографа может менятся в зависимости от производителя или года выпуска.

Если хотите научиться пользоваться тахографом на практике, записывайтесь на наш курс Код 95.

Для этой статьи мы собрали для вас самые распространенные ошибки, которые допускают водители-международники начиная свою карьеру в странах ЕС.

В этой статье мы поделимся полным алгоритмом легального получения кода 95 и трудоустройством на первую работу!

В этой статье мы расскажем: какие рабочие визы существуют, как открыть национальную рабочую визу, какие для этого нужны документы и сколько времени это может занять.

В России грузовой и пассажирский транспорт должен иметь тахографы (топографы), согласно европейскому соглашению ЕСТР, касающемуся международных перевозок. Сейчас по этому документу весь коммерческий транспорт переведён на цифровые типы этих устройств. Не все понимают, зачем нужны эти приборы в автотранспорте: они контролируют рабочий режим водителей и снижают вероятность возникновения ДТП, обязывая соблюдать режим труда.

Что такое тахографОсновные принципы роботы тахографаРазновидности тахографовРежимы тахографаНа какие транспортные средства устанавливается тахографУстановка и настройка тахографаЭтапы калибрования Карта тахографа и её назначениеШтрафы за отсутствие тахографаvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

Что такое тахограф

Основные принципы роботы тахографа

Принцип работы любого тахографа таков:

При начале запуска двигателя машины от датчика скорости поступает информация во встроенную память устройства.После идентификации, которая происходит посредством карты водителя, прибор начинает регистрацию и запись внутри устройства и на карту таких данных, как скоростные параметры, режим, пробег, маршрут. Затем каждые 28 суток производят выгрузку данных с карты водителя и каждые 90 дней — с самого тахографа. Предприятие хранит их у себя не менее 1 года, и они доступны для органов контроля.

Рекомендуем к прочтению:

Требования к ТС, перевозящим опасные грузы

Требования к огнетушителю при техосмотре

Нагрузка грузового автомобиля и что будет за перегруз

Нужен ли полис ОСАГО на прицеп к легковому и грузовому автомобилю

Существуют тахографы двух видов:

круглые, устанавливающиеся в гнездо спидометра;радиоформата, устраиваются в гнездо автомагнитолы.

Производители выпускают следующие типы этого контрольного устройства:

Сейчас транспортные средства перевели на цифровой тип, поскольку его сложнее обмануть, а его данные хорошо защищены

Приборы, используемые в России, обязаны отвечать требованиям Приказов Минтранса №36 и №348. С июля 2016 допустимо устанавливать только устройства отечественного производителя с блоком СКЗИ или европейские приборы ЕСТР. Сертификацию прошли следующие российские устройства:

ШТРИХ-TaxoRUS SM; КАСБИ DT-20M;Меркурий ТА-001; VDO DTCO 3283; ТЦА-02НК ; Drive; Drive Smart; EFAS V2 RUS.

Модели из Европы, отвечающие законам РФ:

английский VDO DTCO 1381 и SE5000; австрийский EFAS 4.

Узнайте подробнее о карте водителя для тахографа.

В тахографе существует 4 режима:

Рабочий. Включается при использовании карты водителя и осуществляет контроль трудового режима, фиксацию событий и неисправностей.Контролёра. Запускается картой на контрольных пунктах.Предприятия. Запускается картой предприятия и даёт доступ ко всем данным для проверки работы водителя и параметров автомобиля.Мастерской. Также запускается соответствующей ему карточкой и позволяет вносить в его данные изменения, осуществлять калибровку, монтаж и наладку прибора.

Водители работают в режиме, отвечающем нормативам труда. Время за рулём не должно быть более 9 часов в сутки, а общая продолжительность вождения ТС за 2 недели — не выше 90 часов. Через 4 часа 30 минут непрерывного вождения шофёр обязан делать перерыв.

На какие транспортные средства устанавливается тахограф

Согласно приложению №2 Приказа Минтранса РФ №36 от 13.02.2013 г., описываемое устройство должно устанавливаться на следующие ТС:

автомашины весом до 5 тонн для перевозок пассажиров, которые имеют более 8 сидений помимо кресла водителя (класс М2);автосредства массой более 5 тонн для перевозок пассажиров, имеющие в наличии более 8 сидений, кроме сиденья для шофёра (класс М3);ТС весом 3,5–12 тонн для перевозок грузов (класс №2);грузовики массой больше 12 тонн (класс №3).

Знаете ли вы? Во Франции водителя, который провёл период отдыха не в гостинице, а в автомобиле, могут оштрафовать до 500 тыс. евро или заключить в тюрьму.

Установка и настройка тахографа

Устанавливать самостоятельно это устройство не допускается. Сделать это могут только специализированные мастерские, у которых есть необходимые разрешения от госорганов, а именно — лицензия ФСБ России.

Установка тахографа делится на следующие этапы:

Подготовительный. Проводится осмотр автомобиля для определения места для установки прибора, а также выбираются необходимые для этого инструменты и материалы.Монтаж. Тахограф, как правило, монтируют на место магнитолы. Если эта часть не свободна, то прибор в коробке из пластика крепят на потолке или панели для приборов.Ввод в эксплуатацию. Устройство активируют и вносят необходимые данные.Этап завершения. Происходит проверка работы устройства.

Чтобы настроить тахограф, нужно проверить и отрегулировать такие параметры:

время и его коррекция;дисплей;звуковые сигналы;выбор языка.

Сам процесс калибровки — это корректировка измерительного прибора таким образом, чтобы предоставляемые им данные были верны с учётом допустимых отклонений.

Такой процесс проводят в следующих случаях:

при установке прибора;при расхождении времени по часам, которые встроены, больше чем на 20 минут;после ремонтных работ по наладке прибора;при нарушении пломбирования устройства;при замене шин;при изменении основных характеристик ТС;если с момента последней калибровки прошло 2 года и др.

Знаете ли вы? Сначала тахографы выпускались часовыми фирмами, поскольку делались на основе часового механизма.

Калибровка делится на два этапа:

стендовые проверки;дорожные испытания.

Стендовые проверки состоят из:

визуальной проверки отсутствия повреждений и читаемости таблички;осмотра узлов устройства, на которых проставлены изготовитель, дата изготовления, производственный номер и прочее;проверки наличия таблички с информацией об организации, установившей это устройство;проверки наличия пломб на приборе;осмотра целостности датчика движения и электропроводки для соединения.

Дорожный этап заключается в следующем:

проводится техосмотр автотранспорта;проверка коэффициентов автомобиля W и длины окружности и давления шин L;программирование прибора соответственно коэффициентам;проверка работы часового механизма;согласование шифрования датчика движения и самого прибора;проводят измерение погрешностей — они обязаны быть в пределах допустимых норм;внесение необходимой информации в память устройства;прикрепление таблички с настройками прибора для контроля;опломбирование датчика.

Важно! Снятие пломбы могут осуществлять только мастера с соответствующей квалификацией. При этом нужно заполнить необходимые документы с указанием причины вскрытия.

Карта тахографа и её назначение

Карта тахографа осуществляет аутентификацию при помощи шифровального устройства. Она отображает информационные данные о манере езды, соответствие нормам трудового распорядка, скорости, а также времени, которое ушло на передвижение по маршруту. Такая карточка может быть важным доказательством на уровне суда.

Срок использования такой карты составляет 3 года. Затем её следует поменять на новую. Замену необходимо также производить после поломки и при появлении каких-либо дефектов и повреждений, а также при сбоях в работе. В случае увольнения шофёра карту обязаны вернуть в бюро, где она выдавалась.

Карточки могут быть для водителя, предприятия, контролёра, мастерской.

Этот идентификатор выдают водителю в таких случаях:

у него есть удостоверение, позволяющее управлять ТС категории С, D, E;находится на территории России не менее 185 суток на протяжении года;возраст более 18 лет — для грузового ТС массой менее 7,5 тонн, и более 21 года для транспорта по перевозке пассажиров.

В последнем случае нужный опыт вождения обязан быть не меньше 1 года.

Штрафы за отсутствие тахографа

Если описываемого приспособления нет в наличии, то этот факт попадает под административную ответственность (ст. 11.23 в КоАП). Водителю и ответственному руководителю по предприятию, допустившему выход авто без тахографа, выписываются штрафы:

шофёру за отсутствие прибора — от 1000 до 3000 руб., за нарушение трудового режима и времени отдыха штраф составляет столько же;для ответственных руководителей — от 5000 до 10000 руб.;для юридического лица — от 15000 до 30000 руб.

Нельзя подделывать данные контрольного устройства или пытаться его модифицировать. За неисправность и отключение прибора, несоответствие его сертификации и модификации выписываются штрафы в том же размере, что и при отсутствии. Стоит отметить, что при погашении в течение 20 суток указанных штрафов не предусмотрена скидка в 50%.

Конкретную сумму санкций начисляет работник ГИБДД в зависимости от обстоятельств. Так, при повторном нарушении сумма штрафа обычно выписывается в максимальном количестве. Избежать штрафных сумм за отсутствие тахографа невозможно, но если авто эксплуатируют для бизнеса, то шофер может продолжать маршрут без карты водителя

Освобождение от штрафов возможно, если карта была потеряна или сломалась во время осуществления движения по маршруту. Но данные обстоятельства шофёру нужно ещё доказать представителю ГИБДД. Следует отметить, что при возникновении такой ситуации водителю в обязательном порядке следует осуществлять записи о маршрутном движении вручную на обратной стороне ленты тахографа.

Цифровой тахограф должен в обязательном порядке быть в промышленном транспорте. Его отсутствие или не отвечающий требованиям закона вид являются причиной для выписки штрафа. Устанавливать и калибровать подобный прибор должен специалист с соответствующими разрешительными документами.


Необходимость в обязательном порядке устанавливать тахограф на коммерческую технику вызвала бурю возмущения. Еще один надзор, еще одна проверка, да еще и за свои собственные деньги никому не понравится. Но как ни возмущайся, а закон приходится соблюдать, чтобы не выкладывать свои кровные еще и на штрафы. И чтобы уменьшить урон (а, возможно, и извлечь пользу) от использования тахографа, нужно разобраться, для чего он нужен, как работает и как с ним правильно обращаться.

Что такое тахограф и для чего он нужен?

Тахограф – автоматическое записывающее устройство, которое фиксирует определенные данные о состоянии транспортного средства. Его по-старинке называют самописцем, хотя современная электроника имеет мало общего с ранними записывающими устройствами.

  • Запись скорости движения транспортного средства.
  • Фиксация пройденного маршрута.
  • Запись режима работы и отдыха водителя, а также других действий, выполняемых им в рабочее время.
  • Хранение данных в зашифрованном, защищенном от редактирования виде.

Для чего нужен тахограф? Прежде всего, его установка призвана уменьшить количество нарушений ПДД и трудового законодательства, и, тем самым, снизить количество аварийных ситуаций, например, связанных с усталостью водителя. Что может быть страшнее, чем короткая фраза “водитель фуры заснул за рулем”?

Кроме того, тахограф позволяет отследить соответствие реального и планируемого маршрута, что может быть немаловажно и для самого владельца транспортного средства. Например, собственник может в режиме реального времени отслеживать маршрут своей машины и выявить отклонение от него. Также он может проконтролировать остановки в пути, отследить, не нарушает ли водитель режим работы, в любой момент видеть, где находится его машина.

И, наконец, тахограф дисциплинирует водителя, ведь он, регистрируя свою персональную карту в начале маршрута, понимает, что любое нарушение правил ложится на его личную ответственность. И в первую очередь именно те правила, которые касаются соблюдения ПДД.

Классификация тахографов

Разновидностей тахографов не так уж много, удачный рабочий вариант пошел в серию и теперь они отличаются друг от друга только расположением кнопок на передней панели. До недавнего времени на транспортные средства устанавливались цифровые и аналоговые тахографы (последние монтировались на место спидометра и имели циферблат круглой формы, а также дисковый накопитель данных). Однако с 2016 года использование аналоговых устройств запрещено. Так что на первое место выходит пригодность современного цифрового устройства для использования в РФ и за ее пределами.

  1. Тахографы, предназначенные для использования только внутри страны и оснащенные модулем СКЗИ.
  2. Также, предназначенные для работы в зарубежных рейсах, работающие по стандарту ЕСТР.

Последние являются обязательным условием для работы в европейских странах, где действуют стандарты ISO. И так же, как и у нас, проверить данные тахографа могут представители надзорных организаций.
Для работы в странах Евросоюза водителям понадобится также особая персональная карта, отличная от образца, принятого в РФ.

Устройство и принцип работы тахографа

На лицевой панели расположены:

  1. Экран и кнопки управления устройством.
  2. Слоты для карт водителей.
  3. Вывод принтера для распечатки отчета.

Кроме этого, тахограф имеет устройство шифрования данных, модуль памяти, встроенный аккумулятор, модем для обмена данными по GPRS, датчик перемещения. Для получения дополнительных данных о состоянии транспортного средства тахограф подключается к бортовой сети автомобиля.

Принцип работы тахографа не слишком сложный.

  1. Перед началом работы водитель регистрирует свою персональную карту (если водителей в рейсе двое, то это делают оба). С момента регистрации идет отсчет его рабочего времени. Карта водителя остается в слоте всё то время, пока он работает. Для защиты от мошеннических действий карты для тахографов СКЗИ защищены ПИН-кодом (европейский стандарт не предусматривает кодовую защиту персональных данных).
  2. Во время движения тахограф считывает и фиксирует следующие данные: скорость движения (и выводит звуковое и текстовое предупреждение, если она превышена), маршрут (определяется по системе ГЛОНАСС), время, которое водитель провел за рулем, соблюдение им интервалов отдыха, остановки для выполнения любых необходимых работ (водитель сам указывает, что именно он делает в данный момент: отдыхает или занимается рабочими вопросами).
  3. Вся информация обрабатывается и шифруется в блоке криптозащиты и фиксируется в модуле памяти. Доступа к изменению информации нет ни у кого. Такой подход к сохранению информации делает данные тахографа серьезным аргументом при решении правовых вопросов, в том числе в судебном порядке.
  4. Для защиты от перебоев электропитания в тахограф встроен собственный аккумулятор, рассчитанный на длительную работу. Он избавит от сбоев даже в случаях поломки в электросети транспортного средства (а также является определенной страховкой от попытки “обнулить” данные, отключив аккумулятор).

Доступ к получению данных имеет владелец транспортного средства, который может видеть всё необходимое в режиме реального времени (передача данных ведется через систему сотовой связи). Также провести контроль могут представители ГИБДД и Ространснадзора, для этого им понадобится специальная карта доступа (карта проверяющего), после чего они могут запросить информацию в виде распечатки на термопринтере.

Что такое СКЗИ (НКМ)?

В отличие от аналогичных устройств, сертифицированных в Евросоюзе, на СКЗИ не устанавливается датчик скорости движения благодаря возможности отслеживания транспортного средства через спутниковую систему.

Срок службы СКЗИ законодательно ограничен: каждые 3 года модуль необходимо менять, обращаясь в специализированный сервисный центр. Все манипуляции, выполняемые с тахографом сертифицированными специалистами, подтверждаются соответствующими документами.

Как правильно пользоваться тахографом?

Использование тахографа не требует каких-либо сверхусилий, разобраться с правилами его эксплуатации может любой человек. Главное, чтобы водители, работающие на транспортном средстве, понимали свою ответственность за соблюдение правил работы. На видео, ниже, подробно описано, как пользоваться устройством.

Таблица с нормами работы и отдыха водителей
1 водитель 2 и более водителей
Норма Допускается
Максимальное время управления без перерыва 4,5 часа 4,5 часа
Минимальное время перерыва 45 минут разделение на интервалы не короче 15 минут 45 минут
Максимальное время управления в сутки 9 часов по 10 часов х 2 дня в неделю >9 часов
Максима время управления в течении недели 56 часов 90 часов в течение любых 2-х недель 56 часов
Минимальное время каждодневного отдыха 11 часов по 9 часов 3 дня в неделю, по 12 час в 2 интервала, один из которых не короче 9 часов в течение 30 час работы каждый водитель должен иметь отдых не менее 9 часов непрерывно
Минимальное время отдыха в неделю 45 часов не менее 24 часа 45 часов

Фиксация времени вождения и отдыха – не просто прихоть, а соблюдение закона: водитель не должен проводить за рулем более 4,5 часов непрерывно и 9 часов в сутки, время обязательного перерыва не менее 15 минут, время ежедневного отдыха в среднем 11 часов. Причина таких требований в том, что усталость накапливается незаметно и так же незаметно снижается концентрация внимания и скорость реакции, а это уже не безопасно.

Зная упрямый характер водителей дальних рейсов, в Европе давно ввели тахографы для контроля в том числе и режима работы и отдыха, что дало отличные результаты по снижению количества ДТП. Да, их тоже заставляют отдыхать.

Установка тахографа

Поскольку тахограф – оборудование для контроля, устанавливать его самостоятельно владелец транспортного средства не может и не имеет права. Этим занимаются специализированные сервисные центры, имеющие лицензию на работу с криптографическими устройствами, выдаваемую Росавтотранс. Там же и подписывают необходимые документы для законного оформления установленного тахографа. Если Вы имеете отношение к такому сервису, то видео, ниже, будет полезно для вас, так как наглядно показывает как правильно устанавливать устройство.

Одна из задач мастера – выбрать для тахографа такое место размещения, чтобы водитель мог работать с ним, не слишком отвлекаясь от дороги (например, просматривать предупреждающие сигналы на экране). Удобство для водителя – основной критерий выбора места установки, и только затем мастер протягивает нужные провода и ставит дополнительные держатели или кронштейны.

После того, как новый тахограф подключен к датчику скорости и электросети, все точки электрических соединений тщательным образом изолируются. После этого можно приступить к активации и настройке тахографа и криптографического модуля. В процесс настройки входит и калибровка устройства для максимальной точности записываемых данных.

Калибровка тахографа

Чтобы не возникало юридических разногласий и сомнений в правильности записей тахографа, сертифицированный специалист проводит его калибровку, после чего вносит необходимые коррективы и заверяет качество работы собственной подписью и печатью. На видео, ниже, наглядно показано, как провести калибровку.

Калибровка включает в себя фиксацию максимально точного времени, проверку работы датчиков, настройку нужных параметров, испытания и пломбировку устройства. Существует определенный порядок действий при калибровке тахографа.

  1. Предварительный осмотр: проверяется целостность корпуса, пломб, отсутствие видимых повреждений (любых).
  2. На стенде проверяется работа всех электроцепей и датчиков тахографа.
  3. Специалист осматривает транспортное средство, правильность установки тахографа.
  4. С доступом от сервисной карты производится первичное программирование устройства.
  5. Дорожные испытания включают в себя контроль правильной регистрации времени, скорости, пройденного расстояния и маршрута транспортного средства. Погрешности замеряются, вносятся в память устройства.
  6. Специалист пломбирует корпус и выдает на руки владельцу ТС документы о проведенной работе.

Какие транспортные средства подлежат оснащению тахографами?

Первый и главный принцип этого закона: тахограф ставится на транспортные средства, используемые в коммерческих целях и отслеживает именно периоды использования этого транспорта для бизнеса. Если предприниматель пользуется своим автобусом и в личных, и в бизнес-целях, он может поставить тахограф с функцией отключения. Но при этом заплатить огромный штраф, если будет перевозить грузы с выключенным тахографом.

Категории транспортных средств, на которые тахограф ставится в обязательном порядке:

  1. Грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы (независимо от класса опасности).
  2. Краны-манипуляторы и самосвалы.
  3. Автобусы на 8 и более пассажирских мест, не считая водителя, в том числе частные грузоперевозки на городских и пригородных маршрутах (категория М2, М3).
  4. Любые грузовики массой более 3,5 т (категория N2, N3).

На транспортные средства и спецтехнику, принадлежащие военным, силовым структурам, коммунальным предприятиям тахографы не ставятся.

Проверка устройства контролирующими органами

Проверку наличия тахографа, его работоспособности и правильной эксплуатации, а также снятие показаний могут проводить контролирующие органы. В настоящее время проверять крупногабаритный транспорт имеют право сотрудники ДПС и Ространснадзора, причем как в совместных рабочих группах, так и по отдельности. Снятие показаний может проводиться в пунктах весогабаритного контроля либо просто на трассе.

В стандартную проверку входит:

  1. Осмотр тахографа на предмет повреждений, целостности пломб, следов взлома.
  2. Получение данных о рейсе с помощью карты контролера: проверка корректного использования карт водителя, соблюдение интервалов времени за рулем и отдыхом, контроль даты последней проверки.
  3. Все необходимые данные проверяющий получает на распечатке, поэтому водитель обязан иметь пару рулонов чековой ленты в салоне автомобиля.

Сколько раз транспортное средство остановят во время рейса? Никто этого не знает и знать не может, так что к любым неприятностям лучше приготовиться заранее.

Карта тахографа и ее назначение

Для любого доступа к введению или считыванию информации с тахографа необходим определенный уровень доступа. Например, владелец транспортного средства может в режиме реального времени получать информацию, но не влиять на нее. Водитель может вносить данные во время рейса, а проверяющий – только считывать их. Для входа в систему тахографа под своим уровнем доступа и используются специальные карты. Основная из них – карта водителя.

Перед началом рейса водитель вставляет свою персональную карту в слот тахографа, регистрируясь на данном транспортном средстве. Использование чужих карт является серьезным правонарушением, влекущим за собой большие штрафы.

Виды карт водителя:

    Карта для работы с тахографами по стандарту ЕСТР.

Водитель может получить такие карты, какие ему необходимо для работы, но только по одной каждого вида. На картах указывается вся необходимая информация: паспортные данные водителя, его фото, срок действия и индивидуальный номер карты.

Срок действия карты водителя – 3 года, после чего ее нужно переоформлять заново. На картах, предназначенных для тахографа СКЗИ установлен ПИН-код, который водитель вводит при регистрации своей карты в системе.

Штрафы за нарушения

За нарушения, связанные с тахографом (его отсутствие, неисправность, некорректное использование персональных карт водителя, попытки изменить данные) ответственность несет и водитель, нарушивший закон, и его непосредственный руководитель, и владелец транспортного средства. Также нарушением считается отказ (или невозможность) распечатать информацию по требованию проверяющего. Именно поэтому пара рулонов термобумаги совсем не будут лишними в дороге.

Таблица штрафов за неустановленный/неработающий/несоответствующий законодательству тахограф
Ответственное лицо Было Стало
Водитель от 1 000 до 3 000 рублей от 3 000 до 5 000 рублей
Должностное лицо от 5 000 до 10 000 рублей от 7 000 до 10 000 рублей
Юридическое лицо и ИП от 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Размеры штрафов зависят от степени ответственности нарушителя. Так, минимальная степень ответственности лежит на водителе, который был непосредственно за рулем в момент проверки и выявления правонарушения. Руководитель (должностное лицо), чье распоряжение или халатность привели к нарушению законодательства, понесет большую штрафную нагрузку. Что касается собственника транспортного средства (юридического лица), штрафные санкции для него повышаются в разы.

Таблица штрафов за несоблюдение режима труда и отдыха водителей
Ответственное лицо Было Стало
Водитель от 1 000 до 3 000 рублей от 3 000 до 5 000 рублей
Должностное лицо от 7 000 до 10 000 рублей
Юридическое лицо и ИП от 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Так, за любые нарушения в работе тахографа штраф для водителей составляет от 1 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 5 до 10 тысяч, а для собственника – от 20 до 50 тысяч рублей или приостановление предпринимательской деятельности до 90 суток.

Несоблюдение водителем режима труда и отдыха до недавнего времени считалось его персональным “проколом” и наказывалось штрафом. Теперь же ответственность будут нести и водитель, и руководитель, и собственник, причем суммы штрафов такие же, как и за неполадки с тахографом.

Заключение

По сути, всё, что законодательство требует от водителей и руководителей бизнеса, это соблюдение правил безопасности, открытое ведение бизнеса и персональная ответственность за правонарушения. Тахограф – это инструмент контроля, позволяющий выявить нарушения дисциплины, которые могут повредить в первую очередь самому водителю тяжелого транспорта.


Напомню читателям, что начиная с 2014 года не утихают споры об обязательности требований пресловутого приказа Минтранса №36, который ввел понятие СКЗИ в тахографе и обязал перевозчиков без явной необходимости сменить одни тахографы на другие. Были суды, в том числе и заседание Верховного суда, который установил законность приказа Минтранса № 36, но обошёл стороной обязательность наличия блока СКЗИ в тахографе. При этом точки расставлены не были и определенности больше не стало.

    В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы (п. 7, статьи 3).

Трудно переоценить факт появления такого Федерального Закона. Этот закон имеет огромное значение в большинстве областей предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.


Так БЫЛО. И так считали контролеры, ну и требовали соответственно. А что же изменилось после 1 января 2021 года? А изменилось следующее. В первую очередь изменился приказ Минтранса № 36. Ну как изменился, скорее заместился приказом Минтранса № 440 от 28.10.2020 (Приказ Минтранса №36 был признан утратившим силу с 31 декабря 2021 года), который по тексту, практически повторяет предшественника, и который вступил в силу 1 января 2021 года. Таким образом, приказ Минтранса № 440 Об утверждении требований к тахографам, с 1 января 2021 года предъявляет требования к тахографам, процессам их производства, монтажа, наладки (настройки, активации) и использования/эксплуатации, а значит, требует и наличие в тахографе СКЗИ.


А вот почему Минтранс продолжает уже явно незаконными способами навязывать блок СКЗИ – это уже вопрос не к нам, а скорее к прокуратуре и другим следственным органам (очень надеемся, что они наконец то обратят свое внимание на этот факт), но это выходит за рамки этой статьи.

Для тех кто сомневается и опасается действий контролеров, Федеральный закон № 247 приготовил еще один подарок в виде норм, установленных пунктом 7 статьи 3:

В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований (в нашем случае требования к конструкции тахографа в части отсутствия СКЗИ, пункт 65 приложения 10 ТР ТС 018/2011 и требования приказа Минтранса 440 о наличии СКЗИ в тахографе) в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования (в нашем случае тахограф), установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы (здесь, конечно, приказ Минтранса значительно ниже чем ТР ТС 018/2011, но все же если предположить равенство, желающих это сделать будет не мало), лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

Таким образом, лицо, использующее тахограф без СКЗИ, но имеющий сертификат соответствия ТР ТС 018/2011 и метрологическую поверку (например, такие как тахографы международного образца – ЕСТР), не может быть привлечено к ответственности, потому как оно добросовестно выполнило одно из обязательных требований.

Теперь, даже очень осмотрительным и несмелым перевозчикам не требуется тратить свои или бюджетные деньги за установку тахографов СКЗИ или периодическую замену СКЗИ, а также менять тахографы ЕСТР, которыми оборудованы практически все иномарки европейского производства с допустимой максимальной массой более 12 тонн и таким образом вносить не законные изменения конструкции транспортного средства.

Читайте также: