Как правильно называется должность руководитель филиала
Обновлено: 30.06.2024
Эта статья будет полезна для руководителей компаний с разветвленной структурой, в которой есть несколько филиалов или несколько магазинов в розничной сети – там, где функциональное подчинение гарантированно встречается.
Также статья полезна и руководителям компаний с простой структурой, чтобы повысить компетентность сотрудников за счет применения функциональных руководителей там, где они обычно не применяются по незнанию о такой возможности.
Начнем с определений
Административный руководитель – руководитель подразделения, который отвечает за общую организацию деятельности сотрудников подразделения, за объем поставленных задач подчиненным и их результаты, а также за исполнение сотрудниками подразделения всех правил (требований), принятых на предприятии. Фактически административный руководитель – владелец ресурса – рабочего времени своих подчиненных.
Функциональный руководитель – руководитель, который организует деятельность сотрудника, выполняющего функцию в зоне компетентности данного руководителя. Функциональный руководитель не владеет ресурсом какого-либо времени сотрудника, он вынужден получить данный ресурс от административного руководителя. Именно здесь возникает конфликт интересов.
Определения административный руководитель и функциональный руководитель взяты из Словаря терминов для бизнеса, который преимущественно наполнен моими авторскими терминами.
Обычно административный руководитель одновременно является и функциональным. Например, главный бухгалтер – административный руководитель для бухгалтера-кассира, а также в качестве функционального руководителя компетентен в организации его труда; руководитель отдела продаж – административный руководитель для менеджера по продажам, а также должен уметь организовать его работу с клиентами.
Но есть случаи, когда для сотрудника административный руководитель один, а функциональный другой. Например, в сети магазинов административным руководителем кассира в магазине будет управляющий магазина, а функциональным – главный бухгалтер, так как именно он компетентен грамотно организовать работу с кассой и с документацией.
Теперь последовательно рассмотрим проблемы всех трех категорий предприятий:
- компании с филиалами;
- компании с сетью розничных магазинов;
- компании, сотрудники которой находятся в одном месте.
Проблема компаний с филиалами
Для чего Директору по продажам нужно вклиниваться в административные связи (черные стрелки на схеме), нарушая принятые нормы субординации? Очевидно, его обязанность организовать продажи во всех филиалах. Он нужен Генеральному директору как компетентный организатор продаж компании. Предположу, именно поэтому и ввели должность Директора по продажам, которая не всем пришлась по вкусу в приведенной схеме.
Директор по продажам – это классический функциональный руководитель с удаленными ресурсами, разбросанными по филиалам.
Зачем нужен функциональный руководитель
Разберемся с зонами ответственности каждого из участников отношений и с требованиями к их компетентности.
Генеральный директор отвечает за организацию работы всего предприятия, за правильное и бесконфликтное взаимодействие всех со всеми как по вертикали, так и по горизонтали – между участниками бизнес-процессов. Получение плановой прибыли предприятием – результат управленческой деятельности Генерального директора.
Директор по продажам отвечает за организацию работы всей коммерческой службы, которая физически представлена Отделами продаж в филиалах. Плановая выручка и плановая маржа всех отделов продаж – результат управленческой деятельности Директора по продажам.
Управляющий филиалом отвечает за организацию работы филиала, в большей степени хозяйственную: взаимоотношения с внешней средой, наличие нужных помещений, оборудования и других ресурсов, а также качественный состав команды филиала. Обычно такому руководителю некогда думать о продажах, да и вряд ли он компетентен в их организации. Порядок в работе филиала, своевременное и качественное исполнение заказов клиентов на территории филиала – вот результат управленческой деятельности Управляющего филиалом.
Итак, как было сказано выше, для Генерального директора Директор по продажам – в первую очередь, компетентный специалист по организации продаж. Должен снять большую головную боль по работе с продавцами на местах.
Для Руководителя отдела продаж Директор по продажам – поставщик технологии продаж, наставник и требовательный контролер результатов. Результаты РОПа и его сотрудников нужны Директору по продажам не меньше самого РОПа и менеджеров. Отвечают за одно и то же, но в разных масштабах.
Возможные решения проблемы
Всегда хочется простых решений. Выполнил несколько понятных действий и проблема решена. К сожалению, без устранения причины возникновения проблема не может быть решена.
Проблема в нашей ситуации с филиалами – отсутствие легитимности у функционального руководителя. Директор по продажам есть, обязанности у него есть, прав недостаточно.
1-й вариант решения. Перекроить структуру административной подчиненности. Смотрим схему 3:
Практическое задание: в данной схеме Директор по продажам должен отвечать за хозяйственные вопросы в филиалах, так как теперь Управляющий его непосредственный подчиненный? По логике да. А вы как считаете? Обоснуйте свое мнение.
Но есть еще одна нестыковка. Проблема с правами функциональных руководителей все-равно не решена. Мы забыли про других ТОП-менеджеров. Например, про Финансового директора и его отношения с Главными бухгалтерами филиалов (красная стрелка на схеме 4). Он же тоже функциональный руководитель для главбухов на местах? Как быть с ним?
2-й вариант решения. Узаконить статус функционального руководителя в вашей системе управления. Сохранить вариант схемы 2, когда административные руководители управляют всеми сотрудниками на местах, а функциональные руководители организуют работу сотрудников по своим функциям.
Примеры формулировок в Должностном функционале
Как это все выглядит в документе? Смотрим на примерах.
В функционале Руководителя отдела продаж указываем ключевые договоренности по его зоне ответственности, категории должности и руководителях, которым он подчиняется административно и функционально.
В назначении должности Директора по продажам фиксируем аналогичную ответственность, но большего масштаба.
В круге задач Директора по продажам запишем задачу по обеспечению продавцов актуальными технологиями продаж и работы с клиентами.
В круге задач Руководителя отдела продаж запишем задачу по обеспечению точного выполнения продавцами технологии продаж, создаваемой под руководством Директора по продажам.
После того, как прописали в функционалах нужные формулировки, добейтесь, чтобы они работали. Хотя внедрение — это уже другая история. Обращайтесь за профессиональной поддержкой при внедрении!
В продолжении статьи рассмотрим еще два случая применения функционального подчинения:
- для компании с сетью розничных магазинов;
- и для компании, сотрудники которой находятся в одном месте.
Главные темы месяца
Простой казалось бы вопрос, но не могу решить как лучше сделать.
Если создается, например, учебно-методический отдел. Вводится должность начальника в этот отдел.
Как правильнее назвать должность в штатном расписании - "начальник отдела" или "начальник учебно-методического отдела"?
Начальники были во времена СССР
Согласуйте наименование должности "Руководитель учебно-методического отдела"
Цитата |
---|
parasenok1 пишет: Начальники были во времена СССР Согласуйте наименование должности "Руководитель учебно-методического отдела" |
NOOM, я бы ввела : Начальник отдела. Обычно не расписывают
Цитата |
---|
NOOM пишет: начальник учебно-методического отдела |
Цитата |
---|
NOOM пишет: Как правильнее назвать должность в штатном расписании - "начальник отдела" или "начальник учебно-методического отдела"? |
Цитата |
---|
NOOM пишет: начальник учебно-методического отдела |
Именно так, потому что просто "отдел" - это непонятно что. Может быть какой угодно.
Цитата |
---|
parasenok1 пишет: Корректно использовать "Руководитель" |
Как человек, отработавший n-количество лет в научно-методическом отделе, могу сказать, что лучше Руководитель. У нас был заведующий НМО.
Обоснование какое? ПРАВИЛЬНО - это когда есть НПА. В данному случае НПА быть не может . Может быть ссылка например на КС, но они РЕКОМЕНДОВАНЫ. Лучше то чем.
а у нас начальник, а у Феди руководитель. Но это не значит что какое-то из названий ЛУЧШЕ. Работодатель сам определяет название должности и лучше оно или хуже - стаж идет, льгот нет никаких.
Обоснование какое? ПРАВИЛЬНО - это когда есть НПА. В данному случае НПА быть не может . Может быть ссылка например на КС, но они РЕКОМЕНДОВАНЫ. Лучше то чем.
НПА - нормативно правовые акты. Странный вопрос для
Цитата |
---|
Catiche пишет: Как человек, отработавший n-количество лет в научно-методическом отделе, |
Цитата |
---|
Catiche пишет: Как человек, отработавший n-количество лет в научно-методическом отделе, |
В принципе, я согласна со Снеженкой, только вот подумала. Допустим, я издаю приказ об изменении рабочего времени начальнику отдела кадров. Тогда в приказе писать - "Изменить режим рабочего времени Начальнику отдела кадров Отдела кадров" - ведь я по сути должна писать во всех кадровых документах должности согласно штатному расписанию полностью, так же как и отдел, так ведь?
Цитата |
---|
NOOM пишет: Изменить режим рабочего времени Начальнику отдела кадров Отдела кадров\ |
Нет конечно. Отдел пишем только в трудовой (в такой формулировке) "Принят в отдел кадров на должность начальника отдела кадров". Что касается приказов, то отдел указываем только в отдельных строках (например командировка, поощрение : есть строка отдел, есть должность. Вот там и пишем.
Цитата |
---|
NOOM пишет: Изменить режим рабочего времени Начальнику отдела кадров Отдела кадров\ |
согласна, но ведь есть и приказы в свободной форме. Или скажем - очень длинные названия отделов - вот у нас будет Отдел по развитию информационных технологий в образовании. В трудовой книжке будет: "Принят в отдел по развитию информационных технологий в образовании на должность начальника отдела по развитию информационных в образовании" - брррр:o
Цитата |
---|
NOOM пишет: но ведь есть и приказы в свободной форме |
Вот так и будете писать - просто название должности. Где есть требование, что в приказе должно указываться название отдела. Нет такого требования. А в названии должности уже присутствует отдел.
Цитата |
---|
NOOM пишет: Принят в отдел по развитию информационных технологий в образовании на должность начальника отдела по развитию информационных в образовании |
Цитата |
---|
NOOM пишет: но ведь есть и приказы в свободной форме |
Вот так и будете писать - просто название должности. Где есть требование, что в приказе должно указываться название отдела. Нет такого требования. А в названии должности уже присутствует отдел.
Цитата |
---|
NOOM пишет: Принят в отдел по развитию информационных технологий в образовании на должность начальника отдела по развитию информационных в образовании |
хотя уж если совсем следовать этой логике, то и зам, и должности всех специалистов отдела должны называться полностью - "специалист такого-то отдела". Но наверное я слишком заморачиваюсь. Просто хотелось выработать единый подход к названиям всех должностей)
Цитата |
---|
NOOM пишет: и зам, и должности всех специалистов отдела должны называться полностью - "специалист такого-то отдела". |
Как придумать название должности без справочников
Решить эту задачу вам помогут рекомендации из этой статьи.
Частично они взяты из нормативной документации, частично из практики работы.
Названия должностей бывают базовые и производные, в производных названиях необходимо правильно использовать слова-дополнения.
Кроме того, есть специальные слова, которые принято использовать в названиях должностей.
Всегда помните про основной принцип выбора названия должности — наименование должности должно соответствовать содержанию выполняемой работы.
Следуя этому принципу и понимая логику формирования названий должностей, придумать название должности несложно.
Базовые и производные названия должностей, варианты производных названий должностей
Названия должностей бывают базовые и производные.
Базовые названия должностей состоят из одного слова, характеризующего типовой вид работ, выполняемых должностью.
Очень часто базового названия бывает достаточно для того, чтобы корректного назвать должность.
Примеры базовых должностей – директор, секретарь, архивист, дизайнер, мастер, преподаватель, верстальщик и т.д.
Производные названия должностей, как правило, состоят из базового названия, определяющего типовой вид работ и слов-дополнений, а иногда даже словосочетаний, необходимых для идентификации должности.
С помощью слов-дополнений описывается характер выполняемой трудовой функции, указывается специальность или специализация, сфера деятельности, режим и (или) место работы и т.д.
Какие варианты производных названий должностей чаще всего используются на практике:
1) названия с указанием в наименовании должности содержания работы и/или выполняемых функций, например, финансовый директор, директор по маркетингу, инженер-сметчик, финансовый контролер, инженер по охране труда и технике безопасности, инспектор по кадрам, учитель математики, процедурная медсестра, бухгалтер по расчету заработной платы;
2) названия с указанием на принадлежность к определенному подразделению, наименование которого содержит выполняемые должностью функции, например, контролер отдела технического контроля, начальник отдела маркетинга, директор школы, секретарь отдела продаж; заведующая детским садом, начальник отдела кадров, управляющий филиалом и т.д.
3) названия с указанием статуса должности по отношению к другим должностям, близким по содержанию выполняемой работы, например, генеральный директор, заместитель директора, старший бухгалтер, ведущий инженер; помощник директора.
4) названия с указанием трудовой функции, выполняемой сразу по нескольким должностям, например, дизайнер-верстальщик, водитель-экспедитор, инженер-экономист, педагог-психолог и т.д.
Вполне допускается сочетание перечисленных вариантов друг с другом.
Правила использования отдельных слов в названиях должностей
Кроме соблюдения общих требований к благозвучию и легкопроизносимости названий должностей, стоит следовать еще некоторым рекомендациями:
1. Нежелательно использование наименований должностей, включающих в себя, кроме базового наименования, более трех слов, включая предлоги, а также использование иностранных слов и/или аббревиатур.
2. При определении у должности трудовой функции по двум или нескольким должностям наименование может быть установлено:
– по одной из должностей с учетом наибольшего удельного веса выполняемых работ;
Не забудьте, что, согласно части второй ст. 59 ТК РФ, с заместителями руководителей можно заключить срочный трудовой договор, а также установить больший срок испытания и уволить по специальным основаниям (например, указанным в ч. пятой ст. 70 ТК РФ).
В качестве дополнения используется полное наименование должности руководителя или специалиста.
О чем еще стоит помнить, придумывая название новой должности
Руководителями являются и президенты, и директора, и начальники отделов.
Поэтому если вы используете это слово в названии должности, то это не то, чтобы совсем плохо, но не очень хорошо.
Думаю, перечисленных выше рекомендаций достаточно, чтобы придумать название любой должности.
В заключение
Эта статья является продолжением материала Как правильно назвать должность.
Если вы хотите проверить, нет ли вашей должности в Списках 1 и 2 и разобраться, как правильно назвать должности, в отношении которых квалификационные требования закреплены законодательно, читайте статью Про обязательные названия должностей.
Если хотите выбрать название должности с помощью справочников и профессиональных стандартов — читайте об этом в статье Как найти название должности в профессиональных стандартах и справочниках.
Вот ссылки на hh, superjob и rabota, — воспользуйтесь опытом тех, кто уже придумал названия должностям.
Автор: Денис Карандашев
Ежегодно в декабре – начале января практически все службы и структурные подразделения предприятий и организаций так или иначе задействованы в разработке одного из самых важных локальных нормативных актов – штатного расписания. При этом постоянно возникают вопросы с наименованием должностей, построением организационной структуры и правильной комплектацией соответствующих структурных подразделений. Между тем все вышеперечисленные вопросы необходимо учесть и правильно разрешить как раз при составлении штатного расписания.
Цена вопроса
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 19 Трудового кодекса (далее – ТК) одним из обязательных условий трудового договора является положение о трудовой функции работника, под которой понимается работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией. Данная норма ТК также устанавливает, что наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством.
Как показывает практика, далеко не все наниматели понимают смысл приведенного требования ТК, а многие даже не представляют себе тех последствий, к которым могут привести нарушения указанной нормы. А последствия могут быть ощутимыми как для нанимателя, так и для работника. И, следует полагать, именно в целях защиты прав работника государство считает необходимым строго регламентировать данные вопросы. Ведь такая, казалось бы, безобидная вещь, как неверное наименование должности, может, к примеру, нарушить право работника на справедливое вознаграждение за свой труд, не говоря уже о том, что у работника в будущем могут возникнуть проблемы с исчислением стажа – как общего (при выходе на пенсию), так и по определенной специальности (профессии).
Для нанимателя же последствия нарушения нормы п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК могут вылиться в крупные штрафы. Законодательство не предусматривает специальной санкции за неправильное наименование должности. Однако п. 4 ст. 9.19 КоАП установлена ответственность нанимателя за иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16–9.18 и ч. 1–3 ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику, – наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин. Таким образом, можно предположить, что если в результате неправильного наименования должности работнику причинен какой-либо вред, о котором говорилось выше, возникают основания для применения к нанимателю указанной санкции.
Поэтому тем, кто раньше не заострял внимания на таких вопросах и считал их незначительными, настоятельно рекомендуем при составлении штатного расписания провести тщательную ревизию наименований должностей своих работников и привести их в соответствие с требованиями законодательства.
Общие требования
к наименованиям должностей
Важно знать, что применение всех упомянутых выше документов, вопреки широко распространенному заблуждению, является обязательным в организациях независимо от их организационно-правовых форм, в которых трудовые отношения основаны на трудовом договоре (контракте).
Во всех случаях должности служащего присваивается ее базовое (типовое) наименование согласно ОКПД (например, инженер, экономист, врач, мастер и т.д.), а при необходимости – полное. Под базовым наименованием должности понимается основное наименование должности служащего, которое содержится в ОКПД и определяется в соответствующей квалификационной характеристике. Полное наименование должности служащего – это конкретное наименование должности служащего, уточняющее характер выполняемой им трудовой функции, специальность, сферу деятельности, режим и (или) место работы и др. Оно устанавливается путем добавления к базовому наименованию должности дополнительных сведений, а также наименований производных должностей согласно таблице 11 ОКПД. При этом соответствующее дополнение к базовому наименованию должности может быть помещено непосредственно в нем, после него, а также перед ним.
Если служащий выполняет две или несколько трудовых функций, наименование должности устанавливается с учетом наибольшего удельного веса работ, выполняемых в пределах той или иной функции. В исключительных случаях могут устанавливаться двойные наименования должностей: художник-модельер, секретарь-референт и т.д. Условие установления таких двойных наименований – наличие составляющих этих наименований в ОКПД и выполнение служащими в пределах этих функций работ (обязанностей), родственных по содержанию и равных по сложности в рамках одной специальности и квалификации.
Рассмотрим особенности, которые следует учитывать при наименовании должностей служащих в коммерческих организациях.
Руководители организаций
и их заместители
Наименования должностей руководителей классифицируются в зависимости от объекта руководства:
– руководители организации – это лица, осуществляющие непосредственное управление организацией (директор, управляющий и т.п.);
– руководящие работники организации – лица, назначенные в установленном порядке в качестве заместителей руководителя организации, с определенными административными функциями и направлениями работы, имеющие право в пределах своих полномочий осуществлять действия от имени организации, представлять ее интересы во взаимоотношениях с иными организациями, включая судебные (заместитель директора, главный инженер и т.д.).
К категории 1 относятся также руководители структурных подразделений, но о них поговорим ниже.
Наименование должности руководителя зависит от уровня управления, организационной структуры, характера полномочий, ответственности и других факторов (руководитель организации, руководитель обособленного подразделения, руководитель структурного подразделения, другие руководители, их заместители). В связи с этим следует иметь в виду, что такая, например, должность, как генеральный директор, устанавливается для руководителей организаций, имеющих в структуре дочерние предприятия и обособленные подразделения (филиалы, представительства), а без таковых должность будет именоваться просто директор. Поэтому, если ваш шеф, желая возвысить свой статус, назвал себя не соответствующим образом, попытайтесь как-то ему об этом сказать.
Часто приходится сталкиваться с вопросом: сколько заместителей может быть у руководителя? Четких требований законодательство по этому поводу не устанавливает. Обычно количество заместителей руководителя организации устанавливается нанимателем в зависимости от количества осуществляемых видов и направлений деятельности, структурных подразделений, списочной численности работников и выполняемых функций.
Заметим, что ЕКСД не содержит таких наименований должностей, как финансовый директор, коммерческий директор, директор по продажам, директор по персоналу и т.д. Поэтому если у вас в штате имеются вышеперечисленные должности, то их следует переименовать в заместителей директора (генерального директора, заведующего, начальника и т.д.) по соответствующему направлению деятельности.
Согласно действующему законодательству директор в организации может быть один – руководитель юридического лица или обособленного структурного подразделения (представительства, филиала). И никаких коммерческих, финансовых и пр. директоров!
При этом следует учитывать, что наличие в штате, к примеру, таких двух должностей, как заместитель директора по коммерческим вопросам и заместитель директора по продажам, явно нелогично, поскольку функциональные обязанности подобных заместителей если не идентичны, то во многом пересекаются. В таком случае стоит пересмотреть структуру организации, в результате чего выявится, что один из замов по своим функциональным обязанностям, уровню управления, компетенции соответствует должности не выше начальника структурного подразделения.
Руководители структурных подразделений
Руководители структурных подразделений – это лица, назначенные руководителем организации для управления деятельностью структурного подразделения (начальник, мастер, заведующий и т.п.), а также их заместители.
Перед тем как определиться с наименованием должности руководителя структурного подразделения, следует четко выстроить организационную структуру предприятия, привести ее в строгое соответствие с требованиями действующего законодательства, принимая во внимание направления деятельности данных подразделений и степень их взаимодействия (взаимозависимости). Еще несколько лет назад законодательством было установлено четкое требование, согласно которому при создании структурных подразделений необходимо было учитывать следующие нормы управляемости:
– управление, служба могли создаваться при наличии в их штате не менее 7 штатных единиц, включая должность руководителя;
– отдел мог создаваться при наличии в его штате не менее 4 штатных единиц, включая должность руководителя;
– сектор (бюро, группа) мог создаваться при наличии в его штате не менее 3 штатных единиц, включая должность руководителя.
Сегодня такие требования отсутствуют. Однако мы рекомендуем придерживаться вышеприведенных нормативов, а также того положения, когда при необходимости в составе структурных подразделений с учетом вышеназванных норм управляемости создаются:
– в управлении (службе) – отделы, секторы (бюро, группы);
– в отделе – секторы (бюро, группы).
Иначе у вас в организационной структуре будет полный беспорядок.
При построении организационной структуры необходимо помнить, что от нее зависят не только заработные платы некоторых работников, но и управляемость предприятия. В связи с этим заметим, что организации вовсе не обязательно, как это часто встречается, иметь несколько родственных по своим функциям отделов, например, несколько отделов продаж – отдел активных продаж, отдел телефонных продаж, отдел интернет-продаж, отдел региональных продаж и т.п. Отдел продаж в данном случае должен быть один, но он может подразделяться на секторы (бюро, группы) исходя из специфики работы каждого (сектор телефонных продаж, сектор активных продаж и т.д.).
На руководителей структурных подразделений организации должностные инструкции, как правило, не разрабатываются. Их права, обязанности, полномочия и ответственность указываются в соответствующем положении о структурном подразделении.
Специалисты
В характеристиках должностей специалистов ЕКСД предусматривает в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование: без категории, вторая, первая категория. Для присвоения специалистам категорий требуется проведение аттестации. Однако эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.
Филиалы, представительства и другие виды обособленных подразделений выполняют часть функций организации, не считаясь при этом самостоятельными юридическими лицами. Необходимо понимать, что из-за неудачных решений руководителей этих структурных единиц может понести убытки вся компания.
Можно ли требовать от директора обособленного подразделения возмещения потерь — рассказываем в этом материале.
Что такое обособленное подразделение
Так, обособленное подразделение, согласно п.2 ст. 11 Налогового кодекса РФ , имеет характерные признаки:
- его местоположение отдельно от головного офиса;
- в обособленном подразделении есть стационарные рабочие места, созданные на срок больше 1 месяца.
Этих двух фактов достаточно для того, чтобы налоговая признала обособленное подразделение таковым, даже если в Уставе ООО о нем ничего не сказано, и поставила его на учет.
Важно!
Филиал и представительство всегда являются обособленным подразделениями, но не все обособленные подразделения — это представительства и филиалы.
Филиал — это обособленное подразделение компании, которое наделено полномочиями осуществлять такие же функции (или их часть), как и головной офис, в том числе функции представительства.
Представительство — это обособленное подразделение компании, которое представляет ее интересы и осуществляет их защиту.
Для филиалов и представительств Гражданским кодексом РФ установлены требования:
- юридическое лицо обязано разработать положения о деятельности филиала/представительства;
- о факте создания филиала должна быть внесена запись в ЕГРЮЛ;
- директора филиала/представительства назначают руководители головной организации.
Абзац второй статьи 19 НК РФ говорит о том, что обособленные подразделения компаний, являясь их частью, обязаны уплачивать налоги и сборы по месту своего нахождения. Вместе с тем, они не являются самостоятельными налогоплательщиками.
Обособленные подразделения могут как вести отдельный баланс, так и не вести. Из балансов всех обособленных подразделений и головной компании составляется консолидированный баланс организации.
Важно!
Полномочия руководителя обособленного подразделения не могут основываться лишь на указаниях в учредительных документах юрлица или положении о представительстве, а должны быть подтверждены соответствующей доверенностью.
Обязанности директора обособленного подразделения
На должность руководителя обособленного подразделения назначают физическое лицо. К слову, заключать с индивидуальным предпринимателем договор оказания услуг по управлению обособленным подразделением закон не запрещает. В таких случаях ИП придется регулярно отчитываться об оказанных им услугах, а головному офису — подписывать акты сдачи-приемки оказанных услуг, оплачивать их.
В должностной инструкции директора обособленного подразделения обычно указывают такие обязанности, как:
- обеспечение хозяйственной деятельности;
- проведение обучение, инструктажа и проверки знаний по охране труда работников;
- обеспечение выполнения обособленным подразделением поставленных задач, функций, обязательств, возложенных головной организацией;
- контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности;
- контроль за трудовой дисциплиной и т.д.
Виды ответственности руководителя обособленного подразделения
Напомним, что юридическое лицо несет полную ответственность за деятельность своих обособленных подразделений. Ответственность генерального директора (как должностного лица) за деятельность филиала может быть гражданской, административной и уголовной.
Остановимся подробнее на видах ответственности руководителя обособленного подразделения:
- Дисциплинарная. Руководитель обособленного подразделения отвечает за то, что входит в его прямые обязанности. То есть от него можно требовать лишь то, что указано в трудовом договоре и должностной инструкции. Соответственно, руководителя можно привлечь к дисциплинарной ответственности за некачественное исполнение своих должностных обязанностей, если он не делает то, что изложено в должностной инструкции и трудовом договоре.
- Материальная. Полную материальную ответственность директор филиала нести не может, поскольку эта должность не включена в Перечень . Но возместить ущерб в полном размере придется, если руководитель обособки:
- умышленно испортил вещь,
- сломал что-то в состоянии алкогольного/наркотического опьянения,
- разгласил коммерческую тайну, потерял вверенные специальным договором ему ценности.
- Административная. Так, на руководителя обособленного подразделения (на отдельном балансе) может быть наложена административная ответственность за намеренное сокрытие дохода, нарушение порядка бухгалтерского учета (или же его отсутствие), искажение отчетов, непредставление в налоговый орган информации (деклараций, отчетов, балансов, расчетов и пр.). Напомним, организовать бухгалтерский учет можно тремя способами — штатная бухгалтерия, бухгалтер по договору оказания услуг, аутсорсинг. Как передать бухгалтерию на аутсорсинг, мы рассказывали здесь.
- Уголовная. Привлечь к уголовной ответственности руководителя филиала организации (да и любого обособленного подразделения), можно за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов путем искажения в документах учетных сведений, только в случае, когда обособленное подразделение ведет самостоятельный баланс. Понятно, что если такие действия были совершены группой лиц, то меры будут суровее. Кроме того, директору обособки, согласно ст. 201 УК РФ , придется отвечать и за использование своих полномочий вопреки интересам компании для личной выгоды или в интересах других лиц, в результате чего организации нанесен существенный ущерб.
Вывод
Руководитель обособленного подразделения несет дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность за свои действия или бездействие.
Уголовная ответственность руководителя филиала ООО наступает за уклонение от уплаты налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды.
Возможность привлечь к ответственности руководителя филиала зависит от того, что написано в должностной инструкции и трудовом договоре.
Отсутствие должностной инструкции или некорректное ее составление приводит к большим сложностям в случае увольнения заместителя по причине недобросовестного исполнения обязанностей. Оценить состояние кадрового делопроизводства может специализированная компания, она проведет кадровый аудит , выявит проблемные точки и даст рекомендации.
Читайте также: