Как правильно осуществлять выбивание мяча в волейболе

Обновлено: 02.07.2024

Современный волейбол – это сложный вид спорта, требующий от спортсмена атлетической подготовки и совершенного владения технико-тактическими навыками игры. И это при условии, что на таких занятиях все получают истинное удовольствие. Специфика волейбола – выполнение приемов в одно касание, ограниченное количество ударов по мячу, быстрая смена ситуаций, необходимость взаимодействие игроков, сравнительно небольшая площадка для игры.

Технику волейбола составляют специальные приемы, которые волейболисты применяют в ходе игры. Основные приемы техники следующие: перемещения, подачи, прием мяча, передача мяча, нападающие удары, блокирование. Каждый прием допускает несколько способов его выполнения с учетом конкретных ситуаций. Когда игроки принимают мяч от противника или игрока по команде, принято говорить о технике приема мяча.

Когда мяч направляется партнеру по команде для последующей атаки, говорят о технике передачи мяча. Однако прием и передача мяча тесно связаны между собой и не отличаются друг от друга принципиально, как, например, нападающий удар и блокирование. По сути прием и передача – единое действие, суть которого – изменить направление полета мяча на такое, которое обеспечит максимальную вероятность выигрыша очка.

Техника приемов мяча в волейболе

От успешного освоения верхнего приема во многом зависит обучение волейболу вообще. Изучение верхнего приема начинается с первых занятий и совершенствуется на всех последующих, за исключением занятий по общей физической подготовке. Верхний прием мяча двумя руками представляет собой основной технический прием волейбола. Не овладев техникой верхнего приема, невозможно добиться сколько-нибудь значительных успехов в игре. На рисунке ниже показаны основные положения волейболиста при верхнем приеме мяча (рис. 1).


Рисунок 1 – Верхний прием мяча двумя руками

Основой правильного выполнения приема является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения:

1. Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога впереди.

2. Туловище находится в вертикальном положении.

3. Руки вынесены вперед-вверх и согнуты в локтях.

Собственно обработка мяча:

– руки соприкасаются с мячом на уровне лица над головой;

– кисти находятся в положении тыльного сгибания;

– пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно охватывают мяч, образуя своеобразную воронку (положения б, в на рисунке);

– основная нагрузка при передаче падает преимущественно на указательные и средние пальцы;

– ноги и руки выпрямляются;

– разгибанием в лучезапястных суставах и эластичным движением пальцев, мячу придается нужное направление (положения г, д на рисунке).

В зависимости от полета мяча верхний прием может выполняется в средней или низкой стойках.

Прием мяча снизу двумя руками. По времени обучения прием мяча снизу уступает обучению верхней передаче, однако это не менее важный элемент в подготовке волейболистов. Прием снизу применяется в случаях, когда принять мяч сверху уже нельзя, например, у самой сетки или когда остается одно касание, а игрок движется к мячу, находясь спиной к сетке (рис. 2).





Рисунок 2 – Прием мяча снизу двумя руками

На рисунке показано, как правильно выполнять прием мяча снизу. Игрок выбегает к месту прима мяча. Одна нога (положение а) выставляется вперед с целью остановить движение тела по инерции, руки уже готовы для приема мяча. Вес тела переходит на впереди стоящую ногу, руки выпрямлены, кисти сомкнуты (положения б, в).

В момент приема, руки выпрямлены в локтевых суставах, кисти слегка опущены вниз, точка касания мяча приходится на предплечья у лучезапястных суставов. При приеме мяча на кисти (кулаки) трудно добиться точности полета мяча. В момент касания руки не должны сгибаться в локтях.

Прием мяча сверху двумя руками с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину (рис. 3).


Рисунок 3 – Прием мяча сверху с падением

Когда игрок не может выполнить прием мяча сверху в низкой стойке, он выполняет его с последующим падением. На рисунке выше изображены основы техники приема мяча сверху с падением. После перемещения к точке приема, делается выпад по направлению к мячу. Вес тела переносится на ногу, которой был сделан выпад. Падение происходит в сторону выпада, при резком подведении плеч под мяч, падение может произойти на ягодицы с перекатом через спину.

Падение при этом приеме, неизбежно т.к. центр тяжести тела находится за точкой опоры.

Прием мяча снизу одной рукой с падением. Этот способ применяется, для того, чтобы достать далекий мяч, когда невозможно выполнить прием предыдущими способами. Этот прием схож по структуре с предыдущим, поэтому освоить его довольно просто.

На рисунке ниже показана техника приема мяча снизу одной рукой с падением. Прием выполняется одноименной со стороной выпада рукой. Удар производится кистью с согнутыми пальцами (рис. 4).


Рисунок 4 – Прием мяча снизу одной рукой с падением

Профессиональные волейболисты после приема мяча с падением делают группировку и перекат через плечо, сразу занимая удобное положение для игры. Для новичков это достаточно трудно, поэтому после приема мяча им просто необходимо постараться быстрее встать на ноги.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Техника владения мячом в волейболе

Спортивная игра с мячом двух команд по шесть человек в каждой. Игроки одной команды направляют мяч через натянутую над площадкой сетку на сторону другой команды так, чтобы он коснулся площадки в ее границах или был отбит соперником с нарушением правил игры.

В 1895 г. в одном из колледжей США доктор Уильяме Морган придумал новую игру. Назвал ее "волейбол", что дословно значит "мяч в воздухе" (летающий мяч). В 1897 г. тот же Уильяме Морган предложил ввести правила игры. В ту пору они совсем не были похожи на современные.

В 1922 г в Бруклине состоялись первые официальные соревнования по волейболу. После этого события волейбол включили в программу VIII Олимпийских игр, но МОК отклонил это предложение из-за недостаточного количества стран-участниц. Волейбол постепенно набирал силы. Совершенствовались и уточнялись правила, число игроков ограничилось до 6 человек, размер поля 9x18 м, сетку стали устанавливать на высоте 243 см, игра велась до 15 очков (с учетом перевеса в два очка). Матч игрался из трех сетов, а для победы необходимо было выиграть два из них.

В 1934 г. была организована первая международная комиссия по волейболу, в которую вошли 13 европейских и 4 азиатских стран.

В 1964 г. волейбол наконец включают в программу Олимпийских игр в столице Японии Токио.

Техника игры — это комплекс специальных приемов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых ситуациях волейболист должен владеть широким кругом технических приемов и способов, эффективно использовать их в игре. Техника игры приобретает ведущее значение, поскольку подвергается оценке судьи, и тем самым непосредственно влияет на результат.

Технический прием — это система рациональных движений, сходных по структуре и направленных на решение однотипных задач. Каждый технический прием включает способы действий, которые отличаются друг от друга деталями выполнения движения.

Структура отдельных технических приемов в волейболе, кажется, довольно простой, но ее эффективное применение в игре связано с определенными трудностями:

– малая площадь соприкосновения с мячом усложняет достижение точности выполнения приема;

– три касания мяча требуют высокой точности исполнения и целенаправленности.

Поэтому овладение рациональной техникой игры – главная задача технической подготовки волейболистов.

Простые технические действия (приемы, передача)

Техники приёма мяча

В волейболе используются следующие основные техники приёма мяча:

Приём мяча сверху двумя руками

Принцип верхней передачи мяча состоит в действиях:

Исходная позиция — стоя ровно, на присогнутых ногах, с вынесенными вперёд и вверх руками, согнутыми в локтях.

Во время приёма мяча кисти поворачиваются ладонями вверх, пальцами друг к другу.

Приём мяча снизу двумя руками

Приём мяча снизу осуществляется тогда, когда он летит настолько низко, что верхней передачей его не получится принять.

Техника нижнего приёма мяча двумя руками выполняется следующим образом:

Волейболист перемещается к месту приёма мяча, присев на одно колено и выставив вторую ногу вперёд для торможения. Вес тела переносится вперёд, на стоящую ногу. Руки направлены параллельно полу и сомкнуты кистями, большие пальцы плотно прижаты друг к другу.

Приём мяча одной рукой снизу с последующим падением

Способ применяется для того, чтобы принять далёкий мяч, если никаким другим способом уже не достать.

Техника выполнения приёма:

Игрок делает выпад в сторону, с которой летит мяч. При этом выставляется вперёд нога, которая находится со стоны мяча.

Рука отводится назад и готовится к приёму мяча кистью с согнутыми пальцами.

После удара производится падение в сторону выпада. Плечи подворачиваются, и осуществляется перекат через плечо.

Приём мяча сверху двумя руками с последующим падением на спину

Применяется чаще всего, когда игрок не успевает принять мяч двумя руками сверху. Техника исполнения приёма:

Исходная позиция схожа с предыдущим способом: игрок перемещается ближе к мячу и делает выпад одной ногой в направлении мяча.

Руки готовятся принять мяч, по технике приёма двумя руками.

После приёма мяча равновесие неизбежно смещается назад, поэтому совершается падение назад на ягодицы с перекатом на спину.

Передачи.

Передача — технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. Существует два способа выполнения передачи (двумя руками сверху и одной рукой сверху) и несколько разновидностей.

Передача двумя руками сверху. Перед выполнением передачи игрок принимает стойку готовности: одна нога впереди другой, опора на впереди — стоящую ногу. Если от партнера ожидается передач с левой стороны, впереди ставят правую ногу, и наоборот. Перемещаются к предполагаемому месту встречи с мячом шагом или бегом. Здесь важны быстрый старт, быстрое наращивание скорости движения на первой трети пути и постепенное торможение для точного выбора места встречи с мячом. Последний шаг выполняют как стопорящий; стопы целесообразно ставить на одном уровне, параллельно друг Другу, — это помогает точнее адресовать мяч при передаче. В исходном положении ноги согнуты в коленях, руки согнуты в локтях и подняты; кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились примерно на уровне бровей. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник, через который игрок наблюдает за приближающимся мячом.

Передачу в прыжке выполняют в том случае, когда мяч летит высоко из-за игрока. Разбег и прыжок осуществляют так же, как при нападающем ударе. Во время взлета руки выносят так, чтобы кисти были над головой игрока несколько выше, чем при выполнении обычного варианта передачи.

Передача одной рукой сверху . Ее выполняют только в прыжке и как укороченную. Ударное движение выполняют активным разгибанием руки в локтевом суставе, в плечевом суставе движение минимально. Удар по мячу толчкообразен, резкий, без сопровождения; пальцы обхватывают мяч.

В современной игре передача — важнейший элемент нападения, связывающий действия защиты непосредственно с атакой. Главная техническая задача здесь — обеспечить наилучшее условия для действий атакующего игрока при выполнении им нападающих ударов, используя при этом передачи точные, скоростные, чередуя их по направлению, длине, высоте, выполняя отвлекающие действия.

2. Сложные технические действия (подачи, нападающий удар)

Подачи

Подача — технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру. Несмотря на различия в технике отдельных способов подач движения при их выполнении имеют ряд общих закономерностей. Перед выполнением подачи игрок принимает устойчивую стойку, левую ногу ставит впереди правой на расстоянии шага. Ноги, согнутые в коленях, располагает примерно на ширине плеч. При этом тело имеет угол поворота относительно фронтальной оси до 45, левое плечо находится впереди правого — это играет существенную роль в последующем ударном движении. При нижних подачах туловище слегка наклонено вперед, при верхних — расположено вертикально. Вес тела равномерно распределен на обе ноги, ОЦТ тела игрока проецируется на середину площади опоры. Левая рука согнута в локтевом суставе и вынесена вперед так, чтобы локоть был отведен от туловища, а кисть находилась на уровне носка левой ноги. Мяч лежит на ладони. Правая рука готовится к замаху. Важнейшая деталь техники подачи — подбрасывание мяча. Замах осуществляют рукой назад в плоскости будущего ударного движения, при этом правое плечо отводят еще дальше назад. Одновременно с замахом игрок переносит вес тела на стоящую сзади ногу — проекция ОЦТ тела смещается к задней границе опоры. Обе ноги сгибают в коленях, стоящую сзади — несколько больше. Затем следует небольшая пауза. В основной фазе игрок выполняет встречное ударное движение, которое начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси и выведения вперед правого плеча. Несколько позже в работу включают ноги; разгибаясь в коленях, они поднимают тело игрока вверх, несколько продвигают его вперед и совместно с движением поворота создают начальную скорость движения бьющей руки. Затем включают правую руку: маховым движением выводят к месту встречи с мячом. Одновременно с выведением руки вес тела переносят на стоящую впереди ногу — проекция ОЦТ тела смещается к передней границе опоры. Удар по мячу наносят напряженной кистью так, чтобы мяч дальше двигался вперед и вверх. Пальцы должны обхватывать мяч и удерживать его от соскальзывания, кисть и предплечье в момент удара составляют единый рычаг. Движения подбрасывания мяча, замаха и удара определенным образом сочетаются по времени выполнения.

Существуют пять способов выполнения подачи.

Нижняя прямая подача . Здесь удар по мячу наносят ниже оси плечевого сустава, когда игрок стоит лицом (прямо) к сетке. Подбрасывают мяч на высоту до 0,5 м впереди над головой. Замах выполняют назад и несколько вверх в плоскости, перпендикулярной опоре. Удар осуществляют маховым движением правой рукой сзади-вниз-вперед на уровне пояса и наносят по мячу снизу-сзади. После удара руку вытягивают в направлении подачи и затем фиксируют в таком положении.

Нижняя боковая подача. Удар по мячу наносят ниже оси плечевого сустава, стоя боком к сетке. Существуют два варианта выполнения этой подачи. В обычном варианте замах производят в направлении вниз-назад в плоскости, наклонной в опоре примерно под углом 45. Правое плечо при этом отводят назад и опускают. Удар осуществляют маховым движением правой рукой сзади-вправо-вперед, ее выводят под мяч так, чтобы место удара находилось примерно на уровне пояса. Ударяют по мячу напряженной согнутой кистью снизу-сбоку. После удара осуществляют сопровождающее движение, вытягивая руку в направлении подачи и фиксируя ее в таком положении.

Верхняя прямая подача . Удар по мячу наносят выше оси плечевого сустава, стоя лицом к сетке (прямо). Мяч подбрасывают почти над головой и несколько впереди на высоту до 1,5 м. Замах выполняют вверх-назад, руку поднимают и отводят согнутой в локте за голову. Угол сгибания в локтевом суставе (плечо — предплечье) не должен быть меньше 90. Одновременно с замахом прогибаются в грудном и поясничном отделах, правое плечо отводят назад. При ударном движении правую руку разгибают в локтевом суставе, поднимают и маховым движением выносят вверх, правое плечо поднимают вверх. Продолжая маховое движение, игрок выводит руку к месту встречи с мячом несколько впереди себя (угол наклона вытянутой руки — примерно 80). Удар выполняют сзади и несколько снизу, чтобы мяч двигался вперед и вверх.

Верхняя боковая подача. Удар по мячу наносят выше оси плечевого сустава, стоя боком к сетке. Подбрасывают мяч на высоту до 1,5 м так, чтобы он находился почти над головой. Замах выполняют вниз-назад, значительно опуская правое плечо и сгибая правую ногу при переносе веса тела назад. В ударном движении правую махом выносят по дуге сзади-вверх; при этом правое плечо поднимают вверх, оставляя левое в том же положении. Продолжая движение рукой вперед, игрок ударяет кистью по мячу несколько впереди себя (угол наклона вытянутой руки около 800) сзади и несколько снизу так, чтобы после удара мяч двигался вперед и вверх.

Варианты подач как проявление особенностей при их тактической реализации определяются параметрами результирующей траектории: высотой траектории полета мяча (высокая, обычная), особенностями полета (с вращением, без вращения) и т.д. В современной игре подача может использоваться как средство активного нападения. Тактической задачей в таких случаях является непосредственный выигрыш очка или затруднение тактических действий соперника, выполнение при этом точных, скоростных, планирующих подач.

Нападающие удары

Нападающий удар — технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки. Выделяются два способа (прямой и боковой) и несколько разновидностей.

Прямой нападающий удар . При прямом нападающем ударе ударное движение выполняют в сагиттальной плоскости. Начальное положение аналогично стойке при выполнении передачи. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок в замах. Разбег служит для достижения достаточной горизонтальной скорости движения и его максимального использования для прыжка. Длина разбега — 2-4 м (как правило, три шага). Первый шаг относительно небольшой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего направления разбега. Второй шаг корректирует направление разбега.

Длина шага увеличена, времени на его выполнение тратится меньше, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка.

Длина шага небольшая; ОЦТ тела значительно снижается, скорость движения еще больше возрастает. Последний шаг обычно выполняют скачком (напрыгивающий): ногу (обычно правую) выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разгибания. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем шаге игрок отталкивается от опоры и через небольшой промежуток времени подставляет ее к правой.

Скорость движения руки увеличивается плавно, к моменту удара она должна быть наибольшей. Эффективными при ударе могут быть: опускание подбородка, оно позволяет использовать эффект шейно-тонических рефлексов, при которых в этом положении напрягаются группы мышц передней поверхности туловища игрока; выдох во время удара, что способствует более быстрому его выполнению, так как ряд мышц отвлекается от функций дыхания. После выполнения удара игрок приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях.

Боковой нападающий удар. В современной игре боковые нападающие удары сравнительно редки. Разбег принципиально не отличается от разбега при прямом нападающем ударе, только выполняют его под более острым углом к сетке, а иногда параллельно ей.

Отталкивание также аналогично описанному. Во время взлета выполняют замах по типу замаха при верхней боковой подаче: руку отводят вниз-в сторону, левую руку поднимают вверх, туловище наклоняют в сторону бьющей руки. Ударное движение выполняют аналогично движению при верхней боковой подаче. По окончании удара игрок приземляется на обе ноги

В современной игре нападающие удары — основное средство атаки, позволяющее выиграть очко или право на подачу. Общей тактической задачей в этом случае является достижение выигрыша с помощью нападающих ударов, точных, скоростных, специфических для борьбы с блоком соперника.

Список литературы и Интернет ресурсов

Беляев А. В., Булыкина Л. В. Волейбол: теория и методика тренировки; ТВТ Дивизион - Москва, 2011.

Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя.— М.: Просвещение, 2000

Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2005.

выполняйте нападающий удар правильно технически.

Удар в большей степени, чем другие технические элементы волейбола, зависит от таких физических качеств игрока, как рост, прыгучесть, быстрота, координация движений, сила и ловкость. Влияние всех этих специфических качеств трудно учесть при описании приема. Поэтому остановлюсь только на основных моментах практического характера.

Нападающий удар в волейболе

Во время прыжка энергичное маховое движение обеими руками способствует взлету. Сразу же после этого волейболист отводит бьющую руку назад. С замахом нельзя опаздывать. Особенно при короткой передаче, когда мяч появляется над сеткой низко и неожиданно. Чуть опоздаете вынести руку для удара, и придется бить низко над сеткой, ограничивая себе выбор направления и характер удара.

Сам удар по мячу должен быть максимально резким, быстрым. Не следует рукой и кистью сопровождать мяч. Подбирая материалы по технике нападающего удара, я ловил в объектив фотоаппарата момент удара по мячу, когда атаковали Константин Рева, Нил Фасахов, Виталий Коваленко. Снимал я при выдержке в одну двухсотую секунды, и все же движение предплечий этих мастеров и особенно кистей получалось на фото смазанным. Настолько быстротечен у этих игроков процесс удара! Пришлось фотоаппарат сменить на кинокамеру со скоростью съемки 64 кадра в секунду.

Теперь о боковом нападающем ударе , то есть об ударе крюком. В игре зачастую возникают ситуации, когда атаковать прямым ударом невозможно. Представьте себе: нападающий только что ставил блок и не успел отойти от сетки. В этот момент ему адресуется вторая передача. Мяч не долетает до сетки, и игрок оказывается между мячом и сеткой. Здесь волейболиста может выручить только боковой удар.

При втором варианте нападающий, прыгая, несколько отклоняется в сторону, противоположную направлению предполагаемого удара. Бьющая рука при этом идет вниз, а сам замах является как бы продолжением наклона корпуса. Затем волейболист энергично выпрямляется, кисть руки по дуге посылает к мячу. Другую руку в это время двигает по-иному — сначала вверх, а потом, помогая выпрямлению корпуса, вниз. Движения рук, туловища и направление удара — все это в одной плоскости. Большой специалист такого удара— мастер спорта Герман Смольянинов.

Рассказанное мною выглядит, конечно, схематично. Ведь биомеханика нападающего удара — предмет специальной большой темы. Рассчитывать на то, что новичку на первых же порах игры у сетки удастся технически грамотно осущеставлять нападающие удары, было бы наивным. Путь к мастерству атаки трудный и долгий. Этот путь пролегает через годы тренировок, упорства, трудолюбия. Не гонитесь с первых занятий за силой удара — со временем она придет. Самое важное — понять и усвоить механизм движений, научиться технически правильно их исполнять. Перед каждым ударом на тренировке заранее определяйте его направление. Тогда и в игре легче станет находить наиболее целесообразное для каждой игровой ситуации решение.

Нападающий удар в волейболе

Нападающий удар в волейболе

Осваивая технику нападающего удара, упражняйтесь у стенки: удар в пол — отскок от стены — с лету, снова удар в пол. Такое упражнение очень полезно. Волейболист быстрее уясняет структуру движения при ударе, сам определяет правильность положения руки, добивается стабильной точности попадания по мячу кистью. Наши лучшие нападающие Коваленко, Фасахов, Сибиряков, Качарава и другие неизменно включали в свою тренировку это простое, но весьма эффективное упражнение.

Тактика игры в нападении — атаковать ли с первых передач или с распасовки выходящим вперед тыловым игроком, после простой раскидки мяча у сетки или путем сложной комбинации — определяется для себя каждой конкретной командой. Тренер вместе с игроками настойчиво наигрывает наиболее выгодные для команды варианты атак.

Молодежь зачастую слепо копирует игру ведущих команд. Простое подражание редко себя оправдывает. Во-первых, копия всегда бледнее оригинала, а во-вторых, желание подражать тактике первоклассных команд зачастую не подкрепляется достаточно высокой технической оснащенностью, а потому и не дает хороших плодов.

Так я начал учиться делать нападающий удар прямой рукой. Это было то, что надо. И сейчас — в который раз! — я мысленно благодарю своих умных наставников.

pravila-voleibola

Правила игры в волейболе, предлагаемые в статье, являются сокращенным вариантом официальных правил классического волейбола и содержат основные пункты, достаточные для ведения полноценной игры, а также для проведения большинства соревнований на любительском уровне.

Содержание

Размеры волейбольной площадки и высота волейбольной сетки

pravila-voleibola

Игра проводится на прямоугольной площадке размером 18 х 9 м. (см. рисунок 1). Посередине проходит средняя линия, на расстоянии 3 м от нее, с двух сторон – линии атаки, которые разделяют половины площадки на переднюю и заднюю зоны. Перед лицевой линией находится зона подачи, которая ограничена по бокам двумя короткими линиями, нанесенными на продолжении боковых линий.

pravila-voleibola

Сетка устанавливается в середине площадки, над средней линией (см. рисунок 2). Высота волейбольной сетки: для мужчин – 2,43 м, для женщин – 2,24 м. Над боковыми линиями устанавливаются ограничительные антенны (пластиковые стержни, длиной 1,8 м), которые возвышаются над сеткой на 0,8 м (об их назначении – далее).

Состав команды и замены

В игре могут принимать участие до 14 человек, но на площадке могут находиться одновременно только 6 игроков. Остальные игроки – запасные.

В процессе игры разрешается производить замены игроков: в одной партии разрешается сделать 6 прямых замен и 6 обратных. Что это значит?

Если, к примеру, запасной игрок 1 поменял игрока 2, который был на площадке, то это прямая замена. Если в дальнейшем они поменяются обратно, то это будет обратная замена, причем игрок 2 (который теперь запасной) может менять только игрока 1, и никакого другого. После обратной замены эта пара игроков (1 и 2) до конца партии в заменах уже участвовать не могут.

Точно так же в заменах могут участвовать и другие 5 пар игроков. Таким образом и получается, что за партию разрешается сделать 6 прямых и 6 обратных замен. Причем замены можно делать как последовательно, по очереди, так и одновременно (хоть 6 игроков сразу).

Замены должны производиться с разрешения судьи и через зону замены (зона между лицевой линией и линией атаки).

Формат игры

Выигрыш сета и матча

Цель игры – заставить мяч упасть (коснуться площадки) на стороне противника, или заставить противника нарушить правила. В этом случае команда получает очко.

Команда выигрывает сет (партию), если набирает 25 очков (за исключением решающей 5-ой партии), с преимуществом минимум в 2 очка. При равном счете 24:24 игра продолжается до достижения какой-либо командой преимущества в 2 очка (26:24, 27:25 и т.д.).

Сколько сетов в волейболе? Победителем матча становится команда, которая выигрывает три сета. При равном счете по партиям 2:2, играется решающая, пятая партия, до 15 очков, с минимальным преимуществом в 2 очка.

Таким образом, счет в матче может быть: 3:0, 3:1 или 3:2.

Жеребьевка

Перед матчем судья проводит с капитанами команд жеребьевку, для определения команды, которая будет подавать первой и определения сторон площадки в первой партии. Во второй партии право подачи переходит к другой команде и команды меняются сторонами. Такая же смена происходит в третьей и четвертой партиях. Если играется пятая партия, то жеребьевка должна быть проведена снова.

Победитель жеребьевки выбирает один из трех вариантов:

право подавать подачу,

право принимать подачу,

сторону игровой площадки.

Проигравший жеребьевку принимает (выбирает) оставшийся вариант. Например, если победитель выбрал прием подачи (значит, подавать будет проигравший), то проигравший может выбрать сторону игровой площадки. Если победитель выбрал сторону площадки, то проигравший может выбрать либо подачу, либо ее прием.

Позиции в волейболе и правило перехода

pravila-voleibola

В начале каждой партии на площадку выходят 6 игроков и занимают определенные позиции. Это называется стартовой расстановкой. Позиции пронумерованы следующим образом (см. рисунок 3).

Три игрока вдоль сетки являются игроками передней линии и занимают позиции: 2 (передний правый), 3 (передний центральный) и 4 (передний левый). Остальные игроки являются игроками задней линии, их позиции: 1 – зона подачи (задний правый), 6 (задний центральный) и 5 (задний левый).

Игра начинается вводом мяча в игру при помощи подачи. В момент удара при подаче, в начале игры, все игроки на обеих сторонах площадки должны занимать позиции, соответствующие стартовой расстановке (кроме подающего игрока, который может занимать любую позицию за лицевой линией, в пределах зоны подачи). Это называется правилом расстановки. После удара на подаче игроки обеих команд могут перемещаться повсюду и занимать любое место на своей площадке и в свободной зоне (вся остальная площадь зала).

Если в момент подачи игроки (игрок) находится не в своей правильной позиции, то судьей фиксируется ошибка в расстановке и команда проигрывает очко.

Когда принимающая мяч команда получает право подавать, ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке (см. рисунок 3).

Например, подает команда 1. Команда 2 принимает мяч и совершает ошибку. В результате команда 1 выигрывает очко и все игроки в обеих командах остаются на своих местах. Команда 1 продолжает подавать. Команда 2 принимает мяч, разыгрывает и атакующим ударом перебивает его на сторону противника, добивая мяч до пола. В результате команда 2 выигрывает очко, получает право на подачу и все игроки команды 2 переходят на одну позицию по часовой стрелке: игрок зоны 2 переходит в зону 1, на подачу, игрок зоны 1 переходит в зону 6, игрок зоны 6 – в зону 5 и т.д. При этом игроки команды 1 остаются на своих местах до тех пор, пока не выиграют очко и вместе с ним право на подачу.

Более подробно о правилах расстановки можно прочитать здесь.

Перерывы и интервалы

Перерыв – это время между состоявшимся розыгрышем и свистком судьи для следующей подачи. Перерывами являются тайм-ауты и замены, которые запрашиваются тренером (в отсутствии тренера – капитаном команды) у судьи, когда мяч находится вне игры и до свистка судьи на подачу.

В каждой партии команда имеет право на 2 тайм-аута (перерыва), длительностью 30 секунд, а также на 6 прямых и 6 обратных замен (про замены см. здесь).

Интервал – это время между партиями. Все интервалы длятся три минуты.

Игровые действия

Мяч в игре

pravila-voleibola

Мяч, посланный на площадку соперника, должен пройти над сеткой в пределах площади перехода. Площадь перехода – это часть вертикальной плоскости сетки, ограниченная следующим образом (см. рисунок 4):

снизу – верхним краем сетки;

по бокам – антеннами и их воображаемым продолжением;

все части мяча, который контактирует с полом, находятся полностью за ограничительными линиями разметки;

он касается предмета за пределами площадки, потолка или не участвующего в игре человека;

он касается ограничительных антенн (см. рисунок 2), шнуров, стоек;

он пересекает вертикальную плоскость сетки частично или полностью за пределами площади перехода;

он полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой (см. рисунок 4).

При пересечении сетки мяч может касаться ее.

Мяч, попавший в сетку, может быть оставлен в игре, если не превышен лимит трех ударов команды (про лимит трех ударов см. здесь).

Удары команды

Ударом называется любой контакт игрока с мячом во время игры.

Один игрок не может ударить мяч два раза подряд.

Характеристики удара

Мяч может касаться любой части тела.

Мяч не должен быть схвачен и/или брошен.

Мяч может касаться различных частей тела, при условии, что касания происходят одновременно. Исключения:

при блокировании последовательные касания могут быть совершены одним игроком или несколькими игроками, при условии, что касания происходят во время одного действия;

при первом ударе команды мяч может касаться различных частей тела последовательно, при условии, что эти касания происходят во время одного действия.

Ошибки при ударе

ЧЕТЫРЕ УДАРА: команда касается мяча четыре раза до его возврата на сторону соперника.

ЗАХВАТ: мяч схвачен и/или брошен; он не отскакивает при ударе.

ДВОЙНОЕ КАСАНИЕ: игрок касается мяча дважды подряд, или мяч касается различных частей его/ее тела последовательно.

Подача

Подача – это введение мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи.

Первая подача в партии и порядок подачи

Команда, которая будет подавать первой в первой партии, а также в решающей пятой партии, определяется жеребьевкой. В других партиях первой подает команда, которая не подавала первой в предыдущей партии.

После первой подачи в партии подающий игрок определяется следующим образом:

когда подающая команда выигрывает розыгрыш, игрок, который подавал до этого, подает вновь;

когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает право подавать и делает переход перед выполнением подачи. Подавать будет игрок, который переходит с правой позиции передней линии (2) на правую позицию задней линии (1).

Выполнение подачи

Подача выполняется после разрешающего свистка судьи. На выполнение подачи игроку дается после свистка 8 секунд. Подача, выполненная до свистка судьи, не засчитывается и повторяется.

Удар по мячу должен быть нанесен кистью или другой частью одной руки после того, как он подброшен или выпущен с руки (рук).

На выполнение подачи дается одна попытка, то есть мяч разрешается подбросить или выпустить только один раз.

В момент удара по мячу или отталкивания при подаче в прыжке подающий игрок не должен касаться площадки (в том числе лицевой линии) и поверхности пола за пределами зоны подачи.

После удара подающий игрок может заступить за лицевую линию, или приземлиться за пределами зоны подачи, или на площадке.

Ошибки при подаче

Подающий игрок нарушает порядок подачи (не был выполнен переход, либо он был выполнен неправильно, и в результате подачу совершил не тот игрок).

Атакующий удар

Все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок (что такое блок см. здесь), считаются атакующими ударами.

Ограничения атакующего удара

Игрок передней линии может завершать атакующий удар на любой высоте при условии, что контакт с мячом осуществлен на своей стороне площадки.

Игрок задней линии может завершать атакующий удар на любой высоте с места, находящегося позади передней зоны:

при отталкивании для прыжка стопа (стопы) игрока не должны ни касаться линии атаки, ни переходить за нее (см. рис.1);

после своего удара игрок может приземляться в передней зоне.

Игрок задней линии может, также, завершать атакующий удар из передней зоны, если в момент касания часть мяча находится ниже верхнего края сетки.

Игроку не разрешено завершать атакующий удар непосредственно после подачи СОПЕРНИКА, когда мяч находится в передней зоне и полностью выше верхнего края сетки.

Ошибки при атакующем ударе

Игрок ударяет по мячу на стороне противника.

Игрок задней линии завершает атакующий удар из передней зоны, когда в момент удара мяч находится полностью выше верхнего края сетки.

Игрок завершает атакующий удар по поданному соперником мячу, когда мяч находится в передней зоне и полностью выше верхнего края сетки.

Либеро завершает атакующий удар, когда в момент удара мяч находится полностью выше верхнего края сетки (кто такой Либеро см. здесь).

Игрок завершает атакующий удар по мячу, находящемуся выше верхнего края сетки, когда передача на удар выполнена Либеро пальцами сверху в своей передней зоне.

Блокированием является действие игроков вблизи сетки для перехвата мяча, идущего от соперника, осуществляемое выносом любой части тела выше верхнего края сетки, независимо от высоты контакта с мячом. Только игрокам передней линии разрешено участвовать в состоявшемся блоке, и в момент контакта с мячом часть тела должна быть выше верхнего края сетки.

При блокировании игрок может переносить кисти и руки по другую сторону сетки, при условии, что это действие не мешает игре соперника. Так, не разрешено касаться мяча на стороне соперника раньше, чем соперником выполнен атакующий удар.

Касание на блоке не считается за удар команды. Следовательно, после контакта на блоке команде предоставляется три удара для возвращения мяча.

Первый удар после блока может быть выполнен любым игроком, включая игрока, который касался мяча на блоке.

Блокировать подачу соперника запрещается.

Ошибки блокирования

Блокирующий касается мяча на стороне СОПЕРНИКА до или одновременно с атакующим ударом соперника.

Игрок задней линии или Либеро совершает блокирование или участвует в состоявшемся блоке.

Блокирование подачи соперника.

Мяч от блока выходит "за".

Блокирование мяча в пространстве соперника за антенной.

Попытка Либеро блокировать индивидуально или коллективно.

Игрок у сетки

Перенос через сетку

При блокировании игрок может касаться мяча по другую сторону сетки, при условии что он/она не мешает игре соперника до или во время его атакующего удара.

После атакующего удара игроку разрешено переносить руку по другую сторону сетки, при условии что контакт состоялся в пределах его/ее собственного игрового пространства.

Проникновение под сеткой

Разрешено проникать в пространство соперника под сеткой, при условии, что это не мешает игре соперника.

Переход на площадку соперника через среднюю линию:

разрешено касаться площадки соперника стопой (стопами), при условии, что какая-либо часть переносимой стопы (стоп) касается средней линии или находится непосредственно над ней (проекция стопы касается средней линии);

разрешено касаться площадки соперника любой частью тела выше стоп, при условии, что это не мешает игре соперника.

Контакт с сеткой

Контакт игрока с сеткой между антеннами во время игрового действия с мячом является ошибкой. Игровое действие с мячом включает (среди прочего) отталкивание, удар (или попытку) и безопасное приземление в готовности к новому действию.

Игроки могут касаться стойки, шнуров, или любого другого предмета за антеннами, включая сетку, при условии, что это не мешает игре.

Когда мяч попадает в сетку, которая по этой причине касается соперника, это не является ошибкой.

Ошибки игрока у сетки

Игрок касается мяча или соперника в пространстве соперника до или во время атакующего удара соперника.

Игрок мешает игре соперника, проникая в пространство соперника под сеткой.

Стопа (стопы) игрока полностью переходит на площадку соперника.

Игрок Либеро

Назначение, экипировка и замещения Либеро

Каждая команда имеет право иметь в своем составе до двух специализированных защитных игроков Либеро (но на площадке может находиться только один). Его назначение – игра в защите. Для этого он может менять (замещать) любого игрока задней линии (обычно это центральный блокирующий, но может быть и любой другой игрок, слабо играющий в защите).

Игрок Либеро должен иметь форму, резко отличающуюся по цвету от формы остальных игроков команды (контрастную).

Замещения Либеро не считаются заменами (не входят в число разрешенных 6-ти прямых и 6-ти обратных замен). Они не ограничены, но должен быть состоявшийся розыгрыш между двумя замещениями Либеро. Например, Либеро заменил игрока 1, состоялся розыгрыш и затем игрок 1 опять вышел на площадку (вместо Либеро). После этого Либеро не может сразу выйти на площадку вместо игрока 2, а должен состояться розыгрыш. После розыгрыша Либеро вновь может выйти на площадку вместо любого игрока задней линии (в том числе и игрока 1).

Либеро и замещенный игрок могут выходить на площадку или покидать ее только через Зону Замещения Либеро (зона между линией атаки и лицевой линией со стороны размещения тренера и запасных игроков).

Действия, касающиеся Либеро

Либеро разрешено замещать любого игрока на задней линии.

Он/она ограничен играть как игрок задней линии, и ему не разрешено завершать атакующий удар из любого места, если в момент контакта мяч полностью выше верхнего края сетки.

Он/она не может подавать, блокировать или пытаться блокировать.

Игрок не может завершать атакующий удар, когда мяч полностью выше верхнего края сетки, если передачу на удар выполнял Либеро, находящийся в передней зоне, способом верхней передачи (нижней передачей можно). Мяч может быть атакован свободно, если Либеро выполняет то же самое действие за пределами своей передней зоны.

Если после прочтения статьи у Вас остались вопросы, то Вы можете задать их в комментариях, а также изучить официальные правила игры в волейболе в полной версии, которую можно скачать здесь.

Читайте также: