Как правильно называется должность следователя в полиции

Обновлено: 04.07.2024

Желая ступить на путь защиты общества от преступности, каждый молодой человек должен четко представлять, чем ему предстоит заниматься.

В первую очередь это касается профессий, связанных с ведением расследований — следственной деятельности.

Здесь (в шестой статье) четко указаны обязанности сотрудников следственных отделов:

  • ведение расследования;
  • обеспечение равной правовой защиты участникам расследования, включая подозреваемых;
  • выявление важных обстоятельств преступления;
  • обнаружение, изучение возможных мотивов преступника, составление его психологического портрета;
  • доказывание вины (составление обвинительного заключения) и формирование доказательной базы. Следователь представляет сторону обвинения, но должен работать со строгой привязкой к принципу презумпции невиновности.

УПК определяет 3 базовых функции сотрудника — возбуждение дела, расследование его обстоятельств и (при обнаружении новых фактов) возобновление следственной работы.

Перечень дополнительных функций

Административно-организационные функции сотрудника следственной группы сводится к ведению дела, архивированию материалов по нему, четкое распределение важной документации и закрытие расследования при наличии на то оснований.

Опровержение защитников, готовых лжесвидетельствовать для оправдания подозреваемых лиц, — еще одна важная функция следователя. Но при этом его обязанностью является несокрытие оправдательных фактов и защита общих прав человека для всех.

Полномочия следователя

учиться на следователя

Будучи наделенным должным уровнем самостоятельности, специалист следственного отдела вправе:

  • вызывать на допрос лиц, потенциально причастных к расследуемому событию;
  • проводить обыски с целью сбора доказательств;
  • инициировать независимые экспертизы или привлекать фигурантов дела (как экспертов);
  • запрашивать/требовать документацию (у юридических/физических лиц), которая может разъяснить ситуацию;
  • закреплять статус пострадавшего/обвиняемого/подозреваемого;
  • приостанавливать, возобновлять или направлять дело в суд;
  • принимать решение по мере пресечения;
  • задерживать подозреваемых по уголовному делу.

Процессуальная самостоятельность следователя

Одна из привилегий статуса следователя, закрепленная законом, — наделение его определенной процессуальной самостоятельностью. Состоит в том, что.

  • При наличии со стороны прокурора требований об устранении нарушений при ведении следственной работы, ее исполнитель — работник следственного комитета — вправе аргументировано отказать прокуратуре (через обжалование заявления прокурора своему начальству).
  • При несогласии с решениями начальства (заключения по делу, мера пресечения для преступника, закрытие дела) следователь может начать процедуру его обжалования. На этот период действие решения начальства приостанавливается.

УПК предусматривает специфическую роль следственного отдела. Относительная свобода действий, процессуальная независимость, широкий спектр полномочий следователя — все это формирует его высокую ответственность.

Необходимое образование

Начинается ответственность с качественной профессиональной подготовки. Чтобы стать следователем, нужно высшее образование. У нас следователей готовят на специальности юриста по уголовному праву юридического факультета.

Плюс наши юристы углубленно изучают английский, сотрудничают с органами с первого курса, проходят необходимые обследования. Программа физической подготовки усилена

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 08:30 — 22:10;
Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Следователь: обязанности и отличия от дознавателя

Следователь — это сотрудник следственного отдела правоохранительных органов, занимающийся расследованием преступлений. Об обязанностях следователя, основных требованиях к его профессиональным навыкам и личным качествам мы и поговорим в нашей статье.

История

Преступность — явление не новое, она существует ровно столько же, сколько и само человечество. До нас дошли письменные источники, указывающие на то, то еще в Древнем Китае, Греции и Риме проводились опознания людей, которые подозревались в совершении преступлений, и их допросы. Во времена Римской империи даже существовали специально обученные люди, которые проводили слежку и обыски, собирали доказательства вины и систематизировали их для того, чтобы впоследствии полученные сведения можно было использовать на заседаниях суда.

Именно на базе римского права и сформировано современное законодательство.


С XVII века к профессии следователя начинают предъявляться повышенные требования. Этот человек должен был владеть познаниями в области медицины, распознавании почерка, а также пониманием механизма действия ядов на организм. К концу XIX в. возникли новейшие методы раскрытия преступлений — дактилоскопия, физиогномика, а криминалистика выделилась в отдельное научное направление.

В наши дни с позиции российского УПК следователь является обвинителем, в его полномочия входит проведение следственных действий.

Этот специалист имеет право:

  • возбуждать уголовные дела в точном соответствии с установленным законом порядком;
  • работать над ними;
  • решать оперативные вопросы, которые возникли в процессе расследования преступления, за исключением тех случаев, когда необходимо получить решение суда;
  • заниматься обжалованием судебных дел с целью их дальнейшего пересмотра;
  • выступать в судебном процессе в роли обвинителя.

Для того чтобы рассмотрение дела было всесторонним и справедливым, следователь должен не только искать доказательства вины подозреваемого, но и пытаться узнать о факторах, которые могут указывать на его невиновность либо позволят смягчить наказание.

Профессия следователя в наши дни очень важна, отличается высокой моральной ответственностью, когда специалист не имеет права на ошибку. Именно поэтому подходить к каждому расследованию он должен со всей тщательностью. Несерьезное отношение к работе может привести к тому, что будут наказаны невиновные люди, а настоящие преступники останутся на свободе и будут продолжать свои темные дела.


Плюсы и минусы профессии

Профессия следователя имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, это востребованная специальность, которая актуальна во все времена, а хорошие специалисты и вовсе на вес золота. Труд следователя хорошо оплачивается государством и в обществе представители этой профессии пользуются уважением и почетом. Уровень зарплаты следователя зависит от того, в какой организации он трудится. Выше всего оплата у сотрудников Следственного комитета — здесь следователям платят от 45 до 80 тыс. рублей, чуть меньше уровень оплаты в прокуратуре — там они получают 40-70 тыс., ниже всего оплачивается работа следователя ФСБ и полиции — их зарплата варьируется от 30 до 45 тыс. рублей.

Однако эти значения можно назвать довольно условными, поскольку итоговые суммы зависят от профессионального стажа. Так, молодые специалисты получают около 25-30 тыс. рублей, а доплаты за стаж доходят до 70%. Обладателям высоких званий добавляют от 15 до 30% к зарплате, стимулирующие надбавки положены специалистам, работающим в особых условиях или с закрытыми документами.

Следователи пользуются рядом привилегий от государства:

  • дополнительный отпускной период;
  • ранний выход на пенсию с обязательной выплатой пособия;
  • возможность пройти лечение в санаториях и здравницах за счет госбюджета;
  • бесплатный проезд на транспорте;
  • дополнительное медицинское страхование;
  • зачисление детей в детский сад в обход очереди;
  • компенсация денежных затрат на аренду жилья.

В рамках специальности работник имеет возможность помогать попавшим в беду людям и всесторонне развиваться как специалист. В ходе работы с различными базами данных, смежными экспертами и документацией у следователя ежедневно повышается профессионализм и оттачиваются навыки.

Однако эта профессия имеет и весомые недостатки. В первую очередь это ненормированный график работы, а также сильные моральные и физические нагрузки. Это приводит к тому, что в органах правопорядка имеет место довольно высокая текучка кадров, и далеко не всякий, кто становится следователем, задерживается на этой позиции продолжительное время.


Сравнение с дознавателем

Не только простые россияне, далекие от права, но даже и начинающие юристы нередко путают работу следователя и дознавателя. Разберемся подробнее, в чем состоит сходство и отличие этих профессий. Дознаватель представляет собой работника, который относится к органам дознания. В подавляющем большинстве случаев это работники органов ВД, то есть полицейские. К этой категории относят и сотрудников пограничной службы, ФСБ, налоговой полиции, а также пожарного надзора, командиров воинских частей и других структур.

Следователь — это специалист, отвечающий за предварительное следствие по уголовному дело. Круг полномочий у этого человека намного больше, нежели у дознавателя, среди них можно обозначить:

  • право на возбуждение дела;
  • проведение розыскных и иных мероприятий, необходимых для интересов следствия;
  • формирование специальных поручений для органов дознания, которые те должны обязательно принять к работе.


По роду своей службы следователь имеет возможность взаимодействовать с дознавателем, просить его о помощи и даже выдавать отдельные поручения в пределах проводимого расследования.

Но это совершенно не значит, что дознаватель подчиняется следователю, поскольку дознаватель имеет право заниматься делами самостоятельно, без привлечения СК. По сути, оба этих специалиста имеют право на проведение всесторонних проверок, сбор доказательной базы и получение данных экспертиз.

Разница в деятельности следователя и дознавателя состоит в следующем:

  • круг дел, которые они ведут, различен — дознаватели занимаются административными и межуголовными делами, а следователи — только теми, которые имеют важную роль в обеспечении безопасности граждан;
  • следователь имеет право передать дознавателям подготовку и проведение отдельных мероприятий, требующих слишком много времени, включая сбор данных по отдельным направлениям следствия;
  • дознаватель не имеет возможности заниматься делом следователя и наоборот, но они могут в тандеме работать над одним и тем же преступлением;
  • следователь действует самостоятельно, он может сам возбуждать дело, дознаватель же должен обращаться за разрешением в вышестоящие инстанции;
  • следователь может самостоятельно закрыть либо приостановить дело, у дознавателя подобной возможности нет.

Очевидно, что различия между функциональными обязанностями и полномочиями следователя и дознавателя велики, но между тем они вместе выполняют весьма сложную работу. Если все то, чем обычно занимается дознаватель, отдать в разработку следователю, то он попросту потеряет много времени на решение мелких вопросов и в результате утратит нить своего собственного дела, имеющего большое значение для общественного порядка.


В современной РФ профессия следователя представлена в нескольких госструктурах: в СК, в ФСБ, а также в МВД, в прокуратуре, включая военную, в ГУ по контролю за оборотом наркотических средств в составе МВД России. Их полномочия могут различаться в зависимости от особенностей расследуемого дела.

В соответствии с характером выполняемой работы, функции сотрудника варьируются. Соответственно, следователи могут занимаються разными вопросами.

  • Расследование преступления. Этот специалист занимается преимущественно аналитической деятельностью. Он внимательно изучает протоколы опроса очевидцев, собранные улики, данные криминалистических экспертиз. Помимо этого, принимает активное участие в допросе лиц, подозреваемых в совершении преступления. Специалист открывает уголовное дело и передает его в суд после сбора доказательной базы.
  • Руководство оперативными работниками. Обычно этот следователь действует в кабинете, выезды на место осуществляют его подчиненные — оперативники. Именно на их долю приходятся все погони, а также перестрелки и другие виды активности, которые так знакомы нам по сериалам про будни полицейских.

Руководитель отдела оперуполномоченных координирует их деятельность и составляет отчеты.


Должностные обязанности

Вся работа следователя подчиняются единой цели — раскрытию совершенных преступлений. Основываясь на этой задаче и должностной инструкции, сотрудник следственного подразделения выполняет следующие обязанности:

  • принимает заявление о совершенном преступлении;
  • возбуждает уголовное дело в точном соответствии с установленной законом процедурой;
  • выполняет следственные действия: опрашивает свидетелей, осматривает место преступления, собирает улики, анализирует собранные данные;
  • выдвигает версии случившегося;
  • определяет круг подозреваемых лиц и проводит их разработку;
  • ищет доказательства вины;
  • проводит допросы;
  • работает с документальными свидетельствами и экспертизами;
  • составляет отчеты о проведении расследования;
  • передает информацию в судебные органы.


Требования

Навыки

Следователь — это человек, который стоит во главе следственно-оперативной группы, направляет и координирует ее деятельность. Следователи осуществляют взаимодействие с другими специалистами (криминалистами, ревизорами, медиками) и организуют их деятельность. Работа следователя заключается в доказательстве вины подозреваемого или принятии решения о его невиновности. Этот специалист должен хорошо разбираться в правовом законодательстве РФ, при этом обладать всесторонними знаниями и навыками. Если, к примеру, юрисконсульт компании может разбираться только в гражданском, банковском или акционерном праве, то следователь должен обладать познаниями во всех областях.

Продуктивная деятельность невозможна без знаний психологии и логики. Случается так, что подозреваемые и свидетели дают противоречивые показания, путаются в описаниях, поэтому следователю приходится выстраивать цепочку рассуждений с целью выявления истины. Следователь должен обладать навыками эксперта-криминалиста с целью изъятия улик и сбора отпечатков.


Личные качества

Среди важнейших личных качеств, которые требуются в работе, выделяют:

  • полный самоконтроль;
  • эмоциональная устойчивость;
  • умственная и психологическая собранность;
  • эрудиция;
  • внимательность;
  • скрупулезность;
  • терпеливость;
  • навык общения с людьми;
  • знание поведенческой психологии человека;
  • способность быстро оценивать ситуацию и принимать мгновенные решения;
  • аналитическое мышление, умение сопоставлять данные и делать на их основании выводы;
  • выносливость умственная и физическая;
  • готовность к ненормированной и тяжелой работе.


Обучение и карьера

Следователь — это специалист обязательно с высшим юридическим образованием. Чтобы получить эту профессию, необходимо поступить на следственно-криминалистический факультет и успешно закончить обучение. В зависимости от полученной специальности и профилирующих предметов, следователь будет расследовать уголовные дела либо трудиться на ниве защиты авторского права и интеллектуальной собственности.

Нужно отметить, что окончание вуза отнюдь не означает, что проверка соответствия занимаемой должности на сдаче выпускных экзаменов закончится. Каждый год этот сотрудник должен непременно сдавать экзамены по стрельбе из огнестрельного оружия, рукопашной борьбе и ОФП (бег, подтягивания, а также отжимания). Поэтому в течение всего года следователь должен поддерживать себя в спортивной форме — иначе во время переэкзаменовки могут проявиться серьезные проблемы.

Если рассуждать о карьерной лестнице, то в госструктуре она имеет типовой вид:

  • помощник следователя;
  • следователь;
  • старший следователь;
  • следователь по особо важным делам;
  • руководитель подразделения.

Дальнейшее карьерное продвижение предусматривает перевод на руководящие посты. Помимо того, в больших городах в наши дни повсеместно развивается частный сыск, потому любой следователь может при желании стать детективом. Чтобы работать в более спокойном режиме, следователь всегда может перейти в адвокатуру либо стать юристом предприятия. Квалифицированный специалист всегда найдет применение полученным знаниям и навыкам в государственной и частной сферах.

Но кандидату на такую должность надо быть готовым к тому, что работать придется много и посвятить себя ей полностью, зачастую в ущерб личной жизни. Иначе добиться какого-либо успеха в этом деле невозможно.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 48, ст. 6730), Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542; 2012, N 4, ст. 471; N 14, ст. 1616), Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 118; N 10, ст. 1091; N 13, ст. 1360; N 38, ст. 3975; N 43, ст. 4480; 2007, N 13, ст. 1530; N 14, ст. 1664; N 20, ст. 2390; N 23, ст. 2752; N 32, ст. 4124; N 40, ст. 4712; N 50, ст. 6255; N 52, ст. 6424; 2008, N 9, ст. 825; N 17, ст. 1818; N 21, ст. 2430; N 25, ст. 2961; N 31, ст. 3701; N 49, ст. 5763; N 52, ст. 6363; 2009, N 16, ст. 1901; N20 ст. 2445; N 34, ст. 4171; N 36, ст. 4312; N 52, ст. 6534; 2010, N 3, ст. 276; N 4, ст. 371; N 12, ст. 1314; N 15, ст. 1777; N 16, ст. 1874; 2011, N 5, ст. 711; N 48, ст. 6878; 2012, N 4, ст. 471; N 8, ст. 992; N 15, ст. 1731; N 22, ст. 2754; N 27, ст. 3681; N 29, ст. 4071; N 35, ст. 4783; N 35, ст. 4787), приказываю:

1. Утвердить Перечень должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации, курирующего кадровую работу, и заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителя Главного военного следственного управления.

Председатель Следственного комитета Российской Федерации генерал-полковник юстиции А. Бастрыкин

Перечень должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

I. Должности федеральной государственной гражданской службы:

1. В центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации:

1) начальник отдела;

2) заместитель начальника отдела;

3) начальник отдела в главном управлении;

4) начальник отдела в управлении;

5) заместитель начальника отдела в главном управлении;

6) заместитель начальника отдела в управлении;

8) ведущий советник;

10) главный консультант;

12) главный специалист;

13) ведущий специалист;

14) главный специалист 3 разряда;

15) ведущие специалисты 1, 2 и 3 разрядов;

16) старшие специалисты 1, 2 разрядов;

17) специалист 1 разряда;

2. В главном следственном управлении (следственном управлении) Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации и приравненном к нему специализированном (в том числе военном) следственном управлении (следственном отделе) Следственного комитета Российской Федерации:

1) начальник отдела;

2) заместитель начальника отдела;

3) начальник отдела в управлении;

4) заместитель начальника отдела в управлении;

5) главный специалист;

6) ведущий специалист;

7) старшие специалисты 1 и 2 разрядов;

8) специалисты 1 и 2 разрядов;

3. В межрайонном следственном отделе, следственном отделе по району, городу (административному округу, закрытому административно-территориальному образованию) и приравненном к нему специализированном (в том числе военном) следственном отделе Следственного комитета Российской Федерации:

1) главный специалист;

2) ведущий специалист;

3) старшие специалисты 1 и 2 разрядов;

4) специалисты 1 и 2 разрядов.

II. Должности федеральной государственной службы, по которым предусмотрено присвоение специальных званий:

1. В центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации:

1) помощник руководителя главного управления;

2) помощник руководителя управления;

3) помощник следователя;

4) помощник следователя - криминалиста;

2. В главном следственном управлении (следственном управлении) Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации и приравненном к нему специализированном следственном управлении, следственном отделе, межрайонном следственном отделе, следственном отделе по району, городу (административному округу, закрытому административно-территориальному образованию) и приравненном к нему специализированном следственном отделе Следственного комитета Российской Федерации:

1) помощник следователя;

2) помощник следователя - криминалиста;

3. В научных и образовательных учреждениях Следственного комитета Российской Федерации:

3) директор института;

4) заместитель директора института;

5) директор кадетской школы (школы-интерната);

6) первый заместитель директора кадетской школы (школы-интерната);

7) заместитель директора кадетской школы (школы-интерната);

8) ученый секретарь;

9) декан факультета;

10) директор филиала;

11) заведующий: кафедрой, научно-исследовательским отделом, лабораторией;

12) заместитель заведующего лабораторией;

13) помощник ректора;

15) главный научный сотрудник;

17) ведущий научный сотрудник;

18) старший научный сотрудник;

19) старший преподаватель;

20) старший воспитатель;

23) научный сотрудник;

25) младший научный сотрудник;

26) руководитель отдела;

27) заместитель руководителя отдела;

28) руководитель отделения;

29) заместитель руководителя отделения;

30) старший инспектор;

31) старший методист;

33) помощник директора кадетской школы (школы-интерната);

4. В иных учреждениях и организациях Следственного комитета Российской Федерации:

Следственные подразделения МВД от элиты до падения в пропасть

6 апреля отмечают профессиональный праздник сотрудников следствия МВД РФ.

Для начало хотелось бы дать небольшую историческую справку.

Историческая справка

До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.

Число следователей устанавливалось в зависимости от количества уголовных дел, имевшихся в каждом уезде. Судебные следователи подчинялись министерству юстиции, однако назначались, перемещались и увольнялись губернатором по согласованию с губернским прокурором.

Большинство следователей не имело юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях – до 200-400 дел. Обслуживаемые участки составляли порой не одну тысячу квадратных верст.

С 1864 года следователи стали назначаться бессрочно Императором по представлению министра юстиции. Ужесточились и требования к кандидату на должность следователя: он должен был иметь высшее юридическое образование и прослужить по судебной части не менее трех лет. В его обязанности входило с полным беспристрастием выяснять обстоятельства, как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его. При этом он мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания, а также поручать полиции производство дознания и собирание иной информации.

После революции 1917 года новая власть упразднила прежний институт следователей. Функции следствия стали выполнять специальные комиссии при городских и районных советах, которые коллегиально рассматривали дела и принимали по ним решения. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии. В своей деятельности эти органы руководствовались исключительно революционным правосознанием.

В соответствии с Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 года и № 3 от 20 июля того же года в России образовались следственные комиссии окружных судов, в компетенцию которых входило расследование убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбойных нападений, фальшивомонетничества и спекуляций, а также наиболее сложных дел, подсудных уездным и городским судам. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.

Следственные комиссии в полном составе возбуждали и прекращали уголовные дела, избирали и изменяли меру пресечения, выносили постановления о предании суду.

В 1919 году практика коллегиального расследования была прекращена. Производство предварительного следствия возлагалось на действовавших единолично следователей, которые состояли при революционных военных трибуналах, созданных годом ранее. Но уже 21 августа 1920 года Положениями о местных органах юстиции и о народном суде РСФСР от 20 октября того же года учреждаются должности народных следователей, состоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции.

Следователи руководили действиями розыскных аппаратов и могли проверять любой акт органа дознания. Указания следователей при производстве расследования были обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и учреждениями. Однако в мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия, право давать указания по ряду вопросов, связанных с осуществлением процессуальной деятельности следователя, специальным Положением возлагается на прокуратуру.

В сентябре 1928 года следователи были полностью выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров.

Но на практике большинство уголовных дел расследовалось милицией. Непосредственно перед Великой Отечественной войной в уголовном розыске и отделах БХСС ведомственным приказом были созданы следственные аппараты.

В послевоенный период по основной массе общеуголовных преступлений производилось дознание. Следователи оставались в органах прокуратуры, но фактически, по-прежнему в более чем половине уголовных дел предварительное следствие осуществлялось органами милиции.

В соответствии с Основами уголовного судопроизводства СССР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960 года правом производства предварительного следствия наделялись только следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности.

В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Между тем, органы милиции, ранее занимавшиеся расследованием преступлений и имевшие специалистов с необходимой профессиональной подготовкой и опытом работы, по закону могли выполнять лишь отдельные поручения следователей и не имели право вести предварительное следствие в полном объеме.

Поэтому 6 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик передал право производства предварительного следствия Министерству охраны общественного порядка СССР (позднее - МВД СССР). По сути, введение этого Указа в действие означало начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Будущее показало, что такое решение оказалось вполне оправданным. За полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

Это все история, но что же мы имеем сейчас на практике

Дело в том, что в настоящее время в России существует всего 3 следственных органа, а именно:

  • Следственный комитет.
  • Следственный департамент МВД.
  • Следственные подразделения ФСБ.

УПК РФ не выделят между следователями этих подразделений особых отличий, а именно в статье 38 УПК РФ сказано следующее.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Исходя из вышеуказанного, все следователи должны обладать единым правовым статусом, однако на практике это совсем не так.

Возьмем хотя бы процессуальные гарантии.

Согласно статье 477 УПК РФ, следователь отнесен к числу лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, и, по сути, для следователя МВД РФ это единственная статья, которая хоть как-то раскрывает его особый статус.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей и используемых ими транспортных средств, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления

Кроме того, важно понимать, что СК РФ – это САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ ОРГАН, который подчиняется напрямую Президенту России.

Как же обстоят дела с этим в следственных подразделениях МВД РФ

Все очень и очень печально из-за той самой приставки МВД. Дело в том, что СД МВД РФ хоть и является по сути независимым подразделением, но самое его нахождение в этой структуре противоречит здравому смыслу.

Поясню на практике.

Обычный следователь МВД РФ – кому он подчиняется? Думаете, руководителю следственного органа и все?

Начальник полиции, как правило, – бывший опер, а значит, он в любых спорах будет на стороне оперативных подразделений. Это касается и вопросов сопровождения уголовных дел, конвоирования, а также исполнения поручений.

Денежное довольствие

Средний размер денежного довольствия лейтенанта юстиции с выслугой не более 5 лет составляет в регионах 36 000 рублей, в то время как денежное содержание лейтенанта юстиции в СК РФ составляет порядка 60 000 рублей. РАЗНИЦА ПРАКТИЧЕСКИ В 2 РАЗА. О чем говорить, если оперуполномоченный лейтенант полиции получает в среднем 40 000 рублей (на 6 тысяч рублей больше) при том, что тот, по сути, является дознавателем.

Это главное обстоятельство, способствующее совершению коррупционных преступлений.

И это все при том, что в настоящее время следователями ОВД расследуется более 80 процентов всех преступлений.

К завершению

В следственных отделах в настоящее время – полнейший недобор, никто не хочет идти туда работать. Молодые следователи после академий МВД РФ увольняются, не проработав и полугода. Их даже не останавливает огромная денежная выплата за обучение при увольнении.

Когда-то следователи были интеллектуальной элитой МВД РФ, сейчас же это как помойная яма, куда опера скидывают пустые недоработанные материалы проверки на возбуждение. Если так и пойдет дальше, то я не знаю, кто будет выезжать на кражи, разбои, кто будет бороться со сбытчиками наркотиков. Уровень и качество расследования упал: старики бегут на пенсию, учить становится просто некому.

В завершение, хотелось бы пожелать удачи и крепкого здоровья сотрудникам и ветеранам следствия МВД РФ.

Читайте также: