Кто был первым министром юстиции генерал прокурором российской империи

Обновлено: 05.07.2024

Кабинет-секретарь или статс-секретарь — государственный пост, существовавший в Российской империи в правление Екатерины II и её сына Павла. Канцелярия статс-секретарей выделилась из состава Императорского кабинета в 1763 г. и до учреждения министерств в 1802 г. служила личной канцелярией монарха.

Вотчинная коллегия — одна из коллегий — высших центральных учреждений, возникших при реформах Петра Великого и заменивших собой московские приказы.

Генерал-полицмейстер — руководитель столичной и российской полиции в Российской империи. Должность введена указом Петра I от 27 мая (7 июня) 1718 года.

Уложéнные комиссии — временные коллегиальные органы в России XVIII века, которые созывались для систематизации законов, вступивших в силу после принятия Соборного уложения 1649 года. Всего было семь таких комиссий. Наиболее масштабная и значимая из них, фактически собрание сословных представителей, была созвана Екатериной II в 1767 году.

Упоминания в литературе

После смерти Петра I значение Сената постепенно уменьшается. В 1741 г. Анна Иоанновна предприняла попытку возродить Сенат в его бывших полномочиях, однако в 1756 г. Елизавета Петровна снова ограничила его функции. В 1763 г. Екатерина II, реализуя предложения Н. И. Панина, провела реформу Сената, ограничив его полномочия судебными функциями. В 1802 г., после создания министерств, Сенат стал высшим органом суда и надзора, а его глава – министром юстиции и одновременно генерал-прокурором . Таким образом, в XVIII и XIX вв. под именем Сената в России существовали различные учреждения. Место высшего законосовещательного учреждения в России занял Государственный Совет.

После окончания Северной войны Петр I получил возможность вернуться к вопросу о должности, составе и месте Сената в структуре государственных учреждений. С образованием коллегий было необходимо изменять состав Сената, поскольку нахождение в нем президентов коллегий противоречило принципам подчиненности низшего органа власти (коллегии) высшему (сенату). Помимо этого реформа создала новые должности и структурные части, главными из которых стали должности генерал-прокурора и прокурора. Стремление Петра I усилить контролирующие функции Сената, ускорить принятие решений и исключить противозаконные действия коллегий и канцелярий улучшило работу центрального звена государственного управления.

Связанные понятия (продолжение)

Мануфактур-коллегия — одна из коллегий, задуманная и созданная Петром Великим. Представляла собой коллегиальный орган, отвечавший за развитие российской промышленности, создание и функционирование мануфактур.

Импера́торский сове́т — высшее государственное учреждение при императоре Петре III. Был создан указом от 18 (29) мая 1762

Обер-камергер (от нем. Oberkammerherr) — высший из камергеров при дворах ряда европейских монархий. Примеры — великий камергер Франции и лорд великий камергер в Великобритании.

Генерал-рекетмейстер — главный рекетмейстер; должностное лицо, принимавшее и докладывавшее прошения и жалобы в Российской империи XVIII века. В подчинении генерал-рекетмейстера состояла рекетмейстерская контора. Во второй половине века сходные функции выполнял также кабинет-секретарь.

Министерство полиции — центральное государственное учреждение Российской империи, существовавший в 1810—1819 годах.

Генерал-кригскомиссар — должность (учреждена не позже 1707 года, упразднена в 1868 году) и чин (с 1722 по 1808 год) в центральном управлении вооружённых сил Русского царства и Российской империи. Главный военный уполномоченный по снабжению и денежному довольствию.

Коллегия иностранных дел или иностранная коллегия Российской империи — орган центрального управления для заведования сношениями России с иностранными государствами. Коллегия иностранных дел была образована в 1718 году из посольского приказа, в русле Петровских преобразований. В 1720 году получила особый регламент.

О́бер-прокуро́р — должность в Российской империи. Существовали должности синодального и сенатского обер-прокурора.

Не путать с Кабинетом министров Российской империиКомитет министров — высший совещательный и распрядительный орган Российской империи, действовавший при российском императоре в 1802—1906 годах. Во время революции 1905-07 гг. на смену ему пришёл Совет министров Российской империи.

Обер-гофмаршал (от нем. Oberhofmarschall) — придворный чин II класса в Табели о рангах, введенный в 1726 году. Обер-гофмаршал принадлежал к первым чинам Двора. Ему подчинялись Гоф-Интендантская контора, в которой было сосредоточено заведование дворцами и садами, и Камер-Цалмейстерская контора, которой вверены были убранство и меблировка дворцов. Также обер-гофмаршал занимался устройством приёмов и организацией путешествий.Обер-гофмаршал был ключевой фигурой при Дворе, в его распоряжении находились.

Генера́л-анше́ф (фр. général en chef) — воинское звание и чин в вооружённых силах некоторых государств и стран мира.

Та́йная канцеля́рия — орган политического сыска и суда в России в XVIII веке. В первые годы существовала параллельно с Преображе́нским прика́зом, выполнявшим сходные функции. Упразднена в 1726 году, восстановлена в 1731 году как Канцеля́рия та́йных и ро́зыскных дел; последняя ликвидирована в 1762 году Петром III, однако вместо неё в том же году Екатериной II учреждена Та́йная экспеди́ция, выполнявшая ту же роль. Окончательно упразднена Александром I.

О́бер-егерме́йстер (нем. Oberjägermeister) — придворный чин II класса в Табели о рангах в России. Заведовал императорской охотой. В его распоряжении были заведующий хозяйственной частью, царский ловчий, государев стременной, государев руженосец.

Придво́рная коню́шенная контора — в Российской империи в Министерстве Императорского Двора канцелярия, заведовавшая всеми расходами на содержание конских ассигнованных заводов.Контора размещалась в Санкт-Петербурге в собственном доме — здании придворных конюшен между Конюшенным и Театральным мостами, построенном в 1823 году на месте прежних конюшен, выстроенных ещё в 1721 году при Петре I. Придворным конюшням принадлежал также комплекс зданий, отделявшийся от главного здания Конюшенной площадью.

Манифест о вольности дворянства — один из ключевых законодательных актов непродолжительного царствования Петра III. По свидетельству Якоба Штелина, Петр, ещё будучи наследником российского престола, говорил о своем желании даровать российскому дворянству свободу служить и не служить, а также право свободно выезжать из страны. Став императором, Петр III 17 января 1762 года во время своего первого официального посещения Правительствующего Сената объявил, что «из высочайшей своей к верноподданным отеческой.

Генерал-поручик — воинский чин в Русской армии XVII — XVIII веков, а также воинское звание в армии Украинской Народной Республики и Украинской Национальной армии.

Манифе́ст об учрежде́нии министе́рств — первый акт министерской реформы 1802-11 гг., регламентировавший деятельность отраслевых управленческих органов в Российской империи. Издан 8 сентября 1802 года императором Александром I.

Верховный уголовный суд — высший чрезвычайный судебный орган Российской империи. Создавался для проведения политических процессов декабристов (1826), Д. В. Каракозова (1866), А. К. Соловьева (1879) и других. С 1906 года рассматривал крупные уголовные дела как первая судебная инстанция.

Губернский предводитель дворянства — выборный глава дворянства губернии Российской империи. Избирался дворянством губернии на 3 года и служил без вознаграждения, что делало эту должность почетной. Губернский предводитель дворянства, кроме исполнения им собственно дворянских сословных обязанностей, был активно вовлечен в общегосударственную деятельность. Закон предусматривал членство губернского предводителя дворянства во множестве комиссий (преимущественно называвшихся присутствиями), посредством.

Конференция при Высочайшем дворе (Конференция министров), высшее государственное учреждение Российской империи. Была создана в 1756 году по инициативе канцлера А. П. Бестужева-Рюмина. Упразднена в 1762 году. Формально считалась совещательным органом, но в большинстве случаев действовала самостоятельно от имени императрицы. Конференция пользовалась законодательной властью, давала указания и распоряжения Сенату, Синоду, коллегиям и другим центральным учреждениям империи.

Камерир (от нем. Kämmerer) — камерный чиновник в провинции эпохи Петра I, подчинённый Камер-коллегии, а также чин в последние месяцы правления Павла I.

Кригс-комиссар (от нем. Kiegskommissar) — категория должностей военных чиновников в русской армии.

Камер-юнкер (от нем. Kammerjunker — дословно: комнатный молодой дворянин) — должность, чин и звание, существовавшие в ряде европейских государств.

Обер-гофмейстер (от нем. Oberhofmeister или Obersthofmeister) — придворный чин в некоторых странах, включая Российскую империю.

Надво́рный суд (хофгерихт, гофгерихт) — наименование различных судебных учреждений в Российской империи, образованных под влиянием судебной системы Швеции.

Гофмейстер (нем. Hofmeister) — как правило, управляющий монаршим двором (с теми или иными отличиями в разных странах).

Егермейстер (нем. Jägermeister, дословно — мастер-охотник, охотник — мастер своего дела) — придворное звание, чин и должность, начальник егерей, играл важную роль в организации и проведении придворных охот. Обычно дворянин.

Эпо́ха дворцо́вых переворо́тов — временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём совершения гвардейцами или придворными дворцовых переворотов.

Капита́н-испра́вник — полуофициальное название судебных и полицейских должностей Российской империи в 1775—1917 годах.

Малороссийская коллегия или Коллегия Малороссийская — правительственный орган военного и гражданского управления, центральное учреждение Российской империи, образованное в 1722 году в Глухове вместо должности воеводы при гетмане и Малороссийского приказа.

Тайный советник — чин в Русском царстве и Российской империи, с 24 января (4 февраля) 1722 года — гражданский чин 4-го класса в Табели о рангах (в 1724 году был перемещён в 3-й класс табели).

Камерге́р (нем. Kammerherr — дворянин комнаты), или камерарий (лат. camerarius) — придворный чин и придворное звание высокого ранга. Изначально, на заре Средневековья, означал ключника монаршего дворца. Впоследствии камергерский ключ символизировал привилегированный доступ его обладателя в личные покои монарха. При дворе королевы аналогом служила камеристка. В ряде государств, включая Российскую империю, высший распорядитель двора именовался обер-камергером.

Упоминания в литературе (продолжение)

Поэтому, при оставлении за Сенатом руководящей роли по отношению ко всем учреждениям в стране и соответственно высших контрольных функций, в стране были созданы две контролирующие системы: Прокуратура во главе с генерал-прокурором Сената и система фискалитета во главе с обер-фискалом Сената и фискалов центральных учреждений и его представителей на местах (губернские и городовые фискалы). На фискалов было возложено осуществление контроля за деятельностью администрации в целом, выявление фактов казнокрадства, несоблюдения и нарушения указов государя, фактов взяточничества и т. п. Обо всех выявленных фактах нарушения они обязаны были докладывать Сенату и царю. Петр I поощрял деятельность фискалов, освободил их от податей, вывел из местной подсудности и даже освободил от ответственности за ложные доносы.

Думается, что для начала следует обратиться к истории. Российской прокуратуре уже более 280 лет. Введение должности генерал-прокурора было произведено указами Петра I в 1722 г. Этому должностному лицу предписывалось надзирать за законностью деятельности Сената, а впоследствии и всех государственных органов. Царская Россия не знала разделения властей, поскольку император являлся реальным главой государства, т. е. обладал всей полнотой государственной власти, поэтому постановка вопроса о принадлежности тогдашней прокуратуры к какой-либо из ветвей власти не имеет смысла.

Государственный совет при Павле I продолжил существовать почти в прежнем виде, император лишь несколько изменил и расширил его состав. Председателем совета был назначен цесаревич Александр Павлович. Как и при Екатерине II, он не имел особой компетенции и рассматривал текущие дела. Среди историков государственных учреждений сложилось мнение, что Совет при Павле фактически перестал действовать. Это было не так. В Совете, судя по опубликованным в архиве Государственного совета документам, обсуждалось много важных вопросов. Например, президент Берг-коллегии (восстановленной Павлом I) М.Ф. Сойманов, известный естествоиспытатель и организатор горного дела в России, обратился к императору с предложением об устройстве горных заводов. Ввиду сложности вопроса Павел I передал дело на рассмотрение Совета. После чего генерал-прокурор Обольянинов обратился к Александру Павловичу с прошением назначить заседание по данному вопросу[58].

При Екатерине II генерал-прокурор был одновременно и министром юстиции, в связи с чем на него возлагалось ведение финансовых и юридических дел. Данное положение сохранилось до судебной реформы 1864 г. Александра II.

В январе 1797 г. князь получает должность генерал-прокурора Сената и М.М. Сперанский переходит на гражданскую службу в канцелярию А.Б. Куракина, где быстро делает карьеру и через четыре с половиной года он – статский советник (что соответствовало генеральскому чину в военной службе).

Исполнительная власть вручается Имперскому верховному правлению, которому подчиняются все отрасли хозяйства. Судебная власть принадлежит Судебному департаменту – высшей инстанции всех судов в империи, который в свою очередь делится на две верховные палаты – уголовную и гражданскую. Оберегательная и контролирующая власть принадлежит Оберегательной Думе, состоящей из генерал-прокурора , назначаемого монархом и обер-прокуроров, избираемых Общим собранием Сената. Главная её функция заключается в осуществлении надзора за правильным исполнением законов в Сенате и подотчётных ему местах. Законодательная власть осуществляется законодательным собранием Сената, состоящего из всех департаментов Сената. Наряду с императором, ему принадлежит право законодательной инициативы. Непременным, то есть постоянным становится лишь тот закон, который был одобрен законодательным собранием Сената. В противном случае любой указ монарха является лишь временным постановлением.[127]

Руководителем Тайной экспедиции в рассматриваемое время являлся А. Вяземский – генерал-прокурор Правительствующего Сената.


ТАСС-ДОСЬЕ. Ежегодно 12 января в России отмечается День работника прокуратуры, установленный указом президента РФ от 29 декабря 1995 г. Выбор даты обусловлен тем, что 12 января 1722 г. Петром I были учреждены первые надзорные органы. В настоящее время мероприятия, посвященные Дню работника прокуратуры, как правило, включают торжественные собрания, награждения, объявление благодарностей.

Создание органов прокуратуры

12 января 1722 г. указом Петра I при Правительствущем Сенате (высший орган исполнительной и законодательной власти Российской империи) была учреждена прокуратура во главе с генерал-прокурором для "уничтожения или ослабления зла, проистекающего из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония".

В задачи ведомства входил контроль за деятельностью государственных органов власти и надзор за исполнением царских указов. В конце XVIII в. полномочия прокуратуры были расширены, генерал-прокурор получил контролирующие функции над органами юстиции и финансов. В связи с реформой системы государственного управления в 1802 г. прокуратура вошла в состав созданного Министерства юстиции, а глава министерства по должности занял пост генерал-прокурора.

В 1862-1864 гг. в России была проведена масштабная судебная реформа, в результате которой под функции прокурорского надзора подпали действия органов следствия. Сотрудники ведомства стали принимать участие в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел. В таком виде прокуратура просуществовала более 50 лет. 24 ноября 1917 г. все органы суда, следствия и прокурорского надзора царской России были упразднены первым нормативным актом о суде, известном как Декрет номер 1 Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР.

Прокуратура СССР

Советские органы прокуратуры были созданы в мае 1922 г. 24 мая Президиум Верховного Совета СССР утвердил положение о прокурорском надзоре. В соответствии с ним были учреждены должности Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров республик, областей и др., а также военных и транспортных. Спустя несколько дней, 28 мая постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета была образована Государственная прокуратура в составе Народного комиссариата юстиции РСФСР.

23 ноября 1923 г. была образована Прокуратура Верховного Суда (ВС) Союза ССР. Глава ведомства получил право законодательной инициативы и совещательного голоса на заседаниях высших органов власти, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий ВС. Прокуратура Верховного Суда просуществовала до 1933 г.

20 июня 1933 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было принято решение об учреждении Прокуратуры Советского Союза. Положение о ведомстве, утвержденное 17 декабря 1933 г., определило его правовой статус как самостоятельного государственного органа. 19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон "О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР".

К основным направлениям деятельности прокуратуры был отнесен надзор за исполнением законов госорганами, учреждениями и гражданами СССР, борьба с преступностью, в том числе с расхищением социалистической собственности, привлечение к уголовной ответственности и расследование преступлений, поддержка обвинения в суде и др.

После распада СССР

После распада СССР, 17 января 1992 г. был принят федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". В 1993 г. Конституция РФ закрепила принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

С 2007 г. до 2011 г. в состав прокуратуры РФ входил Следственный комитет, который занимался возбуждением и расследованием уголовных дел. После того как комитет был выделен в самостоятельную структуру, ему были переданы все полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Прокуратура РФ

В настоящее время прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит государственный надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод человека, координация деятельности правоохранительных органов. Органы прокуратуры возбуждают и расследуют дела об административных правонарушениях, инициируют возбуждение уголовного преследования, выдвигают и поддерживают обвинение, участвуют в судебных заседаниях, рассматривают жалобы, обращения и др.

Высший орган - Генеральная прокуратура РФ, которой подчиняются территориальные ведомства, а также военные и специализированные. С 2006 г. пост Генпрокурора занимает Юрий Чайка.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти и осуществляет свои полномочия независимо от всех государственных органов и должностных лиц. Генеральный прокурор не подотчетен Федеральному собранию и президенту РФ. Вместе с тем, он представляет парламенту и главе государства ежегодный доклад о состоянии законности и правопорядка и о проделанной работе по их укреплению (как правило, весной каждого года).

Штатная численность органов прокуратуры установлена указом президента РФ от 16 мая 2014 г. (с поправками от 31 декабря 2015 г.) и составляет 47 912 человек.

Показатели работы прокуратуры в 2015 г.

Приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры в 2015 г. был надзор за соблюдением законодательства в сфере обороноспособности страны, реализации госпрограмм, взаимоотношений органов власти с субъектами предпринимательской деятельности, охраны окружающей среды, борьбы с незаконной миграцией и др.

По данным Управления правовой статистики Генпрокуратуры РФ за январь-ноябрь 2015 г. (более поздние данные не публиковались), надзорными органами выявлено 4 млн 667 тыс. нарушений исполнения законов, а также 379 незаконных правовых актов. Также зафиксировано 2 млн 900 тыс. различных нарушений в области защиты прав и свобод человека и гражданина, свыше 1 млн - в сфере экономики, 679 тыс. - оплаты труда, 657 тыс. - защиты прав несовершеннолетних.

В суды были направлены 708 тыс. исков и 688 тыс. представлений. К дисциплинарной ответственности привлечены 542 тыс. 600 человек, к административной - 266 тыс. 600. В органы дознания и следствия прокуратурой направлено 26 тыс. 580 материалов, по которым было возбуждено 22 тыс. 580 уголовных дел.

Награды

Среди ведомственных наград: знаки "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" и "За безупречную службу", "За верность закону", медали "За взаимодействие", "Ветеран прокуратуры", "За достоинство", "За усердную службу" и др. В 2015 г., к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, учреждена памятная медаль им. Романа Руденко - главного государственного обвинителя от СССР на Нюрнбергском судебном процессе.

Генера́л-прокуро́р — одна из высших государственных должностей в Российской империи, глава Правительствующего сената, наблюдавший за законностью деятельности правительственных учреждений. Статский чин 3-го класса согласно Табели о рангах, учреждённой Петром I 24 января 1722 года [1] .


Должность генерал-прокурора учреждена Петром I 12 января 1722 года. Её предшественником, но с меньшими полномочиями, была должность генерал-ревизора, существовавшая в 1715—1718 годах. Первым генерал-прокурором был назначен П. И. Ягужинский [2] .

Генерал-прокурор изначально являлся главой сенатской канцелярии и заведовал сенатским делопроизводством; одновременно руководил прокуратурой, которая состояла из трёхступенчатой системы контроля над Сенатом и всеми административными и судебными учреждениями, — как центральными, так и местными. Помощником генерал-прокурора в Сенате являлся обер-прокурор. Контроль за деятельностью органов власти осуществлялся через подчинённых — прокуроров и фискалов.

В первоначальные обязанности генерал-прокурора входили проверка соответствия сенатских решений действующим законам, а также надзор за благочинием во время заседаний. Генерал-прокурор был также посредником в делах между Сенатом и государем. Надзор способствовал приведению в порядок производство дел как в самом присутствии Сената, так и в его канцелярии; значение Сената как действенного органа власти выросло. С другой стороны, учреждение должности генерал-прокурора лишило Сенат его прежней относительной независимости; нередко будучи по закону равным всему Сенату, генерал-прокурор во многих делах фактически преобладал над ним.

После смерти Петра I значение должности упало вместе с влиянием самого Сената: наибольшими полномочиями стал обладать Верховный тайный совет, учреждённый 8 февраля 1726 года. Генерал-прокурор Ягужинский был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; номинальное исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову, не имевшему никакого влияния в Сенате.

В марте 1730 года, после упразднения императрицей Анной Иоанновной Верховного тайного совета, Сенат был восстановлен в своих полномочиях, а в октябре было признано необходимым восстановить должность генерал-прокурора; однако уже через год, после учреждения нового центрального органа власти — Кабинета (в составе трёх кабинет-министров) — влияние Сената вновь упало; назначения на должность не произошло. В междуцарствие от смерти Анны Иоанновны и до воцарения Елизаветы Петровны роль Сената стала возрастать; должность генерал-прокурора была восстановлена, на неё назначен был князь Н. Ю. Трубецкой.

12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, императрица Елизавета Петровна издала указ об упразднении Кабинета и о восстановлении Правительствующего сената; удобный князь Трубецкой остался в своей должности и занимал этот пост почти всё время правления императрицы, в его подчинении находилсь также всесильная Тайная канцелярия. Через его руки прошли все заметные политические суды елизаветинского правления: дела А. И. Остермана, Б. Х. Миниха в 1742 году; дело генерал-фельдмаршала С. Ф. Апраксина в 1757 году и канцлера Бестужева-Рюмина в 1758 году.

При реформе государственного управления, предпринятой Александром I, с 1802 года должность главы Сената была соединена с должностью министра юстиции и приобрела свой окончательный круг обязанностей: генерал-прокурор являлся начальником прокуратуры и канцелярии Сената, а также пользовался правом надзора за деятельностью должностных лиц всего судебного ведомства. Без существенных изменений должность генерал-прокурора существовала до февральской революции 1917 года.

Генерал-прокуроры, главы Правительствующего сената

    : 12.01.1722 — 06.04.1735 (с перерывом в 1726-30) : 28.04.1740 — 15.08.1760 : 15.08.1760 — 25.12.1761 : 25.12.1761 — 03.02.1764 : 03.02.1764 — 17.09.1792 : 17.09.1792 — 04.12.1796 : 04.12.1796 — 08.08.1798 : 08.08.1798 — 07.07.1799 : 07.07.1799 — 02.02.1800 : 02.02.1800 — 16.03.1801

Генерал-прокуроры, одновременно министры юстиции

    : 08.09.1802 — 07.10.1803 : 08.10.1803 — 01.01.1810 : 01.01.1810 — 30.08.1814 : 30.08.1814 — 25.08.1817 : 25.08.1817 — 18.10.1827 : 18.10.1827 — 20.09.1829 : 20.09.1829 — 14.02.1839 : 15.02.1839 — 31.12.1839 : 31.12.1839 — 21.10.1862 : 21.10.1862 — 18.04.1867 : 18.04.1867 — 15.10.1867 : 15.10.1867 — 30.05.1878 : 30.05.1878 — 06.11.1885 : 06.11.1885 — 01.01.1894 : 01.01.1894 — 14.01.1905 : 21.01.1905 — 16.12.1905 : 16.12.1905 — 24.04.1906 : 24.04.1906 — 06.07.1915 : 06.07.1915 — 07.07.1916 : 07.07.1916 — 20.12.1916 : 20.12.1916 — 28.02.1917

Министры юстиции Временного правительства, не являвшиеся одновременно генерал-прокурорами

В российской прокуратуре со времен ее основания Петром I имя Главного прокурора нередко было связано с тем или иным скандалом. Первое Антикоррупционное СМИ в честь Дня работника прокуратуры Российской Федерации подготовило небольшой экскурс в историю деятельности генеральных прокуроров России, имена которых так или иначе упоминались в контексте скандальной истории.

petr_ukaz

Прокуроры Российской империи

Первым Генпрокурором в истории России стал граф Павел Ягужинский. В его обязанности была вменена борьба с казнокрадством:

Первым генпрокурором, замеченным в сомнительных сделках, стал Александр Глебов, занимавший должность в 1761-64 годах.

Последним Генеральным прокурором Российской империи стал Николай Добровольский (1916-1917). Во время Февральской революции он был арестован и с марта по апрель 1917 года содержался в Петропавловской крепости. Его обвиняли во взяточничестве, но все первоначально выдвигавшиеся против него улики были на следствии решительным образом опровергнуты. Однако, несмотря на освобождение, в итоге его ожидала трагическая судьба. В октябре 1918 года он был расстрелян по постановлению Чрезвычайной комиссии.

Прокуроры советской эпохи

В Советский период громких скандалов, связанных с прокуратурой замечено не было. Если даже негативные моменты и возникали, то на широкую публику они не выносились.

Вместе с образованием независимой Российской федерации в 1992 году появилась и должность Генерального прокурора РФ.

Наиболее громкие скандалы в сфере прокурорского надзора как раз и связаны с современной Россией.

Современные прокуроры

Первым должность Генерального прокурора РФ занял Валентин Степанков. В 1993 году выступил против Бориса Ельцина, поддержав Верховный Совет. После расстрела Белого дома он был снят со своей должности. Однако после этого он не прекратил политической деятельности. Так с 2003 по 2004 год он занимал пост заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, а с 2004 по 2006 год являлся замминистра природных ресурсов России.

В 1993 году Степанкова на посту сменил Алексей Казанник. Казанник считался человеком Бориса Ельцина — в 1989 году Казанник уступил ему место в Верховном Совете СССР.

Но, пожалуй, наиболее крупный скандал за всю историю существования Генпрокуратуры связан с именем Юрия Скуратова, занявший пост главы надзорного ведомства в 1995 году.

Но Скуратов, занимавшийся расследованием таких крупных коррупционных дел, сам оказался замешан в громком скандале и даже стал фигурантом уголовного дела.

Формально Скуратов был окончательно освобождён от должности Генерального прокурора 19 апреля 2000 года на основании соответствующего постановления Совета Федерации.

Теперь Юрий Скуратов занимает должность председателя Национального совета саморегулируемых организаций третейских арбитров и судей (с 2011 года). Кроме того, он заведует кафедрой административного права в Московском государственном социальном университете.

й Генпрокурор Владимир Устинов

Сменивший Скуратова новый Генпрокурор Владимир Устинов начал свою деятельность с борьбы с олигархами, активизировал уголовные дела в отношении Платона Лебедева и Михаила Ходорковского.

При нем Генпрокуратура сыграла исключительную роль в перераспределении собственности.

Деятельность Генпрокуратуры, поддержанная Владимиром Путиным, заставила остальных крупных бизнесменов стать лояльными к государству.

В 2001 году Мосгорсуд посчитал, что распространенные сведения не соответствуют действительности, а квартира Устинову была предоставлена Управлением делам президента законно. Суд в полном объеме удовлетворил иск Генпрокурора РФ Владимира Устинова к телекомпании НТВ. Больше ни в каких скандалах уже бывший Генпрокурор замешан не был.

Юрий Чайка - фото: ria.ru

С момента ухода Устинова должность Генерального прокурора занимает Юрий Чайка. Скандалы, в которых фигурирует имя Юрия Чайки связаны, прежде всего, с его старшим сыном Артемом. Так в 1999 году была задержана автомашина с двумя ингушскими вымогателями, у которых была доверенность на автомобиль, выданная Артёмом Чайкой, и спецталон, запрещающий её досмотр, оформленный на имя Юрия Чайки. При обыске в машине были обнаружены героин, граната и револьвер.

Остается надеяться, что придет такое время, когда должность главы надзорного ведомства будет ассоциироваться у россиян исключительно с честностью, неподкупностью и нравственностью.

Читайте также: